Студопедия — Особенности поэтики «тургеневского» романа. Роман «Рудин»,проблема героя времени в романе и особенности ее решения.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности поэтики «тургеневского» романа. Роман «Рудин»,проблема героя времени в романе и особенности ее решения.






Каждый тургеневский роман – это своеобразный отчет об определенной эпохе русской истории, а взятые вместе они с полным правом могут быть названы художественной летописью жизни русской интеллигенции 30 60 х годов XIX в.Идеалогические романы, в центре романов Тургенева столкновение и борьба идей, убеждений. В диалоге. Историзм романов: приводятся конкретные даты. Романы Тургенева о его времени, есть точные даты, числа.В романе важна категория времени и пространства. В центре романа личность. Он обозначает новый тип героя – идеолог, у не6го своя программа. Он знает, что делать. Герой идет в сторону демократизма. Обычно он представитель «культурного слоя», но это обычный человек, не исключительная личность. Герой – уже состоявшаяся личность. Глубокий психологизм. Вскрывает внутренний мир героев(через воспоминания, дневник, внутренний монолог). Большое место занимает природа, играющая разную роль, функции (фон, характер персонажа, авторский голос). Роль женщины растет в русском обществе. Начало движения эмансипации (раскованность, свободная). Центр художественного мира Тургенева – человеческая личность. Удивительно понимал людей разных слоев.

«Рудин». Изображается период конца 1830 х. Главный герой романа – небогатый дворянин Дмитрий Рудин, получивший духовное крещение в философском кружке Покорского, где он приобрел любовь к абстрактному мышлению и где расцвел его дар красноречиво и вдохновенно излагать на публике отвлеченные философские истины. Поначалу Рудин, как он обрисован в романе, кажется типичным Гамлетом, и именно за такие гамлетовские черты, как самолюбование, постоянная приверженность отвлеченной мысли и неумение справляться и ладить с «пошлой» реальностью обычного бытового существования, его упрекает его бывший приятель и соратник по кружку Лежнев. Как Гамлет, ведет себя Рудин и в ситуации, когда в него влюбляется молодая девушка Наталья Ласунская: в ответ на ее смелое предложение соединить с ним – вопреки воле матери – свою судьбу, Рудин, не чувствуя в себе ни капли любовного горения, объявляет себя не готовым к такому шагу. Вера философа Рудина в существование некоего Высшего Идеала, которому следует всемерно и самоотверженно служить (такова, кстати, тема первого рудинского монолога в романе), и его внутренняя чистота, не позволившая ему, несмотря на тяготы жизни, опуститься, удовольствовавшись, как многие, уделом жалкого обывателя.Можно сказать, что смерть Рудина в конце – это торжественный и печальный реквие м Тургенева своему поколению.

 

Роман Тургенева «Дворянское гнездо», социально-историческая и этико-эстетическая проблематика, система образова и способы её организации. Тамме России и её судьбы, трагическое и лирическое в романе.

Дворянское гнездо – последняя попытка Тургенева найти героя времени в дворянской среде. В облике главного героя Федора Ивановича Лаврецкого очень много автобиографического: рассказ о детских годах, о спартанском воспитании, о взаимоотношениях с отцом; раздумья повзрослевшего Лаврецкого о России, его желание навсегда вернуться на родину, осесть в своем гнезде и заняться устройством крестьянского быта – все это очень близко настроениям Тургенева тех лет.

Раскрывая историю жизни «гнезда» Лаврецких, Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность этого сословия от родной культуры, от русских корней, от народа. Таков например, отец Лаврецкого: сперва галломан, потом англоман, но во всех увлечениях – человек, глубоко презирающий Россию.

В отличие от своих предков, Федор стремится сблизиться с народом, хочет трудиться с ним. Лаврецкий наделен лучшими чертами славянофильства.

Тургенев опасается, что дворянская беспочвенность может причинить России много бед.

Наряду с глубокими и актуальными для того времени идейными спорами в романе получила освещение этическая проблема столкновения личного счастья и долга. Эта проблема раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы, являющиеся сюжетным стержнем «Дворянского гнезда».

Лиза Калитина преисполнена большой нравственной чистоты, доброжелательности к людям; она требовательна к себе, в трудные минуты жизни способна к самопожертвованию. Она глубоко религиозна. Ей присущи сердечность, любовь к прекрасному и любовь к простому, русскому народу и ощущение своей кровной связи с ним.

Лаврецкий возвращается из-за границы после разрыва с женой, утратив веру в чистоту человеческих отношений, в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако общение с Лизой постепенно воскрешает его былую веру вовсе чистое и прекрасное. Тургенев не прослеживает в деталях возникновение духовной близости между Лизой и Лаврецким. Но он находит другие средства передачи этого быстро растущего и крепнущего чувства. История их взаимоотношений раскрывается как непосредственного в диалогах главных героев романа, так и с помощью тонких психологических наблюдений и выводов автора.

Но блеснувшая для Лаврецкого надежда была призрачной: известие о смерти жены оказалось ложным. И жизнь со своей неумолимой логикой, со своими законами разрушила светлые иллюзии. Неожиданный приезд жены поставил героя перед дилеммой: личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и ребенку.

Продолжая считать высшим благом в жизни человека личное счастье, герой романа склоняется перед долгом. Лаврецкий тем самым признает, что обстоятельства иногда складываются так, что человек вынужден пожертвовать личным счастьем ради долга.

Лаврецкий как один из наиболее передовых представителей дворянства ощущал его бесперспективность. Крах иллюзий героя, невозможность для него личного счастья являются как бы отражением того социального краха, который переживало дворянство в эти годы. Несмотря на свои симпатии к либеральном дворянству, писатель не мог не показать правду жизни, хотя его самого волновала печальная судьба Лаврецкого, Лизы, умирающая поэзия дворянской усадьбы.

В самые счастливые минуты жизни Лаврецкий и Лиза не могут освободиться от тайного чувства стыда, от ощущения непростительности своего счастья. И хотя Лаврецкий спорит с Лизой, с ее суровой моралью нравственности долга и самоотречения, в ответах Лизы чувствуется глубокая убеждающая сила, более правдивая, чем логика оправдания Лаврецкого. Лиза признает бессилие человека перед судьбой. Она отказывается от счастья во имя долга и приходит к мысли о незаконности счастья вообще и необходимости искупительной жертвы. Лиза уходит в монастырь, стареющий Лаврецкий приветствует молодое поколение, входящее в жизнь, чувствуя, что своя собственная жизнь была прожита зря. Источник личного неблагополучия Лаврецкий видит в невозможности совместить стремление к счастью с необходимостью исполнить свой долг.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2812. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия