Студопедия — Эстетическая потребность человека и красота
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетическая потребность человека и красота






Рассмотрим взаимосвязь понятий «эстетическая потребность», «эстетическая деятельность», искусство, «эстетико-художественная культура», «эстетическое бытие человека» с более «высокими» словами – «красота», «прекрасное», «прекрасная индивидуальность» и найдем их место в духовной жизни человека и общества. Деятельностная специфика человека в предыдущих лекциях была уже представлена, так же как и свобода человека от «принуждающего» инстинкта, под воздействием которого осуществляет свое поведение животное [1, с. 37]. «В деянии начало бытия» человека, которое обусловлено его потребностями, поскольку без потребностей деятельность бесцельна.

Основные родовые потребности человека, вытекающие из его деятельностной природы, и мотивируют образование соответствующих родовых видов деятельности с их ценностями. Естественные потребности, удовлетворяемые деятельным путем образуют разнообразные виды материальной деятельности. Религиозные потребности, образующиеся путем одухотворения мира вещей и предметов и создающие магический культ сверъестественного образуют мир религиозной духовной культуры. Познавательные потребности, первоначально объясняющие явления мира на основе принципа партиципации – сопричастности тотему или мифологическим божествам – образуют мистико-тотемическое мышление человека. Вместе со становлением «рефлексивного» человека в «осевое время», отыскивающего причинно-следственные связи в мире, закладываются основы познавательной деятельности. Нравственные потребности регулируют отношения между людьми первоначально на основе табуальных запретов, заповедей, а затем на основе нравственных норм и правил, вырабатываемых культурой. Вместе с усложнением социальной структуры общества и властных отношений возникают политические и правовые потребности, влекущие за собой политическую и правовую деятельность. В ХХ веке остро заявили о себе экологические потребности, обусловившие первостепенность экологической деятельности во взаимодействии человека с природой.

Каким же образом найти истоки и сущность той потребности, которая вызвала к жизни эстетико-художественную деятельность, т.е. искусство во всем многообразии в его интенции к красоте. Этот вопрос влечет за собой ряд других, без ответа на которые трудно понять, что такое эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Это, прежде всего, вопросы о том, существует ли эстетическая потребность у животных и существовала ли красота до человека? На эти вопросы нужно ответить отрицательно. Животное находится во власти биологических потребностей, которые концентрируются в главном мотиве – «приспособиться и выжить». Поэтому все действия животных, оцениваемые человеком как эстетические (прекрасное пение соловья, тетеревиные танцы, красочное оперение павлина и др.) проистекают из указанного адаптивного поведения. И в этом смысле мелодичное пение птиц и ужасное призывное мяуканье кошки – одного и того же происхождения [2, с. 358]. Уже из этого следует, что эстетическая потребность как таковая – социального происхождения и является одной из духовных потребностей человека. И как бы ни «сияла красою вечною природа» (А.С. Пушкин), она является в мир только с появлением человека и возникновением у него эстетической потребности. Наметим основные пути ее появления.

Итак, сущность человека – деятельностная. Чтобы жить, человек производит. Постепенно освобождаясь от «непосредственной физической потребности» [3, с.566], т.е. когда она удовлетворялась практически без опосредования деятельностью, человек приобретает и эстетическую потребность, а труд начинает создавать красоту. В негэнтропийном способе своего существования человек стремится превзойти предшествующий уровень своего развития и производить уже на основе достигнутого совершенства, осваивать многомерность человеческого бытия. Создавая предметный мир для себя так, чтобы он удовлетворял возникшую меру человеческих потребностей, названных выше, человек осуществляет в деятельностном процессе гармонизацию создаваемого мира с достигнутым уровнем человеческого совершенства. Он стремится создавать, учитывая целостную меру этого достигнутого человеческого совершенства. С понятием меры, которое теоретически возникло значительно позже, интуитивно ассоциируется та сумма человеческих качеств, которые появились на основании удовлетворения возникших потребностей (когнитивных, нравственных, религиозных, организационных, природосообразных).

В своей динамике на основе совершенствующихся способностей, она предстает как мера человеческого совершенства, конечно, в своем конкретно-историческом наполнении. Деятельно гармонизируя мир в соответствии с достигнутым и понимаемым уровнем меры человеческого совершенства, человек, таким образом, добивается появления в мире красоты. Для пояснения скажем, что для первобытного охотника мера человеческого совершенства воплощалась в качествах и атрибутике идеального охотника. Поэтому прекрасный человек – это идеальный охотник, и все предметные атрибуты, символизирующие свойства идеального охотника, становились носителями красоты: это и шкура убитого свирепого зверя, и ожерелье из зубов и кусочков клыков побежденных зверей. Красивая женщина в этом обществе предстает как продолжательница рода, а потому считаются красивыми «ориньякские Венеры» с большим животом, бедрами и грудью. Не идеализируя вовсе человека доаграрной, «присваивающей» культуры, важно отметить, что именно вместе с человеком и его способностью создавать в мир приходит красота, носившая сначала элементы тотемического происхождения. Священный идеал восходит к тотему, и отсюда тысячи непонятных нам «украшений» в виде прокалывания верхней губы (пелеле, батока и т.д.) и множество других варварских приемов уродования, с нашей точки зрения, тела [4, с.282-392].

Не имея возможности подробно обращаться к историко-археологическому материалу, уже на основе сказанного можно определить эстетическую потребность как социальную духовную потребность человека гармонизации мира и самого человека в соответствии со складывающимися представлениями о человеческом совершенстве в конкретном социально-природном контексте. И только вследствие этой возникшей потребности и удовлетворяющей ее деятельности объективный мир приобрел эстетическую значимость. Гармонизируя мир в соответствии с мерой достигнутого совершенства, человек создает объекты предметного мира, которые впоследствии назовет красивыми. Так появляется в мире красота, связанная с деятельностной сущностью человека и созиданием ее в творимом мире. На основании достигнутого результата деятельности, получившего значение прекрасного, эстетическую потребность в соответствии получаемым результатом ее удовлетворения можно кратко назвать потребностью в красоте, а эстетическую деятельность, достигающую прекрасного, деятельностью по законам красоты, или законам человеческого совершенства. Они всегда носят конкретно-исторический, этнический, национальный и индивидуальный характер, поскольку проявляются в индивидуальном своеобразии производимых явлений человеческого мира. Красивое жилище, одежда, домашняя утварь, посуда, прически и т.д. – все приобретало своеобразный эстетический характер. Например, уже простой глиняный горшок украшался и декорировался. Сначала это, как правило, было нанесение на поверхность обыкновенных пересекающихся полосок, напоминающих о первичном плетении при изготовлении домашней утвари. Таким образом декорированный горшок был психологически «роднее», а потому воспринимался как более красивый, нежели не украшенный. Он был как бы более «адаптирован» к человеку, а потому воспринимался на этом основании как более совершенный, а потому и красивый. Так в соответствии с деятельностной способностью человека производить как можно более совершеннее, с учетом удовлетворения, по возможности, всей совокупности сложившихся человеческих потребностей в их индивидуальном своеобразии в мире появляется рукотворная красота. И только после этого человек начинает понимать в соответствии с уровнем своего деятельностного эстетического развития и красоту природы, а также ее оценивать и в других эстетических параметрах: безобразного, комического, возвышенного и т.д. В.С. Соловьев [2], имея в виду именно этот человеческий смысл происхождения и понимания красоты, писал:

Природа с красоты своей

Покрова снять не позволяет.

И ты машинами не выудишь у ней,

Чего твой дух не пожелает.

В этом отличие созерцательной точки зрения Н.Г. Чернышевского, одного из знаменитых представителей русской эстетики, который не связывал эстетическую потребность с преломлением необходимости создавать красоту деятельностным путем. Он считал, что красота есть жизнь, какова она должна быть по нашим понятиям, и что красота в жизни выше красоты в искусстве, а потому искусству нет надобности ее создавать. В своей магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» он связывает эстетическую потребность с отражением жизни, объяснением ее ко благу человека и вынесением приговора о явлениях ее [5, с.167, 170 и др.]. На этом основании он выбрасывает из искусства все, что создается под преобладающим стремлением к прекрасному: архитектуру, мебельное искусство, лепное искусство, все декоративно-прикладные искусства и художественные ремесла. С этого времени в отечественной эстетике, разделявшей материалистическую позицию, надолго утвердился гносеологизм, связавший эстетическую деятельность, т.е. искусство только с отражением действительности. Н.Г. Чернышевский и его последователи не учли, что в понятие «жизнь» входит и жизнь человека, который не ограничивается только созерцанием прекрасного, но и создает его своим умом и руками.

По отраженному результату эстетической деятельности представил эстетическую потребность как потребность в прекрасном Гегель [6]. Но нужно видеть отличие его понимания от нашего в том, что прекрасное у Гегеля существует как предустановленная гармония и как свойство мирового разума. Прекрасное как идеал, характеризующий гегелевский мировой разум, и воплощает себя в грандиозном пантеоне искусства, создаваемом в человеческой деятельности. Н.Г. Чернышевский, спуская прекрасное с неба на землю, «забывает» о его деятельностном появлении в человеческом мире, причем в мире искусства, то есть в художественной деятельности.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1569. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия