Студопедия — Социальная философия, ее предмет и методология исследования
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальная философия, ее предмет и методология исследования






Социальная философия представляет собой относительно самостоятельную область философского знания, посвященную осмыслению взаимодействия человека и общества. К предмету социальной философии относится смысл и логика истории, движущие силы исторического развития, социальная структура, диалектика индивидуального и социального. Общественная жизнь рассматривается прежде всего под углом зрения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные вопросы. Социальная философия анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.

Начало социальной философии в европейской культуре положил Августин своим знаменитым трудом "О Граде Божьем". Центральное событие, положившее начало историческому процессу, с точки зрения Августина, - грехопадение первых людей, Адама и Евы. История в концепции Августина рассматривается как длительный целенаправленный процесс "спасения" человечества, обретения им утраченного едва с Богом, обретения царства Божьего.

Социальная философия как светская наука формируется в 18-19 вв. Наиболее развернуто она была представлена в системе Гегеля, который связывал философско-историческое исследование с изучением смысла истории, с поиском законов истории, направленностью исторического развития, возможностью предвидения будущего. Гегель заложил основы научной типизации исторического процесса. Он уловил в истории ее общую логику, внутреннюю закономерность. Ступени истории - это этапы самосознания мирового духа, прогресс в познании свободы. При этом каждая ступень находит наиболее адекватное выражение в духе определенного народа, который реализует эту ступень в своей истории. Гегель выделил три таких исторических ступени и соответственно 3 типа общества: восточный мир, античность, германский мир. В основе его периодизации положены критерии, в известной мере отражающие действительную, объективную логику исторического развития.

Система Гегеля - пример идеалистической концепции исторического развития.

До эпохи истмата, капитализма считалось, что история человечества определяется провидением, сверхъественными силами, которые распоряжаются судьбами народа. С развитием научного знания такое объяснение себя исчерпало. Его заменила теория, согласно которой естественными причинами исторических событий является изменение мнений, нравов, обычаев людей. Смысл и логику истории определяют люди, руководствуясь определенной теорией (минусы такого подхода: абсолютизация роли идей, роли отдельной личности).

Возникает вопрос: а в чем причина изменения самих идей, самих людей? Почему люди отказываются от одних идей и принимают другие? Марксизм дает этому свое объяснение.

Гегель мистифицировал историческую закономерность, связав ее с саморазвитием абсолютной идеи. Маркс продолжил поиск объективного основания исторического процесса. Он не ограничился рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а акцентировал внимание на том, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются.

Маркс применил принцип материализма к истолкованию законов и движущих сил развития общества. Из разных областей общественной жизни он выделил экономическую область, а из всех общественных отношений - производственные, как основные, первоначальные, определяющие все остальные отношения; то есть, по его мнению, реальный процесс материального производства и производственные отношения лежат в основе духовной жизни. Из бытия вообще было выделено общественное бытие - материальной жизни общества и исторически сложившиеся объективные, от сознания и воли отдельных людей независящие производственные отношения, совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка, которому соответствует определенная форма общественного сознания.

Способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические, духовные процессы жизнедеятельности вообще. Таким образом, объективный критерий исторического развития - развитие производственных отношений. Если они соответствуют характеру и уровню развития производительных сил, то они ускоряют развитие последних, дают им простор тем самым выступают как двигатели развития всего общества.

Истмат рассматривает развитие общества как закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производит сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. В соответствии с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.

Таким образом, Маркс дает материалистическое понимание истории, основные принципы которого следующие:

1. Материализм (первично бытие, вторично сознание)

2. Отражение

3. Диалектика (противоречие)

4. Историзм (принцип познания вещей и явлений в органической связи с порождающими их условиями)

5. Детерминизм (обусловленность исторического развития общества объективными законам)

6. Деятельность как способ существования общества

Достоинства: позволяет описывать историю общества по определенным законам развития

Недостатки: личность рассматривается через призму экономических отношений, не учитываются ее потребности, интересы (сведение индивидуального к социальному); мало внимания уделяется духовной сфере общества; догматизм (Маркс рассматривал развитие истории как гипотезу, у нас произошла ее абсолютизация, неадекватное толкование этих положений: Если Маркс говорил о том, что производственные отношения складываются независимо от воли и желания людей, то Ленин - независимо от сознания людей).

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 695. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия