Студопедия — Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его формы и структура.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его формы и структура.






Категории ДЖО (духовная жизнь общества) и ОС (общественное сознание) по своей сущности взаимосвязаны между собой, но тем не менее различны. Некоторые философы употребляя понятие ДЖО по существу не отличали его от критерия ОС, отождествляя с последним. Сегодня такое тождество признается неверным. Говоря о различиях этих понятий, нужно отметить такой факт: в понятии ДЖО духовные процессы общества отражаются в эмпирической реальности, конкретности. В нем нет той степени противопоставления материального и идеального, как в категории ОС. Но в этом понятии выражена производность духовного процесса общества от способа производства материальной жизни общества, его обусловленность последним.

В понятии ДЖО, как и в категории ОС, фиксируется целостность духовной жизни общества. Но в каждом из них она отражается специфически. Категорией ОС фиксируется целостность отражения общественным субъектом общественного бытия. Понятием ДЖО схватывается другая сторона целостности духовной реальности общества. Духовная реальность общества как бы пронизывает собой все сферы общества. Понятие ДЖО отражает преимущественно связи, взаимопереходы духовных процессов, протекающих в различных сферах общественной жизни. Таким образом понятие ДЖО отражает момент функционирования духовной реальности.

Марксистская теория признает вторичность ОС по отношению к общественному бытию. Если на первых ступенях истории ОС формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей то в дальнейшем, с возникновением классов, политики, политической борьбы воздействие общественного бытия на ОС опосредуется государством, государственным строем, правовыми и политическими отношениями.

Таким образом, по Марксу общественное бытие, практически-преобразовательная деятельность прежде всего, связывает людей в одно целое, в общество. На такой основе возникают общественные отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления этой деятельности. Отражением же всего этого является общественное сознание. Вместе с тем, француз Сг и философ Э.Дюркгейм выделяет такие этапы в развитии человечества, когда определяющей, цементирующей силой общества выступало прежде всего ОС (или общее, по словам Дюркгейма). В тот период истории господствовала механическая солидарность, которая была основана на однородности общества, сходстве индивидуумов и их общественных функций. Другой этап - организованная солидарность, которая основана на разделении труда. Разделение труда, по Дюркгейму, - тот механизм, который в современном обществе, в значительной степени утратившем цементирующую силу общего сознания, создает желаемую общественную связь, солидарность м/у классами.

Общественное сознание надличностно. Оно - не количественная сумма индивидуальных сознаний, а новая идеально-объективная действительность, с требованиями которой индивидуум вынужден считаться. ОС не существует для индивидуумов как внешняя механическая сила. Каждый человек по-разному, в силу индивидуальных особенностей, вбирает его в себя, по-разному реагирует на него и может по-разному влиять на ОС. Носители общественного сознания - не только индивидуумы, но и группы и общества в целом.

ОС - это совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.д.

ОС- не что иное, как осознанное бытие. На первых ступенях истории ОС формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы "вплетено" в материальную деятельность. В дальнейшем категория ОС по мере развития получает более глубокое осмысление. ОС обладает сложной внутренней структурой. В структуре ОС (в самом общем виде) выделяют его уровни и формы. Уровнями ОС являются обыденное, эмпирическое

сознание, возникающее в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности; и научно-теоретическое сознание, отражающее существенные связи и закономерности внешней стороны действительности, вырабатывается в науке и других формах сознания.

Формы ОС представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию. ОС и его формам присуща относительная самостоятельность (при всей их зависимости от общественного бытия). Последняя выражается в том, что изменения в материальной

жизни общества никогда не создают заново продукты ОС, ибо научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызвать мгновенного, автоматического изменения ОС, так как духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между

новыми и старыми идеями приводит закономерно к победе тех, которые вызываются решающими потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль ОС и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Категории ОС и ДЖО, конечно, взаимно связаны. Они отражают различные стороны одной и той же духовной реальности общества.

В переломные эпохи возникают нетрадиционные формы ОС. В последние десятилетия - экономическое, историческое, экологическое сознание.

Историческое сознание - бурный процесс демократизации общества привел к необходимости осмыслить истоки и причины нашего бытия. Причем если раньше этим занимались ученые-историки, то сейчас интерес к этому всеобщий.

Экономическое сознание - при командно-административной системе глубокие экономические знания не требовались. Экономическая реформа изменила ситуацию.

Экологическое сознание - отражает критическую ситуацию взаимодействия общества и природы. Осознание экологической катастрофы - мощний фактор активизации общественно-политической, научно-технологической и природно-охранной деятельности.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия