Студопедия — В7.Философия Нового времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В7.Философия Нового времени






Развитие фил.мысли в Нов.время было тесно соп­ряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,герман­ская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчище­ны пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.време­ни,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает"наука Нов.времени",т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного"гипотез не измышляю"стал лозунгом такого противостоя­ния.

В8.эмпиризм и рационализм. Хар-на ориентация на по-зн-е реаль-ти,основ-ое на чувств-ом.Формирова-ние естествозн-я связано с тенденцией позн-я на ед-ых фактах.Встает?о сущ-ти и хар-ре самого позн-я. Стремление к систематизации,колич.рост и усилив-шаяся дифференциация позн-я вызывают развитие теорет.мышления,стремящегося к созданию целостного образа мира.Стремл-е к выяснению взаимосвязей ведет к повыш.роли рац.рассм-я,поэтому с развитием чувственного эмпирич.позн-я мира развивается и точное математ.мышление. Осн.пред-ли:Бекон,Декарт.Д.–фр.ф-в.Его ф-я связана с матемой,физикой,космогонией.Уч-е о материи. (суб-станции).Общая причина движения по Д–бог,он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее кол-во движения и покоя.В челе связаны бездуш.и безжизн.телесный механизм с мыслящей душой.Тело и душа взаимосвязаны шишковидной железой.Материалис-тич.физиология выступала в противоречивом сочетании с уч-ем о нематериальности души:тело сущ-ет в протяжение,душа-в мышлении.Кон.задачу зн-я видел в господстве чела над силами природы,в открытии и изобретении технич.ср-в,в усовершенствовании природы чела.Он родоначальник рационализма.Отвел в пр-ссе позн-я гл.роль дедук-ции.Бэкон.Лейтмотив его ф-и–«зн-е–сила».Осн.зас-луг:1ым изменил отн-е к теории позн-я.Осн.метод науч.исслед-й-аристотелевским(дедукция–от общего к единичному путем лог.выводов).На этом пути не найти нов.зн-е,можно лишь выявить уже известное скрытое.Осн.познав.дея-ти д.б.индукция,к-ая опира-ется на опыт.Чтобы получить общее пред-е о ч-л,нужно иметь опред.опыт.Возражения:опыт имели крестьяне,невеж.люди,аобраз.люди опыта не имели). Б.:«Получить зн-е можно,если избавиться от заблуж-дений»-идолов:1.Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из чел природы,перенося на него свои кач-ва–антропоморфность мифа).2.Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры,к-ая сделана из образования,воспитания,соц.положения) 3.Идола рынка(на рынке люди общаются,усваивают мнения др.лю-дей,что приводит к ошибочным выво-дам,слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).4.Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения,нужно критично относится к мнениям авторитетных людей). Б.принадлежал к эмпирикам(в основе позн-я лежит опыт).Считал:ф-я должна носить практ.хар-р,высшая цель науки-господство чела над природой,а«господ-ть над природой можно,только подчиняясь ее з-нам».Б.провоз­гласил ставший знаменитым девиз:«Знание–сила».Могуществен тот,кто может,а может тот,кто знает.Путь,ведущим к зн-ю,-наблю­дение,анализ,сравнение и эксперимент.Ученый дол-жен идти в своих исс-ях от наблюдения ед.фактов к широким обобщениям.В трактате«Новый органон»Б развил нов.пони­мание задач науки.Именно он возжег факел нов.науки–мето­дологии экспериментального естествозн-я.Б-верующим челом.Наука,подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы,или землю.Она состоит из 2х видов зн-я–один из них внушается Богом, а др ведет свое начало от органов чувств.Наука,т о,делится на теологию и ф-ю.Б стоял на пози­ции двойств.исти-ны:есть истина религиозная и «светская».Вера в Бога достигается путем открове-ния,«светская»истина постиг.опытом и разумом.Он не сознавал важности и индукции,и дедукции.Подобно тому как чел не м-ет ходить на одн.ноге,так и ученый не м-ет полноц заним.нау­кой,пользуясь лишь одним из этих методов.

В9.Учение о субстанциях в ф-и Нов.времени. Вслед за Бэконом и Декартом осн.цель ф-и исследовал Спиноза-нидерланд.ф-ф-материалист,пантеист и атеист."Богословско-полит.трактат"и "Этика".Цель ф-и-в господстве над внеш.природой и совершенствовании чел.природы..Разрабатывал учение о свободе.В основу своего материализма и атеизма положил идею:сущ-ет лишь одна субстанция-природа,к-ая -причина самой себя и не нуждается для своего существ-я ни в чем другом.От субстанции следует отличать мир отд.конечных вещей,или сов-ть модусов(то,что сущ-ет не само по себе,а в др-ом).Субстанция едина.Модусы и субстанция соотносятся как точки на прямой линии и сама прямая.Природа сущ-ет сама по себе.Она бесконечна.Атрибуты субстанции-протяжение и мышление. Чел-часть природы (не соц.существо,а"вещь"природы).Его этика изложена геометрическим методом(аксиомы,теоремы).Разрабатывает учение о свободе.Отвергает идеалистическое учение о свободе воли.Свобода,-познанная необходимость, т.е.ясное и отчетливое представление о том,что необходимо.свобода-только господство разума над чувствами.Он не понимал роль материальной практики в осуществлении свободы.Теория позн-я Спинозы имеет материалистический и рационал.хар-р.1ая,низшая ступень позн-я-чувственные восприятия,2ая-зн-е,основывающееся на уме,3ья непосредственное созерцание.Он принижает роль чувст­венного позн-я и опыта,не видит в практике,опыте критерия ис­тинности зн-я..Сыграл большую роль в развитии атеизма и религиозного свободомыслия..Его общ.-полит.воззрениях:принимает теорию Гоббса о гос-ве,общ-ве, однако высшей формой считает демократическое правление.В отличие от Гоббса ограничил всесилие госуд.власти требованиями свободы и разума.Он полагал,что власть,способная управлять людьми поср-вом страха,не м.б. признана добродетельной.Людей надо вести так,чтобы им казалось,будто их не ведут,а они живут по своему собственному разуму и по своему свободному изволению.Если Гоббс,Спиноза,Локк в основном продолжали линию материализма и развивали его в 16-17вв.,тоЛейбниц-представитель идеализма 17в. Стремился к выработке широких объеди­няющих воззрений.Пытался соединить несоединимое:науку с религией,априо­ризм с эмпиризмом.Хар-ая черта науч. дея-ти-стремле­ние соединить теорию с практикой.Его внимание привлекали и соц.??Учение о субстанции, исходил из мн-ва субстанций.Любая вещь-суб-станция.Каждая вещь-"монада"(отгр.топазединица, простая сущность).Монада-дух.единица бытия,дух.атом, к-ый замкнут в себе и не имеет возможности влиять на др.монады.Весь мир-собрание монад.Бытие монад- внутр.дея-ть представления.Монады выстраиваются согласно своей иерархии.Низшие из них образуют уровень обычного матер.бытия и отличаются не-значительн.способностями к ясному представлению.Эти способности возрастают по мере восхождения к высшей монаде-Богу.Бог приводит все монады в состояние соответствия друг другу,при к-ом изменения в одной монаде связаны с изменениями всех остальных. Такая«предустановленная гармония»делает наш мир луч-шим из возможных миров.Применительно к декартовой проблеме отн-я души и тела монадология Л.представляет как способ сохранить независимость души и тела и в то же время объяснить их сгласованность.Л.согласен с эмпириками,утверждавшими,что чувства служат исходной ступенькой позн-я.Считает он,поск-ку всякая душа есть монада,направленная лишь на самое себя,то позн-е-процесс постепенного осозн-я того,что имеется в бессознательном.Т.о.,Л.внес существенные коррективы в теорию врожденных идей Декарта.Врожденные идеи рассм-ся как воз-ть,к к-ой чел может идти,как к бес-ному в себе.Вариант подхода, предложен-ный Л.,должен был ослабить силу критики теории врож-денных идей со стороны эмпирической ф-и,оставляя в неприкосн. притязания разума.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 402. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия