Студопедия — Билет 11. Социально-философская драма М. Горького
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 11. Социально-философская драма М. Горького






В драмах Горького идет схватка между противоположными философскими, эстетическими, политическими концепциями, в ней участвую главные идеи эпохи. Горький создал новый тип драмы, в котором тесно переплетаются философские и социальные проблемы. драматическое произведение нового типа. движущей силой драматургического действия является борьба идей. Установка на воспитание в человеке действенного отношения к жизни. перенесение акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. В пьесах Горького – социально обостренный конфликт, это пьесы диспуты, идейные споры. Мещане конфликт – столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной идеологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, формирующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Разделение сил происходит в пьесе не по признакам поколений, а по признакам социальным и идейным. Пьеса строится на идеологических спорах. На одном полюсе – Нил и Поля, к ним тянутся демократически настроенные интеллигенты, на другом – Бессеменовы (и старшего, и младшего поколения). Конфликт «отцов» и «детей» отодвинут на второй план, он временный - Это «комедия» временного ухода либеральных «детей» и их возвращения, а значит несущественность идеологических расхождений в лагере Бессеменовых. Петр, и Татьяна – ощущают наступающую ломку русской жизни. Петр был «гражданином полчаса»: пропагандировал радикальные взгляды, исключен из университета за участие в студенческих беспорядках,– но… раскаялся и «отрезвел». Татьяна в поисках смысла жизни пыталась сблизиться с радикально настроенными интеллигентами, но ее бунт против «отцов» быстро иссяк. Тетерев: Петр не уйдет от Бессеменова, тк такой же как старик. Он изобличал мещанскую природу индивидуализма, анархических теорий «свободы личности» - Петр Бессеменов во имя «свободы личности» поднимает бунт против старика Бессеменова. Но для него это свобода от общественного служения, исполнения гражданского долга. (Я – личность! Личность свободна). лагерю мещан противостоит Нил – пролетариат спокойно уверенный в своей силе и своем праве перестраивать жизнь и все ее порядки, тип русского рабочего человека, который жадно тянется к знанию, участвует в кружках, читает газеты и книги. Нил в своем протесте опирается на реальные процессы революционного развития жизни. Разделяя жизнелюбие Нила, его мечту о будущем, тянутся к нему демократически настроенные интеллигенты–Шишкин и Цветаева. Контраст с Нилом - пессимистическое восприятие жизни Петром и Татьяной, страшатся будущего, оно представляется им безрадостным, как и настоящее. Как следствие Петр считает, что борьба за социальное переустройство бесперспективна, оправдывает общественную пассивность. Восприятие ими искусства и культуры - Поля славит героическое в жизни, романтическое искусство, а Татьяна скептически относится. – с этого спора начинается пьеса. Татьяна, и Петр Бессеменовы боятся ответственности, перемен, стремятся к покою «внутри и вне себя». Босяцкая тема: певчий Тетерев и «вольный птицелов» Перчихин (отец Поли) протестуют против несправедливости мира, но, в отличие от Нила, протест их ограничен отрицанием. Перчихин симпатизирует Нилу, но постоянно стремится уйти от борьбы, от спора. У него нет никакой положительной программы жизни. Тетерев ненавидит мещан, но он тоже не хочет включаться в развернувшуюся борьбу. («Я сам по себе). Рабочий Нил и Поля, способная «на всякое геройство»,— «главные фигуры» пьесы. В доме Бессеменова поклоняются деньгам. Прекрасное и трагическое одинаково чужды мещанскому сознанию. Здесь идет борьба двух начал: индивидуалистов, лелеющих свое трусливое «я», и человека, вместившего в душе своей всю боль и радость жизни. Петр — олицетворение иллюзорных надежд мещанства. Старик Бессеменов дает точную оценку и сыну, и Нилу: «Научился презрению ко всему живущему, а размера в действиях не приобрел». А Нил—«он дерзок... он — разбойник, но — человек с лицом!» От первого до последнего действия пьесы идет нравственный суд Человека над мещанином. На дне. процесс разложения общественной системы, в которой рядом с сытой благоустроенностью «хозяев» существовал мир неизбывной нищеты и страдания, втоптанных в грязь человеческих надежд и идеалов. У людей этого мира не осталось ничего. проблема гуманизма. Горький против «обидной людям» проповеди утешения. он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное. У них возникает ощущение безысход­ности своей судьбы и тяга к мечте, дающей хоть какую-то надежду на будущее. Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука – сострадание к чеовеку, во имя утешающей иллюзии можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. к Пеплу, Лука спросит: «И… чего тебе правда больно нужна… На что самому себя убивать?» Горький показывает антигуманность пассивного сострадательного гуманизма. На пороге ночлежного дома он появляется со словами участия, сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношении к человеку. Для Луки человек слаб и ничтожен перед обстоятельствами жизни, которые изменить нельзя, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него утешающую «истину». Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – Гибнет Актер, мечется Настя, отчаяние. Лука психология раба - всегда смиряется перед силой, всегда старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий дела своих рук. Горький подчеркивает тесную связь рабской психологии с теорией жизни Луки – психологии раба и идеологии непротивления. Сатин – ложь – религия рабов и хозяев. Свои мысли о Человеке Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1333. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия