Студопедия — РЕФЕРАТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РЕФЕРАТ

 

Правда ли то, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель? В любом случае — решать вам. Вы сами создаете свою реальность. Пока вы верите в ангела, он существует как энергетическая сущность, и если вы убеждены, что он заботится о вас, так оно и будет. Язычники, поклонявшиеся выдуманным богам и фетишам, отнюдь не были глупцами. Вы можете представлять своего ангела в любых формах. Сам по себе он выглядит никак. Это вы придаете ему форму в своем воображении. Поэтому представляйте его так, как вам будет комфортно. Если вам одиноко, вы можете разделить с ангелом свое одиночество. Если у вас беда или радость, этим вы тоже можете с ним поделиться. Чем искренне вы будете любить своего ангела и отдавать благодарность за всякие мелочи, тем сильнее он станет, и тем больше помощи сможет вам оказать. Фантазий, как таковых, не существует. Любая выдумка — уже реальность.

 

Литературно-художественное издание

Зеланд Вадим TP АНСЕРФИНГ РЕАЛЬНОСТИ Таро пространства вариантов

 

Подписано в печать 15.10.2008. Формат 84 х60У16. Печ. л. 12. Тираж 15 ООО экз. Заказ № 11176

Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953130 — литература по философским наукам, социологии, психологии.

Издательская группа «Весь» 197101, Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 6. Тел.: (812) 325 2999. E-mail: [email protected] Посетите наш сайт: http: www.vesbook.ru Филиал в г. Москва

127521, Москва, ул. Веткина, владение 2г. Тел.: (495) 619 2180. E-mail: [email protected]

Генеральный дилер в Украине книготорговая компания «Библос» Тел. +38 (044) 599 7736. http://www.biblos.kiev.ua Вы можете заказать наши книги:

в России («Книга — почтой») по адресу издательства: 197101, Санкт-Петербург, ул. Мира, д. 6, ИГ «Весь», или на сайте www.vesbook.ru

в Германии + 49 (0) 721 183 1212. + 49 (0) 721 183 1213. [email protected]

в Белоруссии + 10 (37517) 242 0752. + 10 (37517) 238 3852.

Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

 

Когда-то в давние времена все люди были вершителями своих судеб, поскольку знали, что реальность имеет две стороны — физическую и метафизическую. Вершители Видели и понимали сущность зеркального мира. Они умели творить свою реальность силой мысли. Но так продолжалось недолго.

Внимание вершителей со временем окончательно увязло в материальной действительности. Они перестали Видеть и утратили Силу. Но Знание никуда не исчезло. Оно дошло до нашего времени из глубины тысячелетий... Если вы не хотите довольствоваться суррогатом будущего, в которое, по уверениям предсказателей, можно заглянуть, а намерены вершить свою судьбу своей волей, у вас все получится. Трансерфинг — реликтовое Знание о том, как управлять реальностью, — поможет вам.

Вадим Зеланд

 

www.e-puzzle.ru

Факультет управления и социальных технологий

 

 

Кафедра социальной и клинической психологии

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История и культура Чувашии» на тему:

«Иван Яковлевич Яковлев — просветитель чувашского народа»

 

 

Выполнила:

студентка группы ЗУП-17-14

Фёдорова.Е.С

 

Проверила:

 

Чебоксары 2015

 

Иван Яковлевич Яковлев —великий просветитель Чувашии История крестьянского сироты из чувашской деревни, которому пожаловано дворянство и звание «народного просветителя» Ивана Яковлевича Яковлева больше всего напоминает историю Ломоносова. В итоге его именем тоже назвали высшее учебное заведение – Чувашский педагогический

институт. Человек этот создал чувашский алфавит и перевел для своего народа Евангелие. Крещеные язычники В деревушке Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии (сейчас – Тетюшский р-н, Татарстан) в 19 веке насчитывалось 60 дворов. А в древности на ее месте было болгарское городище Хулаш. Оно входило в раннефеодальную Волжскую Булгарию, где жили предки современных чувашей – бывшие кочевники- язычники, вытесненные с исторической родины – территорий между Каспийским и Аральским морями. Когда племена осели в Волжской Булгарии, они

приняли ислам. Богачи Хулаша совершали паломничество в Мекку.

Но в 1236 году Волжская Болгария было покорена татаро-монголами, ее территория вошла в состав Золотой Орды, а Хулаш сожжен дотла. Богатая культура и своя письменность безвозвратно исчезли. Все последующие три века стали черными.

В 1552 году чуваши отправилась с челобитной к Ивану Грозному. Чувашские территории вошли в состав России, а народ принял крещение. Но языческие обряды и верования четырехсотлетней давности мирно уживались с Православием. На месте древнего городища Хулаш возникли «Кошки» («Кошки-Новотимбаево»). Эта деревушка так бы и осталась никому неизвестной, если бы там в 1848 году не родился Иван Яковлевич Яковлев,

просветитель своего народа. По чувашским поверьям мальчик родился в самый счастливый день – в среду Светлой седмицы. Но на этом счастливая доля заканчивалась – мать мальчика умерла через два дня. Младенец остался без имени и родителей. Об отце Яковлев никогда не говорил, разве что отзывался кратко: «Мой отец был удельный крестьянин». В крепостной России удельные крестьяне несли барщинные повинности и

платили оброк. В отличие от крепостных удельные крестьяне были лично свободны. Но это не облегчало им жизнь. Мальчика усыновил такой же удельный крестьянин из их деревни – Пахом Кириллов. В чувашских селениях не было беспризорных детей – всех сирот разбирали по домам. В любой семье должен быть сын – родной или приемный. Ивана нарекли по имени крестного отца – Якова Яковлева, музыканта местного помещика. Кормилицей мальчика стала соседка. Жители деревни считались православными, но на самом деле были язычниками. Молились покойникам. На лавку вдоль стены ставились свечи по числу усопших родственников, вся семья собиралась в избе, а глава семейства подходил к каждой свече с рюмкой водки и ломтем хлеба и громко возглашал: «Вот тебе, мать. Вот тебе, отец. На, держи, брат». После Пасхи приезжал священник, обходил дома, пел тропари. Мальчишки дружно таскали хоругви – их это забавляло. В 6-7 лет у них была игра – бросать вдоль улицы иконы – кто дальше. (Потом Яковлев очень мучился этим воспоминанием). Больше о вере крестьяне ничего не знали. (Церковь в селе была заложена в только 1885 году по инициативе Яковлева). Хотя мальчика окружили заботой, он догадывался, что мать и отец ему не родные. Но узнал он это только в 17, когда случайно нашел метрику о своем рождении и крещении. Детство Яковлева проходило весело – он был подпаском и целые дни проводил в поле с татарчонком Хакимом, который учил его говорить по-татарски, вить кнут, играть на флейте, плести

лапти. Во время обеда, когда стадо отдыхало, Ваня стирал рубахи и ловил рыбу. В книге

воспоминаний «Моя жизнь» Яковлев пишет: «В детстве я был хилым, тщедушным мальчиком – плохо

питался. Мясо употребляли очень редко. Главным образом пища была растительная – суп и хлеб с

солью».

От неизвестного к известному

Но детство закончилось рано. В их деревню приехал священник Алексей Баратынский –

родственник поэта и заведующий удельным училищем в селе Старые Бурундуки.

Село было расположено на берегу Свияги. В 1771 там был построен храм, а с 1841 года там

появлялись удельные училища. Для одного из них священник искал учеников. Восьмилетний Ваня

оказался единственным, кого взяли. Мальчик два раза сильно болел – перенес оспу, а потом упал с

полатей, разбив голову. Конечно, пострадала учеба. К тому же в училище был особый порядок обучения

– от неизвестного к известному: «… в первый год незнающие или плохо знающие по-русски чувашлята

должны, между прочим, выучить повседневные молитвы с голоса, Символ Веры, и 10 заповедей по

книге наизусть, когда они еще не умеют читать». Зазубривать на русском языке приходилось много, и

это была беда всех нерусских мальчиков. Спасала только усидчивость.

Постепенно Иван выздоровел и выучил наизусть Филаретовский катехизис на русском языке,

естественно, ровным счетом ничего в нем не понимая. Но как бы то ни было, на третий год Иван из

слабенького несмышленого мальчика стал первым учеником. А при выпуске декламировал «Стрекозу и

Муравья», хотя читать свободно смог только через пару лет. На четвертом году он стал старостой класса

и прекратил издевательства старших над младшими.

Яковлев хотел продолжать учебу, но дорога в гимназию была закрыта – не было денег. О. Алексий

пытался поместить Яковлева в школу земельных работ при Симбирской мужской гимназии мерщиков,

но все было тщетно. Два года Яковлев жил в семье Мушкеевых. Там он, наконец, получил русское

православное воспитание и переосмыслил цели: «Я горячо молился Богу, чтобы Он путем страдания

укрепил силы для будущего подвига. (Какой это будет подвиг, я сам себе тогда не отдавал ясного

отчета)».

Молиться Яковлев начал по примеру старушки, которая шла на молитву в конюшню. Она не

любила любопытного мальчика и прогоняла. А он следил и начал подражать. Однажды, когда

Мушкеевы молились ночью, Иван слез с полатей и начал класть земные поклоны. Его прогнали. В доме

была книга «Чтение из четырех евангелистов» и Псалтирь. Тогда Ваня стал читать, а потом – ходить на

ранние службы и подавать милостыню.

При Симбирской мужской гимназии были организованы землемеро-таксаторские курсы, и

Яковлев попал туда. В это время юноша случайно познакомился с отставным полковником С. Д.

Раевским. Раевский, тогда уже пораженный параличом и сильно хромавший старик, сидел на ступенях

подъезда попросил бежавшего мимо юношу написать за него письма, дал за работу 20 копеек и

пригласил в гости еще раз. Так Яковлев стал жить в их семье. По вечерам читал вслух «Преступление и

наказание» – Раевский уже не мог сам держать книгу. Полковник оказал на Яковлева сильное влияние –

рассказы о Пушкине вдохновляли, и юноша с рвением изучал русский язык и литературу, все больше

впитывая православное миропонимание. Доходило до того, что он говел весь Великий пост, хотя в семье

Раевских было принято поститься только на Страстной. После отъезда Раевский повелел Яковлеву

оставаться в его доме и жить на его деньги.

Ученик-учитель

Окончив таксаторские курсы, Яковлев стал частным землемером. Вместо двух лет стажировки

хватило нескольких месяцев – и он уже направлен в Сызрань штатным мерщиком. Монотонная служба

не соответствовала его духовным запросам. Юноша прослыл «фантазером» и «нигилистом». Вечерами

после работы целыми ночами велись споры – речи Яковлева о том, чтобы «подарить народу свет и веру»

очень забавляли молодых людей. А Яковлев уже думал о чувашском алфавите и издании

богослужебных книг на родном языке.

В просьбе уволить его из землемеров резко отказано. Заподозрили, что он хочет заняться частной

практикой, которая приносила больший доход. Многочисленные письма в высшие инстанции не

помогали. Наконец через 9 месяцев он получил увольнение без выкупа, хотя должен был прослужить 10

лет или компенсировать расходы на его обучение (для этого Яковлев тайной частной практикой заранее

накопил 200 руб.).

Директор Симбирской гимназии Вишневский сочувственно относился к странному желанию

«инородца» поступить на учебу, но при условии, что юноша сдаст 17 экзаменов. Во время усиленной

подготовки Яковлев заболел тифом, но успел поправиться. Проблемы возникли только с французским и

немецким – и он оказался в стенах гимназии, о которой мечтал годами. Директор был очень набожен и

строг. Когда Яковлев с другом по случаю успешного окончания учебы пришли на богослужение не в

черных брюках, как положено, а с разноцветными полосами в виде лампас, разъяренный Вишневский

запер их после литургии до вечерни.

Печать тогда пестрела статьями на тему «инородцев». Отношение к ним как «к полудиким овцам»

возмущало Яковлева. Особенно много о чувашах печаталось в «Справочном листке Казани». Из него

Яковлев узнал о деятельности Золотницкого, автора «Чуваш кнеге» («Чувашская книга») и «Солдалык

кнеге» («Календарь»). Автор настаивал на необходимости обрусения «инородцев». Яковлев решился на

рецензию, в которой критиковал алфавит Золотницкого, «совершенно не отражавший звуковых

особенностей чувашского языка и некоторых слов».

Вишневский предложил организовать подготовительный класс для нерусских детей, и Яковлев

зажегся идеей учить их. Уже на второй год учебы осознал, что может открыть школу – и просто

пригласил четырех мальчиков из деревни. Все поселились на одной квартире и жили на деньги

Яковлева. Он одновременно был и учеником гимназии, и учителем.

Симбирский архиепископ Евгений вспоминает: «Он экзаменовал меня по Закону Божию и

убеждал меня в присутствии Вишневского и других преподавателей поступить в духовную академию. В

то время занимались инородцами ввиду их отпадения из Православия в магометанство, и я думаю, что

этим на меня, как на чуваша, было обращено внимание архиерея» 1.

В 22 года Яковлев окончил гимназию первым учеником, из класса он один получил золотую

медаль.

В Казанский университет принимали без экзаменов. Но денег на обучение не было. Яковлев подал

прошение о назначении ему Карамзинской стипендии. Имя Яковлева как «способного и достойнейшего

инородца» было известно еще с «гимназических» времен, и деньги нашлись. Яковлев стал готовиться,

выбирал между историко-филологическим и физико-математическим факультетами. Став студентом, он

начал сбор устного народного творчества для букваря. Это исключило возможность сочетать физико-

математический факультет и филологическую работу. Яковлев решил перейти на историко-

филологический. На втором курсе он догнал сокурсников, одновременно работая частным учителем.

На выпускных экзаменах Яковлев опять стал первым студентом, получив диплом специалиста по

русской истории. Диссертацию на степень кандидата он предоставил, но защищать не стал – в школе

уже было 52 человека, и надо было искать квартиру для учащихся и деньги на их содержание. А еще –

выйти из податного сословия.

25 из 47

В это время совет казанского братства святителя Гурия (одного из первых мисионерских братств,

открытых в 19 веке) решил создать чувашскую школу по образцу созданной в 1872 году профессором

Н.И. Ильминским Казанской инородческой учительской семинарии, которая готовила учителей для

татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Школа Яковлева в Симбирске

подходила как нельзя лучше.

Первая встреча Яковлева с Ильминским состоялась еще до учебы в университете. Профессор знал

его по рецензии на книгу Золотницкого, а Яковлев давно жаждал познакомиться с Ильминским. Тот

при-гласил Яковлева в школу на всенощную. Служба на нерусском языке и дети, которые любовно

исполняли песнопения, потрясла молодого человека, и он вдохновился идеей преобразовать свою

школу.

Раньше Яковлев и о.Алексий Баратынский считали, что нельзя переводить Священное Писание и

церковно-богослужебные книги на чувашский язык. Теперь же Яковлев снимает жилье рядом с

квартирой Ильминского, которая стала настоящим центром изучения фонетики тюркских языков

(чувашский входит в тюркскую группу). Осенью 1870 года началось составление алфавита, в котором

учитывались специфические звуки чувашского языка. Итогом стал алфавит из 47 букв.

К осени следующего года был составлен букварь, который состоял из предисловия, азбуки,

поучений, молитв и приложений. В приложении были простые, но неизвестные народу понятия о

високосном годе, названия дней недели и месяцев, таблица умножения. В издание вошли чувашские

поговорки и пословицы и поучения. Например:

«С одеждой обращайся аккуратно, не рви: если порвал, зашивай сам, поставь заплатку, чинить

свои вещи не стесняйся, это не зазорно».

«Как только научился обращаться с ножом и топором, старайся мастерить вещи так, как их

сделали другие. Мастерство __________постепенно совершенствуется от плохого к хорошему».

«Куда бы тебя не посылали по делу, возвращайся быстрее».

Алфавит из 47 букв оказался сложен для детей, и Яковлев решил оставить только 27. В том же

1872 году изданы перевод книги «Начальное учение православной христианской веры» с татарского

языка и «Букварь для чуваш», который стал официальным учебником, вытеснив, к великой радости

Яковлева, столь неприятную ему книгу Золотницкого. На титульном листе значилось: «Букварь,

религиозно-нравственные наставления и молитвы и избранные места из Священного Писания».

Через год Яковлев максимально приблизил чувашский алфавит к русскому, оставив 25 букв. Это

вариант и стал «алфавитом Яковлева», который подвергся изменению только после октябрьской

революции. В современном чувашском алфавите 37 букв – 33 русские и 4 буквы «с щетинами»

(черточка над буквой, обозначающая мягкость гласного звука). Чувашский из устного языка стал

наконец письменным.

В то время усилилась революционная пропаганда среди студентов – и друзья Яковлева стали

спорить о необходимости переводить богослужебные книги и Библию. Он остался один, считаясь к тому

времени крупным специалистом по истории чувашской культуры. Французский этнограф Альфонс

Пинар, посетивший эти края, был потрясен, узнав, что у нерусского народа Поволжья есть

письменность, они умеют читать, и верят в Бога.

В 1871 году начался перевод Евангелия от Матфея. Работа шла медленно и трудно. Яковлев

сравнивал греческий, русский, латинский, французский и немецкий тексты, беседовал с чувашами,

сохранившими «литературную» речь. Сложность была и в том, что в маленькой Чувашии было целых

три наречия и надо было выбрать стилистически чистое.

Просветитель

После окончания университета Яковлев стал инспектором чувашских школ, продолжая

заниматься переводческой и издательской деятельностью. В 1911 году вышел весь Новый Завет

отдельной книгой на чувашском языке с предисловием Яковлева.

Отдельной книгой издана Псалтирь, подготовлены Пятикнижие Моисея, Книга Иисуса Навина,

Книга Судей, Книга Руфи, Книга Иова. Остальные переводы из-за революции 1917 года не сданы в

печать. В 1922 году Яковлев передал их в архив Британского и иностранного библейского общества.

Теперь они хранятся в библиотеке Кембриджского университета. За всю жизнь Яковлев издал более 100

книг и брошюр на чувашском языке.

Его школа за 50 лет стала центральной, потом – учительской, а в 1917 – учительской семинарией.

До 1917 года там было подготовлено более тысячи народных учителей.

Женскую школу – в женские руки

Брак Яковлева был крепким и счастливым. Женился он на приемной дочери Ильминского –

Екатерине Алексеевне Бобровниковой. Ильминский дал ей прекрасное образование, и она заведовала

женским отделением Симбирской чувашской учительской школы в течение 40 лет. Она прервала работу

только на год – родился сын Леля. На это время женским отделением управляла сестра милосердия

Софья Ивановна – приемная дочь русского священника из чувашского села.

Идея открыть женское отделение возникла в 1878 году, но министерство не дало согласие из-за

отсутствия средств. Тогда Яковлев начал набирать девушек и обучать их за свой счет. Девочки

снабжались одеждой, билетами до дома, для них устраивались праздники на Рождество и Пасху,

литературные вечера. На деньги Яковлевых игрались свадьбы и собирались приданные. Воспитанницы

Екатерины Алексеевны были прекрасными рукодельницами – по примеру учительницы, у которой

было несколько наград на выставках и золотая медаль.

Вдали от собственной могилы

К 1917 году у Яковлева были такие звания:

- Член переводческой комиссии при Казанском братстве святителя Гурия.

- Почетный член Британского и иностранного Библейского общества.

- Член Симбирского училищного епархиального совета.

- Член Симбирского братства Трех святителей.

- Почетный член Братства преподобного Сергия при 1-ой Симбирской гимназии.

- Почетный член Святодуховского братства при церкви Симбирской чувашской учительской

школы и женского училища при ней.

- Член Всероссийского палестинского общества.

- Член Православного Московского миссионерского общества.

Наступил 1917 год. Симбирская газета «Заря» в статье «Яковлев и чуваши» призывает отказаться

от «старорежимца». Надо было уезжать, но Яковлев противился этому решению, как мог.

Прогрессирующая болезнь глаз вынудила его переехать в Москву к детям. Думал, временно, а оказалось

навсегда. Но до переезда успел написать свой самый известный труд: «Духовное завещание чувашскому

народу».

Чувашский просветитель скончался в 1930 году, и покоится на Ваганьковском кладбище, хотя

завещал похоронить себя в могиле, вырытой собственноручно у церкви при своей школе.

В 2008 году со дня рождения Ивана Яковлевича Яковлева исполнилось 160 лет. На его родине

прошли торжества. Ректор Чебоксарского епархиального духовного училища предложил начать сбор

материалов для канонизации этого просветителя Чувашии.

____________________________________

1Яковлев «Моя жизнь»

См. http://gov.cap.ru/home/13/2008/yakovlev/yakovlev.ppt

ЗАВЕЩАНИЕ ЧУВАШСКОМУ НАРОДУ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Обращаюсь к вам первым, друзья и родичи мои чуваши. О вас болел

я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам хочу сказать мои

последние пожелания.

Крепче всего берегите величайшую святыню – веру в Бога. Вера

окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет

душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче.

С верой в Бога не страшны жизненные испытания; без веры в Него

холодно и мрачно на земле. Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за

добро и за зло, что есть Высшая правда, есть Божий суд, грозный и

праведный.

Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в

себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в

свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас.

Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и

вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и

несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не

утратил понимания своего высокого призвания. Да будет его радости вашими радостями, его горести

вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому будущему и грядущему величию. Народ этот не

обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле

есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда

встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал

свою правду, и, нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите ее, и она

будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая

Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного

характера.

Обращаюсь к тем из вас, кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами

должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет

откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чуваш лежит прежде всего на

вас, на людях, которые вышли из их же среды. Возвращайтесь же к своим соплеменникам с

сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и

праву: заботу об этом должны взять на себя вы, выходцы из народа. Не гнушайтесь бедности, слабости и

невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш

долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не

забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы

сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к родному языку нет измены

русскому делу: служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого

от матерей ваших. Доделайте то, что может быть, не удастся закончить мне: дайте чувашскому народу

Священное писание полностью, завершив перевод Ветхого завета. Послужите делу христианского

просвещения, распространяя свет Евангелия среди многочисленных народностей, населяющих русский

Восток: по языку и духу вы ближе к этим народностям, чем сами русские. Работой на этой обширной

ниве вы заплатите русскому народу часть того великого долга, которым вы обязаны ему, получив из его

рук свет веры Христовой.

Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди

чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и

дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и

соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и

спокойного труда.

Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете

Спасителя: любите и ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и

снисхождения.

Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью,

не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к

нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым.

Счастье и успех придут ко всякому, мирно и с любовью совершаемому делу. Бойтесь путей кривых и

обходных: успехи, достигаемые нечистыми средствам, – успехи непрочные и временные.

Вот все, что я хочу сказать вам, готовясь предстать перед высшим Судией. Если в ком есть память

о вольной или невольной обиде, мною причиненной, прошу простить меня и помолиться обо мне.

Сердечно благодарю за тепло и ласку, которыми не по заслугам моим дарили меня вы, мои

соплеменники, и многие, многие русские люди, приходившие с открытым сердцем на помощь моему

делу. Горячую благодарность приношу всем товарищам и сотрудникам моим по работе: без их

бескорыстного усердия был бы невозможен и мой труд. Шлю привет непосредственным ученикам моим.

Учебные часы, среди них проведенные были отрадными часами моей жизни. Да сохранит и да обережет

вас Бог в жизненных путях ваших.

Иван Яковлев

г. Симбирск, 4 августа 1921 г

В истории каждого народа бывают личности, в которых воплощаются лучшие его качества. Среди

чувашей таким был И. Я. Яковлев. Система обучения и воспитания, разработанная И. Я. Яковлевым,

неисчерпаема, поскольку она опирается на непреходящие ценности, которые присущи цивилизованному

человеческому обществу.

Национальная библиотека Чувашской Республики подготовила и издала научно-вспомогательный

библиографический указатель о великом просветителе чувашского народа «Иван Яковлевич Яковлев»,

посвященный к 160-летию со дня его рождения.

Издание раскрывает жизнь и деятельность И. Я. Яковлева. Здесь представлена биография

просветителя, хроника его жизни и деятельности, тексты в издании имеются на чувашском и русском

языках.

Он содержит 1735 названий документов, есть возможность от конкретного названия документа

перейти к его полному тексту.

Богат материалами раздел «Труды И. Я. Яковлева». Здесь указаны все буквари И. Я. Яковлева,

публицистические статьи и отчеты о деятельности Симбирской чувашской школы.

Просветительская деятельность патриарха и другие аспекты его научного наследия изложены в

исследованиях ученых, включенных в раздел «Жизнь и творчество». Труды профессора Н. Г. Краснова,

исследования Г. Н. Волкова, Н. П. Петрова, А. Е. Землякова, И. Я. Тенюшева, Т. Н. Петровой и других

ученых представлены полными текстами.

Кодексом поведения и смысла жизни чувашского народа стало «Духовное завещание чувашскому

народу» И. Я. Яковлева. В указателе дан полный текст «Завещания И. Я. Яковлева чувашскому народу»

на 5 языках (чувашском, русском, английском, французском, немецком). Здесь же имеются статьи

известных деятелей науки Чувашии В. Д. Димитриева, И. В. Мукиной о завещании просветителя.

Раздел «Чĕмпĕрти чăваш шкулĕ. Симбирская чувашская школа» посвящен педагогическому

наследию И. Я. Яковлева. Тексты исследований ученых Н. Г. Краснова, Н. В. Муромцева, И. П.

Прокопьева, В. Т. Харитонова, Т. С. Гараниной и др. раскрывают роль Симбирской чувашской школы в

просвещении чувашского народа. Литература, отраженная в данном разделе, знакомит с деятельностью

выпускников училища на ниве просвещения, которые были активными общественниками, поднимали

культуру чувашского народа и получили признание общества и государства.

Литература о современниках И. Я. Яковлева отражена в следующем разделе «И. Я. Яковлевпа

ĕçтешĕсем, пĕр вăхăтрисем. Современники И. Я. Яковлева». Среди них: просветитель народов Поволжья

И. Н. Ульянов, педагог Н. И. Ильминский, чувашский писатель И. Н. Юркин, историк, этнограф Н. В.

Никольский, мордовский ученый-просветитель М. Е. Евсевьев и многие другие. Дана краткая биография

современников и литература об их творчестве.

Обратившись к указателю, читатель может узнать о судьбе многих из представителей семейства

Яковлевых отраженных в разделе «Семья И. Я. Яковлева». Здесь также представлены воспоминания А.

И. Яковлева, сына просветителя, об отце.

Образ И. Я. Яковлева ярко выражен в искусстве и художественной литературе. Сегодня имеются

работы художников Н. Овчинникова, Н. Карачарскова, П. Сизова, Э. Юрьева, освещающих жизнь и

творчество просветителя. Раздел «И. Я. Яковлевăн литературăри сăнарĕ. Образ И. Я. Яковлева в

литературе» знакомит читателей с литературными произведениями о просветителе. Среди авторов

известные деятели литературы и культуры: П. Хузангай, Г. Волков, А. Артемьев, М. Юхма, А. Алга и

многие другие.

ПАТРИАРХ

Вся жизнь выдающегося просветителя И.Я.Яковлева была посвящена бескорыстному служению

своему народу. Его подвижнический труд на ниве образования получил мировое признание — 150-летие

со дня рождения нашего Учителя отмечалось не только в России, но и далеко за ее пределами. Открывая

Дни культуры Чувашской Республики в Москве, посвященные знаменательному юбилею, Президент

Чувашской Республики Н.Федоров сказал: «Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу,

но и каждому просвещенному россиянину. Он дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и

возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для

чувашей великий Иван Яковлев».

И.Я.Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского

приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район

Республики Татарстан).

Родители Яковлева были коренными жителями деревни, которую издавна окружали мордовские,

татарские и русские поселения. «Моя мать, Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя три дня

после моего рождения, я был виновником ее смерти», — писал в автобиографии гимназист Иван

Яковлев, к сожалению, не оставивший воспоминаний о своем отце.

Ивана усыновил удельный крестьянин той же деревни Пахом Кириллов, который в 1837 потерял

сразу двух своих сыновей, умерших от холеры.

В доме, где жил Яковлев, было две семьи: самого Пахома, и его сына Андрея. Среди этих людей

Иван не был чужим: «меня не обижали, относились как к родному ребенку... Пахомовы мне о моем

происхождении не говорили. Только... когда я уже учился в гимназии... я узнал, что это не родная моя

семья».

До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому

языку, игре на флейте, искусству плести лапти. Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году

Ивана забрали в удельное училище. Для крестьян запись детей на учебу была равносильна рекрутскому

набору, к тому же обучение очень дорого обходилось родителям — нужно было платить за квартиру,

обеспечивать приличной одеждой и обувью. Многие из более состоятельных откупались. Летом 1856 г.

священнику Баратынскому удалось записать только Ивана Яковлева, которого доставили прямо с поля.

Крестьяне, собравшиеся на сход, были довольны: священник оставит их детей в покое, а Ивану, мол, все

равно, он сирота.

Без согласия опекунов мальчика взяли в удельное училище в с. Бурундуки. Для Кирилловых это

было большим ударом: семья лишалась верного помощника в хозяйстве, да еще и поводыря для слепого

Пахома. Тот, очень любивший парнишку, пробовал было подкупить священника Баратынского фунтом

цветочного чая, чтобы он отпустил Ваню домой, но видно сумма взятки была незначительна, и Яковлев

остался в учениках.

Обучение в удельном училище велось на русском языке и поэтому было тягостным для нерусских

детей. Программа занятий включала Закон Божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по

книгам церковной и гражданской печати и рукописей, чистописание, четыре правила арифметики. Устав

училища допускал применение телесных наказаний. Позднее Яковлев с горечью рассказывал:

«Находились там малолетние воспитанники, отданные на полный произвол безнравственных,

некультурных старших... Священник Баратынский появлялся в училище официально лишь в известные

часы... и то ненадолго».

В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел. А весной 1859 года его жизнь

висела на волоске: ночью во время сна он упал с полатей и расшибся так, что его посчитали мертвым. К

счастью, догадались послать за фельдшером. Оправился он только в июле 1859 года. На третий год

обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но

все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых — русских крестьян,

которые приняли живое участие в его судьбе и отнеслись как к родному.

Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище, но впоследствии вспоминал: «При

выходе из Бурундукского училища я плохо усвоил русский язык, будучи в состоянии вести по-русски

лишь самый простой несложный разговор. Книги же я стал читать свободно по-русски позднее, лишь в

1864 году».

5 сентября 1860 года Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение,

в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. В ведомости под

номером 8 стояла фамилия «... Бюргановского приказа д. Кошки-Новотимбаево Ивана Яковлева (из

чуваш), 11 1/2 лет» со следующими оценками: священная история 4, катехизис 4, арифметика 2,

счетоводство 2, чтение гражданской печати 4, чтение славянской печати 4, чистописание 3, письмо под

диктовку 2. «Средний бал + 3, принять». (2 — означало посредственную оценку). Принятые должны

были стать учителями сельских начальных училищ. Но той же осенью был недобор при организации

землемерно-таксаторских классов при Симбирской гимназии, и дирекция решила пополнить их

набранными мальчиками 1 класса уездного училища. Так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в

землемерно-таксаторских классах, где готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников.

Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые

законы. Обстановка здесь была лучше, хотя преподавание также велось только на русском языке. В это

время Яковлев случайно знакомится с семьей Раевских. Отставной полковник С.Д.Раевский проявил

большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не раз поддерживал его материально.

Об этой дружбе Яковлев вспоминал с большой теплотой. В документах и отчетах в Казанский учебный

округ, в Министерство народного просвещения он сообщал о себе: «Я происхожу из удельных крестьян

Симбирской губернии, чувашенин по происхождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую

школу», несомненно, имея в виду семью Мушкеевых и Раевских.

В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного

землемера и таксатора. В течение двух лет он должен был пройти стажировку, но практиковался лишь

несколько месяцев и, как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов

сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

Жалоб на Яковлева за время его службы не было. Воспитанный с детства в труде, он привык все

делать честно, четко и обстоятельно, несмотря на обилие ежемесячных отчетов, необходимость

заполнения журналов и ведомостей. Не раз получал за хорошую службу денежное вознаграждение.

Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам, но

денег на их покупку было мало, и он стал брать частные заказы. Ежегодно с ранней весны до поздней

осени молодой мерщик ездил по уездам, подолгу жил среди чувашей, русских, мордвы.

Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих ноги, последствия

остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск. Здесь Яковлев возобновил свои посещения

дома Раевских и стал думать о дальнейшем продолжении Учебы уже в гимназии. И в начале марта 1866

года обращается в Симбирскую удельную контору с просьбой уволить его со службы. После

многомесячной переписки по инстанциям, ходатайств Раевского и Баратынского в декабре 1866 года на

имя управляющего Симбирской удельной конторой поступил ответ от генерала Ананьева: «...сельского

мерщика, вверенного Вашему высокородию Ивана Яковлева уволить от службы согласно с

представлениям Вашим...» И Яковлев уволился, причем без всякого выкупа — по законам удельного

ведомства он должен был прослужить 10 лет.

Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял

необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством

приобщения должны были стать, по его мнению, родной язык и национальная письменность. Идея

Яковлева нашла поддержку у либерально настроенного поляка, помещика О.Л.Косинского, в чьем доме

он бывал. Косинские пробудили в нем чувство национального самосознания.

Яковлев готовился поступить в пятый класс гимназии, необходимо было сдать вступительные

экзамены, в том числе и по иностранным языкам, которыми не владел. 31 марта 1867 года он представил

директору гимназии прошение с просьбой о дозволении держать экзамен в 5-й класс и об избавлении от

платы за учение.

Директор гимназии И.В.Вишневский в официальном письме к попечителю Казанского учебного

округа писал, что Яковлев «имеет в настоящее время от роду 19 лет... родом из чуваш... истинно желает

учиться... может иметь большое влияние на однородцев своих и тем, может быть, подвигнул бы их к

образованию, которого они до сего времени чуждаются...»

Попечитель учебного округа П.Д.Шестаков сообщил: «Я разрешаю принять по экзамену в пятый

класс вверенной Вам гимназии крестьянина-собственника Ивана Яковлева, о чем и представляю Вам

сделать должное распоряжение».

Яковлев был ознакомлен с содержанием письма, его ждали 17 экзаменов. Заболев тифом, он слабо

подготовился, но его все-таки зачислили условно, и так он оказался в стенах Симбирской мужской

гимназии, о чем давно мечтал. В годы учений, которые совпали с освободительным движением в

России, Яковлев выступал со статьями по вопросам просвещения чувашей, с рецензиями на учебники и

учебные пособия. Учась в гимназии, И.Я.Яковлев жил у Раевских, это помогало ему оплачивать частные

уроки, а также приобретать форменную одежду. Он не забывает о своих сородичах, родных и близких,

посылая, например, небольшие суммы денег, чтобы мальчик (Петр Андреев), с которым он вместе

воспитывался, был отдан в училище. Но его все чаще стала волновать идея обучения нерусских детей.

В июне 1868 года Яковлев выезжает в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников. Но

удалось уговорить лишь одного — Алексея Рекеева. Итак, обучаясь в гимназии, он становится

одновременно и учителем. На второй год учебы Яковлев считал себя вполне подготовленным для

организации частной школы. Он много и основательно читает Толстого и Белинского, Писарева, Руссо,

Гейне и Добролюбова, не совсем все понимая, как сам признавался. Но учился прекрасно, за что был

освобожден от платы за учение и награжден Похвальным листом и книгой.

После неожиданной смерти С.Д.Раевского в начале ноября 1868 года Яковлев вынужден часто

менять квартиры. Осенью 1869 он переходит в последний класс — ему уже ясно, что он обязательно

будет учиться дальше. В Симбирске тем временем росло детище Яковлева — частная школа. К этому

времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои средства нескольких чувашских мальчиков

и готовит их к учительской деятельности.

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником. 25 июня состоялось вручение

аттестатов и медалей, золотой __________был награжден «Яковлев — сын крестьянина из чуваш».

Предстояло поступить в университет, и И.Я.Яковлев поехал в Казань. Условия приема были

просты: без экзаменов, с оплатой обучения. В своем заявлении директору гимназии И.В.Вишневскому

он просит ходатайствовать за него о зачислении на филологический факультет и освобождении от платы

за обучение. Вишневский исполнил просьбу Яковлева. По письму попечителя округа П.Д.Шестакова —

«считаю рекомендовать Совету университета чувашенина Яковлева» — молодой человек стал

студентом Казанского университета. Здесь были некоторые льготы для нерусских студентов-мусульман,

около 50 казенных стипендий. Но высокая плата за обучение мешала поступлению в университет других

«инородцев». На Яковлева бесплатное обучение не распространялось, т.к. он был «инородец»-

христианин. Смутило его и обилие предметов, о которых имел весьма смутное представление. И он стал

хлопотать о переводе на математический факультет. По ходатайству декана физико-математического

факультета профессора И.А.Больцани (ученика выдающегося математика Н.И.Лобачевского) Яковлева

до конца обучения в университете освободили от платы за обучение. А с декабря 1870 года по письму

попечителя П.Д.Шестакова министр просвещения Д.А.Толстой назначил студенту И.Я.Яковлеву

«стипендию по 200 рублей в год из суммы министерства...» Яковлев учился и одновременно занимался

делами своей школы. Во время каникул он начал сбор материалов устного народного творчества для

букваря. Все это совершенно исключало возможность сочетать изучение физико-математических наук с

филологическими исследованиями. Испытывая неловкость, Яковлев все же решил вернуться на

филологический факультет. В начале 1871/72 учебного года он начал хлопотать о переводе, представив

все необходимые документы. Положительно вопрос был решен лишь в октябре.

Яковлев занимался упорно, догнал своих товарищей в изучении греческого языка, давал частные

уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской

словесности» была предложена как основа для написания кандидатской диссертации. В мае 1875 года

студент Яковлев успешно сдает выпускные экзамены. 26 мая совет университета разрешил Яковлеву

представить работу по теме его курсового сочинения на получение степени кандидата. 17 июля 1875

года он получил временное свидетельство об окончании университета и сразу вернулся в Симбирск. В

его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской

диссертации. Вот почему в университете Яковлеву пришлось учиться 5 лет вместо 4-х, пожертвовав

один год историческому делу — созданию нового алфавита, букваря и национальной школы.

Студенческие годы И.Я.Яковлева закончились. 28 августа 1875 года его назначили инспектором

чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и

истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-

православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения

признало его школу и приняло на свой бюджет, в 1872 — одобрило создание нового алфавита, а

изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба

письменности зависела уже от самого народа.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чувашской

школы в Симбирске. Ее учебная программа постоянно обновляется, включаются новые предметы,

большое место отводится практическим занятиям учащихся. Школа продолжает идейно руководить

всеми чувашскими училищами, снабжать их учебниками и пособиями, но не имеет права присваивать

своим воспитанникам звание учителя. Лишь в 1877 году постановлением министерства ей было

разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа. С 1877 года школа

называлась Симбирской центральной, а с 1890 года — учительской. Здесь будущие учителя изучали

Закон Божий, языки, историю, географию и математику, ремесла. Серьезное внимание уделялось

хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков,

которым руководил выпускник Казанской инородческой учительской школы А.П.Петров (Туринге).

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об организации при Симбирской чувашской школе женского

отделения с курсами двухклассного училища. Министерство __________не дало согласия из-за отсутствия средств,

но Яковлев все равно начал набирать девушек в будущее женское училище, заведовать которым он

поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой — приемной дочери Н.И.Ильминского. Она

была наставницей, воспитательницей и в первые 10 лет существования училища — единственной

учительницей, бесплатно неся бескорыстную службу.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе мужское

начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Школы, женская и

мужская, уже действовали, но царское правительство поддерживать их не спешило.

При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды и

ферма. Все это укрепляло ее материальную базу. В программу образования входило более 20 предметов,

школа занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе по прилежанию, успеваемости,

обучению учащихся производительному труду. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы

вышло более 1000 учителей. Среди ее воспитанников — классики чувашской литературы К.В.Иванов,

Н.В.Шубоссинни, известные математики П.М.Миронов, Н.М.Охотников, выдающийся марийский

педагог-ученый Г.Я.Яковлев, первая казахская женщина-учительница А.Д.Оразбаева, русский писатель

В.И.Маненков.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования — первый вуз в истории

чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его

школы.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868—1919) и будучи

инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875—1903) Яковлев открыл и преобразовал

множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил также более 100 учебников, пособий и

книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные

произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный

театр, духовой и симфонический оркестры.

Деятельность И.Я.Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию

чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального __________и

изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского

народа, равноправие и Дружба народов России.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным

членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором

благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он также

поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран.

И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» — своего рода

кодекс нравственных правил.

Скончался Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском

кладбище.

Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Вот некоторые имена.

Дети: Старший сын А.И.Яковлев — профессор, член-корреспондент АН СССР.

Средний сын Н.И.Яковлев — инженер, музыковед.

Внуки: Достойные продолжатели рода — внучка О.А.Яковлева, кандидат исторических наук,

внук И.А.Яковлев стал доктором физико-математических наук. Еще две внучки: Е.А.Некрасова —

доктор искусствоведения, А.А.Некрасова — профессор Государственного института театрального

искусства.

Правнуки: А.Б.Покровская — народная артистка Российской Федерации, А.Б.Покровский —

концертмейстер Московской консерватории, В.В.Павлов — заслуженный артист Российской

Федерации, Е.В.Павлова — кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе — профессор медицины

(Франция).

Праправнуки: М.О.Ефремов — заслуженный артист Российской Федерации. Это уже шестое

поколение замечательного сына чувашского народа.

Именем И.Я.Яковлева названы Чувашский государственный педагогический университет в

Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием

Национальной библиотеки в столице республики.__




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Толкование | Илья Беляев

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 844. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия