Студопедия — Введение. Историко-философское освещение понимания смысла жизни отдельно не было дано в первой части курса
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Введение. Историко-философское освещение понимания смысла жизни отдельно не было дано в первой части курса






Историко-философское освещение понимания смысла жизни отдельно не было дано в первой части курса. Здесь можно представить лишь некоторые штрихи. Слова Экклесиаста или проповедника, сына Давидова, царя в Иерусалиме, изложенные в Ветхом завете: «Все сета сует и томление духа», – известны всем. Экклесиаст не увидел смысла ни в одном из проявлений человеческой жизни. «Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем» [1, Еккл. 1, 2-3]. Описывая явления жизни, он приходит к заключению: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» [там же, 1,10]. Потом Экклезиаст испытал себя мудростью и знанием: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать глупость; узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [там же,1,17-18]. Изведал Екклесиаст и суд с его беззаконием, и труд с его угнетением, и успех в делах, вызывающий между людьми взаимную зависть, и богатство, не насыщающее глаз. И все это тоже назвал суетой и томлением духа. Испытал Екклесиаст себя и веселием, но нашел, что и это – суета. О смехе сказал он, что и это глупость, а о веселии, что оно делает? Затем он говорит: «вздумал я в сердце своем услаждать вином тело мое и, между тем как сердце мое руководствовалось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни своей жизни. Я предпринял большие дела: построил себе домы, насадил себе виноградники. Устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения из них рощей, произращающих деревья; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; собрал себе серебра, и золота, и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребывала со мною. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселия. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их, и вот все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем. И оглянулся я, чтобы взглянуть на мудрость, и безумие, и глупость. Но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце своем: и меня постигнет та же участь, как и глупого, – к чему же я сделался очень мудрым? И сказал я в сердце моем, что и это – суета. Потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и, увы, мудрый умирает наравне с глупым! И возненавидел я жизнь, потому что противны мне стали дела, которые делаются под солнцем, ибо все суета и томление духа. И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета. Не во власти человека и то благо, чтоб есть и пить и услаждать душу от труда своего…

Всему и всем – одно: одна участь и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые не знают ничего, и уже нет им воздаяния, потому что память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более чести вовеки ни в чем, что делается под солнцем» [1,Еккл, 2, 2-24].

В буддизме и в целом в индуистской философии смысл жизни представлен как отрицание жизни, ее преодоление посредством освобождения от рождений и страданий и угасания в полном покое и отрешенности от жизни. Привлекательность жизни, ее удовольствия и радости – это только покрывало Майи, т.е. иллюзия и наваждение [см. 13].

Готовясь к смерти, Сократ рассуждал о смысле жизни таким образом: К чему мы, любящие истину, стремимся в жизни? К тому, чтобы освободиться от тела и от всего зла, вытекающего из жизни тела. Если так, то как же нам не радоваться, когда смерть приходит к нам? Следовательно, мы приблизимся к истине настолько, насколько мы удалимся от жизни.

И. Кант строил свою теорию смысла жизни, исходя из своего категорического нравственного императива долженствования и считал, что человек так должен поступать в своей жизни с другими людьми, как хотел бы, чтобы они с ним поступали. От Канта идет знаменитое положение о том, что человек – цель человеческой жизни, и его никогда нельзя рассматривать как средство.

Наиболее развернутую картину смысла жизни дал А. Шопенгауэр в начале XIX в. в своей книге «Мир как воля и представление». Он называет мир явлений зеркалом воли, ее объектностью, а единственной формой, в которой проявляется воля, является настоящее. А поскольку индивид есть сама воля к жизни в единичной объективации, то все его существо восстает против смерти. Однако в результате глубокого постижения жизни он приходит к мысли, что постоянное страдание есть существенное свойство жизни и более того, «жизнь, по существу, всегда есть страдание» [20, с.412], постоянная борьба за существование, сопровождаемая уверенностью в том, что жизнь, в конце концов, будет потеряна. Причем, избыть присущее жизни страдание невозможно, а беспрестанные усилия устранить страдание приводит лишь к тому, что оно меняет свой облик. Сначала оно предстает как лишения, нужда, забота о поддержании жизни, а затем появляется в тысяче других, «выступая сообразно возрасту и обстоятельствам как половое влечение, страстная любовь, ревность, зависть, ненависть, страх, честолюбие, алчность, болезнь и т.д.» [20, с.415-416]. Все это в конечном счете выливается в одно большое страдание, которое и составляет общую настроенность жизни, в которой удовлетворение или счастье всегда только освобождение от горя или нужды, а потому счастье всегда негативно, а не позитивно по своей природе. Оно всегда лишь освобождает от страдания, за которым неминуемо последует беспредметное желание и скука. За каждую из пустых затей воля к жизни расплачивается глубокими страданиями и «в завершение долго устрашавшей и, наконец, наступившей горькой смертью» [там же, с.422], так что определенно можно сказать, что материал для своего ада Данте взял именно из этого действительного мира. По глубокому убеждению Шопенгауэра, оптимизм является не только абсурдным, но и поистине гнусным воззрением, горьким издевательством над неизреченными страданиями человечества. Мудрые праотцы индийского народа сообщили об этом избранным кастам в «Ведах», «Пуранах», поэтических творениях народной религии, легендах о жизни святых, изречениях, правилах жизни или в эзотерическом содержании своих мифов. Буддисты же, не признающие ни Вед, ни каст, – в учении о нирване, как том состоянии, в котором нет четырех вещей – рождения, старости, болезни и смерти. Вследствие такого понимания жизни, ее смысл заключается в отказе от воли к жизни и ее зримых проявлений в теле. Понявший это умерщвляет тело скудной пищей, налагает на себя пост, прибегает к самобичеванию и самоистязанию, «чтобы постоянными лишениями и страданиями все более сокрушать и убивать волю (к жизни – Л.С.), в которой он видит ненавистный ему источник страдальческого бытия – собственного и всего мира» [там же, с.476]. Такое отрицание воли к жизни познали и выразили своими деяниями все те святые и аскеты индусской, христианской и ламаистской традиций в соответствии с их догматами. Примерами являются жизнеописания святых, именуемых саманеями, саньясами и последователями Гаутамы Будды и т.д. Среди христиан – это святые, именуемые то пиетистами, то квиетистами, то благочестивыми мечтателями, то святыми душами, среди которых Франциск Ассизский является самой возвышенной душой.

Представленное Шопенгауэром учение об отрицании воли к жизни наиболее полно иллюстрируют нравственные заповеди христианства, проникнутые духом не только высшего проявления любви к людям, но и самоотречением. Апостолы христианства оставили следующие заветы: любовь к ближнему, равная любви к самому себе, благотворительность, воздаяния за ненависть любовью и добром, терпение, кротость, непротивление всевозможным обидам, умеренность в еде, чтобы подавить похоть полового влечения, для того, кто может, полностью его исключить. Христианские святые и мистики проповедуют наряду с чистой любовью смирение, добровольную нищету, истинное спокойствие, совершенное равнодушие ко всему мирскому, умерщвление воли и возрождение в Боге, полное забвение себя и погружение в созерцание Бога.

«Из этого можно сделать вывод, – пишет Шопенгауэр, – как блаженна должна быть жизнь человека, если она укрощена не на мгновения как при наслаждении прекрасным, а навсегда, более того, если она полностью погасла, сохранившись лишь в виде той последней мерцающей искры, которая поддерживает жизнь тела и погаснет вместе с ним. Такой человек, который после долгой мучительной борьбы с собственной природой одержал, наконец, полную победу, остается для мира только как чисто познающее существо, ясное зеркало мира» [20, с.483-484]. Вот такую теорию смысла жизни, опирающуюся на восточные воззрения и христианский аскетизм развернул перед нами А. Шопенгауэр, считая, что следование ей «приводит к полному освящению и спасению, феноменом которых служит описанное выше состояние смирения, сопутствующий ему непоколебимый мир и высшая радость смерти» [там же, с.490].

Гегель, в соответствии со своей теорией осуществления через человека мирового разума, считал, что человеческая жизнь обретает смысл как проявление и орудие саморазвития и самопознания абсолютного духа, являющего собой гармонию управляющих миром сил.

В.Г. Белинский, ознакомившись с философией Гегеля, воскликнул в негодовании: так это я, значит, не для самого себя познаю и живу, а для развития какого-то абсолютного духа. Стану я для него трудиться!

В марксистской философии смысл человеческой жизни видится в самореализации сущностных сил человека через его активную преобразующую деятельность. Весь процесс общественного развития понимается как движение к свободной и богатой индивидуальности (имеется в виду не материальное богатство, а духовное. Оно осуществляется как смена в истории типов личности). Человек является сам творцом собственного смысла жизни, а творение смысла жизни – это творение себя как личности. Конечной целью и смыслом человеческого существования, по Марксу, является «производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» [2, т.46,ч.2, с.221].

Л.Н. Толстого не удовлетворило признание бессмыслицы жизни, вытекающее из аргументов Екклесиаста, Гаутамы Будды, А. Шопенгауэра, и он посвятил несколько своих статей этому вопросу, в частности «Исповедь» и «В чем моя вера?» Он опирался в стремлении уверовать в смысл жизни на действия трудящегося народа, творящего жизнь и добывающего ее верой в ее совершенствование и предание, передававшее смысл жизни. После многих сомнений Толстой пришел к выводу, что «задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым» [11, с.153], что нужно искать не веры, а наилучшего средства исполнения перед людьми известных человеческих обязанностей [там же, с.161].







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 551. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия