Студопедия — Иван Александрович Гончаров
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Иван Александрович Гончаров






1812 - 1891

Родился в Симбирске на Волге в семье, в к. сочетались и дворянские, и купеческие корни, состоятельная семья, поместное провинциальное дворянское детство. Получил образование в пансионе и в Мск универе на словесное отделение. Но вся жизнь связана с Пб. Был чиновником в Пб, был в цензурном комитете, был в кругосветном путешествии в качестве секретаря генерала Путятина, у него не было семьи. Будучи чиновником и достаточно закрытым и одиноким чком. Единственным смыслом его жизни была лтр. Начал писать ещё в университете, но предельно значимым для него стал Пб 40-х годов, знакомство с Белинским, вошёл в круг натуральной школы. Натуральная школа, как она была с её эстетикой, почти полностью сформировала Гончарова. Многие писатели прошли через неё, многие её переросли. Все замыслы Гончарова корнями уходят в натуральную школу. При глубокой преданности лтр Гончаров оставил не много: фактически три романа: "Обыкновенная ист" 1847, "Обломов" 1859, "Обрыв" 1868. У его романов своя эстетика. Этот тип романа потом оптимально проявится у Толстого - эпический, Гончаров, насколько мог, стремился изобразить жизнь во всём её многообразии. Колоссальное количество эпизодических действующих лиц, описаний, эпизодов - попытка вместить жизнь во всей её полноте.

Специфический творческий процесс. Только первый роман был написан быстро, за год. Замысел и Обломова, и Обрыва корнями уходит в сороковые годы, но он пишет их по десять лет. Над Обломовым работал с начала 50-х годов. В 57 году на курорте написал "Обломова" за два с небольшим месяца, но фактически он переносит на бумагу то, что придумывал нескко лет. Также десять лет работал над "Обрывом". Долгий творческий процесс - для эпического охвата.

Полнота эпического матла и достаточно простая прозрачная сюжетная схема и система пжей. "Человек пережил писателя". После "Обрыва" он перестал писать.

 

 

«Обыкновенная история»

Статью "Взгляд на руслит 47" называют завещанием Белинского. Две части. Первая - о натуральной школе. Натуральная школа сщ в сороковые годы. Была организована вокруг Белинского молодыми неизвестными русскими писателями, одержимыми идеями новой русской лтр, её задача - реалм. Писатели натуральной школы стали лидерами реализма. При жизни Белинского не было термина "реалм", он был введён только в начале 50 г. Анненковым, т.ч. называется "натуральная школа" - изображающая натуру, природу, истинную жизнь.

Вторая часть - о лучших прз натуральной школы в 47 году. Белинский упоминает многие прз, но в центре - "Кто виноват?" и "Обыкновенная ист". Эти прз важны, т.к. типы таланта Герцена и Гончарова - оч. разные: у Герцена талант мысли, он создал русскую фсфскую, интеллектуальную прозу, а Гончаров - писатель-художник, в центре прз - не мысль, а чувство, эмоция и художественный образ, живописность. Художник, к. стремится изобразить окружающую действть в полноте и подробностях. Для Белинского эти два писателя важны, т.к. новая руслит, к. он называет ещё натуральной школой, приобрела уже такую силу, что художники могут быть совершенно разными по типу таланта, но всё равно оставаться реалистами.

Т.ч. "Обыкн. ист" занимает важное место в развитии русского реализма. Гончаров был оч. предан Белинскому. "Обыкн. ист", во-первых, вырастает из проблематики натуральной школы, а её проблематика - рмт и реализм; а во-вторых, активная позиция Гончарова в полемике западников и славянофилов. Руслит с 30-х годов сосредоточена на вопросе о том, как России развиваться дальше. Реформы 50-60 годов - следствие этой полемики, и Россия шла по западному пути. Но проблема того, как России развиваться, обострила внимание к самой России, поэтому своя правда и принципиальная концепция была и у славянофилов. Ценность западников - подготовка реформ, внимание к политическим и экономическим вопросам, а ценность славянофилов - в чём ценность России, её самобытность и т.д. Гончаров был славянофилом, что выражалось в том, что, с его т.з., Россия должна идти по самобытному пути развития хотя бы в силу её геополитического положения: часть - Европа, часть - Азия. По Гончарову, самобытность России - уникальное сочетание западной и восточной клт. Дальше славянофильство Гончарова будет усиливаться и в итоге он будет полагать, что русская клт - в конечном счёте восточная, азиатская, и русский чк - не чк западного активного типа, а восточного, пассивного, созерцательного. На этих двух проблемах выстраивается "Обыкн. ист".

Роман оч. харрен по структуре. Установка на масштабность и всеохватность: насыщен второстепенными пжами, многообразие совр. русской жизни, а с др. стороны, оч. простая сюжетная схема и система главных пжей. Роман посвящён двоим: дядюшка Пётр Иванович и племянник Александр Адуевы, плюс некоторые женщины. Др. пласт - молодость и зрелость, разные этапы развития чка. Пётр и Александр - родственники, и роман - это обыкновенная ист о взрослении русского чка в славянофильской интерпретации.

Гончаровское подробное описание отъезда, что думает собака, пара - Евсей и Аграфена - многообразие жизни. Александр полон прекрасных надежд, им полностью владеет рмт. Это молодость, определяющаяся рмт. По Гончарову, молодость и рмт связаны в русском контексте с восточным созерцательным типом. В Пб Александр обращается за помощью к дядюшке Петру Ивановичу. Это зрелый чк, Пб-с житель, западный тип личности, реалистический, рациональный взгляд на мир. Расчёт в хорошем смысле, профессионализм. Но они - дядя и племянник. Александр привозит три письма, в частности, письмо матушки Александра, где она напоминает ему, что 17 лет назад она и старший брат Петра Ивановича точно так же провожали его в Пб. Обыкн. ист, т.к. она повторяется. И письмо от старой девы, к. напоминает Петру Ивановичу о том, как они рвали жёлтые цветы. На протяжение всего романа Пётр Иванович говорит: "А, это жёлтые цветы!" - т.е. глупый рмт. Т.е. 17 лет назад он был таким же, как Александр.

Роман организован как диалог, диалоги между молодостью и зрелостью, романтиком и реалистом, чком восточного и западного типа. Западнический тип сознания - реалистический и зрелый. Через диалог проходит нескко стабильных тем. Этот роман показывает юмор Гончарова, и диалог дяди и племянника обыгрывается достаточно юмористически.

Их первая встреча начинается с того, что Александр пытается обнять дядю, тот уворачивается, и так весь роман.

Тема денег. Дядя боится, что Александр начнёт просить.

Тема любви: тоже начинается при первых встречах Петра и Александра: у Александра хранятся "вещественные доказательства невещественных отней", дядя эти знаки внимания выбрасывает в окно, прикуривает от писем. Т.е. дядя, если бы был совершенным рационалистом, не воспитывал бы своего племянника на протяжение романа, помогает ему войти в этот мир.

Тема творчества. Александр приезжает, питая надежды стать писателем. Но дядя садит его переводить сельхоз статьи.

Эти темы осмысляются рмт и реалистически.

Хронотоп. Провинция и столица. С провинцией связан рмт и русская клт как восточная, столица - западная клт, реализм. По Гончарову, этот хронотоп - Россия во всей её полноте, дядя и племянник - русский чк в его полноте на разных этапах развития.

Весь сюжет романа организован как медленный процесс взросления Александра, превращения романтика в реалиста. Сюжет развивается по двум направлениям: карьера Александра и любовь. Роман состоит из двух частей. В середине первой части - прошло полтора года, Александр живёт в Пб и успешно делает карьеру, стал хорошим чиновником, на хорошем счету в жлах, но это не то, о чём он сам мечтал, т.ч. успешная жизнь его не удовлетворяет. Это проявляется в его любви к Наденьке, дядя всё время забывает её имя, и это первая никуда не ведущая любовь - некая среднестатистическая девушка. Дядя оказывается прав, и начинается кризис рмт. Когда Александр делится с дядей своими рмт ощущениями, дядя проговаривается, что у него тоже есть невеста, и его позиция - разумное отне к своей жизни. "Не по расчёту, но с расчётом", с разумным отнем к своей будущей жизни. Первая часть заканчивается крахом любви, а в роман входит молодая жена Петра Ивановича Лизавета Александровна. Лизавета - молодая, оч. разумная женщина, разумная жена, но эмоционально, душевно ближе к Александру. Во второй части она его поддерживает.

Во второй части Александра перестаёт устраивать карьера чиновника, и он даже пытается стать писателем, но не получается. Любовь во второй части уже другая: это не столько взросление, сколько опошление: он выступает соблазнителем. Юлия Тафаева, молодая вдова, и девушка Лиза, встреченная им на берегу реки. Александр решает, что его мечты, связанные с Пб, не удались, и уезжает к себе в поместье. Он покинул Пб, но не может прожить всю жизнь в провинции. Пишет два письма дядюшке и тётушке, подводит итоги своих размышлений о том, какова была его Пб жизнь, почему она состоялась или нет. В этих письмах Александр говорит о том, что это была молодость.

Эпилог. События ещё через полтора года после возвращения Александра в Пб: Александр приходит к дядюшке, оч. изменился, пополнел, полысел, уже не выглядит рмт юношей, как раньше. Он сообщает дядюшке, что женится по расчёту и описывает дядюшке, сколько берёт приданого и т.д., дядюшка сам обнимает Александра и предлагает ему денег. Но изменился не только племянник, но и дядя: за молодостью и зрелостью следует старость, и у него изменилось мировосприятие, ключевую роль в этом сыграла Лизавета: он организовал свой брак оч. рационально, но в эпилоге изменилась и Лизавета: из глубоко чувствующей молодой женщины она стала женщиной без эмоций и желаний, Пётр Иванович пытается с ней говорить о приятных вещах, а она отвечает только тем, что считает деньги, Пётр Иванович считает, что она глубоко больна психологически: потеряла вкус к жизни, и Пётр Иванович понимает, что это результат рационально организованной жизни. Пётр Иванович собирается выйти в отставку и посвятить остаток жизни Лизавете. Т.ч. за зрелостью наступает старость, и вновь в жизни чка главным становится чувство.

 

«Обломов»

Замысел романа относится к сороковым годам. В 49 году был опубликован "Сон Обломова", и из него вырос весь роман. У Гончарова специфическая организация творческого процесса: задумал роман в конце сороковых годов, придумывал десять лет, написал за два месяца, роман вышел в 1859 году. Также вышли др. прз, где писатели создавали свою концепцию России, - "Накануне" и пьеса Островского "Гроза", год накануне реформ. "Обломов" - концепция России и русского чка. В отличие от "Обыкн. ист", Гончаров думал, что русский чк - однозначно чк восточного созерцательного типа. Полнота изображения русской жизни, но простота сюжета и системы пжей: Обломов, Штольц, Захар, Ольга, Агафья. Четыре части - четыре этапа жизни Обломова.

Когда первая часть романа была опубликована, она вызвала у современников оч. бурную реакцию, показалась оч. новаторской по художественным особенностям. Гончаров как художник пошёл на риск: первая часть состоит из ста страниц, и всё это время гг лежит. Это и есть, по Гончарову, русский чк - существо лежащее по своей природе. Восточная тема - халат, диван, домашние туфли и т.д.

 

Всю первую часть романа Обломов лежит. Сюжет разворачивается за счёт того, что к Обломову приходят визитёры. Первое мая - традиционно в России день народного гуляния. Это люди из разных соц. слоёв. Эти люди рассказывают о себе, и О. их слушает. Это тоже концепция русского чка: чк, к. способен слушать, ему интересны чужие проблемы. А как только он пытается поделиться своей проблемой, диалог прекращается. Т.ч. особенность этого пжа - его отзывчивость.

Лежание - его норм. состе - он осмысляет это. Первый уровень ответа - соц.: у него триста захаров, его содержат крепостные. Ему 32-33 года, и до сегодняшнего дня он ни разу сам не надел себе чулки. Добролюбов написал статью "Что такое обломовщина?" - отвечал на вопрос, почему О. лежит, но он остался на соц. уровне, обломовщина - это крепостное право. Но лежит не только О.: за стеной Захар тоже лежит. Т.ч. второй аспект - национальный: это русский нац. харр, восточный, созерцательный, пассивный. В "Обыкн. ист" вопрос созерцательного и активного аспекта был связан с возрастом, то в "Обломове" позиция Гончарова становится более однозначной: русский чк однозначно восточного типа, поэтому он лежит, и в этом его особенность. Галерея визитёров показывает, что лежание имеет и позитивную сторону - духовность. О. - самый глубокий и духовно сложный чк в романе. Русский чк - чк ленивый и духовный. Гончаров сам вводит слово "обломовщина".

"Сон О." - фрагмент, из к. вырос весь роман. Это ответ на вопрос, почему О. такой. Харр воспитания. Пространство организовано двумя темами: еда и сон, - больше люди ничем не заняты. Обломовка - оч. уютное пространство, но это сонное царство. Это вся Россия. Дело не только в воспитании, но в ментальности - сон, еда и замкнутый мир.

Первая часть заканчивается тем, что в замкнутый мир комнаты О. врывается Штольц, с ним врывается реальная жизнь. Роман состоит из четырёх частей, к. организованы так (как написал в статье сам Гончаров): первая и последняя части - сон О, вторая и третья - попытка пробуждения. Казалось бы, в первой части уже сказано всё, но Гончаров пишет роман, чтобы попытаться ответить: может ли что-то его поднять? Об этом вторая и третья части. Как часто бывает в прз этого этапа, пробудить русского героя может только любовь.

Штольц играет особую роль в жизни О. Обломов - чк восточного созерцательного типа, а Штольц - немец по отцу - чк западного типа. О. и Штольц знакомы с детства, вместе выросли, есть и детство Штольца. Отец Штольца его любит, но даёт ему жёсткое практическое воспитание, заставляет работать и в опр. момент вообще отправляет из дома, чтобы учился жить самостоятельно. А русская мать читает ему книжки, музицирует. В результате Штольц стал успешным деловым чком, но всем сердцем любит своего друга детства. Знакомит его с Ольгой Ильинской.

Во второй части меняется стилистика и хронотоп: рмт ист любви. Лето. Актуализируется былина об Илье Муромце. Тема скрытого богатырства.

В третьей части стилистика и хронотоп снова меняются. Лето заканчивается, О. вынужден сменить квартиру, переехал к Пшеницыной. Потребовалось реальное дело во имя любви, брак. Вторая часть - романтика любви, третья - реализм любви. О. оказался к этому совершенно не готов и не приспособлен. Вместо былины об Илье Муромце входит античный миф о Пигмалионе и Галатее - в размышлениях Ольги: она пытается создать человека; мужчина и женщина поменялись местами - это тоже, по Гончарову, харрно для русского чка: со своей созерцательностью он предоставляет возможность женщине быть активной и организовывать ситуацию. Третья часть заканчивается разрывом, идеальная пара не состоялась, виноват тип личности О. В финале хозяйка, у к. теперь живёт Обломов, находит и стирает халат.

Четвёртая часть - вновь сон. Агафья играет значимую роль. Она - женщина иного типа по сравнению с Ольгой. Тургенев тип женщины духа и женщины плоти, а у Гончарова - женщина-друг и женщина-мать, т.е. женщина, к. чувствует себя равной мужчине и становится духовным другом, или женщина, к. выполняет материнские функции по отню к любимому мужчине. Русский мужчина в конечном счёте выбирает женщину-мать. Агафья, как все в романе, глубоко полюбила О. Она принимает его полностью таким, как есть. Женщина, место которой на кухне - тема еды и сна. Так выражается её любовь. Она любит Обломова, а он только благодарен ей.

Два оч. разных брака. С одной стороны, деградирующий О., о к. не перестаёт заботиться Агафья. Штольц и Ольга - супруги-друзья, Штольц создал ей условия жизни, но Ольга никогда не забывает Обломова, и по сравнению с ним Штольц кажется ей недостаточно глубоким. Штольц утратил сложность, сочетание деловитости и духовности. Навещая Обломова, Штольц испытывает презрение, чувство превосходства, он превратился в жёсткого западного дельца, к. всё оценивает в экономическом контексте.

В конце романа Обломов умер оттого, что долго лежал. В финале романа Агафья из хозяйки становится очень одухотворённым существом.

Сын Обломова и Ольги Андрей остаётся у Штольцев. Программа, к. Гончаров предлагает для будущего поколения: русского чка следует воспитывать в семье, где царят западнические идеалы, и, может быть, что-то получится.

 

«Обрыв»

Замысел - "Художник". Гончаров хотел создать автобиографический образ - художник, к. пишет роман, и воспроизвести тип мышления русского художника. В конце 50-х годов, когда вышел в свет "Обломов", изменился так: роман должен был называться "Вера": не только о художнике, но о том, как он ищет героиню, к. выразила бы собой эпоху. Потом Гончаров продолжает работать над романом все шестидесятые годы. Во второй половине роман быстро написан и в 68 году вышел в свет. Замысел о художнике и о женщине, к. выразит собой эпоху, вошли в роман.

"Обрыв" - на сюжетном уровне - важные события романа связаны с беседкой, к. расположена у обрыва - часть ландшафта. "Дым" Тургенева: 60-е годы - кризисная эпоха, т.к. после реформ "все переворотилось и только укладывается", и кризисное состе русских художников: они перестали понимать и ощущать Россию. Тургенев полагает, что это дым, а Гончаров - Россия в состе обрыва, разрыва всех связей с предыдущей жизнью. Т.ч. это роман о кризисе. Роман эпический, но меняется подход Гончарова к организации сюжета и к системе пжей, всё усложняется. Роман сост. из пяти частей, герой, к. связывает собой весь роман, - Райский. Он пытается найти себя как художник, пытается создать то или иное прз, и сюжет всего романа строится на его поисках себя и сюжета. Первая часть романа - в Пб, все остальные - в провинции, и диспропорция по всему: Пб воспринимается как бесплодное пространство, не может дать ничего. Р в состе кризиса может найти опору только в провинции, поэтому все основные события происходят там. Райский ищет себя, художник-дилетант: трудится не ради профессии, а ради исва. Не важно, чем заниматься, важно, что он художник. Райский ищет сюжеты, связанные исключительно с женскими образами. В каждую женщину, к. он встречает и считает достойной изображения, он влюбляется. Вопрос исва: художник должен любить свой предмет изображения, но новая позиция Гончарова: все судьбы страны и основные смыслы романа связаны только с женскими образами. Райский ищет женщину, т.к., с т.з. Гончарова, только женщина в кризисный момент может выразить собой судьбу России, спасение страны у него связано только с женскими образами.

В центре романа - три женских образа: бабушка Татьяна Марковна и сводные сёстры Бориса Вера и Марфенька.

Первая часть. Рядом с Райским две женщины. Софья Беловодова, в к. он влюблён, потому что она оч. красива и совершенно бесчувственна, он пытается её разбудить. С ней связана тема красоты, но совершенно бездушной и неподвижной. Наташа: к ней он достаточно равнодушен, она его любит, она умирает. В первой части Гончаров показывает принцип, с к. будет работать дальше: та или иная женщина воплощает собой тип, состе русской жизни. Софья и Наташа - в эпоху кризиса столичная жизнь совершенно бесперспективна, там царит смерть. В Пб Райский теряет смысл жизни. С образами обеих женщин связана тема смерти.

Он отправляется в своё поместье - Малиновка. Тоже рай на земле. Райский сменил и версию о том, что он за художник: решил писать роман. Поместьем руководит бабушка. Райский все четыре части пишет роман, и Гончаров отдал ему свою творческую манеру: на протяжение четырёх частей Райский встречается с кем-то в Малиновке и думает, что это хорошо и интересно, но это только фон для романа, он тоже накапливает матл для фона романа, но при этом ищет женщину.

С Марфенькой входят библейские смыслы. Особенность романа в том, что сильны библейские мотивы. По статьям Гончарова, с образом Марфеньки в романе актуализируется евангельская притча о сёстрах Марии и Марфе, к. принимают у себя Иисуса и ведут себя по-разному: Марфа накрывает богатый стол, а Мария садится у ног Христа и слушает его. Это типология женщины у Тургенева: женщина плоти и женщина духа. Марфенька восходит к этому, она - как Агафья Матвеевна, женщина-мать, к. живёт естественной жизнью, Марфенька - единственная в романе женщина со счастливой судьбой. Когда Райский видит её в первый раз, она кормит цыплят. Она воспринимает Райского только как брата.

Вторая сестра - Вера. Её судьба выразит в романе Гончарова и кризис, и возможность выхода из него.

Композиция романа. Сюжет распределяется по четырём частям, к. посвящены Малиновке. Вторая часть - приезд Райского в Малиновку. С некоторыми ведущими пжами романа связаны сквозные мотивы. Мотивы, связанные с Верой, выстраиваются в тайны: она живёт одна в старом доме, мотив потерянных ключей, мотив звёздной ночи. Она становится в восприятии Райского той женщиной, судьба к. способна воплотить совр. состе России. Третья часть - о разгадке тайны, к. связана с образом Марка Волохова: Вера любит его. С ним связаны зооморфные мотивы: волк - хищное начало, удав - первая встреча Марка с Верой: он ворует яблоки в саду Райского и даёт яблоко Вере - входит тема грехопадения. С Марком затем связана тема обрыва: они тайно встречаются в беседке. С этим обрывом связана история самоубийцы - тема смерти. Система отней Марка и Веры - он пишет ей письма, вызывает её на свидания выстрелами. Удав страсти душит её и заставляет её делать то, что она не готова делать и не хотела. Тема страсти. Аналогия с "Дымом". Изменилась система пжей романа по сравнению с предыдущими романами Гончарова: изменились и главные герои - в центе - женщины, - но изменилась и система второстепенных пжей: их не только много, но они не только создают жизненный фон, но и напрямую задействованы в основной идее прз. Все пжи прошли или проходят через любовь. Только у Марфеньки любовная история заканчивается счастливо. На фоне всех бесконечных влюблённостей отне Райского к Вере особое - тоже страсть.

В образе Марка Волохова Гончаров изобразил русского нигилиста, нового чка, Базаров по-Гончаровски, у него тоже своя философия, к. разворачивается в нескольких частях. В момент первой встречи с Верой он демонстрирует знание современных экономических учений (Вера демонстрирует те же знания), но в его образе Гончаров рисует своё представление о нигилистах, и отне к ним у Гончарова резче и однозначнее, чем у Тургенева. Система Марка сводится в конечном счёте только к категории свободы, понимаемой предельно примитивно и анархически. Он сослан в эту провинцию за свои политические убеждения, но в романе его политические взгляды особо не проявлены, и он проявляется только в грубых выходках по отню к жителям, даже к близким друзьям - хаотичная анархическая свобода - так Гончаров воспринимает нигилизм. Когда он встречает Веру, весь его нигилизм сводится к концепции свободной любви, и об этом идёт бесконечный разговор между ним и Верой. Они занимают диаметрально противоположные позиции по отню к любви. Фактически идёт борьба за душу Веры между двумя силами: Марк и Татьяна Марковна. Марк - имя одного из четырёх евангелистов. Столкновение двух концепций, двух правд. Столкновение Марка и Татьяны Марковны - суть российского кризиса по Гончарову - современная Россия стоит перед выбором между двумя правдами - правда нигилизма и традиционные христианские ценности. В принципе, это не новая идея для осмысления кризиса, Островский осмысляет кризис так же. Но в "Грозе" традиционные христианские ценности связаны с Кабанихой, с отрицательным персонажем, по масштабу личности она соотносима с Бережковой, при всей разнице между ними. Если Островский изображает эту ситуацию так, что носителем традиционных ценностей - отрицательные герои, то у Гончарова всё в порядке. Спор уточняется как спор о любви. Вера, при всей внутренней свободе, тайне, закрытости, "бабушкина внучка", сформирована русской традиционной христианской клт и занимает определённую позицию по отню к любви и браку. Но дело не только в этом: она не мыслит любовь без ответственности, а у Марка - концепция свободной любви, к. отчасти трогает и убеждает Веру, т.к. она сама внутренне свободна, и свобода для неё важна. Но свободная любовь по Марку - брак не обязателен, и это любовь принципиально безответственная; любовь, к. обещает вечную преданность, - это ложь, т.ч. он считает, что это концепция честной любви: он говорит, что не знает, будет ли любить завтра; для Марка это концепция правды. В этой точке и идёт борьба.

Четвёртая часть романа. В ней происходит грехопадение Веры, как это воспринимает сама Вера и Райский. Это ситуация абсолютного кризиса.

Пятая часть - о том, возможно ли выйти из кризиса. Когда Гончаров обсуждал этот роман, у него была идея, что Россия в кризисе, но каждый чк хотя бы раз в жизни переживает страшный кризис, т.ч. значение его романа в том, что кризис будет, но его можно преодолеть. В пятой части быстро меняется позиция Райского: пережив чувство жгучей ревности, он испытывает глубокий стыд, жалость, и только с этого момента и до конца он занимает по отню к Вере не позицию вечного влюблённого, а братскую. Он начинает помогать ей. Первый этап выхода из кризиса - помощь др. людей, к. любят тебя, но не собственнической, а братской любовью. Вера, почувствовав опору в Райском, именно его просит рассказать обо всём бабушке. Её внутренняя свобода и честность - в том, что скрывать этого она не будет. Райский выполняет это.

Бережкова - берег, оберег. Татьяна Марковна берёт этот грех на себя: говорит, что это её грех. Сцены, связанные с Татьяной Марковной в последней части, организованы особым образом: Татьяна Марковна после этого трое суток в полубезумном состе скитается по окрестностям, и в изображении Гончарова и собственном восприятии картина райского сада меняется на противоположную: всё умерло. Она говорит, что это её грех, и она несёт свой крест. Т.е. на сюжетном уровне: по всему роману обсуждается, что она никогда не была замужем, и в этой части выясняется, что удав страсти посетил в юности и её: у неё была тайная связь с Титом Никонычем, и Татьяна Марковна поэтому видит в Вере свой грех. С т.з. Гончарова, в современной России грехи отцов пали на головы детей. Совр. молодое поколение - в состе кризиса потому, что отцы скрыли свой грех, вина старших поколений. Об этом будет писать и Достоевский: блудный сын - а у него блудные отцы, отсюда кризис. Так и Гончаров воспринимает кризис современной России. Нравственная и религиозная интерпретация. Тема ответственности, к. обсуждалась между Марком и Верой: Татьяна Марковна при всём своём харре оказалась безответственна в юности.

Но то, что Татьяна Марковна скиталась эти три дня, то, что она взяла на себя этот грех, излечило Веру. Т.ч. можно выйти из кризиса: взять на себя ответственность, и мощная опора для чка - религия.

На протяжение всего романа рядом с Верой есть Иван Тушин, на заднем плане. С образом Марка связан мотив волка, то с Тушиным - мотив медведя. Медведь - тотемное животное для русской клт. Он называется лесничим: он живёт за Волгой, у него лесоперерабатывающий завод. Это чк реального практического дела, оч. большой ответственности, он может стать опорой для Веры. На фоне этого кризиса Тушин объясняется ей в любви, а она ему признаётся в грехопадении. Тушин берёт на себя ответственность за Веру, в т.ч. в тот момент, когда вновь появляется Марк, к. пишет Вере очередное письмо, и она вновь воспринимает его как удава. Марк после всего в противоположность своей концепции готов венчаться, но Вера всё восприняла как кризис и изжила эту ситуацию и мечтает только о том, чтобы он оставил её в покое, обращается за помощью к бабушке и Тушину, оба принимают свои меры. У Тушина долгое объяснение с Татьяной Марковной, он просит у неё руки Веры, и ситуация складывается так, что Вера, вполне возможно, будет с Тушиным.

Особую роль в пятой части играет Марфенька. Пятая часть начинается её пробуждением в свой день рождения. Судьбы Веры и Марфеньки организованы по принципу контраста.

Роман начинался Райским и им же заканчивается. Он вновь вспоминает, что он художник, и в начале пятой части он садится писать свой роман, пишет заглавие: "Вера" - так назывался один из замыслов романа Гончарова. Райский пишет заглавие и развёрнутое посвящение, но Гончаров поставил его в сложное положение: роман о Вере уже написан самим Гончаровым. В один момент Райский скажет: пишу роман - выходит жизнь, пишу жизнь - выходит роман. Т.ч. жизнь и роман сущностно переплелись между собой. Гончаров выводит Райского со стези писателя, и в финале он - скульптор. Уезжает за границу, путешествует. Конец - что, будучи за границей, Райский всё время вспоминает дом, родину, видит перед глазами Марфеньку, Веру и бабушку, а за ними ещё одна бабушка - сама Россия.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия