Распространенные ошибки в работе над инсценировкой
В процессе инсценирования студентов часто подстерегает опасность гипертрофированного режиссерского самовыявления. Построение сценических композиций, ритмов, свет и музыка порою увлекают больше, чем взаимоотношения героев, чем проникновение в их психологию. Привить вкус к работе с актером, любовь к живому процессу, приучить к режиссерскому самоограничению, идущему от смысла произведения, от доверия к автору, — дело трудное, требующее терпения, строгого критического анализа студенческих работ. Приведу характерные педагогические комментарии к поискам и ошибкам студентов в этот период[]: • Цепь верно отобранных событий — вот путь к постановочному решению, а дальше — власть воображения режиссера. • Чтобы на «короткой дистанции» инсценировки выявить большое содержание, необходим точный отбор выразительных средств — это касается и ритмов, и мизансцен, и остроты конфликта, и способа игры. Здесь не может быть проходных, второстепенных вещей. • Когда в событиях провал, невнятица, а пролог, к примеру, равный по времени всему представлению, подробнейшим образом, любовно разработан, — это указывает на изначально ложную попытку режиссера. • Прозу автора нельзя рассматривать как развернутые ремарки, необходимо найти адекватные сценические выразительные средства, обнаружить стиль автора прежде всего через человека, через природу чувств и способ актерского существования, — не иллюстрировать авторский текст. • Когда все одето в громоздкие режиссерские одежды, ограничивается возможность актерской импровизации, ставятся преграды рождению подлинного процесса человеческого взаимодействия. • Необходимо уловить дух автора, а не следовать его букве, угадать угол зрения, верный авторский градус. • Научитесь четко разделять «гарнир» и «мясо». Худо, когда в работе «гарнира» много — целая гора, а «мяса» — чуть! Инсценизация прозы — процесс двуединый: разгадать автора, увидеть, сердцем почувствовать сопряженность его проблем, боли с нашей современностью (не снижая при этом философского уровня произведения) и найти эквивалентное сценическое решение. Эти задачи и призван решать метод Станиславского, предполагающий связь с автором на всех этапах действенного анализа[]: 1) В процессе создания инсценировки, руководствуясь сверхзадачей автора, соотнося ее с сегодняшним временем, — целенаправленно отбирать события, которые лягут в основу сценария. 2) В процессе воплощения инсценировки, — верно отбирая предлагаемые обстоятельства и устанавливая к ним свое отношение, — проникать в уникальную стилистику писателя; находить особый способ взаимодействия со зрительным залом через неповторимый способ актерской игры. Сжиться с миром автора, отличить столбовую дорогу в его творчестве от тропок и тропиночек, суметь «скелетировать» (как говорил Станиславский) произведение, тем самым увидеть строение ткани, его нервы, а затем средствами сценического искусства вдохнуть в него жизнь — способны художники театра, оснащенные глубокими знаниями, художественным чутьем, доверяющие своей интуиции, вдохновленные зрелой творческой позицией. 3.5. Выводы к разделу ІІІ
Выводы
Список литературы Выстроить источники по алфавиту, исправить оформление по образцу Например: 1. Гринишина М. Лесь Курбас. «Березільський» заповіт [Текст] / Марина Гринишина // Вісник Львівського ун-ту. – Львів: Мистецтво, 2007. Вип 7. – С. 44 – 53. 2. Солдаткин С. Сомкнулась связь времён (традиция в празднике) / Сергей Солдаткин // Праздник. – 2000. – № 9. – С. 22-23. 3. Туманов И. М. Массовые театральные представления / И. Туманов – М.: ВТО, 1963. – ____ с. 1. Плоткин, В.И. Введение в теорию и практику инсценирования: учебное пособие (изд.3), - Госуниверситет культуры и искусств, 2003. – С. 137. 2. Малочевская И.Б. Режиссёрская школа Товстоногова, - Академия театрального искусства, 2003. – С. 138 3. Товстоногов, А.Г. Зеркало сцены, тт.1,2 – Л.: Искусство, 1980.- С. 118. 4. Таиров А.Я. Записки режиссёра. Статьи. Беседы. Речи. Письма. - Москва, 1980 – С. 221 5. Мейерхольд В.Э. «Об искусстве режиссёра» / Гладков А. – Л.: Театр -1948. - №7. 6. Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия, тт. 1-2. - М., 1998. 7. Гончаров А. Режиссерские тетради. – М., 1980. - С. 121. 8. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. - М., 1972. - С. 40. 9.Попов А.Д. Творческое наследие. М., 1979. 10. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М., 1957. - С.57-58. 11. Пави П. Словарь театра. – М.: Прогресс, 1991. – С. 473. 12. Карпушкин М. Уроки мастера. – М.: ГИТИС, 2005. – С. 115, 127, 128. 13. Кудряшов О. Предметный мир пьесы и спектакля // Мастерство режиссера. I-V курсы. - М., 2002. 14. Мейерхольд Вс. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 кн. - М., 1968.
15. Рыбаков Ю. С. О профессии режиссера — Л.: Искусство, 1980. 16. Д у p ы л и н С. Н. Литература и сцена. - Л.: Театр, 1947 - №2, С. 23
|