Студопедия — Романтические произведения А.М. Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя. Герой. Конфликт. Композиция. деталь и символ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Романтические произведения А.М. Горького. Черты стиля эпохи в раннем творчестве писателя. Герой. Конфликт. Композиция. деталь и символ.






Алексей Максимович Пешков. Начал публиковаться как очеркист, фельетонист, документалист. Ранний Горький – очеркист. Весной 1895 г. Горький, переехав в Самару, стал сотрудником «Самарской газеты», в которой вел отделы ежедневной хроники «Очерки и наброски» и «Между прочим». В его творч-ве портретный, бытовой, путевой очерки. Раннее творчество Горького носит стихийно-романтический характер. Это, в основном не следствие сознательной авторской ориентации на традиции литературного романтизма, а скорее своеобразная внетрадиционность. Она проистекала из того, что Г – самоучка,вне педагогического руководства знакомился с произведениями предшественников, но при этом обладатель могучего таланта. Впрочем, в первом рассказе «Макар Чудра» (1892) доминирует извечный романтический конфликт Любви и Свободы, решавшийся в «Цыганах» Пушкина. Свобода и любовь в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически. Трагические ноты звучат в легенде о Лойко Зобаре и Радде («Макар Ч.»), в воспоминаниях и притчах Изергиль о ларе и Данко. История Лойко и Радды подается таким образом, что совершаемое Зобаром убийство любимой девушки не вызывает ужаса и осуждения, а восхищает величием, красотой чувства свободы, духом непокорства человека перед волей другого человека и пленом собственной страсти. Романтически настроенный автор следует чисто эстетическому, внеэтическому критерию в оценке героя, перекликаясь в этом отношении с символистами и их вдохновителем Ницше.

В рассказе «Старуха Изергиль» нагнетается пышная словесная образность. Синтаксич параллелизм, образный колорит, общий лирический строй формируют в рассказе с экзотическим названием «Старуха Изергиль» представление о том, что есть истинно человеческое, что такое быть истинно молодым человеком, для которого ясно и прекрасно будущее: «Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены, ветер, тёплый и лёгкий, играя ими, звякал монетами, вплетёнными в них. Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили всё дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее». Броскость образов взаимодействует с энергией и броскостью мысли. Романтический декор становится в «С.И.» художественной составляющей разговора о сильной личности, красочной гаммой для обрисовки в рассказе двух полюсов темы «сверхчеловека». Эти полюса представлены в рассказанной старухой легенде о ларе и ее легенде о Данко. Для Горького-романтика характерна рамочная композиция. Позволяет во все произведения включать образ рассказчика (очерковый характер). Композиция: Изергиль излагает первую легенду, затем следует история ее собственной жизни, в заключении – легенда о Данко. Прошлая жизнь старухи необычна и воспринимается как еще один сюжет из сказочного мира. Легенду о Ларре Изергиль предворяет характерным замечанием, обращенным к лирич. герою: «У!..стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны…Боятся тебя наши девушки…А ведь ты молодой и сильный». После этого она указывает на «облако, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они» и неожиданно заявляет, что это «идет Ларра». Ларра – сын женщины, которую когда-то унес орел, через 20 лет она вернулась с юношей – своим сыном от орла. Ларра – «отверженный, выкинутый вон». Гордо противопоставил себя всем, предельный эгоцентризм сделал сверхчеловека несчастнейшим из людей. Противоположный по нравственному смыслу, образ «лучшего из всех» содержится в легенде о Данко. Композиционный переход: лирич герой замечает, что в степной дали вспыхивают голубые огоньки. Старуха объясняет их происхождение, рассказывая легенду. Данко тоже внутренне одинок, в него лишь на недолгое время поверили. Лес в легенде – символ несвободы, степь – символ долгожданной воли, обретенной красоты и гармонии жизни. «…Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал – и умер» (о Данко). Похожий героический образ дан в «Песне о Соколе», в котор Горький вступает в диалог с романтич. поэмой Ницше «Так говорил Заратустра». Здесь использован характерный для романтич. творчества Г исходный прием – в ответ на просьбу лирич. героя рассказать ему сказку старик Рагим «унылым речитативом» «рассказывает песню», текст котор. один из самых сильных текстов русского революционного романтизма. В «Песне» отражено столкновение мещанской и героической жизненных позиций (Уж, Сокол) «…капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни..» - «перетекстовка» образа искр от сердца Данко. Через несколько лет Г еще раз воспользовался найденной им сюжетной схемой в «Песне о Буревестнике», где Соколу соответствует героический Буревестник, а Ужу – чайки, гагары, пингвин. олицетворяющие образы мещан, напуганных приближением революционной бури.

Суть конфликта в небольших прозаических произведениях Г – драма внутренней свободы героя, неожиданно ощутившего себя ненужным на земле человеком. В рассказе «Челкаш» терпит поражение каждая из столкнувшихся сторон – вор Челкаш, смелый, отчаянный, великодушный и крестьянский парень Гаврила, не выдержавший искушения деньгами и надумавший ограбить и убить своего партнера. Вершина конфликта – момент, когда Гаврила, одаренный деньгами, ошалевший от счастья, выбалтывает то, что у него на уме: «…думаю…хвачу я его – тебя веслом…ррраз! денежки – себе, его – в море…» Гаврила говорит, что Челкаш – ненужный на земле, никто его не хватится. Ч. спокойно презирает жадность парня, но убийственной правдой его хлестнули слова «ненужный на земле». Григорий – так назван герой всего один раз, в воспоминании. Челкаш – его воровская кличка. Трагедия человека без имени будет доиграна судьбой Актера в пьесе «На дне». Месть и внутреннее торжество Ч. в том, что он вынуждает Гаврилу до конца сыграть его унизительную роль – взять деньги без прощенья, признать, что жажда денег в нем сильнее мук совести.

Тональность горьковских произведений преломила многие искания серебряного века: его романтич творчество демонстрирует яркие примеры различного соположения прозы и поэзии (поэмы «Человек», «Девушка и смерть»), в синтезе которых экспериментировали символисты.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1046. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия