Студопедия — Психология интеллекта 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология интеллекта 3 страница






Итак, совершенно очевидно, что в той мере, какой логика отрекается от неопределенности словесного языка, для того чтобы под названием логистики заняться построением алго­ритмов, по точности не уступающих математическому язы­ку, она оказывается трансформированной в аксиоматическую технику. Вместе с тем известно, насколько быстро эта техни­ка слилась в наиболее общих чертах с математикой, благода­ря чему логистика приобрела в настоящее время научную ценность, независимую от философских систем тех или иных логиков (платонизма Рассела или номинализма “Венского кружка”). Уже один тот факт, что философские интерпрета­ции оставляют внутреннюю технику логистики неизменной, показывает, что техника эта достигла аксиоматического уров­ня. Логистика является, таким образом, не чем иным, как идеальной “моделью” мышления.

Но тогда отношения между логикой и психологией зна­чительно упрощаются. У логистики нет необходимости при­бегать к психологии, потому что ни один фактический во­прос никак не вторгается в гипотетико-дедуктивную теорию. И напротив, было бы абсурдно обращаться к логистике, что­бы решать такой вытекающий из опыта вопрос, как вопрос о реальном механизме интеллекта. Тем не менее, в той мере, в какой психология стремится анализировать конечные со­стояния равновесия мышления, имеет место не параллелизм, а соответствие между экспериментальным знанием психологии и логистикой, подобно тому, как существует соответствие между схемой и той реальностью, которую она представляет. Каждому вопросу, поднимаемому одной из этих дисциплин, соответствует тогда вопрос в другой, хотя ни их методы, ни специфические для них решения не могут совпадать.

Такая независимость методов может быть проиллюстри­рована на очень простом примере, анализ которого к тому же будет полезен нам для дальнейшего (гл. 5 и 6). Обычно гово­рят, что мышление (реальное) “использует принцип проти­воречия”. При буквальном понимании это предполагало бы вмешательство логического фактора в каузальный контекст психологических явлений и противоречило бы, следователь­но, тому, что мы только что утверждали. Таким образом, если буквально следовать терминологии, подобное утверждение, по сути дела, лишено смысла. Действительно, принцип проти­воречия сводится к тому, что запрещает одновременно утвер­ждать и отрицать определенное свойство: А несовместимо с не-А. Но в функционировании мышления реального субъек­та трудность возникает тогда, когда встает вопрос, можно ли одновременно утверждать А и В, поскольку логика сама ни­когда не определяет, имплицирует ли В не-А. Можно ли, на­пример, говорить о горе, высота которой только сто метров, или это является противоречием? Можно ли представить себе квадрат с неравными углами? И т. д. Чтобы решить этот во­прос, существуют лишь два способа. Логический способ со­стоит в том, чтобы формально определить А и В и попытать­ся выяснить, имплицирует ли В не-А или не имплицирует. Но тогда принцип противоречия применяется исключитель­но к определениям, то есть к аксиоматизированным, а не к живым понятиям, которыми фактически оперирует мышление. Второй способ, тот, которому следует реальная мысль, состо­ит, напротив, не в рассуждении относительно одних только определений, что не представляет для этого способа большо­го интереса (определение является с этой точки зрения всего лишь ретроспективным осознанием, к тому же часто непол­ным), а в том, чтобы действовать и оперировать, конструи­руя понятия согласно возможностям композиции этих дей­ствий или операций. В самом деле, понятие является не чем иным, как схемой действия или операции, и только выполняя действия, порождающие А и В, мы можем констатировать, со­вместимы они или нет. Далекие от того, чтобы “применять принцип”, эти действия организуются согласно внутренним условиям связи между ними, и именно структура этой орга­низации составляет реальное мышление и соответствует то­му, что в аксиоматическом плане принято называть принци­пом противоречия.

Правда, помимо индивидуальной связи действий, в мыш­ление вторгаются межиндивидуальные действия коллектив­ного порядка и, следовательно, “нормы”, навязанные самим этим сотрудничеством. Но кооперация — это не что иное, как система действия или даже операций, выполняемых коллек­тивно, поэтому только что приведенные рассуждения можно отнести и к коллективным представлениям, которые также остаются в плоскости реальных структур, в противополож­ность аксиоматизации формального порядка.

Таким образом, для психологии в полной мере сохраняет­ся необходимость выяснения того, при помощи какого меха­низма удается интеллекту конструировать связные структу­ры (structures coherentes), допускающие операциональные композиции. Взывать в этом случае к “принципам”, которые непосредственно прилагаются к интеллекту, совершенно бес­полезно, потому что логические принципы относятся к теоре­тической схеме, сформулированной постфактум, когда мысль уже сконструирована, а не к самому живому конструирова­нию. Интеллект, как тонко заметил Л. Бруншвиг, можно срав­нить с победами на поле брани или со сложнейшим процес­сом поэтического творчества, тогда как логическая дедукция может быть уподоблена описанию военной стратегии или поэтического искусства, которое лишь выражает прошлые победы в области действия или духа в кодифицированной форме, не обеспечивая при этом поля для будущих завое­ваний. (См. L. Brunschmcg. Les etapes de la philpsophie math ematique Paris, 2 ed, h.426.)

Между тем и именно потому, что аксиоматическая логика схематизирует постфактум реальную работу разума, всякое открытие в одной из этих двух областей может порождать проблему в другой. Нет сомнения, что логические схемы, если они искусно построены, всегда помогают анализу психоло­гов; хорошим примером этого служит психология мышления. Однако после того как психологи вместе с Зельцем, “гештальтистами” и другими открыли роль целостностей и структури­рованных организаций в работе мышления, уже нет никакого основания рассматривать ни классическую логику, ни даже современную логистику (которые остановились на прерывном и атомистическом способе описания мышления) как не под­лежащие изменению и окончательные, а тем более делать из них эталон, “зеркалом” которого было бы мышление. Напро­тив, если мы хотим, чтобы логика служила схемой, адекватной состояниям равновесия сознания, то следует построить осо­бую логику целостностей и проанализировать операции, не сводя их к изолированным элементам, недостаточным с точ­ки зрения психологических требований.

Операции и их “группировки”. Основным камнем пре­ткновения для теории интеллекта, базирующейся на анализе высших форм мышления, является то гипнотическое дей­ствие, которое оказывают на сознание исследователей воз­можности вербального мышления. П. Жане блестяще пока­зал, как язык отчасти заменяет действие, — настолько, что наибольшей трудностью, стоящей перед интроспекцией, ста­новится распознавание (при помощи одних лишь ее средств) того, что язык выступает еще и как подлинное поведение. Вербальное поведение — это действие, пусть сокращенное и интериоризованное, некий эскиз действия, который даже рискует постоянно оставаться в состоянии проекта, но это все равно действие, которое просто замещает вещи знаками, а дви­жения — их восстановлением в памяти, и которое функцио­нирует в структуре мышления при помощи этих посредни­ков. Пренебрегая этим действенным аспектом вербального мышления, интроспекция не видит в нем ничего, кроме ре­флексии, рассуждения и понятийного представления; отсюда возникают как иллюзия интроспективных психологов, сводя­щая интеллект к этим привилегированным конечным состоя­ниям, так и иллюзия логиков, согласно которой наиболее адекватной логистической схемой является, по существу, тео­рия высказываний.

Поэтому, чтобы понять реальное функционирование ин­теллекта, следует перевернуть только что охарактеризованный путь исследования и дать анализ с позиций самого действия: только тогда предстанет в полном свете роль такого интерио-ризованного действия, каким является операция. И благода­ря самому этому факту будет твердо установлена преемствен­ность, связывающая операцию с подлинным действием — источником и средой интеллекта. Эта перспектива наиболее ясно вырисовывается при анализе языка такого типа, как ма­тематический язык, все еще остающийся языком, но языком чисто интеллектуальным. Максимально четким и чуждым обманчивости образа. В любом выражении, например, таком как “х2 + у = z - u” - каждый термин обозначает, в конечном счете, действие: знак “=” выражает возможность замены, знак “+” — объединение, знак “-” — разделение; квадрат “х2” — действие, состоящее в том, что х берется х раз, а каждая из величин “u, х, у, z” — действие воспроизведения единицы некоторое число раз. Каждый из этих символов относится, та­ким образом, к действию, которое могло бы быть реальным, но в отношении которого математический язык ограничива­ется тем, что выражает его абстрактно в форме интериоризованных действий, то есть операций мышления. (' Этот активный характер математического рассуждения хорошо показал Гобло в своем “Трактате о логике” (“Traite de logique). “Делать вывод, — говорил он, — это значит конструировать”. Но операциональные кон­струкции казались ему просто регулируемыми ранее принятыми высказываниями, тогда как на самом деле регулирование операций имманентно им и создается их способностью к обратимым композициям, иными словами, тем, что по своей природе они суть “группы”.)

И если это обстоятельство очевидно в случае математи­ческого мышления, то оно не менее реально и в логическом мышлении, и даже в разговорном языке, причем с двоякой точки зрения — логистического анализа и анализа психоло­гического. Так, например, два класса могут быть сложены как два числа. В высказывании “позвоночные и беспозвоночные суть животные” слово “и” (или логистический знак “+”) представляет действие объединения, которое может быть осу­ществлено материально в виде образования совокупности объектов, но мысль может произвести это действие и в уме.

Аналогичным образом можно классифицировать, учитывая одновременно несколько оснований, как это, например, име­ет место в таблице с двойным входом, и такая операция (ко­торую логистика называет логическим умножением: знак “х”) столько естественна для сознания, что психолог Спирмен усмотрел в ней одну из характерных особенностей ин­теллектуального акта (назвав ее “выявлением коррелят”): “Париж находится во Франции, подобно тому как Лондон — в Великобритании”. Можно произвести сериацию отношений: А < В; В < С, и тогда двойное отношение, позволяющее за­ключить, что С больше А, является воспроизведением в мыс­ли действия, которое мы могли бы осуществить материально, если бы расположили в ряд три объекта по их возрастающим величинам. Равным образом можно упорядочить объекты, учитывая одновременно ряд отношений, и тогда мы будем иметь дело с другой формой логического умножения или корреляции и т. д.

Если теперь обратиться к терминам как таковым, то есть к так называемым элементам мышления, к понятиям классов или отношений, то так же, как и в случае их комбинаций, мы вновь столкнемся с их операциональным характером. Поня­тие класса психологически является не чем иным, как выраже­нием идентичности реакции субъекта по отношению к объек­там, которые объединяются им в один класс; логически эта активная ассимиляция выражается качественной эквивалент­ностью всех элементов класса. Точно так же асимметричное отношение (“более (менее) тяжелый”, “больше”, “меньше”) выражает различные степени интенсивности действия, то есть различия по отношению к эквивалентностям, что логически выражается структурами сериации.

Короче говоря, основное свойство логического мышления состоит в том, что оно операционально, то есть продолжает действие, интериоризируя его. По этому вопросу объединя­ются мнения представителей самых различных течений, начи­ная с эмпирических и прагматических теорий, которые огра­ничиваются этим элементарным утверждением, приписывая мышлению форму “умственного опыта” (Мах, Риньяно, Кас-лин), и вплоть до интерпретаций априористского внушения (Делакруа). Более того, такая гипотеза согласуется с логистическими схематизациями в тех случаях, когда эти последние ограничиваются лишь конструированием техники и не превра­щаются в философию, отрицающую существование самих операций, которыми практически постоянно пользуются.

Однако этим сказано отнюдь не все, поскольку операция не сводится к любому действию; и хотя операциональный акт вытекает из акта действия, однако расстояние между этими актами остается пока еще весьма значительным, что мы и рас­смотрим детально, когда будет изучать развитие интеллекта (гл. 4 и 5). Операцию разума можно сравнить с простым дей­ствием только при условии, что она рассматривается изолированно. Но спекуляция на изолированных операциях — это как раз и есть основная ошибка эмпиристских теорий “пси­хического опыта”: единичная операция не является операци­ей, а остается на уровне простого интуитивного представле­ния. Специфическая природа операций, если их сравнивать с эмпирическими действиями, заключается, напротив, в том, что они никогда не существуют в дискретном состоянии. Об “одной” операции мы можем говорить только в резуль­тате абсолютно незаконной абстракции: единичная операция не могла бы быть операцией, поскольку сущность операций состоит в том, чтобы образовывать системы. Именно здесь и необходимо особенно энергично возразить против логиче­ского атомизма, схема которого ложилась тяжким бременем на психологию мышления. Чтобы осознать операциональный характер мышления, надо достичь систем как таковых, и если обычные логические схемы не позволяют увидеть такие сис­темы, то нужно построить логику целостностей.

Остановимся прежде всего на наиболее простом примере. Психология, как и классическая логика, рассматривает поня­тие в качестве элемента мышления. Сам по себе один “класс” не мог бы существовать даже независимо от того, что его опре­деление требует обращения к другим понятиям. В качестве инструмента реального мышления абстрагированный от сво­его логического определения класс представляет собой эле­мент “структурированный”, а не “структурирующий”, или во всяком случае он уже структурирован настолько, чтобы быть структурирующим: реальностью он обладает только в зави­симости от всех тех элементов, которым противостоит или в которые включен (или которые включает сам). “Класс” предполагает “классификацию”, и основным является имен­но это, потому что именно операции классификации порож­дают отдельные классы. Вне связи с классификацией целого родовой термин обозначает не класс, а лишь интуитивно схва­тываемую совокупность.

Аналогичным образом асимметричное транзитивное отно­шение (типа А < В) не существует в качестве отношения (но может расцениваться лишь как перцептивная или интуи­тивная связь), пока не построена вся последовательность дру­гих отношений, расположенных в ряд. Таких, как А < В < С... И когда мы говорим, что оно не существует в качестве отноше­ния, то это отрицание нужно понимать в самом конкретном смысле слова, поскольку, как мы увидим (гл. 5), ребенок не способен мыслить отношениями до тех пор, пока он не научил­ся проводить “сериации”. Сериация является, таким образом, первичной реальностью, любое асимметричное отношение которой есть лишь временно абстрагированный элемент.

Можно привести другие примеры подобного рода: “кор­релят” в понимании Спирмена (собака по отношению к вол­ку является тем же, чем кошка по отношению к тигру) имеет смысл только применительно к таблице с двойным входом; отношения родства (брат, дядя и т. д.) входят в совокупность, образованную генеалогическим древом, и т. д. Равным обра­зом не вызывает сомнения, что целое число как психологи­чески, так и логически существует (вопреки мнению Рассе­ла) только в системе натурального ряда чисел (порождаемого операцией “+ I”), что пространственное отношение предпо­лагает целостность пространства, а временное отношение включает понимание времени как единой схемы. И, обраща­ясь к другой сфере, нужно ли доказывать тот факт, что вели­чина имеет значение только применительно к полной “шка­ле” величин, временной или постоянной?

Короче говоря, в любой области конституированного мыш­ления (в прямую противоположность неравновесным состо­яниям, характеризующим его генезис) психологическая ре­альность состоит из операциональных систем целого, а не из изолированных операций, понимаемых в качестве предше­ствующих этим системам элементов. Следовательно, только в качестве действий или интуитивных представлений опера­ции организуются в такие системы, в которых они приобре­тают — уже в силу одного факта своей организации — приро­ду “операций”. Основная проблема психологии мышления в таком случае состоит в том, чтобы выявить законы равно­весия этих систем; точно так же, как центральная проблема логики, если она хочет быть адекватной реальной работе со­знания, состоит, по нашему мнению, в том, чтобы формули­ровать законы этих целостностей как таковых.

Ведь математический анализ уже давно открыл эту вза­имную зависимость операций, образующих некоторые строго определенные системы; понятие “группы”, которое применя­ется к последовательности целых чисел, к пространственным, временным структурам, к алгебраическим операциям и т. п., становится в результате этого центральным понятием в самой структуре математического мышления. В случае же качественных систем, характерных для простейших форм логи­ческого мышления (таких, как простые классификации, та­блицы с двойным входом, сериации отношений, отношения генеалогического древа и т. п.), мы будет называть соответ­ствующие системы целого “группировками”. Психологически “группировка” состоит в определенной форме равновесия операций, то есть действий, интериоризованных и организо­ванных в структуры целого, и проблема сводится к тому, что­бы охарактеризовать это равновесие одновременно и по от­ношению к различным генетическим уровням, которые его подготавливают, и в противопоставлении к формам равнове­сия с иными, нежели у интеллекта, функциями (перцептив­ные или моторные “структуры” и т. п.). С логистической же точки зрения, “группировка” представляет собой структу­ру, строго определенную (родственную структуре “группы”, но отличную от нее в ряде существенных моментов) и вы­ражающую последовательность дихотомических различий. Операциональные правила “группировки” образуют, таким образом, как раз ту логику целостностей, которая выражает в аксиоматической или формальной схеме фактическую ра­боту разума на операциональном уровне его развития, то есть в конечной форме его равновесия.

Функциональное значение и структура “группировок”. Попытаемся связать только что проведенные рассуждения с тем, что дает нам “психология мышления”. Согласно Зель­цу, решение определенной проблемы предполагает прежде всего “антиципирующую схему”, соединяющую поставлен­ную цель с “комплексом” понятий, в котором проблема со­здает определенный пробел; затем происходит “заполнение” этой антиципирующей схемы при помощи понятий и отношений, дополняющих “комплекс” и располагающихся в нем согласно законам логики. Здесь возникает ряд вопросов: ка­ковы законы организации целого “комплекса”? Какова при­рода антиципирующей схемы? Можно ли устранить дуализм между формированием антиципирующей схемы и конкрет­ными процессами, которые определяют ее заполнение?

Возьмем в качестве примера интересный опыт, поставлен­ный нашим сотрудником Андре Рей. На квадратном листе бумаги (со сторонами от 10 до 15 см) нарисован квадрат ве­личиной в несколько сантиметров. Испытуемому предлага­ется нарисовать квадраты — самый маленький, какой только он может начертить карандашом, и самый большой, какой только возможно изобразить на этом листе. Взрослым (и детям старше 7-8 лет) удается сразу нарисовать как квадрат со сто­ронами в 1-2 мм, так и квадрат, почти дублирующий края бу­маги. Дети же в возрасте менее 6-7 лет сначала рисуют квад­раты лишь ненамного меньше или больше, чем модель, а затем продвигаются вперед путем постепенного и нередко бесплод­ного поиска вслепую. Это заставляет думать, что ни в какой момент ребенок этого возраста не предвосхищает конечного решения. Таким образом, мы непосредственно видим, что дей­ствие “группировки” асимметричных отношений (А < В < С...) имеет место у детей старшего возраста и, по-видимому, от­сутствует в возрасте менее 7 лет: с появлением “группиров­ки” воспринимаемый квадрат располагается в мышлении в ряду возможных квадратов, соответственно все больших и все меньших по сравнению с первым. Исходя из этого мож­но допустить, во-первых, что антиципирующая схема — это не что иное, как схема самой “группировки”, то есть осозна­ние упорядоченной последовательности возможных операций; во-вторых, что заполнение схемы является результатом простого приведения в действие этих операций и, в-третьих, что организация “комплекса” предварительных понятий за­висит от самих законов “группировки”. Таким образом, если предложенное решение имеет общий характер, то можно говорить о том, что понятие “группировки” устанавливает един­ство между предшествующей системой понятий, антиципи­рующей схемой и ее контролируемым заполнением.

Обратимся теперь к ряду конкретных проблем, которые ставит мышление. Что это такое? Это больше или меньше, тяжелее или легче, дальше или ближе? И тому подобное. Где? Когда? По какой причине? С какой целью? Сколько? И так далее и тому подобное. Мы констатируем, что каждый из этих вопросов обязательно является функцией предварительных “группировок” или “групп”: каждый индивид обладает клас­сификациями, сериациями, системами объяснений, субъектив­ным пространством и хронологией, шкалой ценностей и т. п., точно так же, как и математизированными пространством и временем, числовыми рядами и т. д. И эти “группировки” и “группы” возникают не в связи с тем или иным частным вопросом, а сохраняются на протяжении всей жизни; с дет­ства мы классифицируем, сравниваем (различия и эквивален­тности), упорядочиваем в пространстве и во времени, объяс­няем, оцениваем наши цели и наши средства, считаем и т. п. По отношению ко всем этим системам целого проблемы ставятся только в той мере, в какой появляются новые факты, которые еще не классифицированы, не подверглись сериации и т. д. Вопрос, который направляет антиципирующую схему, вытекает, таким образом, из предварительной “группировки”, и сама антиципирующая схема есть не что иное, как на­правление, предписанное для поиска самой структуры этой “группировки”. Каждая проблема, как в отношении антици­пирующей гипотезы решения, так и в отношении детальной проверки этого решения, состоит, следовательно, в особой системе операций, которые должны быть осуществлены в рам­ках соответствующей целостной “группировки”.

Чтобы продвигаться вперед, нет необходимости прово­дить реконструкцию всего пространства, достаточно просто дополнить его определенную сферу. Чтобы предвидеть какое-либо событие, починить велосипед, рассчитать свой бюджет или составить программу действия, нет необходимости резко изменять уже принятые представления о причинности и вре­мени, пересматривать все принятые ценности и т. д. Искомое решение является лишь продолжением и дополнением отно­шений, сгруппированных ранее, — в этом случае достаточно лишь исправить отдельные ошибки в “группировке” и, преж­де всего, расчленить и дифференцировать эту “группировку”, не изменяя при этом ее в целом. Что же касается проверки, то она возможна только согласно самой “группировке”, пу­тем согласования новых отношений с предшествующей сис­темой.

Действительно, в той непрерывной ассимиляции интел­лектом реальности особенно примечательно равновесие ас­симилирующих рамок, образованных “группировкой”. В про­цессе своего формирования мышление находится в состоянии неравновесия или неустойчивого равновесия: всякое новое приобретение видоизменяет предшествующие понятия или рискует повлечь за собой противоречие. Начиная же с опе­рационального уровня, напротив, постепенно возникающие рамки классификации и сериации (пространственные, вре­менные и т. д.) беспрепятственно включают новые элементы; та отдельная клеточка, которую нужно найти и дополнить, не колеблет тогда прочности целого, а находится в гармонии с ним. Возьмем наиболее характерный пример такого равно­весия понятий. Точная наука, несмотря на все те “револю­ционные скачки” и существенные изменения, которые она стремится подчеркнуть для доказательства своей жизненной силы, тем не менее представляет собой некоторый свод поня­тий, отдельные аспекты которых сохраняются и даже сужа­ются с каждым новым добавлением фактов или принципов, поскольку новые принципы, какими бы революционными они ни были, поддерживают старые как свои собственные первые аппроксимации. Непрерывный и не поддающийся предвиде­нию процесс создания нового, знаменующий развитие науки, бесконечно связан, таким образом, с ее собственным прош­лым. С тем же явлением, хотя и в неизмеримо меньшем масштабе, мы сталкиваемся в мышлении каждого сложивше­гося человека.

Более того, в сравнении с частичным равновесием перцеп­тивных или моторных структур, равновесие “группировок” в сущности является “подвижным равновесием”; поскольку операции — это действия, то равновесие операционального мышления отнюдь не представляет собой некоего состояния покоя, а является системой уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга. Это равновесие полифонии, а не системы инертных масс, и оно не имеет ничего общего с той ложной стабильностью, которая возникает иногда с возрастом в результате замедлен­ности умственной деятельности.

Следовательно, вся проблема “группировки” состоит имен­но в том, чтобы определить условия этого равновесия и полу­чить затем возможность выяснить генетически, каким образом оно образуется. Эти условия могут быть открыты одновременно психологическим наблюдением и психологическим опытом и сформулированы в соответствии с теми уточнения­ми, которых требует аксиоматическая схема. Они образуют, таким образом, с психологической точки зрения факторы каузального порядка, объясняющие механизм интеллекта, в то время как логистическая схематизация дает правила ло­гики целостней.

Таких условий для “групп” математического порядка — четыре, а для “группировок” качественного порядка — пять.

1. Два любых элемента “группировки” могут быть со­единены между собой и порождают в результате этого новый элемент той же “группировки”; два раз­личных класса могут быть объединены в один цело­стный класс, который их включает; два отношения А < В и В < С могут быть соединены в отношение А < С, в которое они входят, и т. д. Психологически это первое условие выражает возможную координа­цию операций.

2. Всякая трансформация обратима. Например, два класса или два отношения, объединенные на какое-то время, могут быть снова разъединены; так, в математическом мышлении каждая прямая операция группы предполагает обратную операцию (вычита­ние для сложения, деление для умножения и т. д.). Несомненно, что эта обратимость является наибо­лее характерной особенностью интеллекта, ибо, хо­тя моторике и восприятию известна композиция, они, однако, остаются необратимыми. Моторный навык действует в одном-единственном направле­нии, и умение осуществлять движение в другом направлении означает уже приобретение нового навы­ка. Восприятие необратимо, поскольку при каждом появлении в перцептивном поле нового элемента имеет место “перемещение равновесия”, и если да­же объективно восстановить исходную ситуацию, восприятие все равно оказывается видоизмененным промежуточными состояниями. Интеллект же, на­против, может сконструировать гипотезы, затем их отстранить и вернуться к исходной точке, пройти путь и повторить его в обратном направлении, не меняя при этом используемых понятий. И как раз (мы увидим это в гл. 5), чем меньше ребенок, тем в большей степени необратимо и тем ближе к пер­цептивно-моторным или интуитивным схемам на­чального интеллекта его мышление; обратимость характеризует, следовательно, не только конечные состояния равновесия, но и сами эволюционные процессы.

3. Композиция операций “ассоциативна” (в логиче­ском смысле термина), то есть мышление всегда со­храняет способность к отклонениям (detours), и ре­зультат, получаемый двумя различными путями, в обоих случаях остается одним и тем же. Эта особенность также свойственна только интеллекту; для восприятия, как и для моторики, всегда характерна единственность путей действия, поскольку навык стереотипен и поскольку в восприятии два различ­ных пути действия завершаются разными резуль­татами (например, одна и та же температура, воспринимаемая при сравнении с различными тепло­выми источниками, не кажется одинаковой). Появ­ление отклонения является характерным признаком уже сенсо-моторного интеллекта, и чем активней и мобильней мышление, тем большую роль в нем играют отклонения; однако только в системе, обладающей постоянным равновесием, эти отклонения приобретают способность сохранять инвариантность конечного результата поиска.

4. Операция, соединенная со своей обратной опера­цией, аннулируется (например: “+ 1 - 1 = О” или “х 5: 5 = х 1”). В начальных же формах мышления ребенка, напротив, возврат в исходное положение не сопровождается сохранением этого исходного положения; например, после того как ребенок вы­сказал гипотезу, которую затем отбросил, он не мо­жет восстановить проблему в прежнем виде, пото­му что она оказывается частично деформированной гипотезой, хотя последняя и отвергнута.

5. Когда речь идет о числах, то единица, прибавлен­ная к самой себе, в результате композиции (см. п. 1) дает новое число: имеет место итерация. Качествен­ный же элемент, напротив, при повторении не транс­формируется; в этом случае имеет место “тавтоло­гия”: А + А = А.

Если выразить эти пять условий “группировки” в логи­стической схеме, то придем к следующим простым формулам.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 356. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия