Студопедия — Эссе по курсу психология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эссе по курсу психология

Эссе по курсу психология

На тему:

«А. П. Чехов. Человек в футляре»

 

Миронова Ксения

группа 1101

 

Многие люди ограничивают себя в поведении, поступках, изречениях. Они все время чего-то опасаются. Некоторые из-за своей неуверенности, у некоторых это заложено в характере, некоторые легко поддаются влиянию, разного рода внушениям. Но, так или иначе, все эти люди живут запретами. Возможно, кто-то боится последствий, кому-то так жить комфортно и они не задумываются, что можно вести себя как-то по-другому, а кто-то просто убежден, что так жить правильно. Но независимо от этого все они загоняют себя в жесткие рамки.

 

Существуют такие люди, которые придерживаются принципа «что не запрещено, то разрешено». Тем самым они делают себя в какой-то степени свободными. Они не держат себя в «ненужных» рамках, как это делают те, кто создает их для себя и загоняет себя в них. Это личный выбор каждого. Неоспоримо то, что существуют общепринятые, общеобязательные для всех рамки – законы, остальное же люди придумывают сами для себя, тем самым усложняя себе жизнь, и, что еще абсурдней, хотят, чтобы все люди держали себя в таких же, придуманных ими рамках.

 

Те же люди, которые живут запретами, обращают пристальное внимание именно на запреты, они не доверяют вещам, которые разрешены, все время ищут в них какой-то подвох. Ведь запрет означает то, что нельзя делать вовсе, а, значит, исключает всякие последствия (независимо от того благоприятные они или негативные); разрешение же скрывает в себе неявные, в большинстве своем непредсказуемые последствия и если совершить это «разрешенное» действие, не знаешь чего следует ожидать после.

 

«-А что из этого выйдет? Нет, лучше этого не делать. И пресечь всякие подобного рода действия со стороны других». Наверняка многих из них посещают именно такие мысли.

 

Наиболее полно, достоверно и реалистично данную проблему иллюстрирует рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре». Центральным персонажем, на которого обращено все внимание читателя, является Беликов, который всю свою жизнь загоняет себя в рамки. «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». Он был преподавателем древних языков и любил все ненастоящее, неявное. Реальность пугала его, зато он любил прошлое. Прошлое и древние языки служили ему еще одним видом оболочки, отличной от излюбленных калош, зонтика и очков. Но однажды к ним в школу приехал учителем географии и истории Коваленко и приехал не один, а со своей прелестной сестрой Варенькой, которая впоследствии очаровала всех без исключения, даже Беликова. Тут со скуки все работники гимназии и по совместительству коллеги Беликова решили женить Беликова на Вареньке, к тому же она была совсем не против. Так бы и сделал он ей предложение, если бы не стечения обстоятельств, которые были совсем некстати. Сначала кто-то нарисовал карикатуру на Беликова и Варвару, затем увидел ее с братом катающихся на велосипедах (что считал непристойным как для учителя, так и для дамы) и последней каплей стало то обстоятельство, что Коваленко спустил его с лестницы, и все бы ничего, да только это увидела Варенька со своими подругами. От одной мысли о том, что об этом узнает весь город, ему стало плохо и, спустя месяц, он умер. «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами».

 

Зигмунд Фрейд считал бессознательное основной и недоступной частью разума человека. Он считал, что это «хранилище» различных эмоций, воспоминаний, побуждений, настолько опасных для человеческого сознания, что они были вытеснены из сознания в бессознательное.Фрейд считал, что все эти «предметы» из «хранилища» невольно выливаются в наше повседневное поведение.

 

«Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей». [V1] Весь тот неосознанный материал может быть выражен в различных формах, к примеру, в символической или замаскированной форме (также как неосознаваемые инстинктивные побуждения выражаются в наших снах или фантазиях). «Спальня у Беликова была маленькая, точно ящик, кровать была с пологом. Ложась спать, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие... И ему было страшно под одеялом. Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко».

 

Если рассматривать это произведение со стороны психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, то поведение Беликова является выражением инстинктов. То есть причиной, заставляющей его все время, независимо от того какая на улице погода (тепло или холодно, дождливо или солнечно) ходить в калошах и с зонтиком, в теплом пальто на вате и надевать темные очки, и постоянно прятать лицо в поднятый воротник, служит причина ослабить напряжение, связанное с раздражающей его настоящей реальностью. Он как будто прятался от окружающих его людей: «когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Говоря иными словами, Беликов таким способом успокаивался. Он вел себя так потому, что его побуждало бессознательное напряжение (а его действия служили цели уменьшения этого напряжения) По Фрейду «инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности»».

 

«Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта — состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Источники инстинктов жизни описывает нейрофизиология (например, голод или жажда). Четкого определения инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне (согласно принципу удовольствия).

 

Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) инстинкта. Действия, ведущие к инстинктивному удовольствию, не обязательно всегда одни и те же. Фактически, объект может меняться на протяжении жизни. Кроме гибкости в выборе объектов, индивидуумы способны откладывать разрядку энергии инстинкта на продолжительные отрезки времени.

 

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1) привязки, или направления энергии на объект (катексис);2) препятствия, мешающего удовлетворению инстинкта (антикатексис).Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению инстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражением инстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный бастион психоаналитического построения системы мотивации.

Наконец, стимул представляет собой количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения инстинкта. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной цели».

[V2]

Также можно рассмотреть другой эпизод рассказа со стороны теории Фрейда. А именно мысли и само поведение Беликова. По Фрейду, Беликов испытывает моральную тревогу. Это эмоциональный ответ, как результат того, что эго возможно понесет наказание от суперэго. Моральная тревога проявляется, когда у суперэго возникает чувство вины, самообвинения или стыда в ответ на стремление эго к безнравственным мыслям или действиям, которые противоречат требованиям суперэго. Суперэго пытается исправить поведение индивида и добиться того, чтобы его поведение соответствовало бы его собственным моральным ценностям. По мере того как развивается суперэго, возникает в дополнение ко всему и социальная тревога, обусловленная страхом быть исключенным из группы (в данном случае Беликов боится быть уволенным с работы, а потому и ставит себя в определенные рамки своих моральных ценностей, чтобы «как бы чего не вышло»). Впоследствии Фрейд убедился в том, что та тревога, которая исходит из суперэго, в конце концов, перерастает в боязнь расплаты за все свершенное и страх смерти.

 

«Самые первые результаты Фрейда в терапии расстройств, которые по своему происхождению были скорее психическими, чем физиологическими, вызвали у него интерес к происхождению тревоги. Эта заинтересованность впервые привела его (в 1890-е годы) к предположению о том, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, являлась следствием неадекватной разрядки энергии либидо. В дальнейшем он заключил, что состояние нарастающего напряжения является результатом не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха. Однако по мере накопления опыта в лечении неврозов Фрейд пришел к пониманию, что подобная интерпретация тревоги и страха является неверной. Спустя 30 лет он пересмотрел свою теорию и пришел к следующему выводу: тревога является функцией эго и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать. Тревога как таковая дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом[V3]».

 

Рассмотрим еще один эпизод рассказа «Человек в футляре». Беликов пытается предостеречь всех и вся от нежелательных, по его мнению, действий, которые могут привести не весть к каким последствиям. « Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и всё говорил, как бы чего не вышло. А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо». В таком его поведении можно проследить один из защитных механизмов эго, а именно – реактивное образование. Реактивное образование или реактивное действие выражается в том, что оно создает в мыслях и поведении человека совершенно противоположные действия (защита эго от запретных импульсов). Данный процесс выражаетсяв двух фазах: первая – подавление неподходящего (неправильного) импульса; вторая – зарождение в сознании совершенно противоположного импульса. То есть Беликов, предостерегая остальных, тем самым, возможно подавлял свои скрытые желания. Например в случае, когда он увидел Коваленко с Варенькой на велосипедах. Он был безумно недоволен тем, что преподаватель разъезжает на велосипеде. «— Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? Им остается только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся!» то же и в разговоре с Варенькиным братом: «— Вы – человек молодой, у вас впереди будущее, надо вести себя очень, очень осторожно, вы же так манкируете, ох, как манкируете! Вы ходите в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а теперь вот еще велосипед.... Что же хорошего?» Возможно, он в какой-то мере завидовал Коваленко и окружающим, что они могут себе позволить какие-то вещи, а он – нет.

 

«Основная психодинамическая функция тревоги — помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время. Защитные механизмы эго помогают осуществлению этих функций, а также охраняют человека от захлестывающей его тревоги. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. Фрейд полагал, что эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты — обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги».

 

«Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое».

 

Если рассмотреть данное произведение согласно классификации типов личностей по Адлеру, мы получим нашего Беликова как человека принадлежащего к избегающему типу людей. Эти люди не обладают ни необходимым социальным интересом, ни активностью, необходимой им для решения важных жизненных проблем. У таких людей отсутствует стремление к успеху, они обладают особенностью убегать от проблем, не находя им решение и социально-бесполезным поведением. Они испытывают страх перед всякого рода неудачами и имеют своей целью не стремление к чему-либо и достижение чего-то, а возможность избегать ситуации, которые могут привести к разного рода неудачам. В этом типе людей мы без труда можем узнать Беликова. К примеру возьмем ситуацию с женитьбой. Он не стремился к семейной жизни, потому что ожидал, как впрочем, и во всем остальном, какого-то подвоха. Чаще всех остальных выражений он употреблял слова «как бы чего не вышло». Он постоянно убегает от проблем, либо вовсе ограничивает себя в поступках, чтобы не совершить ошибку и избежать последствий. Еще одним примером являются его походы в гости. «Было у него странное обыкновение — ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него «поддерживать добрые отношения с товарищами», и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью».

 

«Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии».

 

«Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие».

Согласно теории Юнга об архетипах, архетипом Беликова можно назвать тень. Тень содержит наши социально неприемлемые и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Не исключено, что в бессознательном у Беликова были такого рода мысли и импульсы. В данном случае это немного схоже с мнением Фрейда о механизме защиты, а именно – реактивном образовании.

 

Механизм бегства по Э. Фромму

«Люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других — таким, каким они хотят его видеть» Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре». Так в данном произведении и Беликов перестал быть самим собой.

Социальные типы характера по Э. Фромму

«Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума».

Пожалуй, наш Беликов принадлежит к рецептивному типу характера. «Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни — скорее быть любимыми, чем любить. Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых и сентиментальных. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными».

 

Список источников:

 

1. А. П. Чехов «Человек в футляре»

2. Теории личности_Л. Хьелл, Д. Зиглер

 

 

40% оригинального текста, все остальное- цитаты гигантского бъема без ссылок на источники и не имеющие отношения к анализируемому сюжету

[V1]ссылка?

[V2]ссылка? объем цитаты?

[V3]ссылка? объем цитаты!




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Чтобы успешно освоить нечто и затем с ним работать, очень полезно знать, хотя бы в общих чертах, устройство и функционирование этого объекта | Протокол обследования от 1.01.2002

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия