Студопедия — Культура как система знаков. Языки культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура как система знаков. Языки культуры






(знать: понятие «языки культуры»; тексты культуры, культурный код, культурные символы)

 

 

Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в ко­торых «зашифрована» социальная ин­формация, т. е. вложенное в них людь­ми содержание, значение, смысл. С возникновением культуры у лю­дей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» фор­ма хранения и передачи информации. Это принципиально новый и несравнен­но более богатый по своим возможнос­тям тип информационного процесса. В культуре информация кодируется внешними по отношению к телу чело­века структурами. Выражая свои мыс­ли и представления в созданных людь­ми знаковых системах, индивид объективирует их. Это значит, что они как бы отделяются от него, приобретают самостоятельное, внеличностное суще­ствование. Они становятся социальной информацией, носителем которой ока­зывается уже не один данный индивид, а общественная культура. Социальная информация, выраженная в знаковых системах, имеетвнегенетический харак­тер. В отличие от биологической, она не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Культура образует специфи­чески человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования — соци­альную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится воз­можным то, что невозможно в живот­ном мире, — историческое накопление и умножение информации, находящей­ся в распоряжении человека как родо­вого существа.

Куль­тура в человеческом обществе включает в себя язык, память, программы переработ­ки информации. Аналогичные компо­ненты характеризуют и культуру. Она дает обществу языки — знаковые си­стемы. Ее необходимым компонентом является социальная память, в ко­торой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся про­граммы человеческого поведения, от­ражающие опыт многих поколений предков. Таким образом, культура вы­ступает как своего рода информацион­ное обеспечение общества.

С информационно-семиоти­ческой точки зрения мир культуры предстает в трех основных аспектах: как мир артефактов, мир смыслов и мир знаков. Феномены культуры - это любые артефакты. АРТЕФАКТ – термин, заимствованный из археологии, обозначающий любой искусственный предмет, объект, идею, образ. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления на­зывают артефактами (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Артефактами — феноменами культу­ры — являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Культура включает в себя не­ только то, что находится вне челове­ка, но и изменения, которые он произ­водит в самом себе, в своем теле и своей душе, в собственном физическом и ду­ховном облике.

Совокупности знаков обра­зуют тексты, в которых содержится социальная информация.

ЗНАК – это материальный предмет, выступающий в качестве носителя информации о дру­гих предметах и явлениях, используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Предмет не может быть зна­ком самого себя. Знак ценен не сам по себе, а как носитель значения. Явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в ко­торых «зашифрована» социальная ин­формация, т. е. вложенное в них людь­ми содержание, значение, смысл.Под естественными знаками по­нимаются вещи и явления природы, это знаки-признаки(дым как знак огня). Какой-либо предмет или действие становятся функциональным знаком, если возникают в процессе человеческой де­ятельности и указывает на способ употребления предмета человеком. Очки — знак слабости зрения и указание на способ его усиления. Вставление ключа в замок означает стремление открыть дверь. Но только конвенциональные знаки отрываются от обязательной («естественной») связи значения со свойством предмета или действия с ним. Связь становится условной. Это

сигналы— знаки извещения или предупреждения (светофор), индексы условные обозначения каких-то предметов или ситуаций (циферблат), образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают (смайлик), символы — знаки, которые не про­сто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают аб­страктные идеи и понятия, связанные с этим объектом ( эмблемы, гербы, ордена, знамена, крест в христианской ре­лигии) и вербальные (словесные - в естественных языках) –самые богатые значением.

ЯЗЫК - система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, самовыражение, средство познания мира, хранения, переработки ин­формации. Выполняет коммуникативную и символическую функцию в культу­ре. Над обычными («первичными») языками (тяготеющими к однозначности употребления знаков и строгой упорядоченности их сочетания) надстраиваются вторичные языки (вторичные моделирующие системы), опирающиеся на правила первичного языка, но порождающие высказывания, несущие новые смыслы, формально не выводимые из первичного кода и даже «нерпавильные»), но доступные для понимания (метафоры, противоречивые высказывания, вымышленные и фантастические сюжеты, мифы, иносказания). Но именно там реализуется творческая природа человеческого мышления.

Важнейшей из знаковых систем является ПИСЬМО - сис­тема записи знаков естественного язы­ка, устной речи. К этому типу знако­вых систем относится также нотная гра­мота, способы записи танца, и т. п.Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем — раз­говорного языка, музыки, танца, — и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем запи­си — одно из величайших достижений человеческой мысли. Особенно боль­шую роль в истории культуры сыгра­ло появление и развитие письменнос­ти. Можно без всякого преувеличения сказать, что только создание ее по­зволило человеческой культуре выйти из начального, примитивного состоя­ния. Без письменности было бы не­возможно развитие науки, техники, искусства, права и т. д. и т. п.

КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА - система духовной культуры, включающая информацию о предметах окружающего мира, представления о его структуре, социальных отношениях, причинах и следствиях протекающих процессов, фундаментальные идее и ценности. Важную роль играют оппозиции (свое-чужое, живое – мертвое, мужское – женское, телесное – духовное). Совокупность представлений о мире с точки зрения собственной культуры (например: картина мира средневекового человека). Воплощается в тексте культуры, сформировавшимся с использованием культурных кодов (набора символов – словесных, поведенческих, религиозных, научных,- передающих информацию внутри группы).

СЕМИОТИКА – дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки — русский, английский и др., а также различного рода искусственные языки — язык математики, химичес­кая символика, «машинные» языки, разнообразные системы сигнали­зации, языки изобразительных ис­кусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и риту­алы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выра­жения какого-то содержания.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия