Студопедия — Билет 6.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 6.






 

Традиции и новаторство А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».

 

  • «Горе от ума» как совмещение классицизма, романтизма и реализма
  • Классицизм
    • единство времени и места
      • но: усложнённость действия (любовный + социальный конфликт)
    • любовный треугольник: положительная Софья любит отрицательного Молчалина
      • но: у М. маска положительного персонажа
      • можно и о двух треугольниках говорить: Чацкий - Софья - Молчалин, Молчалин - Лиза - Петруша
    • черты комедии ошибок
      • Чацкий явился с уверенностью, что ничего не изменилось
      • не понять, что к чему: любит ли его Софья, или кого любит?
    • система амплуа
      • Ч. – возлюбленный + простак + резонёр
      • Лиза – наперсница, Фамусов – обманутый отец, Скалозуб – недалёкий военный
    • говорящие фамилии
      • Софья, Молчалин, Фамусов (fama – молва, слава), Скалозуб, Горич, Тугоуховские, Репетилов
      • Чацкий – писалось как Чадский, чад, дым, который ест глаза, ещё не огонь; чадит, но не горит (несостоявшийся человек)
  • Романтизм
    • Ч. как романтический герой в конфликте с обществом
    • исключительная личность, непонятость окружающими, одиночество, максимализм
    • противостояние всем, свои идеальные представления, патетика речи
  • Реализм
    • Чацкого изгнали из общества – первый лишний человек, не знает себе применения
    • типизация характеров и обстоятельств
    • сознательный отказ автора следовать канонам
      • классицизм – 3 или 5 действий, здесь 4
      • вольный ямб – интонации разговорной речи
      • отсутствие единства действия
      • нет однозначных оценок героям

 

Пиковая дама» А.С. Пушкина. Фантастическое и реальное в повести.

 

  • Сюжет
    • Германн узнает от Томского историю о трех картах, которые выигрывают
    • начинает обдумывать, насколько это реально
    • постепенно идет к своей цели, обдумав прежде возможные варианты
    • добивается внимания воспитанницы, даже влюбляется, она дает ему план дома
    • встречается с графиней, но она не говорит ему эти три верные карты
    • потом старуха приходит к нему, словно в воображении, и говорит тайну
    • но он проигрывает, из-за того, что ошибочно принял даму за туза
  • Исследованием ПД занимались многие писатели
  • Бочаров: «реальному направлению действия соответствует воображаемое направление: случай, сказка, шутка»
    • действия в двух мирах: во внешнем мире и мире Германна
    • автор подключается к сознанию героя и продолжает его, ширит и завершает
      • Германн в комнате графини, видел очень много вещей, которые в реальной жизни бы точно не заметил
    • Пушкин продолжает мысли Германна, дополняя их своими знаниями
    • трагедия Г. – роковая действительность, с которой не справилось его воображение
  • Нащокин: основа сюжета не вымышлена
    • графиня – это Наталья Петровна Голицына
    • внук ее, Голицын, рассказывал Пушкину, как проигрался и пришел к ней просить денег; не дала, а сказала три карты; поставил карты и отыгрался
    • дальнейшее развитие повести все вымышлено
  • Измайлов: с точки зрения фантастики
    • две «петербургские повести», «Медный всадник» и «Пиковая дама», явились выражением пушкинского понимания фантастики
    • в ПД воздействие темных сил воплощено в тайну трех карт
    • сверхъестественные силы за бытовым фоном
    • слияние двух планов, незаметное для читателя
      • Достоевский: «верх искусства фантастического»
  • Фантастическое
    • тайна из поколения в поколение, магические карты, появление призрака
    • графиня узнаёт тайну карт от Сен-Жермена в Париже
      • преподносится как сделка с дьяволом: «Тут он открыл ей тайну, за которую всякий из нас дорого бы дал…»
      • Сен-Жермен в переводе означает «Святой Герман», он знает тайну и это, наверное, главное отличие его от Германна
    • Г. сказал, что это сказка, но потом искренне в неё поверил – фантазия смешивается с реальностью в его сознании
      • от анекдота к чуду
    • два объяснения фантастического: действительно соотношение двух миров или это просто воображение Г.
  • Несомненно влияние идей Гофмана, но здесь фантастика – это литературный приём, а не выражение мировосприятия

 

7.1

- Александр Андреевич Чацкий - главный герой комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

- молодой образованный дворянин, который вернулся из трехлетнего путешествия; не богат, хотя и принадлежит к “известной фамилии ”; детство его прошло в Москве, в доме Фамусова — друга его покойного отца, здесь он вырос и подружился с Софьей; вернулся в Москву ради нее, но девушка его уже разлюбила

- ничто человеческое ему не чуждо; пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно не дают ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому

- получил хорошее образование, обладал блестящим умом, «один здравомыслящий человек» по оценке Грибоедова («В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»)

- речь эмоциональна; ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”…

- простодушие, душевная искренность, честность, готовность к борьбе за общественное благо – составные достоинства

- честный, открытый человек сталкивается с фамусовским обществом (масса людей, которые ищут лишь «чинов, крестов», «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы; их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь»; главный герой же требует “службы делу, а не лицам”

- в монологах и репликах, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит»

- он, как и будущие декабристы, обличает «прошедшего житья подлейшие черты» (крепостное право), почтение всего иноземного, презрение к родному языку и обычаям, угодничество

- не боится говорить правду в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии

- на балу обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно

- общество почувствовав это, осмеяло его и объявило сумасшедшим; окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни

- «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей» (Гончаров)

 

7.2

- тема Родины проходит через все творчество Лермонтова и является одной из центральных в лирике поэта

- поэт использовал как реалистический, так и романтический методы изображения действительности, создавая образ Родины в своих произведениях

- для него понятие “родина” шире, чем понятие “Россия”, в его творчестве нашли отражение образы Кавказа, “малой родины” - имения Тарханы, Москвы – места, к которым он испытывал чувство глубокой любви и патриотизма

- в ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание (“Я видел тень блаженства”):
...я родину люблю
И больше многих: среди ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать
.

- чувством патриотизма проникнуто стихотворение “Родина” (1841) (Люблю отчизну я, но странною любовью!), один из немногих образцов реалистической поэзии в творчестве Лермонтова:

Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям…

- автор презирает тех, у кого нет родины, нет “страдания”; этот мотив звучит в стихотворении “Тучи”, где тучи – идеал свободы:
Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

- требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении “Прощай, немытая Россия...” (1841) - это протест Лермонтова против “страны рабов, страны господ”, преклонения народа перед “голубыми мундирами”.

- лирический герой стихотворения выражает предположение:

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей
.

- так возникает образ Кавказа - поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают “ущелья”, “южные горы”, “степь”, он признается:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ
.

- о “любви” к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: “Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова”

- рисуя Кавказ единственным в стране рабов и господ местом, где люди оставались верными идеалу свободы и боролись за него, Лермонтов идеализировал свободу и независимость горских народов

- в «кавказских» поэмах Лермонтов стремился противопоставить своим безвольным и бессильным современникам смелых и свободолюбивых людей, готовых пойти на все для достижения поставленной цели, готовых до конца отстаивать свою свободу; этот идейный замысел и придавал некоторую романтическую отвлеченность лермонтовской трактовке событий на Кавказе

- в более поздней поэме «Мцыри» Лермонтов уже иначе подходит к вопросу о взаимоотношениях России и Кавказа
- своей малой родиной Лермонтов считал Пензенское имение Тарханы, описание которого представлено в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен...” (1840):

Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями
.

- кроме того, своей малой Родиной Лермонтов считает и Москву. “Москва моя родина”, - пишет Лермонтов в одном из писем; поэт признается в любви к древней русской столице еще в ученическом сочинении “Панорама Москвы”, в раннем наброске “Кто видел Кремль в час утра золотой”.

 

Билет 8. (Билеты кажутся большими, но они написаны практически школьным языком, поэтому читаются очень легко, и легко понять, что именно надо говорить по теме. Если что, то билеты я наполовину взяла из интернета, наполовину сама подкорректировала)

1. Образ Софьи Фамусовой в комедии Грибоедова «Горе от ума»

 

Грибоедов писал: "Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Пушкин считал этот образ неудачей автора: "Софья начертана неясно…". Но Гончаров в "Мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

 

Cофья лицо драматическое, а не комедийное. Она - как и Чацкий - натура страстная, живущая настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это лишь углубляет ее драматизм. Софьей движет любовь. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она знает, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому.

 

Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?". Героиня, как ей кажется, относится к избраннику здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, // Что гений для иных, а для иных чума, // Который скор, блестящ и скоро опротивит... // Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" "Горе от любви" Софьи заключается в том, что она полюбила человека в ее представлении замечательного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках), не увидев его истинного облика. Он подлец. Это Софья откроет в финале комедии. В финале же, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, когда "спала пелена", она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматических моментов всей пьесы.

 

"Горе от ума" есть исчерпывающее определение женского образования той поры, данное Фамусовым:

Берем же побродяг и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам.

В этой гневной реплике отчетливо сформулированы ответы на основные вопросы воспитания: кто учит, чему и зачем. И речь не о том, что Софья и ее современницы были необразованными: они знали не так уж мало. Но вся система женского образования имела конечной целью дать девушке необходимые знания и навыки для удачной светской карьеры, то есть для благополучного замужества.

 

Софья свою жизнь строит по общепринятым образцам. С одной стороны, ее воспитывают книги - те самые французские романы, от которых "ей сна нет". Молчалин в ее глазах похож на романтического героя:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет.

Именно так ведут себя влюбленные на страницах французских романов. (здесь можно вспомнить Татьяну Ларину) Но Софья не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью. Она-то любит. Но ее избранник лишь "отбывает повинность": "И вот любовника я принимаю вид // В угодность дочери такого человека…". И не подслушай Софья случайно разговор Молчалина с Лизой, она так бы и осталась уверенной в его добродетелях.

 

С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии c общепринятой моралью. В комедии система женских образов представлена так, что мы видим как бы весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости. Вот Софья в окружении шести княжон Тугоуховских: барышни на выданье. Вот Наталья Дмитриевна Горич - молодая дама, недавно вышедшая замуж. Она делает первые шаги, преодолевает начальные ступени светской карьеры. А вот и те дамы, которые формируют "мненье света": княгиня Тугоуховская, Хлестова, Татьяна Юрьевна и Марья Алексевна. И, наконец, итог жизни светской дамы - комическая маска графини бабушки: "Когда-нибуть я с пала та в могилу". Таков удачный, благополучный путь светской дамы, свершить который стремится любая барышня - и Софья тоже: замужество, роль судьи в светских гостиных, почтение окружающих - и так до того момента, когда "с бала да в могилу". И для этого пути Чацкий не подходит, а вот Молчалин - просто идеал!

 

"Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом", - презрительно бросает Софье Чацкий. И не так уж он далек от истины: так или иначе, но рядом с Софьей скорее всего окажется именно "муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей". Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. Но все лучшие ее качества получили страшное, уродливое развитие - вот почему поистине драматичен образ главной героини "Горя от ума".

 

Лучший анализ образа Софьи принадлежит И. Гончарову. В статье "Мильон терзаний" он сравнил ее с пушкинской Татьяной Лариной, показал ее силу и слабость. Одна характеристика заслуживает особого внимания: "Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга".

 

 

2. Мотив одиночества в лирике Лермонтова

 

Тема одиночества является одной из ведущих в лирике Лермонтова. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому часто лирический герой его стихов - это одинокая, гордая личность, противопоставленная обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте.

 

В стихотворении «Одиночество», написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному.

 

Тоска по «родной душе» сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни. В стихотворении «И скучно и грустно...» он одинок «в минуту душевной невзгоды», некому подать руку, нет рядом того, кто выразит сочувствие и понимание, окажет дружескую поддержку. 



 

Лирический герой Лермонтова также несчастлив в любви, его преследуют измена и предательство. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою...» поэт изумлен коварством своей возлюбленной, которая казалась ему ангелом. В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. 



 

Лермонтов одинок и в обществе, у него нет товарищей, нет единомышленников, разделяющих с ним одни и те же убеждения и жизненные принципы. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен...» оказавшись на бале-маскараде, он чувствует себя чужим среди веселящейся равнодушной толпы. Ему тяжело оттого, что его окружают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски».

 

Чтобы найти утешение, лирический герой устремляется мечтой в мир детства, где сосредоточено для него все самое дорогое. Бегство в память, в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сердцем. Но опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью». 



 

Поэт одинок не только в толпе на бале-маскараде, он чувствует себя одиноким и среди своего поколения. Сознавая себя на голову выше общества, его окружающего, он понимает, что пороки его поколения свойственны и ему. Однако он считает себя вправе судить своих современников. В стихотворении «Дума» противопоставляя себя своему поколению, он обвиняет его в отсутствии высоких жизненных идеалов и положительных ценностей. 



 

Мотив человеческой разобщенности и вечного одиночества появляется в стихотворении «На севере диком стоит одиноко...», представляющем собой вольный перевод стихотворения Гейне. Допустив существенное отступления от смысла оригинала, Лермонтов изображает два существа одного рода, а не мужского и женского, как у Гейне. Вследствие этого стихотворение приобретает более общий смысл, поэтически выражая тоску по человеческому единству. 



 

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы, он чувствует себя одиноким во всем мире, подобно демону, с презрением взирающим на всю вселенную, сотворенную Богом. В стихотворении «Пусть я кого-нибудь люблю...», герой уподобляет себя одинокому властелину неба, живущему в прекрасном мире, но в полном одиночестве. 



 

Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой...» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром. Используя образы-символы, связанные с миром природы, Лермонтов продолжает эту тему в стихотворении «Дубовый листок». Оторванный от родной ветки, засохший без тени, лишенный покоя дубовый листок не может найти себе пристанища ни в родном краю, ни в прохладной тени среди листьев чинары.

 

В стихотворении «Тучи» лирический герой также изгнанник, он противопоставляет себя холодным и бесчувственным тучам, не испытывающим боли от разлуки с родиной, с «милым севером». 



 

Преодолеть свою изолированность, обрести желанную гармонию, ощущение единения с окружающим миром поэту помогает общение с природой. Так, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» внутренне состояние лирического героя, отмеченное душевным разладом, противопоставляется покою и благости, царящим во вселенной, наполненной общением и согласием. Он пытается понять свое место в жизни мироздания, найти «свободу и покой» от опустошающих его желаний и стремлений.

 

Однако лишь на короткий миг ему удается достичь успокоения, обрести желанное единство с самим собой и с окружающим миром. Такое редкостное душевное состояние описано в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...»: небесное и земное соединяются в прекрасной возлюбленной. В сознании героя, он счастлив, переживая присутствие Бога на земле. 



 

Однако романтическое сознание Лермонтова-поэта не удовлетворяется одним покоем, в котором он видит неподвижность. Поиск счастья в его поэзии часто связан с бегством от него. В своем раннем стихотворении «Парус», написанном в 1832 году и ставшем поэтическим манифестом, Лермонтов проводит мысль о единстве противоположных начал. Здесь объединены буря и покой, поиск смысла жизни и вечная неудовлетворенность найденным. 


 


Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 739. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия