Студопедия — Эстетический идеал современности и проблема прекрасного
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетический идеал современности и проблема прекрасного






В XX в. наблюдается отход от ценностей классичес­кого искусства, их радикальное переосмысление, вплоть до противопоставления прежним эстетическим принци­пам новых художественных концепций, осуществив­шихся в практике модернизма и постмодернизма.

Предшествовавшая XX веку история искусства и эстетическая теория свои ценностные параметры со­прягали преимущественно с познавательной природой творчества. В научном обиходе мыслителей и художни­ков преобладали понятия мимезиса, подражания, вос­произведения, отражения. Искусство сравнивали с зеркалом, обращенным к внешнему миру. Оно так или иначе стремилось к отображению всего прекрасного и гармоничного, будь-то античный Космос, средневеко­вый Бог, ренессансная Природа или идеалы Добра и Истины эпохи Просвещения. И лишь в XX веке впер­вые за всю историю зеркало искусства резко поверну­лось на 180 градусов, обратившись к внутреннему миру человека. Главенствующей стала идея самовы­ражения художника. Оно заговорило о человеке не со стороны, а заглянув внутрь его самого. Резкая переме­на в ценностной ориентации искусства объясняется крушением прежних идеалов, в особенности просве­тительских, обещавших благоденствие человеку и жи­вотворное преобразование общества и культуры. Та­кой поворот в общественном сознании предвещали представители философии жизни, персонализма и эк­зистенциализма. Искусство перестало воспринимать­ся как отсвет внешнего мира, как нечто вторичное, напротив, все чаще подчеркивались его автономность, самоценность, самодостаточность, оригинальность ху­дожественной реальности. «Не храмом, не школой, не зеркалом, трибуной или кафедрой должен быть театр, а только театром» — убеждал в статье «Апология теат­ральности» (1907) крупный драматург, режиссер и композитор Н. Евреинов.

Но вот со второй половины XX века и, чем ближе к рубежу тысячелетий, тем увереннее заявляет о себе постмодернизм. Признание самодостаточности произведения достигает таких пределов, что оно практически не дистанцируется от внешнего мира и подобно древнему мифу становится такой же ре­альностью, как и все вокруг. Т. Адорно заметил, что современное искусство часто отказывается от катар­сиса, дабы публика не сопереживала трагическому, а испытывала бы его непосредственно на себе. В резуль^ тате снятия эстетической дистанции между искусст­вом и жизнью исчезает и классический эффект ка-тарсического воздействия, разрядки.

Постмодернизм отказывается от ценностей клас­сической эстетики. В нем, согласно терминологии Ниц­ше, аполлоническое вытесняется дионисийским, гар­моническая упорядоченность классических образцов сменяется дисгармоничностью и алогизмом. В художе­ственном процессе отсутствует сколько-нибудь опре­деленная творческая доминанта, как это было харак­терно другим культурно-историческим эпохам. Зерка­ло искусства завертелось во все стороны, создавая калейдоскопические картины. Постмодернизм с его философией ризомности (деконструктивизма) отрица­ет структурную целостность форм, отдавая предпочте­ние мозаичности и эклектизму. Концептуалисты выби­рают энтропию, абсурд, хаос.

В историко-эстетических реминисценциях, в диа-хромном звучании художественных идей ближайшего и давнего времени, сталкивая и манипулируя концеп­циями и цитатами, постмодернизм предстал и преус­пел как коллективный социальный пересмешник. По­чти все у него пронизано иронией, двусмысленностью, игрой. Только игрой без правил, в отличие от традици­онного искусства, где у игры какие-то правила есть всегда. Поэтому, несмотря на свой нередкий скепти­цизм, постмодернизм не удручает, как думают многие. Он приглашает поучаствовать в своих играх, отвлекая от однообразия будней и серьезности жизненных про­блем. Часто слышны сомнения — искусство ли это? Да, конечно, ибо отвечает основным его критериям: есть и чувственно-созерцаемая форма, и «незаинтересован­ность суждений вкуса».

В практику современного искусства активно втор­гаются новые формы, перерождаются прежние его черты. Динамизация жизненных процессов, ускорение и усложнение социальной полиритмии способствовали рождению формы клипа. Это явление межвидового искусства. Ограниченность во времени, строгий хроно­метраж, множественная внутренняя трансформация, перетекание и зыбкость образов, неожиданная ориги­нальная смена картин делают клиповость востребован­ной в различных областях эстетической практики.

Феномен визуальной доминанты в искусстве и куль­туре заявил о себе сравнительно давно. Он находит свое развитие в возникновении нового идеографического жанра, представляющего собой синтез изобразительно­го и словесного ряда. В частности, в творчестве А. Воз­несенского это проявляется как идеографическая по­эзия. Возникают так называемые видеомы, которые можно смотреть и читать одновременно, в результате чего рождаются новые художественные смыслы. Про­цессы ускорения и динамизации в искусстве прояви­лись в различных перформенсах — кратковременных представлениях в живом общении. Это бабочки-одно­дневки, не имеющие будущего. Та же тенденция часто способствует уплотнению новых версий театральной инсценировки классики.

Суперполифонизм — явление художественных наслоений не только музыкальных структур; он стал часто встречаться в изобразительном искусстве, когда сквозь одно изображение на живописном полотне проступает другое. То же происходит в кинематогра­фе средствами вертикального монтажа.

Искусство все чаще обращается к камерным фор­мам — явление симптоматичное не только с художе­ственной, но и с экономической точки зрения. В теат­рах наблюдается отчетливая тенденция к дроблению, сокращению трупп, появлению малых сцен; отдается предпочтение соответствующему репертуару.

Знаком времени явилась эротизация. Искусство вновь обратилось к телу. Такое история искусства переживало неоднократно начиная с Античности. Эро­тизация искусства XX века в чем-то сродни ренессан-сным проявлениям, когда после средневековых запре­тов ошеломленный мир вновь почувствовал вкус гедо­низма, в различных формах сохранившийся в класси­цизме, рококо и романтизме. Слова Бердяева о том, что «все подлинно гениальное эротично» имеет весомое подтверждение. Правда, XX век в этом отношении ча­сто бывал далек от художественных высот предшеству­ющих времен.

С большей определенностью о современных тен­денциях в культуре и искусстве можно будет сказать через два-три десятилетия. Сегодня возможны лишь штрихи к портрету.

В наше время весьма распространенной стала мысль, тревога и беспокойство по поводу кризиса куль­туры. Впервые об этом громко заявили Руссо, Шпенг­лер, Бердяев, Ортега-и-Гассета. Действительно, молох цивилизации, искушение материальными ценностями и глобальные проблемы все агрессивнее дают о себе знать. Но ведь именно этим и обусловлена резкая пе­реоценка ценностей в культуре и искусстве. Не свиде­тельствует ли это о приходе на смену прежней другой, новой культуры, ценности которой нами пока еще смутно осознаются, порой кажутся чуждыми. Не по­спешны ли в таком случае выводы о кризисе культуры.

Крутые перемены в общественной жизни вызвали столь же адекватную реакцию культуры. Она адапти­руется к новой эпохе и, как было всегда, способна влиять на новые цивилизационные процессы. И. Брод­ский написал: «Эпоха на колесах не догонит босого поэта». Что это крик отчаяния? А может быть он прав и можно верить поэту, написавшему эти строки, и... тому поэту, о ком они написаны.

 








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 473. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия