Студопедия — О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О.Мандельштам. Художественный мир и творческое кредо.






Осип Эмильевич Мандельштам (1891 - 1938) — создатель уникальной поэтической системы в русской литературе первой половины XX века. Отличительные черты личности Мандельштама, драматизм его взаимоотношения с эпохой, трагический конец жизненного пути.

 

Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве в еврейской семье.

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), российской кузнице «культурных кадров» начала ХХ века.

В 1908—1910 годы Мандельштам учится в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. Знакомится с Николаем Гумилёвым, увлечён французской поэзией: старофранцузским эпосом, Франсуа Вийоном, Бодлером и Верленом.

В промежутках между зарубежными поездками бывает в Петербурге, где посещает лекции по стихосложению на «башне» у Вячеслава Иванова.

К 1911 году семья начала разоряться и обучение в Европе сделалось невозможным.

10 сентября того же 1911 года он зачислен на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета.

Дружбу с акмеистами (Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым) считал одной из главных удач своей жизни. Цех поэтов.

Поэтические поиски этого периода отразила дебютная книга стихов «Камень» (три издания: 1913, 1916 и 1922, содержание менялось).

В 1916 году в жизнь О. Э. Мандельштама входит Марина Цветаева.

Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916—1920) составили вторую книгу «Tristia» («Скорбные элегии», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году в Берлине.

С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает пауза в поэтическом творчестве. В это время пишется проза.

На жизнь зарабатывает стихотворными переводами.

В 1930 году после путешествия в Армению Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов. Но почти нигде не печатается.

В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…», которую читает полутора десяткам человек.

 

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны.

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлевского горца.

 

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

А слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

 

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей,

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

 

Как подкову, куёт за указом указ —

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.

Что ни казнь у него, то малина

И широкая грудь осетина.

 

В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна.

В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Отправляют на поселение в Воронеж.

Воронежский цикл стихотворений Мандельштама (т. н. «Воронежские тетради») считается вершиной его поэтического творчества.

В мае 1937 года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.

В ночь с 1 на 2 мая 1938 года Осип Эмильевич был арестован вторично. После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток.

Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

 

Философско-эстетическое кредо Мандельштама — восприятие мира и истории “через культуру”: устойчивое чувство “беды” частного человеческого существования и утверждение культуры как вечной ценности и жизнестроительной силы. Жизнеутверждающий пафос.

 

Л. Гинзбург (в книге «О лирике») предложила различать три периода творчества поэта. Эту точку зрения разделяет большинство мандельштамоведов (в частности, М. Л. Гаспаров).

Период «Камня» (1913, 1916): сочетание «суровости Тютчева» с «ребячеством Верлена». «Суровость Тютчева» — это серьёзность и глубина поэтических тем; «ребячество Верлена» — это лёгкость и непосредственность их подачи. Слово — это камень. Поэт — архитектор, строитель.

Метод "знакомства слов" - соединение казалось бы несоединяемых слов.

 

Я ненавижу свет

Однообразных звезд.

Здравствуй, мой давний бред,-

Башни стрельчатый рост!

 

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань,

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань!

 

Будет и мой черед -

Чую размах крыла.

Так - но куда уйдет

Мысли живой стрела?

 

Или свой путь и срок

Я, исчерпав, вернусь:

Там - я любить не мог,

Здесь - я любить боюсь...

 

Период «Тристий» ("печаль"), до конца 1920-х годов: поэтика ассоциаций, чувства. Слово — это плоть, душа, оно свободно выбирает свое предметное значение. Другой лик этой поэтики — фрагментарность и парадоксальность. Иногда по ходу написания стихотворения поэт радикально менял исходную концепцию, иногда попросту отбрасывал начальные строфы, служащие ключом к содержанию, так что окончательный текст оказывался сложной для восприятия конструкцией.

Обострение чувства исторического слома в связи с событиями войны и революции. Мифологические и исторические варианты темы “умирания” эпохи.

 

В Петрополе прозрачном мы умрем,

Где властвует над нами Прозерпина.

Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,

И каждый час нам смертная година.

 

Богиня моря, грозная Афина,

Сними могучий каменный шелом.

В Петрополе прозрачном мы умрем,-

Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.

 

Период тридцатых годов XX века: тема "века-зверя", культ творческого порыва и культ метафорического шифра. Два направления: “свободное размышление” и “гражданский ужас”. Открытая автобиографическая основа, обретение “больным сыном века” черт “сильной” личности”,

 

Век мой, зверь мой - кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Кровь - строительница - хлещет

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней.

 

Тварь, покуда жизнь хватает,

Донести хребет должна,

И невидимым играет

Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка,

Век младенческий земли

Снова в жертву, как ягненка,

Темя жизни принесли.

 

Чтобы вырвать век из плена,

Чтобы новый мир начать,

Узловатых дней колена

Нужно флейтою связать.

Словно нежный хрящ ребенка,

Век младенческий земли

Снова в жертву, как ягненка,

Темя жизни принесли.

 

И еще набухнут почки.

Брызнет зелени побег,

Но разбит твой позвоночник,

Мой прекрасный жалкий век.

И с бессмысленной улыбкой

Вспять глядишь жесток и слаб,

Словно зверь, когда-то гибкой,

На следы своих же лап.

 

49 вопрос. Цветаева – дитя начала XX века

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)- поэт, драматург, эссеист.

Первый сборник стихов Вечерний альбом – 1910, сборники Волшебный фонарь 1912, Из двух книг 1913, Версты 1921-1922, Ремесло 1922, После России 1928.

Поэмы Царь-девица, Поэма горы, Поэма конца, Поэма лестницы, Поэма воздуха, Автобус.

Пьесы Конец Казановы, Федра.

Эссе Мой Пушкин.

«Вечерний альбом» – (ассоциации с Вечерними огнями Фета, с Детским альбомом П. Чайковского, Картинками Мусоргского) – жанровые особенности: этюды, лирические картинки, зарисовки жизненных ситуаций, душевных конфликтов. В названиях стих-ний – живописный импрессионизм: Дортуар весной, Дама в голубом, Акварель, Книги в красном переплете. (художественный синтез)

Музыкальные и живописные аналогии Цветаева передает чисто поэтическими приемами и способами: это и яркая живописная метафора, пересоздание на новых началах устоявшихся поэтических жанров (ода, гимн, народная песня).

Творческое кредо – «В стихе – предельная мера плоти. Меньше - нельзя».

Цветаева восприняла через символизм и переплавила творческим сознанием мысль – поэт – посредник между миром человеческим и астралом, и роль его на земле – преобразующая.

Творчество Цветаевой (органическое чувство традиции в слиянии с собственными поэтическими открытиями) – неотъемлемая часть поэзии серебряного века.

Романтическое видение и отражение жизненных коллизий, душевных переживаний – уже в ранних стихах.

Поэтическая натура Цв. Проявлялась через романтический максимализм: полярность образов, их гротесковость, резко очерченный духовно-нравственный конфликт, конфликт Мечты и реальности, быта и Бытия.

Романтический конфликт Человеческого и пошлого – один из центральных. Обыватель, мещанин был ненавистен Цв. (Квиты: вами я объедена, Читатели газет).Любовь лирической героини – жертвенная, не подвластная ни времени, ни расстоянию.

Никто ничего не отнял!

Мне сладостно, что мы врозь.

Целую Вас — через сотни

Разъединяющих верст.

 

Сложная звукопись:

Вы -- с отрыжками, я -- с книжками,С трюфелем, я -- с грифелем,Вы -- с оливками, я -- с рифмами,С пикулем, я -- с дактилем.

Часты эллипсисы – пропуски слов и выражений, которые легко можно интуитивно восстановить. (Сердце – шире; Ипполит! Ипполит! В плащ!).

Ритм и синтаксис неожиданны, выразительны, носят следы специальной авторской работы. Графика – и та вовлекается в дело построения художественного целого.

Выше! Выше! Лови - летчицу!Не спросившись лозы - отческойНереидою по - лощется,Нереидою в ла - зурь!(по слогам слова – полощется, лазурь) Диалог, который ведет автор или лирический герой с читателем и адресатом, придает многим стихам драматургическую выразительность, а сами стихи строятся как драматические миниатюры или краткий пересказ драмы. (Любви старинные туманы, циклы Даниил, Лебединый стан.) Циклы, стихотворения о Москве.

 

50. В.В.РОЗАНОВ – ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ РУССКОЙ ПРОЗЫ.

Особенно «опавшие листья»! Самый яркий пример новаторства.

Эпоха социально-культурного «взрыва» рождает особый тип мыслителя и писателя, явленный нам в Розанове. «Это характер тревожный, порою мятущийся, бросающийся решать какие-то крайние и последние вопросы бытия. Это человек, обеспокоенный не созданием строгой, классической, уравновешенной системы ценностей, но прежде всего спасением жизни, души, человечества, в его произведениях звучат угрожающие, пророческие, даже апокалипсические ноты. Ведь дело происходит как бы при последних временах» (Синявский, 1989,176).

Своеобразием мировоззрения Розанова было «сочетание консерватизма с радикализмом." Собственно мировоззренческим кредо Розанова можно назвать радикальный консерватизм. Это не сосуществование двух устремлений в одном лице, но синтетическое соединение двух в одном. Розанов, устремляя свой духовный взор в прошедшее, двигается вперед как бы спиной в неизвестное" (В.Г. Сукач, 1990,714). * обозначение кончерватизма Розанова не стоит воспринимать скептически, здесь термин употреблен не в негативном смысле, тем более иссл-ль писал уже в 90-ее.

Розанов – представитель и новатор в исповедальной, можно сказать психологической, прозе!

Интимный хар-р повествования: «Литературу я чувствую как штаны. Так же близко и вообще «свое»» J

Он определил в своем творчестве линию дальнейшего сближения литературы с жизнью, вывел литературу на новый уровень самораскрытия и самовыражения человека.

 

Периоды тв-ва, условно:

Первый период (1886-1890 г.г.) -«философский»: свою творческую деятельность Розанов начинал именно как философ, автор научного сочинения «О понимании (опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. К этому же периоду необходимо отнести и перевод Розановым «Метафизики» Аристотеля.

Философско-публицистическая деятельность В.В. Розанова наполнилась историко-культурными темами. Этот период (1890-1898) характерен преимущественно консервативной идеологией. Сам философ называл его «Катковско-Леонтьевским периодом». «Все темы русского консерватизма конца XIX века в творчестве Розанова были налицо: монархизм, православие, Россия, непримиримость к либерализму»

Третий период (1898-1918) составил собственно «розановский» период, так как был связан с мировоззренческой разработкой «темы пола», которая повлекла за собой тему религии, роли церкви в институте семьи, брака, поднятие в печати проблемы незаконнорожденных детей. Внутри этого периода как отдельный этап необходимо выделить время создания "Уединенного", "Опавших листьев", "Последних листьев" (1910-1918), произведений новационной жанровой и языковой формы, «знаменовавших вершину его художественных достижений, завершение стилистическихформ».

понятие прозы (то, что разрушит и то, что возвратит с другой стороны Розанов)

В литературоведении сложилась традиция понимания прозы (лат. prosa oratio - прямая, свободно движущаяся речь) как - письменной речи без деления на соизмеримые отрезки - стихи, а также совокупность произведений, написанных указанным образом; в противоположность поэзии. Ритм прозы, в случае его наличия, опирается на приблизительнуюсоотнесенность синтаксических конструкций (предложений, периодов, абзацев). Проза может быть не только художественной, но и деловой, публицистической, научной, мемуарной. В России XYIII-XIX века господствовало определение прозы, согласно которому прозой называли все нехудожественные словесные произведения: философские, научные, информационные, ораторские (Лит.ЭС,1987,293).

В.В. Виноградов писал: «Если в эпоху расцвета дворянской культуры художественная речь была идеальной нормой, последним пределом «литературности», если тогда под знаком художественного слова строилось само понятие литературного языка, то во вторую половину XIX века система «общей» литературной речи резко отделяется от поэтических стилей и находит себе стилистическую и идеологическую опору в языке научной и газетно-публицистической прозы»

*

Появление в печати литературно-философских произведений "Уединенное" и "Опавшие листья" знаменовало собой новый этап в творческой эволюции философа. В.В. Розанов предстал перед читающей публикой как оригинальный художник-новатор. Созданная им оригинальная жанровая форма гениально синтезировала художественную прозу, публицистику, философию на основе экспликации (объяснение, здесь в смысле передачи) яркого субъективного, интимного авторского начала, глубокого личностного опыта, имеющего мистическую, метафизическую природу. Все произведения, написанные В.В.Розановым в жанре "Уединенного" и "Опавших листьев", могут быть репрезентированы как новаторская художественная проза мастера.

Это очень смешная заумная характеристика, запоминать необязательноJ:

розановского текста - новый тип дискурса со свободными тематическими переходами, чередованием коммуникативных регистров и стилистической тональности, подчеркнутой энтимемностью и употреблением актуализирующих средств всех ярусов (от графики до синтаксиса). - стал новой «нор, о мой эстетического поведения» (используем выражение В. А.Фаворского). Созданный им текст, отвечая по своим содержательным качествам, а также по монологической организации характеристикам книжно-письменного языка, оказался новацией, значимой для литературного языка.

Характеристики по форме:

- множественность различных по тематической направленности микротекстов предполагает наличие значительного количества объектов, разграничение которых по социальной, личностной и онтологической отнесенности имеет условный характер в силу подвижности розановской символики. К центральным объектам, во многом задающим тематику "листьев", относятся различные явления русских быта, культуры и духовности. Декларируемая автором «русскость» формирует специфическую национальную окрашенность текстов лирико-философской прозы;

- символ как содержательная форма слова оказывается основным и абсолютно преобладающим лексическим средством истолкования внеязыковой действительности. Активность в использовании корреспондирует с реалистическим мировоззрением автора - символ есть оптимальное средство одновременного указания на предмет (явление) и на его сущностную характеристику. Для текстов "листьев" характерна также подвижность символики -использование одного и того же символа в описании различных сфер действительности.

- отображение содержания в текстах лирико-философской прозы реализуется в текстовых формах, которым соответствуют авторские маски: интимного собеседника (заметно доминирующая в "листьях"),юродствующего, исповедующегося, безадресно рефлексирующего и медитирующего, оратора и публициста, литератора-очеркиста. Соответствующая маска автора, будучи инструментом «образа автора», всякий раз выступает как его конкретный репрезентант. наполнением образа автора лирико-философской прозы Розанова является авторское сознание, явленное в личностном единстве и многообразии языковых форм, отраженных авторскими масками.

- сложные отношения между автором и адресатом.

 

Стилистическая графика - важнейшая образно-смысловая доминанта, на основе использования выразительных средств авторской пунктуации, прежде всего кавычек, скобок, варьирования / восклицательных и вопросительных знаков; а также индивидуальных возможностей других графических средств: курсивов, текстовых выделений с помощью графических миниатюр, отточий, знака апострофа выдвигается система индивидуально-авторской графики розановской прозы.

*

Характеристики по содержанию:

Движение от литературы к книгам «без читателя», от Гутенберга - к рукописи определяет творчество Розанова. Стремление найти способ и форму адекватного отображения «живой жизни» привело Розанова к созданию «нового типа прозы» в книге «Уединенное» (1912), синтезирующей художественное и документальное, философское и публицистическое, эпическое и лирическое. «Уединенное» написано «Почти на праве рукописи». Розанов понимал рукописность как средство интимного обращения автора к читателю и считал, что новое в «Уединенном» - «тон манускриптов». Автор продолжает традицию рукописной средневековой книги и подчеркивает существование своей книги в единственном экземпляре, ее адресацию одному лицу.
Уединенное» состоит из 192 «листьев»: стихотворений в прозе, бытовых сценок, дневниковых записей, импрессионистических зарисовок, литературных портретов современников, критических заметок, афоризмов. Это не просто собранные вместе авторские мысли и чувства, связанные единством общего настроения. Зафиксированные автором мгновения в «Уединенном» образуют не цикл миниатюр, а единое целое, книгу жизни Розанова. «Уединенное» - это повествование о том, «что увидел, узнал, что меня обрадовало, что разгневало. Как я жил с людьми. Кто меня любил. Кого я любил. <.> "Яжил". "Вот что я такое"» (М. 1914, 407 - 408). Предметом описания в книге становится внутренний мир автора, история его души, его частная жизнь.

Прижизненное издание «Уединенного» 1912 года показывает, что в сознании автора книга возникла из отдельных бумажных листочков, «листьев» («лист» как новая структурная организация текста), которые составляют единую книгу жизни автора. Жизнь души, по Розанову, подобна листопаду: опадающие «листья» - это обрывки сорвавшихся с ветвей души мыслей. Малейшие «движения души», «восклицания», «вздохи», «полумысли», «получувства», пойманные «в момент зарождения», фиксируются автором и становятся отражением Вечности.

Собственное творчество Розанов воспринимает как единственную возможность выразить себя, как выговаривание себя миру. Испытывая удовольствие от самого процесса письма, писатель был абсолютно безразличен к литературной судьбе своих сочинений: «Иду. Иду. Иду. Иду. И где кончится мой путь - не знаю. И не интересуюсь. Что-то стихийное и нечеловеческое. Скорее «несет», а не иду. Ноги волочатся. И срывает меня с каждого места, где стоял, (окружной суд, об «Уединенном»)» (OJI. I., 24). Суть литературы, по мнению Розанова, не в вымысле, а в потребности сказать сердце.
Художественное наследие В.В. Розанова неотделимо от его судьбы, поэтому столько внимания в «Уединенном», «Опавших листьях», «Сахарне», «Мимолетном» отводится биографическому материалу. Собственная жизнь рассматривается писателем как литературный факт, как документ и становится объектом изображения. Рассказ о жизни, сюжетно не упорядоченный, построен в манере нелинейных импульсивных воспоминаний. Создается впечатление, что перед читателем не литература, а жизнь во всех ее многообразных проявлениях: «В сущности, вполне метафизично: «самое интимное отдаю всем». Черт знает, что такое: можно и убить от негодования, а можно. и бесконечно задуматься» (OJI. II., 455).

объединяющим началом, которое не дает рассыпаться на автономные части неоднородному материалу и позволяет судить о произведении как о едином монолитном образовании, становится личность автора, его самосознание. Автор одновременно выступает в нескольких ипостасях: В.В. Розанов и реальная личность, и создатель произведения, и его главный герой. Авторское «я», как субъект и объект изображения, диффузно: находится как вне текста, так и внутри его. В «Уединенном» возникает новый тип писателя, который ни на кого не похож - писатель-парадоксалист. Розанов внутренне противоречив. Противоречивость не просто способ мышления, не литературная форма, а естественный голос розановской души, отсюда и откровенность, и вызывающая субъективность, и исключительная искренность его прозы.

Апокалипсис нашего времени» продолжает автобиографическую прозу В.В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья», «Сахарну» и др.): в центре повествования стоит писатель со своей судьбой, весь текст проникнут личностным началом. Вместе с тем «Апокалипсис.» является новым типом книги, созданной в новую историческую эпоху. Книга была живым откликом на глобальные исторические события, поэтому биографический материал в ней представлен в меньшей степени, чем в «Уединенном» и остальной «листве». В «Апокалипсисе.» отображается не просто временной отрезок революционных потрясений 1917 года, а летопись всей истории. Авторская позиция основывается на высокой степени откровенности, на желании зафиксировать все без умолчаний. «Апокалипсис.» был для автора публицистической трибуной и документом, выражающим аналитическую оценку событий 1917 -1918 годов.

До конца дней В.В. Розанов выражал свои «полумысли», «получувства», малейшие «движения души» в слове. Находясь на грани жизни и смерти, он диктовал свои «листья» дочери. Предсмертные физиологические ощущения обретали литературную форму. Эти «последние листья» были вершиной розановской откровенности.

 

51. Портрет литературной эпохи будет ущербным, если забыть о... (назвать имя из круга поэтов не связанных с определенным литературным направлением, прочитать стихи наизусть, дать аргументированную литературоведческую характеристику).

 

Творчество Марины Цветаевой переломило творческие искания серебряного века. Оно было одним из самых сильных художественных явлений довоенного русского зарубежья.

Органическое чувство традиции в слиянии с собственными поэтическим открытиями, оказавшимися созвучными духу 20 столетия,сделали творчество Цветаевой неотъемлемой частью поэзии серебр.века.

В создании собственной неповторимой художественной речи поэта участвуют музыкальное и живописное начала(художественный синтез). Творческое кредо Цветаевой: «В стихе-предельная мера плоти. Меньше-нельзя»-осуществленно предельно выразительно:и в слове, и в синтаксисе.
Марина Цветаева даже в начале своего творческого пути не принадлежала ни к одной из поэтических групп,но пройти мимо школы символизма не могла. Мэтры символизма Брюсов, Вяч. Иванов, К. Бальмонт косвенно «учительствовали» в ее отношении и собственным творчеством, и отзывами о ее публикациях, и теоретическими декларациями. А ученичество поэта такого масштаба, каким себя ощущала Цветаева, больше походило на диалог равных, равноправных.

 

Александру Блоку

Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - свое.


Женщине - лукавить,
Царю - править,
Мне - славить

Имя твое.

 

Поэту, учили символисты, открываются тайны мира и судьбы людей, он как бы пребывает вне времени: «Двадцатого столетия он(обыватель, прим.), /а я –до всякого столетья»-с вызовом писала Цветаева.

Уже в ранних стихах угадывается романтическое видение и отражение жизненных коллизий, душевных переживаний. «Романтизм-это душа»-слова ставшие крылатыми еще в 19 веке, и Цветаева поддерживала это видение романтизма. Одна из ее книг названа «Психея»(знач. «душа»).

Романтич.конфликт Человеческого и пошлого-один из центральных в ее творчестве. Обыватель,духовно неразвитый мещанин с его тщетными, суетными заботами и условностями был ненавистен ей:







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1398. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия