Студопедия — Происхождение языка и речи ученых. Способы преподавания были не приспособлены даже для римских детей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Происхождение языка и речи ученых. Способы преподавания были не приспособлены даже для римских детей






Способы преподавания были не приспособлены даже для римских детей. Грамоту, которую теперь самый тупой ученик усваивает за несколько недель, римские школьники одолевали за несколько месяцев. Нечего и говорить, насколько наша арифметика легче римской. Четко вырисовывается нравственный идеал такого учителя: он жил «бедно и честно», был безукоризненно чист в отношениях с учениками. Люди безграмотные и неискушенные в юридических тонкостях могли на него вполне полагаться и быть уверены, что он передаст их последнюю волю в полном согласии с их мыслями и желаниями. Он не отвечал отказом на просьбы и никого в жизни не обидел:

«Только одна единственная надпись донесла до нас голос начального учителя. Жил он в Капуе (это был большой торговый город в Кампании) во времена Августа; звали его Фурием Филокалом.[159] Он сочинил для себя эпитафию, которую и вырезали на его надгробной плите; из нее мы и узнаем кое-что о его жизни и о его внутреннем облике. Жил он бедно; сам он говорит об этом, и бедность его засвидетельствована тем, что похоронили его на средства погребального общества (это были ассоциации бедняков, ежемесячно делавших скромные взносы в кассу общества, которое обязано было позаботиться о пристойном погребении своих членов). Заработок от школы был, видимо, ничтожным: Фурий вынужден был еще прирабатывать составлением завещаний. Был он в какой-то степени знаком с философией; учение пифагорейцев о том, что тело — темница для души, пришлось ему по сердцу. Он называл себя аврунком (одно из древних италийских племен); видимо, история и этнография родной страны его интересовали. Эпитафию свою сочинил он в стихах, правда, довольно неуклюжих; но тайной стихосложения как-никак владел. Для учителя грамоты был он человеком весьма образованным. Для Ливия гул детских голосов в школе и шум от работы в мастерских одинаково характерны для будничной жизни маленького италийского городка».[ccxliii]

Надписи — это весь античный мир вширь и вглубь, от Рима до глухих окраин провинций и зависимых территорий, от бездонного мрака веков до грани перехода в средневековье и до времени образования романских языков. В надписях мы видим маленького человека, изучением которого давно занимается русская литература. Маленький человек попадает в поле зрения античного писателя случайно и однобоко. Маленький человек в римской литературе — это либо жалкий бедняк-прихлебатель, либо жулик большего или меньшего масштаба. Грамотными в Риме были и свободные, и рабы. [ccxliv]

Уже в половине II в. до н. э. пароль в армии передавался не устно, а письменно: солдаты, тысячи тысяч крестьянских сыновей, умели читать.[ccxlv] Возможно, даже кто-то из образованных и успел взять с собой в поход свиток Лукреция с его «О природе вещей», не у всех же в поклаже парфяне нашли греческую литературную срамоту.[ccxlvi]Дети переняли у отцов умение римского пальцевого счета.[ccxlvii]Упражнения с числами для детей дошли до нас в афганских сказках.[ccxlviii] Дети научились владеть привычными для легионеров орудиями: топорами, лопатами, мотыгами, кирками и т. д. Они усваивали распорядок лагеря, распределение обязанностей, военные и бытовые обычаи.

Сыновья лагерников сплачивались в ватаги по подразделениям отцов. Неизбежным следствием полового недопонимания кочевниц и лагерников стало появление множества детей с неопределенным отцовством, сыновей полка, детей центурий. Такие видели отца в центурионе, командире того беспутного лагерника, на которого указывала мать.Отцы уходили на войну вчерашними детьми, воспоминания о Риме оживали в соперничестве юнцов, воплощавших в себе омоложение их кшатрийского товарищества.

«Между родами всегда существует известный антагонизм и соревнование, которое выражается, например, при борьбе, при бегах на лошадях, при добыче зверя, орехов и т.д. Одержавший верх становится предметом гордости целого рода. Впрочем, мне не доводилось ни разу убедиться, чтоб этот антагонизм переходил во вражду между родами. Проявление этого антагонизма лучше всего выражается в тех шуточных или бранных характеристиках, которые сочиняет один род про другой». [ccxlix] Время тяжким бременем легло на языки римских потомков, меняя их за столетия в живой речи италиков. Словенские и балтийские языки являются сильно измененной детьми латынью.[ccl]

Века в Риме была свобода речи.[160] О свободе говорения на римскую Масленицу (Либералии) писал ещеримский сочинитель и очевидец прихода Либерты Гней Невий в поэме о Пунической войне, на которой выросли поколения воевавших в Гражданскую:[ccli] Libera lingua loquemur ludis Liberalibus [cclii] — Вольным словом вольнословим мы на играх Вольности[ccliii].[ccliv]Невий задает тон[161]традиции[162], еще сохраняющейся у Кассиодора (509 г.).[cclv] С VI в. эта традиция в Европе исчезает одновременно с появлением выражения simpliciaverbaetc. — «просторечие», «народный язык»— вроманской речи, распространившейся в Римской Африке, Галлии и северной Италии в III–IV вв. Прилагательное simplex [cclvi] становится в один ряд с barbarus и rusticus (sermo, [163] русск. ширма и шарманка), гораздо более известными обозначениями народной речи Рима и провинций, именуемым романским койне, общероманским, протороманским и т. д.[cclvii] Именно с этого времени ученые на Западе начинают задумываться о том, что было утеряно в современном им Риме.

Римляне старались перещеголять один другого своими остротами. Шутке и насмешке в Риме был дан даже слишком большой простор. [cclviii]По-русски,разговоры на Либералии — это вольный (либеральный, от лат. liber) разговор по существу, возможность и право на который имели римляне.[164] В Риме были места, где правитель, вождь(princeps), император, встречался с народом лицом к лицу.[165]В современном мире появилось новое место для такого свободного разговора — Сеть (Internet).

Однако слово и понятие libertas, обычно переводимое на русский язык словом «свобода», нуждается в прояснении. Более того, во всех современных языках понятие свобода маловразумительно.«Хотя для всех индоевропейских народов характерно противопоставление свободный человек — раб, общее обозначение понятия свобода у них отсутствует. Быть законнорожденным и быть свободным — одно и то же. Что касается германских языков, то до сих пор ощущаемая связь между нем. frei, свободный, и Freund, друг, позволяет восстановить исходное понятие свободы, толкуемой как принадлежность к замкнутой группе людей, в общении между собой называющих себя друзьями».[cclix]

«Слово свобода, в нынешней его форме имени существительного, сравнительно позднего происхождения. Происходит слово от старинного и малоизвестного существительного своба [166], что служило, по чешским толкователям (глоссаторам) 1202 г., наименованием одной из языческих богинь». [cclx]«Славянское *svobodь `свободный' (ср. сущ. свобода) похоже на санскритское svapati- `сам себе господин', состоящее из корней *svo- `свой' и *poti- `господин', но не может быть с ним сведено, поскольку санскритским глухим в славянском нормально соответствуют глухие».[cclxi]

Не проясняет понятие и французское слово liberté;. Об истинной природе мудреца рассуждал Шарль де Бовель в XVI в.: «Более всего свойственно и характерно для него действовать и все совершать свободно, самостоятельно и настолько легко, насколько это возможно. Свободно означает по собственной воле, велением которой он охотно берется за все, что разумно, прекрасно, благо и достойно предпочтения».[cclxii]Основоположники марксизма связывают появление понятия свободы с появлением семьи, частной собственности и государства.[cclxiii]

Понятие, обозначенное словом Libertas, оказалось расщепленным первым.Либаний в середине IVв. опишет жизнь без ушедшей Libertas: «Все полно продавцов: материки, острова, деревни, города, площади, гавани, улицы. Продаются и дом, и рабы, и дядька, и нянька, и педагог, и могилы предков. Всюду бедность и нищенство, и слезы, и земледельцам представляется удобнее просить милостыни, чем обрабатывать землю». [cclxiv]

Первый и последний известный в истории случай, когда свобода была, а потом сплыла, отмечен в Риме Гражданских войн. Дочь Юпитера и Юноны Либерта (Libertas) пришла в Рим в самый тяжкий миг войны, после победы при Беневенте в 214 г. до н. э.,[167] одержанной с помощью вооруженных рабов[168]. Дети вольноотпущенников по закону были свободными.[169] Образ их матери стал основой для иконы Либерты. На римских монетах ее изображение чеканили с колпаком в руке или подле него. Колпак (pileus) — головной убор вольноотпущенников.[cclxv]

ВXIII в. Фома Аквинский напишет, что Либерту из Рима похитили: «Когда римляне были измучены длительными раздорами, переросшими в гражданские войны, из-за которых из их рук была похищена libertas, которой они отдали столько сил, они оказались под властью императоров; эти правители не хотели именоваться царями по той причине, что слово царь-rex было ненавистным для римлян». [cclxvi]

Очевидец «похищения Либерты» Лукан написал, что она ушла сама: «Черный Эмафии день! Его отблеск кровавый позволил / Индии не трепетать перед связками фасций латинских, / Дагов не запер в стенах, запретив им бродяжничать, консул; / Плуга в Сарматии он не ведет, препоясав одежды; / Не подвергались еще наказанью суровому парфы, / И, уходя от гражданских злодейств, безвозвратно Свобода (Libertas) / Скрылась за Тигр и за Рейн: столько раз претерпев наши казни, / Нас позабыла она, германцам и скифам отныне / Благо свое подает, на Авзонию больше не смотрит!» [cclxvii]

Ранее «Цицерон говорил о потере dignitas [170] и libertas — двух фундаментальных качеств, характеризующих положение римских аристократов[171] в государстве[cclxviii]».[cclxix]Фома, Лукан и Цицерон под словом libertas понимают нечто очень важное для римлян, да и вообще для мужчин.

На праздник Либералий[cclxx] достигшие совершеннолетия юноши Рима облачались в мужскую тогу (17марта). Эта тога значила, что юноша имел право вступать в брак (toga libera). [cclxxi]На Либералии дрались как на русской Масленице. Накануне боя гладиаторов кормили особенно сытно (cena libera). «Фест, грамматик II в. н. э., [cclxxii] связывал имя Либер с теми вольностями языка, которые допускают подвыпившие люди, [cclxxiii] а Сенека, напротив, отрицал такую этимологию, считая, что оно символизирует освобождение души от забот [cclxxiv]». [cclxxv]

Современниками Цицерона были бойцы понтийского царя Фарнака, захватившего римскую провинцию Понт.[172] Они «грабили, насильничали и убивали римских граждан. Тех, кто отличался красотой и юностью, они подвергали каре, которая для римлян была тяжелее смерти, — лишали их способности к деторождению». [cclxxvi] Люди Фарнака поступали так неспроста.

Римляне говорилигрубо: без Цереры и Либера коченеет Венера (sinecerereetliberofrigetvenus):[cclxxvii] без хлеба и вина(?) любовь холодна.[cclxxviii]Либер (Liber) — староиталийский бог оплодотворения, впоследствии отождествленный с греческим Дионисом-Вакхом.Варрон считал Либера божеством, освобождающим от жидкого семени (ligidis seminibus), властного над жидкостями плодов, среди которых на первом месте находится вино, над семенем животных (seminibus animalium)[cclxxix] и, следовательно, человека.[cclxxx]В сытой и напоённой Либером женщине Венера горячее.[cclxxxi]Женская ипостась Либера — богиня Либера; Церера,[173]Либер и Либера[174]— плебейская[175] триада богов.

За именем божества оплодотворения и размножения Liber стоитмужское ощущение, выражаемое понятием, которое в русском мужицком говоре именуют стоячим Хреном-Хером. В русской речи слово liber отражаетслово из трех букв, обозначающее стоящий елдак; его часто пишут на заборах и в Сети.[cclxxxii]Плодом любви Венеры (Афродиты) и Вакха (Диониса-Либера) был Приап.[cclxxxiii] Его икону с колоссальным фаллосом (египтяне так изображали калеку с именем Мун (Мин)или Амун) ставили в садах (современный фонтан).[cclxxxiv]Фаллос это эрегированный (от rex) член. Стояк не просто важен, он и есть божество, которым Варрон считал Либера. Без эрекции нет эякуляции (ejaculatio).[176]

Другие значения liber: луб, лыко, свиток на скалке (книга), то есть то, что связывает, вяжет.[cclxxxv] Издревле в Италии (как и на Руси) скребли (scribere) или рисовали (linere, отсюда линия и littera) на листах (folium), на лыке (liber)[cclxxxvi] или на деревянных дощечках (tabula, album), а впоследствии также на коже и на холсте.[cclxxxvii] В Риме любили писать и царапать (exarare) на стенах.

Почитание греческого Диониса и отеческого римского Либера связаны не только винными стоякоми весельем, но и устройством качелей во время сельских Дионисий в Аттике и Либералий в начале Масленичной недели.Вино в Риме было общедоступным.[cclxxxviii]Вакханалии распространялись как чума:[cclxxxix]жесткое «Постановление сената о вакханалиях»[177]датируют 186г. до н.э.[ccxc]У виноградарей этрусков Вакх отождествлялся с богом Фуфлунсом (fufluns).[ccxci]В словаре В.И. Даля: «Фуфлыга, фуфлыжка об. прыщ, фурсик, дутик, невзрачный малорослый человек. Продувной мот, гуляка. Фуфлыжничать, проедаться, жить на чужой счет, шататься». [178]

Сходство слишком явно. Явно и словообразование libertas. Существительное женского рода libertas, обозначающее ту, что ушла к германцам и скифам, образовано от имени liber при помощи суффикса -itas без соединительной гласной. В русском языке паре liber–libertas есть образцовые понятийные соответствия: хрен–хреновина; стояк–стойкость; хер–херня или, говоря языком Л.С. Выготского, — libertas =сексуальность — от латинского обозначения первичного полового признака — писи (sexus).[179]

В русском языке имя Либера живо в названиях селений Люберцы[ccxcii] и Любань[ccxciii]. Корень латинского liber виден в общеславянском любовь и германских Liebe и Liber. [ccxciv]Либер оплодотворяет связь между мужчиной и женщиной.Слово libertas можно перевести словом любовь (страсть, связь с чем или кем-нибудь), для мужчин — стояк. В случае с libertas это любовь-стояк к совершенно определенному предмету: земледелию, родной земле. Это было очевидно для современников. Насильно мил (люб) не будешь. Русские крепостные имели много общего с римскими колонами[180], приписанными к цензу:[181] «должны считаться рабами самой земли, на которой рождены» и «удерживаются господином имения».[ccxcv]На Руси земля— это Матушка. Ругаются русские матерно, от земли, и посылают по матери, к матери, к/по земле.В древнеримской и кельтской традициях мать не мыслилась вне замкнутых рамок[182] семьи, где протекала вся ее жизнь. Это ясно сказано Колумеллой: «Домашний труд был уделом матроны (матрёны, — Д. Н.), потому что отцы семейств возвращаются к домашним пенатам от общественной деятельности, отложив все заботы, будто для отдыха». [ccxcvi]

Pudica, lanifica, domiseda [183] — писали римские мужья на могильных надписях, восхваляя своих жен в посмертной жизни. Они не представляли для них более прекрасной участи, кроме как прясть шерсть и вести хозяйство.[184] Domum servauit, lanam fecit (дома сидела, шерсть пряла), — скупо заключает самая знаменитая из этих надписей.[ccxcvii]

В Iв. до н. э. уже не все женщины Рима были такими. Когда множество молодых военных отбывало к армии Марка Лициния Красса на Ближний Восток, один из них, 33-летний веронец Гай Валерий Катулл написал свое последнее из известных романтическое стихотворение к Лесбии, имя которой прямо не называется:[ccxcviii]

Фурий и Аврелий, везде с Катуллом

Рядом вы, [ccxcix] хотя бы он был за Индом,

Там, где бьют в брега, грохоча далече,

Волны Востока, —

Или у гиркан, иль арабов [185] нежных,[ccc]

Или саков, иль стрелоносных парфов,

Или там, где воды окрасил моря

Нил семиустый,

Или даже Альп одолел высоты,

Где оставил память великий Цезарь,

Галльский видел Рен и на крае света

Страшных бриттанов;

Что бы ни послала всевышних воля,

Все вы вместе с ним испытать готовы.

Передайте ж ныне моей любимой

Горьких два слова:

Сладко пусть живет посреди беспутных,

Держит их в объятье по триста сразу,

Никого не любит, и только чресла

Всем надрывает, — [186]

Но моей любви уж пускай не ищет,

Ей самой убитой, — у кромки поля

Гибнет так цветок, проходящим мимо

Срезанный плугом! [ccci]

О судьбе Катулла после 54 г. до н. э. сведений нет.[187] Однако из стихотворения ясно, что он сидит на чемоданах, причем в числе возможных направлений его отправки значится Инд[188]. Год ухода 100-тысячной армии Марка Красса и ее поражения[cccii] был отмечен страшным пожаром: «В 700 г. от основания Города невесть откуда взявшийся огонь уничтожил многие районы Рима; [ccciii] передают же, что прежде никогда Город не бывал поражен и испепелен таким пожаром: ведь огнем были сожжены четырнадцать кварталов вместе со Сторожевой улицей. [ccciv] Далее начинается гражданская война, которая давно уже назревала среди великих ссор и треволнений». [cccv]

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия