Студопедия — Экологические проблемы как вызов техногенной цивилизации и показатель девальвации человеческих ценностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экологические проблемы как вызов техногенной цивилизации и показатель девальвации человеческих ценностей






С известной степенью условности всю проблему деградации глобальной экологической системы можно расчленить на две составные части: 1) деградацию окружающей природной среды в результате нерационального природопользования; 2) деградацию этой среды в результате загрязнения ее отходами человеческой деятельности.

Негативное воздействие антропогенного фактора проявляется следующим образом и может быть представлено как:

1. Загрязнение окружающей среды, в результате широкомасштабной и интенсивной хозяйственной деятельности.

2. Опустынивание значительной части суши, деградация земель и сокращение сельскохозяйственных площадей, связанных с развитием техносферы и техногенными процессами, экологической дестабилизацией и разрушением природных ландшафтов.

3. Наметившаяся тенденция изменения климата и, как следствие этого, глобальное потепление.

4. Снижение биоразнообразия планеты.

5. Истощение озонового слоя.

На сегодняшний день самым загрязненным из всех морей оказалось Черное море. Из 26 видов промысловых рыб, вылавливаемых в 60-х годах XX века осталось 5 видов. Миллионная популяция дельфинов за тридцать лет сократилась на 200 тысяч. Различными стадиями опустынивания в мире охвачено 35% территорий суши. На этих территориях проживает 15% населения земного шара. В настоящее время этими проблемами охвачены 80 стран мира. Прогнозируемое потепление вызовет повышение уровня мирового океана на 65 см в конце этого столетия. В результате подвергнутся затоплению низменные побережья таких стран, как Бангладеш, Египет, Индонезия, Мальдивы, а это страны с очень высокой плотностью населения. К середине ХХ столетия на земле исчезло 65 видов млекопитающихся и 140 видов птиц. По оценкам известных ученых и специалистов к 2015 году биосфера может утратить до 15 ее видов [см.9, с.11-24].

Количество отходов в последнее время приняло размеры, которые стали угрожать самому существованию цивилизации. Появился даже термин антропогенное загрязнение окружающей природной среды, под которым понимают комплекс различных воздействий человеческого общества на эту среду, которые приводят к увеличению уровня содержания в ней вредных веществ или повышению концентрации имеющихся. Такое загрязнение угрожает здоровью человека, состоянию окружающей среды.

Генезис экологического сознания тесным образом связан с увеличением интенсивности и масштабов воздействия человечества на биосферу, с превращением человека, по выражению В.И. Вернадского, «в геологическую силу» [12, с. 25].

Что же представляет собой экологическая наука на современном этапе? Непосредственно сам термин «экология» был введен Э. Геккелем. Об этом универсальном типе знания, приникающем не только в естественные, но и в социокультурные дисциплины, можно говорить тогда, когда в качестве экологической ниши человека и человечества была взята Земля в целом, когда из специальной отрасли естествознания, экология превратилась в науку об окружающем человека мире, о взаимосвязях человека и природной среды. Тем самым, экология человека и социальная экология представляют собой не естественные, а социокультурные отрасли научного знания, которые с системных позиций рассматривают природу и деятельность человека как подсистемы «природа-общество», раскрывают воздействие человека на равновесие природных элементов экосистем, деформацию и нарушение им экологического равновесия, ставят вопрос об управлении и прогнозировании форм взаимоотношения человека и природы.

Анализируя истоки экологического кризиса, ряд видных философов современности усматривают его причины не столько в непомерном техническом и техногенном воздействии на природу, сколько в самих способах ценностного отношения к природе, которые характерны для той или иной культуры. Тогда правомерно встает вопрос: какие ценности и каким образом влияют на экологическую компоненту глобальных проблем. Так, известный американский ученый Линн Уайт считает, что установки христианского религиозного сознания привели к формированию специфического отношения человека к природе, где человек выступает в роли хозяина природы, а природа – лишь в качестве кладовой ресурсов. По его мнению, именно действенно-практические ценностные ориентации христианства привели к формированию специфической идеологии покорения природы и, в конце концов, к кризису западной цивилизации. Выход из этого кризиса он усматривает в возрождении этики францисканства (нищенствующий орден, действующий в Италии с XIII в.).

Известный историк и философ А. Тойнби видит в обезбоживании природы ведущую линию кризиса западной цивилизации. Вместе с исчезновением благочестивого почитания природы устраняются, по его словам, последние препоны на пути человеческой алчности. Становление монотеистических религий радикально изменяет отношение человека к природе, которая начинает рассматриваться как лишенный святости сырой материал. «Если я прав в своем диагнозе, – пишет А. Тойнби, – то лекарство, нужное современному человечеству, – это возврат от монотеистического мировоззрения к пантеистическому, более древнему и некогда повсюду распространенному… Конфуцианство и синто выступают за гармоническое сотрудничество между природой и человеком. Даосизм выступает за то, чтобы природа шла своим путем, не нарушаемым неуместным и неуклюжим человеческим вмешательством» [cм.18].

Мировоззрение, которое вытекает из этих более мудрых и менее агрессивных религиозных и философских традиций, подает нам сегодня надежду на спасение человечества. Повеление «покорять», которое современный человек принял как руководство к действию, без всякого сомнения, аморально, невыполнимо и гибельно [10, с.495]. Таким образом, экологическая проблематика распространяется от уровня прагматически-прикладного до уровня ценностно-смыслового. Одновременно с поисками «нового экологического мировоззрения» на Западе возникают течения, пытающиеся отстаивать экологическое сознание в рамках традиционного христианства. В контексте данного направления отмечается, что человек изначально имел высшее призвание, ему была вверена космическая миссия – он был создан для того, чтобы «возделывать и хранить» Эдемский сад, быть «соработником» Бога в его устроении. Для человека Эдем – место, где достигается полнота жизни. Миссия человека в Эдеме – быть ответственным вице-королем от Бога, действующим в духе святости и праведности на основе высшего ведения.

Библия не предлагает конкретной программы создания экологического равновесия. Однако она выявляет глубокие корни психологического отчуждения человека от природы, причины потери внутреннего контакта с ней.

Капитализм стал той цивилизацией, которая беспощадно разрушала природу. Особенно пагубными были последствия воздействия капиталистической цивилизации в колониальных странах.

Ценностное, благоговейное отношение к природе, как творению Бога, данное человеку для сохранения и приумножения – характерная черта и для экологического сознания русских мыслителей. В концепции «всеединства», В.С. Соловьева отстаивается мысль о равнозначности и равноправности всего живого. В своей последней работе «Повесть об Антихристе» из «Трех разговоров» В.С. Соловьев проницательно увидел опасности излишнего технократизма, который способен разрушить все живое [11].

Оценивая современные теории космистов в их попытках «слиться с природой», нужно помнить, что космос многопланов, вследствие чего эти попытки могут обернуться поклонением твари вместо Творца, порабощением человека и его моральным разложением.

Еще более ортодоксальна позиция современного представителя контркультуры Т. Розака, который, негативно оценивая возможности христианства в деле решения экологической проблемы, призывает заменить его на мистическую экологию гностицизма (мир предельно отдален от бога и представляет его антипод; душа иноприродна плоти и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере).

Вторая тенденция ориентирована, прежде всего, на создание определенной технологической системы отношений, призванной оградить природу от пагубных последствий человеческой деятельности. В рамках этой тенденции разрабатываются высокотехнологичные способы утилизации отходов как бытовых, так и технических, осуществляется эффективная очистка природных ресурсов, например, воды, которыми человек постоянно пользуется. Ведется борьба за сохранение редких видов фауны и флоры. Наиболее ярким проявлением этой тенденции является деятельность международной организации «Гринпис» и партии «Зеленых». Достоинством такого подхода к созданию системы экологических мер служит следующее:

- разработка высокоэффективных технологических методов очистки окружающей природы;

- создание достаточно эффективного законодательства, охраняющего природные богатства.

- активное включение в природоохранительную деятельность широкого круга общественности, включая молодежь.

Таким образом, деятельность природоохранительных организаций в основном направлена на создание комплекса запретных мер, которые существенно ограничивают любое взаимодействие с природой. Представители «Зеленых», видя перед собой лишь одну цель – борьбу – забывают, что в этой борьбе не все средства допустимы. Примеры тому – сознательное уничтожение материальных ценностей (одежды, обуви, которая является личной собственностью), произведенных из шкур животных. Не случайно, что сторонники движения «Зеленых» иногда по своему поведению напоминают закрытую, элитную организацию с явно выраженными элементами тоталитаризма. В силу того, что основные усилия направляются на борьбу с последствиями экологических катастроф, эта тенденция содержит в личностно-эмоциональном плане негативные латентные импульсы. Этот подход не может рассматриваться как универсальный способ установления и поддержания экологического равновесия в природе. Одновременно процесс реализации этого подхода в рамках отдельных культур требует его корреляции с учетом социальных, культурных и религиозных традиций социума.

Кроме того, по мере перехода капитализма в стадию «открытого демократического общества», природа стала не только объектом защиты, но и предметом теоретической рефлексии с позиций этического подхода.

В настоящее время этикоцентристский тип экологического сознания является приоритетным в современной европейской культуре, и в этом плане достаточно интересно проследить, какое место отводится проблемам экологии, экологического воспитания в странах Европы. В образовательных и воспитательных программах все чаще возникает проблема не только научения, посредством получения определенных экологических знаний, но и выработки ценностно-смыслового поведения в отношении к природе. Процесс экологизации науки в западной культуре включает следующие основные моменты:

- экологизация науки в целом;

- биологизация науки;

- гуманизация и социологизация научных достижений;

- аксиологизация целей и результатов науки,

Возросшая экофункция науки нашла свое выражение в деятельности Аурелио Печчеи, основателя «Римского клуба». Римский клуб-неправительственная организация, созданная в 1968 году и объединившая автоитетных ученых: экономистов, естественников, социологов – А. Печчеи, А. Кинга, Д. Медоуза, М. Месаровича и мн. др., поставила целью своей деятельности привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам и к поискам путей их решения. В западной глобалистике наиболее ярко выделились два крыла: технократическое и технопессимистическое. Представители технократического крыла уповают на науку, а представители технопессимистического крыла, наоборот, возлагают ответственность за обострение глобальных проблем на научно-технический прогресс. А. Печчеи впервые в 30-е годы увидел масштабное изменение облика земли вследствие человеческой деятельности. В своей книге «Человеческие качества» он отмечает, что основная современная экофункция человека – это «новая роль регулятора жизни на планете, включая его собственную жизнь» [13, с. 22]. Эта же мысль высказывается и в первом докладе Римскому клубу «Пределы роста», в котором авторы утверждают, что «реальными проблемами являются не технические или экономические, а политические, социальные и культурные» [13, с. 65-70]. Это предполагает создание определенной экокультуры, основными характеристиками которой являются:

- интегративность, включающая весь комплекс знаний о системе «природа и общество»;

- глобальность как способность учитывать интересы всех, населяющих Землю субъектов;

- ориентация на будущее. Осознанное развертывание тенденций эко-культуры в ее позитивном содержании;

- выработка стратегических образовательных и воспитательных программ по грамотному, ответственному отношению к природе, аксиологически направленных и осмысленных.

Для такого экоцентрического типа взаимодействия с природой необходим определенный уровень экологического сознания, для которого характерным является ориентированность на экологическую целесообразность, на восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком. Специфической чертой экзоцентрического типа экологического сознания является динамический баланс прагматического и непрагматического взаимодействия человека (общества) и природы, который включает в себя следующие составляющие, где

- высшая ценность – гармоническое развитие природы и человека;

- человек не противопоставляется миру природы;

- потребительское отношение к природе заменяется гармоническим взаимодействием с природным миром;

- характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»;

- природа воспринимается как субъект взаимодействия;

- этические нормы одинаково распространяются и на человека, и на природу;

- развитие общества и природы рассматривается как процесс коэволюции (соразвития).

Деятельность по защите природного мира продиктована необходимостью сохранения природы не только ради человека, но и, в первую очередь, ради нее самой. Первая тенденция характеризуется ориентацией на формирование системы экологических представлений о предмете экологического воздействия. На этом уровне решается вопрос о том, чтобы все субъекты, осуществляющие деятельность в сфере производств, достаточно отчетливо представляли себе, какими знаниями должны они обладать для того, чтобы преодолеть экологическую катастрофу, каким образом гармонизировать отношения «человек – природа». Этот уровень экологического образования и воспитания, которые в данном контексте выступает как экологическое просвещение, несомненно, являет собой важную методологическую основу выстраивания отношений «человек – природа», но не дает ответ на вопрос о том, ради чего, с какой целью человек именно таким образом строит свои отношения с окружающим миром.

Для эффективного и всестороннего управления природой (экосистемами) необходим более высокий уровень социального знания, наполнения его ценностно-смысловыми характеристиками. И только в этом случае будет достигнуто гармоническое, основанное на принципах разума, ценностных смыслах взаимоотношение человека и окружающей его природной среды, будет создана, по прогнозам В.И. Вернадского, «ноосфера», сфера разума, как единая, целостная социоприродная оболочка земли [15, с.191]. Значение В.И. Вернадского, а если брать шире, то и всего русского космизма в целом, заключается в том, что он четко обозначил переход ноосферы земной (сферы научных и философско-культурологических знаний) к ноосфере космической. Ученый предлагает «создание новых форм жизни человечества» в связи со своим научным положением о том, что жизнь – это не «частное планетарное явление». Он предлагает посредством развития биотехнологий и создания нового общества решить многие глобальные проблемы. Действительно, для общества, где материальное производство является основой жизни, экологическая катастрофа становится неизбежной. Для человечества ситуация такова, что либо оно изменит себя, воссоздаст свое единство с природой, либо погибнет вместе с планетой.

В связи с тем, что в условиях экологического кризиса формируется новая стратегия нравственного поведения, баланс природы должен быть рассмотрен не только как источник всех наших ценностей, а как основа выбора, с которой все другие ценности должны быть согласованы. Утверждение баланса природы как основы ценностей фиксирует необходимую среду для этической активности. В этом случае нравственность выводима из целостного характера экосистемы. С нашей точки зрения это означат, что хотя человек определяет свои ценности сам, но выбор его ценностей ориентирован не только традициями общества, в котором он существует, но и современным экологическим императивом.

Таким образом, экологическая безопасность стала важной составной частью национальной безопасности государств. Под термином «экологическая безопасность» понимают состояние защищенности каждого отдельного лица, общества, государства и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций. Соответственно экологическая безопасность может рассматриваться на разных уровнях – от локального до глобального. Достигается она при помощи системы, включающей и планирование (прогнозирование), и осуществление заблаговременных (профилактических) мер, и мер по ликвидации последствий неблагоприятного воздействия природных и технологических процессов на здоровье и жизнедеятельность отдельных людей и всего общества.

В основе всей этой системы мер экологической безопасности должна лежать хорошо продуманная, четко выстроенная экологическая политика. К основным направлениям экологической политики относят: 1) оптимизацию использования природных ресурсов в процессе общественного производства; 2) охрану природы от негативных последствий человеческой деятельности; 3) обеспечение экологической безопасности населения. Можно добавить, что осуществление этих направлений во многом зависит от общего уровня развития той или иной страны, от того, как в ней решаются главные социально-экономические проблемы.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 639. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия