Студопедия — Лекции Линкова.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекции Линкова.

Прощание с друзьями. Некрасивая девочка. «Не позволяй душе лениться…»
Н.Олейников. Перемена фамилии. Таракан.
Е.Шварц. Тень или Дракон.
Д.Хармс. Стихотворения: Случай на железной дороге. Постоянство веселья и грязи. Проза: Случаи.
В.Набоков. Приглашение на казнь. Дар. Лолита.
А.Твардовский. «Я знаю: никакой моей вины…». Памяти матери. Поэмы: Василий Теркин. Теркин на том свете.
Б.Пастернак. Стихотворения: Про эти стихи. «Сестра моя - жизнь, и сегодня в разливе...». Плачущий сад. Зеркало. «Так начинают. Года в два...». «Нас мало. Нас, может быть, трое...» Поэзия. «В нашу прозу с ее безобразьем...» (Из поэмы «Девятьсот пятый год»). Борису Пильняку. Анне Ахматовой. Вторая баллада. «Никого не будет в доме...». «О, знал бы я, что так бывает...» «Мне по душе строптивый норов...». Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рождественская звезда. «Во всем мне хочется дойти...». «Быть знаменитым некрасиво…». В больнице. Нобелевская премия. Проза: Доктор Живаго.
В.Каверин. Два капитана.
О журналах «Звезда» и «Ленинград»: Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года.
В.Некрасов. В окопах Сталинграда.
В.Быков. Мертвым не больно. Сотников.
К.Воробьев. Убиты под Москвой.
В.Распутин. Последний срок.
В.Белов. Привычное дело.
В.Астафьев. Из книги «Последний поклон»: Ясным ли днем. Где-то гремит война. Конь с розовой гривой.
В.Шукшин. Срезал. Верую! Обида. Материнское сердце. Чудик. Миль пардон, мадам.
Ю. Казаков. Двое в декабре. Во сне ты горько плакал.
Ю.Домбровский. Факультет ненужных вещей (Ч.1.Хранитель древностей).
В.Шаламов. Из «Колымских рассказов»: На представку. Шоковая терапия. Последний бой майора Пугачева. Одиночный замер.
А.Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Архипелаг ГУЛАГ.
Ю.Трифонов. Обмен. Дом на набережной.
А.Вампилов. Утиная охота.
В.Катаев. Алмазный мой венец.
Л.Петрушевская. Уроки музыки. Время ночь.
Б.Окуджава. Полночный троллейбус. Песенка об Арбате.
Песенка о Леньке Королеве. Живописцы. Молитва. Старинная студенческая песня. «Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем...». Я пишу исторический роман. Римская империя. «Совесть, благородство и достоинство...» Проза: Девушка моей мечты. Отдельные неудачи среди сплошных удач.
Е.Евтушенко.. «Со мною вот что происходит…». Свадьбы. «Окно выходит в белые деревья…». Бабий Яр. Долгие крики.
А.Вознесенский. Гойя. Параболическая баллада. Антимиры. Реквием оптимистический. «Есть русская интеллигенция…» Ностальгия по настоящему.
Б. Ахмадулина. «По улице моей который год…». Уроки музыки. Снегопад. Метель. «Как долго я не высыпалась...». Это я...
Д.Самойлов Сороковые. Пестель, поэт и Анна. Стихи и проза. Свободный стих («В третьем тысячелетии...»). «Вот и все. Смежили очи гении...». «Пусть нас увидят без возни…»
Б.Слуцкий. Физики и лирики. Лошади в океане. «Надо думать, а не улыбаться…»
А.Тарковский. «Вы, жившие на свете до меня...» Рукопись. Словарь. Поэт. Первые свидания. Жизнь, жизнь.
В.Высоцкий. Татуировка. Лукоморья больше нет... Охота на волков. Я не люблю. Песня о Земле. Мы вращаем Землю. Мой Гамлет. Памятник. Прерванный полет. Очи черные. Баллада о детстве. Баллада о любви. Райские яблоки.
А.Галич. Леночка. Облака. Старательский вальсок. Мы не хуже Горация. Петербургский романс. Памяти Б.Л.Пастернака. Когда я вернусь...
В.Ерофеев. Москва-Петушки.
И.Бродский. Рождественский романс. Большая элегия Джону Донну. Письма римскому другу. Сретенье. Двадцать сонетов к Марии Стюарт. Рождественская звезда. На смерть Жукова. Осенний крик ястреба. Fin-de-siècle.
В.Аксенов. Остров Крым или Поиски жанра.
Г.Владимов. Верный Руслан.
Ф.Искандер. Из книги «Сандро из Чегема»: Пиры Валтасара. Кутеж трех князей в зеленом дворике.
С.Довлатов. Компромисс или Ремесло.
А.Битов. Пушкинский дом.
В.Войнович. Москва-2042.

Лекции Линкова.

(Лекции законспектировала Лаура Мялина.

2 курс. 207 группа).

21 февраля 2013 г.

 

1789 – начало великой французской революции.

1991 – Фукуяма: «история закончена».

До 1991 года история состояла в смене соц-эконом информации. Сейчас нет идеала нового устройства общества. Есть исторические страны. История как цепь событий или понимание того, что происходит. До Геродота истории не было. История была в Европе.

«В восточных народах свободен один. У древних греков свободны некоторые. Лишь у греков появилось сознание свободы, но они не знали, что свободны только некоторые. Лишь европейские народы дошли до сознания в христианстве, что человек свободен как таковой. Появилось в религии. Но проведение этого принципа в мирских делах – дальнейшая задача, требующая дальнейшей работы. Это длительный процесс, который составляет самою суть истории» – Гегель.

Франц рев – свобода, равенство, братство. Результаты:

Не стало социально привилегированных сословий. Нет расового неравенства. Вся Европа республиканская.

«Водители людей – идеи» - Гегель

СССР развалился, потому что не было свободы слова и мысли. Обсуждение – двигатель прогресса.

30-40 гг. – популярен социализм. Всемирная идея (Кирсанов)

«Если идея овладела массами, она становится…» - Маркс

Достоевский боролся с социалистическими идеями, говорил о них с иронией.

Идеи эти подверглись критике впервые именно в России.

Идея соц. захватила всех - медвежья логика. Соц. вызывает восхищение и мы должны эти идеи избегать и бороться с ними!

Первый проповедник идей русского социализма был Белинский – цель жизни – это разумное наслаждение радостью бытия.

Настоящее – результат прошлого. Фетиш 19 века – прогресс (Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин).

Основной герой рус. литры – это герой мировоззрения.

Адуев – особое понимание жизни: любовь должна быть вечной.

А. Карамазов – он с молодости сказал: буду жить до бессмертия.

Периоды рус. литры.

Ход русской литературы определил Пушкин.

Тургенев: «Только смерть дала мне горькое право назвать его великим» - некролог на смерть Гоголя.

«Гений – это человек искусства» - Кант.

«Новое редко бывает хорошим, потому что хорошее быстро перестаёт быть новым»

Онегин – прародитель всех русских героев, нет смысла жизни. От этого несчастье (Болконский, Печорин, Раскольников, Безухов). Герой – носитель идеи.

Существование Бога - то что мучает писателей Достоевского, Толстого.

«Страх смерти – предрассудок» - Толстой

На свете можно жить только потому, что жил Христос. Христос может простить самый зверский поступок, потому что сам принял мученическую позорную смерть.

 

Чехов стал изображать иначе мир. Он не принимает ни идей прогресса, ни веру в Бога. «Никто не знает настоящей правды» - «Дуэль».

Экзистенциальный писатель. Прежде всего обращает внимание на жизнь. Герой - носитель чувства жизни, а не идеи.

 

Чернышевский

Что делать

Идеолог социализма. За ним пошла русская молодёжь. Особенность романа в том, что молодёжь его восприняла новое Евангелие.

Лесков прочёл со вниманием, любопытством и удовольствием, хоть и был написан плохо. Роман породил литературу. Вся «Война и мир» пронизана полемикой «Что делать?» И Толстой, и Достоевский говорили, что эти идеи нисповергнут храмы и зальют всё кровью. Русское общество выбрало Чернышевского. Он видел силу своего романа в истине: «Истина вознаграждает недостатки писателя, которые служат ей», «На Земле наступит Рай. Для этого нужно устроить общество разумно». Чернышевский рационализирует разум.

Раньше жили по традициям, как предки, а тут впервые решили по теории. Ч. хотел дать людям новую мораль – разумный эгоизм (англ.философия) – христианство учило, что Земля – испытания, которые определят будущую вечную жизнь, а Ч. говорит, что человек рождён для счастья. Разумный эгоист строит фабрики, чтобы быть богатым, благодаря тому, что он удовлетворяет свои потребности разумно, он приносит пользу обществу. А неразумный эгоист занимается разбоем, который не приносит кроме него никому благополучия. Р.Э. присущ европейцу.

Наука – дитя свободы достигает успеха в 19 веке. Люди побеждают природу. Мы во всём следуем науке, а в жизни человека нет.. почему? потому что в Библии написано? Сказка! Мы должны построить мораль на разуме. Ч. даёт новую этику, мораль без Бога.

 

28 февраля.

 

Идеи - руководители человека, воздействующие на ход истории. Некрасов, Пушкин, Фет, Тургенев начали как поэты-романтики. Некрасов пишет «Ангел смерти», «Злой дух», «Рыцарь»…всё это пришло из романтической щап-евр. Литературы. Издаёт сбоник «Мечты и звуки». В 1847 году пишет стихотворение «Ямщик»(оно интересно, потому что Николай 1 запретил обсуждать проблемы крепостного права публично, комиссии были секретны;в стихе затрагиваются важные темы для России), Гончаров – «обыкновенная история», Тургенев – очерк из «Записок охотника», 1945 – Достоевский «Бедные люди».

1948 – манифест коммунистической партии Маркса и Энгельса. Призрак, о котором писал Маркс стал явью.

Гончаров, Тургенев, Некрасов выбрали свой путь именно в это время. Некрасов революционный демократ. Стихотворение «Пьяница»: безвыходное положение бедняка. «Огородник» - социальные проблемы, возникающие из особого характера общества(дворянка не может быть с крестьянином). Романтизация воров, разбойников. У Некрасова смерть – это всегда смерть крестьянина, Чехов относится к этому не так. У Некрасова всё строится на контрасте: бедняки хорошие, богатые плохие. Хорошие дворяне только декабристы. Он был самый популярный поэт России, повлиял на положение. Его учитель – Белинский, он преклонял перед ним колено; Чернышевский и Добролюбов – друзья, называет их лучшими сыновьями России. У Чехова «страшно жить» всем, а не только крестьянам, всё пустяки кроме смерти, болезни и любви. Толстой: «в России скверно» - писал в письме тёте, но он об этом в произведениях не писал. Считал, что нельзя обращать внимание на недостаток есть большой порок.

«Фет, который пишет только о природе, служит самодержавию, т.к. он аполитичен» – писали современники.

Некрасов:

Картина народной жизни: мужик страдает.

Он указывал на виновников, на высшие сословные классы. Глупость, лень, бестолковость – всеми этими пороками наделены представители богатых сословий.

Соединил две страсти: любовь к Родине и ненависть к врагам.

В конце 1976 года умирает. Умирая, он пишет о мщение богатым. Ненависть эта и злоба до сих пор изъедает наше общество. Идея + чувство. Чуковский писал, что он в притче так замаскировал хулу на царя с помощью библейского стиля, что цензура не имела никаких претензий.

Некрасов плохо писал о своём отце крепостнике в молодые годы(«Родина»), а потом извинялся, говорил, что ему «неловко». Т.е. идеология сгибает человека даже против отца.

Не было такого, чтобы помещики постоянно пытали и вешали – это враньё. Идеология: убил помещика – всё прощается. Это привело к революции 1917 года.

Русский философ Франк считал, что порок был в нигилизме, нет ценностей.

«Кто любит истину или красоту, того осуждают, кто любит Бога, того считаю врагом» (1910).

Нравственность революционеров (Ленина) была в интересах рабочего класса – всех уничтожить.

Идея, что мы не можем ошибаться заложена марксистами. Кто критикует, тот заражён буржуазной идеологией, а мы (Ленин, Сталин, Гитлер) основывались на науке – основы тоталитарного режима.

 

7 марта

 

Роман «Что делать» Чернышевского 1864 год.

Самый популярный роман того времени. Ни одно произведение по влиянию не может с ним сравниться. Он породил целую литературу – антинигилистический роман. Все стали писать романы, чтобы опровергнуть идеи этого романа (Достоевский, Толстой, Лесков). Новое Евангелие для молодёжи, все его читали. Чернышевский сам говорил, что плохо владел художественным языком.

Лесков говорил, что роман смешён, прочёл со внимание, любопытством и удовольствием – парадокс.

Писатели выступи против него, т.к. знали к чему приведут эти идеи. «Они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю». Общество, однако, пошло за Чернышевским, потому что он проповедовал истина. «Очень скоро наступит рай на земле. Вечная радость». Всемирно-историческая идея. На своих оппонентов не обращал внимания. Правда в том, что вокруг несправедливость и неравенство, ложь в том, что будет рай, только пойдите за нами, этим предложенным путём. Он написал идиллию. Предложил новую этику – этику без Бога. Отношения между людьми регулируются этикой. Люди строили отношения на Божественных заповедях. Решили построить этику на разуме, а не на слепом авторитете Бога. Теория разумного эгоизма (Бентан и Миль философы-основатели). На ней основан капитализм. Всякий стремится к личному счастью здесь, на Земле! Достигая своего личного счастья, можно принести пользу обществу, если ПРАВИЛЬНО понимать свои интересы. Государство делает всё, чтобы дать заработать людям – капитализм, т.к. лесефег – не мешает. Чернышевский хотел сделать эту теорию универсальной. Но он ошибся - построить всеобъемлющую этику на разуме невозможно. Жертва – это абсурд. Как человеку приятнее, так он и поступает. Все люди эгоисты. Однако различение эгоиста и альтруиста нельзя расценивать по этой теории Ч., все получают удовлетворение, но альтруист доволен добру, которое приносит другому человеку, а эгост от зла, причинённого другому. Удовлетворение от достижения цели не может служить критерием к разделению.

 

 

28 марта 2013

 

Достоевский «Братья Карамазовы»

Апологетика христианства, учение Христа – это цель. Произведение обращено к атеистам. Роман построен как полемика с атеизмом. Детские страдания – самый сильный довод атеизма.

 

4 апреля 2013

 

Чернышевский «Что делать»

Выдаёт свою теорию за абсолютную научную истину.

Отзывы газет на смерть Толстого:

Франц. «Ни один король на смертном одре никогда не вызывал к себе такого внимания его жизнь Толстого тесно связано со всем, что происходит»

Исп. «Мы хороним не человека, а весь мир»

Япония «Не было ещё такого человека, оставившего такой отпечаток»

Толстой подверг критике церковь. Толстой давал им шанс сделать веру живой в полемике. Вера, которая не может ответить – мертва. Вера жива, когда вступает в диалог. Был отлучён от церкви. Но трагедии из-за разрыва с церковью не было.

«Один из самых необыкновенных людей, живших на Земле» - Бунин.

Толстой сам себя воспитал. Ничего не закончил. Пытался учиться в Казанском университете на юридическом факультете. Учился сам. В библиотеке у него было 15 тысяч книг. Знал франц, нем, ит, пол. За 3 месяца выучил греческий язык на спор. Читал в подлинниках Ксенофонда. В 50 лет изучает древнееврейский язык, читал Библию в подлиннике. Он отличался гармонией душевной и физической. У него было 8 детей. Самое основное дело, которому он отдал жизнь – чтобы его жизнь была как можно лучше. Самое трудно – прожить жизнь хорошо. Всегда решал вопрос – в чём его благо. Человек обязан быть счастлив. Цель- радость. Искал постоянную, ничем не нарушаемую радость, которая не зависит ни от чего. Признавал одно несчастье – неправильное понимание жизни. Часто менял свои убеждения ради самосовершенствования и поиска Бога. «Если мир не по тебе… не щеголяй своим недовольством, а покинь его и не мешай другим».

Он видел свои недостатки и боролся с ними. Когда писал «Анну Каренину»(76-77 гг.), его захватил кризис.

«Война и мир»

Жанр: роман-эпопея и теодицея – Богооправдание.

Есть счастье и радость. Задача произведения самобытная. Главная задача – найти за что можно ухватиться, чтобы победить смерть. Толстой считал, что смерть можно победить духовно. Жизнь – бытие к бессмертию.

Бог настолько труден для понимания, что человеку может и не дано его понять. Человеку несовершенному Бог открыться не может. Бог не постигается умом, а постигается жизнью. Герои на собственном жизненном опыте убеждаются, что Он есть.

Если человек живёт, то он обязательно во что-то верит. Эта вера часто обманывает, а Толстой искал другую веру, которая не обманет.

 

 

11 апреля 2013

 

Война и мир.

Бог понимается не умом, а жизнью. Бог для героев:

Пьер и Андрей: если есть Бог, то мы будем жить вечно. Весь путь героев состоит из веры и разочарований, потом обретение веры вновь, после каждого раза человек поднимается на ступень. Пьер то разочаровывается, то вновь обретает веру. Когда Андрей сватается к Наташе, он теряет смысл жизни; Душа Пьера жаждет личного счастья, любви, он понял, что не может жить ради того, чтобы приносить добро людям – это второе разочарование после дуэли, но оно другое. Потом он видит, как французы расстреливают мирных жителей – эта несправедливость ещё одно разочарование. Толстой ищет такой смысл жизни, которому не страшно ни одно из этих разочарований. Пьера возвращает к жизни Платон Каратаев. Он был н слишком умён, но сказал ему то, что ему так нужно было, он научил его любить жизнь и не бояться смерти. Каратаев – простота и правда. Платон чувствует себя частью целого и поэтому не боится конца, а встречает его с тихой торжественностью. Самые простые вещи, он видел торжественно и благообразно. Пьер, благодаря нему, находит смысл жизни. Пьер поверил в бессмертие и стал по другому смотреть на мир, видеть его красоту. Он смотрит на природу и говорит: «И всё это я, и всё это во мне!» И на этом фоне Наполеон, который хочет весь мир, ничтожен, т.к. ВСЕГО нет в нём, оно вокруг, и он это стремится завоевать материально. Толстой писал в дневнике, что дело принесёт удовлетворение, если ты делаешь его безвозмездно, не ради славы, а ради ощущения себя в бесконечности – связь с Богом. Андрею Болконскому главное слава. Ради неё он готов отдать не только свою жизнь, но и жизнь жены, сестры и отца. Толстой считал, что если ты признаёшь величие Наполеона, значит, ты признаёшь свою ничтожность.

Болконский не понимает, что жить для людей и жить для слава не одно и тоже. Истинная религия основывается не на чуде и не на умных разговорах, человека убеждает не мира, и не философии, а потребность человеческой души… когда ты видишь, как умирает твой близкий и задумываешься, куда он уходит.

Начинается война, он теряет любовь, умирает отец, в неизвестности находится сестра. Он встречает Пьера. Он считает, что ему открылась суть жизни: измена, разорение. Ему больше не кажется величественным отечество и слава. Он прозревает. Но он ошибается и к нему приходит новое прозрение, когда Курагину ампутируют ногу. Ужас смерти, переживание, страдания чудовищного – всё изменило его вмиг, его наполнила жалость и он начал понимать христианскую любовь, радость прощения. Благодаря этому он умер спокойно. Он выиграл битву со смертью и жизнью. Свет в сценах произведения – это уверенность в существовании Бога.

 

 

18 апреля

Анна Каренина 1870-е гг.

В последних главах о Левине писатель имеет ввиду себя. После Карениной возвращается только к 1885 к литературе. Проблема семьи, брака, взаимоотношения полов. Хотел установить верное воззрение на это всё. Вопрос о женской эмансипации. Толстой взял под защиту семью, а не любовь и чувства. Хотел открыть нечто новое, неизвестное, большей частью противоположное тому, что считается несомненным большой публике. Отстаивал здесь старое, старомодное. Пытается суть эпохи найти и через неё оценить отношения общества к семьи и браку. У Толстого теоретические взгляды не определяют поведение человека(как у Достоевского и Тургенева), а определяет некая суть эпохи, общества – жизнь должна быть удовольствием и наслаждением, нравственность в этом обществе воспринимается как лишение, ограничение человека. Хорошо то, что приносит удовольствие. «Нет конфет, так грязное мороженое». Семья начинает распадаться из-за убеждения, что брак – это удовольствие. Семья необходима обществу, государству, личности, вне семьи жизнь не подлинна. Показывает в произведении неправильное отношения к семье. Сопоставление судеб и жизнеощущения Кити и Левина, Анны и Вронского. Истории развиваются одновременно, но движутся в разные стороны. Причина разнонаправленности в разных взглядах на жизнь и на семью (Вронского и Левина). Анна бросилась под поезд, потому что «все сладкое хотят», потому что «Вронский не знал семейной жизни», жила не для ребёнка и т.д. Самое главное образование, воспитание личности не по книгам, а через отношения с людьми. Любовь к матери у Левина сформировала правильное отношение к женщине «прежде всего представлял себе семью, а потом уже женщину». Толстой не сталкивает героев в споре, т.к. у него в споре побеждает демагог, для важно взвешивать жизнь одних героев и других. Строит роман как полемику, постоянно рассказывает, что происходило, когда герои уже вместе – самая настоящая жизнь начинается, когда любовники соединяются. Отвергал, что настоящая жизнь только до свадьбы. Анна и Вронский после всех конфликтов осуществляют идеал любви. Вронский чувствует неудовлетворённость, не мог утолить духовный голод – жизнь не настоящая. Вронский оценивал жизнь как интересную или нет, скучную или весёлую, а Толстой считал, что жить нужно серьёзно.

Жизнь Кити и Левина нарисована без прикрас. Труд, ссоры, выхаживание ребёнка – всё это настоящая, подлинная жизнь. Любовь Кити спасала Левина от отчаяния. Ощущение связи с бесконечностью помогает ему. Если бы Анна не погибла, то ушла бы к другому, потом другому, а для Толстого это хуже самоубийства. Любовь мужа и жены и любовников – это совсем разные любови. Анна мстит своей смертью Вронскому, близкому человеку.

 

«Исповедь» 1882 г.

Разочаровался во всём, бросил литературу, стал искать веру. Произведение было резко осуждена правительством и революционерами. Это говорит о их глубоком родстве, их братство в вере в насилии и ненависти к свободе мысли. По жизни человека никогда не узнаешь, верующий ли человек или нет. Если вера служит для достижения целей, то это уж наверно не вера. Толстой решил заменить веру в веру в прогресс и разочаровался.

 

23 мая 2013

 

А.П. Чехов

Повесть «Огни»

Два героя спорят о смысле жизни. Автор не считает мысли студента правильными, но к ним надо прийти на собственном опыте, студенту их говорить не следует. Студент считает, что от того, как он думает – никому плохо не станет. Автор ему возражает. Мысли могут быть верными, но привести к ужасу, потому что неверно отношение к своим мыслям у людей. Чехов мастер комбинировать высокие мысли с самой низменной прозой: Ананьев говорит, что жизнь не имеет смысла и в то же время хочет сойтись с женщиной. Он инженер с дипломом, а она, его старая любовь, провинциалка, несчастная в браке. Она стала его любовницей, она влюбилась в него, помолодела, была счастлив, а для него это было обычным делом. Он чувствовал усталость и досаду, его коробило, что порядочная девушка сделалась так быстро любовницей первого встречного. Он считал её неглубокой, несерьёзной. Он не хочет продолжения. Они расстаются и договариваются встретиться на платформе. Ему не хочется с ней видеться. На вокзале он нарочно сидел в уборной до второго звонка. Он считает, что всё суета сует, но спрятался он в уборной не поэтому. Он считал ошибочно свои мысли своим же мировоззрением. Он сел в поезд, и только ночью он понял, что совершил зло, он прозрел: он понял, что его мысли ни стоят гроша медного.

Он понял, что у него нет ни сердца, ни мыслей, ни рассудка.

Его идея, что всё суета сует послужила дымовой завесой, за которой он не мог ничего увидеть. Ананьев понял, что отличается грубым невежеством. Вернулся домой и вымолил у кисочки прощение. Заканчивает свой рассказ. На студента не произвело это никакого впечатления, он считает, что словами можно доказать всё что угодно, поэтому инженер его не убедил. Только на своём опыте возможно понять. Они прощались. Сказано было много. Но в памяти остались только огни и кисочка. Заканчивается так: «Ничего не поймёшь на этом свете».

«Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны.» - А.П. Чехов так ответил своим оппонентам.

Человечество потеряло истину и не знает в чём смысл – это породило новое искусство (экспрессионизм, например). Церковь обладала монополией на истину, в новое же время всё поколебалось.

 

Мы что-то знаем, но выразить это не можем – примерно так выразился Соловьёв.

 

Пьеса «Дуэль» 1891 год

По объёму единственная у Чехова претендует на роман. Культура здесь не определяет поступки человека, она как и в «Огнях» дымовая завеса. Произведение уникально: много имён известных, много событий. У Чехова сам герой себя объясняет. Суждения героев друг о друге недостоверны: ложь перемешана с правдой, более того, о себе они думают неверно. Всё построено на ошибках и иллюзиях. Героиня брезгует лавочником, а потом отдаётся ему и радуется, что «так легко» ушла от долга в 300 рублей, считая, что душа её чиста, участвовало только тело.

«Деспоты всегда были иллюзионистами», потому что они уверены, что всегда правы, не знают, что единственный способ, это выслушивание всех самых противоречивых мнений.

Повесть начинается с того, что Лаевский признаётся другу, что разлюбил Надежду Фёдоровну. Хочет уехать в Петербург. Хочет занять денег у друга, а друг занимает их у Фон кора. Он получает письмо, что муж Надежды умер. Он боится, что она хочет за него за муж, но он ошибается, она также хочет занять денег и уехать. Они идут в гости. Лаевскому присылают записку «а кто-то сегодня уедет». У него истерика. Фон кор начинает над ним издеваться и доводит его до бешенства, до дуэли. Надежда стала любовницей пристава. Она хочет его бросить, но обещает последнее свидание. Их проследил Ачмианов. Надежда просит отпустить себя, она считает себя нехорошей женщиной. Он хочет проучить её. Ей казалось, что она как муха. Ачмианов, влюблённый в неё, проследил. Лаевский был убеждён, что дуэль кончится ничем, но ночью много думал. Он потерял интерес и к картам и клюдям. Ачмианов говорит, что его ждёт какой-то господин. Подстроил. Лаевский отворил дверь и увидел Кирилина с Надеждой Фёдоровной. Ненависть к Фон кору исчезла. Пришёл домой.

Толкований много, а если их много, то серьёзная мысль не удовлетворится, а человек только придумывает свою.

Наступила гроза. Он чувствовал желание кому-нибудь помолиться. Бога у него нет, грозы не боится, природы не любит, вспоминает, как в детстве было по другому. Всё обман. Истину он не искал, он был равнодушен к страданиям, ничего не написал, только жил их мыслями, пользовался их жёнами, ел и пил и старался выдать себя лучше, чем все. Кирилов и Ачмианов такие же как он, они его ученики – он обвиняет и судит себя. Погибла жизнь. Она даётся один раз. Он ложь бы заменил правдой, нашёл бы Бога и справедливость. Он стал думать, что будет с ним. Как обернётся дуэль. Он приходит к выводу: спасение надо искать только в себе самом, а если найдёшь, к чему терять врямя, надо убить себя, вот и всё.

В итоге, он понял, что Надежда, эта порочная и несчастная женщина, от которой он думал все беды его – единственный родной и близкий человек. Он поехал на дуэль. Дуэлянты «кроты», они слепы. В основе НЕ идейный конфликт, а недоразумение! У него нет ненависти к Лаевскому, но стреляет он под чувством ненависти. Лаевский стреляет в воздух. Фон Корн думал его убить, но услышал рядом вопрос «он его убьёт?» и только это помешало ему. Он не идейный преступник, он такой же иллюзионист, как и Лаевский. Но Лаевский – единственный, кому открылась новая правда.

У каждого своя экзистенция.

Прошло 3 месяца. Лаевский себя скрутил. Не пьёт, не играет, живёт с Надеждой, отдаёт долги. Фон Кор не понял почти ничего.

Лаевский: «никто не знает настоящей правды».




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История русской литературы конца XIX – начала ХХ в. | Периодизация русской литературы XIX века.

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 539. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия