Ал-Ансари ал-ХаравиАл-Ансари ал-Харави, Абу Исмаил ‘Абдаллах б. Мухаммад (1006–1089) — известный суфий-ханбалит, родом из Герата. Отец его был суфием и сам познакомил сына с началами мистицизма. В девятилетнем возрасте ‘Абдаллах начал обучаться хадисам. В 1026 г. в целях продолжения обучения ал-Ансари ал-Харави отправился в Нишапур, затем в Тус и Бистам. В 1031 г. он ненадолго остановился в Багдаде, где посещал занятия видных ханбалитов. Вскоре после этого он встретился со знаменитым персидским суфием Абу-л-Хасаном ал-Харакани. Встреча с этим малообразованным восьмидесятилетним старцем, последователем традиции Абу Йазида ал-Бистами, сыграла решающую роль в его жизни и духовном развитии. Затем он вернулся в Герат, где стал заниматься обучением и вёл активную полемику против му’тазилитов и аш’аритов. С захватом в 1041 г. Восточного Ирана Сельджуками для ал-Ансари ал-Харави начался период гонений — над ним нависла угроза расправы, трижды его ссылали. Последние двадцать лет его жизни, хотя преследования окончательно не прекратились, прошли более спокойно — он пользуется признанием, слава его выходит далеко за пределы Герата, халиф ал-Ка’им посылает ему почётные одежды. В конце жизни он потерял зрение и умер в родном городе, удостоенный титула шейха ал-ислама. Согласно ал-Ансари ал-Харави, суфизм только углубляет понимание Корана и сунны и является их продолжением. Исходя из убеждения, что вера не нуждается в доказательствах разума, которые только разрушают её, ал-Ансари ал-Харави считал спекулятивное богословие «предосудительным новшеством» и боролся с ним всю свою жизнь. В вопросах психотехники он выступал против крайностей Пути, большое значение придавал любви к Богу и призывал учеников постоянно и строго контролировать свои мистические переживания. Биографы единодушно восхваляют его необычайное благочестие и широту познаний во всех областях религиозных наук. Тематика сочинений ал-Ансари ал-Харави, написанных на арабском и персидском языках, отражает его разносторонние интересы. * Старайся оберегать сердца, покрывай недостатки людей и веру за этот мир не продавай! * Кто сделает эти десять качеств своим обычаем, устроит своё дело и в этой и в будущей жизни: с Богом — искренность, с людьми справедливость, с душой — насилие, с дервишами — ласку, с великими — служение, с малыми сострадание, с друзьями — увещевание, с врагами — кротость, с невеждами — молчание, со сведущими — смирение. * Низам спросил: «Что скажешь о мире?» Ответил: «Что можно сказать о вещи, которую приобретают с трудом, хранят с низостью и оставляют с горестью?» * Считай капитал жизни неоценимым сокровищем, а покорность Истине — счастьем. * Не стыдись учиться, ищи спасение души в служении Богу. * Желаний души не исполняй, во всяком деле, которое представится, проси помощи у Истины. * От самоослеплённого невежды сторонись. * Не говори о том, чего не слыхал и не видал. * Не ищи чужих недостатков, смотри на свои. * Пока не спросят, не говори, пока не позовут, не ходи. * Возвышения добивайся путём терпения. * Не будь привержен этому миру. * Неукоснительно приобретай познания, к покорности будь алчен. * Людей чрезмерно не хвали. * Тайно будь лучше, чем явно. * Прощай, дабы тебя прощали. * Собой не похваляйся. * Бедствие считай следствием страсти. * То, чего не желал, не бери, несделанного сделанным не считай. * Сердце не делай игрушкой дива. * Пока не закончишь отчёт своей собственной души, не приступай к другим. * То, что считаешь неприемлемым для себя, не одобряй для других. * Не будь рабом алчности. * Пока можешь, не ешь чужого хлеба, а в своём хлебе никому не отказывай. * Питайся дарами Бога, которые никогда не уменьшаются, подателем считай Бога. * Нищеты не страшись. * Денег под большие проценты не отдавай. * Не помышляй о прибыли, которая даёт убыток в будущей жизни. * Не делай себя пленником похоти. * От друга из-за одной резкости не отрекайся. Друга испытывай во время гнева и раздражения. К друзьям будь мягок во всяком деле. * Невинности по приказу души из рук не выпускай. * Врага, даже ничтожного, не унижай. * С незнакомыми трапезы не разделяй. * Считай лучшим своё малое, нежели чужое многое. * Бесполезной печали к помыслам доступа не давай. * Соблюдай верность обещаниям. * Где бы ты ни был, знай, что Бог присутствует. * Время считай великим благом. * Знай, что щедрость — выполнение обещаний. * Не говори того, что не можешь слышать. * Пока можешь, нужды своей тварям не открывай. * Каждое суфийское переживание отличается глубиной и качественным разнообразием. Только обычные люди считают, что слово однозначно, и видят в том или ином переживании только малое количество одинаково эффективных и целостных смысловых оттенков. Хотя посторонние люди признают сложность и многогранность бытия, они часто забывают об этом, когда сталкиваются с суфийскими материалами. В лучшем случае они могут понять, что это аллегория, но к ней они будут подходить слишком односторонне. * Молчаливость сделай своей привычкой. Пустословие считай началом всех бедствий. * Храни вверенное тебе. * Будь благодарен, но благодарности не требуй. * Не становись рабом людей. * Помощь в нужде считай великим делом. * Знай, что любовь к Богу — в непритеснении других. Знай, что счастье этой жизни и жизни будущей — в общении с мудрыми. * От невежды сторонись. * На словах никого не пристыживай, слов, вызывающих смех, остерегайся. * С людьми бесстыдными и наглыми не видайся, ибо это повлечёт унижение и кару и в этой и в будущей жизни. * О размерах средств своих или нищете никому не говори. * Пока не утихнет гнев, не говори. Будь почтителен ко всем, дабы и к тебе были почтительны. * Много пищи не ешь, ибо это чернит сердце и удерживает от служения Богу. * Считай, что внутренние твои свойства лучше, чем внешние, ибо внешние доступны созерцанию людей, а внутренние — только созерцанию Истины. * Не делай такого дела, которое заставит тебя устыдиться и смутиться перед взором Истины, великой и преславной. * Грешному и порочному я могу показаться злым, но для добрых — милосерден я. * Настоящая любовь не имеет ничего общего с человеческой природой потому, что это птица, которая гнездится в вечности. В ней (любви) беспомощны рассудочность науки, любопытство природы, представление памяти и расчётливость ума. В ней есть боль и горение, есть страдание и радость. * Божественная истина всегда сопутствует ищущему её. Взяв ищущего за руку, она ведёт его в поисках самой себя.
|