Студопедия — Пролетарская поэзия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Тенденции развития. Образный строй. Жанровые доминанты. Творчество Демьяна Бедного.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пролетарская поэзия на рубеже ХIХ-ХХ вв. Тенденции развития. Образный строй. Жанровые доминанты. Творчество Демьяна Бедного.






90-е годы ХХ века. Напоминает символистов. Рассчитана на народную массу, часто безграмотную. Пролетарская поэзия вторична по отношению к крестьянской: поэты были выходцами из села или профессиональными революционерами.

Представители:

· Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов)

· Филипп Шкулёв (стихотворение «Мы кузнецы», 1905)

· Глеб Кржижановский («Варшавянка», 1897)

· Аркадий Коц (Данин, Бронин, Шатов)

· Леонид Радин

· Алексей Гастин

· Алексей Богданов (Волжский)

Пролетарские писатели объединялись вокруг социал-демократических газет "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Новая жизнь", "Звезда", "Правда" и др. Если писателей декадентского направления было не так уж много, то пролетарская литература носила массовый характер. Только на страницах газеты "Правда" за 1912-1914 гг. было опубликовано около тысячи стихов, рассказов, очерков, в создании которых приняли участие свыше 400 авторов.

Пролетарская литература состояла, в основном, из рабочих заводов и фабрик, трудовой интеллигенции. Наиболее часто публиковались Д.Бедный, А. Богданов (Волжский), Л. Радин, Е. Нечаев, Ф. Шкулев, А.Поморский, Я... Бердников, А. Гмырев, Е. Тарасов... Главное внимание авторы уделяли содержательной стороне произведений, стремясь внести свой вклад в разрушение существующего несправедливого строя. Писали они в расчете на массовую аудиторию. В основе их произведений - жизнь трудового народа. Многие из этих поэтов были непосредственными участниками революционной борьбы. Например, Александр Богданов (1874-1938), являлся видным деятелем большевистской партии, встречался с Лениным, шесть раз сидел в тюрьме за свои убеждения. В стихах и рассказах он поведал о каторжном труде рабочих, и о праздной жизни их хозяев. Богданов не сомневался в победе пролетариата. Отсюда и мажорный тон его творчества. Большой популярностью пользовались стихотворения поэта "Перед заводами", "Опричники", "Песня пролетариев", "Былое". Безыдейности и формализму символистов он противопоставил гражданственность и свободолюбие. Особенно ярко это выражено в стихотворении "Два стана":

Вам - "чары навии", рукоплескания.

Пиры безумные, цветы ажурные...

Нам - жизнь в безвестности, снега изгнания.

Могилы братские, скитанья бурные...

Вам - звоны сладостных цевниц,

Нам - цепи ржавые темниц...

 

Условия подпольной жизни не давали Богданову возможность хранить архивные материалы, многое из написанного им пропало, а первый сборник рассказов и стихов "Под ласковым солнцем" был опубликован лишь в 1916 г.

Для поэзии представителей пролетарского искусства характерны ясность мысли, революционная патетика, сатирическая направленность, агитационность. К сожалению, слабая сторона их творчества - недостаточное внимание к форме.

Большие успехи были достигнуты в жанре песенного искусства. В 1897 г. Г.М. Кржижановским осуществлены переводы с польского "Варшавянки" ("Вихри враждебные веют над нами..."), "Красное знамя", "Слезами залит мир безбрежный", "Беснуйтесь, тираны". Автором известной песни "Мы кузнецы, и дух наш молод" стал Ф.С.Шкулев. Пользовалась популярностью у рабочих "Песня пролетариев" А. Богданова. Самым же значительным событием было появление "Интернационала" А.Я. Коц-Данина (перевод стихотворения Э. Потье).

Особое место среди пролетарских поэтов занимал Демьян Бедный (Е.А. Придворов, 1883-1945). Псевдоним появился в 1911 г., когда писатель опубликовал стихотворение "О Демьяне Бедном - мужике вредном". Главное достоинство пролетарского поэта - умение четко выразить политическую мысль. Лучше всего ему удавались такие жанры, как басня и стихотворная сказка. Обращался поэт к басенным персонажам, которые уже сыграли свою роль в прошлые века. Однако на новом этапе эти традиционные образы рассматривались в политическом аспекте. Так, муравьи, кроме трудолюбия, были наделены еще и сознательностью, ерш не только шустрый и ловкий, но и принципиальный, умеющий вести подпольную работу ("Ерши и вьюны"). Каждая басня Бедного - это небольшая острая политическая драма с идейным подтекстом. В басне "Кукушка", опубликованной в 1912 г. в связи со столетием со дня рождения А. Герцена, поэт защищает революционные взгляды демократа; в басне "Волк и овцы" рассказывается о хитрости и наглости эксплуататоров. Влияние И.А.Крылова на творчество Д. Бедного бесспорно. Этого баснописец не скрывал, хотя и отмечал существенную разницу:

Я - ученик его почтительный и скромный,

Но не восторженно слепой.

Я шел иной, чем он, тропой,

Отличный от него по родовому корню,

Скотов, которых он гонял на водопой,

Я отправлял на живодерню.

 

Демьян Бедный работал много, проявляя остроумие и мастерство в подаче материала. Уже до революции он выступал в различных стихотворных жанрах: кроме басни, разрабатывал фельетон и агитку, миниатюру и рассказ, песню и частушку, эпиграмму и памфлет. Откликом на февральскую революцию стали стихи агитационного характера: "Рабочие - солдатам", "Братьям", "Под знамя "Правды", "Письмо Якима Нагого". Антинародный характер империалистической войны выражен в хрестоматийном "Приказано, да правды не сказано". Лучшие стороны дарования поэта разовьются уже после 1917 года.

Демьян Бедный реалистически относился к оценке своего творчества. Еще в канун Октябрьской революции он писал в стихотворении "Мой стих":

Пою. Но разве я "пою"?

Мой голос огрубел в бою,

И стих мой... блеску нет в его простом наряде.

Не на сверкающей эстраде

Пред "чистой публикой", восторженно-немой,

И не под скрипок стон чарующе-напевный Я возвышаю голос мой -

Глухой, надтреснутый, насмешливый и гневный.

 

Демьян Бедный:

- «Приказано, да правды не сказано» (1917)

- «Кубанская песня» (1918) – баллада

«Бунтующие зайцы» (1912)

Жанры:

ü басни (доминирующий жанр)

ü повести

ü поэмы

ü эпиграммы

ü сказки

В поисках конкретных форм выражения своих гражданских чувств поэты обращались иногда к «высокому» патетическому словарю, к проклятиям по адресу «вампиров», «демонов алчности», «идолов богатства» и т. д. Для передачи величия надвигавшихся революционных событий они пользовались старыми поэтическими аллегориями вроде «девятого вала», «храма свободы» и т. п. Воспевая труд, они прибегали часто к натуралистическому копированию ритма машины. В бытовой лирике они иногда обращались к традиционным образам, интонациям и сюжетам.

Самостоятельный стиль пролетарского творчества складывался в практике ведущих поэтов; стиль этот в историко-литературном плане был связан с двумя плодотворнейшими традициями русской поэзии — с традициями художественного реализма XIX века и лучшими образцами народного творчества.

Своими учителями передовые рабочие поэты считали Пушкина и декабристов (с которыми они связывали пафос гражданственности), Кольцова и Никитина (у которых они заимствовали народно-песенные формы поэзии), наконец, Некрасова и революционных демократов, которые были их ближайшими предшественниками. В творчестве некоторых авторов заметно было также известное влияние западноевропейской революционной поэзии, в частности Гейне (у И. Привалова), Беранже (у И. Логинова, А. Скорбина), Уитмэна и Верхарна (у ряда поэтов).

Отношение пролетарских поэтов к современным им буржуазным литературным течениям, особенно к символизму, было резко враждебным. Однако в отдельных случаях авторы пользовались элементами символистской поэтики, причем влияние символизма на рабочих поэтов, как правило, носило внешний, преходящий характер. На это в свое время обратил внимание Горький: «...большинство пьес, — указывал он в 1911 году, — пишется под явным влиянием „Жизни Человека“, „Царя Голода“, но и это влияние — внешнее: берут форму, а не настроение автора, не его отношение к жизни».

Что касается традиций устной поэзии, то на них ориентировались, в конечном счете, все пролетарские стихотворцы. Вне этих традиций было бы немыслимо создание боевых рабочих песен, завоевавших такую широкую популярность в России; невозможны были бы также достижения пролетарской сатиры, использовавшей для своих целей все формы народной шуточной и обличительной поэзии — от прибаутки и басни до частушки, райка. Однако пролетарские поэты не подчиняли своего творчества фольклорным традициям, а многосторонне осваивали их. Формы устной поэзии приобретали гибкость и новизну благодаря вкладываемому в них новому политическому содержанию; традиционные образы басен, сказок, стихов переосмыслялись авторами в плане злободневных явлений общественной жизни. Так возникли политические сказки («Сказка о попе и чорте», «Сказка о зайце и сером волке»), басни («Осел и собака», «Крестьянин и комар»), плясовые песни («Камаринская» в разнообразных сатирических вариациях) и т. д. Особо следует отметить тягу поэтов к эпической форме стиха, к народным эпическим аллегориям. На этом пути возник целый цикл песен о рабочих-богатырях, песен о кузнецах, кующих счастье народу («Песня кузнеца» А. Микульчика, «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Кузнец» Е. Андреева, «Кузнец» А. Тельзнера).

Историко-литературное значение пролетарской поэзии 1890—1917 годов заключается в том, что опыт ее существенным образом сказался в творчестве поэтов советской эпохи — в традициях советской политической лирики, в разработке жанра советской массовой песни.

Полезные ссылки (тут подробнее о каждом авторе)

http://www.biografia.ru/arhiv/ruslit04.html

http://www.biografia.ru/arhiv/ruslit05.html

И еще – стихи. Минни говорила о них на лекции, поэтому, думаю, будет рада услышать их в вашем исполнении. Ну и не забувайте про нашего любимого Ванюшу («Как родная меня мать провожала…»)

Филипп Шкулев. МЫ - КУЗНЕЦЫ

Мы – кузнецы, и дух наш молод,

Куем мы счастия ключи.

Вздымайся выше, наш тяжкий молот,

В стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!

 

Мы светлый путь куем народу,

Свободный путь для всех куем,

И за желанную свободу

Мы все боролись и умрем, умрем, умрем!

 

Мы – кузнецы Отчизны милой,

Мы только лучшего хотим,

И мы недаром тратим силы,

Недаром молотом стучим, стучим, стучим!

 

И после каждого удара

Редеет мгла, слабеет гнет,

И по полям земного шара

Народ измученный встает, встает, встает!

 

Песня на основе стихотворения Филиппа Шкулева, написанного в декабре 1905 или в 1906 году в связи с баррикадными боями на Пресне, в которых участвовал Шкулев. Вообще есть аж 4 редакции этого стихотворения, но принципиальных различий в них нет.

 

ВАРШАВЯНКА

 

Русский текст Г. Кржижановского

 

Вихри враждебные веют над нами,

Темные силы нас злобно гнетут,

В бой роковой мы вступили с врагами,

Нас еще судьбы безвестные ждут.

Но мы поднимем гордо и смело

Знамя борьбы за рабочее дело,

Знамя великой борьбы всех народов

За лучший мир, за святую свободу.

 

Припев (2 раза):

На бой кровавый,

Святой и правый,

Марш, марш вперед,

Рабочий народ!

 

Мрет в наши дни с голодухи рабочий.

Станем ли, братья, мы дольше молчать?

Наших сподвижников юные очи

Может ли вид эшафота пугать?

В битве великой не сгинут бесследно

Павшие с честью во имя идей,

Их имена с нашей песней победной

Станут священны мильонам людей.

 

Нам ненавистны тиранов короны,

Цепи народа-страдальца мы чтим.

Кровью народной залитые троны

Мы кровью наших врагов обагрим.

Месть беспощадная всем супостатам,

Всем паразитам трудящихся масс,

Мщенье и смерть всем царям-плутократам,

Близок победы торжественный час!

 

1879, русский текст 1897

Представленный выше текст - это текст первой публикации. Устоявшийся в песенной традиции вариант от него незначительно отличается. Иногда припев при повторении поется в другой редакции: "На баррикады! и т. д." - именно такой вариант попал в знаменитую испанскую версию времен Гражданской войны 1936-1939: «A las barricadas!». В современной молодежной радикальной неавторитарной среде (радикальные экологи, анархисты) эта версия припева получила дальнейшее развитие, и строчки про баррикады иногда вообще вытесняют строчки про кровавый бой.

ИНТЕРНАЦИОНАЛ (1902 год).

Полная версия в переводе А. Я. Коца

 

 

Вставай, проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был никем — тот станет всем!

Припев:

Это есть наш последний

И решительный бой;

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

II

Никто не даст нам избавленья:

Ни бог, ни царь и не герой —

Добьёмся мы освобожденья

Своею собственной рукой.

Чтоб свергнуть гнёт рукой умелой,

Отвоевать своё добро, —

Вздувайте горн и куйте смело,

Пока железо горячо!

Припев.

III

Довольно кровь сосать, вампиры,

Тюрьмой, налогом, нищетой!

У вас — вся власть, все блага мира,

А наше право — звук пустой!

Мы жизнь построим по-иному —

И вот наш лозунг боевой:

Вся власть народу трудовому!

А дармоедов всех долой!

Припев.

IV

Презренны вы в своём богатстве,

Угля и стали короли!

Вы ваши троны, тунеядцы,

На наших спинах возвели.

Заводы, фабрики, палаты —

Всё нашим создано трудом.

Пора! Мы требуем возврата

Того, что взято грабежом.

Припев.

V

Довольно королям в угоду

Дурманить нас в чаду войны!

Война тиранам! Мир Народу!

Бастуйте, армии сыны!

Когда ж тираны нас заставят

В бою геройски пасть за них —

Убийцы, в вас тогда направим

Мы жерла пушек боевых!

Припев.

VI

Лишь мы, работники всемирной

Великой армии труда

Владеть землёй имеем право,

Но паразиты — никогда!

И если гром великий грянет

Над сворой псов и палачей,

Для нас всё также солнце станет

Сиять огнём своих лучей.

Припев:

Это есть наш последний

И решительный бой;

С Интернационалом

Воспрянет род людской!

 

ПРИКАЗАНО, ДА ПРАВДЫ НЕ СКАЗАНО

Солдатская песня

 

Слова Демьяна Бедного

 

Нам в бой идти приказано:

"За землю станьте честно!"

За землю! Чью? Не сказано.

Помещичью, известно!

 

Нам в бой идти приказано:

"Да здравствует свобода!"

Свобода! Чья? Не сказано.

А только - не народа!

 

Нам в бой идти приказано:

"Союзных ради наций".

А главного не сказано:

Чьих ради ассигнаций?

 

Кому война - заплатушки,

Кому - мильон прибытку.

Доколе ж нам, ребятушки,

Терпеть лихую пытку?

 

<1917>

Стихотворение Демьяна Бедного, написанное, как следует из содержания, после Февральской революции 1917.

3. Мировоззрение и стиль Бунина-поэта. (Прочитать стихи, проанализировать).

Бунин – автор сборников стихов «Стихотворения 1887-1891 гг.» (1891), «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Двуединый характер дарования (всю жизнь публиковал стихи вперемежку с рассказами и повестями, сборник стихов был его первой книгой).

В стихах Бунин – лирик, в эпоху разнообразных новаторских исканий твердо ориентирующийся на традиции классической русской поэзии.

Мастер словесного пейзажа (умение совершенно по-своему видеть и изображать русскую природу):

В полночь выхожу один из дома,

Мерзло по земле шаги стучат,

Звездами осыпан черный сад

И на крышах – белая солома:

Трауры полночные лежат.

(«В полночь выхожу один из дома», 1888)

(образность здесь несколько декоративная, но и впоследствии Бунин не чурался словесных красивостей – яркие, несколько напыщенные картинно-пейзажные описания, немного напоминающие где манеру Фета, где А. К. Толстого и других лучших постлермонтовских романтиков, он сумел сделать естественной чертой своего стиля).

Есть ряд прямых парафрастических перекличек с романтическими произведениями («Сириус» напоминает народный романс «Гори, гори, моя звезда…»).

В то же время у Бунина в стихах – пейзаж, насыщенный реально-бытовыми конкретными деталями (что восходит к некрасовской традиции и напоминает изобразительные приемы Чехова):

Скучно в лощинах березам,
Туманная муть на полях,
Конским размокшим навозом
В тумане чернеется шлях.

В сонной степной деревушке
Пахучие хлебы пекут.
Медленно две побирушки
По деревушке бредут.

<…>

Жмурясь, сидит у амбара
Овчарка на ржавой цепи.
В избах - темно от угара.
Туманно и тихо - в степи.

(Русская весна, 1905)

Но от некрасовской традиции отличает: созерцательность, отстранённость от мира человеческих проблем и отношений. Две побирушки, то есть бездомные нищие женщины - это одна из деталей деревенского пейзажа, на их судьбах автор не задерживается. Здесь есть чеховский принцип изображения целого через деталь, который отзывается в основном внешним образом (запах хлеба и запах угара в избах, овчарка у амбара – через эти детали – жизнь сонной степной деревушки).

Это стихотворение – перекличка с приемами современной Бунину поэзии: размер – дольник, который редок у Бунина, но очень популярен в серебряный в ек; здесь звукопись тяготеет к корнесловию (туманная муть, темно, туманно и тихо), введена внутренняя рифма (побирушки – по деревушке).

Психологизм Бунина – умеет несколькими безошибочными штрихами увязать состояние природы с человеческим настроением:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

 

Сюжет (опустевший поздней осенью дачный поселок у озера, одинокий художник за работой) намечен без прямой обрисовки – немногочисленными деталями. Ненастной поре соответствует внутреннее состояние героя, только что пережившего личную потерю:

Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной.Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой...Что ж, прощай! Как-нибудь до весныПроживу и один - без жены... <…>Мне крикнуть хотелось вослед: "Воротись, я сроднился с тобой!"Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой. Неожиданный – чисто бунинский – поворот мысли великолепно венчает это стихотворение:Что ж! Камин затоплю, буду пить...Хорошо бы собаку купить.(Одиночество, 1903) Путешествия Бунина дали ему немало экзотических картин и сюжетов (Огонь на мачте, Стамбул, Ра-Озирис, владыка дня и света, Эльбрус, Тэмджид, Ормузд, Черный камень Каабы, Помпея). Русская тема – Кружево, Сенокос, Мужичок, Березка, Псковский бор, Святогор, Все снится мне заросшая травой. Философская тема – Памяти, Ночь зимняя мутна и холодна, Взойди, о Ночь, на горний свой престол, Как много звезд на тусклой синеве. Вторая половина 1900-х годов – окончательно оформляется лаконическая манера Бунина-поэта. Это не краткость стихов тютчевского типа. Характерны перечислительные ряды, детали, частности, призванные отражать как в капле воды то или иное целое: Открыты окна. В белой мастерской
Следы отъезда: сор, клочки конверта.
В углу стоит прямой скелет мольберта.
Из окон тянет свежестью морской.

(Открыты окна, 1908)

Интерьер мастерской воссоздаётся не путем последовательного описания, а внешне парадоксальными приемами: сказано лишь, что мастерская – белая, а в ней сор, клочки конверта и в углу мольберт. О виде на море говорится перифрастически-уклончиво (тянет свежестью морской)

Будучи лирическим поэтом, Бунин всегда избегал слишком открываться перед читателем, предпочитая сдержанные интонации, намеки, полупризнания (принцип – мой внутренний мир должны знать «только я да Бог»)

 

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний…» (Блок)







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1101. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия