Студопедия — Город в творчестве Блока 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Город в творчестве Блока 7 страница






он неукоснительно требовал от литературы оптимистического, утверждающего пафоса и исключительно этой мерой определял ценность художественного произведения.

Рационалистически-романтический, даже утопический крен мысли обнаруживается у Горького и в особой трактовке художественного времени, не без его влияния утвердившейся в советской литературе 20-30-х годов. Из трех временных измерении действительности ценностный приоритет Горький всецело отдает не настоящему, тем более не прошедшему, а будущему. Во всех случаях «мудрости старости» он предпочитает «мудрость молодости». В духе своей эпохи, творившей культ нового, грядущего «завтра», Горький снижал значимость прошлого, традиций, корней в жизни страны, как и отдельного человека. Он говорил о «ненависти к прошлому», о том. что «наш самый безжалостный враг - наше прошлое, что русский народ - «нация без традиций».

Подобные убеждения писателя питали его мировоззренческое (не только биографическое - по условиям воспитания, городского детства и кругу привязанностей), отталкивание от русского крестьянства, стойкий его скептицизм в отношении к мужику, к деревне, «а это в свою очередь многое определяло в его понимании социально-политической ситуации в стране в 20-30-е годы. годы укрепляющегося тоталитаризма.

Формирование личности центрального героя - это в значительной степени история идей, которые тянут его «во все стороны». Это и проповедь толстовской любви, и ницшеанские идеи о вреде жалости, и марксово учение о борьбе классовых интересов, и размышление о попытке примирить Ницше с Марксом». Фигура казанского студента-филолога, предпринимающего попытку подобного примирения, в воспоминании рассказчика встает в ряду «великомучеников разума», память о которых для него «священна». Среди вопросов, волнующих Алешу Пешкова, неизбежно возникает и такой, ницшеанский: «Предо мною стеной встал вопрос: как же? Если жизнь - непрерывная борьба за счастье на земле, - милосердие и любовь должны только мешать успеху борьбы?» («Мои университеты») И Горький показывает встречи с людьми, которые не из книг, а из самой жизни выносили идеи, сходные с ницшеанскими. Такова встреча с Никифорычем, казанским городовым. Вот его запавшие в душу героя речи: «Жалости много в евангелии, а жалость - вещь вредная... Помогать надо людям крепким, здоровым. - слабого разве сделаешь сильным?..

В поисках архимедова рычага - революционной идеи, переворачивающей и обновляющей мир, нравственное измерение такой идеи со временем переносится у Горького из одной плоскости: добро - зло, любовь - жестокость - в другую: бескорыстие - корысть. Дух бескорыстия вместе с правдой разума становится главным признаком свободной личности в представлении Пешкова, как и самого Горького этого времени. Этот критерий во многом определяет индивидуальные и социальные симпатии и антипатии героя. Так, главной надеждой героя становится «конспиративная», революционно мыслящая интеллигенция - воплощенное бескорыстие в изображении Горького этого периода (1917-1922). а основным опасением - «корысть» крестьянства, показанного в деревенских картинах повести.

Сам Горький указывал, что на его отношение к жизни более других влияли три писателя Помяловский, Глеб Успенский и Лесков. Рассматривая позднее истоки своего творчества, он писал: «Возможно, что Помяловский «влиял» на меня сильнее Лескова и Успенского. Он первый решительно встал против старой, дворянской литературной церкви, первый решительно указал литератором на необходимость - «изучать всех участников жизни - нищих, пожарных, лавочников, бродяг и прочих

Первый результат этих влияний сказался не в воссоздании жизни, а в практическом изучении ее многообразия. Еще не помышляя о создании художественных картин, Горький уже стремился к познанию действительности в ее различных проявлениях, к изучению психологии и характеров людей, принадлежащих к различным классам и сословиям русского общества, а также стоящих вне его этических и правовых норм.

Горькому, познавшему на собственном опыте жизнь городских «низов», был очень близок Помяловский, изображавший эти «низы» с беспощадной правдой, заостривший внимание на их общественной инертности. В более позднее время Помяловский привлекал Горького изображением процесса омещанивания разночинной интеллигенции и выделения и недр русского общества «лишних людей».

Книги Глеба Успенского помогали понять процесс обнищания деревни, увидеть, как ломался в ней веками сложившийся быт, как из нее изливался широкий поток пролетаризирующейся и деклассированной народной массы. Произведения Лескова укрепили его критическое отношение к народнической литературе. Горький был заинтересован в том, чтобы воплотить в живых народных фигурах качества, создаваемые коллективным жизненным опытом и словотворчеством народа. Писатель справедливо считал, что основным источником образной меткости, точности, сжатости, афористичности русского языка является УНТ: народные песни, сказки, легенды, пословицы, поговорки. А поэтому он полагал правомерным воплощать в народных характерах все то лучшее, что создавалось в процессе духовного творчества народа.

Критически и творчески относясь к традициям, Горький использовал также опыт мировой классики, в которой ему особенно близкими были образы героических борцов за свободу, беспокойных, мятежных, протестантов. В этом плане знаменателен повышенный интерес Горького к Пушкину, Лермонтову, Байрону, Шиллеру

самое важное впечатление: это очень гордые и очень одинокие люди. «несчастные». оба они презирали жалость и считали ее оскорбительной для человека с его высокой миссией. Сам Ницше считал, что у его рода славянские корни, восходящие к польским дворянам Ницким. В незнакомом обществе его часто принимали за славянина. В отличие от многих великих немецких мыслителей, относившихся к России с нескрываемым недоброжелательством, Ницше был своеобразным «русофилом». Он высоко ценил поэзию Пушкина и даже написал романс на одно из его стихотворений. Он обожал Гоголя и был потрясен открытием Достоевского. Ницше не читал Горького.

Все же один общий момент в их биографиях был. Оба рано лишились своих отцов, оба в возрасте 4 лет. Оба нежно любили своих отцов, но по смутным воспоминаниям и рассказам родственников. Для каждого смерть отца стала тяжелейшей душевной травмой, несомненно наложившей печать на всё их мировоззрение. В их мрачном свете вся жизнь представала как «ничто», как «сон пустой». И только невероятным усилием внутренней духовной воли можно было попытаться сделать этот сон «золотым».

Ницше сказал: «Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, говорит Искусство...»

Так и для Алеши Пешкова чтение стало своего рода выходом из безнадежной жизненной ситуации, из ощущения бессмысленности окружающей жизни. Но книги же чуть не довели его до сумасшествия. В отличие от Ницше, он спасся от безумия, второй раз уйдя «в люди».

существует и другая вечная проблема: Горький и Ницше. Вопрос о том, был или не был Горький ницшеанцем, обсуждается уже целое столетие. Проблема появилась одновременно с босяками Горького, его анархическими героями-«индивидуалистами», и целое поколение, выступившее на рубеже веков, воспринимало писателя именно в этом ключе. «В то время, — вспоминает В. Жаботинский, — мы знали Горького только по его коротким рассказам, казавшимся отголоском учения Ницше, которое облекалось в русское одеяние. Он прославлял людей воли и действия, казнил презрением рабов “рефлексии”, выхолащивавших и глушивших всякое смелое начинание».

Однако по мере того как в советской стране канонизировался образ Горького, русский писатель неуклонно и неизбежно становился идейным антиподом Ницше, так что даже мысль о сближении обоих имен воспринималась порой как нечто кощунственное. Советское литературоведение упорно билось за чистоту образа пролетарского писателя. «Либерально-буржуазные литературоведы (например, С. А. Венгеров) уверяли, что Горький — ницшеанец, стремясь уподобить его буржуазным писателям, объявить его художником декадентского лагеря», — писал один из советских горьковедов. Впрочем, некоторые из ученых специалистов даже тогда признавали, по меньшей мере, правомерность проблемы. Да и как было не признать — проблему-то «освятил» сам Горький, вполне соглашавшийся по поводу своих босяков, что «снабдил их <...> кое-чем от философии Ницше».

Как естественная реакция на скупое и одностороннее в целом освещение темы «Горький и Ницше» в бывшем Советском Союзе воспринимается серия западных исследований о ницшеанстве Горького, предпринятых в 1960—1970-е годы и демонстрирующих то, что, по сути, и так очевидно: в «бунтующих» персонажах молодого Горького, как и в более поздних его произведениях (вплоть до поэмы «Человек», 1904, и «Исповеди», 1908) проявляется неоромантический ницшеанский [123] пафос. Вывод: сближение имен германского философа и русского писателя, безусловно, оправдано с историко-литературной точки зрения. Об этом заявляли в последнее десятилетие и отечественные исследователи. «Перед нами не “легенда”, созданная критиками, а очень серьезная проблема, от которой до самого последнего времени принято было открещиваться», — подчеркивала, например, в одной из своих работ М.Г.Петрова.

В связи с неутихающим и поныне интересом к этой проблеме можно сказать, что любой, даже малозначительный, на первый взгляд, документ, проясняющий отношение Горького к Ницше, имеет историко-культурную ценность.

Из сохранившихся материалов видно, что во время совместного обеда Кеслер и Горький (когда Горький ставил пьесу в Германии), говорили о Ницше. Трудно усомниться в том, что оба сошлись в своем восхищении и, можно сказать, преклонении перед его памятью. Ясно также, что Кеслер рассказал Горькому об «Архиве Ницше», о «Новом Веймаре» и вызвался быть посредником между русским писателем и сестрой философа. Следствием этих переговоров явилось официальное приглашение, которое Э. Фёрстёр-Ницше направила Горькому 12 марта. Письмо это сохранилось в Архиве М.Горького68. Текст его приводится ниже по черновику, оставшемуся в бумагах Э. Фёрстер-Ницше:

Э. Фёрстер-Ницше получает ответ М. Горького: Не может быть на свете мыслящего человека — или он не художник, — если он не умеет любить и чтить Вашего брата. Я был бы чрезвычайно рад, милостивая государыня, посетить Ваш дом, но это для меня никак невозможно, поскольку я должен отправиться в Америку. я же — целую дорогую для меня руку сестры Ницше. 7 марта 1906 года»

Отказ Горького был, конечно, вынужденным: нельзя усомниться в его искреннем желании посетить Веймар и «Архив Ницше». Позднее, в своей «второй эмиграции», Горький несколько лет (1921—1923) жил в Германии, однако в Веймаре, ему так и не удалось побывать.

"После начала Отечественной войны (1812) проходит около 65 лет - немецкий писатель Фридрих Ницше публикует серию статей под общим названием "Несвоевременные мысли" (1876-78 годы). Значительную часть своей жизни Ницше прожил за границей, курсируя между Италией и Швейцарией. Последние годы своей жизни он был заперт в сумасшедшем доме.

После начала Крымской войны (1853) проходит около 65 лет - русский писатель Максим Горький публикует серию своих статей под общим названием "Несвоевременные мысли" (1917-19 годы). Значительную часть жизни Горький был вынужден жить за границей, курсируя между Германией и Италией. Последние годы жизни Горький провёл в СССР, фактически, в подневольном состоянии.

историкам литературы прекрасно известны многочисленные параллели между Ницше и Горьким, начиная от поразительного внешнего сходства и заканчивая почти дословными совпадениями текстов.

Буревестник носится, будто демон - «гордый, черный демон бури». Все птицы попрятались. Чайки «готовые на дно спрятать ужас свой», гагар пугает гром ударов, бессмысленный пингвин свое жирное тело «прикладывает в скалах». Им «неприступная утеха битвы». Что-то подобное я видела в одном из отрывков Ницше. Читаю: «Лучше жить в ледниках, чем среди благочестия и других южных ветров.

…Мы желали молний и подвигов, мы не понимали счастья немощных - покорность. В воздухе запахло грозой… Формула нашего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…»

Нет ничего необычного и в том, что устами босяков Горького говорит самая новая полоса европейской и русской культуры. Философия этих босяков - своеобразнейшая амальгама жесткого ницшеанского поклонения силе с тем безграничным, всепроникающим альтруизмом, который составляет основу русского демократизма. Из ницшеанства тут взята только твердость воли, из русского народолюбия - вся сила стремления к идеалу. В результате получилось свежее, бодрое настроение, манящее к тому, чтобы сбросить ту апатию, которой характеризуется унылая полоса 80-х годов.

Серьезным подходом к проблеме отличается работа Л.Колобаевой "Горький и Ницше", где заявлено: "Переклички Горького с Ницше и влияние последнего на писателя... не миф, а реальность. Горький вовлекал в круг своих размышлений о российской жизни этическую проблематику Ницше, использовал, по-своему переосмысляя, некоторые его философские лейтмотивы и символы для реализации собственных творческих импульсов" (14; 165). Далее этот тезис раскрывается на конкретном материале творчества Горького.

С Л.Колобаевой полемизирует Р.Певцова, считающая положение о ницшеанстве Горького преувеличенным. Она подчеркивает известную самостоятельность Горького, его неподатливость и силу сопротивления каким бы то ни было идейно-философским влияниям. Имея в виду отношение молодого Горького к Ницше, Певцова настаивает, что в этом плане можно говорить лишь о том, "в чем они расходились и объективно до определенного предела сходились, будучи мировоззренчески не только независимы, но и противоположны в главном; можно говорить лишь о критически-самостоятельном отношении Горького к философии Ницше и об использовании молодым писателем некоторых переосмысленных им ситуаций, отдельных реминисценций и афоризмов из сочинений базельского философа". Следует отметить, что в статье Р.Певцовой представлен ценный фактический материал, высвечивающий историю приобщения Горького к идеям Ницше...

 

22. Жанровые особенности исторического романа Д. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей».

 

(1865-1941)

 

Теоретик русского символизма. Себя видел в качестве религиозного мыслителя, и свои религиозные идеи настойчиво пытался выразить в поэзии.

 

Перелопатил кучу ист. и религ. лит-ры, а интересовало его, как в разные эпохи происходила борьба двух полюсов: язычества и христианства (вне религии для него нет сознания).

 

Двух Заветов Мережковскому мало, нужен Третий: синтез Нового и Ветхого, по Мережковскому христианского и языческого мышлений. Создание духовно-светской культуры.

И об этом! Трилогия «Христос и Антихрист».

 

Мережковский — создатель исторического романа нового типа. Введение большого количества фантастики и символов привело, правда, к некоторой абстрактности, условности образов и основательным недостоверностям.

 

В трилогии рассматривается конфликт язычества и христианства.

Проблема в том, что в нашей культуре потерян баланс между царством тела и царством духа.

Империя покоряет себе церковь, в культуре нет баланса и на, скажем так, социально-духовном уровне.

 

Линия Петра, разумеется, — Антихрист (так ему и надо), линия Алексея, разумеется, христианство.

 

Концепция.

Пётр — весь на антиномиях.

Он чудесен в своей непосредственности и в детском восприятии — всему открыт, всему готов учиться. Но и чудовищен в человеческих слабостях — мнительный мелман в плане измен, зависит от своей неверной жены и иностранцев, обновляя церковь, глумится над ней.

 

Алексей тоже антиномичен (да, оба они такие).

И зверски изменяет жене, и по-своему её любит и жалеет.

 

Композиция:

1. Субъективация повествования.

Дневник преобладает над документами. Символисту субъективное важнее объективного, история интересна ему не громкими событиями, а частными судьбами. Через интимное восприятие показана суть эпохи.

 

2. Приём антисипации. Стремление пророчески предвосхитить в тексте грядущие события. Примеры «предвосхищений»: вино, которое дал Пётр покаявшемуся Алексею, «как кровь» (с этим как-то ещё связано детское воспоминание Тихона о казни стрельцов, когда вино и кровь лились вместе).

 

 

[из учебника:]

 

В романе «Антихрист. Пётр и Алексей» ослабевает вл. имморализма Ницше и его апологии сверхчеловека.

Роман свободен от односторонней апологетики петровских преобразований.

 

Образ Петра:

— титанизм

— сравнение с земным богом, т.к. идёт подчинение церкви государству, а во главе её ставится Человекобог (знак «минус»)

— изображается с неск. точек зрения:

С точки зр. народа:

тяжёлые реформы, чуждость их вековому укладу, гонения на церковь, «люторство Петра».

С точки зрения Алексея:

с одной стороны, старое для них неприемлемо, уже гнилое (образ, отрицательно характеризующий старую церковь — отец Яков Игнатьев), с другой стороны — именно Алексей на суде говорит в лицо отцу «Стоном стонет земля», воспринимает как измену покорность церкви.

С точки зрения просвещённых европейцев (фрейлина Арнгейм и медик Брюментрост):

свирепость Петра — варварство, в Петре для них соединяется ужасное и комическое — образ кота Котабрыса.

 

Итоговая оценка правления Петра: после смерти Алексея.

С одной стороны, преобразования Петра обоснованы, Россия спит мёртвым сном. России необходим новый путь, но новый путь, на который Пётр выводит Россию, губителен.

Откровенная авт. экспрессия: кормчий ведёт страну навстречу буре по железным кровавым волнам. Яснее не бывает.

Вообще текст изобилует аллегориями, иносказательные детали весьма и весьма прямолинейны

 

Мережковский первым из символистов посмотрел на минувшее сквозь призму сознания рубежа XX-XIX: то, что казалось современникам ошибкой, отступлением от достоверности, модернизацией прошлого, сейчас уже рассматривается как решение определённых эстетических задач, а именно, глубже показать символическую связь эпох трилогии. По мысли писателя, религиозные и культурные переломы эпох эллинизма и Возрождения находят современные адепты, в частности — петровская эпоха.

СЕМИНАР:

Признаки ист р-на:

1) воспроизведен ист колорит эпохи

2) наличие ист персонажей

Дм. Балашов, «Господин вел Новгород» - без известн ист персонажей, но ист роман

3) отдаленность эпохи, причем с т.з. автора – это заверш-ся этап разв-я

Но в XX веке была широк концепц ист романа: «ГНВ» тогда – ист роман

4) ист события

 

Но еще д.б.:

- документальн основа, реальн факты. Если преоблад – это хроника

-вымысел автора. Если преоблад – носит приключенч характер

-домысел автора. Напр, у Дюма или В. Пикуля.

 

Если составляющие соотносятся в равн пропорциях, то ист роман.

 

Проблема языка исторического романа. 2 тенд: архаизация/модернизация, м.б. доведены до абсурда. Умеренная архаизация и некоторая стилизация.

Чепыгин, «Разин Степан» - сложно читать, как и Балашова.

Др тенд – опора на жив разговорн речь, диалектизмы, историзмы. М.б. приемы: аористные окончания глаголов, использование полногласия…Исп Вас. Шукшин в р-не «Я пришел дать вам волю» и Алексей Толстой.

 

А что у Мережковского?

 

Его ист романы антиисторичны, т.к. только демонстрир его философ концепцию мра. Комбинир ист материал по св усмотрению. В угоду св философ схеме. Все фигуры романов несут заранее заданное противоречие.

При этом роман переполнен конкретн деталями, подробностями быта. Созд впеч-е ист достоверности. Концепция мир развития, постр на утвержд его исходн противоречивости.

 

Мережковский, «Христос и Антихрист»

Венера в «Антихрист: Петр и Алексей» потребовала кровав жертвы: Петр себе ранит руку, ставя Венеру на пьедестал. Бахус – др. бог, треб жертвы.

Персонифицирован ли антихрист? Зависит от т.з.

Для Петра важно гос-во, а для Алексея – чел отн-я!

Непонимание м/у родными людьми. Прежн нравств отн-я забываются и корректируются. Чел подним-ся на нов ступень.

Антихрист – дух времени, к-рый оказ-ся по сути разрушителем общ-ва, отн-й м/у людьми.

 

Алексей рассужд по поводу взаимоотн отца и сына, о рус народе, о том, как его отец возд на этот нар: нар – воск, пластичная масса. Алексея остан не сами реш-я Петра, а методы.

«Смерть Богов», «Воскресшие годы», «Антихрист (Петр и Алексей)» - ч романа.

Концепц истории: 1) лич-ть 2) нар

 

Здесь уже не люди приним участие, а какие-то коллективн настроения. Мережк рассм историю как борьбу светл и добр начал: борьба Божественного и дьявольского: кто побежд и когда – завист от эпохи и врем.

Лев Гумилев (сын Ахмат) – подхватит эту теор: любой народ в св развитии прох те же самые этапы, что и человек. Теория пассионарности.

Мережковский тоже всю мировую историю уложил в жизнь чел-а: с момента х-ва нач борьба Добра и Зла, Божественного и дьявольского. «Смерть Богов». Потом Ср Века и Возрожд – пер нов обращ к х-ву, рожд православия, etc «Воскресшие годы». И посл этап – это «Антихрист» - то, что погубит все чел-во и х-во.

Петр истово молится за Россию. Ему небезразлично, что с ней будет после его смерти. Он пыт-ся из него воспит мужчину, но Мережковскому важно это противоборство темн и светл начал. Петр берет внешние атрибуты Запада (празднества, статуи), скепсис, логика-рацио!). Все нач сопротивляться, но-детски, интуитивно. Еще Петр берет из Запада взаимоотн-я гос-ва и церкви. Он отдает распоряж и хоч подчин церковь, но у него не получ.

Деспотизм Петр берет у Востока.

Мережковский бер западника (Петр) и восточн пашу (Алексея) и показ, что их нельзя механически соединить, но их выигрыш был бы в соединении. Алексей ищет ключ к душе рус мужика, он много пускает на самотек, но этим и выигрывает относительно.

Каждый из героев идет друг к другу, но не находит точек соприкосновения => дневниковые записи: я бы все простил, если бы он…

Др проблема: проблема религии. Вводит язычество, католичество и православие.

Тихон оказывается проповедником истинной веры, к-рая в душе чел-а, а не во внешн атрибутах. Симпатия Мережковского на стороне настоящей убежденности в своей вере, а не в различных атрибутах.

Важная тема Петербурга – миф о Петербурге, к-рый появился сразу же после появл Спб.

 

 

23. Основные творческие принципы И. Бунина. Форма повествования, жанры, роль «памяти» в его произведениях. Бунин и модернизм.

 

Бунин и модернизм.

Не создал развёрнутой эст. теории, но общее было:

(1) видение исс-ва как интуитивного приобщения к тайнам бытия: тут согласен с символистами. «О причинах упадка» Мережк, «Заветы символизма» Иванова, «Ключи тайн» Брюсова. Искусство — познание нерассудочными путями.

 

(2) трансцендентный хар-р тв. акта:

образ продиктованных строчек у Ахм., «состояние мировой поэзии и мысли» у Д.Живаго

 

(3) соед. интимно-лир. и вселенски-космического

тут братство с символистами

 

Если конкретнее:

(1) Бунин ближе к постсимволизму — к Пастернаку, напр:

Не знаю, решена ль

Загадка зги загробной,

Но жизнь, как тишина

Осенняя, - подробна…

(2) к Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати и прелесть элегических затей»

(3) Общий у многих модернистов и у Бунина интерес к памяти. Напр, В. Ив., Волошин.

 

 

НО. Различия:

(1) в «Неизвестном друге» — бунинская вещь в околоэпистолярном жанре, поток писем женщины художнику, где она выражает восторг по поводу идеи жизнетв-ва. Абсолютное молчание художника в ответ означает неприятие этой идеи Буниным.

По Бунину, задача искусства не в преображении жизни, а в преодолении индивидуальной обособленности личности, прорыв к «Единой» душе.

 

(2) Бунина раздражала абсолютизация искусства модернистами, претензии искусства на исчерпывающее знание тайны бытия.

 

(3) Бунин не приемлет теоретизма модерн. течений (а претензии на обладание тайной бытия посредством тв-ва создали взгляд на искусство как на сферу приложения филос., религ., эст. и иных идей)

 

Если конкретнее:

(1) Бунин далёк от символизма с их вниманием к сверхпластам бытия

(2) далёк от футуристов с их футурологическим вектором (впрочем, символисты тоже этим баловались) и с их взглядом на искусство как на изображение будущего состояния человека.

 

В 1891 г. выходит сборник «Листопад». Лаконичен, скуп в тропах, чуткость к образам. Конкретика образов (пушкинское). Сочет классич и импрессионистск поэзии. Ценность непосредственность, прославл естественности и отсутствие заумствования – от Толстого. Бунин: «ЛНТ не меньше ФМД чувств бесов».

1916 – рассказ «Третьи петухи» о разбойниках, к-рые нанесли вред родственникам апостолов, Господь решил их наказать, а Фома их спасает. Господь спрашивает, почему, а Фома: «Ей, господи, сладка земная жизнь, тобой данная». Бунин чувствует эту радость жизни!

«Антоновские яблоки»: «сочная прелесть» - непосредственность ощущений (во многом за счет инверсий), сочетание смыслов, дивится повседневности. Преодолеть веру в вечность (???).

Божеское в чел-е есть и растет, а человеческое постепенно убывает. Бунину не нравилось литературное и литературоведческое понимание жизни: «разбили десятилетия, выбрали каждому своего героя, это ли не курам на смех?».

Пр-е «Ночь»: «прошло 2000 лет, а светит то же Солнце, к-рое видел ап-л петр, тогда где же я и где же мое время?». Он видит вечность, но в какой ф эта вечность? Тут бунину трудно, это видно по его дневникам и личн записям.

Бунин – «мрачнейший из эпикурейцев» (определение философа ИвИна). Вечность реализуется через ПАМЯТЬ прапамяти.

Как неореалист Бунин придерживается… А вот вам пример, чего придерж: Герой живет в мире Данте, Ницше и т.п. встречает крестьянина, который посадил на могилке цветок – и радуется только потому уже, что живет! Бунин хочет жить этой, настоящей жизнью. Оля Мещерская из «Легкого дыхания» - абсолютно бунинский тип, к-рый живет в абсолютном согласии с жизнью. Она растворяется, уходит в вечность, а не умирает.

Др рассказ «Сны Чанга»: как Оля не перечит ж, так и герои этих рассказов. Капитан не доступен смерти. Чанг видит капитана «взором памяти». Преодоление тленности – бунинская тема. Герой начинает проектировать свою жизнь, выстраивать ее, поэтому все получается некрасиво, неказисто // с «Господин из Сан-Фр». Есть идеальная Катя, а есть настоящая, к-рая не отворачивается от жизни, ж. стан-ся адом, и он выстрелил в себя «с наслаждением».

По Бунину нет «грешной любви».

Рассказ «Святые» - сказ: редко у Бунина, но рассказ важен для поним любви по Бунину. Блудница Адель (Елена), влюбл в графа, идет в монастырь, но беременна, ее выгоняют, Адель умирает, монахини видят нимб, она святая. «Помните, великое множество грехов прикрывает любовь». Арсеньич не вид особ разницы м/у любовью в христианск плане и любовью Адель. По Бунину, нет грешной любви. Плоть не греховна (vs. мнения Мережковского). Бунин удивл, как Мережковский назвал Толстого «тайновидцем плоти», а ФМД – «тайновидцем духа». Просто не было у Мережковского плоти, говорит Бунин.

Но по сути, у Бунина нигде не было постельных сцен. Осуждал Бабеля за пристальное, натуралистич отношение к плоти. Осужд Сологуба за то же самое.

Но бунин не осужд, не морализует по поводу плотск любви.

Опыт неореалиста в опр степ соотв философии феноменологии.

Феноменология – постижение мира через интенции нашей души. Интенция – способность наших восприятий, способность быть направленными на некий предмет, некий феномен, к-рый нам явл-ся непосредственно. Это не логич. Не аналитич восприятие, а эмоц, чувств.

Др важн для Бунина тема – Россия и нац хар-р.

Евразийцы – Хлебнкиов и Клюев, но Бунин не из их числа.

Рассказ «Деревня» Бунина. Вечн жажда праздника у рус народа. Психол основа рус бунтов. Он ругает лит интеллигенцию, к-рая была в беспеч барском эгоизме, равнодушии к нар во время войны. Вина л-ры перед народом. (// это одна из сквозных тем Розанова).

Для Бунина рус народ непознаваем.

Поэтика: рушится принцип объективн отраж-я дей-ти. Дей-ть – то, что я чувствую. Его раздраж груб реализм (как у Шолохова). Возраж против того, чтобы его сравн с Тургеневым. Он пиш, что у него др эстетика, если тургенев изо, то я высказываю чув-ва.

Люб. фрагмент. Пыт. передать индивидуальную интуицию. «Жестокость к убийству есть у каждого чел-а». Ругает малокровного Раскольникова и ФМД, к-рый «совал Христа во все свои бульварные романы».

 

 

Неореализм на смену реализму - см лекцию.

Сборник «Листопад» - бунин след трад-м классич поэзии - Пушк, Фета, Тютч, Полонск. Оч важна прир.

Осн стих-я хар полнота жизни и появл темы космоса, хаоса. Влияние поэзии на прозу.

Повесть «Деревня»: Тихон - крепк хозяин. Кузьма- анархист. Оба вышли из купеч среды, но Кузьма поддался совр веяниям. 2 рус психологич типа, 2 пути развития русск человека.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия