Студопедия — Романы Тургенева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Романы Тургенева






Написал шесть романов, много повестей, рассказов, есть комедии, стя в прозе.

Первый роман - "Рудин" - 1855 г, последний - "Новь" - 1876 г. Время до реформы и после, время быстрых ломок. Т.ч. романы отражают драматически напряжённые моменты.

Типология Тургенев-с романа обусловлена двумя моментами: эпоха (матл, сюжеты, кты, харры, к. даёт само время, объективное течение жизни) и личность писателя (в одну эпоху пишет разные романы). Первый критик, к. определил особенности таланта Тургенева, - Добролюбов. Они расходились по соц. устремлениям: Тургенев никогда не принимал идею рев-и, был либералом. Но Добролюбов понимал место Тургенева. Статья "Когда же придёт настоящий " - о романе "Накануне": отметил два качества: чуткость Тургенева к живым струнам общества, умение тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство; живое отне, т.е. лиризм, субъективность, открытое авторское отне к изображаемому, поэтический аспект творчества Тургенева, умение лирически возвышать и комически снижать. Сам Тургенев в 80-м году: "Стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащем типе то, что Шекспир называет "самый образ и времени", и быстро изменяющуюся физиономию русских людей клт слоя". Его интересует идеология, и всё меняется быстро, что определяет тип его романов.

" Рудин " был напечатан в январской и февральской книжке "Современника" в 56 году. Был написан за семь недель, июнь-июль 55 г. Основные линии прз были продуманы, замысел возник ещё в 51 году, иногда его называют повестью, но это роман. Это уже итог, осмысленный в ряде др. прз. Итоговость касается постановки проблемы героя. Этот тип героя Тургенев уже поднимал в несских повестях: из образованного русского дворянства, мечтатель, идеалист, философ, гегельянец, но совершенно не знающий, что делать, оторванный от реали. Напоминает Бельтова своим желанием служить высоким идеалам, но оторван от реальных дел. К 1855 гоуд этот тип героя появился в несских повестях Тургенева и даже пережил эволюцию. До "Рудина":

- "Андрей Колосов" 44 г.

- "Бретёр" 47 г.

- "Гамлет Щегловского уезда" 48 г.

- "Дневник лишнего чка" 48-50 г.

- "Яков Пасынков" февр 55 года.

После "Рудина" - "Фауст" в 57 и "Ася".

Те же герои, к. его интересовали в повестях, но в контексте 50-х годов.

Герои вступают в роман как уже сформировавшиеся личности, он рассматривает отражение этапа русской жизни, и ему важен представитель этого этапа. Т.ч. герои высказывают уже сформировавшиеся взгляды, эволюции почти нет, но в то же время постоянное духовное развитие, к. вызывает у читателя раскрытие главных героев постепенно, обнаруживая то одно, то др. свойство. Но это процесс раскрытия. Способ изображения определяется тем, какое место занимает герой в общественной жизни. Героям, к. Тургенев не симпатизирует, он почти сразу даёт полную харрку, и потом - только новые детали, к. это подчёркивают.

Представлена русская жизнь на двух идеологических полюсах: старая и молодая Р. На одном - русская просвещённое клт дворянство, старая Р, к. вековыми традициями оторвалась от народных потребностей.

Центр старой Р - Дарья Михайловна Ласунская. Она интересуется политикой, клт, приглашает к себе экономиста, вместо к. приедет Рудин. Это внешний центр духовной жизни, но Тургенев акцентирует её эгоизм. В какой бы сфере она ни появлялась, везде на первом плане она. Якобы хорошо говорит по-русски, но делает ошибки, а у Рудина нет слуха на это. Посетители салона - Пандалевский, Пегасов. Лежнев - тоже помещик, когда-то учился в университете вместе с Рудиным, будет его главным судьёй в этом имении, и с его рассказов начинается тема молодой Р, сейчас Лежнев забыл о многом, опустился, но тут вспоминает, каким он был. Главный объект анализа - молодые мечтатели, идеалисты. Кружок Покорского (прототип - Станкевич). Покорский - рмтик, идеалист, но у него была полная гармония чувства и рассудка. Его главная идея - служение людям, самопожертвование ради высоких дел. При описании Покорского совершенно меняется стиль: раньше было комическое снижение, а тут патетика, лиризм, ритм, сладостная лексика русских рмтиков. Это же общество описывает Герцен в "Былом и думах", когда говорит о Станкевиче. Воспитанник этого кружка, идеолог - Рудин, к. приезжает в имение Ласунской вместо барона Муфеля, к. тоже брызжит Гегелем.

Рудин - не идеальный герой, а типичное лицо и сложная натура. Идеолог 30-40-х годов, всё вокруг попадает под его обаяние. Как типичный представитель 30-40-х, он погружён в германский фсфский мир, гегельянец. На протяжение всех лет он остаётся одним и тем же, но раскрывается последовательно. Сначала в исключительно выгодном освещении: нравственная и соц. ценность его проповедей, он владеет музыкой слова, воздействует идеями, импровизатор, т.е. деятель этого круга, прекрасно говорит, но трудно сказать, о чём. Импровизирует как актёр. Тургенев объективно показывает, как воздействовали его слова на окружающих.

Рудин и Пегасов спорят. Драматические диспуты - важный элемент романа Тургенева. Пегасов злился, а Рудин понимал, что перед ним не равный собеседник, и разбивал его по всем пунктам. Пегасов - скептик, а Рудин утверждает идею самопожертвования, бесконечное развитие чка и т.д., поражал своей логикой, широтой знаний и поэтическим языком. В итоге Рудин в первой части одерживает полную победу как новый чк с перспективным мышлением и завоёвывает сердце Натальи. Этот этап заканчивается картиной природы, к. знаменует полную победу Рудина: природа подчёркивает правоту Рудина.

Но далее Тургенев ставит Рудина в ситуации, где налицо др. качество - "разлад слова и дела". Главная проверка - не только фсф, но и общая проверка. Отношение к женщине, поведение в любви: для Тургенева это тема нравственной ценности личности. Обязательный элемент романа - ситуация на рандеву. Противоречивость Рудина, его определённая ущербность появляется и в начале, но только намёки. Тема актёрства. Пробудив сомнения в его идеальности, Тургенев в действии показывает, как он далёк от дела. Внутренняя раздвоенность Рудина становится ощутима. "У него голова как у китайского болванчика: все время перевешивает". Лежнев вспомнил ист, как он поссорился с Рудиным. Прототип Рудина - Бакунин, к. в кружке Станкевича отличался рассудочным, жёстким, эгоистическим складом в понимании роли чка, в нём не было гармонии, как у Станкевича. Отсутствие цельности. Рудин разрушает своим пламенным словом.

Его двойная харрка завершается его поведением с Натальей. Дарья Михайловна запретила Наталье встречаться с ним и велела Рудину уехать. Рудин пригласил Наталью на свидание, и Наталья отправлялась, решив свою судьбу с ним, Рудин ответил сакраментальное для всех лишних людей: "Разумеется, покориться". После этого было его письмо к Наталье, но испытание на сильное чувство он не выдержал. Сам себя очень трезво судит: у него всё полумера. Т.ч. Тургенев, создавая этот образ, ставит проблему преодоления разрыва му словом и делом.

Отне Тургенева к Рудину двойственно: он глубоко судит его, критически осуждает, но не может не выразить к нему сострадание. Письмо - "моя исповедь" - реабилитация Рудина: написано по мотивам восьмой главы ЕО. Присутствие П в этом романе - утверждение нравственных ценностей.

Тайная психология. Тургенев считал, что движение внутренней жизни невозможно верно исследовать, оно не поддаётся точечному анализу. Это выражает природа, а в описании чка можно только указать на внешние проявления чувств и процессов. Т.ч. тайная психология заключается в том, чтобы указать на внешние проявления и описать картину природы.

Своеобразие Тургенева - лироэпический строй прозы. Это реализуется разными способами, но композиционно - метафоры, к. играют большую роль в композиции: через весь роман проходят сквозные мотивы. Благодаря им роман приобретает фсфский аспект. Они организуют матл и выводят разговор о конкретном в универсальный масштаб. Напр, мотив дороги: мотив в форме метафоры. Эта метафора впервые появляется в начале, в седьмой главе: Рудин: "Эта сторона жизни для меня уже исчезла, мне остаётся теперь тащиться по знойной и пыльной дороге... и доеду ли...". Этот образ снова появляется в 12 главе, когда метафоры реализуются: Рудин тащится по знойной дороге в тряской телеге, покидая имение Ласунских. Эпизод воспринимается как обобщающий зримый образ. В первом эпилоге: Лежнев в трактире встречается с Рудиным. Но Лежнев его не судит, ободряет, говорит, что его слова - тоже дело, и его жизнь не прошла даром.

Другой мотив, важный для Тургенева, - дворянское гнездо, дом. Холод и тепло.

Эпилоги в романах Тургенева играют большую роль. Эпилог - завершение краткого, но эпического рассказа. Эпилог в структуре маленького романа - завершение, через него и пространственные, и временные харрки продлеваются. Эпилог выдаёт концентрированную сложную авторскую оценку. Второй эпилог, к. был написан в 60-61 годах, короток, и в нём Тургенев оценивает Рудина с двух сторон. 26 июня 1848 года - последние баррикады в Париже.

 

«Дворянское гнездо» 1858 г.

Повести перед "Дворянским гнездом". "Рудин" завершился, когда наметился кризис в русском общественном развитии. Смерть Н1 вызвала у Тургенева и других надежду, что произойдёт какое-то облегчение, но неудача Крымской войны и экономический обвал. Повести окрашены его пессимистическими раздумьями. Его историософские взгляды тоже были сложными: он не отрицал прогрессивного хода развития общества, и русского, и европейского, как историк он был в одном ряду с историками-прогрессистами, но он - поклонник идеалистической фсф. Понимая, что жизнь - неизбежный процесс, с т.з. судьбы чка в ист он рассматривал ист пессимистически, т.е. чк - заложник ист, и каждое поколение смертно. Совмещаются пессимистические и оптимистические концепции. Повести 50-х годов окрашены пессимизмом, и на первый план выходят фсфские проблемы, к. имеют конкретную тему: соотне долга и потребности личного счастья.

Говорил. что находится на перепутье: с одной стороны, жажда счастья, а с др., роковая любовь к Полине Виардо.

"Фауст" написан на переломе, на повороте жизни. Судьба диктовала драматическую коллизию. Повести Тургенева каждого цикла - это лаборатория перед романом, они готовят следующий роман. Поиски нового типа героя, тип письма, и "Дворянское гнездо" - выход из пессимизма.

"Поездка в Полесье" и "Фауст". В обеих повестях фсфские проблемы решаются на матле описания и соотня природы и любви - эти силы неразрывны в сознании Тургенева.

"Поездка в Полесье". Первая часть - прогулка по лесу, чк чувствует себя песчинкой в бору, и бор бывает даже мрачнее моря в непогоду, чк ощущает себя существом одного дня, он должен слиться с природой, иначе он погибнет. Второй день - ещё более гнетущие мысли о судьбе чка. Всё время доминирует мысль: истинная гармония, полнота - только в природе. Вне природы чк гибнет. Чк и мир, место чка в мире, дилемма: чк может быть частью этого мира, но, осознав себя личностью, он неизбежно заявляет своё я, в этом его расцвет, но он должен отпасть от мира.

"Фауст". Любовный сюжет. Написана в форме писем своему другу, герой рассказывает о том, как через 9 лет вернулся в имение, где когда-то был влюблён в девушку. Он описывает колорит дворянского дома, на к. лежит печать вечной родовой жизни, и среди всего выделяется портрет женщины, к. похожа на Манон Леско. Чк из эпохи мечтателей возвращается в родной дом, погружается в тихую жизнь. В следующем письме - встретился с Верой Николаевной, к. когда-то любил, и она удивительно похожа на женщину на портрете. Он рассказывает о её необычности, снова чувствует себя влюблённым, рассказывает о её родне. Они читают "Фауста". Счастье нужно принести в жертву долга. Пейзаж тоже играет роль. Пейзажи оч. органичны. Любовь - роковое, но прекрасное чувство.

«Дворянское гнездо» было задумано почти сразу после окончания "Рудина". Летом 1858 года Тургенев приехал в Спасское.

На чтении романа присутствовали писатели, к. уже имели имя. Решили, что Тургенев написал прекрасный роман, хотя обычно вокруг Тургенева разгорались споры. Роман встретил единодушное восторженное участие. Представители разных общественных партий не разошлись в оценке, было то, что отвечало интересам и либералов, и демократов. Роман имел колоссальный успех в обществе. Сравнивали с "Мёртвыми душами" и "Гнв", сам Тургенев говорил, что это самый успешный его роман.

Тургенев продолжает разрабатывать проблему героя времени, к. была поставлена в "Рудине". Вслед за фсфкой эпохой, когда герой - мыслитель, представитель интеллигенции, пришла эпоха аналитическая, размышления над реальными проблемами. Лежнев о Рудине: "Несчастье Рудина в том, что он России не знает. Россия без каждого из нас обойтись может, а мы без неё обойтись не можем. Вне народности ни художественности, ни истины, ни жизни - ничего нет", - актуально и для второго романа. Лежнев во многом выражал т.з. Тургенева. Во втором романе герой ценится и изображается в зависимости от того, насколько он выражает сиюминутные проблемы, отне интеллигенции с народом. Писарев, к. восторженно принял первые три романа Тургенева, сказал, что на личности Лаврецкого лежит явственно обозначенная печать народности. Проблема народности была актуальной, но наполнение понятия было разным у либералов и демократов. У каждого была своя мерка, и в тексте Тургенева они находили отклик на эту мерку. Для демократов - прямая защита интересов крепостного народа, порциальность, к. потом стала партийностью. Для либералов понятие народности было связано, прежде всего, с проблемой нац. единства, народ - важная сила и хранитель ценностей, но дворянство не отодвигалось от него, а должно было играть позитивную роль в обществе, народность - национальное. Понятие народности имело острый общественный смысл.

Герои в романе поставлены в связь со страдающим народом, ист каждого героя связана с ист поколения. Тургенев не принимал идей рев-и, но показал постоянное влияние, к. оказывает народ на интеллигенцию, народ - хранитель нац. нравственных, этических, религиозных ценностей. Лаврецкий - сын крестьянки и помещика. Перед "Дворянским гнездом" была написана "Ася". В портрете, поведении Тургенев показывает связь с народной этикой. Главные черты Лаврецкого - внешне народный богатырь. "Прадед мой мужиков за рёбра вешал, а дед мой был мужик". Рудин - рмт герой. Лаврецкий не походил на жертву рока. "От его лица веяло степным здоровьем". Лаврецкий - первый сильный представитель нового типа героя. Добролюбов: у Тургенева было чутьё к нарождающемуся важному для общества, он - провозвестник новых типов героев и ктов. В образе Лаврецкого - тип героя, у к. кровная связь с почвой и возможность образованной личности, эти две стороны оч. отличают Лаврецкого от Рудина. Таким был ЛНТ, с к. Тургенев был близок в эти годы. Но на нём лежит печать рока, переходность харра. Он - антитеза Рудину. Он во всём должен доходить до конца (Рудин всё время на переходах, неоконченный), он размышляет и спорит о проблемах, к. связаны с судьбой России.

Идеологический кт в романе - столкновения космополитической идеологии, как это называл и сам Тургенев, и идея народности и патриотизма. Первое - Варвара Павловна и Паншин, второе - Лаврецкий, Лиза. За Лаврецким и Лизой стоит тема России. Эпическая полнота романа определяется содержанием темы народа. Этот роман исследователи называют самым эпическим. Тургенев считал, что предмет изображения в романе - важный общественный переход, к. формирует новую идеологию и новых людей. Все его романы - небольшие, но Тургенев достигает эпической полноты. Сам Тургенев понимал афористичность, концентрированность своего романа. Называл свои романы этюдами, рядом эскизов. Эпическое полотно и драматический центр - композиция каждого его романа. Эпичность достигается тем, что огромную роль в структуре романов играет биография. Всюду много биографий, они оч. значительны. Биографический принцип был универсальным для Герцена, у Тургенева - обязательно романическая ситуация, но биографии обязательны. Они ведут вглубь ист: сегодняшние события надо объяснить. Картины дворянской России. Биографии дают историческое и соц. пространство: истории дворянских и крепостных. Манеру письма Герцена и Тургенева сближает диалектика и историзм в создании образа, когда сам принцип построения биографии нацелен на рассказ о целой стране через судьбу чка. Отец Лаврецкого, Иван Петрович, не декабрист, но через его судьбу можно рассказать о них: у него были широкие планы, его знакомые попали туда, он удалился в деревню, появился надлом. Типологически такие люди неоднократно встречаются у Герцена.

Большую роль играют пейзажи: это символ жизни и родины. Картины средней полосы России, незатейливые, неяркие, но эта картина рождала у Лаврецкого "мысли скорбные и сладкие одновременно". Все пейзажи строятся на процессе или антиномию как способ психологического анализа. Природа как воплощение поэзии русской жизни. Пейзаж приобретает ключевое значение для создания харра.

Герои чётко разделяются по степени их близости к народу. Варвара Павловна и Паншин не лишены достоинств, но у них нет патриотизма. Они - контраст к Лизе и Лаврецкому. Их изображение и харрка исчерпывающие, гоголь-с традиция - много вещественных деталей. До появления Варвары Павловны в доме Паншин никак не мог сыграть с Лизой в четыре руки, а с В.П. у него всё гармонично. Тётка Лизы Матрёна Тимофеевна - носитель родового начала, доброжелательности, тишины.

Прямое идейное столкновение, испытание на слово. Рудин это выдержал. У Лаврецкого и Паншина - разговор о том, что значит Россия в ряду др. европейских госв. Тургенев подчёркивает эгоизм Паншина: "с чего бы ни начинался разговор, он обыкновенно кончал тем, что говорил о самом себе. В душе же был хитёр, и умный карий глазок всё караулил, всё высматривал". Спор - в июне 42 года - столкновения западников и славянофилов. Тургенев был младше, но всегда был западником. В споре между героями Тургенев разделяет симпатии славянофилов: он не делает Лаврецкого славянофилов, но то, что он защищает - то, что утверждали западники. Важно, что после нападок Паншина Тургенев прерывает их спор и вводит пейзаж ночного летнего сада, и появление природы символично: сама картина природы опровергает все наветы Паншина и готовит победную речь Лаврецкого, пейзаж - на острие спора. Лаврецкий разбил Паншина на всех пунктах, требовал признания народной правды и смирения перед ней. Вернулся "пахать землю".

Общественный соц. план кта и романа, но этим он не ограничивается, это не ист роман, а фсфский, к. связан с темой любви. В повестях он подготовил это: проблема долга и счастья. Проблема долга конкретизируется и имеет соц. смысл: долг - это дело, умение приобщиться к нац. судьбе, воссоединиться с родиной. Аргументы Лаврецкого в споре об этом свидетельствуют. Путь долга приводит и его, и Лизу к самоотречению. Неразрешимая дилемма: счастье и долг. Драматизм дилеммы в том, что Тургенев показывает значение для чка личного счастья и такую же большую требовательность, чтобы чк исполнял свой долг. Тургенев поэтизирует и то, и другое требование, и в невозможности это гармонизировать - драматизм современного сщения чка. Носитель идеи долга - Лиза. Дал ист её воспитания, её нравственные убеждения. Она оч. религиозна, но Тургенев выделяет её нравственность и цельность как проявление народного харра. Т.е. то, чему она учит Лаврецкого, - традиционные бытующий в патриархальной среде представления о верности, соблюдении долга, невозможности построить счастье на несчастье других. Она заставляет Лаврецкого примириться с женой ради ребёнка. Религия для неё - источник готовых нравственных ответов на самые глубокие противоречия, вера переплетена с чувством долга, ответственности, этической требовательностью. Тургенев рассказывает ист крестьянки, к. была воспитательницей Лизы: когда-то её любил Лизин отец, она себя осудила за это и с детства приучала Лизу к идее долга. Образ Лизы рифмуется с образом Маланьи, матери Лаврецкого. Тихая и кроткая душа, тема долга соотносится с темой страдающего народа. Слово тихий - и в пейзажах, и в характерах.

Но для Лизы и Лаврецкого важно и счастье. В связи с мотивом любви важна музыка. Лем напоминает Бетховена: рмтик, оч. вдохновенный и талантливый. До момента объяснения Лизы и Лаврецкого у него не получалась музыка, он был всё время недоволен.

Эпилог - полная невозможность счастья. Эпилог - художественно сформулированная теория тайной психологии. Эпилог в двух частях: приезд Лаврецкого в дом и его встреча с Лизой в монастыре. Указания на очертания, никакого анализа.

Исследователи называют этот роман пушкинским, эпическим и элегическим. Пронизан образами и мотивами П: для поколения Тургенева и Гончарова "П - наше всё". Связь с ЕО. Соотне образа Лизы и Татьяны. В то время, когда лтр переживала увлечение Жорж Санд, Тургенев шёл по П-с линии: вера в незыблемость традиционных моральных основ, к. выражают Татьяна Ларина и Лиза. Мир повествователя создаёт представления о норме и идеале. Связь с "Дубровским": проблема героя: герой из среды провинциального дворянства: образованный, духовно развитый, но не утративший связи с почвой. "Вы меня не узнаёте. Я Лаврецкий". Также похожи объяснения в любви. Возвращение Варвары Павловны положило предел надеждам, - похожи реплики Лизы и Маши. Пейзажи имений похожи по стилистике, по колориту. Т.о., включая П-с образы, мотивы, стилистику, принципы изображения, Тургенев сделал роман элегически-исповедальным.

 

 

Елена Георгиевна Новикова

 

«Накануне» 1859 г.

Время начала реформ, был целый пакет реформ.

В начале написано, что события происходят в 1853 году. 53-55 годы - это Крымская война, к. началась как война м/у Россией и Турцией за господство на Чёрном море, к этой войне на стороне Турции присоединились Фр и Англ, и Россия проиграла войну. Но в этот момент Болгария была под турецким игом, и войну м/у Россией и Турцией Болгария воспринимает как потенциально освободительную для неё. По политическому смыслу этой войне посвящён роман "Накануне": когда он вышел, современники были шокированы тем, что гг - болгарин, а не русский. Роман вызвал полемику. Главный герой сосредоточен только на освобождении своей страны от турецкого ига. Т.ч. Тургенев по-своему размышляет об эпохе конца 50-х - начала 60-х годов. Русская проблема романа - проблема героя, активной личности, к. способна взять на себя дело. Есть ли в России такие личности? Тургенев ищет героя в России.

Система персонажей. Роман начинается с Берсенева, молодого и талантливого учёного, и Шубина, молодого и талантливого скульптора. Они - цвет русской молодёжи. Курнаковский - чиновник, причём честный. Но роман во многом строится вокруг Елены Стаховой, к. появляется в контексте начинающейся эмансипации русской женщины, это один из первых образов внутренне свободной русской женщины, к. реализует эту свободу и духовно, и реально. В 59 году вышла "Гроза" Островского. Самый художественно проработанный образ в романе. Тема, связанная с ней, - сначала тоска и растерянность, чему посвятить свою жизнь: она хочет любить, но не видит, кого можно здесь любить, пока не знакомится с Инсаровым. У Тургенева часто женщина выбирает истину.

Инсаров нарисован достаточно ограниченным чком. Рядом с учёным Берсеневым, с артистическим Шубиным Инсаров кажется простым и ограниченным. Но это сосредоточенность на одном. Политическая ист перерастает в любовную. Любовь русской девушки не вписывалась в жизненную программу Инсарова, но Елена оказалась той женщиной, к. может стоять рядом с таким деятелем: сразу же посвятила всю себя его предназначению. В письме Елена, обращаясь к Инсарову, всё время говорит "мы с тобой" - перестала отделять себя от его судьбы и истории жизни, полностью отдалась его судьбе. Она тайно вышла за него замуж, и это яркое проявление эмансипации. В критике по роману был ряд статей, где её за это оч. осуждали.

Фсф. Тургенев по образованию был фсфом. Изначально Тургенев шёл в лтр, чтобы художественными средствами ставить фсфские вопросы. Современники были поражены тем, что гг стал болгарин, а одной из причин этого была ист реального болгарина Катранова, к. стал прототипом Инсарова: он учился в Мск на ист-филол фте, женился на русской девушке Ларисе, к. сопровождала его в Болгарию, Катранов, полностью сосредоточенный на Болгарии, неожиданно заболел и умер, так и не реализовав свою мечту. Так в роман входит фсфская концепция, с к. начинается роман. Важная тема первого разговора Берсенева и Шубина - ничтожность чка перед законами природы, судьбы. Парадокс: в политический проблематике романа - проблема активного героя, сильной личности, а на фсфком уровне - проблема слабости любого чка перед лицом природы, судьбы и т.д. В момент расцвета любви Инсарова и Елены у обоих неожиданно начинает появляться мотив: за что нам такое счастье? мы можем быть за это наказаны. Тема наказания за счастье. У Тургенева были сложные отня с верой: он хотел верить, но не мог, и завидовал людям, к. вера дана, но, несмотря на сложное отне к вере, он как чк русской клт, пронизанной христианскими смыслами, выходит к истинно христианским ценностям, здесь - смирение. Инсаров неожиданно тяжело заболевает, нескко дней находится на грани жизни и смерти, за ним ухаживает Берсенев, Инсаров выздоравливает, но с этого момента он неизлечимо болен туберкулёзом.

В последней части романа Елена и Инсаров стремятся в Блогарию. Две главы пребывания Елены и Инсарова в Венеции. Умирающий Инсаров на фоне живой весенней Венеции, гондольер думает о них: "Бедняжки". Посещение оперы - "Травиата", ария Виолетты о том, как страшно умирать молодой. Есть мнение, что Тургенев первым в русской лтр стал развёрнуто изображать смерть. Елене снится, что она встречается со своей давно умершей подругой детства, к. на фоне снега куда-то едет, гадание Елены - смотрит в окно на морскую гладь, видит чайку, загадывает: если полетит дальше, то он выживет, - чайка падает в воду. Когда Елена просыпается, Инсаров умирает. Чк, к. должен был перевезти его в Болгарию, Елена решает вместе с телом Инсарова отправиться в Болгарию.

Название - накануне реформ, исполнения мечты и т.д.

 

Роман "Накануне" вызвал полемику. Обсуждалась эмансипация, гг - болгарин, а не русский, и т.д., но главное - статья Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?". Статья должна была быть опубликована в "Современнике". Этот эл с 1847 году возглавлялся Некрасовым и Панаевым, это был жл всей передовой русской интеллигенции. В этом жле формируется новое поколение мыслителей эпохи подготовки реформ, самые яркие из них - Чернышевский и Добролюбов. В "Современнике" в 50-е годы оформляется два типа доминирующей в это время русской клт - дворянская (Тургенев, Гончаров) и демократическая (Чернышевский, Добролюбов). В жле Добролюбов задумал опубликовать статью, Тургенев ознакомился со статьёй до публикации и написал Некрасову: "Или я, или Добролюбов", т.е., если эта статья будет опубликована, он порвёт с "Современником" - а он в это время один из ведущих русских писателей. Суть статьи в том, что Добролюбов как чк демократической клт сосредоточился только на политическом смысле романа и заострил его: "Смысл названия - Россия накануне рев-и", - такого смысла Тургенев не вкладывал. С т.з. Добролюбова, гг - не Инсаров (зачем нам этот болгарин?), а Елена, к. жаждет подвига во имя родины, и в Р есть "внутренние турки". Тургенев жёстко не принял этой рецензии, а Некрасов как редактор "Современника", исходя из интересов жла, опубликовал статью, и Тургенев выполнил вышел из редакции жла, порвал с традицией верности Белинскому, натуральной школы и т.д., и после этого Некрасова с Тургеневым примирит только смерть.

Этой историей начинался роман «Отцы и дети» 1861 г.

События в романе - 59 г. В этом романе Тургенев сосредоточился на проблеме двух клт в России: старая традиц. дворянская и новая формирующаяся демократическая и люди этих двух клт на фоне реформ. Во внешности Базарова современники легко узнавали Добролюбова - фиксация Тургеневым собственного жизненного опыта. Из кта с Добролюбовым вырос новый роман, но Базаров в романе не изображён как враг.

Название. Роман посвящён двум клт, и считается, что Тургенев своим романом впервые в русской клт поставил проблему отцов и детей. До Тургенева семья изображалась, но он впервые сказал, что отня м/у отцами и детьми - это не только любовь и преданность, но отня м/у поколениями всегда потенциально конфликтны, особенно в переходные эпохи. Кт неизбежен, т.ч., изображая в романе эпоху реформ и две клт, Тургенев всю ситуацию интерпретирует через ситуацию двух околений. Воплощение всего комплекса проблем - семья Базаровых. Они все любят друг друга, но совершенно не понимают, и это непреодолимо. Конец: нарушен закон природы: дети не должны умирать раньше родителей, - но фсфски это выражение кризисной эпохи, когда нарушается естественный ход жизни.

Роман посвящён Белинскому как лидеру "Современника", лидеру натуральной школы, и Тургенев демонстрирует свою преданность. Новая демократическая клт формировалась в сороковые годы и развернулась в 50-60, Белинский был одним из первых её представителей. Тургенев занимает взвешенную позицию: и отцы, и дети.

Базаров. Тургенев осмысляет чка новой демократич клт на нескких уровнях: политический, внутренний мир (ист любви), фсфский уровень. Тургенев сосредоточен на новой фсф Базарова. "Раньше в Р были гегелисты, теперь - нигилисты", Тургенев придумал это слово. Всё подвергается сомнению, в начале романа Базаров отрицает всё - но, в сущности, в его нигилизме есть ряд принципиальных утверждений. Тургенев как фсф по образованию показывает, что нигилизм Базарова - это материализм. Демократическая клт впервые принесла материалистические идеи. Базаров - принципиальный материалист, и он верит материальному факту. "Прочитай анатомию глаза: какой там может быть загадочный взгляд?". Атеизм. С т.з. Тургенева, то, что в Р наряду с идеализмом и религиозностью появились материалистические и атеистические взгляды, - полезно: расширяет клт и фсф, и демократическая клт - следующий шаг в развитии клт. Но, с др. стороны, Тургенев всем ходом романа показывает, что позиция Базарова внутренне противоречива: Базаров верит в факт и отрицает любую идею как сферу духа, но нигилизм - это тоже идея, и он тоже верит, хотя и в факт. Новая демократич. клт обогащает русскую клт, но нигилизм несёт внутреннее противоречие в себе. На этом построено развитие образа Базарова, вокруг к. организован роман.

Этот роман завершает собой первые четыре романа Тургенева, написанные до начала 60-х годов, и все эти четыре романа организованы по одному принципу, в центре их - один главный герой, и вся художественная структура романов в конечном счёте строится вокруг и во имя главного героя. В первых четырёх романах центральный герой проходит опр. этапы развития, испытания. Ситуации:

- идеологический спор, ситуация, в к. проявляется интеллект героя.

- реальное дело. В каждом из романов герой заявляет проблему реального дела, но часто не доходит до дела.

- любовь

- смерть: погибает (Рудин, Инсаров), или "сходит с земного поприща" (Лаврецкий).

Базаров - чк новой клт, но постоянно сравнивается с людьми старой клт, в ситуациях спора, дела и любви оказываются и дворянские герои. Тургенев сравнивает, как др. пжи проживают это.

Роман начинается с приезда Аркадия и Базарова в родовое поместье, где их встречают отец и дядя Аркадия. Принципиален эффект приезда, т.к. Базаров - чк новой демократической клт, изначально он рисуется не в контексте столицы, города, а в контексте русской провинции, извечного в то время для Р дворянского гнезда. "Рудин" организован так же. Базаров сразу обозначен как чк др. клт. Тургенев отчасти воспроизводит в нём внешность Добролюбова, и сначала - подчёркнутый контраст со старшими Кирсановыми. Это этап проявления интеллекта героя. В этих спорах Базаров проявляет свои фсфские взгляды: нигилист, материалист, атеист, внутренние противоречия в его теории. Позитивизм - напре в материализме, когда верят только в реальный позитивный факт. Позитивизм отрицает теории, но сам является теорией. Бахтин, изучая Дост, ввёл понятие героя-идеолога, но после него было осознано, что в руслит есть целый ряд героев-идеологов: это герой опр. идеи, и чк не только обладает идеей, но и полностью подчиняет свою жизнь своей теории - специфич. особ-ть рус. клт. Базаров в начале романа полностью отождествляет себя со своей теорией, нигилизм и его личность - неразделимые понятия.

След. этап развития - любовь. Отрицая любые идеи, Базаров отрицал и любовь в полноте этого чувства. В мире Тургенева герой-идеолог впервые начинает испытывать сомнения в своей теории и в своей целостности, когда встречается с любовью, у Тургенева любовь - оч. сильное чувство. Система разных историй любви, они сравниваются. На интеллектуальном этапе Базаров побеждал - силой своей личности. История любви Павла Петровича: он посвятил любви всю свою жизнь, а после любви он не живёт, а доживает. Николай Петрович и Фенечка - естественная любовь. Аркадий и Катя: первая молодая любовь. Базаров впервые встретился с женщиной, к. оказалась равна ему по силе личности. Все героини Тургенева в общем делятся на два типа: женщины духа и женщины тела. Одинцова - исключение из этого: она равна Базарову потому, что в ней гармонично сочетается внешняя красота и сила духа. Базаров, отрицавший любовь, сферу чувства, "с негодованием обнаружил романтика в самом себе". Это уже начало разрушения его теории. Тургенев проводит его через любовь, потому что ему было изначально понятно, что материализм не учитывает сферу чувств, душу. С т.з. Тургненева, этого не учитывают современные ему демократы, при всём его уважении к ним.

Вопрос о деле. Хронотоп романа образован двойным кольцом: в первой половине Базаров посещает поместье Кирсановых, Одинцовой, своё, во второй части - по тому же кругу. Он проповедует дела, но реального дела у него в романе нет. Он проповедует существенное политическое изменение Р. Базаров не показан как политический деятель. Это и позиция самого Тургенева, для к. было важнее показать новый тип личности, фсф, политика менее важна: конкретные политические вопросы мельчили бы фигуру Базарова. Внутренняя противоречивость позиции Базарова: он теоретик факта. Единственное дело, в к. он показан, - медицина. Есть мотив препарирования. С этим делом Базарова связывается смерть. Базаров препарирует не только лягушек, но и умершего крестьянина, случайный порез.

Считается, что Тургенев первым в русской лтр стал развёрнуто показывать процесс умирания. Базаров умирает нескко глав, и они становятся страшной точкой в развитии его нигилизма. Тело Базарова, к. для него как нигилиста было бесспорным фактом, уже начинает разрушаться, и единственное, что его держит, - сила личности, дух. Базаров в этих главах - уже не нигилист, а целостная яркая личность. "Дуньте на угасающую лампаду, и пусть она погаснет". Фактически он возвращается в церковь.

В финале романа - сцена на сельском кладбище - нарушенный ход естественной жизни. Такова судьба отцов и детей в переломные и кризисные эпохи.

Тургенев остро воспринимал себя как чка дворянской клт, свою ист - как ист чка, принадлежащего к старшему поколению. С дворянской клт связана идея вечной России и вечной естественной жизни. Т.ч. в начале романа Базаров - чк, вторгшийся в вечное пространство дворянского гнезда. Жизни основных героев обрамляются естественной жизнью: Николай Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя. Финал был предсказан в одном из эпизодов романа, к. некоторые считают ключевым, - дуэль Базарова с Павлом Петровичем. Дуэль почти на пустом месте: Павел Петрович увидел, как Базаров шутя поцеловал Фенечку. Дуэль - явление дворянской клт. Павел Петрович - идеолог дворянской клт в романе. Базаров оч. иронично проходит через дуэль, но проходит, фактическое и духовное преимущество оказывается за Базаровым.

Роман о кте поколений, к. оказались разделены переходной кризисной эпохой. Считается, что Тургенев первым в русской клт поставил проблему отцов и детей в том смысле, что дети и родители могут любить друг друга, но не понимать, если их разделяет кризисная эпоха.

 

Первые четыре романа Тургенева написаны во 2/2 50-х годов. Последние два романа существенно отличаются от них. Хронологически: "Дым" 1867 г., "Новь" 1876 г. - первые четыре романа написаны за пять лет, а затем каждый роман пишется по десять лет. Др. худож. структура, др. идейные особти. Шестидесятые годы 19 века - особое десятилетие в развитии России и русской клт. Россия была земледельческой, держалась на крепостном праве и шла к его отмене. Когда в России готовились реформы, все исходили из того, что, как только реформы пройдут, в России настанет золотой век. Первые десять лет - совершенно неожиданно для всей русской клт Россия оказалась в кризисе, т.к. старая система разрушена, но новая только становилась. 60-е годы - экономический, политический, клт кризис. Тургенев в первых четырёх романах проявил чуткость к русской жизни, хорошо её понимал и чувствовал, в 60-е годы он утратил ощущение России, и кризисное мироощущение проявилось в романе "Дым", к. вышел в 67 году.

Название. Со слов Литвинова, к. формулирует Тургеневскую позицию: вся Россия - пар и дым, всё фантастично, нереально, непонятно.

Это первый и единственный роман Тургенева, где события происходят за границей: настолько Тургенев был неуверен в своём ощущении России. В это время он сам уже стабильно жил за границей рядом с Полиной Виардо. Баден-Баден - город азартных игр. Там встречаются разные типы русских. Русские люди и идеи за границей - на этом построен сюжет романа. Особенность предыдущих романов - тип главного героя, к. организовывал собой весь роман. В "Дыме" этот принцип тоже распадается: нет одного центрального героя, к. воплощал бы в себе всю Россию, всё распалось на нескко героев. Роман фактически распался на два слабо связанных между собой сюжета: сугубо политический (роман оч. политизирован, актуальные политические проблемы времени, споры) и любовь. В предыдущих романах политическая и любовная часть были связаны между собой через главного героя, а тут один из главных героев - Литвинов - связан только с ист. любви, к политике он не имеет отня. Это надо сказать в вопросе о типологии тургеневского романа.

Политическая линия. Когда роман вышел в свет, он шокировал Россию, т.к. оч. жёстко проявились личные политические пристрастия Тургенева. Это яркая противоположность "Дворянского гнезда". Тургенев был западником. В "Дворянском гнезде" главный герой - славянофил. В 50-е годы ему хватало мудрости, чтобы сделать главным положительным героем славянофила. "Дым" - крайнее проявление Тургеневского западничества. Герой-идеолог этого романа - второстепенный по сюжет пж Потугин, и его развёрнутые монологи современники называли политическими статьями Тургенева. Суть монологов - крайне западническая: Россия не дала миру абсолютно ничего, и она должна только учиться у Запада. Обозначив так свою позицию, Тургенев на этом фоне вводит изображение двух крайних политических сил в России - две группы людей, к. встречаются в Баден-Бадене. Одна группа - русские революционеры, к. нарисованы крайне сатирически, главный их - Губарёв - самая яркая политическая эмиграция - Герцен и Огарёв. Губарёв - чк оч. ограниченного ума. Вторая группа - русские генералы - представители высшего света - противники реформ, к. нарисованы столь же сатирически. Тургенев подчёркивает, что эти противоположные политические позиции - это дым, абсурд.

 

 

«Дым»

Кризисный роман, что определило специфику политической позиции Тургенева в нём. И крайне левые, и крайне правые, революционеры и аристократы крайне отрицательно, сатирически изображены. Особенность по отню к др. романам - мощное сатирическое начало. Сам тон романа изменился, стал отчасти агрессивным. Ни крайне левые, ни крайне правые не правы в ситуации происходящих в России реформ. Тургенев выступает как крайний западник, и только раз в романе прозвучала позитивная нота, связанная с его представлениями о развитии России. Когда Потугин прощается с Литвиновым, он говорит, что надеется, что тот будет служить единственному, чему стоит служить в России, - развитию цивилизации. Это уточняет западническую программу в романе "Дым". Россия должна стать цивилизованной страной, поэтому она должна всему учиться у цивилизованного запада.

Вторая сюжетная составляющая - ист. любви. С одной стороны, по сравнению с предыдущими Тургеневскими романами сюжетная структура романа распалась: раньше всё организовывал один главный герой, а здесь идейным лидером стал Потугин, а история любви связана с Литвиновым. Роман начинается Литвиновым и им заканчивается, и в обычном понимании это главный герой романа. Но его принципиальное отличие от всех предыдущих гг Тургенева: он абсолютно индифферентен к политике. В его восприятии Тургенев даёт политические силы, он - наблюдатель, который молчит и воспринимает чаще с антипатией, "дым". С одной стороны, две линии распались, но общая атмосфера - растерянность. Это определяет и любовную ист.

В начале романа Литвинов - чк с совершенно гармоничным мироощущением, доминирует чувство самоуважения, спокойствие, достоинство. Жизнь, к. у него за плечами, спокойна, гармонична, достойна. Нота равновесия Литвинова в начале романа - единственная точка спокойствия и равновесия, а потом начинается роковая любовь. Ирина Осинина, Ратмирова. Уравновешенный Литвинов перестаёт владеть собой, оказывается захвачен потоком страсти, в к. теряет себя. Всё, что происходит в России, - дым, чад, и ист любви такая же. Он теряет самоуважение, делает то, чего не хочет. Роман - обратная сторона медали по отню к "Дворянскому гнезду": славянофильство и западничество; выбор между двумя женщинами. Такая же схема здесь: Татьяна и Ирина. Татьяна - тоже глубоко духовная, порядочная, честная русская девушка, живущая духом и совестью. Ирина - женщина, живущая любовью, во имя любви. Ирина играет активную роль в ист. любви. Если в "Дворянском гнезде" все симпатии и автора, и героя на стороне Лизы, то здесь доминирует Ирина с необычной красотой и природным аристократизмом. Она принадлежит к высшему свету, к. безнравственен. С Ириной связаны тёмные истории, за к. просматриваются реалии русского императорского двора. Потугин в романе появляется как чк, глубоко влюблённый в Ирину и воспитывающий непонятно чью-то дочь. С Ириной входит тема безнравственности, и этот дым захватывает героя романа.

Эпилог. В России. Революционеры (хотя непонятно, как они там вдруг оказались) выглядят в России оч. глупо, нелепо. Таня прощает Литвинова, и это вторая точка гармонии и свободы.

Современники сложно реагировали на роман. Многие были с западнической позицией, а с др. стороны, обвиняли в надуманности финала. До сих пор считают, что финал достаточно искуственен, не отвечает харру всего романа. Позитивные начала появляются не в Баден-Бадене, а в России.

 

«Новь» 1876 г.

Тургенев оч. гордился названием. До публикации никому не говорил: боялся, что украдут. Эпиграф из мазеток агронома. "Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, а глубоко забирающим плугом". Невозделанная земля, но Тургенев подразумевает новую Россию. На вопросы, к. были в "Дыме", Тургенев даёт ответы тут. Роман так же политизирован, сосредоточен на политич. проблемах, прямо изображаются полит. силы, к. были в "Дыме" и больше не было нигде. Тургенев видеть в России положительные силы, роман подчёркнуто политический и посвящён новому политич. явлению - народничеству. Но Тургенев опять изображает их со своей т.з. Особенность романа - это самый объёмный роман Тургенева. Роман сост. из двух частей. Если предыдущие романы, сравнительно небольшие, были насыщены и политич, и фсфским, этич. содержанием, то этот роман фактически только политический. Роман большой, т.к., пройдя через шестидесятые годы, кризис, Тургенев в семидесятые верит, что вновь обрил Россию. В романе много эпизодических лиц. Герои знакомятся с разными людьми: "Мы были у Фимушки и Фомушки - это 18 век, а теперь к купцу Галушкину - это двадцатый век", - попытка создать широкую панораму России.

Он изображает народников. С внутренней гордостью юз в этом романе слово "нигилисты", к. уже стало частью клт. В центре романа - кружок народников. Они - надежда России, с одной стороны, а с др., насколько эффективны их усилия? Обаяние их веры, дела, а с др. стороны, бессмысленность усилий.

Нет одного гг, к. мог бы воплотить в себе всю Россию. Роман начинается Машуриной и ею же заканчивается. Один из главных героев - Нежданов. Оч. тургеневский герой: принадлежит к народникам, но, с одной стороны, это безусловно талантливый чк, представитель талантливой молодёжи, и все порядочные люди в России в этот момент становятся народниками. Нежданов - воплощение "нови" России. Но, с др. стороны, он не верит в дело, к. он служит. Народничество - мощное движение конца 60-70-х годов, в нём были разные составляющие. После реформы русская интеллигенция сосредоточилась на народе, к. получил политич. свободу и должен стать цивилизованным. В крайнем выражении - организация крестьяской революции. Кружок Нежданова во многом разделяет крайние взгляды, молодые люди, в конечном счёте, стремятся поднять народ на бунт. Нежданов занимается этим и не верит, что получится. Тургенев ставит вопрос о том, нужно ли воспитывать народ. Маркелов искренне верит, что народ можно поднять на бунт, и сами мужики его арестовывают. Рядом с Неждановым во второй половине романа незаметно появляется второй гг - Соломин, с к. связано всё будущее. История любви достаточно редуцирована. Нежданова и Марианну объединяет не столько любовь, сколько народнические взгляды. Нежданов в финале - трагический образ.

В этом романе вновь появляется Добролюбов. Марианна и Нежданов говорят о его поэзии, и в сноске Тургенев приводит сте Добролюбова. Судьба Нежданова трагична. Самоубийство - достаточно редкое явление у Тургенева.

Попытки этих молодых людей воспитывать народ Тургенев изображает и с уважением, с сочувствием, и оч. ярко показывал, как это неэффективно. В образе Соломина Тургенев предлагает другую стратегию цивилизации России. Или сделать её цивилизованной искусственно, рассказывать мужикам то, чего они не понимают. Соломин по происхождению - духовного звания, управляющий на фабрике, чтобы стать хорошим управляющим, два года учился в Англ, он - замечательный профессионал, он не ходит и никого не воспитывает, а трудится вместе с народом, он сам из демократических низов, сам получил образование и сам стал профессионалом. Поэтому он с глубоким уважением наблюдает за деяттью молодых людей, но считает, что Россию надо менять иначе, не словом, а делом. Беда русской интеллигенции и народничества, по Тургеневу, в том, что это люди, к. пытаются менять другого только словом, а надо делом, надо трудиться. В этом смысл образа Соломина. Россию изменят не героические личности, а многие и многие безымянные труженики вроде Соломина.

Также опять изображена русская аристократия, сатирически. Этот роман - политический, Тургенев пытался принять участие в политических дискуссиях России 70-х годов. Вечный вопрос о том, как развиваться России.

С.Н. Булгаков: в России есть герои и подвижники. Герои - люди, способные на один героический поступок. Подвижники - люди постоянного чернового труда. По его мысли, России нужны не герои, а подвижники.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1520. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия