Студопедия — Культура второй половины XIII-XV вв.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Культура второй половины XIII-XV вв.






Направление Достижения
фольклор Основная тема – борьба против монголо-татар: l сказание о рязанском партизанском отряде Евпатия Коловрата; l историческая песня об Авдотье Рязаночке, возглавившей строительство новой Рязани; l поэтическая легенда о невидимом граде Китеже, скрывшемся от несметных орд Батыя на дне озера Светлояр; l песня о Шелкане Дудентьевиче (о восстании 1327 года в Твери против Чолхана); l цикл сказок о Бабе-Яге, Иване-царевиче
литература Этапы развития литературы: 1) XIII-XIV: основная тема монголо-татарское нашествие: l «Повесть о битве на Калке» l «Слово о погибели Русской Земли» (между 1238-1246 гг.); l «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского» l жанр воинской повести - «Повесть о разорении Рязани Батыем»; «Повесть о Шевкале» l 2) конец XIV—XV вв.: идея объединения русских земель, историческая победа над монголо-татарами; • возрождение общерусского летописания (конец XIV — начало XV вв.). Первый московский летописный свод (1408 г.), составленный митрополитом Киприаном;первый русский хронограф Пахомия Логофета(1442 г.); l житийная литература: «Житие св. митрополита Петра» Киприана; «Житие Кирилла Белозерского» Пахомия Логофета; «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского», «Житие Епифания Премудрого», «Житие Дмитрия Донского», «Житие Александра Невского»; l «Задонщина» Софония Рязанца(рубеж XIV—XV вв.); l «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о нашествии Тох-тамыша на Москву»; l рукописные сборники, содержащие описание «заморских» земель («Сказание о святых местах о Костянтинеграде (Константинополе)» Василия Калики(1313 г.); «Странник Стефана Новгородца. Сказание о пути от Царьграда к Иерусалиму» (ок. 1349 г.); «О Египте, граде велицем» Мисюря Мунехина(1439 г.); «Хождение за три моря» Афанасия Никитина(1466—1472 гг.)
Архитектура Новгород: l церковь Николы на Липне (1345 г.), l Спаса Преображения на Ковалеве (1342 г.); l Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.), l церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.), l церковь Федора Стратилата на Ручью (1361 г.); Псков:оборонное зодчество (каменные стены детинца (Крома) XIV—XV вв., l «Довмонтова города», l крепость Изборск (1330 г.); l церкви Василия на горке (1413 г.), l Георгия со Взвоза (1494 г.). Москва: Данилов монастырь (1282 г.); первые каменные постройки в Кремле: • кафедральный храм Успения Богородицы (1326—1327 гг.); • Чудов монастырь (1365 г.); • белокаменные стены Кремля (1367 г.); • церковь Спаса на Бору (1328—1330 гг.); • Архангельский собор (1333 г.); • Церковь Иоанна Лествичника (1329 г.); • Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1425— 1427 гг.); • Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422—1423 г.); Суздаль: Спасо-Евфимиев монастырь, XIV в. (XVI—XVII вв.)
Живопись Новгородская школа — краснофонные иконы («Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий» (XIII в.), «Никола Липный» (XIII в.), «Спас на престоле» (XIII в.); — фрески церкви Спаса Преображения на Ильине, выполненные Феофаном Греком (1378 г.); — фрески церкви Федора Стратилата (конец 70—80-х гг. XIV в.); — фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве в Знаменском соборе; — икона «Борис и Глеб» (XIV в.); — икона «Отечество» (конец XIV — начало XV в.), трактующая Троицу в «новозаветном» варианте, иконы «Святой Георгий» (конец XIV в. — первая половина XV в.), «Чудо о Флоре и Лавре» (XV в.); — «Чудо от иконы Знамения Пресвятой Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») (вторая половина XV в.) — новый тип двух-трехчастной иконы, воспринимающаяся как историческая картина; «Деисус и молящиеся новгородцы» (1476 г.); икона «Собор Богоматери» (XIV в., Псков) Московская школа — росписи церкви Успения Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля (Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор изГородца); — иконы деисусного чина Благовещенского собора начала XV в. «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Донская Богоматерь», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст», «Василий Великий»). Автор — Феофан Грек(30-е гг. XIV — после 1405 г.); «Богоматерь Донская» из Успенского собора Коломны, фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице; — 7 икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора начала XV в. («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим»), «Спас», «Богоматерь» «Иоанн Предтеча» кисти Андрея Рублева(ок. 1360 — ок. 1430 гг.) — фреска «Страшный суд» Успенского собора во Владимире кисти Андрея Рублеваи Даниила Черного; — «Звенигородский чин» начала XV в. («Архангел Михаил» «Апостол Павел», «Спас» и др.) кисти А. Рублева; — иконы А. Рублева«Спас» (сохранилась частично), «Троица: (10—20-е гг. XV вв.); выразившие две богословские идеи о таинстве евхаристии и триединстве божества, а также идею единения Русской земли; — икона «Спас Ярое Око» (XIV в.)
Скульптура Московская традиция — золотая панагия-складень (1456 г.) Амвросия (ок. 1430 1494 гг.), тяготение к малым формам ок Новгородская пластика — людогощенский крест (1359 г.) из новгородской церкви Флора и Лавра. Сохранение традиционного характера плоской декоративной резьбы

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия