Студопедия — Гуманистические технологии обучения : использование интеллект-карт в преподавании английского языка и методике обучения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманистические технологии обучения : использование интеллект-карт в преподавании английского языка и методике обучения

 

 

Гуманистическая стратегия обучения и развития становится всё более не-

отъемлемой частью учебного процесса. Об этом свидетельствуют данные применения различных современных технологий, в числе которых должное

место занимают личностно-ориентированное обучение и воспитание.Переход

от обучения к активному учению, использование всесторонне развивающих

(whole-brain –англ.яз.) подходов позволяет учащемуся осознанно относиться к воспринимаемой информации, более полно и сбалансировано использовать потенциал, заложенный в нём природой, развивая не только аналитические

и логико - понятийные стороны мышления, которые так или иначе совер -

шенствуются в процессе обучения, но так же и образно - интуитивные ка -

чества мышления, которые содействуют созданию целостной картины, об-

раза изучаемого предмета. Другими словами, учебный материал должен

быть осмыслен с точки зрения его содержания, структуры, познавательной

ценности и, одновременно, осознан как объект чувственного восприятия -

через такильные, визуальные, аудиальные ощущения в зависимости от конк-

ретного предмета изучения.Такой подход применим как к реальным объек-

там действительности, так и к воображаемым. В частности, разрабатывая идею, человек анализирует её содержание, структурирует воображаемый

объект, продумывает логические связи компонентов, определяет главные и

второстепенные звенья. Для облегчения задачи он либо намеренно, либо ин-

туитивно переносит свои представления на лист бумаги. При этом он может

фиксировать результаты своих умозаключений в виде предложений, схемы

или условных обозначений, понятных лишь для их создателя. В результате

может получиться картинка-схема структурированно отображающая суть

проблемы.

Идея настолько продуктивна,- хотя сама по себе не нова,- что взывает к по-

иску подходящей технологии обучения предусматривающей создание и

обучение созданию эффективных картинок-схем.

Итак, мы стоим перед задачей формирования концепции в основе которой

ассоциативное мышление и возможность связывания отдельных мыслей по

проблеме, выделяя при этом, основные и «зависимые» звенья. Исследование

этого вопроса привело нас к рассмотрению возможности использования для

этой цели интеллект-карт (mind-maps-aнгл.яз.)

Интеллект-карта (ИК) – это графическое выражение процессов многомер -

ного мышления, которое свойственно человеку от природы. ().

 

Читатель, возможно, испытает так называемый «феномен хиндсайта»

(hindsight – озарение с англ.яз.),означающий, что это ему хорошо знакомо,т.к

напоминает взятые из прошлого блок-схемы, когнитивные карты, опорные

сигналы. Однако, в отличие от перечисленных видов визуальной наглядности

и визуально-языковой наглядности, интеллект-карты конструируются не ли-

нейно, не имеют строгих правил создания, хотя базовые принципы сущест-

вуют, и направлены не лишь на фиксацию результата и его презентацию, а,

в основном, на развитие техники мышления. – выяснение основных, вспомогательных, зависимых компонентов проблемы, их взаимосвязь и обусловленность, логическое развитие деталей и проблемы в целом.

Итак, мы говорим о развитии техники мышления в отличие от констата-

ции осознания результатов мышления автора рассматриваемого материала.

Заметим, что ИК имеет несколько эквивалентов перевода слова mind-map на

русский язык – карты разума, памяти, ума, идейные сетки, пр. Нам приемлем

термин «интеллект-карта», т.к. он лаконично отражает суть явления.

Надо признать, что идея визуальной фиксации информации возникла ещё

В 50-е годы 20 столетия.Примерно в одно и тоже время разные учёные ра-

ботали над вопросами разработки методов системного мышления (д-р Д.

Аусбел, Д.Новак, Г.П.Мельников, П.Г.Кузнецов,Г.П.Щедриковский, др.) Од-

нако основополагающими трудами в создании ИК мы по праву обязаны То-

ни и Бэри Бьюзен. Работы «Научи себя думать», «Работай головой», «Супер-

мышление» (1974-1982 гг.) Идея нашла последователей в России (С.Шипу -

нов, Т.Василенко, Е.Васильева, В.Фролов и многие другие).

Отмечается, что ИК успешно используются при организации и планирова-

нии работы, презентации идеи, проекта, при непосредственном общении

(переговоры, встречи), в обучении. Последнее подразумевает эффективное

запоминание, составление обзоров, резюме, конспектов лекций, при подго-

товке к экзаменам, решении проблемы в том числе посредством мозгового штурма, составлении тематических высказываний,

осознании научных явлений и пр. Список примеров отнюдь не исчерпан, но здесь очевдно то, что всё перечисленное происходит на фоне развития интеллектуальных способностей индивида, заложенных природой. Со-

здавая свою систему, автор идеи, скорее всего, был далёк от конкретной

мысли воплотить её для преподавания методики обучения иностранным языкам или при обучении английскому языку. Однако, как нам представля-

ется, интеллект-карты могут с успехом применяться и в этих областях,

что нам в дальнейшем предстоит проиллюстрировать.

Возможность применения интеллект-карт в обучении иностранным языкам

в русле гуманитарных технологий обусловлена рядом причин, которые не-

щих дидактических принципов – принципа наглядности. Диалектика пере- хода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе по-

знания явления обосновывает принцип использования наглядности как

средства обучения и средства познания. Формы выражения наглядности в

обучении иностранному языку, как известно, - словесно-речевые (языковые)

и предметно-изобразительные (неязыковые).Языковая наглядность примени-

ма для демонстрации языковых явлений, что имеют наглядно -чувственный характер Предметно-изобразительные формы предусматривают использова-

ние материалов экстралингвистического характера. При создании ИК проис-

ходит совмещение обеих форм в одной реализации – значимость языкового содержания приобретает интенсивность выражения, поскольку необходимая информация обрабатывается и в вербально-логическом, и эмоционально-художественном планах. Это – важный элемент формирования холистичнос - ти, т.е. целостности в развитии интеллекта человека.

В практике работы довольно часто употребляются термины mind-map или web (web of words, vocabulary network).Как выясняется, данные термины

используются зачастую как синонимы для обозначения вида работы для ак -

тивизации вокабуляра по определённой теме. Обычно изображается цент-

ральное слово по теме,от него лучами в виде облачка располагаются слова, ассоциируемые с обозначенной темой. Подобные схемы рисуют мелом на

доске и ручкой на тетрадном листе Затем следуют задания языкового, услов-

но речевого и, реже, речевого характера с опорой на схему.

В работе «Супермышление» описаны пять основных форм рекомен- дуемых для создания ИК: Андреевский флаг (4 луча), звезда (5 лучей),

снежинка (6 лучей), Британский флаг (8 лучей), нейронная паутинка (неопре-

делённое количество лучей), а так же три группы принципов построения ИК -использование эмфазы

-ассоциирование с образами

-ясность выражения мысли

Рассмотрим каждую группу.

Использование эмфазы означает выделение главных элементов (идеи, свя-

зи, образа).Сюда относятся такие важные компоненты как определение центрального образа для которого необходимо использовать минимум три

разных цвета.Предположим, мы выбрали форму Андреевского флага. Пере-

крещивающиеся полосы закрашиваем разными цветами. Если проблема имеет очень существенные, основополагающие идеи, каждая из которых

требует отдельного рассмотрения, можно выбрать четыре цвета. Буквы, до-

полнительные линии, фигурки,» нанизывающиеся» на основные лучи, могут

быть выделены приданием им выпуклости, либо сделать их разными по раз-

меру. Оптимально соблюдать соотношение пространства при размещении

надписей.

Ассоциирование с образами предполагает умение варьирования цветов в

можно сделать их разными по размеру.Также необходимо соблюдать соот-

ношение пространства при размещении надписей. Важно помнить, что в ИК

первичны не слова, первичен образ. В образе яркость цвета можно регули-

ровать в зависимости от важности ветви. Ветви или полосы можно также ну-

меровать (Бю, Т.Вас)

Ассоциирование с образами предполагает умение кодировать излагаемую информацию при помощи условных знаков (галочки, крестики, фигуры), а также уместно ставить стрелки, указывая направление и логику мысли.

Ясность выражения мысли заключается в обязательном использова –

нии печатных букв, что не только легко читается, но и эстетично выглядит.

В подлинных ИК используется лишь одно ключевое слово на полосу/ветвь.

Т.Бьюзен подчёркивает, что именно одно слово, не словосочетание или пред

ложение.Важно как можно чаще пользоваться для изображения мыслей гра-

фическими символами, фигурами и рисунками, которые добавляют эмоции-

ональность ИК. Слова и символы следует располагать горизонтально. (Б,Т.ва

Отдельно следует упомянуть о том, что для большей активизации правого

полушария мозга при выполнении ИК следует включать приятную музыку

(Т.Вас)

Мы упоминали о том, что американский писатель, лектор, консультант по

вопросам обучения и проблемам мышления Т.Бьюзен создал учебник по со-

ставлению ИК,в котором он подчёркивает, что ИК необходимы всем интел-

лектуальным работникам для повышения эффективности мышления, общего

уровня интеллекта и быстроты мысли. На сегодняшний день существуют

многочисленные школы, семинары по обучению созданию и применению ИК. Доктор педнаук, проф. РАН Е.Е.Васильева создала так называемые русские ИК, позволяющие системно и целостно мыслить, полностью запо-

минать содержание учебника, структурировать большие объёмы информации

Она разделяет их на несколько видов – карты памяти, карты текста, карты

учебника, карты правила, мнемонические карты, конспект-карты, вопрос-кар

ты, возможно создание ИК как для развития общеучебных умений, так и с целью более эффективного изучения иностранного языка.

В практике нашей работы мы занимались построением ИК при изучении

текста с целью анализа логико-синтаксических и, частично, компзиционно-

речевых особенностей и запоминания содержания, логического его воспро-

изведения с полной заменой оригинальной лексики текста «He Fell from the

Sky itno their Hearts.»(Charles J. Hanley), а также для создания разго-

ворной темы «My Working Day» Как видно, в первом случае речь идёт о ст –руктурировании готового текста, а во втором – «структурировании мышле- ния,» Обобщённо работу над созданием ИК можно представить в несколь-

ких этапах.

 

1этап: сообщение знаний относительно построения ИК: цель ИК, принципыка к процедуре создания ИК (листы белой бумаги А4, набор маркеров,карандаши, пр.)

2 этап: анализ объекта (вычленеиие основной мысли, темы, изображение еёв центре листа в виде квадрата,круга либо другой фигуры-человечка), который сопровождается

3 этапом, исполнительским, потому что получаемые знания необходимо параллельно закреплять в умениях и навыках.

Итак, текст разбивается на смысловые отрезки, которые располагаются лучами, исходящими от центра. – красный, синий и зелёный отражают основные идеи. Зависимые или производные события изображены более бледным цветом, каждый луч при этом имеет разную форму (спираль, волна)

Каждый отрезок имеет ключевое слово, которое тут же изображается справа от луча.Следует заметить, что после того как изображены лучи, соответствyющие смысловым вехам текста, целесообразно до конца структурировать одну микротему,т.е., к прмеру, если мы разрабатываем основную, «красную тему», мы наполняем её деталями текста тоже красного цвета в виде коротких лучиков-ответвлений с надписями по содержанию текста, некоторые студенты, имеющие склонность к рисованию, изображают фигурки (в нашем случае –пальмы,животных, ручей, копьё,негритёнка). Следующую, «синюю тему» студенты разрабатывают в группах по 2-3 человека под контролем преподавателя и т.д.Примечательно, что в процессе работы возникают новые варианты, которые предлагается реализовать в качестве домашнего задания. Завершая рисование ИК, студенты расставляют цифры и стрелки означающие последовательность развития сюжетных линий.

4этап – контролирующий.

Его выполнение предусмотрено дома Созданная

картинка ещё раз сверяется с исходным текстом, вносятся изменения, допол-

нения. Студенты иногда полностью меняют ИК, потому что по

мере овладения предметом деятельности они вырабатывают собственное ви-

дение материала. Что касается работы над вышеупомянутым рассказом, то на наш взгляд она является наиболее простой для понимания и изображения,а после выполнения домашнего задания она во многих работах получилась,скорее, как карта метрополитена, т.е. её переосмыслили и видоизменили. Несколько занятий были посвящены работе на уровне условно-речевых упражнений и в тесной связи с внутритематическими переходами – от сюжетной линии одного цвета к сюжетной линии другого цвета.Здесь, на наш взгляд,удачным упражнением оказалась парная работа, которая заключалась в том, что один студент пересказывал по своей карте определённый сюжет, а партнёр дополнял, исправлял говорящего, глядя в свою ИК.Имели место случаи, когда студентам приходилось доказывать свой выбор, что с методической точки зрения переводило упражнение в разряд речевого.

 

При работе над разговорной темой в ходе фронтальной беседы и опроса бы

ло выделено несколько магистральных направлений; жизнь в семье (подтемы

члены семьи, обязанности по дому, семейные праздники); учёба (подтемы –

университет, школьные годы, любимые предметы, подготовка к занятиям);

досуг (подтемы: свободное время, каникулы, спорт,работа / подрабатывание

культурная жизнь); друзья (подтемы – кого я выбираю в друзья, лучший друг

когда мы вместе,проблемы и их решение,мой мобильник, я-член команды)

Каждая подтема детализировалась. Базовые принципы создания данной раз-

новидности ИК те же, т.е –линии,цвет,условные обозначения,стрелки, циф-

ры,пр. Введены дополнительные разграничители – очерчивание тематичес-

ких блоков в виде различных фигур.Например, жизнь в семье очерчена в ви-

де солнца, учёба – раскрытая книга, досуг –компьютер, друзья – рука. Заме-

тим, что дома некоторые студенты переосмыслили образы –очертания тем и

изобразили другие, подчас неожиданные для непосвещённого человека фи-

гуры – друзья (солнцезащитные очки), досуг (собака), учёба (словарь), жизнь

в семье (домик с крышей).Некоторые подтемы тоже изменены.

Здесь, при первом составлении ИК такого рода, основная роль принадле-

жит преподавателю. Он вынужден «подталкивать», направлять мышление

студентов в нужное русло, создавая вербальные ситуации, задавая наводя –

щие вопросы, обращаясь к изученному материалу как источнику умозаклю-

чений, обобщающих выводов.Поскольку эта работа проводилась на первом

курсе, мы считали возможным допустить употребление родного языка в оп-

ределённых случаях дабы не уменьшать мотивацию деятельности и в конеч-

ном итоге не снизить интерес к созданию ИК.

Следующий вопрос, который необходимо осветить при описании работы с

ИК «структурирование мышления»- это работа над лексико-грамматическим

материалом темы.В источниках, которые мы проанализировали, нам не уда- лось обнаружить указаний и рекомендаций на этот счёт, поэтому мы пола -

гались исключительно на творческий поиск и собственный опыт.

Исходя из того, что материал темы частично знаком студентам со шко-лы, было логично его продемонстрировать. Для этого такие подтемы как “ члены семьи, обязанности по дому» и др., студенты имели возможность разработать самостоятельно в качестве домашнего задания. (Напомним, что

они уже имели этот опыт.) Однако, задание осложнялось тем, что языковой

запас студентов довольно ограничен,поэтому им было предложено напи-

сать недостающие обороты речи на родном языке и выяснить эквивалент у

преподавателя.В этом случае преподаватель выполняет роль консультанта.

ную книгу своего мобильника и комментирует, что считает нужным.), я-член

о том, что он предпочитает более уединённую жизнь, пр.) преподаватель

предлагает в виде аудио и печатных материалов, которые студент прораба –

тывает самостоятельно и на основании изученного и индивидуальных кон –

сультаций заполняет ИК.Таким образом создаётся, говоря современным язы-

ком, контент проблемы, живой, реальный, индивидуальный, самостоятельно

выполненный, художественно оформленный, а так же трогательный и несо-

вершенный рассказ о своём рабочем дне, который затем подлежит презен –

тации в аудитории и, как предмет гордости, висит, по всей видимости, на двери собственной комнаты, вызывая вопросы и восхищение друзей и родителей.

В связи с тем, что согласно классике построения ИК, как уже упоминалось,

представляет собой, в первую очередь, образ, а не пособие по выработке ре-

чевых навыков, возникло два вопроса: для студентов большую трудность представляет процесс написания печатных букв и верного употребления

новой лексики. Поэтому студентам было разрешено печатать слова на ком-

пьютере, а в черновой версии ИК записывать определённую лексику (глаго-

лы с предлогами, идиомы, сложные для запоминания слова).

Работа над ИК второго типа заняла примерно 8 занятий по 25-30 мин на каждом занятии, хотя, в зависимости от того, какие требования предъявля-

ются к конечному продукту, количество занятий можно увеличить, но при

этом существует опасность потери интереса к работе. Вторая разновидность

ИК, «структурирование мышления», может быть рекомендована, по нашим

наблюдениям, для более старшего языкового этапа, т.к. требует более совер-

шенных языковых/речевых навыков и более проблемной для выполнения

ИК, задачи. В этом случае структурирование мыслительной деятельности

будет более мотивированным, целенаправленным, естественным и необхо-

димым. Первая разновидность ИК, имеющая в своей основе готовый рече –

вой продукт для последующего структурирования, в определённой степени

ным сопровождением и помогает грамотно построить монологическое выска

зывание. Думается,подобные ИК уместно использовать на начальном этапе

обучения иноязычной речевой деятельности в силу их большей доступности

и не меньшей выразительности.

Идея создания ИК для понимания учебного материала настолько увлекла,

что мы сделали ещё одну попытку применения её на практике, а именно,

при изучении курса методики обучения иностранным языкам (МОИЯ) сту –

дентами 4 курса романо-германской филологии Сумского государственного

педуниверситета.
Цель исследования: содействие глубинному пониманию взаимосвязей и

процессов, результатом которых является конкретное методическое дейст –

Размышления по поводу наиболее эффективного способа осознания

составляющих МОИЯ, что обусловлено внутренними взаимосвязями дан-ных наук, лежащих в основе формирования обучающих технологий, приве-

ло нас к идее создания целостного образа, предмета, модели явления дейст-

вительности. Таким образом, с одной стороны, мы хотим создать целостный образ метафорического характера, а с другой стороны, этот образ должен

быть достаточно структурирован для того, чтобы элементы, которые его со-

ставляют, логично взаимодействовали между собой, формируя этот образ

В случае достижения поставленной цели, студентам не придётся заучивать

классификационную систему упражнений, этапы формирования навыков и

умений, формулировку целей и задач урока как вопрсы, существующие вне

логической взаимосвязи, как отдельные параграфы учебника и т.п., потому

что они смогут ощутить весь процесс в развитии его отдельных сторон.

Разумеется,это не означает, что студенты не получают этих знаний от препо-

давателя. Из собственного опыта и опыта коллег известно, что весь лекцион-

ный курс построен на высвечивании этих взаимосвязей.Более того, студенты

воспроизводят материал исправно на семинарских занятиях, но при плани-

ровании урока испытывают затруднения вызванные, как свидетельствуют на-

ши наблюдения и данные анкетирования, отрывочными знаниями предмета.

Это обстоятельство навело на мысль об усовершенствововании процесса обучения МОИЯ в наших условиях, что мы намерены изложить в дальней –

шем.

Обращаясь к гуманистической стратегии обучения любому учебному предмету,мы знаем, что коммуникативная методика обучения иностранному

языку имеет в своём арсенале методические приёмы работы, основанные на метафорическом переносе, переосмыслении значения слова, понятия, и т.п.

Метафора, как известно, употребляется как образное выражение, основанное на образном сближении слов на базе их переносного значения.. Для нахож-

дения метафоры рассматривается образ или предмет, имеющий подобные

характеристики этого явления. Например, рассматривая психологический компонент формирования навыка (недостаточно умелая деятельность «У1»>

автоматизация (формирование стандартизирующего и варьирующего стерео-типов)>дальнейшее совершенствование навыка и умение «У2»), мы прово-дим параллель с классической системой упражнений, предложенной Н.К.Скляренко(языковые, условно-коммуникативные, коммуникативные упражнения). Предполагается, что понимание методического действия, осно- ванного на психологических законах выработки навыка, - при постановке инструкции, - может вызвать некий образ предмета в виде трёхчастной структуры

Эта структура должна отразить в логической, усложняющейся от этапа к эта-

пу последовательности, стадии формирования навыка и упражнения, соот-ветствующие каждой стадии. В качестве иллюстрации приведём универ-

сальный пример рисунка дерева. Как многие предметы оно может быть представлено в виде трёхчастной структуры:начало, основание (корни),конец

завершение (крона), а между ними- процесс качественных и количественных изменений, который претерпевает предмет на пути от зарождения к полно-

му развитию (ствол дерева) Не требуется особых усилий, чтобы усмотреть аналогию между приведённым примером и классификационной системой упражнений, где основанием и корневой системой служат языковые упраж-нения, целью которых является «закладка основания» для дальнейшего процесса изменений при переходе предмета или явления в новое состояние

Новое состояние, в нашем примере, -это ствол дерева, который, в своём ос-

новании продолжает выполнять функции корня (аналогия с формированием статического стереотипа деятельности, что обеспечивается, соответствующими упражнениями системы). Далее, по мере роста ствола и приближении к кроне, мы можем наблюдать изменения, в первую очередь, в форме ствола – он разделяется на несколько основных ветвей для формирования кроны.

Сточки зрения психологии наш метафорический образ аналогичен выработке динамического стереотипа деятельности (в методике – это выполнение уп-ражнений на изучаемом материале с различными коммуникативными уста- новками Крона ассоциируется с этапом дальнейшего совершенствования навыков и формирования умений. Остаётся добавить, что упражнения различных видах речевой деятельности в нашем понимании –это ветви, а конкретные упражнения – это листья. Таким образом, мы получили целостный метафорический образ методического и, отчасти, психологического характера во взаимосвязи его составляющих. На наш взгляд, он содействует целостному восприятию явления, а основа его – двуполушарная обработка информации (анализ плюс синтез), активизация мышления по получению нового знания через визуальный образ.

Для выполнения подобных проектов мы рассмотрели несколько тем - вза-

имосвязь методики с другими науками (лингвистика, психология, педагоги -

обучение монологу и письменной речи; взаимосвязь методов обучения иност

ранным языкам с психологическими концепциями, лежащими в их основе

Такие темы как обучение языковому материалу и обучение коммуникативно-

му чтению студенты изображали в виде вышеописанных ИК.

Здесь возникает логичный вопрос, являются ли метафорические изображе-

ния интеллект-картами. Думается, что, руководствуясь вышеизложенными принципами для создания ИК, их можно отнести к некой разновидности ИК, хотя мы не имели возможности ознакомиться с описанием подобного

для учебных целей. Следовательно, в нашем понимании, метафорическая интеллект-карта - это изображение явления действительности, основанное на его визуальном образе во взаимосвязи его внутренней структуры и мета-восприятия этого явления.

Образы, предложенные студентами для метафорических ИК, можно опре-лить термином «авторские работы», поскольку они отображают инудивиду-

альное осмысление предлагаемых вопросов из курса методики обучения иностранным языкам. Это – корабль, трейлер, божья коровка, цветок в горш-

ку, получение сыра и масла из молока, история развития звукозаписывающих

устройств, дом, пр.Закономерно, что любое нарушение логики построения образа является результатом недопонимания методических процессов и, со-ответственно, требует более тщательного изучения. Следует также упомя –

нуть, что лишь небольшая часть студентов не смогла справиться с подобны-

ми заданиями, в то время как подавляющее большинство студентов выпол-

няло их успешно и с большим энтузиазмом.

Завершая изложение вопроса о нашем опыте использования ИК в обучении иностранным языкам и методике обучения иностранным языкам, заметим,

что открыть доступ к потенциальным возможностям человека, сделать обу –

чение доступным, результативным и радостным, приносящим самоудовлет-

ворение, означает открыть себя навстречу многогранному познанию мира,

что является одним из основополагающих принципов гуманистического об-

разования и обучения.

 

См. примеры рисунков интеллект-карт

 

 

 

Гуманистические технологии обучения: использование интеллект-карт в преподавании английского языка и методике обучения




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
иностранным языкам | 

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия