Студопедия — Ходячий словарь
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ходячий словарь






МАРТИН А., 61 года, поступил в наш Приют в 1983-м, когда у негоразвился тяжелый паркинсонизм, лишивший его возможности жить самостоятельно.В детстве он перенес острый менингит, едва не окончившийся смертельнымисходом, и всю жизнь страдал от его последствий - умственной недоразвитости,импульсивности, судорожных припадков, а также спастичности одной сторонытела. Не получив почти никакого образования, он обладал обширнымимузыкальными познаниями - его отец был знаменитым певцом в нью-йоркскойМетрополитен Опера. Пока родители не умерли, сын жил у них, а после - один,подрабатывая то курьером, то портье, то помощником повара в закусочных. Но,куда бы он ни устроился, рано или поздно его отовсюду выгоняли из-замедлительности, рассеянности и общей непригодности к работе. Это тусклоесуществование вряд ли можно было бы назвать полноценной жизнью, не 239 обладай Мартин редкими музыкальными способностями, приносившими радостьи ему самому, и окружающим. Его память на музыку была уникальна. 'Я помню две с лишним тысячиопер', - обмолвился он как-то в разговоре со мной. В это трудно былоповерить: Мартин не владел нотной грамотой, и ему приходилось полагатьсятолько на слух; он запоминал отдельные арии и целые оперы с одногопрослушивания. Голос его, к сожалению, не соответствовал исключительноразвитому слуху - все ноты он брал правильно, но звучали они грубовато,возможно, из-за спазмов, влиявших на работу голосового аппарата. Менингит и поражения мозга пощадили врожденные музыкальные способностиМартина - но каковы они были изначально? Стал бы он новым Карузо, если бы неболезнь? Или же его таланты были своего рода неврологической компенсацией заумственную ограниченность и мозговые расстройства? Этого мы никогда неузнаем. В одном сомневаться не приходится: Мартин унаследовал от отца нетолько музыкальные способности, но и огромную любовь к музыке. Сказалась ихдолгая совместная жизнь и, судя по всему, особое отношение родителя кумственно отсталому ребенку. Неуклюжий и медлительный, Мартин был нежнолюбим отцом и отвечал ему такой же горячей привязанностью; эта близостьскреплялась их общей преданностью музыке. Мартина тяготила невозможность пойти по стопам отца и стать опернымпевцом, но он утешался тем, на что был способен. Его поразительная памятьпростиралась далеко за пределы музыкального текста и хранила все подробностиисполнения. С ним консультировались многие музыканты, в том числе настоящиезнаменитости, и он пользовался скромной славой 'ходячей энциклопедии'.Известно было, что он помнит не только музыку двух тысяч опер, но и всехисполнителей в бесчисленных представлениях, все подробности декораций,мизансцен, костюмов и оформления (он мог также похвастаться исчерпывающимзнанием Нью-Йорка, наизусть помня все дома, улицы и маршруты метро иавтобусов). 240 Итак, Мартин был настоящим фанатиком оперы, а также чем-то вроде'ученого идиота' (idiot savant). Он испытывал детское удовольствие,демонстрируя окружающим трюки памяти, - удовольствие, характерное для всехподобных вундеркиндов и 'гениев'. И все же главную радость и смысл жизнисоставляло для него не это, а личное участие в исполнении музыки. Мартин пелв церковных хорах (хоть и сетовал часто, что сольные партии из-за спазмовему недоступны). Особую радость приносило ему участие в больших праздниках:на Пасху и Рождество в Нью-Йорке исполнялись 'Страсти по Иоанну', 'Страстипо Матфею', 'Рождественская оратория' и 'Мессия'. С самого раннего детстваМартин пел во всех больших городских церквях и соборах. Пел он и вМетрополитен Опера, сначала в старом здании, а затем и в центре Линкольна,оставаясь незаметным участником огромных хоров в операх Вагнера и Верди. Уносясь ввысь со звуками этих произведений, будь то большие оратории истрасти или же скромные распевы и хоралы в маленьких церквях, Мартин забывалтоску и тяжесть своей искалеченной жизни. Музыка открывала перед нимбесконечные просторы мироздания, и, лишь отдаваясь ей, он по-настоящемуощущал себя человеком, законным детищем Творца. Что же составляло его внутреннюю жизнь? Об окружающем мире, по крайнеймере на практическом уровне, Мартин знал очень немного и почти им неинтересовался. Прослушав с голоса страницу энциклопедии или газеты, увидевкарту Азии или схему нью-йоркского метро, он мгновенно фиксировал все это всвоей эйдетической памяти*, но не вступал в личные отношения с запоминаемымматериалом. Записи в огромном архиве его сознания не имели никакойцентральной системы и * Эйдетическая память - способность человека фиксировать наблюдаемыесобытия в виде, напоминающем высококачественную видеозапись, хранить такиедетальные воспоминания длительное время и воспроизводить по желанию. Обычноугасает в дошкольном возрасте, заменяясь словесно-логической памятью. 241 не соотносились ни с ним самим, ни вообще ни с чем в качестве живогоцентра*. Память Мартина была почти никак не окрашена эмоционально - вовсяком случае, не больше, чем схема нью-йоркского метро; отдельныевоспоминания ни с чем не связывались, не обобщались и никуда не вели. Такаяорганизация прошлого наводила на мысли об экспонате кунсткамеры, об игреприроды - в ней отсутствовала всякая цельность и чувство, какое бы то нибыло отношение к жизни и характеру ее носителя. Колоссальные хранилищафактов не образовывали у Мартина единого мира и казались порождениемфизиологии, чем-то вроде банка информации, а не частью живого человеческого'Я'. И все же среди этого апофеоза физиологии имелось одно поразительноеисключение, некий волшебный, освященный личным светом подвиг памяти. Мартинпомнил наизусть знаменитый 'Словарь музыки и музыкантов' издательства'Гроув-пресс' - гигантский девятитомник, опубликованный в 1954 году; он вбуквальном смысле был ходячей энциклопедией. Случилось это так. В какой-то момент состарившийся отец Мартина началболеть и не мог уже как прежде постоянно петь в опере. Большую часть временион проводил дома, слушая одну за другой пластинки из своей необъятнойколлекции записей вокального репертуара. В обществе тридцатилетнего сына -единственного теперь слушателя и самого близкого ему человека - онпросматривал партитуры и исполнял все свои старые партии, а также читалвслух музыкальный словарь. Том за томом все шесть тысяч страниц огромнойкниги оживали под звуки отцовского голоса и неизгладимо впечатывались вбесконечно цепкую память неграмотного сына. И всю последующую жизнь в любойцитате из словаря Мартин неизменно слышал голос отца - каждое слово, каждыйфакт были для него проникнуты чувством. * Здесь я отсылаю читателя к работам Ричарда Вольгейма (см.библиографию к главе 23). (Прим. автора) 242 Подобные чудеса запоминания, особенно если их эксплуатировать'профессионально', часто полностью подавляют личность человека или жевступают с ней в конфликт и сдерживают ее развитие. Там, где нет глубины иэмоциональной окраски, такая память не несет в себе ни страдания, ни боли иможет стать средством ухода от реальности. Именно это, судя по всему,произошло с мнемонистом Лурии, о чем автор с горечью рассказывает впоследней главе 'Книги о большой памяти'. Та же судьба ожидала в какой-томере и Мартина, Хосе и близнецов. И все же каждому из них память служила нетолько для механических трюков, но и для доступа к реальности и далее, к'сверхреальности', - все они обладали редким, исключительно напряженным,мистическим ощущением мира... Но оставим ненадолго чудеса памяти и зададимся вопросом: что за человекбыл Мартин? Тут придется признать, что мир его - ничтожный, маленький итемный во многих отношениях мирок - был типичным внутренним миром умственнонеполноценного человека. В детстве его презирали и травили, в более зреломвозрасте его ждала бесконечная череда подсобных работ; едва ли хоть раз вжизни почувствовал он себя по-настоящему ребенком или взрослым мужчиной. Он был инфантилен, часто злопамятен, склонен к вспышкам гнева ираздражения - в этих случаях часто кричал и ругался совсем по-детски. 'Я втебя грязью залеплю', - завопил он однажды кому-то в моем присутствии. Могон и плюнуть, и ударить. Шмыгающий нос, неряшество, рукав вместо носовогоплатка - Мартин выглядел и, похоже, чувствовал себя как маленький грязныйсопливец. Эти детские черты в сочетании с раздражающим высокомерием гения памятиотталкивали от него окружающих. Другие обитатели Приюта вскоре сталиизбегать его общества. Оставшись один, Мартин с каждым днем, с каждойнеделей деградировал. Надвигался кризис, и мы не знали, что предпринять.Сначала мы решили, что проблема связана с трудностями адаптации, - отказ отнезависимого существования и переселение в дом престаре- 243 лых мало кому дается легко, - но одна из сестер-монахинь объяснила, чтодело не в этом. 'Что-то гложет его, - сказала она, - какой-то внутреннийголод, который ему никак не утолить. Если мы не поможем, он пропадет'. Вянваре я встретился с Мартином опять - и увидел совсем другого человека. Онуже не форсил и не заносился, как раньше. Видно было, что ему приходитсятуго: он страдал физически и духовно. - В чем дело? - спросил я. - Что не так? - Мне нужно петь, - хрипло ответил он. - Я не могу без пения. И дело нетолько в музыке - дело в том, что без нее я не могу молиться. - И, внезапновспомнив, добавил: - Музыка для Баха была механизмом веры; 'Словарь', статьяо Бахе, страница триста четыре... Продолжал он уже другим, более задумчивым тоном: - Не было воскресенья, чтобы я не пел в хоре. В первый раз отец отвелменя в церковь, когда я только-только начал ходить, и даже в пятьдесятпятом, когда он умер, я не перестал петь. Мне надо в церковь, - повторил онс каким-то яростным чувством, - иначе я умру. - И вы непременно туда пойдете, - отозвался я. - Мы просто не знали,чего вам не хватало. Церковь находилась недалеко от Приюта, и Мартина встретили там оченьтепло - не просто как верного прихожанина и участника хора, но как егоинтеллектуальный центр; эту роль до Мартина выполнял его отец. После возвращения в церковь дела пошли совсем по-другому. Мартин нашелсвое место, и это благотворно сказалось на его внутреннем состоянии. Он пел,и по воскресеньям музыка Баха становилась его молитвой. Кроме того, егосогревало уважение окружающих - он пользовался заслуженным авторитетом средиостальных хористов. - Видите ли, - не хвастаясь, а спокойно констатируя факт, сказал он мнеоднажды, - они знают, что я помню всю литургическую и хоровую музыку Баха. Япомню все его церковные кантаты (согласно 'Словарю', их двести две), а такжепо каким воскресеньям и праздникам нужно петь каждую. Кроме нас, в епархиинет настоящего оркестра 244 и хора, и мы - единственная церковь, где регулярно исполняются всевокальные произведения Баха. Каждое воскресенье мы поем новую кантату, а наПасху выбрали 'Страсти по Матфею'! Мне всегда казалось любопытным и трогательным, что умственнонеполноценный Мартин так страстно любит Баха. Ведь Бах обращается к разумучеловека, а Мартин - слабоумный. Как это возможно? Ответ на свой вопрос яполучил лишь позже, когда начал регулярно приносить ему кассеты с записямикантат (как-то мы даже вместе прослушали 'Магнификат'). Наблюдая за Мартиномв эти минуты, я отчетливо понял, что как бы ни был он умственно ограничен,его музыкального интеллекта вполне хватало, чтобы оценить техническоесовершенство Баха. Но главное было даже не в технике и интеллекте. Бахоживал для Мартина, и сам Мартин жил в Бахе. Этот странный человек действительно обладал гипертрофированнымимузыкальными способностями, но они становились насмешкой природы, цирковымтрюком лишь вне рамок его личности, вырванные из естественного контекста.Вместе с отцом Мартин всегда стремился приблизиться к духу музыки, особеннорелигиозной музыки, и голос, этот божественный инструмент, сотворенный ипредназначенный для пения, сливал их души в ликующем и хвалебном гимне. Вернувшись в церковь и снова начав петь, Мартин стал другим человеком -возвратился к себе и нашел доступ к реальности. Темные призраки его личности- болезненный идиот, сопливый озлобленный мальчишка - ушли; исчез ираздражавший всех безличный вундеркинд-автомат. На их месте возник достойныйи уверенный в себе человек, пользующийся уважением других обитателей Приюта. Но настоящим чудом был сам Мартин, когда он пел или слушал музыку свосторженным напряжением, поистине как 'собранный воедино, внимающий бытиючеловек' *. Он напоминал тогда Ребекку на сцене, Хосе над ли- * Цитата из стихотворного цикла английского поэта Д. Г. Лоуренса'Фиалки'; в этой фразе автор дает определение человеческой мысли. 245 стом бумаги, близнецов в их странном числовом союзе... Происходящее сним в такие моменты можно описать очень просто: он преображался - болезнь инеполноценность исчезали, и на их месте оставались только жизнь и душа,только гармония и здоровье.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия