Студопедия — Философия и научная программа В. Г. Лейбница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия и научная программа В. Г. Лейбница






Немецкий ученый-математик, философ-рациона­лист Готфрид Лейбниц (1646-1716) отвечал, что созна­ние скорее похоже на кусок мрамора и прожилками ограничивает возможности того, что можно изваять из этого куска. С этой точки зрения, врожденные идеи — природные наклонности ума, не требующие обоснова­ния истин, основывающихся на этих наклонностях. В конечном счете все наши идеи врожденные, в этом Лейбниц согласен с Платоном, но само познание ока­зывается процессом прояснения врожденных идей.

Спор об универсальном характере человеческого знания, связанный с концепцией врожденных идей, продолжился и дальше в истории философии. В этом смысле кантовские категории, основополагающие для современных когнитивистских теорий, оказываются врожденными идеями в том понимании, которое пред­ложил Лейбниц. Существующие интерпретации кан-товского априоризма часто сопоставляют его с учени­ем о врожденных идеях: категории являются, согласно Канту, чистыми понятиями рассудка и определяют собственно опыт. Хотя Кант считал сам вопрос о про­исхождении идей некорректным по отношению к на­учной философии и отвергал учение о врожденности идей. К защитникам теории врожденных идей относит­ся, например, современный лингвист, философ-анали­тик Хомский, предполагающий существование универ­сальной врожденной грамматики, которая позволяет отличить грамматические формы от неграмматических форм языка.

В более широком смысле речь идет о трансформа­ции проблемы врожденных идей в дискуссию о врож­денных и приобретенных формах знания. Таким об­разом, врожденность идей в некоторых концепциях объяснялась тем, что определенные идеи, например, математические, логические, этические не имеют от­ношения к чувственному миру. В настоящее время проблема врожденных идей рассматривается скорее как проблема в рамках соотношения биологического и социального в природе человека, как концепция гене­тически закодированной информации.

Лейбниц решает проблему неоднородности вос­приятия вещей на основе развития картезианской идеи субстанции. Субстанция, чтобы ее мыслить как некий универсальный объясняющий принцип, должна пони­маться как множественная: мир — это огромное коли­чество постоянно меняющих свое состояние монад. Монада (с греческого — «единица») — простая, неде­лимая, непротяженная, самодостаточная сущность. Они «не имеют окон», т. е. не взаимодействуют с внешним миром. Они сотворены Богом, при этом Бог — сам монада. С целым рядом оговорок Лейбниц различает монады по тому, насколько они обладают самосозна­нием и насколько они творчески активны. Божествен­ная монада сочетает в себе абсолютное самосознание и абсолютные креативные способности — что доказы­вает самый оптимистичный вывод из учения о мона­дах — вывод о том, что сотворенный мир — лучший из всех возможных миров.

Один из основных аргументов Лейбница в пользу монадологии — принцип предустановленной гармонии (от латинского ргае — до и stabilis — установленное, устойчивое). Он объясняет согласованность замкну­тых в самих себе и невосприимчивых к побуждениям извне монад между собой. Лейбниц считает, что в момент творения Бог установил, что хотя ни одна монада причинно не взаимодействует ни с какой другой мона­дой, но каждая предполагает, что имеет впечатление о том, что они взаимодействуют и что представляют со­бой материальные объекты, которые воспринимаются. Т. е. отношения между монадами — это такие отноше­ния, которые не предполагают причинно-следственной связи, но находятся в независимом гармоничном изме­нении.

В качестве примера Лейбниц приводит одинаково отрегулированные часы. Он объясняет согласован­ность между душой и телом примером синхронного движения двух маятников часов различной конструк­ции, которые встречаются в момент, когда часы пока­зывают одинаковое время. Добиться синхронности можно, с его точки зрения, тремя способами: 1) согла­совать движение маятников таким образом, чтобы они непременно качались синхронно; 2) поручить какому-нибудь человеку регулировать их движения, делая их синхронными; 3) построить новые часы, настолько добротные и точные, чтобы они могли идти строго параллельно благодаря своей конструкции. Без сомне­ния, последний способ — наилучший. По аналогии можно представить как возможно обеспечить согласо­ванность между душой и телом: 1) путем влияния одно­го из них на другое (этот способ соответствует общему мнению школ, но представляется необъяснимым); 2) по­средством помощи Бога, если Он позаботится, в соот­ветствии с положениями окказионализма, регулировать их движения, подгоняя одно к другому; состояние од­ного из них дало бы случай Богу вызвать у второго соответствующее впечатление — это было бы непрек­ращающееся чудо, несовместимое с Божественной муд­ростью и порядком вещей; 3) посредством точного саморегулирования каждой из двух сущностей, чтобы они могли действовать согласованно в силу собствен­ной природы. Также как и в примере с часами после­дний способ представляется наиболее совершенным и более всего достойным Бога. Его Лейбниц называет «системой предустановленной гармонии».

Этот закон часто интерпретируется как модифика­ция принципа «все во всем», развитие идеи согласо­ванности частей, образующих единое целое: «Таким образом достигается максимальное разнообразие, в то же время идущее об руку с максимально возможным порядком». В «Теодицее» Лейбниц пытается оправдать возникновение зла в этом «лучшем из миров»: он раз­личает зло метафизическое как несовершенство твар-ного мира, физическое, которое всегда относительно, и моральное, допущенное Богом как следствие челове­ческой свободы.

Но с точки зрения специфики теории познания Лейбница, в которой он рассматривал познание в це­лом как прояснение уже имеющихся в разуме, но смут­ных, неотчетливых достоверных знаний, здесь прин­цип предустановленной гармонии относится к самим ощущениям монад: считается, что Лейбниц предложил таким образом один из вариантов феноменализма. Каждая монада имеет ощущение, которое мы предпо­лагали бы, если бы они взаимодействовали, или же они были бы протяженными материальными объектами, которые могут быть восприняты. Поэтому Лейбниц не отрицает роли чувственного опытного познания, одна­ко отказывает ему в необходимости и достоверности: Лейбниц наряду с «истинами разума» говорит и об «истинах факта», основанных на таком «эмпиричес­ком» познании. Но «истины факта», по мнению Лейб­ница, носят вероятностный, а не достоверный характер. Для их подтверждения необходим закон достаточного основания, т. е. оправдание опытом. Но последним до­статочным основанием с необходимостью является Бог. «Истины Разума» носят вечный характер и достаточно логически доказать их непротиворечивость. Таким об­разом, именно логика оказывается ключом к достовер­ному знанию, а правила формализации — способом его истолкования.

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 541. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия