Студопедия — Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблемы морали. Особенности современного нравственного сознания






Этика как наука о морали исследует процесс мо­тивации поведения, подвергает критическому рассмот­рению общие ориентации жизнедеятельности, обосно­вывает необходимость и наиболее целесообразную форму правил совместного общежития людей, которые они готовы принять по их взаимному согласию и ис­полнять на основе добровольного намерения.

Этика изучает пове­дение, развивающееся на основе моральных мотивов, выявляет причины, порождающие такие мотивы, общественные условия их воспроизводства, т. е. те факто­ры, которые позволяют с определенной степенью уве­ренности говорить о том, что моральные мотивы имеются не у какого-то одного человека, а у многих людей, что в обществе существуют и воспроизводятся устойчивые нравственные отношения.

Термин этика введен Аристотелем для обозначе­ния той части его учения, в которой рассматривается направленность и способы регуляции человеческого поведения. Этимологически термин этика происходит от греческого слова Ethos, обозначавшего совместное жилище (Илиада), обычай, темперамент, характер. Moralis — римское слово, использованное Цицероном для перевода греческого слова этический. В совре­менном словоупотреблении в русском языке под мора­лью в основном понимаются реально существующие правы, нравственные отношения, а под этикой — имен­но наука о морали.

Мораль как таковая появляется в истории общества именно тогда, когда возникает свобода выбора, когда оказывается возмож­ным жить по-разному, предпочесть одну или другую систему ценностей. Сделать такой выбор возможно лишь в соответствии с некоторой идеей, на основе противопоставления «истинных» и ложных целей бы­тия за счет утверждения представления о том, в чем заключено действительное назначение человека. Эти­ка как система теоретического знания и подвергает критическому рассмотрению некоторую ценностную идею, показывает практические последствия, преиму­щества ее воплощения в жизнь. Поведение в соответствии с моральными нормами часто выглядит как необычное в привычном смысле борьбы за существование, стремления к реализации своих интересов.

Соотнося свои тезисы с уже существующими в обществе нормами морали, теоретики морали в своих пгических теориях пытаются доказать целесообразность этих норм, разъяснить каждому человеку необхо­димость их выполнения, его личную заинтересованность в этом.

В исторической тенденции развития общества жизнь человека все более индивидуализируется, обсто­ятельства, в которых приходится принимать решения, становятся более разнообразными, возможность от­дельной личности повлиять на характер событий за счет своего нравственного выбора в принципе увели­чивается. Хотя этой тенденции и противодействуют многие факторы, связанные с массовой культурой, идеологией, информационной революцией, поведение современного человека все-таки более свободно, по сравнению, скажем, с условиями жизни в сословно организованном обществе, где отдельный индивид прежде всего подчинен традиции, где весь режим его существования оказывается в основном жестко регла­ментированным. Это означает, что возрастает степень индивидуальной ответственности и, соответственно, усложняется процесс мотивации.

Необходимость развития этики как науки о мора­ли и связанная с ее существованием общественная (культурная) функция нравственного просвещения, более всего нужны для облегчения процесса индиви­дуальной мотивации. Мотивация— это осознанное осмысление целей предполагаемого поступка. Она осуществляется с разных сторон. С точки зрения ути­литарной (какие цели может достичь данный поступок в смысле обеспечения условий жизни), технологичес­кой (какие конкретные цели в смысле предметного пре­образования он приносит), гедонистической (это пове­дение, прямо направленное на получение каких-то чув­ственных удовольствий), прагматической (это более сложные, по сравнению с непосредственными чув­ственными удовольствиями, цели, которые зависят и от самого субъекта и от обстоятельств, в которых раз­ворачивается индивидуальная жизнь, например — та-к не как престиж, карьера, месть и т. д.), и, наконец, — собственно нравственной, т. е. с точки зрения обдумы­вания того насколько человек своими действиями ущем­ляет или не ущемляет, развивает или не развивает щи (фесы других людей, приносит пользу или вред (обществу, развивает или не развивает свои обществен­но ценные качества. Некоторые из перечисленных характеристик мо­гут составлять предмет не только моральных, но и правовых оценок, попадать под действие юридических норм. Однако в морали человек обязательно рассматривается в качестве со-творца выполняемой им нормы и принимает ее добровольно в силу убеждения в ее целесообразности.

Ситуация морального выбора возникает тогда, ког­да проявляет себя противоречие между личным инте­ресом и такими условиями общественной жизни, кото­рые оказываются несовместимыми с определенными возможностями его удовлетворения. Эта ситуация, в которой предполагаемое поведение вступает в конфликт с принятыми в обществе моральными нормами, кото­рые известны личности, в определенной степени вошли в глубинные структуры ее собственной психической организации, стали автоматизмами поведения, поэтому выбор сопровождается эмоциональным напряжением, тем, что может быть названо психологическим диском­фортом. Другая ситуация выбора — это ситуация, когда человек отказывается от одних своих желаний ради удовлетворения других, рассматриваемых в качестве более высоких, в большей мере отвечающих назначе­нию человека, в глобальном смысле — когда человек отказывается от одной своей природы, ради того, чтобы сформировать другую, более высокую, способную обес­печить иной уровень бытия, на основе новых, приобре­тенных способностей и потребностей. Понятно, что та­кое поведение не может строится без какого-то пред­ставления человека о себе самом, о целях его жизни

Объектом воздействия этического знания стано­вится также вся система существующих в общестпе социальных норм, содержание которых может уточняться, получать более точную вербальную формулировку за счет работы этической мысли, если речь идет о соб­ственно моральных нормах.

Основные проблемы этики:

Проблема критериев добра и зла

Проблема счастья

Проблема смысла жизни и назначения человека

Под постмодернизмом в общегуманитарной лексике понимается совокупность культурных тенденций и практик, характерных для западного общества и его самосознания периода двух-трех завершающих XX в. десятилетий. По-видимому, вернее всего понимать термин "постмодернизм" как обозначение нынешнего "состояния" общества, или того текущего момента, который открыт для разнообразных интерпретаций, демонстрируя при этом некоторые повторяющиеся черты. Попытка осмыслить себя в современности и тем самым обрести хотя бы минимальную дистанцию в отношении происходящего и выражается нестрогим термином "постмодернизм". Указанное состояние касается самих оснований субъективности и связанной с ней идентичности - личной, групповой, общественной.

Современные философы, которых обычно именуют постмодернистами, говорят о децентрированной субъективности, субъективности, переставшей быть опорой и исходной точкой познания, более того - понимаемой как исторически обусловленная форма. Такой взгляд в области социальной реальности коррелирует с дроблением и плюрализацией социальных ролей, с новыми - множественными - способами включения в индивидуальные и коллективные взаимоотношения. На разных уровнях постмодернизм осознается как исчерпанность системы (либеральных) ценностей и даже целой традиции, вдохновленной идеей прогресса. Ситуация конца историй (Ф. Фукуяма), постиндустриального общества, отмеченного тотальным производством знаков, чем и объясняется его симулятивный, "гиперреальный" характер (Ж. Бодрийяр), утрата привычных оппозиционных членений, имевших, казалось бы, непосредственное отношение к самому порядку вещей (Восток - Запад, мужское - женское, высокое - низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект и т.п.), - все это симптомы изменившегося состояния и в то же время формы его первичной концептуализации, как раз в своем единстве и образующие то, что принято именовать постмодернизмом. Понятно, что к числу таковых относятся и современные этические размышления.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия