Студопедия — Жан Пиаже. 5 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жан Пиаже. 5 страница






Наконец, Дункер, изучая отношение к опыту внезапных пониманий (Einsicht, или интеллектуальных переструктури­рований), нанес решительный удар ассоцианистскому эмпи­ризму, которому в принципе чуждо понятие гештальта. Для этого Дункер проанализировал различные сферы интеллек­та и пришел к выводу, что во всех сферах приобретенный опыт играет в рассуждении лишь вспомогательную роль: он может иметь значение для мышления только в отношении к уже имеющейся организации. Именно эта последняя, то есть структура актуального поля, и определяет возможные обраще­ния к прошлому опыту, либо делая его бесполезным, либо ис­пользуя его. Рассуждение, таким образом, является “битвой, которая кует свое собственное оружие”; оно, согласно Дун-керу, полностью объясняется законами организации, неза­висимыми от истории индивида и обеспечивающими цело­му присущее ему единство структур любого уровня, начиная от элементарных перцептивных форм и вплоть до самых раз­витых форм мышления.

Критика психологии формы. Теперь нам следует рассмо­треть обоснованность утверждений, выдвигаемых теорией формы. Характер “целостности”, свойственный психическим структурам (как перцептивным, так и интеллектуальным), существование законов “хорошей формы”, сведение измене­ний структуры к формам равновесия и т. д. обоснованы столь многочисленными экспериментальными работами, что эти понятия с полным правом широко используются в современ­ной психологии. В частности, способ анализа, в ходе которо­го факты помещаются в рамки целостного “поля”, является единственно приемлемым методом психологического иссле­дования, тогда как сведение их к атомизированным элемен­там всегда искажало единство реальной действительности.

Нужно, однако, твердо усвоить, что если не выводить за­коны организации из абсолютно общих “физических формо, то есть не выносить их за сферу психологии и биологии (Кёлер. “Физические формы” играют у Кёлера по отношению к мыслительным структурам ту же самую роль, что и “вечные идеи” Рассела по отношению к понятиям или априорные схемы по отношению к живой логике.), то язык целостностей оказывается всего лишь спосо­бом описания, и наличие целостных структур в этом случае требует объяснения, которое отнюдь не заключено в самом факте существования целостностей. Именно из этого мы ис­ходили при рассмотрении наших “группировок”, и это сле­дует также принять и для элементарных форм или структур.

Что же касается общего и даже физического существова­ния законов организации, то оно подразумевает, по меныпеи мере, их инвариантность в ходе психического развития (и тео­ретики формы первые это утверждают). Поэтому предвари­тельным вопросом ортодоксальной доктрины формы (а здесь мы ограничиваемся именно ею, хотя некоторые более осто­рожные сторонники гештальт-психологии, такие, как Гельб и Гольдшейн, отвергают гипотезу “физических форм”) яв­ляется вопрос о неизменяемости в процессе психического раз­вития некоторых основных форм организации, в частности форм перцептивных “константностей”.

Однако по этому основному вопросу приходится констати­ровать, что имеющиеся в настоящее время факты явно проти­воречат такому утверждению. В самом деле, не входя в детали и все время оставаясь на почве психологии ребенка и рассма­тривая лишь константность величин, можно выявить сле­дующее.

Г. Франк (См.: Н. Frank. Untersuchung uber SehgroBenkonstanz bei Kindern "Psychologischc Forschung", Berlin, Bd VII, 1926. S. 137-154.) считал, что константность величин можно уста­новить у одиннадцатимесячного ребенка. Но не говоря уже о том, что техника его экспериментов вызвала дискуссию (Берл), даже если этот факт в общих чертах и точен, один­надцать месяцев — это уже значительное развитие сенсо-моторного интеллекта. Э. Брунсвик и Круикшанк констатиро­вали прогрессирующее развитие этой константности в течение первых шести месяцев жизни ребенка.

Совместно с Ламберсье мы провели опыты на детях от 5 до 7 лет; дети должны были сравнивать высоту пары предметов, расположенных на разном расстоянии в глубину. Эти опыты позволили нам выявить фактор, который экспе­риментаторы ранее не принимали в расчет: во всяком возра­сте существует “систематическая ошибка эталона”, которая состоит в том, что элемент, выбранный в качестве эталона, подвергается переоценке по отношению к тем переменным ве­личинам, которые он измеряет; и вызвано это именно тем, что он функционирует в качестве эталона (это относится как к случаям, когда он помещен в глубине, так и к тем случаям, когда он расположен вблизи испытуемого). Эта системати­ческая ошибка субъекта в сочетании с его оценками, относящи­мися к перспективе, может вызывать, казалось бы, явную (но, однако, иллюзорную) константность: со скидкой на “ошиб­ку эталона” наши испытуемые 5-7 лет давали в среднем заметную недооценку величины при сравнении предметов в глубину, тогда как взрослые в среднем приходят в конеч­ном счете к “сверхконстантности” (“surconstance”). (См.:у. Piaget et M. Lambercier. Le probleme de la comparaison visuelle en profor deur et 1'erreur systematique de 1'etalon. "Archives de psychologie", vol. XXI>. 1943. H. 255-308.)

Бурцлаф (См.: W. Burzlaff. Mcthodologische Beitrage zum Problem der Farbenkonstanz "Zeitschrift fur Psychologie", Leipzig, Bd. 119, 1931. S. 177-235.), который также получил вариации в попарных сравнениях предметов в зависимости от возраста, считал, что гештальтистская гипотеза константности величин подтверждается в том случае, когда сравниваемые элементы включены в “конфигурацию” целого и особенно когда они расположены в ряд. Однако Ламберсье, который по нашей просьбе путем тщательно подготовленных опытов проверил сравнение предметов в глубину по рядам (См.: M. Lambercier. La Constance des grandeurs en comparaisons seriales. "Archives de psychologie", vol. XXXXI, 1946. H. 79-282.), сумел показать, что констатность, относительно независимая от возраста, существует только в одном случае (единственном случае, правильно oтмеченном Бурцлафом): когда эталон равен среднему из срав­ниваемых элементов. И напротив, если берется эталон, замет­но больший или меньший, чем средний элемент, сразу же возникают систематические искажения при сравнении рас­положенных в глубине предметов. В результате этого стано­вится совершенно ясным, что константность среднего эле­мента зависит от иных причин, чем константность в глубину инвариантность среднего элемента обеспечивается именно его привилегированным положением (он обесценивается все­ми элементами, высшими по отношению к нему, и симмет­рично восстанавливается всеми низшими элементами, откуда и вытекает его стабильность). Измерения же, проведении на остальных элементах, лишний раз показывают, что у ребенка не существует специфической константности при сравнении расположенных в глубине предметов, тогда как с возрастем можно установить заметное возрастание регуляций стремящихся к образованию такой константности.

; Известно, что Берл (См. F. Beyri. Uber die GroBenauffassung bei Kindern. "Zeitschriftfur Psycho­logie", Leipzig, Bd. 100, H. 5-6,1926. S. 344-371.), анализируя константность величи­ны у школьников, обнаружил, что в среднем такая констант­ность возрастает приблизительно до 10 лет, то есть до уровня развития, начиная с которого реакции ребенка становятся, наконец, аналогичными реакциям взрослого (та же самая эволюция была отмечена Э. Брунсвиком и в отношении кон­стантности формы и цвета).

Существование связанной с возрастом эволюции меха­низмов, завершающихся перцептивными константностями (а в дальнейшем мы увидим немало других генетических трансформаций восприятия), требует, несомненно, пересмот­ра тех объяснений, которые дает теория формы. Прежде все­го, если подтверждается реальная эволюция перцептивных структур, то тогда невозможно уклониться ни от проблемы их образования, ни от возможного влияния опыта на процесс их генезиса. В отношении последнего Э. Брунсвик выявил частоту “эмпирических форм (Gestalt)” по сравнению с “гео­метрическими формами”. Так, например, фигура, занимаю­щая промежуточное положение между образом открытой руки и геометрической схемой с пятью точно симметричными ответвлениями, дала в тахископическом видении у взрослого 50 на 100 в пользу руки (“эмпирическая форма”) и 50 на 100 в пользу геометрической “хорошей формы”.

После того как отброшена гештальтистская гипотеза о не­изменных “физических формах”, основной становится про­блема генезиса “форм”. В этой связи, прежде всего, следует отметить незаконность самой дилеммы: “целостность” или атомизм изолированных ощущений. В действительности име­ются не две, а три возможности: или восприятие — это синтез элементов, или оно образует единую целостность, или же, наконец, — это система отношений (при этом каждое отноше­ние само является целостностью, но целостностью совокуп­ности, которую можно анализировать, отнюдь не впадая при этом в атомизм). Поэтому нет никаких препятствий для того, чтобы понимать целостные структуры как продукт прогрес­сирующего конструирования, появляющийся не в результате “синтеза”, а вследствие аккомодирующих дифференциации и комбинированных ассимиляции, и ничто тогда не препятствует поставить это конструирование в связь с интеллектом понимаемым как реальная деятельность, а не как функционирование предустановленных структур.

Что касается восприятия, то здесь узловым моментом является вопрос о транспозиции. Должны ли мы вместе со сторонниками теории формы интерпретировать транспозицш (например, транспозиции мелодии из одного тона в другой или одной визуальной формы в другую) как простые повторения одной и той же формы равновесия между новыми элементами, сохраняющими, однако, прежние отношения (сравните взаимоотношения между горизонтальными уровнями в системе шлюзов), или же здесь следует видеть продукт ас­симилирующей деятельности, которая интегрирует подобные элементы в одну и ту же схему? Нам представляется, что второе решение подсказывается уже тем фактом, что чем старше ребенок, тем легче ему даются транспозиции (см. конец настоящей главы). Более того, к обычно рассматриваемым транспозициям, которые являются внешними по отношению к анали­зируемым фигурам, следует, несомненно, добавить внутренне транспозиции между элементами одной и той же фигуры. объясняющие роль факторов регулярности, равенства, симметрии и т. д., внутренне присущих “хорошей форме”.

Таким образом, две указанные интерпретации транспози­ции содержат весьма различную оценку отношений между восприятием и интеллектом и совершенно различное пони мание природы интеллекта.

“Теория формы” в своем стремлении свести механизмь интеллекта к механизмам, характеризующим перцептивные структуры, которые сами сводятся к “физическим формам” в сущности приходит, хотя и значительно более рафинированным путем, к классическому эмпиризму. Единственное различие (которое, как бы значительно оно ни было, уже не играет большой роли после такого сведения) состоит в том что новая доктрина заменяет “ассоциации” структурирован­ными “целостностями”. Но и в том и в другом случае опера­циональная деятельность растворяется в чувствовании и под­меняется пассивностью автоматических механизмов.

Нет необходимости ломиться в открытую дверь, настаивая на том, что операциональные структуры связаны со струк­турами перцептивными целым рядом промежуточных ступе­ней; мы охотно соглашаемся с этим. Следует, однако, под­черкнуть, что имеется существенное смысловое различие между неподвижностью воспринятой “формы” и обратимой мобильностью операций. В силу этого оказывается явно недостаточным сравнение, которое стремился провести Вертгеймер между силлогизмом и статическими “формами” воспри­ятия. Самое существенное в механизме группировки (из чего и выводится силлогизм) — это не структуры, воплощенные в посылках или характерные для заключений, а сам процесс композиции, позволяющий переходить от посылок к заклю­чениям. Этот процесс, несомненно, продолжает перцептивные переструктурирования и перецентровки (такого рода, как, например, те, которые позволяют видеть “двухплановый” ри­сунок попеременно то в одном, то в другом плане). Однако для понимания этого процесса композиции надо идти еще даль­ше: он образуется совокупностью подвижных и обратимых операций включения и исключения (A + А' = В; А = В - А'; А' = В - А; В - А - А' = 0 и т. д.). Таким образом, не статические формы, имеющиеся в интеллекте, и не простой однонаправ­ленный переход из одного состояния в другое (или колеба­ние между двумя состояниями) порождают структуры: они обусловливаются общей мобильностью и обратимостью опе­раций. Отсюда следует, что рассматриваемые нами структу­ры весьма различны: для перцептивной структуры характер­на, как на этом настаивают и сами сторонники теории формы, ее несводимость к аддитивной композиции; она, следова­тельно, необратима и неассоциативна. В системе умозаклю­чений мы видим нечто большее, чем простую “перецентров­ку” (Umzentrierung): здесь имеет место общая децентрация, которая предполагает как бы “растворение” или “оттаива­ние” статических перцептивных форм в формы операцио­нальной мобильности. На этой основе возможно безграничное конструирование новых структур как относящихся к вос­приятию, так и выходящих за пределы какого бы то ни было реального восприятия.

Совершенно очевидно, что в сенсо-моторном интеллек­те, проанализированном Кёлером, перцептивные структуры играют значительно более важную роль. Но сам тот факт, что теория формы рассматривает эти структуры в качестве не­посредственно вытекающих из ситуаций как таковых, без уче­та их генезиса, вынудил Кёлера вывести из сферы интеллек­та, с одной стороны, а с другой стороны — корректирование и контроль, которые следуют за решением. Изучение первых двух лет жизни ребенка подводит нас к совершенно иному выводу: в сенсо-моторном интеллекте ребенка, конечно, име­ют место также и структуры целого или “формы”, но они весь­ма далеки от того, чтобы быть статичными и не имеющими истории; они образуют “схемы”, которые сменяют друг друга в результате последовательной дифференциации и интегра­ции и которые, таким образом, должны непрерывно аккомо­дироваться к ситуациям (путем поиска вслепую и корректи­рований), одновременно ассимилируя их. Отсюда становится ясным, что проанализированное Кёлером поведение обезья­ны с палкой на самом деле подготовлено целой серией пред­шествующих схем, таких, как схема притягивания к себе цели при помощи “продолжений” палки (бечевки или подставки) или схема удара одним предметом по другому.

Таким образом, к рассмотренному выше тезису Дункера следует сделать следующие оговорки. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что интеллектуальный акт определяется прошлым опытом лишь в той мере, в какой он обращается к этому опыту. Но установление такой связи предполагает наличие схем ассимиляции, которые, в свою очередь, про­изошли путем дифференциации и координации из предше­ствующих схем. Схемы, следовательно, имеют историю: им внутренне присуще взаимодействие между прошлым опытом и актуальным актом интеллекта, а не одностороннее воздей­ствие прошлого на настоящее, как бы этого ни хотелось эм­пиризму, и не одностороннее обращение настоящего к прош­лому, как этого хочет Дункер. Это взаимоотношение между настоящим и прошлым можно уточнить, сказав, что равнове­сие достигается тогда, когда все прошлые схемы включены в настоящие и когда, следовательно, интеллект может с равным успехом реконструировать схемы прошлого при помощи схем настоящего, и наоборот. В итоге мы приходим к выводу, что теория формы, не вызывающая сомнений в определении ею форм равновесия или вполне структурированных целостностей, не может быть, од­нако, принята, так как и в перцептивной сфере, и в сфере ин­теллекта она не принимает во внимание ни реальности ге­нетического развития, ни действенного конструирования, которое характеризует это развитие.

Различия между восприятием и интеллектом. Теория формы поставила несколько по-новому проблему отноше­ния между интеллектом и восприятием, показав преемственность между специфическими структурами этих двух сфер. Однако для того чтобы разрешить эту проблему, учитывая сложность генетических факторов, необходимо, прежде чем прибегать к аналогиям, ведущим к возможным объяснениям, систематизировать сами различия между восприятием и ин­теллектом.

Перцептивная структура — это система зависимых друг от друга отношений. Идет ли речь о геометрических формах, о весе, цвете или звуках, всегда можно выразить целостность в отношениях, не нарушая при этом единства целого, как такового. В таком случае, для того чтобы выявить как раз­личия, так и сходства между перцептивными и операцио­нальными структурами, достаточно выразить эти отношения на языке “группировки”, аналогично тому, как это делают физики, когда они, формулируя термодинамические явления в терминах обратимых процессов, констатируют при этом, что эти явления, в сущности, не могут быть выражены на таком языке ввиду их необратимости. Фактическое несоответствие символического языка тому, что на нем выражается, ярко под­черкивает существующие здесь различия. Для уяснения это­го обстоятельства достаточно обратиться к хорошо известным геометрическим иллюзиям (варьируя имеющиеся факторы) или к фактам, вытекающим из закона Вебера, и т. д. И сфор­мулировать в терминах “группировки” все имеющиеся в дан­ном случае отношения, а также их трансформации, вызывае­мые внешними модификациями.

Результаты, которые можно получить, идя этим путем, со­вершенно ясны. На уровне перцептивных структур не осуще­ствляется ни одно из пяти условий “группировки”; В тех же случаях, когда восприятие приближается к осуществлению этих условий, что имеет место, например, в области “константностей”, предвещающих операциональное сохранение, то здесь операция заменяется простыми регуляциями, обра­тимыми лишь частично. Такие регуляции, следовательно, находятся на полпути между спонтанной необратимостью и операциональным регулированием.

Возьмем в качестве примера упрощенную форму иллюзии Дельбефа (См.:У. Piaget, M. Lambercier, E. Boesch, В. Von Albertini. Introduction a 1'etude dcs perceptions chez I'enfant et analyse d'une illusion relative a la perception visuelle de cercles conccntriques. "Archives de psychologie", vol. XXIX, 1942. P. 1-107.): окружность А с радиусом в 12 мм, помещенная внутри окружности В с радиусом в 15 мм, кажется большей, чем расположенная изолированно окружность А равная А,. Начнем изменять внешнюю окружность В, последователь­но уменьшая ее радиус с 15 до 13 мм, а затем увеличивая с 15 до 40 или 80 мм. При изменении радиуса окружности с 15 до 13 мм, а также с 15 до 36 мм иллюзия уменьшается и со­всем исчезает при радиусе В, равном 36 мм (то есть когда ди­аметр А оказывается равным отрезку, заключенному между В и A), а за этим пределом становится отрицательной (дей­ствительные размеры внутренней окружности А, преумень­шаются).

1. Если выразить отношения, действующие в этих пер­цептивных трансформациях, на операциональном языке, то, прежде всего, очевидно, что их компо­зиция не может быть аддитивной из-за отсутствия сохранения элементов системы. Впрочем, именно в этом заключается важнейшее открытие теории формы, выраженное в понятии перцептивной “цело­стности”. Мы действительно не можем установить равенство А+ А' = В (где А' обозначает промежу­точную зону между А, и В), поскольку А, дефор­мируется в силу того, что оно включено в В, в свою очередь В деформируется тем, что оно включает в се­бя А, а зона А' в большей или меньшей степени увели­чивается или уменьшается в зависимости от отно­шений между А, и В. Это несохранение целостности можно доказать следующим образом. Если, взяв в качестве исходных определенные значения вели­чин А,, А' и В, а затем, оставив В постоянным, на­чать расширять (объективно) А, уменьшая тем са­мым А', то в результате этого В будет выглядеть то меньше, чем в исходном пункте (оно будет, сле­довательно, что-то терять в процессе трансформа­ции), то больше (в этом случае оно нечто приобре­тает). Таким образом, задача сводится к тому, чтобы сформулировать эти “некомпенсированные транс­формации”.

2. Выразим с этой целью трансформации в терминах композиции отношений, и это даст нам возмож­ность констатировать необратимую природу этой композиции; в другой форме эта необратимость бу­дет выражаться в отсутствии аддитивной компози­ции. Обозначим увеличение сходства (по размеру) между А, и В через r, а увеличение различия между ними (по размеру) — через r1. Эти два отношения в исходном пункте должны быть обратными по от­ношению друг к другу и оставаться такими в даль­нейшем, то есть +r=-dn+d=-r (где минус указы­вает на уменьшение сходства или различия). Начав с нулевой иллюзии (при А = 12 мм и В = 36 мм), мы приходим к выводу, что при увеличении объектив­ного сходства между окружностями (при их сбли­жении) субъект преувеличивает это сходство: вос­приятие, следовательно, преувеличивает сходство в процессе объективного увеличения сходства меж­ду окружностями и оставляет без должного внима­ния различия в ходе их объективного уменьшения. Аналогичная ситуация имеет место и при увеличе­нии объективных различий между окружностями (в процессе увеличения различий между их радиу­сами); такое увеличение также преувеличивается субъектом. Таким образом, существенное влияние имеет недостаток компенсации. Поэтому такие транс­формации мы можем выразить в следующей форме, подчеркивающей их неаддитивный, с логической точки зрения, характер: г > - d или d > - г. В самом деле, если рассматривать каждую данную фигуру изолированно, то отношение сходства, естественно, всегда обратно отношению различия; одна­ко переход от одной фигуры к другой не сохраняет постоянства суммы сходств и различий, посколь­ку не сохраняются целостности (см. п. 1). Именно в этом смысле и можно с полным основанием гово­рить о том, что увеличение сходства одерживает верх над уменьшением различия, и наоборот.

Эту мысль можно выразить более лаконично, про­сто сказав, что трансформация отношений необра­тима, так как она сопровождается “некомпенсиро­ванной трансформацией” Р: г = - d + Р^ или d = - г + Р^.

Более того, никакая композиция перцептивных отно­шений не является независимой от пройденного пути (в ней, стало быть, нет ассоциативности), а, напро­тив, каждое воспринятое отношение зависит от тех отношений, которые ему непосредственно предше­ствовали. Так, например, восприятие одной и той же окружности А дает существенно различные резуль­таты и зависимости от того, в возрастающем или нисходящем порядке расположены контрольные окружности, с которыми она сравнивается. Наибо­лее объективные измерения в этом случае можно получить при концентрическом порядке сравнива­емых элементов, когда ряд состоит из элементов попеременно то больших, то меньших, чем А (благо­даря этому деформации, вызываемые предшествую­щими сравнениями, компенсируют друг друга).

3. Таким образом, совершенно очевидно, что в пер­цептивных структурах ни один элемент не остается идентичным самому себе, а меняется в зависимости от результатов сравнения его с другими элемента­ми, отличными от него или равными ему по разме­рам: величина такого элемента бесконечно варьи­руется в зависимости от данных отношений, как актуальных, так и имевших место ранее.

Из проведенного рассмотрения становится ясным, что перцептивную систему невозможно свести к “группировке”, поскольку нельзя свести неравенства к равенствам даже путем введения “некомпенсированных трансформаций” Р, которые определяют меру деформаций (иллюзий) и свидетельствуют о неаддитивности или нетранзитивности перцептивных от­ношений, об их необратимости, неассоциативности и неиден­тичности.

Проведенный анализ (благодаря которому к тому же вид­но, чем было бы мышление, если бы его операции не были “сгруппированы”!) показывает, что форма равновесия, при­сущая перцептивным структурам, весьма отлична от формы равновесия операциональных структур. В последних равно­весие одновременно и мобильно, и постоянно; трансформа­ции, внутренне присущие таким системам, не изменяют этого равновесия, потому что они всегда точно компенсируются обратными — реальными или потенциальными — операция­ми (обратимость). В восприятии же, напротив, каждое изменение значения одного из действующих отношений влечет за собой трансформацию целого, вплоть до образования ново­го равновесия, отличного от того, которое характеризовало предыдущее состояние; здесь, следовательно, имеет место от­нюдь не постоянное равновесие, а “перемещение равновесия” (если воспользоваться физическим термином, употребляе­мым при описании таких необратимых систем, каким явля­ются термодинамические системы). Именно такой характер имеет только что описанная иллюзия: с каждым новым зна­чением величины внешней окружности В иллюзия или увеличивается, или уменьшается, но не сохраняет своего перво­начального значения.

Более того, “перемещения равновесия” подчиняются за­конам максимума: данное отношение порождает иллюзию, то есть пооизводит “некомпенсированную трансформацию” Р, только в пределах определенного значения этого отношения, причем с учетом значения других отношений. Если выйти за эти пределы, то иллюзия уменьшается, потому что в этом случае деформация частично компенсируется под влиянием новых отношений целого: перемещения равновесия дают, та­ким образом, место регуляциям, или частичным компенсаци­ям, что легко определяется изменением значения Р (иллю­зия Дельбефа уменьшается, когда два концентрических круга слишком сближены или отдалены друг от друга). Таким об­разом, эти регуляции, которые ограничивают, или, как гово­рят в физике, “смягчают” перемещения равновесия, в неко­торых отношениях можно сравнить с операциями интеллекта. Если бы система была операциональной, то всякому увели­чению значения одного из ее элементов соответствовало бы уменьшение значения другого, и обратно (следовательно, была бы обратимость, то есть Р = 0). С другой стороны, если бы имели место неограниченные деформации, вызываемые каждой новой внешней модификацией, то системы, как тако­вой, просто бы не существовало. Следовательно, существова­ние регуляций свидетельствует о наличии промежуточной структуры между полной необратимостью и операциональ­ной обратимостью.

Однако каким образом можно объяснить эту относитель­ную противоположность (дополняемую относительным род­ством) между перцептивными и интеллектуальными механиз­мами? Отношения, образующие структуру целого (например, такую, как структура зрительного восприятия), выражают законы субъективного пространства или пространства пер­цептивного; эти законы можно проанализировать и сравнить с законами пространства геометрического, или операциональ­ного. В этом случае иллюзия (или “некомпенсированные трансформации” системы отношений) можно рассматривать как деформации этого пространства в направлении его рас­ширения или сжатия. (Так, например, в иллюзии Дельбефа в том случае, когда длина зоны А', расположенной между внешней и внутренней окружностями, меньше диа­метра внутренней окружности А,, происходит видимое расширение пло­щади вписанной окружности А, за счет площади зоны А'; если же А' > А,, то имеет место обратный эффект.)

С этой точки зрения имеется один основной факт, до­минирующий над всеми отношениями между восприятием и интеллектом. Когда два элемента сравниваются друг с дру­гом при помощи интеллекта, как это происходит, например, в случае измерения одного элемента посредством другого, то ни сравнивающее, ни сравниваемое (иными словами, ни из­меряющее, ни измеряемое) не деформируются самим процес­сом сравнения. И напротив, в случае перцептивного сравне­ния, в частности, когда один элемент служит постоянным эталоном для оценки изменяющихся элементов, происходит систематическая деформация, которую мы вместе с Ламберсье назвали “ошибкой эталона”: элемент, на котором преимущественно сосредоточено внимание, систематически пере­оценивается. Таким элементом, как правило, является сам эталон, особенно когда переменная величина от него удалена, но иногда в такой функции выступает также и переменная величина, когда эталон находится вблизи от нее и хорошо известен. Сказанное относится как к сравнениям, осуществля­емым во фронтально-параллельном плане, так и к сравнени­ям предметов, расположенных в перспективе. (Доказательством того, что речь идет об ошибке, связанной именно с функциональным положением измеряющего, служит тот факт, что для умень­шения и даже для ликвидации этой ошибки достаточно внушить субъек­ту, что эталон меняется при каждом сравнении (для этого надо показывать эталон каждый раз заново). Для того чтобы разрушить перцептивную ошибку, достаточно также потребовать от ребенка перенесения вербаль­ного суждения с измеряемого на измеряющее (если он говорит А < В, от него следует добиться суждения В > А), что изменяет функциональ­ные позиции на противоположные.)

Приведенные факты являются лишь частными случаями весьма общего процесса. Если эталон (или, в некоторых слу­чаях, переменная величина) переоценивается, это происходит просто потому, что элемент, на который субъект смотрит дольше (или чаще, или интенсивней и т. п.), увеличивается в силу самого этого факта, так, словно бы объект или область, на которых сосредоточено внимание, приводят к расширению перцептивного пространства. С этой точки зрения достаточ­но смотреть поочередно на два равных предмета, чтобы убе­диться, что каждый раз увеличиваются размеры того из них, на котором фиксируется внимание (если при этом отвлечься от того, что эти последовательные деформации в общей слож­ности компенсируются). Перцептивное пространство, таким образом, не является однородным, а в каждое мгновение имеет определенный центр, и зона центрации соответствует про­странственному расширению, тогда как периферия этой цен­тральной зоны оказывается сжатой тем сильнее, чем боль­ше она удалена от центра. Аналогичную роль “центрации” и ошибки эталона мы встретим также и в сфере осязания.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия