Студопедия — Билет 18. Проблема человека и среды в произведениях Горького (Фома Гордеев, Трое).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 18. Проблема человека и среды в произведениях Горького (Фома Гордеев, Трое).






В романах показано внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» первый роман о судьбе поколений. вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». на первый план выведены буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие - это животворная сила русской экономической и культурной жизни. Маякин требует для купечества жизненного «простора», доли в управлении страной. Горький не возлагал надежд и на молодое поколение купечества. Тарас Маякин, Африкан Смолин, Любовь Маякина не внесут в жизнь ничего нового. По крови и духу они дети Маякина, которые отошли от него лишь на время, а затем возвращаются в отчий дом. (идет по пути предпринимательства Тарас, бывший революционер; Любовь вступает в выгодный брак со Смолиным, единение старых и молодых Маякиных в деле «Тарас Маякин и Африкан Смолин» в конце). противоречивость социальной психологии Ежова (журналист) и интеллегенции. Выходец из народа, он не выполняет своего призвания–служения народным интересам, не соглашаясь с порядком «хозяев», не знает, «к чему прилепиться душой». Это интеллигент на идейном распутье. Особенность композиции – роман хроника, семейный роман. Отец Фомы Игнат копит деньги, но в нем остается широта души, последующие купцы широту души утрачивают. Игнат Гордеев ощущал еще радость творческого труда, красоту жизни и начинал понимать, что становится «не хозяином своего дела, а низким рабом его». Фома больше берет от мамы и няни. Показано как он формируется: разрывается своей средой. Живет у якова макина – или всех грызи, или лежи в грязи. Фома гордеев – с чистой душой, человек правды, а В купеческой среде к богатству приходят все через преступления. Фома не накопитель. Внутренняя тема Фомы – познание людей, себя, мысль о несвободе, желание понять, как жить. Образ Совы – слепа днем, натыкалась. Фома также не находит ответа на свои вопросы, но восстает против купцов. Это энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, простора своей энергии. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места. Горький противопоставил Фому Гордеева и старому и молодому поколению купечества. он типичен как носитель морального идеала, перед которым открылась несовместимость человеческого и собственнического начал жизни. Субъективные попытки его совместить человеческое и собственническое – заранее обречены, как обречен на поражение его бунт, протест одиночки против «хозяев жизни». Фома обнаруживает, что в окружающем его мире извращены все человеческие ценности. Чувство Медынской оказывается фальшивым, естественное требование человечности, с которым Фома обращается к людям, воспринимается в мире собственников как нечто ненормальное – «хозяева» объявляют Фому сошедшим с ума.

Фома ничего не может противопоставить аморальной силе этого мира, бунт его обречен, это бунт слабого одиночки. Драма Фомы показана Горьким на широком фоне русской народной жизни, которая и несет животворящие начала мира. В народной массе ищет Фома носителей нравственных идеалов, смысл жизни. Пейзаж - Опоэтизированная народом Волга, на фоне которой развертывается действие, вырастает здесь в символ народной жизни. «Трое». заостряется проблема несоответствия существующих социальных и нравственных норм жизни стремлению человека «жить по-человечески. история жизни трех молодых людей одной трудовой среды, каждый из которых ищет «правду». В центре судьба Ильи Лунева, через нее жизненные события и душевный мир других героев. Судьбы трех друзей типичны для мелкобуржуазной городской среды того времени. В людях этой среды здоровые чувства и стремления уживались с собственническими мечтами. характер Лунева, в котором борются чувства хозяина и труженика. Первый этап жизненного пути Ильи – путь в «люди». С юных лет мечтает он, видя тяготы окружающего, о жизни обеспеченной и стремится к обогащению, смутно понимает, что путь этот связан с моральным падением. И чем ближе Илья к своему идеалу, тем ниже морально падает он сам. Кульминация повести–убийство Луневым купца Полуэктова. Своей собственной жизнью он хотел ответить на вопрос как жить? Илья понимает, что он и его друзья в тупике: подругу детства продали старому мужу, яков в попытках объяснить жизнь волей божественного промысла и медленно угасает, замученный своим отцом – кабатчиком, Любимая Луневым женщина становится содержанкой богатого купца Полуэктова. Полуэктов стал для Ильи воплощением того зла жизни, что обрушилось на них. Илья убил его не из ревности, не с целью грабежа: это взрыв ненависти к тем, кто «душит» их, это вызов судьбе. На деньги Полуэктова Илья открыл мелочную лавочку - еще один шаг к разрушению иллюзий о чистоте жизни «хозяев». чистота и благообразие – маска, которой прикрыты аморальность, обман, преступление. Илья бунтует против мира «благополучных» «хозяев». Финал повести, сцена вечеринки, на которой он признается в убийстве, обличая социальную и нравственную философию мещан,–-своеобразная вариация сцены на пароходе из «Фомы Гордеева». Но бунт Лунева так же безрезультатен, как и бунт Фомы. Это признает он сам: «Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!» В этом –драма Ильи. Мечта о достижении человеческого счастья в рамках существующего миропорядка оказалась несостоятельной. В повести каждый из трех героев проходит свой путь в поисках правды жизни: Яков Филимонов - носитель своеобразного учения о непротивлении, христианского гуманизма, нет воли к сопротивлению, но эта позиция приводит к оправданию зла (яков осознает неправду жизни отца, грабящего людей, но подчиняется ему, так же грабит за трактирной стойкой), Павел Грачев - Под влиянием социалистических идей в герое пробуждается общественное сознание, которое определит его дальнейшую судьбу – путь в революцию. Горький утверждает возможность и право человека понять законы, по которым развивается человеческая жизнь, найти основанный на разуме, а не на религии выход из ее социальных тупиков.

Билет 19. Споры о пьесе Горького «На дне»

Споры касаются образа Луки и авторской оценки героя: лжец или врачеватель душ. Споры о правде Луки, Сатина, о бескрылой правде обитателей ночлежки, жанре пьесы. Основной вопрос горького: что лучше истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Л. Колобаева: Горький улавливал склонность сострадания к иллюзиям, внутреннюю готовность жалости к сговору с ложью, утверждал идеал сильного добра, способного опереться на безжалостную правду. Попов «Человек все может»: в Луке схвачено существенное сострадание, доброта, милосердие, независимость, но он не боец. Но проповедь добра не была бесполезной, если пробуждала на дне, в самосознании героев желание лучше жить, чувство собственного достоинства. Но жизнь не дает возможность воплотиться этим советам. Долженков «существует только человек»: Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет поддержи вне его. Лука представитель сострадания и лжи, соблазнаяет людей надежной и губит их. Ночлежка ад – бес – Лука, лукавый, Сатана – Сатин, который не принимает окружающих такими, какие есть, а воспевает человека с большой буквы. Сатин говорит правильные вещи, но сам не таков, а Лука не верит в человека. Жанр – социально-философская драма (см билет 11). + Луки: Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице где лечат от алкоголизма. Наташа и Пепел верят в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто — неважно. Антипод: Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье. Правда Бубнова жестокая, безжалостная она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. – Луки: Потеря веры может обернуться трагедией для человека, притча о праведной земле, Актер – тоже самое. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют веру. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. + Луки: изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задумать о своей жизни. Повлиял на Сатина. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек — вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть, надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых – резонер.

Билет 20. Изображение русской провинции в окуровском цикле Горького (Городок Окуров)

в повести «Городок Окуров» Горький изобразил жизнь провинции накануне и в дни революции







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия