Единая сервисная шинаПережив несколько поколений различных подходов к интеграции приложений, мировая индустрия программного обеспечения пришла к концепции единой сервисной шины предприятия (Enterprise Service Bus, ESB). С точки зрения архитектуры, ESB — это программное решение, обеспечивающее взаимодействие всех интегрируемых приложений через единую точку, единообразно, предоставляя разработчикам и администраторам унифицированные и централизованные средства разработки, тестирования и контроля протекания всех интеграционных сценариев. Основными компонентами, составляющими современную сервисную шину, являются:
Преимуществами использования единой сервисной шины можно назвать:
Еще одним важным требованием к функционалу ESB-среды является возможность реализации интеграции с внешними организациями — бизнес-партнерами, поставщиками, корпоративными клиентами, удаленными филиалами. Особенностями такой интеграции является непредсказуемое качество каналов, отсутствие гарантий доставки информации и слабая готовность к интеграции как таковой — как правило, организация-партнер предоставляет очень ограниченный спектр форматов обмена данными. На этот случай в составе интеграционной шины должно присутствовать средство построения B2B-взаимодействия, позволяющее осуществлять информационный обмен по открытым, в том числе отраслевым, стандартам, обеспечивать гарантированную доставку, обладать средствами настройки информационного обмена в разрезе конкретного бизнес-партнера и, конечно же, работать в полном соответствии с принципами самой интеграционной платформы, изолируя разработчика интеграционных сценариев от технических деталей взаимодействия с партнером.
Технология ActiveX. ActiveX — фреймворк для определения программных компонентов, пригодных к использованию из программ, написанных на разных языках программирования. Программное обеспечение может собираться из одного или более таких компонентов, чтобы использовать их функциональность. Впервые эта технология была внедрена в 1996 году компанией Microsoft как развитие технологий Component Object Model (COM) и Object Linking and Embedding (OLE) и теперь она широко используется в операционных системах семейства Microsoft Windows[ источник не указан 1143 дня ], хотя сама технология и не привязана к операционной системе. Множество приложений для Microsoft Windows, включая приложения самой компании Microsoft, такие, как Internet Explorer, Microsoft Office, Microsoft Visual Studio,Windows Media Player, используют управляющие элементы ActiveX, чтобы реализовать набор функциональных возможностей и в дополнение инкапсулировать их собственную функциональность в управляющие элементы ActiveX, чтобы предоставить возможность встраивать их в другие приложения. Управляющие элементы ActiveX — это как строительные блоки для программ, они могут быть использованы для создания распределённого приложения (клиент-серверное приложение, использующее технологию распределенных вычислений), работающего через браузер. Примеры включают в себя настраиваемые приложения по сбору данных, просмотру определённых типов файлов и отображения анимации. Управляющие элементы ActiveX сравнимы с технологией Java-апплетов: программисты разрабатывают оба механизма, чтобы браузер мог не только скачать, но и обработать их. Однако Java-апплеты могут работать под любой платформой, тогда как управляющие элементы ActiveX официально обрабатываются только Microsoft Internet Explorer и операционной системой Microsoft Windows. Вредоносное ПО, такое, как компьютерные вирусы и шпионящее ПО, можно случайно установить с вебсайтов злоумышленников, используя технологию управляющих элементов ActiveX. Программисты могут создавать управляющие элементы ActiveX с помощью любого языка программирования, поддерживающего разработку компонентов Component Object Model (COM), включая приложенный ниже список: · C++ · Delphi · Visual Basic ·.NET Framework (C#/VB.NET) Распространённые примеры управляющих элементов ActiveX включают кнопки, списки, диалоговые окна и т. д. Технология ActiveX — средство, при помощи которого Internet Explorer (IE) использует другие приложения внутри себя. С помощью ActiveX IE загружает Windows Media Player, Quicktime и другие приложения, которые могут воспроизводить файлы, внедрённые в веб-страницы. Элементы управления ActiveX активизируются при щелчке по такому объекту на веб-странице, например,.WMV-файлу, чтобы загрузить его для отображения в окне браузера Internet Explorer. Firefox и другие кроссплатформенные браузеры используют программный интерфейс подключаемых модулей Netscape (Netscape Plugin Application Programming Interface, NPAPI). NPAPI выполняет функции, подобные таковым из ActiveX.
Тема 2 «Технология обмена данными OLE» Обмен данными между приложениями. Существует два метода обмена данными между приложениями Windows: • DDE (Dynamic Data Exchange) – динамический обмен данными; • OLE (Object Linking and Embedding) – связывание и внедрение объектов. 1. DDE Первая версия технологии обмена данными. Представляет собой протокол передачи сообщений и создает статическую связь. Отвечает за обмен информацией через буфер обмена (копировать, вырезать, вставить). 2. OLE (OLE1, OLE2) Дальнейшее развитие технологии DDE. Предоставляет функции по связыванию и внедрению объектов. Объект – данные, перемещаемые их одного приложения в другое с сохранением исходного формата. OLE позволяет создать объект в одном из W-приложений и затем вставить его в другой файл. Объекты, создаваемые в разных приложениях, могут быть объединены в один составной документ, который сохраняет связи со всеми исходными приложениями. Составной документ – документ, содержащий один или несколько объектов. OLE позволяет централизовать работу в пределах одного приложения и в одном документе, присоединяя и привязывая объекты из других приложений. Составной документ управляется каким-нибудь одним приложением, а связи обеспечивают пути к другим приложениям, где могут создаваться или редактироваться объекты. Для обмена данными используется технология «клиент-сервер». 2 Клиент – приложение, в котором создан составной документ (документ- клиент), содержащий объекты. Сервер – приложение, которое клиент вызывает для работы с объектом. Сервер Сервер Клиент Сервер Сервер Объекты бывают двух типов: • Связанные – тогда они существуют в отдельных файлах; • Внедренные – находятся внутри основного файла. Соответственно существует два типа связей: Буфер обмена Приложение- клиент Документ- клиент Приложение- сервер Документ- сервер II I I – связь между документом-клиентом и приложением-сервером. Обеспечивает документу-клиенту возможность знать, каким приложением был создан объект. Это – погруженный объект. Он содержит всю информацию из буфера обмена, которая использовалась для создания этого объекта.
Тема 3 Этот стандарт определяет синтаксис и семантику двух языков баз данных: Язык определения схем (SQL-DLL) для объявления структур и ограничений целостности базы данных SQL. Язык модулей и манипулирования данными (SQL-DML) для объявления процедур базы данных и выполняемых операторов в конкретной прикладной программе базы данных. Этот стандарт определяет логические структуры данных и базовые операции для базы данных SQL. Он обеспечивает функциональные возможности для проектирования, доступа, поддержания, управления и защиты базы данных. Этот стандарт обеспечивает средство для мобильности определений базы данных и прикладных программ между соответствующими стандарту реализациями. Этот стандарт определяет два уровня и отдельное средство поддержания целостности. Уровень 2 - это полный язык баз данных SQL, не включающий средство поддержания целостности. Уровень 1 - это подмножество уровня 2, определенное в разделе 9 "Уровни". Замечание: Планируется дополнительный язык SQL как дополнение к этому стандарту. Основными темами, обсуждаемыми для этого приложения, являются улучшенное управление транзакциями, определение некоторых правил, объявляемых в конкретной реализации, улучшенные средства работы с символами и поддержка национальных наборов символов. Средство поддержания целостности состоит в определении: -требуемых ограничений на ссылки между таблицами; -проверочных ограничений на строки таблицы; -значений столбца по умолчанию при занесении строки в таблицу. В приложениях к стандарту определяется синтаксис включения операторов манипулирования данными SQL в стандартную во всех остальных отношениях прикладную программу. Такой синтаксис определяется как сокращенная нотация для стандартной прикладной программы, в которой встроенные операторы SQL заменены явными "вызовами" процедур базы данных, содержащими операторы SQL. Этот стандарт применим к реализациям, существующим в среде, которая может включать прикладные языки программирования, языки запросов уровня конечного пользователя, системы генерации отчетов, системы словарей данных и распределенные коммуникационные системы, а также различные средства проектирования баз данных, администрирования баз данных и оптимизации производительности.
Тема 4 К программным средствам создания и обработки графических изображений относятся:
Программы компьютерной графики и анимации представляют профессиональный интерес для художников и дизайнеров, полиграфистов и кинематографистов, разработчиков компьютерных игр и создателей образовательных программ, клип-мейкеров и ученых, а также любых специалистов, которым необходимо создавать, использовать и обрабатывать самые разнообразные изображения.
Графические редакторы (Painter, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, FreeHand, Picture Man и др.) предназначены преимущественно для просмотра, создания и редактирования плоскостных (двумерных) статичных изображений. Пользовательское меню чаще всего включает в себя возможность выбора:
Применение всевозможных эффектов базируется на алгоритмах, результаты работы которых заключаются в преобразовании цветов отдельных пикселей изображения в соответствии с определенными математическими формулами.
Тема 5 Тема 6. Case-средства проектирования информационных систем. Современные CASE-средства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации, покрывающих весь жизненный цикл ПО. Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования, в процессе которых CASE-средства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. При этом большую роль играют методы визуального представления информации. Это предполагает построение структурных или иных диаграмм в реальном масштабе времени, использование многообразной цветовой палитры, сквозную проверку синтаксических правил. Графические средства моделирования предметной области позволяют разработчикам в наглядном виде изучать существующую ИС, перестраивать ее в соответствии с поставленными целями и имеющимися ограничениями. В разряд CASE-средств попадают как относительно дешевые системы для персональных компьютеров с весьма ограниченными возможностями, так и дорогостоящие системы для неоднородных вычислительных платформ и операционных сред. Так, современный рынок программных средств насчитывает около 300 различных CASE-средств, наиболее мощные из которых так или иначе используются практически всеми ведущими западными фирмами. Обычно к CASE-средствам относят любое программное средство, автоматизирующее ту или иную совокупность процессов жизненного цикла ПО и обладающее следующими основными характерными особенностями:
Интегрированное CASE-средство (или комплекс средств, поддерживающих полный ЖЦ ПО) содержит следующие компоненты;
Требования к функциям отдельных компонент в виде критериев оценки CASE-средств приведены в разделе 4.2. Все современные CASE-средства могут быть классифицированы в основном по типам и категориям. Классификация по типам отражает функциональную ориентацию CASE-средств на те или иные процессы ЖЦ. Классификация по категориям определяет степень интегрированности по выполняемым функциям и включает отдельные локальные средства, решающие небольшие автономные задачи (tools), набор частично интегрированных средств, охватывающих большинство этапов жизненного цикла ИС (toolkit) и полностью интегрированные средства, поддерживающие весь ЖЦ ИС и связанные общим репозиторием. Помимо этого, CASE-средства можно классифицировать по следующим признакам:
Классификация по типам в основном совпадает с компонентным составом CASE-средств и включает следующие основные типы:
Вспомогательные типы включают:
На сегодняшний день Российский рынок программного обеспечения располагает следующими наиболее развитыми CASE-средствами:
Описание перечисленных CASE-средств приведено в разделе 5. Кроме того, на рынке постоянно появляются как новые для отечественных пользователей системы (например, CASE /4/0, PRO-IV, System Architect, Visible Analyst Workbench, EasyCASE), так и новые версии и модификации перечисленных систем.
|