Студопедия — Венок», 1905
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Венок», 1905






 

Это только первые пять книг.

Сборник «Mea» («Спеши!) вышел в день похорон Брюсова, 12 октября 1924 года. Это знаменательно, символично. Даже день похорон своих Брюсов отметил выходом книг.

Теперь большое отсутпление. Я хочу изложить взгляды Брюсова на искусство.

Брюсов мыслит символизм, как создание новой школы в поэзии. В брошюре «О искусстве» он пишет: «Задача искусства - сохранить для времени, воплотить это мгновенное, это мимоидущее. Художник пересказывает свои настроения; его постоянная цель раскрыть другим свою душу. Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живет иной жизнью. Но если умерший был художник, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, - душа его, все та же, жива и для земли, для человечества». Далее: «Единственный признак истинного искусства - своеобразие; искусство всегда создает нечто новое. Постоянный признак лжеискусства, что оно подражательно».

Пушкин писал так: «Цель поэзии – это поэзия».

Поздее Сологуб напишет, что Брюсов намерился возвратить поэзии ее «державную вольность».Это была историческая миссия Брюсова.

Брюсов пишет «Ключи тайн». Искусство – это познание мира, это «величайшая сила».

Брюсов был одним из образованнейших людей своего времени.

Брюсов считал литературу своим делом, он вел опредленную литературную политику, он был причастен к созданию издательства «Скорпион» и некоторых журналов (Журнал «Весы» - главный редактор). У Брюсова были очень интересные взгляды на журналистику. Он считал, что каждый сотрудник неповторим, журнал – это «унисон солистов». Идея свободного и самоценного искусства, которое никому ничего не должно.

В 1906 году начинается полемика «Весов» и «Золотого руна».

В «Золотом руне» символисты отстаивали идею соборности, задумывались о специфике русской культуры и т.п.

В 1909 году «Весы» закрылись. Брюсов начинается сотрудничать в журнале «Русская мысль» Струве. В этом переходе было вот что: становилось понятно, что закончился период «бури и натиска» символизма. Символизм оказался принят. «Русская мысль» был одним из авторитетнейших журналов. Брюсов в «Русской мысли» - знак окончания периода эпатажа. Брюсов пишет некролог зачинаетлям французского символизма. В литературе, по мнению Брюсова, должны «совместно действовать силы революционные и силы традиции».

Символисты мечтали выразить в поэзии несказанное, стремились раздвинуть рамки поэзии, но вместе с тем Брюсов понимал, что нужно сочетние с традицией. И то и другое начало сочеталось в поэзии Брюсова.

В 1910-е годы начинается происходить спор о символизме. Выступают В. Иванов, Блок, Брюсов. Брюсов протестует против попыток заставить поэзию служить религии. Искусство должно быть свободно.

В 1912 год Брюсов пишет рецензию на книгу стихов Иванова, он пишет, что поэт – это учитель.

 

Несколько слов о книге «Третья стража». Заглавие символично. Эта книга имеет разделы. Особенно отчетливо мы здесь видим стремление Брюсова создать книгу, как модель мира.

Вы можете знать стихотворение «Юному поэту»:

 

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

 

Есть у Брюсова послание, написанное в форме терцины. Послание в высшей степени необычно. «Терцины к списку книг»:

 
И вас я помню, перечни и списки, Вас вижу пред собой за ликом лик. Вы мне, в степи безлюдной, снова близки.   Я ваши таинства давно постиг! При лампе, наклонясь над каталогом, Вникать в названья неизвестных книг;   Следить за именами; слог за слогом Впивать слова чужого языка; Угадывать великое в немногом;   Воссоздавать поэтов и века По кратким, повторительным пометам: "Без титула", "в сафьяне" и "редка".   И ныне вы предстали мне скелетом Всего, что было жизнью сто веков, Кивает он с насмешливым приветом,   Мне говорит: "Я не совсем готов, Еще мне нужны кости и суставы, Я жажду книг, чтоб сделать груду слов.   Мечтайте, думайте, ищите славы! Мне все равно, безумец иль пророк, Созданье для ума и для забавы.   Я всем даю определенный срок. Твори и ты, а из твоих мечтаний Я сохраню навек семь-восемь строк.   Всесильнее моих упоминаний Нет ничего. Бессмертие во мне. Венчаю я - мир творчества и знаний".   Так остов говорит мне в тишине, И я, с покорностью целуя землю, При быстро умирающей луне,   Исчезновение! твой зов приемлю,   10 апреля 1901

Скелет – голос вечности. Многие поэты задумывались о том, останется ли что-нибудь о них после смерти. У Брюсова есть надежда «Твори и ты, а из твоих мечтаний…» 7-8 строк – это много!

А есть у Брюсова стихотворение просто «Поэту», как поэт осмысляет природу своего творческого дара. Одни считают, что это божественное, другие – дьявольское. Брюсов пишет так:

 

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щеки обжечь.

 

Всего будь холодный свидетель,

На все устремляя свой взор.

Да будет твоя добродетель -

Готовность войти на костер.

 

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

 

В минуты любовных объятий

К бесстрастью себя приневоль,

И в час беспощадных распятий

Прославь исступленную боль.

 

В снах утра и в бездне вечерней

Лови, что шепнет тебе Рок,

И помни: от века из терний

Поэта заветный венок!

18 декабря 1907

 

Это только на первый взгляд декларация индивидуалзима. Все-таки большую ценность для Брюсова имеет само искусство, а не собственное «я». Также интересно стихотворение «Поэт музе»:

Я изменял и многому и многим,

Я покидал в час битвы знамена,

Но день за днем твоим веленьям строгим

Душа была верна.

 

Заслышав зов, ласкательный и властный,

Я труд бросал, вставал с одра, больной,

Я отрывал уста от ласки страстной,

Чтоб снова быть с тобой.

 

В тиши полей, под нежный шепот нивы,

Овеян тенью тучек золотых,

Я каждый трепет, каждый вздох счастливый

Вместить стремился в стих.

 

Во тьме желаний, в муке сладострастья,

Вверяя жизнь безумью и судьбе,

Я помнил, помнил, что вдыхаю счастье,

Чтоб рассказать тебе!

 

Когда стояла смерть, в одежде черной,

У ложа той, с кем слиты все мечты,

Сквозь скорбь и ужас я ловил упорно

Все миги, все черты.

 

Измучен долгим искусом страданий,

Лаская пальцами тугой курок,

Я счастлив был, что из своих признаний

Тебе сплету венок.

 

Не знаю, жить мне много или мало,

Иду я к свету иль во мрак ночной, -

Душа тебе быть верной не устала,

Тебе, тебе одной!

 

27 ноября 1911

 

Брюсов декларирует свою верность музе. Он говорит, что даже в минуты любовных объятий он думал о музе. Снова и снова обратите внимание на эротические обертоны. Когда умерла жена Клода Моне у него на руках, первое, что он сделал, взял бумагу, карандаш и начал ее рисовать. К этому можно по-разному относится, но можно это и понять. Что-то есть в этом общее в Брюсове и Моне. Вот что такое преданность искусству.

 

У Брюсова можно увидеть и некоторую этическую всеядность. Например, стихотворение, посвященное З. Н. Гиппиус. Это еще один манифест Брюсова. Стих написан трехстопным ямбом.

 

Стихотворение «Искусство поэзии» из Поля Верлена. Французские символисты чрезвычайно важны.

 

Важными темами в творчестве также являются тема любви и города. Эти мотивы часто переплетаются.

 

Начнем со стихотворения «Измена»:

 

Сегодня! сегодня! как странно! как странно!

Приникнув к окошку, смотрю я во мглу.

Тяжелые капли текут по стеклу,

Мерцания в лужах, дождливо, туманно.

 

Сегодня! сегодня! одни и вдвоем!

Притворно стыдливо прикроются глазки,

И я расстегну голубые подвязки,

И мы, не смущенные, руки сплетем!

 

Мы счастливы будем, мы будем безумны!

Свободные, сильные, юные, — мы!..

Деревья бульвара кивают из тьмы,

Пролетки по камням грохочут бесшумно.

 

О, милый мой мир: вот Бодлер, вот Верлен,

Вот Тютчев, — любимые, верные книги!

Меняю я вас на блаженные миги...

О, вы мне простите коварство измен!

 

Прощайте! прощайте! Сквозь дождь, сквозь ненастье,

Пойду, побегу, как безумец, как вор,

И в лужах мелькнет мой потупленный взор:

"Угрюмый и тусклый"[2] огонь сладострастья!

 

Брюсов как бы хочет, чтобы мы вспомнили тютчевское стихотворение. Брюсова отсылает нас к Тютчеву, хочет, чтобы мы вспомнили то стихотворение. Бодлер и Тютчев – вот кому изменяет лирический герой.

Измена, страсть, даже похоть, любовь раба к царице, любовь царицы к рабу – великое множество ситуаций, положений. Излюбленная тема Брюсова - любовь как страсть. Это было новым, это было то, что должно было произойти в искуссвте. Не только в обществе, но и в семье не было принято обсуждать вопросы интимной жизни человека. Конечно, об этом молчала и церковь. Для начала 20 века это воспевание чувственной любви, страсти – запртеная тема, скандал, шок, неприличие.

Брюсов воспевает именно страсть.

Эрос и смерть давно связаны. Часто встречаются в стихах экзотизмы.

Напомню стихотворение «В Дамаск». Теперь оказывается, что любовь – не дьявольская сила, а путь от Бога. Брюсов отходит от первоначального образа верха и низа. Любовь – это путь проникновения в мистические, высшие тайны бытия.

В ДАМАСК

 

Губы мои приближаются

К твоим губам,

Таинства снова свершаются,

И мир как храм.

 

Мы, как священнослужители,

Творим обряд.

Строго в великой обители

Слова звучат.

 

Ангелы, ниц преклоненные,

Поют тропарь.

Звезды - лампады зажженные,

И ночь - алтарь.

 

Что нас влечет с неизбежностью,

Как сталь магнит?

Дышим мы страстью и нежностью,

Но взор закрыт.

 

Водоворотом мы схвачены

Последних ласк.

Вот он, от века назначенный,

Наш путь в Дамаск!

 

Когда Брюсова корили за стихотворение «Творчество», он пообещал, что у него на небе будет столько лун и зорь, сколько ему нужно.

11 лет спустя он как будто вспоминает это и пишет стихотворение «Сумерки»:

Горят электричеством луны

На выгнутых длинных стеблях;

Звенят телеграфные струны

В незримых и нежных руках;

 

Круги циферблатов янтарных

Волшебно зажглись над толпой,

И жаждущих плит тротуарных

Коснулся прохладный покой.

 

Под сетью пленительно-зыбкой

Притих отуманенный сквер,

И вечер целует с улыбкой

В глаза - проходящих гетер.

 

Как тихие звуки клавира -

Далекие ропоты дня...

О сумерки! Милостью мира

Опять осените меня!

 

Опять эти эротические обертоны. Даже тротуарные плиты «жаждут». В 1906 году уже никого не смущало. Важно то, что Брюсов первым после Некрасова обращается к городу. Брюсов впитывает опыт Некрасова, но пишет о современном городе. Это и восхищение, и темная изнанка жизни. Это поцелуи без любви («Поцелуи»), это пьяные женщины на тротуаре, это городской сумасшедший («Сумасшедий»). Красота современного города порождена именно его уродствами. Эта эстетика большого города и отталкивает, и привлекает. Брюсов здесь ориентируется на Некрасова и на французских символистов (Рембо, Верлен, Метерлинк и др.). Символисты очень ценили Некрасова. Брюсов пишет статью «Некрасов как поэт города». В книге «Стефанос» есть цикл «Повседневность»: «В ресторане», «В игорном доме», «В публичном доме» (двери его ведут в ад, а любовь и пытка – одно и то же, это нечто дьявольское). Грех, безобразие возводятся в ранг красоты. Брюсов во многом предвосхитил мир современног мегаполиса. У него лунный свет превращается в электрический. Природа и цивилизация меняются местами и уже непонятно, где что.

Брюсов первый описал трамвай. В 1899 году в Москве впервые были пущены трамваи. Это было новое ощущение человека в пространстве и социуме. Вместо пролетки, экипажа (интимное пространство) вдруг человек оказалася среди многих. Трамваи по началу назывались «электрические конки». В 1900 году Брюсов их изображает («Огни электрических конок…»).

Это первое ощущение человека в городском общественном транспорте. Это было совершенно новое. Так начинало зарождаться сознание человека новой цивилизации. Брюсов это показал.

В 1909 году Брюсов поет городу гимн и одновременно его проклинает:

ГОРОДУ

Дифирамб

 

Царя властительно над долом,

Огни вонзая в небосклон,

Ты труб фабричных частоколом

Неумолимо окружен.

 

Стальной, кирпичный и стеклянный,

Сетями проволок обвит,

Ты - чарователь неустанный,

Ты - неслабеющий магнит.

 

Драконом, хищным и бескрылым,

Засев,- ты стережешь года,

А по твоим железным жилам

Струится газ, бежит вода.

 

Твоя безмерная утроба

Веков добычей не сыта,-

В ней неумолчно ропщет Злоба,

В ней грозно стонет Нищета.

 

Ты, хитроумный, ты, упрямый,

Дворцы из золота воздвиг,

Поставил праздничные храмы

Для женщин, для картин, для книг;

 

Но сам скликаешь, непокорный,

На штурм своих дворцов - орду

И шлешь вождей на митинг черный:

Безумье, Гордость и Нужду!

 

И в ночь, когда в хрустальных залах

Хохочет огненный Разврат

И нежно пенится в бокалах

Мгновений сладострастных яд,-

 

Ты гнешь рабов угрюмых спины,

Чтоб, исступленны и легки,

Ротационные машины

Ковали острые клинки.

 

Коварный змей с волшебным взглядом!

В порыве ярости слепой

Ты нож, с своим смертельным ядом,

Сам подымаешь над собой.

 

Брюсов как будто прозревает появление будущих мегаполисов. Очень важно стихотворение «Конь блед» («И се конь блед и сидящий на нем, имя ему Смерть…»)

Конь появляется в городе, он – вестник гибели, но его замечают только два человека: проститутка и сумасшедший.

Брюсов после революции 1917 года был в состоянии «внутренней эмиграции». Затем он пишет: «мы должны нести свет в нашу национальную культуру». Он служил в учреждениях культуры, редактировал массовые издания классиков литературы, преподавал. Надо понять трагедию Брюсова, его одиночество. С одной стороны, он принят и обласкан властью, но…для многих он стал фигурой компромисса.

Стихи Брюсова, конечно, остались в истории. На прощание еще одно стихотворение Брюсова без комментариев:

 

Я много лгал и лицемерил,

И сотворил я много зла,

Но мне за то, что много верил,

Мои отпустятся дела.

 

Я дорожил минутой каждой,

И каждый час мой - был порыв.

Всю жизнь я жил великой жаждой,

Ее в пути не утолив.

 

На каждый зов готов ответить,

И, открывая душу всем,

Не мог я в мире друга встретить

И для людей остался нем.

 

Любви я ждал, но не изведал

Ее в бездонной полноте,-

Я сердце холодности предал,

Я изменил своей мечте!

 

Тех обманул я, тех обидел,

Тех погубил,- пусть вопиют!







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия