Студопедия — СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ






 

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим

мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как лю-

бовь к мудрости. В древности под философией понимали любое

знание. В современном представлении философией называется

область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в

этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим ми-

ром. Важнейшими чертами философии являются научность, кри-

тичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть

вопрос об отношении сознания к материи.

В структуру философии входят учение о бытии (онтология),

учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика).

Философия является важнейшей частью духовной культу-

ры. Ее роль в обществе определяется основн ыми функциями:

мировоззренческой, методологической, гума нистической и мо-

ра льной.

 

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические

формы мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем

человека. Основными структурными элементами мировоззрения

являются: 1) знания о мире, 2) ценности, с позиций которых че-

ловек осмысливает мир, 3) убеждения, которые определяют по-

ступки человека.

Основные типы мировоззрения. Мифологическое мировоз-

зрение. Это наиболее древний тип мировосприятия. Его характе-

ри зуют эмоционально-образна я форма, очеловечивание приро-

ды, некритичн ость, утилитарна я направл енность. Религиозное

мировоззрение основано на вере в существование сверхъестествен-

ных сил. Философское мировоззрение – это теоретическая фор-

ма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением на-

 


 

 

зывается такое миропонимание, которое опирается на достижения

философии, естественных и общественных наук.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрени-

ем в его наиболее общей, теоретической форме, с другой сторо-

ны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и

место в нем человека.

 

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

Характерной чертой античной философии является космо-

центризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Антич-

ны е философы были заняты поисками первоосновы мира, его

вечного и неизм енного начала. Таким началом у Фалеса была

вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подоб-

ны е взгляды получили назв ание натурфилософи и. В наиболее

развитом виде антична я натурфилософия представлена в ато-

мистическом учении Демокрита и Эпикура.

 

4. Проблема человека в античной философии. Нравственная

философия Сократа.

Проблема человека в античной философии была поставле-

на Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущ-

ность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (ра-

зум), которую надо совершенствовать через позн ание. Сокра т

разработал метод познания – диалектику, которую он понимал

как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ

утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок –

следствие невежества.

 

5. Учение Платона об идеях.

Материа листическому решению проблемы бытия в натур-

философии древних греков Платон противопоставил идеалисти-

ческое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущно-

стях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи пред-

ста вляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей,

пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является

идея блага.


 

 

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

Согласно учению великого античного ученого Аристотеля,

все единичные вещи предста вляют собой единство ма терии и

формы. Материя является пассивной возможностью и субстра-

том (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их ак-

тивным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерар-

хии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перво-

дви гатель (форма всех форм), которого Аристот ель называет

богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все

нижестоящие формы.

 

7. Средне вековая запа дная фило софия. Патристика и

схоластика.

Средневековая западная философия – это философия эпохи

расцвета феодализма и могущества церкви. Ее характерная чер-

та – теоцентризм (бог – центр философских представлений). Бог

– это и творец мира (принцип креационизма) и Абсолютная лич-

ность. Назначение человека – стремиться к богоподобию через

любовь к богу. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств

существования бога.

Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина бла-

женного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу,

человек познает себя как образ и подобие бога. Схоластика – это

религиозная философия, которая с помощью формально-логи-

ческих приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в

пользу последней.

Философы средних веков поставили вопрос о природе Уни-

версалий, т.е. общих понятий: т.н. реалисты считали, что под-

линной реальностью обладают ли шь общие понятия, которые

существуют до вещей в божественном разуме, а т.н. номиналис-

ты считали, что общие понятия существуют не до, а после вещей

и представляют собой имена, ноумены, знаки.

 

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха от феодализма

к капитализму. Ее характеризуют переход к городскому образу

жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и


 

 

географические открытия, освобождение человека от сословных ог-

раничений, начало второй глобальной естественнонаучной револю-

ции (гелиоцентрическая система Коперника). Свое название эта эпо-

ха получила благодаря возрождению античного искусства с его идеа-

лами телесной красоты и жизнеутверждающим мировосприятием.

В философии Возрождения теоцентризм уступил место антропо-

центризму и гуманизму. Антропоцентризм таких мыслителей как Ни-

колай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др. состоял в

том, что свой главный философский интерес они обратили на челове-

ка, его природу и место во Вселенной. Их гуманизм проявился, преж-

де всего, в реабилитации естественной природы человека, важнейшей

чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть

духа, как свобода творчества.

 

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения.

В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог со-

держит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е.

во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя

во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира,

он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконеч-

ным шаром, который не имеет определенного центра.

В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого

незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум

способен только приближаться к познанию бесконечного, никог-

да не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в

круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не ста-

нет равен кругу.

 

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Философ эпохи Возрождения Джордано Бруно исходил из

того, что нельзя представлять бога как что-то изолированное от

мира. Бог везде и во всем, он ест мировое поле. Из этого следует,

что движение содерж ится в самом мире. Пантеи зм Д. Бруно

(отождествление бога с природой) ста л теоретической основой

его гуманизма – возвеличивания личности.

Вдохновленный гелиоцентрической системой Коперника, кото-

1 0


 

 

рая превратила Землю в одну из планет, вращающихся вокруг Солн-

ца, Д. Бруно создал свое космологическое учение: пространство бес-

конечно и кроме нашего мира существует еще множество обитаемых

миров. Вселенная вообще не имеет никакого центра.

 

11. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

Социально-политические идеи эпохи Возрождения представ-

лен ы в трудах Николло Ма киавелли, Томаса Мора и Томазо

Кампанеллы.

Н. Макиавелли считал, что в мире людей всегда одинаково

много добра и зла. Мораль подчинена целям политики. Религия

– неотъемлемая часть общественной жизни. Национальное госу-

дарство – это цель, котора я спасет отечество. Для достижения

цели допустимы варварские средства.

Т. Мор в книге «Утопия» изобразил наилучшее устройство

государства, в котором нет частной собственности, все граждане

трудятся, разумно отдыхают.

Т. Кампанелла в книге «Город Солнца» дал описание обще-

ственного устройства на принципах утопического социализма.

Главой государства народ избирает выдающегося по знания че-

ловека. Все граждане трудятся минимум 4 часа в день, все про-

дукты расп ределяются по потребностям. Образование для всех

обязательное и бесплатное.

 

12. Социально-исторические предпосылки воз никновения

фи лос офии Новог о времен и. Взаимосвязь естеств озн ания,

технического прогресса и философии.

Новое время – это время буржуазных революций в Европе,

развития промышленности и торговли, становления и развития

капитализма. В этот период достигла вершина вторая глобаль-

ная естественнонаучная революция, получившая название нью-

тон овской.

Ориентация естествознания на чувственный опыт, количе-

ственный рост научных знаний, технический прогресс поставили

перед философией задачу создания целостной картины мира, изуче-

ния сущности самого процесса познания, что определило основные

 

1 1


 

 

направления философской мысли в Новое время.

 

13. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

Главные интересы английского философа Френсиса Бэкона

(1561-1626 гг.) были сосредоточены на практике и науке. Его девиз:

«Что в действии полезно, то и в знании истинно». Для получения

истинных знаний необходимо, во-первых, опираться на чувствен-

ный опыт, эксперимент, во-вторых, очистить познающий разум от

предрассудков, «призраков», в-третьих, найти правильный метод.

Таким методом Ф. Бэкон считал индукцию, т.е. логическое умозак-

лючение от частных, единичных фактов к обобщениям. При этом

он сознавал, что у метода индукции есть пределы применимости,

что является не его недостатком, а его особенностью.

 

14. Рационализм Р. Декарта.

Французский философ Ренэ Декарт (1596-1650 гг.), в отли-

чие от Ф. Бэкона, подчеркивал значение рационального начала

в познании, он счита л, что в мыслящем субъекте от рождения

заложены теоретические идеи, которые не могут быть выведены

индуктивным путем из опыта (идеи точки, прямой, абсолютно

твердого тела и др.). Достоверные знания можно получить лишь

дедуктивным путем, т.е. путем умозаключений от общего к част-

ному. Исходным пунктом цепи дедуктивных умозаключений яв-

ляется интеллектуальная интуиция, т.е. прямое, непосредствен-

ное, рациональное постижение сути дела. Из тезиса «я мыслю,

следовательно, я существую» Р. Декарт делал вывод о существо-

вании двух субстанций – материальной (телесной, протяженной)

и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила

название дуализма. Сопряженность этих двух субстанций объяс-

няется наличием бога.

 

15. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

Бенедикт Спиноза, нидерландский философ -ра ционалист

(1632-1677 гг.), сделал центральным пунктом своего учения о бы-

тии тождество бога и природы (пантеизм). Природа является вечной

и бесконечной субстанцией, которая имеет множество атрибутов

 

1 2


 

 

(свойств), из которых человеческому уму раскрываются два – протя-

жение и мышление. Спиноза полагал, что одушевлены все вещи, но в

различной степени. Он был убежден, что весь мир представляет со-

бой механическую систему, в которой отсутствует случайность и ко-

торая может быть познана до конца геометрическим способом. Един-

ственный источник достоверного знания – понимание, которое про-

тивостоит чувственному познанию. Человеческая душа, являясь мо-

дусом атрибута мышления, т.е. его проявлением, способна с помо-

щью интеллектуальной интуиции познать все, что связано с субстан-

цией.

 

16. Сенсуализм учения о познании Д. Локка.

Английский философ Джон Локк (1632-1704 гг.) подверг

критике теорию врожденных идей Декарта. По убеждению Лок-

ка, сознание новорожденного – это «чистая доска», которая на-

полняется содержанием в первую очередь благ одаря ощущени-

ям. Исходным, первым является чувственное знание, в котором

Д. Локк выделяет первичные и вторичные качества. Первичные

качества (протяженность и фигура) существуют в самих вещах и

воспринима ются органами чувств человека, вторичные (цвет,

запах, вкус и т.п.) существуют только в познающем субъекте. На

чувственном уровне возникают простые идеи. В результате их

соединения и обобщения на уровне мышления возникают слож-

ные идеи. Таким образом, все формы познания Д. Локк сводит в

конечном счете к ощущениям. Такая точка зрения получила в

философии название сенсуализма.

 

17. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

Английский философ Джордж Беркли (1685-1753 гг.), осно-

вываясь на точке зрения сенсуализма (все знания из ощущений),

пришел к выводу, что человек имеет дело только со своими ощу-

щениями, источником которых является бог. Вещи – это комби-

нации наших ощущений, существовать – значит быть восприни-

маемым. Общие идеи, прежде всего, идея субстанции, в лучшем

случае бесполезное удвоение мира, в худшем – это химеры разума,

отвращающие его от бога.

 

1 3


 

 

Другой английский философ Дэвид Юм (1711-1776 гг.) утверж-

дал, что наши ощущения – это предел человеческих возможностей,

ибо мы не можем заглянуть за них и ответить на вопрос: что или кто

порождает ощущения? Все знания (за исключением математических)

могут быть оценены не с точки зрения их достоверности, а с точки

зрения их практической полезности. Это философия агностицизма,

т.е. философия принципиальной непознаваемости мира.

 

18. Философия французского просвещения.

Для французских просветителей (Ламетри, Гольбах, Гельве-

ций, Руссо, Вольтер, Дидро), идеологически подготовивших Ве-

ликую французскую буржуазную революцию, основой человечес-

кого разума выступала природа. Под природой они понимали со-

вокупность движущихся атомов, из которых образуются тела. Вза-

имодействие атомов происходит по законам необходимости, слу-

чайность – это следствие нашего незнания. По своей природе все

люди равны и имеют одинаковое право на счастье. Природа во

всем оправдывает человека, задача человеческого разума – понять

природу и действовать в соответствии с ней, т.е. стать естествен-

ным человеком. Вольтер выступал за «естественную религию», под

которой он понимал общечеловеческие принципы морали, Гель-

веций – за «естественную нравственность» - разумный эгоизм, Руссо

– за «естественное право» - «общественный договор», который

позволит преодолеть неравенство, Дидро – за искусство, отража-

ющее природу человека. Французские просветители были убежде-

ны, что миром правит мнение, они стремились воздействовать на

общество, изменив массовое сознание.

 

19. Критическая философия И. Канта.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) рассмат-

ривал философию как форму критики, под которой он понимал

выяснение границ рассудка, способности суждений и воли. Он

создал учение, основной чертой которого было примирение ма-

териализма и идеализма, веры и науки. И. Кант признавал существо-

вание вещей как они есть, независимо от сознания – это «вещи в себе».

Воздействуя на наши органы чувств, они порождают ощущения –

 

1 4


 

 

образы этих вещей, которые И.Кант называл явлениями или «веща-

ми для нас». В этой предпосылке своей философии он материалист.

Но в учении о форме и границах познания И.Кант идеалист и агнос-

тик. Он утверждал, что ни ощущения, ни понятия и суждения не мо-

гут дать достоверного знания о «вещах в себе», ибо последние непоз-

наваемы. Их пространственное и временное восприятие есть след-

ствие особых форм нашей чувственности, которые имеют доопыт-

ный характер. Попытки познать «вещи в себе» порождают в челове-

ческом разуме антиномии – противоречащие друг другу положения,

каждое из которых признается логически доказуемым.

В области нравственности (практическом разуме) И.Кант выд-

винул принцип категорического императива, т.е. абсолютного нрав-

ственного закона: каждый человек должен поступать так, чтобы пра-

вило его поведения могло стать правилом поведения всех. Существо-

вание такого закона, по И.Канту, может быть объяснено только идеей

бога.

 

20. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-

1831 гг.) создал идеалистическое учение, исходным понятием ко-

торого было понятие Абсолютной идеи. Абсолютная идея – это

безличное духовное начало всего существующего, которое содер-

жит в себе в свернутом виде сущности всех природных, обществен-

ных и духовных явлений. В процессе диалектического саморазви-

тия Абсолютная идея проходит три этапа – логики, природы и

человеческого духа. Завершением этого процесса, по Гегелю, ста-

ла его философская система. В противоречии с консервативной

идеалистической системой находился разработанный Гегелем ди-

алектический метод как наиболее полное и всестороннее учение о

развитии, не признающее каких-либо ограничений. Диалектика

Гегеля была идеалистической по форме, поскольку подлинным

развитием в его философии обладала только Абсолютная идея.

21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.) выступил

с критикой идеалистической философии Гегеля, сделав вывод о ее

родстве с теологией. По Л.Фейербаху, вне человека не существует

 

1 5


 

 

никакого разума. Человек – самое совершенное создание природы.

Все человеческие проявления, включая чувства и разум, имеют ис-

ключительно природное происхождение. Такой взгляд получил на-

звание антропологического принципа в философии. Л.Фейербах от-

верг также и диалектику Гегеля, усматривая в ней лишь набор искус-

ственных приемов для обоснования философии абсолютного идеа-

лизма.

 

22. Критика идеализма и разработка материалистического

понимания истории К. Маркса.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) совместно с Фридрихом Энгель-

сом создал принципиально новое философское учение, которое

определяется как диалектический и исторический материализм.

Отвергнув вслед за Фейербахом абсолютный идеализм Гегеля,

он преобразовал его диалектический метод из идеалистического

в м атериа листический, согласно котором у, ди алектика мышле-

ния есть отражение диалектики вещей. Принцип материалисти-

ческого понимания природы К.Ма ркс распространил на обще-

ство: первично общественное бытие – матери альные условия

жизни людей, среди которых важнейшим является производство

материальных благ, втори чно общественное сознание (поли ти-

ка, право, мора ль, искусство, религия, философия), которое в

конечном итоге определяется общественным бытием. Движущей

силой истории К.Маркс считал классовую борьбу.

 

23. Ленинский этап в развитии марксистской философии.

Ленинский этап в развитии марксистской философии связан с

творчеством В.И. Ленина (1870-1924 гг.), последовательным про-

должателем учения К.Маркса. Этот этап характеризуется:

1) бескомпромиссным отстаиванием философии марксизма

в новых условиях – империализма и пролетарских революций;

2) систем атизацией философского наследия основополож-

ников марксизма;

3) философским обобщением новейших достижений естествоз-

нания, прежде всего – физики;

4) дальнейшей разработкой и уточнением основных поня-

 

1 6


 

 

тий и категорий марксистской философии (материя, категории диа-

лектики и др.);

5) критикой идеалистических философских учений конца

ХIХ- начала ХХ вв.

Однако, догматизация важнейших положений марксистской

философии и их упрощенное понимание И.В. Сталиным и рядом

философов-марксистов отрицательно сказались на развитии фи-

лософской мысли в Советской России.

 

24. Материалистичес кие взгляды А.И. Герцена и Н.Г.

Чернышевского.

В своих философских взглядах Александр Иванович Герцен

(1812-1870 гг.) и Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889

гг.) продолжали идеи французских материалистов и Л.Фейерба-

ха. Их объединяло критическое отношение к абсолютному идеа-

лизму Г.Гегеля, в то же время они использовали его диалектичес-

кий метод. А.Герцен и Н.Чернышевский считали, что материя

находится в вечном движении, венцом которого является чело-

век. Сознание – это продукт развития природы. Природа объек-

тивна, наши ощущения являются лишь ее отражением. Основой

познания является опыт. А.Герцен и Н.Чернышевский выступа-

ли против самодержавия и славянофилов.

 

25. Философия «всеединства» В. Соловьева.

Владимир Соловьев (1853-1900 гг.) создал оригинальную

философскую систему «положительного всеединства» («софио-

логию»), в которой идее соборности славянофил ов он придал

онтологический характер. В.Соловьев рассматривал бытие (су-

щее) как единое целое. Основой всеединства является божествен-

ная Троица. Бог-творец внутренне противоречив, он включает в

себя сущности-атомы, которые свои м дв ижением образуют ре-

альный мир. Связующим звеном между богом-творцом и его тво-

рением выступает София – душа мира, воплощающая в себе бо-

жественную идею всеединства. Иисус Христос – это реальное и со-

вершенное выражение идеи богочеловечества – высшей цели всего

исторического процесса. В теории познания В.Соловьева принцип

1 7


 

 

всеединства лежит в основе концепции целостного знания, т.е. тако-

го, которое объединяет науку (эмпирическое знание), философию

(рациональное знание) и религию (мистическое знание).

 

26. Русская религиозная философия в ХХ в.

Русская философия ХХ в. представлена в творчестве С.Н.

Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева и др. Это была ре-

лигиозная философия, специфическими чертами которой были:

антии нтеллектуализм, который выражался в стремлении замк-

нуть религиозную жизнь в рамках эмоциональной сферы, недо-

ступной критике с позиций логического мышления; антиномизм,

как основной принцип христианского мышления, который нахо-

дит воплощение во внутренней противоречивости христианской

Троицы; мистицизм в понимании религиозного опыта как непос-

редственного слияния человеческой души с богом; принцип ре-

альной интуиции, т.е. таком постижении внешнего, когда оно

сливается с внутренним, психическим; сближение истины с пра-

ведностью; принцип русского космизма – идея мирового един-

ства человека, человечества и физическог о космоса, согласн о

которой, основная задача человека состоит в распространении

совершенства по всей Вселенной.

 

27. Современная западная философия. Особенности и основные

направления.

Особенностью современной западной философии (ХХ-ХХI

вв.) является ее плюрализм (многообразие), как в постановке про-

блем, так и в способах их решения. Интересы этой философии

сосредоточены на проблемах существования отдельного челове-

ка, истинного (научного) знания и языка. Основными направле-

ниями современной западной философии являются: экзистенци-

ализм, неопозитивизм, герменевтика и др.

Экзистенциализм решает вопрос о подлинном существовании

человека, которое он обретает в «пограничных ситуациях», опреде-

ляя свой духовно-нравственный выбор.

Неопозитивизм сводит философию к логическому и семан-

 

1 8


 

 

тическому анализу языка научных высказываний.

Герменев тика разр абаты вает способ фил ософствования,

центром которого является процесс понимания.

 

28. Бытие как фундаментальная категория философии.

Бытие – наиболее фундаментальная категория философии.

Учение о бытии называется онтология. Два значения категории

бытия: 1) бытие как объективная реальность – материя; 2) бытие

как все существующее – вся реальность. Проблема бытия была

поставлена древнегреческим философом Парменидом, который

дал определения бытия и небытия. Платон раздели л всеобъем-

лющее бытие на бытие идей и бытие вещей. Вся классическая

философия решала проблему соотн ошения материи (объектив-

ной реальности) и сознания (субъективной реальности). В новей-

шей философии эта проблема теряет свою остроту («новая онто-

логия» Гартмана). На первый план выдвинулась проблема бы-

тия человека (экзистенциализм).

 

29. Бытие и субстанция. Основные формы бытия.

В широком понимании философская категория бытия озна-

чает все существующее, в узком – только объективную реальность,

т.е. существующую вне и независимо от сознания. С категорией

бытия связана категория субстанции как первоосновы бытия. В

качестве таковой философы рассматривали либо материальные

(телесные) образован ия – стихии природы, атомы и т.д., либо

духовные (бестелесные) образования – идеи, монады. В современ-

ной философии категория субстанции утрачивает свое значение.

Основными формами бытия, как всего существующего, являют-

ся бытие вещей, бытие человека, духовное бытие и социальное

бытие.

 

30. Философское и естественнонаучное понимание материи.

Следует различать философское и естественнонаучное понима-

ние материи. Философское понимание материи есть ее понимание

как объективной реальности, данной нам в ощущениях. Это основ-

 

1 9


 

 

ной принцип материализма. Естественнонаучное понимание материи

есть понимание ее конкретных свойств, структуры и форм, оно изме-

няется с каждым новым крупным открытием естествознания.

 

31. Движение как способ существования материи. Формы и

виды движения.

Нет движения без материи, как нет и материи без движения.

Движение есть способ существования материи. Под движением в

философии принято понимать любое изменение. Движение аб-

солютно, как абсолютны взаимосвяз и между материальными

объектами или их сторона ми. Покой (состояние устойчивости)

всегда относителен, временен, преходящ. Движение неразрывно

связано со структурной организацией материи. Каждому уров-

ню структурной организации материи соответствует определен-

ная форма или вид движения. Основными формами движения

материи являются механическое, физическое, химическое, био-

логическое и социальное дв ижение. Высшие формы движения

включают в себя низшие формы, но не сводимы к ним.

 

32. Философское и естествен нон аучн ое понимание

пространства и времени.

Ма териалисти ческая философия рассматрива ет простран-

ство и время как объективн ые формы существования материи.

Простра нство ха рактеризует протяженность, с труктурность,

соразмерность материальных систем, время – длительн ость их

существования и последовательность смены состояний. Различ-

ным уровням организации материи и формам движения соответ-

ствуют особые пространственно-временные свойства. Развитие

естествознания подтверждает этот вывод. На смену ньютоновс-

кой концепции абсолютного пространства и абсолютного вре-

мени, внешних по отношению к материальным образованиям,

пришла теория относительности Эйнштейна, которая доказала связь

пространственно-временных характеристик с движением и массами

материальных тел.

 

33. Сознание, его происхождение и сущность.

 

2 0


 

 

Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, чело-

веческого мозга, в идеальных образах отражать материальный мир.

Сознание есть высшая форма свойства отражения, присущего всей

материи. Сознание есть продукт становления и развития человека и

человеческого общества. Основными факторами возникновения со-

знания были: 1) трудовая деятельность и 2) появление и развитие язы-

ка как средства общения и материального носителя мысли. Сознание

обладает активным, творческим характером по отношению к тому

миру, которое оно отражает, сознание творит свой идеальный мир.

 

34. Сознание и мозг. Мышление и язык.

Материальным носителем сознания является мозг человека

в том смысле, что сознание является функцией мозга, происходя-

щих в нем нейродинамических процессов, а не каким-либо, как

считали вульгарные материалисты, выделением из клеток голов-

ного мозга. Согласно информационной теории сознания, нейро-

динамические процессы образуют коды той информации, кото-

рая в чистом виде и является сознанием. На уровне мышления

сознание связано с языком. Основной элемент языка – слово (ус-

тное или письменное) является материальным символом мысли,

без которого мысль не может развиваться и быть передана дру-

гим людям, войти в их сознание.

 

35. Диалектика и метафизика как методы познания.

Диалектика и метафизика – два противоположных метода

познани я, разработанные в классической философи и. Метафи-

зический метод направлен на создание однозначной, статичной

картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи

и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм

движения к какой-либо одной форме, например, механической,

отрицает противоречивость движения и развития. Диалектический

метод направлен на создание многокачественной, динамичной кар-

тины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей

между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия

форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутрен-

ней противоречивости. На основе этих философских методов позна-

 

2 1


 

 

ния формируются противоположные способы мышления – метафи-

зический и диалектический.

 

36. Диалектика и ее исторические формы.

Ди алектика в современном пони мании является наиболее

полным и всестороннем учением о развитии. Основными исто-

рическими формами диалектики являются: 1) диалектика в ан-

тичной философии, понимаемое как искусство выяснения исти-

ны в столкновении противоположных мнений; 2) идеалистичес-

кая диалектика, разработанная Гегелем как осознанный способ

выражения саморазвития идеи, как логика идей; 3) материалис-

тическая диалектика, разработанная К.Марксом, согласно кото-

рой, субъективная диалектика нашего мышления есть отражение

диа лектики объективного мира.

 

37. Принципы и законы диалектики.

Основными принципами диалектики являются принцип раз-

вития, не признающий каких-либо ограничений в процессе раз-

вития, и принцип всеобщей взаимосвязи вещей и явлений. Ос-

новными законами диалектики являются следующие законы, про-

являющие себя как в реальной действительности, так и в позна-

нии этой действительности: 1) закон перехода количественных

изменений в качественные, который определяет механизм пере-

хода от старого качества к новому; 2) закон единства и борьбы

проти воположностей, который определ яет внутренний стимул

развития вещей и явлений; 3) закон отрицания отрицания, кото-

рый определяет поступательный характер развития и возмож-

ность якобы возврата к прошлому, т.е. повторению уже прой-

денной ступени развития на новом, более высоком уровне.

 

38. Основные категории диалектики.

Категории диалектики – это наиболее общие понятия, отража-

ющие существенные противоположные стороны вещей и явлений,

находящихся в процессе бесконечного развития. Основным, катего-

риями диалектики являются следующие: единичное и общее, сущ-

ность и явление, содержание и форма, причина и следствие, необхо-

 

2 2


 

 

димость и случайность, возможность и действительность. Взаимо-

отношения противоположных сторон вещей и явлений принято на-

зывать неосновными законами диалектики, в которых находят свою

конкретизацию ее основные законы. Категории диалектики выступа-

ют как формы диалектического мышления (диалектической логики).

 

39. Концепции познания в философии.

Важнейшим разделом философии является гносеологи я –

теория познания. В истории философии получили развитие две

концепции познания:

1) эмпирическая, согласно которой, все знания проистека-

ют из опыта (Бэкон, Локк), ощущения – единственный источник

наших знаний о мире (сенсуализм);

2) рацио налистическая, согласно котор ой, познающи й

субъект накладывает на поступающую от органов чувств инфор-

мацию априорные (доопытные) идеи и схемы (Декарт, Лейбниц,

Кант).

Эти концепции основаны на жестком противопоставлении

субъекта и объекта познания. В современной философии такого

против опоставления нет.

 

40. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные

формы и способы взаимодействия.

Чувственный опыт и рациональное мышление – две взаимо-

связанные ступени процесса познания. Чувственный опыт – это

познание в виде конкретных образов вещей и явлений, которые

возникают в сознании человека в результате деятельности орга-

нов чувств и центральной нервной системы. Формами чувствен-

ного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Их объективное содержание определяется объектом восприятия. Ра-

циональное мышление – продукт деятельности разума. Оно осуществ-

ляется в формах понятий, суждений и умозаключений. Чувственный

опыт – основа рационального мышления, рациональное мышление

контролирует и обобщает чувственный опыт. Синтезом этих двух сту-

пеней познания являются целостные психические образы – эйдосы.

Например, эйдосом «этого яблока» выступает синтез чувственного

 

2 3


 

 

восприятия яблока и понятия «яблоко».

 

41. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.

Истина – цель познания, она же предмет исследования, важ-

нейшая категория гносеологии (теории познания). Под истиной

поним ается соответствие наших знаний о мире самому этому

миру. Истинные знания объективны по своему содержанию, по-

скольку они отражают объективную реальность. Следует разли-

чать абсолютную (полную) и относительную (неполную) исти-

ну. Несоответствие наших знаний о мире самому этому миру есть

заблуждение. Процесс познания движет ся от абсолютного заб-

луждения к абсолютной истине, никогда не достигая ее целиком.

В каждой точке этого движения наши знания являются одновре-

менно и относительной истиной и относительн ым заблуждени-

ем. Под ложью понимается преднамеренное или непроизвольное

искажение истины.

 

42. Практика как критерий истины.

Основным критерием истины является практика, понимае-

мая как предметная деятельность людей, т.е. деятельность, кото-

рая осуществ ляется с помощью материа льных предметов или

процессов и которая направлена на преобразование естествен-

ных или общественных объектов воздействия. Важнейшие виды

практики: производств енная, общественная, научный экспери-

мент. Практика как критерий истины не является абсолютным

критерием, т.е. таким критерием, который способен превратить

полученные знания в догму. Кроме основного, существуют вспо-

могательные (вторичные) критерии истины: принцип простоты

и непротивор ечивости теории, принцип красоты и изящества,

принцип эффективности практического использования знаний. Вто-

ричные критерии не заменяют основного – практику, а дополняют

его.

 

43. Особенности научного знания.

Научные знания – это знания, получаемые в результате изуче-

ния природы, общества и человека методами науки. Особеннос-

 

2 4


 

 

тями научных знаний являются:

1) общезначимость: научные знания не зависят от индиви-

дуальных особенностей познающего субъекта, места и времени

получения знаний;

2) систематичность: научные знания получают выражение в

теориях и учениях, обладающих признаком целостности;

3) достоверность: научны е знани я содержат объективную

истину о предмете научного познания;

4) рациональность: научные знания доказательны с позиций

рационального, логического мышлени я.

 

44. Структура научного познания: формы и методы.

Основными формами научного познания, взаимообуславли-

вающими друг друга, являются эмпирическая и теоретическая

формы (уровни), каждой из которых соответствуют определен-

ные методы познания. В рамках эмпирической формы научного

познания можно выделить такие методы, как наблюдение, опи-

сание, измерение, эксперимент. В рамках теоретической формы

научного познания – метод формализации, аксиоматический ме-

тод, гипотетико-дедуктивный метод и прагматический метод (в

технических и гуманитарных науках).

Общенаучными методами познания являются анализ и син-

тез, индукция и дедукция, обобщение, идеализация.

 

45. Понятие общества. Основные концепции общественного

развития.

Под обществом в науке понимают коллектив индивидов,

объединенных для выполнения определенных целей, представля-

ющий собой целостный организм, который развивается по сво-

им специфическим объективным законам. В социальной философии

исторически сложились следующие основные концепции обществен-

ного развития: социологический идеализм (сознание, дух, идея оп-

ределяют общественное бытие людей), географический детерминизм

(географические условия являются определяющим фактором обще-

ственного развития); исторический материализм (основой обществен-

ного развития являются материальные условия жизни людей, преж-

 

2 5


 

 

де всего – производство материальных благ); биологический детер-

минизм (основой общественного развития является биологическая

природа человека); психологизм в понимании общественной жизни

(объяснение социальных процессов исходя из психологии больших

социальных групп); техницизм (абсолютизация роли техники в раз-

витии общества). В настоящее время перед социальной философией

стоит задача синтеза (интегрирования) всех существующих концеп-

ций общественного развития.

 

46. Общество как система.

Общество представляет собой сверхсложную целостную си-

стему, которая обладает иерархической структурой и свойством

саморегуляции. Ее универсальным компонентом является чело-

век. Основными формами общественного бытия людей являют-

ся экологическое, экономическое, социальное, этническое, поли-

тико-правовое и духовн ое бытие. «Клеточкой» общественного

бытия, тем, что делает совокупность людей обществом, являют-

ся общественные отношения.

 

47. Специфика законов общественного развития.

Развитие общества носит закономерный характер. Законы

общественного развития – это объективно существующая, повто-

ряющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или

этапов исторического процесса. Специфика общественных зако-

нов в том, что они реализуются только через деятельность лю-

дей, представл яют собой результат этой деятельности. Законы

общественного развития проявляют себя как тенденции.

 

48. Смысл истории.

История – это реальный процесс развития общества и его куль-

туры во времени. Вопрос о смысле истории – это вопрос о направ-

ленности исторического развития и о месте в этом процессе челове-

ка. Существуют разные ответы на этот вопрос. Христианская фило-

софия истории основана на идее провиденциализма, согласно кото-

рой, история имеет конечный пункт – вечное божественное царство,

достижимое лишь в том случае, если человечество пройдет путь очи-

2 6


 

 

щения от греха. Марксистская философия истории видит смысл ис-

тории в максимальном общественном развитии, в ходе которого все

более свободным становится каждый член общества. И в том и в дру-

гом случае имеет место линейная концепция истории, основанная на

идее единой направленности исторического процесса. Существуют

и нелинейные концепции истории, основанные на идее локальных

обществ, согласно которым, смысл истории полностью определяет-

ся наличной стадией развития общества.

 

49. Человек как предпосылка и результат истории.

Человек существует в истории в двух качествах – как пред-

посылка и одновременно как результат исторического развития.

Индивиду принадлежит первичное историческое действие, опре-

деляющим мотивом которого являются потребности, т.е. нужда

человека в определенных внешних условиях своего бытия. Чем

развитее человек, тем шире круг его потребностей и тем много-

обра знее формы их удовлетворения. Результаты практической

деятел ьности человека порождают новые потребности. В этом

процессе практической деятельности меняется сам человек. Пре-

образуя объекты природного и общественного мира, люди од-

новременно преобразуют и себя.

 

50. Философская антропология о природе и сущности человека.

Философская антропология – это философское учение о че-

ловеке. В философии сложились три подхода к определению при-

роды и сущности человека:

1. Субъективистский подход: человек – это, прежде всего, его

внутренний, субъективный мир. Наиболее полно этот подход пред-

ставлен в философии экзистенциализма.

2. Объективистский подход: человек – это продукт и носи-

тель внешних, объективных условий существования. Этот под-

ход характерен для материалистических философских учений.

3. Синтезирующий подход: человек – это единство внутрен-

ней субъективности и внешней объективности. Этот подход пред-

ставл ен, например, в философском учении Э. Фрома (ХХ вв.):

сущность человека в противоречии между конфликтующими в

2 7


 

 

нем мирами – животным (природа) и духовным (собственно челове-

ческим).

 

51. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение и

взаимосвязь.

Человек есть живая система, которая представляет собой

единство физического и духовного, природного и социального,

наследственного и пожизненно приобретенного. Как живой орга-

низм человек включен в природную связь явлений и подчиняет-

ся биологическим закон омерностям: он рожда ется, живет, вос-

производит свое потомство и умирает, как все живое в этом мире.

Как существо, обладающее разумом, как личность человек отно-

сится к социальному бытию с его специфическими закономерно-

стями. Человек наследует запас генетической информации через

специфически человеческое строение тела, структуру мозга, не-

рвной системы, задатков. Однако, природные анатомо-физиоло-

гические задатки человека развиваются и реализуются только в

условиях социального образа жизни в результате овладения язы-

ком, культурой, навыками той социальной среды, в которой он

родился и воспитывался.

 

52. Проблема антропос оциогенеза. Альтерн ативные

концепции происхождения человека.

Проблема антропосоциогенеза – это проблема возникнове-

ния и становления человека и человеческого общества, форми-

рования человека как существа биосоциального. В современной

научной картине мира антропосоциогенез предстает как процесс со

многими неизвестными. Существует ряд концепций происхождения

человека, важнейшими из которых являются следующие:

1. Классическая эволюционная теория Дарвина происхож-

дени я человека путем естественного отбора от обезьяноподоб-

ного предка.

2. Трудовая теория антропогенеза (Ф. Энгельс и др.), соглас-

но которой, именно с трудом связано развитие руки, речи, мозга,

мышления, социального коллектива.

3. Эволюционная теория антропогенеза П. Тейяра де Шар-

2 8


 

 

дена, согласно которой, переход от предчеловека к «человеку разум-

ному» это скачок в антропогенезе, который был определен внутрен-

ними силами самого организма нашего предка.

 

53. Проблема смысла жизни.

Под смыслом жизни в философии подразумеваются те цен-

ности, которые реализует человек в своих поступках. В этом по-

нимании смыслом жизни обладают все люди, но философов все-

гда интересовал высший смысл человеческого бытия. Существу-

ет несколько принципиально отличных друг от друга концепций

смысла жизни:

1. Смысл жизни изначально задан человеку свыше (миро-

вым духом, богом) и как высший смысл раскрывается в стремле-

нии к богоподобию.

2. Смысл жизни определяется неизменной сущностью чело-

века, т.е. высшими ценностями добра, блага, мужества и т.д., в

реализации которых состоит высшее назначение человека.

3. Смысл жизни зависит от тех ценностей, которые человек

выбирает в да нной реа льности св оего существовани я, он тем

значительней, чем ближе эти ценности к идеалу человека данной

эпохи.

С проблемой смыла жизни связан вопрос о том, как человек

распоряжается даром жизни, единственный раз предоставленным

ему фактом рождения.

 

54. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность».

Условия и механизмы формирования личности.

«Человек» - это родовое понятие, которое олицетворяет че-

ловеческий род в целом, это родовое существо. «Личность» - это

индивид, т.е. отдельный человек, который осознает себя субъек-

том общественной жизни, осознает свое собственное «Я». «Ин-

дивидуальность» - это понятие, выражающее самобытность, сво-

еобразие инд ивида. Чтобы стать личностью, индивид должен

быть включен в социальное бытие, в ту систему ценностей, преж-

де всего, этических норм, которые действуют в обществе. Инди-

вид становится личностью через осознание свободы и ответствен-

2 9


 

 

ности. Ответственность не существует без свободы, свобода не мо-

жет быть абсолютной. Подлинное развитие личности возможно только

в свободном обществе, в котором каждый индивид осознает свою

ответственность за поступки.

 

55. Свобода и творчество как высшие ценности личности.

Свобода и творчество – это такие ценности, которые возвы-

шают личность над ее природной основой и в известном смысле

даже преодолевают ее, оставляя свой след и плоды своей деятель-

ности и после биологической смерти. В широком смысле, свобо-

да всегда есть свобода выбора, прежде всего, целей и средств их

достижения, но именно выбора, а не произвола, поскольку чело-

век живет в реальных условиях, с которыми не может не считать-

ся. Мера свободы зависит от конкретных условий, которые из-

меняются от эпохи к эпохе. С наибольшей полнотой свобода лич-

ности проявляет себя в творчестве, т.е. деятельности по созда-

нию новой материальной и духовной реальности (техническое,

художественное, научное и другие формы творчества). Творче-

ство без свободы неосуществимо.

 

56. Коллективность как основная форма бытия человека.

Все собственно человеческие виды жизнедеятельности (тру-

довая, политическая, научная, духовная и др.) люди могут осу-

ществлять только в общении с себе подобными, как совместную,

т.е. коллективную деятельность. Коллективность – основная фор-

ма человеческого бытия, которое по своей природе является деятель-

ным бытием, преобразующим мир, в котором люди живут. В этом

уникальность человеческой жизни, человеческого бытия по сравне-

нию с другими формами жизни. Коллективная деятельность предпо-

лагает общение, в котором рождается и развивается язык – основа

всей человеческой культуры. Коллективная деятельность умножает

силы человека, ибо предполагает сотрудничество и состязательность.

Наконец, коллективная деятельность напрямую связана с возникно-

вением и развитием человеческого разума.

 

57. Человек и природа. Исторические формы отношения

3 0


 

 

человека к природе.

Природа была и остается естественной средой и предпосыл-

кой существования и развития человека и общества. Та часть

природы, с которой люди взаимодействуют непосредственно,

является их естественной средой обитания. Она включает в себя

геосферу, биосферу и, в наше время, космосферу. В результате

воздействия человека на природу возникает «вторая природа»

или техносфера. Основной проблемой системы «человек-обще-

ство-природа» является проблема сохранения равновесия между

обществом и естественной средой обитания.

Исторически ми форма ми отношения человека к природе

являются следующие формы ее интерпретации, истолкования в

разные исторические эпохи: в античное время природа рассмат-

ри валась как часть космоса, при этом ее часто одушевляли; в

Средние века природа воспринималась как низшее творение бога,

ущер бность которой есть следстви е грехопадени я человека; в

Новое время природа понималась как сила, противостоящая че-

ловеку, задача которого в том, чтобы полностью подчинить ее

себе; в современную эпоху все более утверждается мнение, что

природа это сложная система, для которой характерны неравно-

весные состояния, человек должен всячески стремиться обеспе-

чить совместную эволюцию природы и общества.

 

58. Экономическое бытие общества: понятие и структура.

Экономическое бытие общества – это сфера производства мате-

риальных благ. В ее структуре следует различать две взаимосвязан-

ные подсистемы: технологический и экономический способы произ-

водства.

Технологический способ производства – это способ взаимо-

связи людей с предметами и средствам своего труда и между со-

бой в связи с технологическими особенностями производств а.

Важнейшим элементом технологического способа производства

является техника.

Экономический способ производства – это способ отноше-

ния людей к природе и друг к другу в связи с социальными осо-

бенностями производства, среди которых важнейшими являют-

3 1


 

 

ся отношения собственности на средства производства.

Обе эти подсистемы находятся в единстве, образуя способ

производства материальных благ в широком смысле слова, ко-

торый в конечном итоге определяет цивилизационное и форма-

ционное развитие общества.

 

59. Закон соответствия производственных отноше ний

характеру и уровню развития производительных сил.

Закон соответствия производственных отношений характе-

ру и уровню производительных сил является общесоциологичес-

ким законом, действующим на протяжении всей истории челове-

чества. Производственные отношения – это отношения собствен-

ности, обмена и распределения, складывающиеся в процессе про-

изводств а материальных благ. Производител ьные силы – это

люди, участвующие в процессе производства и средства произ-

водства, включающие в себя средства труда и предметы труда.

Производительные силы выступают как содержание, а производ-

ственные отношения как форма экономического способа произ-

водства. Изменение производительных сил влечет за собой пере-

стройку производственных отношений, новые производственные

отношения открывают простор для дальнейшего ра звития про-

изводительных сил общества.

 

60. Человек в компьютеризованном мире: социокультурный и

психологический аспекты проблемы.

Компьютерная революция, начавшаяся на рубеже 70-80 гг.

ХХ в., поставила человека в новые для него условия информаци-

онного общества, которое открывает широкий простор для все-

стороннего развития личности и возрастания человеческого фак-

тора во всех сферах общественной жизни. Реализация этой воз-

можности зависит от того, насколько успешно гуманистический

подход к достижению науки и техники будет преодолевать тех-

нократический подход, низводящий человека до роли «винтика»

в социальных и технологических процессах. Проблема в том, что

информационная технология требует определенных социальных,

экономических и культурных условий. В обществе с неразвиты-

 

3 2


 

 

ми идеалами гуманизма, свободы и демократии широкое распрост-

ранение информационной технологии в принципе невозможно. При-

менительно к отдельной личности это означает необходимость со-

единения высокой квалификации, предельной компетенции в своей

специальности с научным мировоззрением, социальной ответствен-

ностью, психологической устойчивостью и общечеловеческими нрав-

ственными ценностями.

 

61. Понятие социальной структуры общества. Исторические

виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народность,

нация.

Социальной структурой общества называется совокупность

социальных общностей, являющихся основными субъектами со-

циального действия. Социальная общность – это целостное со-

циал ьное образование, которое характериз уется устойчивыми

связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспек-

тив развития. Историческими формами социальных общностей

являются семья, род, племя, народность, нация. Семья – это вид

социальной общности, основанный на супружеском союзе и род-

ственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между му-

жем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и дру-

гими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хо-

зяйство. Род – это общность людей, основанная на кровнород-

ственных связях. Племя – это форма общности людей, в основе кото-

рой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по

территории обитания, языку и культуре. Народность – это форма об-

щности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для

нее характерны замена прежних кровнородственных связей террито-

риальной общностью, племенных языков – единым языком. Каждая

народность имеет свое собирательное название, внутри ее возника-

ют элементы общей культуры. Нация или народ – это общность лю-

дей, для которой характерны общность территории, экономической

жизни, языка, национального характера и культуры.

 

62. Проблема этногенеза. Основные концепции.

Этногенез – это процесс возникновения и эволюци и этно-

 

3 3


 

 

сов. Этнос можно определить как форму существования биологичес-

кого вида «Человек разумный» в определенных природно-географи-

ческих и социальных условиях. Основными этническими признака-

ми выступают кровнородственные отношения, язык, место обитания,

самоназвание этноса, религиозная принадлежность, культура в це-

лом и др. Этносы формируются в составе рас. Основными концепци-

ями этногенеза являются: социокультурная концепция, представлен-

ная в отечественной этнологии Ю.В. Бромлеем и его школой, кото-

рая делает акцент на социокультурные причины возникновения и

развития этносов; «пассионарная» концепция Л.Н. Гумилева, кото-

рая делает акцент на природно-географическом факторе этногенеза,

связывая возникновение и развитие этносов с космическими процес-

сами (циклами солнечной активности, космическим излучением и

т.д.).

 

63. Классы и их роль в системе социальных связей.

Классами называются большие группы людей, которые от-

личаются друг от друга по их месту в исторически сложившейся

системе общественного производства, по их отношению к сред-

ствам производства, по их роли в общественной орга низации

труда, по способам получения и размерам той доли обществен-

ного богатства, которой они располагают. Кла ссы возникли с

возникновением частной собственности. В системе социальных свя-

зей классового общества классы играют определяющую роль. Марк-

систск ая теор ия кла ссов обос новыва ет объек тивный ха рак-

тер классовой борьбы как движущей силы истории. В современ-

ном обществе классовая борьба от насильственных методов все

более переходит к цивилизованным методам социального парт-

нерства.

 

64. Понятие социальной с тратиф и кации. Социальн ая

мобильность.

Концепция социальной стратификации это одна из концеп-

ций социальной дифференциации современного общества, соглас-

но которой, в обществе выделяются слои (страты), определяемые

по разным основани ям – уровню доходов, профессии, поли ти-

3 4


 

 

ческим взглядам, ценностной ориентации и т.д. Совокупность страт

образует социальную стратификацию общества. Социальная страти-

фикация более подвижна, чем другие социальные структуры (клас-

совая, поселенческая и т.д.). Можно выделить два типа социальной

мобильности: горизонтальную и вертикальную. Каналами вертикаль-

ной мобильности, как по восходящей, так и по нисходящей линии,

служат армия, церковь, школа, политические институты, творческие

союзы, организации по созданию материальных ценностей, семья и

др.

 

65. Го сударство и гр ажданское общество: признаки и

функции.

Государство – это институт публичной власти, т.е. власти не

совпадающей непосредственно со всем населением. Основными

признаками государства, кроме публичной власти, являются на-

личие определенной территории, право и суверенитет. Сущность

и назначение государства проявляются в его функциях: обеспече-

ния политической власти тех или иных социально-классовых сил;

защиты страны от нападения извне; хозяйственно-организаторс-

кой; охраны общественного порядка; развития духовной культу-

ры; охраны природной среды; внешних сношений и др.

Гражданским обществом называется негосударственная сфера

общественной жизни, сфера р







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 408. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия