Студопедия — Гипербола. эты. Для ослабления выспренности Г
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гипербола. эты. Для ослабления выспренности Г






эты. Для ослабления выспренности Г. целесообразно «умягчать» ее выражениями типа: якобы, почти, едва ли не, будто бы и т. д.

Г. позволяет создать зримый образ человека или происходящего события. Например, прощаясь с Москвой, Воланд и его свита оказы­ваются на Воробьевых горах, где Фагот-Коровьев ради шутки сви­стит: «Этого свиста Маргарита не услыхала, но она его увидела в то время, как ее, вместе с горячим конем, бросило саженей на десять в сторону. Рядом с нею с корнем вырвало дубовое дерево, и земля по­крылась трещинами до самой реки. Огромный пласт берега, вместе с пристанью и рестораном, высадило в реку. Вода в ней вскипела, взмет­нулась, и на противоположный берег, зеленый и низменный, вы­плеснуло целый речной трамвай» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Г. широко представлена в произведениях Фр. Рабле, Дж. Свиф­та, Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гюго, Н. Гумилева, М. Бул­гакова, К. Воннегута и др.

Весьма тесно Г. связана с иронией. Например, учитель Томас, обожающий ставить с учениками пьесы по мотивам изречений гре­ческих и латинских авторов, заявляет: «Я выбрал один из тех тра­гических сюжетов, которые потрясают душу видениями смерти, являющимися нашему воображению. Я разделяю мнение Аристо­теля: надо возбуждать ужас. О! Если бы я посвятил себя театру, то выпускал бы на сцену одних только кровожадных правителей и героев-убийц! Я плавал бы в крови! Все в моих трагедиях погибали бы, и не только главные персонажи, но и прислужники. Я удавил бы даже суфлера» (Р. Лесаж. Похождения Жиля Бласа из Сантилья-ны). Столь же иронична и Г., в которой обыгрывается ситуация с использованием слова все, когда некто говорит или пишет обо всем, потом еще кое о чем, сверх, так сказать, всего. Д.И. Фонвизин для того, чтобы нагляднее продемонстрировать невежество г-жи Про-стаковой («Недоросль»), вкладывает в ее уста характеристику учи­телей Митрофанушки: «Для грамоты ходит к нему дьячок от По­крова, Кутейкин. Арихметике учит его... один отставной сержант, Цыфиркин... По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». Получается, что есть «все науки», а затем еще и сверх всех этих «всех» — грамота, арифметика и французский язык. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» рассматривает анало­гичную ситуацию, когда для обучения Петруши Гринева был на­нят весьма колоритный учитель француз Бопре, который в отече­стве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, а затем приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значе­ние этого слова. Он был обязан по контракту учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам».

Нередко одна Г. развивается несколькими авторами. Например, Г. многопудья— это и двадцатипудовый полковник Тарас Бульба

3* 35


говорение

(Н. Гоголь. Тарас Бульба); и фамусовское описание придворных: «А в те поры все важны! в сорок пуд» (А. Грибоедов. Горе от ума); и характеристика «зоологических эмигрантов» в письме В.Ф. Ходасе­вича Б. Диоптрову из-за границы: «Вы представить себе не можете эту сволочь: бездельники убежденные, принципиальные, оброс­шие восьмидесятипудовыми супругами и невероятным количест­вом стопудовых дочек». Хотя можно привести и более мощную Г. многопудья, когда Никита Кожемяка (в одноименной сказке) «взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него».

Г. тесно взаимосвязана с аллегорией,сказкой, загадкой. Напри­мер, в сказках народов Центральной Индии девушка пригоняет на угощение злым демонам двадцать раз по двадцать буйволов (гонд-ская сказка «Блестящий козел»); а в сантальской сказке «Как со­сватали леопарда» говорится: «В древние времена, говорят, свахи не торопились довести дело до свадьбы, пока не подъедят куль риса и двенадцать манов» (ок. 500 кг!). Но действительный образец Г. по невероятности изображаемого являет собой кхмерская леген­да «Священная тысяча», в которой мать говорит сыну: «Если ты хочешь искупить свою вину, ты должен высечь на камне тысячу изображений Будды. И только когда эти изображения сотрет тече­ние времени, вина твоя будет искуплена». Выразительны и Г., ис­пользуемые в загадках. Например, русская загадка о комаре: «Крылья Орловы, хоботы слоновы, груди кониные, ноги львиные, голос медный, носы железны. Мы их бить, а они — нашу кровь лить».

Тропом, противоположным Г., является литота.

Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978. — С. 148—149; Деметрий. О стиле // Там же. — С. 252—259; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Книга первая, в которой содержит­ся риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 151—152; Львов М.Р. Рито­рика: Учебное пособие для учащихся 10—11 классов.— М., 1995; Па­нов М. И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М, 1997. — С. 33—34; Энциклопедический словарь юного литературоведа: Для средн. и старш. школьного возраста / Сост. В.И. Нови­ков. - М., 1988. - С. 54-57.

М.И. Панов

ГОВОРЕНИЕ — продуктивный вид речевой деятельности,по­средством которого осуществляется устное общение. Как и все ви­ды речевой деятельности, Г. имеет следующую структуру: 1. На эта­пе предварительной ориентировки для говорящего важно уяснить

36


говорение

цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физиче­ское и психологическое состояние слушателей и пр.) и т. д. 2. На этапе планирования продумывается по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания. 3. Осуществление деятельности, т. е. процесса Г. Большую роль играет жестово-мими-ческий код. 4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса Г., так и после него.

Продуктом Г. является речевое высказывание (текст), речевое сообщение. Продукт Г. — это то, в чем объективируется, воплоща­ется, материализуется все психологическое содержание деятельно­сти Г., все условия протекания, а также особенности самого субъ­екта Г. Результатом Г. является ответное действие участника рече­вого общения (вне зависимости от того, имеет ли это действие внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время). Так, например, результатом Г. учителя яв­ляется то, что ученики слушают (или не слушают) его. Результа­том Г. учеников является слушание учителя, его одобрение или неодобрение их высказывания.

Единицей деятельности Г. является речевое действие, входящее в структуру Г. или ее представляющее.

Психофизиологические механизмы Г.: 1) механизм репродук­ции, который обеспечивает воспроизведение готовых и усвоенных структурно-смысловых блоков для того, чтобы осуществить ком­муникативную задачу; 2) механизм выбора языковых средств, ко­торый зависит от смысла сообщения, коммуникативной цели и ситуативного окружения, а также отношений между говорящими, особенностей реципиента, общности жизненного опыта и т. д.; 3) ме­ханизм комбинирования, от которого зависят и беглость речи, и ее новизна, и другие ее качества как продукта, и механизм конст­руирования. Человек конструирует некоторые речевые единицы в процессе Г., осуществляются эти операции на основе чувства язы­ка, чувства допустимости той или иной конструкции, ее непроти­воречивости структуре и духу языка; 4) механизм упреждения, ко­торый может реализоваться в двух планах: структурном и смысло­вом. В структурном плане упреждение возможно на уровне фразы, когда при произнесении первых слов упреждается, антиципирует­ся конструкция фразы, и на уровне высказывания, когда также упреждается вся его конструкция, что позволяет порождать выска­зывание без длительных пауз между отдельными фразами. В смыс­ловом плане упреждение есть предвидение исходов в речевых ситу­ациях. Такое прогнозирование помогает говорящему строить свое высказывание; 5) механизм дискурсивное™ управляет процессом функционирования речевого высказывания. Этот механизм позво-

37


____________________________ голос___________________________

ляет: а) оценивать ситуацию в ее отношении к цели; б) восприни­мать сигналы обратной связи (реплики собеседника, его невер­бальное поведение) и принимать решения «на ходу»; в) привле­кать необходимые (имеющиеся у говорящего) знания о предмете Г., ситуации и т. п. Виды Г. — см. общение.

Умение говорить является одним из основных профессиональ­ных умений учителя. Как отмечают педагоги и психологи, разви­тию этого профессионального умения способствует наличие опре­деленных задатков и способностей, таких, как отличная вербаль­ная память, хорошо развитые автоматизмы мгновенного отбора нужных языковых средств, общительность как черта характера (уме­ние слушать, сопереживать, сочувствовать и др.). Наличие подобного типа способностей — основа для выработки коммуникативно-ре­чевых умений профессионального характера, особенностью кото­рых является то, что с их помощью реализуются образовательно-воспитательные задачи. Учитель должен целенаправленно развивать в себе умение «публично мыслить», т. е. выступать публично, и умение организовывать общение.

Лит.: Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения ино­язычному общению. — М., 1989.

Л. Е. Тумина

ГОЛОС— 1) способность интонировать речь или петь; 2) со­вокупность звуков, производимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибрирующими голосовыми складками; 3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образо­ванные с участием голосовых складок, несут информацию об ин­дивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмо­ционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной при­надлежности.

В лингвистическом смысле Г. является дифференциальным при­знаком звуков речи, обеспечивает различение ударных и безудар­ных слогов, материализует интонацию.

В психологическом аспекте Г., если расширить это понятие включением в него особенностей произношения (дикции),состав­ляет звуковой облик человека.

Г. является важным средством звуковой (аудио) коммуника­ции, позволяющим устанавливать и поддерживать контакт с ад­ресатом речи. В коммуникативном плане Г. прежде всего обеспе­чивает слышимость речи на большем или меньшем расстоянии; причем, в отличие от взгляда, Г. не имеет однонаправленности и потому может быть обращен одномоментно ко многим участни-

38


голосовой аппарат

кам коммуникации. Сверх того, Г., при известных условиях, по­зволяет расположить к себе собеседника (что особенно важно на начальном этапе речевого общения) и тем самым облегчить взаи­мопонимание.

Г., используемый в профессиональных целях, отличается боль­шей устойчивостью и способностью выдерживать длительную го­лосовую нагрузку, более широким диапазоном (как высотным, так и динамическим), большей гибкостью и разнообразием тембра. Пе­дагогический голос как разновидность профессионального Г. ха­рактеризуется также суггестивностью, полетностью, помехоустой­чивостью и адаптивностью (см. педагогический голос).

Лит.: Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1986; Зву­ковая коммуникация, эхолокация и слух. — Л., 1980; Зиндер Л.Р. Общая фонетика. — М., 1979; Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. — Л., 1977; Пави П. Голос //Сло­варь театра. — М., 1991; Рамишвили Г.С. Автоматическое опознание гово­рящего по голосу.— М., 1981.

А. А. Князьков

ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ — часть речевого аппарата,необхо­димая и достаточная для образования голоса путем модуляции выдыхаемой^ струи воздуха колебаниями эластичных голосовых складок. В голосорбразовании принимают участие воздушные пу­ти (легкие, бронхи, трахея, гортань) и система резонаторов (ро­товая и носовая^ полости). Во время дыхания воздух из дыхатель­ных путей под действием выдыхательной мускулатуры, создаю­щей в них повышенное давление, плавно и непрерывно проходит через широко открытую голосовую щель. При голосообразовании голосовая щель замкнута и голосовые складки напряжены. Щель открывается под давлением воздуха лишь на короткое время. Че­рез нее из дыхательных путей выходит часть воздуха. После этого, под действием аэродинамического эффекта Бернулли и сил уп­ругости, голосовые складки снова смыкаются, а подскладочное давление снова стремится их разомкнуть. Так возникают квазипе­риодические импульсы воздушного давления, которые воспри­нимаются как голос. Высота голоса зависит от частоты колебаний воздуха и обусловлена длиной, массой, жесткостью (т. е. степенью напряжения) голосовых складок, а также величиной подскладоч-ного давления.

Лит.: Большая медицинская энциклопедия. — М., 1974—1982; Мак­симов И. Фониатрия. — М., 1987.

А. А. Князьков 39


горловой звук (призвук)

ГОРЛОВОЙ ЗВУК (ПРИЗВУК) — неправильная манера зву­кообразования в речи или в пении, придающая голосу неприят­ный сдавленный (горловой) оттенок. Причины могут быть различ­ные: чрезмерно высокое положение гортани, давление корня язы­ка на гортань, перенапряжение и включение близлежащей мускулатуры (глотки, шеи). Для исправления Г. з. полезно пение на негромком звучании с придыхательной атакой (петь как бы уста­ло), выполнение упражнений на гласные [у], [о].

Лит.: Романовский Н.В. Хоровой словарь. — Л., 1980.

А. А. Князьков

ГРАДАЦИЯ (от греч. klimax — лестница, ступенчатость, кли­макс; от лат. gradatio — постепенное повышение) — фигура (см. фигура) слова, входящая в группу фигур прибавления. Г. имеет два основных значения: 1) узкое — цепочка анадиплосисов, т. е. фи­гур, заключающихся в том, что окончание первого периода явля­ется началом второго, например русская народная песня «Во саду ли, в огороде девица гуляет, она ростом невеличка, лицом кругло­личка» вся целиком, все 19 строф представляет собой такого рода Г.; 2) в широком смысле слова Г.: а) последовательное нагнетание однородных выразительных средств речи (климакс); б) наоборот, их последовательное ослабление (антиклимакс).

Примером климакса являются слова из речи Демосфена: «Я не только заявил, но и написал свое предложение, не только написал, но и отправился послом, не только отправился послом, но и убедил фиванцев, нет, — я прошел через все испытания от начала до конца и отдавал себя за вас решительно во всех обступивших государство опасностях» (Демосфен. За Ктесифонта о венке). Традиционно счи­тается, что Цицерон подражает Демосфену, используя климакс при защите Милона: «И ведь он предстал не только перед надрдом, но и перед сенатом, и не только перед сенатом, но и перед вооруженной охраной, выставленной государством, и доверился не только ей, но также и власти того человека, которому сенат давно доверил все государство, всю молодежь Италии, все вооруженные силы римско­го народа» (Цицерон. В защиту Тита Анния Милона).

Антиклимакс обычно выражает собой и иронию. Вот жалоба пьяницы и бретера Малартика: «У меня не было ни одного заказа ни на ловушку, ни хотя бы на пустяковое похищение, ни на самое плевое убийство» (Т. Готье. Капитан Фракасс).

Деметрий в трактате «О стиле», рассматривая пример климакса, отмечал, что эта фигура создает впечатление, «будто говорящий под­нимается со ступеньки на ступеньку все выше и выше», а если дать лишь изложение событий, то в нем «не будет силы». Автор «Ритори-

40


грамматическое подчинение (иерархия)

ки к Гереннию» считает, что особую прелесть Г. придает «частота повторений предшествующего слова». Но, как справедливо предуп­реждал Квинтилиан, в Г. «искусственность более очевидна и под­черкнута, а потому эту фигуру следует реже применять».

Лит.: Гаспаров М.Л. Градация // Литературный энциклопедический словарь.— М., 1987; Деметрий. О стиле // Античные риторики.— М., 1978; Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений: В 2-х час­тях. — СПб., 1834; Квятковский А. Поэтический словарь. — М., 1966; Па­нов М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики. — М., 1997. — С. 43—44.

М.И. Панов

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (ИЕРАРХИЯ) - про­стейшая и вместе с тем фундаментальная форма выражения един­ства, центральный принцип организации языка, обусловленный законом инкорпорирования:включение одного компонента текста в

другой с неизбежностью приводит к иерархии, выражающей един­ство текста. Специфику подчинения в языке следует ридеть в двой­ной направленности этой связи. Она заключается в том, что один и тот же компонент является подчиненным в одном отношении и подчиняющим в другом. Обычно двойное подчинение усматрива­ют только в отношении главных членов предложения, выделяя на этом основании особый вид подчинительной связи — координа­цию. Но в предложении и тексте любая подчинительная связь яв­ляется двойственной. Компоненты текста, выражающие признак, логически подчиняются компонентам, выражающим тот объект, которому в процессе предикации приписывается этот признак. Но именно признак есть таинформация, на базе которой формирует­ся новое предложение. Поэтому компоненты, выражающие объ­ект, извлекаясь из предшествующего предложения, подчиняются тем компонентам, которые выражают признак объекта в формиру­ющемся предложении. Таким образом, пользуясь традиционной тер­минологией, можно сказать, что подлежащее (его состав в целом) логически господствует над сказуемым (его составом), но функци­онально ему подчиняется. Определительные отношения отражают ту же двойственность подчинения: в определительном словосоче­тании существительное логически подчиняет себе прилагательное, но функционально зависит от него. Дополнение логически зависит от глагола-сказуемого (ср.: стирать (что?) белье, рубашку; мечтать (о чем?) об отдыхе, славе и т. д., где традиционные вопросы «вхо­дят» в глаголы, занимая в их семантической структуре соответству­ющее место), но оно и господствует над глаголом, так как пред­ставляет собой информационный центр предложения. Глагол же


громкость голоса

отражает лишь «состояние» того предмета, который выражен су­ществительным — белье, которое стирается; отдых, о котором меч­тают, и т. п. Обстоятельство-детерминант (как и любой другой де­терминант) также и зависит (логически) от сказуемого или предло­жения в целом, и не зависит, господствует над ним (функционально). Подобная закономерность характеризует и любое предложение в тек­сте. Последнее логически зависит от предшествующего предложе­ния, так как уточняет, разъясняет, конкретизирует его содержание. Но вместе с тем, будучи носителем новой информации, оно лишь отталкивается от предшествующего предложения, подчиняет его себе.

Лит.: Мещеряков В. Н. Предикативен ли текст? // Филологические науки. — 1995. — № 2. См. лит. к статье Актуальное членение предложения.

В. Н. Мещеряков

ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА— субъективное слуховое ощущение интенсивности (силы) звука, образующегося в результате работы голосового аппарата. Профессиональное владение голосом предпо­лагает использование в педагогическом общении множества града­ций Г., большого динамического (громкостного) диапазона. Чаще всего учитель говорит не очень тихо, но и не очень громко, однако ему необходимо иметь голосовой «запас прочности» — бывают слу­чаи, когда требуется произнести что-либо на предельной звучно­сти, но при этом не перейти на крик и не сорвать голос. Г. г. зависит от многих факторов. Прежде всего от давления воздуха в легких и трахее (в подскладочном пространстве), а оно, в свою очередь, обусловлено активностью дыхательной мускулатуры (точнее, мышц-выдыхателей) и плотностью смыкания голосовых складок. Кроме того, голос, рождаясь в гортани и проходя по речевому тракту, обретает определенную окраску — тембр в зависимости от режима смыкания голосовых складок и конфигурации (формы и разме­ров) ротоглоточных и носовых полостей. Голос будет громче, при прочих равных условиях, если в его тембре будет больше звонко­сти, металличности, резкости, пронзительности, т. е. больше «удель­ный вес» высокочастотных обертонов. Однако с точки зрения эсте­тики и экономии мышечных усилий важно, чтобы высокочастот­ные обертоны лежали в области 2000—4000 Гц, где образуется так называемая верхняя форманта,придающая голосу полетность и при­ятную окраску. Г. г., т. е. его слышимость, тем больше, чем более явно выражена в нем верхняя форманта, так как слух человека имеет наибольшую чувствительность именно в этой полосе частот.

Наконец, Г. г. возрастает по мере увеличения частоты колеба­ний голосовых складок, т. е. высоты голоса. При одном и том же усилии дыхательной мускулатуры наименьшую Г. имеют нижние


дескрипторы номинативные

звуки диапазона, Г. женских голосов превышает Г. мужских. Такая зависимость Г. г. от его высоты также связана с особенностями слуха. Г. г. во многих случаях обусловлена особенностями слухового са­моконтроля говорящего. Так, учитель непроизвольно увеличивает Г. г., когда класс начинает шуметь. Причем непроизвольное увели­чение Г. происходит, как правило, за счет усиления работы дыха­тельных мышц и повышения частоты колебаний голосовых складок (использования верхнего участка диапазона). Такая неуправляемая реакция на шум нерациональна и часто приводит к заболеваниям голосового аппарата. Чтобы голос был услышан на фоне шумовой помехи, надо прежде всего позаботиться о формировании помехо­устойчивого тембра, т. е. об усилении с помощью ротоглоточных резонаторов соответствующих обертонов. Что касается высоты голо­са, то иногда именно нижняя часть диапазона (при условии пра­вильно выбранного тембра) дает выигрыш в слышимости, так как возникает контраст между высокими детскими голосами и низким голосом учителя.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977; Морозов В.П. Занимательная биоакустика. — М., 1987; Основы инженерной психологии. — М., 1986.

А. А. Князьков

Д

ДЕСКРИПТОР— слово, словосочетание или целое высказы­вание, которые отражают содержание перелагаемого текста в наи­более сжатом виде. В зависимости от характера передаваемого со­держания Д. делятся на номинативные Д., представляющие темы и подтемы первичного текста, и предикативные Д., передающие то, что говорится в пределах каждой темы и подтемы.

Лит.: Вейзе А. А. О ядерных текстах и их получении путем компрес­сии // Проблемы текстуальной лингвистики /Под. ред. проф. В.А. Бухбин-дера. — Киев, 1983; Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970; Общение. Текст. Высказывание. — М., 1989; Севбо И. П. Струк­тура связного текста и автоматизация реферирования. — М., 1969.

В. Н. Мещеряков

ДЕСКРИПТОРЫ НОМИНАТИВНЫЕ- слова, словосоче­тания и предложения, отражающие тематическое содержание первичного текста, его темы и подтемы. В реферативной статье,

43


дескрипторы предикативные

например, при помощи Д. н. сообщается о том, чему посвящен реферируемый источник (В... рассматривается проблема...; Она посвящена актуальным..., анализу наследия..., рассмотрению..., характеристике..., вкладу... в..., решению вопроса о...; Моно­графия... представляет собой..., является попыткой описания..., представляет собой изложение результатов..., является исследо­ванием... и т. д.); какие цели ставил перед собой автор реферируе­мого источника (Целью... было...; Цель... состояла в доказатель­стве того, что... и т. д.); какие задачи ставились в реферируемом источнике (Основной задачей... были... В... автор ставит перед собой следующие задачи... К задачам исследования в... отнесе­ны... и т. п.); каков материал, использованный в реферируемом ис­точнике (Материалом исследования в... были... Автор привлека­ет к рассмотрению... В основе... лежит материал эксперимен­тов... и пр.); какие проблемы ставились в реферируемом произведении (В центре внимания... было современное состоя­ние..., в центре проблематики... были тенденциии... На первый план автор... выдвигает проблему... Главные усилия... направле­ны на... и т. д.); из каких разделов, частей состоит первичный текст (Отчет... состоит из... разделов.., включающих... глав... Брошю­ра состоит из... частей, в каждой из которых... и т. д.) См. де­скриптор.

Лит.: Вейзе А. А. О ядерных текстах и их получении путем компрес­сии // Проблемы текстуальной лингвистики / Под. ред. проф. В.А. Бухбин-дера. — Киев, 1983.

В. Н. Мещеряков

ДЕСКРИПТОРЫ ПРЕДИКАТИВНЫЕ- слова, словосочета­ния и предложения, передающие рематическую информацию пер­вичного текста. Так, например, в реферативных статьях использу­ется широкий класс средств, отвечающих на вопросы: какие за­дачи решает автор в первичном тексте (В... анализируется роль..., раскрывает содержание..., конкретизирует..., прослеживает ос­новные этапы..., раскрывает механизмы..., разъясняет сущ­ность..., предпринимает попытку определить..., обосновывает выбор объекта и направление исследования... и т. д.); с чего начи­нает свою работу автор первичного текста (Автор... начинает с обзора..., отмечает наличие разных точек зрения...; характеризу­ет материал исследования...; намечает программу... и т. д.); что автор реферируемого источника говорит, делает, утверждает, из чего исходит, что предпринимает в средней части своей работы (Автор... напоминает..., выделяет..., сосредоточивает свое внимание на..., ставит перед собой задачу проследить..., формирует..., указыва-

44


детский голос

ет на роль... и т. д.); чем автор реферируемого источника заключает свою работу (В кратком заключении... перечисляет..., подытожи­вает.., формирует... и т.д.). См.: дескриптор.

Лит.: См. лит. к статье Дескрипторы номинативные.

В. Н. Мещеряков

ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Голос новорожденных и грудных детей. Яв­ляется выражением одного из врожденных рефлексов человека, вы­зываемых воздействием на организм самых разнообразных раздра­жителей, исходящих как из внутренней, так и из окружающей среды. Издаваемые новорожденным звуки могут быть разными по силе, но они, как правило, мало отличаются по высоте («ля» первой октавы). Однако тембр их неодинаков, и уже на второй-третий день после рождения можно различить голоса детей.

В ясельном возрасте происходит бурное развитие речевой деятель­ности. Голос в этот период отличается узостью диапазона используе­мых звуков по высоте. В голосе детей дошкольного и младшего школь­ного возраста можно заметить расширение диапазона по высоте и по силе. В разговоре дети пытаются придать голосу большую выразитель­ность. В возрасте 11—19 лет в голосе появляется ряд особенностей — наступает период мутации. У девочек мутация наступает несколько раньше и протекает спокойнее, чем у мальчиков. Длительность мута­ционного периода колеблется в пределах от одного месяца до 5 лет. Обычная его продолжительность 1,5—2 года. В это время происходят значительные изменения в гортани. У мальчиков гортань увеличива­ется более чем в 1,5 раза, у девочек— на 1/3. В основном мутация протекает медленно и малозаметно как для самих подростков, так и для окружающих. Лишь иногда отмечается повышенная утомляемость при голосовой работе и часто наступающая беспричинная охриплость. Спокойное течение мутации обычно для всех девочек и для части мальчиков. В случаях резко протекающей мутации неожиданно во вре­мя пения или разговора голос начинает срываться, появляются со­вершенно неожиданные низкие ноты басового тембра, нередко гру­бого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фальцет. По мере завершения мутации такие явления наблюдаются все реже и реже. Наконец, Д. г. полностью заменяется голосом взрослого человека. Иногда голос остается детским и у взрослого мужчины. В этом случае требуются соответствующее лечение и фонопедические упражнения.

Лит.: Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990; Детский голос: Экспериментальные исследования. — М., 1970; Педагогическая эн­циклопедия. — М., 1964—1968; Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

А. А. Князьков

45


____________________________ диалог___________________________

ДИАЛОГ (от греч. dialogos — беседа, разговор двоих) — разновид­ность (тип) речи, при которой происходит обмен взаимообусловлен­ными высказываниями-репликами (при зрительном и слуховом вос­приятии собеседника). Все особенности Д.— речевой структуры свя­заны с его спецификой как образования, возникающего в результате перемежающейся, главным образом устной спонтанной речи собе­седников, происходящей в определенных условиях. Сама природа Д. предполагает его сложность. Размеры Д. теоретически безграничны, и его нижняя граница может показаться открытой. Однако фактически каждый Д. имеет начало и конец. Единство Д. в его теме, содержании, смысле. Специфика Д. как сложного единства самым тесным образом связана с его тематической цельностью, с характером развития со­держания, с движением мысли. Основной единицей Д. является диа­логическое единство. Вопрос о границах Д. и его внутренних струк­турных особенностях связан с различием понятий Д. как целост­ной структуры и диалогического единства. Реплика как компонент диалогического единства и Д. в целом имеет двуплановый харак­тер, совмещая в себе значение акции и реакции, в результате чего Д. представляет собой сложную цепь взаимосвязанных вы­сказываний. С исследованием Д. как сложного комплекса, в состав которого зачастую входит цепь переплетающихся или параллельных реплик нескольких лиц, связано выделение различных структурных типов Д. (парный Д., параллельный Д., полилог). Исследование Д. невозможно без учета целого ряда внеречевых моментов: цели и пред­мета высказываний, степени подготовленности говорящих, отноше­ний между собеседниками и отношения их к высказанному, конк­ретной обстановки общения. Характер Д. определяется действием всех этих факторов в совокупности, и в результате конкретного проявле­ния каждого из них создается Д. определенной структуры. Ближайшая социальная ситуация и более широкая социальная среда определяют структуру высказывания, отражая характер диалогического поведе-ния.Именно ситуация формирует высказывание в виде просьбы или отстаивания, в стиле витиеватом или простом, уверенно или робко произнесенное. С ситуацией общения, отношением участников Д. к содержанию речи связан характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим выделяются раз­личные типы реплик и типы Д., устанавливаются характер реакции, оценки говорящими фактов ситуации и речи, модальная характери­стика Д. Реплика, которая дает начало разговору, определяет его тему и цель, строится относительно свободно. Эта реплика называется сти­мулом, так как побуждает собеседника к ответной реплике или дейст­вию. Ответная реплика, реплика-реакция, по своему лексическому составу и синтаксической структуре зависит от реплики-стимула. Д. обычно состоит из чередующихся реплик-стимулов и реплик-реакций.

46


диалог

Важно изучение особенностей обоих компонентов. Со стороны структурно-композиционной выделяются ответные реплики-под­хваты, реплики-повторы и др. При этом внимание обращается на логико-смысловое значение реплики и соответствующее ее отно­шение к одному, стимулирующему высказыванию. Важным видом Д. в этом плане признается вопросно-ответный комплекс. Большое значение придается характеру реакций. В связи с этим выделяются реплики-противоречия, согласия, добавления, реплики, сопровож­дающие тему, переводящие тему в другую плоскость. По характеру реакции определяются соответствующие типы Д.: Д.-противоре-чие, Д.-синтез (Е.М.Галкина-Федорук), Д.-спор, Д.-объяснение, Д.-ссора, Д.-унисон (А.К.Соловьева), Д.-сообщение, Д.-обсужде-ние, Д.-беседа (О.И.Шаройко). При этом выясняются структурно-грамматические особенности Д., экстралингвистические момен­ты, связанные с осуществлением речи, воплощающейся в Д. раз­ных типов.

Специфика Д. связана и с таким явлением, как степень подго­товленности говорящего к речи. Л.П. Якубинский отмечал быстрый темп произнесения реплик и их смены как одного из свойств Д., в ходе которого подготовка к высказыванию идет одновременно с восприятием чужой речи. Это отражается на структуре диалогиче­ских высказываний, являясь одним из факторов формирования его синтаксиса. На структуре Д. сказывается и степень осведомленно­сти собеседников о предмете разговора. Л.П.Якубинский подчер­кивал, что понимание чужой речи определяется опытом собесед­ников, составляющих апперципирующую массу говорящих, что каждое последующее говорение падает на подготовленную почву, указывая на большую роль догадки при тождестве апперципирую­щих масс собеседников. Общий опыт собеседников, его постоян­ные и преходящие элементы определяют возможность дешифров­ки при речевом обмене. Речь всегда нуждается в слушателе.

Дополнительным средством передачи информации при непос­редственном общении служат мимика, жесты, различные телодви­жения, социально обусловленные и соответствующие интеллекту­альному и эмоциональному состоянию говорящего. Одной из важ­ных сторон Д. является интонация, с помощью которой передается определенная информация и оформляются диалогические единст­ва в составе сложной структуры. Информативная и связывающая роль интонации в Д. отмечается при анализе диалогических единств с репликами различного типа — повторами, подхватами. Различ­ные функции интонации могут переплетаться, поскольку реплики одновременно представляют собой предложение (или соединение предложений) со своей внутренней интонацией и элемент Д. Дей­ствия всех внеречевых факторов в совокупности решающим обра-

47


диапазон

зом отражаются на структуре Д. и прежде всего на его грамматиче­ских особенностях. Выбор определенных конструкций связан со спе­цификой устной речи и спецификой Д. как речевого взаимодейст­вия. Эллипсис,простота синтаксического построения, употребле­ние предложений различных функциональных типов, модальных слов, повторы, присоединительные конструкции и другие харак­терные черты обязаны своим происхождением в Д. его специфике как особого речевого построения. Характерный для диалогических предложений порядок слов, своеобразное актуальное членение пред­ложений в Д. связаны также с действием многообразных условий, в которых протекает диалог как воплощение устной перемежаю­щейся речи. Спаянность реплик ведет к постановке вопроса об от­ношении Д. к понятию сложного синтаксического целого,посколь­ку Д. как продукт речевого обмена в конечном счете представляет собой звучащий и часто зафиксированный единый текст особого рода, принадлежащий не одному лицу. Строение такого текста, развитие мысли, модальные характеристики высказываний и дру­гие черты такого сложного целого важно сопоставить с характери­стиками текстов недиалогического характера. Впервые на Д. как сложное синтаксическое целое было обращено внимание в работах Н.Ю.Шведовой, Г.А.Золотовой.

Лит.: Валюсинская З.В. Вопросы изучения диалога в работах совет­ских лингвистов (Синтаксис текста). — М., 1979; Винокур Т.Г. Диалогиче­ская речь // ЛЭС. — М, 1990; Лаптева О.А. Русский разговорный синтак­сис. — М., 1976; Радаев A.M. О некоторых составляющих речевого воз­действия диалогических и монологических текстов и остроумных высказываний // Психолингвистические и социолингвистические де­терминанты речи. — М., 1978; Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избр. работы. Язык и его функционирование. — М., 1986.

Л. Е. Тумина

ДИАПАЗОН (греч. dia pason (chordon) — через все (струны) — совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом Д., который определяется как интервал между са­мым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах воз­можностей данного голоса. Высотный Д. зависит от многих факто­ров: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосово­го аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности; в процессе целенаправленной работы над голо­сом Д. его расширяется. Большой высотный Д. необходим для рас­ширения выразительных и изобразительных возможностей голо­са, мелодичности речи.

48


___________________________ дикция___________________________

Различают также Д. динамический и Д. тембральный. Что каса­ется динамического Д., то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический Д. прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно гром­кого, будет по динамическому Д. шире, чем тот, который восп­ринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конеч­но, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности, — это позволяет сделать речь и хорошо слы­шимой, и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В му­зыке, пении и отчасти в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами — в порядке воз­растания: пианиссимо (рр), пиано (р), меццо-пиано (тр), мец-цо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff). Очевидно, эту шкалу удобно распространить на все случаи, когда анализируются гром-костные характеристики голоса и речи.

Тембральный Д. — это разнообразие тембров,звуковая «палит­ра» голоса, определенный набор специфически звучащих вариан­тов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, при­сущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат доста­точно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиали­зацию,палатализацию звука, что приводит к существенному из­менению тембра. При известной тренировке удается произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с раз­махом до 8 см), менять режим смыкания голосовых складок. Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообраз­нее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его темб­ральный Д., а это обеспечивает более точное решение коммуника­тивных задач.

Лит: Максимов И. Фониатрия. — М., 1987; Фант Г. Акустическая теория речеобразования. — М., 1964.

А. А. Князьков

ДИКЦИЯ (лат. diktio — произнесение речи) — 1) произноше­ние, манера выговаривать слова; 2) разборчивость речи, отчетли­вость произнесения звуков, слогов и слов.

Хорошая Д. обусловлена активной артикуляцией согласных и гласных. Особенно трудно добиться хорошей Д. в тех случаях, когда ситуация требует говорить в более быстром по сравнению с при­вычным для говорящего темпе. При значительном увеличении тем-

4-3399 49


динамика

па артикуляционных движений Д. как бы «смазывается», восприя­тие речи затрудняется, что совершенно недопустимо в педагогиче­ской работе.

Для выработки безупречной Д. нужна целенаправленная трени­ровка речевого аппарата. Среди упражнений, чаще всего использу­емых в этих целях, следует назвать скороговорки и чистоговорки. Помимо речевых упражнений в работе над Д. полезно использовать и вокальные приемы, например песни, которые рассчитаны на исполнение в быстром темпе. Пение песен повышает эмоциональ­ный Тонус, активизирует дыхание, задает жесткий ритмический рисунок исполняемого текста.

Работа над Д., кроме выполнения артикуляционных упражне­ний, предполагает развитие слуховой наблюдательности. Необхо­димо накапливать в своей памяти слуховые образцы эталонного произношения, безукоризненной Д. и вместе с тем подмечать и анализировать случаи небрежного выговаривания слов. При этом следует учесть, что плохая Д. может быть результатом не только вялой артикуляции, но и дефектов речевого аппарата.

Лит: Никольская СТ. Техника речи. — М., 1978; Станиславский К.С. Собр. соч. — Т. 3. — М., 1955; Сценическая речь /Под ред.И.П.Козляни-новой. — М., 1976; Фимочева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы ло­гопедии. — М., 1989.

А. А. Князьков

ДИНАМИКА (греч. dinamys — сила) — 1) движение, развитие, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов; 2) (спец.) совокупность степеней силы звучания, гром­кости.

Лит.: Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. — М, 1977; Романовский Н.В. Хоровой словарь. — М., 1980; Словарь ино­странных слов. — М., 1984.

А. А. Князьков

ДИСКАНТ (лат. dis — приставка, обозначающая разъединение, расчленение, cantus — пение) — высокий детский голос, соответ­ствующий по диапазону сопрано. (См. также тип голоса.)

А. А. Князьков

ДИСКРЕТНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ТЕКСТА - прием, позволяю­щий создать динамизм сообщения за счет пропуска одного или ряда звеньев текста. Особенности дискретной композиции хорошо продемонстрированы А.Ф. Кони на примере возможного рассказа о

50


дискурс

Ломоносове: «Во вступлении можно нарисовать (кратко, непре­менно кратко, но сильно) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет. В Петербурге, в одном из ста­ринных домов времени Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заставленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и объяснял Екатерине II новые опыты по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из родного дома темной ночью... А дальше можно вести речь о Ломо­носове по существу: поэт, физик, химик...»

Лит.: Одинцов В.В. Стилистика текста. — М., 1980.

В. Н. Мещеряков

ДИСКУРС (лат. discursum) — важнейшая составляющая речево­го события, процесс речевого поведения, речевой и невербальный обмен, протекающий в речевой ситуации. Д. — многоуровневый процесс, который складывается из: 1 — вербального (словесного) поведения, 2 — акустического поведения (громкость, высота то­на, интонирование, темп, паузирование, ритм), 3 — кинесиче-ского поведения (жесты, мимика, поза), 4 — пространственного поведения (проксемика, знаковое использование пространства при речевом общении). Анализ Д. как речевого поведения, т. е. как про­цесса, а не как фиксированного результата этого процесса (тек­ста), составляет предмет дискурс-анализа— современной линг­вистической дисциплины, обладающей особой методологией и ме­тодами, восходящими к методам этнографии и этологии (общей науки о поведении). Дискурс-анализ направлен на изучение струк­туры и единиц Д., минимальной из которых считается речевой акт. Речевые акты в структуре Д. объединяются в «шаги» (move), при­близительно соответствующие репликам в диалоге, шаги — в цик­лы (cycle, exchange), простейшим из которых можно считать воп­росно-ответную диаду, циклы— во взаимодействия (interaction), приблизительно соответствующие микротеме текста, а последова­тельность взаимодействий уже образует целостный Д. всего речево­го события. Понятие Д. в современной лингвистике занимает осо­бое и очень важное место, и основатель классической семиологии Ч. Пирс утверждал даже, что ни одно лингвистическое явление не может найти адекватного объяснения, будучи взято вне Д.

Лит.: см. лит. к статье Анализ педагогического дискурса,а также: Brown С, Yule G. Discourse analysis. — Cambridge, 1983; Михалъская А.К. Ос­новы риторики: Мысль и слово. — М., 1996.

А. К. Михальская

4* 57


дискуссионная речь

ДИСКУССИОННАЯ РЕЧЬ (от лат. discussio — исследование, обсуждение) — разновидность устной (реже — письменной) пуб­личной речи, которая возникает во время спора, диспута, полеми­ки, дискуссии, когда сталкиваются противоположные или разно­образные точки зрения.

Понятие Д. р. впервые появилось в отечественной лингвистике в 20-х гг. XX в. и имело другое терминологическое обозначение: «полемическая речь» (см. работы К. Сюннерберга). В 60—70-е гг. ак­тивно исследуется синтаксический строй языка научных дискус­сий (см. работы Л.В. Славгородской).

Коммуникативный подход к языку, наметившийся в начале XX в., развившийся в 60—70-е гг., позволил выявить ряд важных особенностей Д. р. как разновидности устной публичной речи.

На языковую организацию Д.р. оказывают влияние следующие факторы: степень официальности; степень подготовленности; уме­ние вести дискуссию; умение строить аргументацию; симметрич­ность/несимметричность партнеров коммуникации.

В зависимости от сферы общения основу Д. р. составляет науч­ная или публицистическая речь.

В устной форме Д. р. переплетены две разновидности русского литературного языка — кодифицированного (КЛЯ) и разговорно­го (РЯ). Это переплетение придает Д. р. неповторимое стилистиче­ское своеобразие и богатство.

Д. р. представляет собой сплав монологической и диалогиче­ской речи. Для Д. р. характерно реплицирование (как и в обычном диалоге). Однако механизм взаимодействия реплик обусловлен за­дачами аргументации, коммуникативными намерениями участ­ников дискуссии. Размер дискуссионного выступления намного превосходит реплику обычного диалога (особенно в научной дискуссии).

Для Д. р. характерно наличие своеобразных средств выражения логической связи не только внутри микротекстов, но и между от­дельными текстами участников дискуссии, а также всего дискус­сионного текста в целом. Для синтаксиса монологических выска­зываний в Д. р. характерны уступительные и причинно-следствен­ные отношения. Уступительные отношения в Д. р. возникают, как правило, не в силу объективной логики самих высказанных поло­жений, а в силу субъективной оценки их участниками дискуссии.

Модальные слова (как средство логической связи) в Д. р. обла­дают иной семантикой, которая отражает уступительные отноше­ния в текстах участников дискуссии. (Например, слова конечно, са­мо собой разумеется, безусловно и др. не просто подтверждают ту или иную мысль, а являются лишь предисловием к новому высказыва­нию, которое несет новую информацию).

52


дискуссия

Глубокие исследования Д. р. в современном русском языке на­чались сравнительно недавно.

Лит.: Славгородская Л.В. Некоторые синтаксические особенности языка научной дискуссии // Особенности стиля языка научного изложения.— М., 1976. — С. 116—125; Сюннерберг К. О формах речевой коммуникации // Литература и язык. — ИЛЯЗВ, 1928. — Т. 3.

Н. И. Махновская

ДИСКУССИЯ (лат. discussio — исследование, обсуждение) — уст­ная (реже письменная) форма организации публичной речи, в про­цессе которой сталкиваются различные, как правило, противопо­ложные точки зрения.

Д. можно понимать и как процесс, и как результат, речевое произведение.

Существует несколько типов Д., различающихся по их целям: 1) императивный тип Д., в процессе которой ведущий подводит участников к общему согласию; 2) конфронтационный тип Д. — предполагает четкую формулировку противоположных точек зре­ния; 3) информационный тип Д., в процессе которой участники Д. получают материал, позволяющий проникнуть в суть спорного вопроса.

По конечному результату Д. их можно разделить на: 1) резуль­тативные Д. (когда одна точка зрения принимается как доказанная или как убедительная практически для всех участников Д.); 2) «ни­чейные» Д. (когда участники Д. остаются при своих мнениях); 3) не­определенные Д. (когда спорный вопрос остался нерешенным, а иногда еще более сложным, чем до Д:).

Успех Д. во многом определяется: 1) формулировкой темы, ее конкретностью, выраженностью в ней спорного момента, того «энергетического заряда», который способен вызвать желание го­ворить (не молчать); 2) умением ведущего вести Д., создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу; 3) умением участников дискуссии аргументировать высказанные положения.

В речи ведущего Д. можно выделить: а) вступительное слово, в котором четко формулируются дискуссионная тема, тезис и анти­тезис, мотивируется постановка темы; определяются цели и зада­чи Д.; соответственно коммуникативному намерению намечается тональность общения; б) реплики, корректирующие и стимулиру­ющие дискуссионный разговор. Стремясь вовлечь в активный спор как можно больше участников, ведущий следит за тем, чтобы уча­стники Д. не нарушали ее правил; способствует разрядке возника­ющих и возможных конфликтных ситуаций; поддерживает наме­ченную во вступительном слове тональность общения. Интеграци-

53


___________________________ диспут___________________________

онная сила речевого поведения ведущего способствует целостно­сти создаваемого дискуссионного текста; в) заключительное слово, в котором, исходя из задач Д., кратко подводятся ее итоги, отме­чается результат Д. Ведущий оценивает выступления участников Д. в соответствии с их вкладом, внесенным в ход Д., отмечает наибо­лее аргументированные высказывания.

Цель участников Д. достигается, если коммуниканты умеют ис­пользовать различные аргументы, делать явными ошибки и уловки противника. Основу языковой структуры Д. как речевого произве­дения составляет своеобразное переплетение монологической и ди­алогической речи («монолог в диалоге» и «диалог в монологе») (см. дискуссионная речь).

Лит.: Быков Г. В. Типология научных дискуссий // Вопросы филосо­фии. — 1978. — № 3; Урсул А.Д. Гносеологические особенности научной дискуссии // Там же; Федосюк М.Ю., Ладыженская Т. А., Михайлова О.М., Николша Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов.— М., 1997.

Н. И. Махновская

ДИСПУТ(лат. disputo — рассуждать, спорить) — форма орга­низации подготовленной публичной речи на заданную тему (о про­читанной книге, просмотренном кинофильме или спектакле, на морально-этическую и другие темы), в процессе которой сталки­ваются разнообразные (не только противоположные) точки зре­ния. Осуществляется Д. обычно под руководством ведущего. (О ре­чевом поведении ведущего и его функциях см. дискуссия).

Лит.: См. лит. к статье Дискуссия.

Н. И. Махновская

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА— документ, адресованный руко­водителю вышестоящей организации и содержащий обстоятель­ное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложени­ями. Д. з. состоит из двух частей: в первой (вводной) излагаются факты и проводится их анализ; во второй — делаются выводы и предложения.

Лит.: Культура устной и лисьменной речи делового человека: Спра­вочник-практикум для самообразования. — М., 1997.

Л. Г. Антонова

ДЫХАНИЕ (РЕЧЕВОЕ) — совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода (на вдохе) и вы­ведение из него углекислого газа (на выдохе).

54


единицы речи

Система Д. имеет двойное управление со стороны нервной сис­темы: произвольное и непроизвольное. При жизненном Д. дыха­тельная система обеспечивает лишь функцию газообмена крови. При речевом Д. (когда мы произносим звуки речи) работа Д. необычай­но усложняется. Оно начинает подчиняться тем требованиям, ко­торые диктуют ему гортань и артикуляторные органы в целях обра­зования нужного речевого звука, произнесенного с той или иной экспрессией. Энергию для рождения звуковых колебаний всегда не­сет Д., которое в зависимости от того, какой звук формируется и с какой силой он должен прозвучать, должно быть подано в нужном количестве и под необходимым давлением. Огромную роль в орга­низации речевого Д. играет диафрагма, работа которой способству­ет компенсации разногромкости гласных.

В речевой функции явственно выражается двойное управление Д. и его гибкая приспособляемость к ситуационным заданиям. Сознание кон­тролирует только общий посыл дыхания, обеспечивающий нужную громкость голоса, акценты,повышения и понижения, связанные с эмоциональной окраской произносимого. Автоматизм, который выра­батывается между подачей Д., работой гортани и артикуляторных ор­ганов при произношении звуков речи, устанавливается с детства.

Лит.: Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики. — М., 1968; Фо-ниатрия и фонопедия. — М., 1990.

А. А. Князьков

Е

ЕДИНИЦЫ РЕЧИ— коммуникативные единицы, представ­ляющие собой конкретные высказывания, образующиеся в про­цессе общения и составляющие это общение. Они характеризуют­ся: 1) комплексным знаковым составом (сегментным, просодиче­ским и т. д.), 2) конкретным значением, связанным с замыслом отправителя и получателя сообщения, 3) фактурными свойства­ми: ритмом, темпом речи и др., 4) определенностью позиции в процессе коммуникативного обмена (реплика диалога осмыслива­ется не сама по себе, но как элемент последовательности реплик).

Лит.: Зарубина Н. Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. — М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М., 1981; Рождест­венский Ю.А., Волков А. А., Марчук Ю. Н. Введение в прикладную филоло­гию.- М., 1987.

В. Н. Мещеряков

55


единицы текста

ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА— единицы целого, обладающие всеми или большинством существенных признаков, которые характери­зуют это целое. Существенными признаками текста являются, как известно, тематическое, смысловое и стилистическое единство, коммуникативная направленность, связность, цельность и др. Все­ми этими признаками, но с разной степенью полноты обладают предложение, сложное синтаксическое целое, абзац и компоненты текста.

Лит.: Выготский Л.С. Психология искусства.— М., 1986; Гальпе­рин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

В. Н. Мещеряков

Ж

ЖАНР (фр. genre — род, вид) — форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционально­го стиля, вид высказываний, создающихся на основе устойчивых, повторяющихся, т. е. воспроизводимых, моделей и структур в рече­вых ситуациях, где имеют место хоть сколько-нибудь устойчивые, закрепленные бытом и обстоятельствами формы жизненного об­щения (М. М. Бахтин). Произведения, принадлежащие к тому или иному конкретному жанру, характеризуются своеобразием и узна­ваемостью композиционной организации, структуры и стиля. Ж. характеризуется установкой на определенный тип, способ изобра­жения, характер и масштаб обобщений.

В соответствии с современными представлениями термин Ж. ис­пользуется в трех значениях. Во-первых, Ж. — это феномен, входящий в определенный класс явлений, имеющих общие свойства и признаки. В этом смысле Ж. (например, роман, статья, беседа) является объектом действительности и, следовательно, объектом познания.

Второе значение слова Ж. обнаруживается в процессе его иссле­дования. Выясняется, что общие для Ж. повторяющиеся (воспро­изводимые) признаки институционализируются. И Ж. создаются и воспринимаются через отнесение к норме, которую диктует такая институционализация. В этом смысле термин Ж. функционирует как горизонт ожидания для слушающих и модель создания для говоря­щих. В основе такой модели лежит интерсубъективный комплекс, регулирующий каждую конкретную сферу языковых поведений (вы­сказываний-предложений, высказываний — сверхфразовых единств, высказываний-текстов), имеющих разную степень катего­ричности.

56


жесты

Наконец, третье значение термина Ж. — это значение эталона, матрицы, которая накладывается на действительность и служит ин­струментом научного описания.

Следует еще разграничивать обиходное, соответствующее со­знаваемой части жанровой компетенции, и научное, создаваемое в генологических теориях, употребление термина Ж.

Таким образом, Ж. — это элемент действительности, факт об­щественного сознания и жанровой компетенции и инструмент на­учного описания.

Лит.: Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М., 1982; Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. — М, 1979; Бурлина Е.А. К вопросу о жанре как методологи­ческой проблеме // Методологические проблемы современного искусст­воведения. — М., 1986; Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая реализация. — Пермь, 1986; Ко­жин А.Н., Крылова АЛ., Одинцов В.В. Функциональные типы русской ре­чи. — М., 1982; Скварчинская С. Введение в науку о литературе. — Варша­ва, 1965. — Т. 3; Hvisc J. Problemy literarney genologue. — Bratislava, 1979.

В. Н. Мещеряков

ЖЕСТЫ — это воспроизводимые значимые телодвижения и по­зы, рассчитанные на восприятие реципиентов, предназначенные для передачи эмоциональной и интеллектуальной информации, имеющие социально-фиксированную форму.

Понятие Ж. включает, таким образом, как значимые движения рук и головы, так и телодвижения, выполняющие коммуникатив­ную функцию.

Выделяются следующие группы Ж.: 1) коммуникативные Ж., т. е. выразительные движения, замещающие в речи элементы язы­ка. Это приветствия и прощания, Ж. угрозы, привлечения внима­ния, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбитель­ные Ж. и телодвижения дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выра­жающие благодарность, примирение, а также Ж., встречающие­ся в различных других ситуациях межличностного общения. Все перечисленные Ж. понятны без речевого контакта и имеют собст­венное значение в общении; 2) описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл; 3) модальные Ж.: Ж. одобре­ния, неудовольствия, иронии, недоверия; Ж., передающие не­уверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвра­щение, радость, восторг, удивление.

57


заголовок (заглавие, название)

Ж. по своим характеристикам являются самостоятельной зна­ковой системой, так же необходимой для нормальной коммуника­ции, как и язык. Регулярно сосуществуя со звуковым языком, Ж. сопровождают, дополняют, подкрепляют его, в ряде случаев заме­няют, автономно выражая смысл сообщений. Ж. могут заменять лю­бой член предложения, целые высказывания, а также нести сквозь текст самостоятельную тему, и в этом смысле следует думать о тек­стовой детерминированности появления Ж.

Лит.: Ермолаева Е.А. Психосемиотический анализ жестов как знако­вых средств общения в соотношении с языком // Психосемиотика позна­вательной деятельности и общения. — М., 1984. — С. 77—87; Русская раз­говорная речь: фонетика, лексика, морфология, жест. — М., 1983.

Н.В. Федорова, Л.Е. Тумина

ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ, НАЗВАНИЕ) - первое слово, сло­восочетание, предложение, с которого начинается знакомство с любым речевым произведением. Открывая произведение, 3. выпол­няет информативную (номинативную, репрезентативную) функ­цию. Одновременно название произведения является его пределом, так как обобщает в себе смысл всего произведения, и сочетает в себе таким образом две функции — функцию номинации и функ­цию предикации (имплицитно). Эта разнофункциональность рож­дает парадокс: с одной стороны, заглавие неотделимо от текста и является его частью, а с другой — оно обладает относительной ав­тономностью. В силу «неотделимости» можно говорить о заглавиях-темах, а в силу автономности — о заглавиях-символах (лермонтов­ский «Парус», «Чайка» Чехова, «Незнакомка» Блока и др.).

Известно три подхода к классификации 3.:

1) семантический подход, при котором определяющей являет­ся взаимосвязь 3. и содержания текста:

З.-тпемы: все 3., входящие в семантическое поле «персонаж» (человек, животное): «Евгений Онегин», «Ревизор», «Мать», «От­цы и дети», «Толстый и тонкий»; 3., входящие в семантическое поле «пространство»: «Миргород», «Порт-Артур», «Палата № 6», «Хуторок в степи»; 3., входящие в семантическое поле «время»: «6-е июля», «Январь 1919», «Майская ночь», «После бала» (см. также совмещение семантических полей «время» и «пространство»: «Ве­чера на хуторе близ Диканьки»); 3., входящие в семантическое поле «событие», «явление»: «Женитьба», «Воскресение», «Три встре-

58


заголовок (заглавие, название)

чи», «Убийство», «Последнее свидание», «Ночной разговор»; 3., входящие в семантическое поле «предмет», «образ»: «Шинель», «Ан­тоновские яблоки», «Гранатовый браслет», «Белый пароход».

З.-ремы, т. е. 3., выражающие идею, основную мысль произве­дения: 3. — характеристики лица: «Герой нашего времени», «Чело­век в футляре», «Попрыгунья» (3. этой группы присуща функция типизации и художественного обобщения); 3. — характеристики события, явления: «Горе от ума», «Хорошо!»; 3. — состояния, эмоции: «Тоска», «Горе», «Легкое дыхание»; 3. — проблемы, выводы, поуче­ния: «Что делать?», «Кто виноват?», «Кому на Руси жить хорошо», «Живи и помни», «Не в свои сани не садись».

3.-ассоциации: 3.-метафоры: «Хамелеон», «Грамматика любви»; 3. — антитезы тексту: «Хорошее отношение к лошадям», «Хорошая жизнь»; З.-оксюмороны: «Живой труп»;

2) структурный подход, при котором 3. обусловливается ти­
пом, структурой текста:

3., в основе которых лежит взаимосвязь 3. и типа текста: 3.-описания: «Лес», «Дятел», «Детские счеты»; З.-повествования: «Как мы варим кашу», «Как я был мамой», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Сказка о рыбаке и рыбке»; 3.-рассуждения: «Лес — источник здоровья».

3., в основе которых лежит взаимосвязь 3. и композции: «Жизнь и с







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 526. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия