Студопедия — Тоталитаризм и культура (30-е начало 50-х годов ХХ века)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тоталитаризм и культура (30-е начало 50-х годов ХХ века)






 

Тоталитарная идеология Вконце 20-х гг. продолжается процесс углубления идеологизации культу­ры, усиления контроля за развитием духовной жизни общества, изменяется структура органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, ранее находившийся на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народно-хозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. Проводилась це­ленаправленная работа на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Культура, как никакая другая область общественной жизни, чувствитель­на к политическому климату в стране и мире. В творчестве отдельных, наибо­лее сильных, независимых ее деятелей она может прогрессировать и в годы политического неблагополучия, но в целом ее развитие, подъем культурного уровня населения будут заторможены. Сложность положения заключалась в том, что развитие командно-административной системы и победоносные рапорты сочетались с песнями И. Дунаевского, фильмами И. Пырьева о жиз­ни простых людей — все это сливалось в причудливый сплав правды и мифа. С одной стороны, радио, пресса, искусство широко вещали о новой истории человечества, о заре коммунизма, во имя которого призывали к героизму со­ветских людей, прокладывающих путь в светлое будущее. Неслучайно так ис­кренне чисты и полны оптимизма песни, фильмы, поэмы и картины про­шлых лет. А с другой — расстрелы, заключения в тюрьмы, которые вначале проводи­лись с пропагандистским шумом как борьба с врагами революции, потом молча, тайно, и об арестах знали только те, кого это касалось. Внешне же в стране как будто ничего не происходило. Но все-таки все боялись, царил страх, вначале перед тем, как бы кто-нибудь не узнал о непролетарском про­исхождении, как бы не попасть в так называемые «классовые враги», потом — как бы вдруг не оказаться в «антисоветчиках». За эту «верность» (каждый ее понимал по-своему) боролись официальные лица: бюрократы и деятели партии всех рангов, лицемеры, стремившиеся к продвижению по службе, и простые, честные люди, одурманенные пропагандой, наивно полагая, что совершают благое дело. «Культурная революция» понималась в те годы как составной элемент из­вестной триады — индустриализация, коллективизация, культурная револю­ция. Главная задача — коренное изменение личности. Происходило наме­ренное ограничение культурной работы на уровне расширения элементар­ных форм (ликвидация неграмотности, первоначальное школьное обучение), необходимых для создания массовых производственных кадровой одновре­менное отторжение этой же массы от усвоения высших культурных ценностей. Партийно-номенклатурному режиму требовалась культура исполнительская, а не творческая («отец народов» боялся ее всегда). Процесс нивелировки лич­ности и ее принижения (вспомните булгаковского Шарикова!) — своеобраз­ный исторический «феномен» нашей многострадальной Родины. Особое место в советской идеологии, навязываемой десятилетиями наро­ду, заняла «опасность извне»: образ врага и лучше всего — внешнего, неведо­мого и поэтому особенно страшного. Политический тоталитаризм тридцатых—сороковых годов, выразившийся в целом ряде судебных «показательных» процессов — трагедии инакомыслия в стране, — тесно взаимодействовал с культурным: трагедией ученого, честно­го художника, унижением человека. В творчестве и гражданском подвижничестве, человеческих судьбах М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Ахматовой — «болевые точки» нашей истории — и социальной, и политической, и духовной. Ис­кренность и боль звучит в словах писателя В. Солоухина: «Да, я — русский патриот. Я во всеуслышанье кричу, что в России уничтожено 92% храмов, икон, старинных книг. Я с гневом кричу о том, что в одной только Москве в тридцатые ходы было взорвано 427 храмов и монастырей. Я открыто скорб­лю о 60 миллионах расстрелянных и замученных... Я открыто называю взрыв всенародного памятника войны 1812 года храма Христа Спасителя (равно как и разорение могилы Багратиона на Бородинском поле) актом вандализма, поруганием Веры, Памяти народной и Красоты!..» Отрицательно на развитии культуры сказалась кампания по борьбе с кос­мополитизмом, которая развернулась в конце 40—начале 50-х гг. Ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер меж­ду СССР и другими странами. Удар был нанесен той части интеллигенции, которая стремилась показать мировые достижения более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки, литературы и искусства подвергались репрессиям, были уво­лены со своих прежних должностей и даже попали в тюрьму и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литерату­ры и искусства, что приводило к формированию посредственной, приукра­шивающей советскую действительность культуры. В 1946—1918 гг. были при­няты решения ЦК партии: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репер­туаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере В. Мурадели «Великая дружба». Гонениям под­верглись известные композиторы, писатели, поэты Д. Шостакович, С. Проко­фьев, А. Хачатурян, А. Ахматова, М. Зощенко и другие, чье творчество было отнесено к антинародному направлению. Это привело к сокращению числа новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, снижению их художественного уровня.
Система образования Вобласти народного образования были достигнуты значительные успехи. Создана единая для всех общеобразовательная поли­техническая школа. Занятия в республиканских школах проводились на род­ном национальном языке, но при этом обязательным было изучение русского языка. Более чем сорок народов страны обрели свою письменность, что спо­собствовало развитию национальной культуры. В 1930 г. было принято постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении все-общего обязательного начального образования для всех детей в СССР», а в 1937 г. началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжался рост де­сятилетних средних школ. Проведенная в 1939 г. перепись населения выявила то, что процент грамот­ного населения в возрасте старше 9 лет достиг 81,2% (мужчин — 90,8%, жен­щин — 72,6%). Система вузовского образования развивалась значительными темпами. В 1940 г. в стране работало 460 вузов, к концу второй пятилетки Со­ветский Союз вышел на 1-е место в мире по числу учащихся и студентов. В 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое, уменьшилась численность студентов, сроки обучения ограничивались 3—3,5 года. К концу войны чис­ленность студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, при­близилась к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики имела созданная в 1943 т. Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая ака­демиком В. Т. Потемкиным. После окончания Великой Отечественной войны продолжился переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обуче­ния. Особенно много училищ было открыто в первые послевоенные годы, ког­да подъем экономики требовал быстрого роста квалифицированных кадров. В послевоенные годы произошли изменения и в системе высшего образова­ния. В 1945—1955 гг. в стране было открыто 160 новых университетов и инсти­тутов, выросло число студентов. Широкие масштабы приобрело вечернее и за­очное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Возрастало количество средств, выделяемых государственным бюджетом на образование (1940 — 2,3 млрд руб., 1946 — 3,8 млд руб, 1950 — 5,7 млрд руб). В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразо­ван в Министерство высшего образования СССР. Несмотря на успехи в развитии системы образования, страна испытывала огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Война и репрессии нанесли тяжелый удар по интеллигенции. Трудности, с которы­ми столкнулась сфера образования, были решены за счет понижения образо­вательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов (и всем научным сотрудникам) была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, их подготовка была недостаточной. Большинство школьных учите­лей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институ­тах по укороченной программе.
Наука Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. К концу первой пятилетки организо­ваны уральский, дальневосточный и закавказский филиалы, казахстанская и таджикская базы АН СССР. Всего к 1937 г. в стране имелось 867 научно-исследовательских институтов и их филиалов, в которых работали 37 600 на­учных сотрудников. Больших успехов добился выдающийся селекционер И. В.Мичурин, про­должал исследования физиолог И. Павлов. Значительную роль в развитии советской и мировой науки играли Институт генетики АН СССР и Всесоюз­ный институт растениеводства (ВИР) (руководитель — Н. И. Вавилов). Развитие науки тормозилось репрессивной системой тоталитарного госу­дарства. Были репрессированы многие выдающиеся ученые, в том числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие ряда перс­пективных научных направлений (генетики и др.). Сформировался и получил распространение тип лжеученого (такого, как Т. Д. Лысенко). Вместе с тем в 30-х гг. учеными были совершены важные достижения в науке и технике. Созданы первоклассные самолеты, на которых летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолетах АНТ-24 (конструктора А К. Туполева) В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беля­ков совершили беспосадочный перелет Москва—Портленд (США) через Се­верный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Еще более дальний пе­релет совершили М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина. Начали штурм стратосферы. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических реше­ний, высокого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкто­ров, рабочих. Военно-экономическое противоборство с Германией и ее со­юзниками было выиграно советской наукой и промышленностью. Результа­ты деятельности Академии наук СССР и других научных учреждений позволили непрерывно расширять производственную и сырьевую базу, про­водились работы по конструированию и модернизации военной техники, ее массовому производству. В 76 институтах, эвакуированных в глубокий тыл, продолжали работу 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН, тысячи научных сотрудни­ков. Научные учреждения по прикладным и фундаментальным естественным наукам напряженно работали в Казани, по геологии — на Урале, по гумани­тарным дисциплинам — в Ташкенте и Алма-Ате. Тематика научных исследо­ваний была сосредоточена на трех ведущих направлениях: разработка воен­но-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов. Ученые-геологи А. Е. Ферсман, К. И. Сатпаев, В. А. Обручев и другие разведа­ли новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Значительным был и вклад ученых-математиковП. С. Александрова, С. Н. Бернштейна, И. М. Виноградова и др., физиков — А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицы, Л. И. Мандель­штама, химиковН. Д.Зелинского, И. В. Гребенщикова, А. Н. Несмеянова и др. В области биологии и сельского хозяйства ученые находили новые расти­тельные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожай­ности продовольственных культур (так, в восточных районах было освоено возделывание сахарной свеклы). Ученые - медики — Н. И.Бурденко, А. Н. Ба­кулев, А. И. Абрикосов и др. — вводили в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. С 1943 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И. В. Курчатова, приступившая к разработкам по расщеплению урана. А к кон­цу войны освобожденные из лагеря С. П. Королев, М. К. Янгель, Ю. Б. Харитон продолжили работы по развитию ракетной техники. Во второй половине 40-х гг. значительно увеличиваются расходы на науку, происходит организация ряда научно-исследовательских институтов — Ин­ститут точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехни­ки и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и др. Продолжали расширяться специальные конструкторские бюро, находив­шиеся в системе МВД СССР. В 40—начале 50-х гг. советская наука и техника достигли успехов в физи­ке, химии, точной механике. Но основной целью по-прежнему оставалось наращивание военной мощи. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, шли исследования в области химического и бактериологического оружия. В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, финансировались по остаточному принципу, подвергались жесткому конт­ролю и даже запретам. Генетика и кибернетика были объявлены науками, противоречащими законам материализма, что привело к серьезному отстава­нию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально извест­ная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Лени­на (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запреще­на в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Т. Д. Лысенко, обещавшего резкое повышение уро­жайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капиталь­ных вложений. Достижения общественных наук были более скромными, игравшими в основном роль идеологического обеспечения политики партии. После по­становления ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (январь 1931) и «О работе Комакадемии» (март 1931), письма И. В. Сталина «О не­которых вопросах истории большевизма» (октябрь 1931), опубликованного в журнале «Пролетарская революция», общественные науки были поставле­ны под жесткий партийный контроль. Стремление партийно-государственного руководства к обеспечению ду­ховного сплочения народа вокруг задач модернизаций общества в условиях крайней слабости материального стимулирования обусловило возрастание идеологического фактора. Одним из направлений этого стало обращение к национальным традициям. В этих условиях возрастает роль исторического образования,исторических исследований. В 1934 г. восстанавливается препо­давание истории в университетах и школах, создается Историко-археографический институт, в 1936 г. в связи с ликвидацией Коммунистической акаде­мии и передачей ее учреждений и институтов в Академию наук был образован Институт истории. К 1938 г. исторические факультеты уже имели 13 универ­ситетов. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Московский историко-архивный институт и Институт народов Севера в Ленинграде. Были велики давление и контроль со стороны партийно-государственно­го аппарата. Художественные и научные установки не считались приорите­том творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по фи­лософии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. — сам Сталин. В 1950 г. в ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных за­ведений. Развитие науки в России в послевоенные годы сочеталось с ужес­точением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «за: дач социалистического строительства».
Литература Вапреле 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О пере­стройке литературно-художественных организаций», которым ликвидировал­сяотносительный плюрализм периода нэпа в области художественного твор­чества: на смену многим литературным группам было признано целесообраз­ным создать единый Союз писателей СССР (Первый Всесоюзный съезд писателей состоялся в 1934 г.). С этого времени утверждаются попытки объединить все художественное творчество рамками социалистического реализма. Однако и в эти годы как в рамках господствующего течения (соцреализма), так и вне его (произведе­ния второго типа в основном стали известны намного позже) создаются значительные произведения: «Тихий Дон» и первая часть «Поднятой цели­ны» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, стихи и поэмы А. А. Ахматовой, М. Цветаевой, романы и повести А. М. Горького, АН. Тол­стого, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др. В эти годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее больши­ми достижениями стали стихи для детей В. В. Маяковского, С. Маршака, К, Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши. С началом Великой Отечественной войны основным направлением в со­ветской литературе стала патриотическая тема. ВМоскве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» — агитационно-политические плакаты об обстановке в тылу и на фронтах. В центральных газетах печатались и звуча­ли по радио стихи Я. Я. Асеева, М. В. Исаковского, А. А. Суркова и др. В годывойны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных га­зетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В. В. Вишневский, Б. Л. Горбатов, Б. Я. Полевой, Н. С. Тихонов, В. С. Гроссман и др. Подвигам советских людейна фронтах войны и в тылу противника были посвящены романы М. А. Шоло­хова «Они сражались за Родину» и А. А. Фадеева «Молодая гвардия». В годы войны возрос интерес к исторической литературе: «Багратион» С. Я. Горбатова, «Порт-Артур» А. Я. Степанова, «Емельян Пугачев» В. Я. Шиш­кова. Важное значение приобрела поэзия. Большой успех имели лирические стихи К. М. Симонова, С. А. Щипачева, М. И. Алигер, А. А. Ахматовой и др. Послевоенные годы отмечены началом кампании по борьбе с искажения­ми линии партии в области культуры. Партийные директивы дали сигнал к широкомасштабной травле многих выдающихся писателей: А. А. Ахмато­вой, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевича, Ю. П. Германа.
Живопись Наибольшую известность в 30-е гг. получили ху­дожники и скульпторы, продолжающие традиции русской школы живописи: А. Дейнека, М. Нестеров, М. Греков, П. Кончаловский, Ю. Пименов, В. Андреев, И. Шадр и др. На международной выставке в Париже в 1937 г. скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница» получила всеобщее признание.
Скульптура В военные годы основной темой живописи стал героизм советского наро­да, его страдания и мужество. Патриотическим содержанием наполнена ис­торическая живопись М. Н. Авилова, Н. П. Ульянова, П. Д. Корина, пейзажи Ю. И. Пименова, N. М. Ромадина, Я. Д. Ромаса, портреты И. А. Серебрянного, В. П. Яковлева в живописи и Г. С. Верейского в графике. Выдающийся мемо­риальный ансамбль создал в Берлине Е. В. Вучетич с соавторами. Над памят­никами и скульптурными портретами героев войны работали Н. В. Томский, Л. Е. Кербель и др. Тема труда и мирной жизни советских людей оказывается ведущей в пос­левоенные годы. К ней обращаются А. А. Пластов, глубокий знаток русской деревни, С. А. Чуйков, отразивший красоту человека и пейзажа, Ф. П. Решет­ников, мастер увлекательных жанровых картин, и др.
Архитектура В 30-е гг. началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно рели­гиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. Архитекторы стремятся придать постройкам художественную выразитель­ность, привлекая средства изобразительного искусства (сооружения метропо­литена в Москве, каналы имени Москвы; архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фо­мин, А. Н. Душкин, А. В. Власов, Д. Н. Чечулин, А. М. Рухлядов и др.). По указанию Сталина возводятся монументальные многоэтажные здания, олицетворяю­щие собой мощь победившего социализма.
Театр Значительных успехов в 30-е гг. достигло театральное искусство. В репертуаре театров ставились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (И. Ф. Погодина, Н. Р. Эдрманаищ».). В то же время это был период утверждения метода соцреализма и в театре. Были репрессированы многие талантливые режиссеры и актеры. С началом Великой Отечественной войны Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для работы в армии и на флоте было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, со­здано 25 фронтовых театров. Среди постановок того времени широкую извест­ность получили спектакли Малого театра «Нашествие» (1943 г., режиссер И. Я. Судаков), театра имени Вахтангова «Фронт» (1942 г., режиссер Р. Н. Си­монов), МХАТа «Офицер флота» (1945 г., режиссеры А. М. Горчаков и И. М. Ра­евский). Актерское дарование в театральных постановках проявили В. П. Ма­рецкая, А. Н. Грибов, Д. Н. Орлов, А. Д. Дикий, А. А. Хорава, В. Н. Пашенная, М. И. Прудкин и тысячи других. В начале 50-х гг. тематический диапазон театральных репертуаров России продолжал расширяться. Режиссеры обращаются к творчеству В. В. Маяков­ского, А. И. Афиногенова, В. П. Катаева, Н. Ф. Погодина, К. М. Симонова и др.
Музыка Вразвитие камерной вокальной и инструментальной музыки большой вклад внесли А. Н. Александров, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, Б. Н. Чайковский и др. В 30-х гг. были достигнуты первые успехи в создании советской оперы: «Тихий Дон» И. И. Дзержинского (1935), «В бурю» Т. Н. Хренникова (1939, вто­рая редакция 1952), «Семен Котко» С. С. Прокофьева (1939). Одной из наибо­лее значительных советских опер является «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932, новая редакция 1962) Д. Д. Шостаковича. Музыка как важнейший, определяющий элемент хореографической драма­тургии была ведущим началом в балете: «Пламя Парижа» на музыку Б. Ф. Ас­тафьева (1932), «Лауренсия» А. А. Крейна (1937). Смелым реформатором был С. С. Прокофьев, создавший балет «Ромео и Джульетта» (1936) — глубокую, захватывающую по силе музыкально-хореографическую трагедию. Поистине историческим событием в русской культуре военных лет было исполнение 9 августа 1942 г. в осажденном блокадой Ленинграде в Большом зале филармонии Седьмой симфонии Шостаковича. Исполнение транслирова­лось по радио и получило мировое признание как символ несгибаемой воли русского народа, его непобедимости. Часто эту симфонию называют Ленин­градской, она является шедевром современного музыкального творчества. Тяжелое положение в музыкальном искусстве сложилось после выхода в свет Постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 г. «Об упаднических яв­лениях в советской музыке». Началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами которой стали талантливые композиторы В. Мурадели, Д. Д. Шос­такович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Хачатурян, В. Я. Шебалин.
Кино Быстрыми темпами идет развитие советской кинематографии: «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» С. Эйзенштейна; «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина; «Арсенал», «Земля» А. Довженко; «Путевка в жизнь» И. Экка; «Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова; музыкальные кинокомедии «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Свет­лый путь» Г. Александрова идр. В годы войны основными направлениями в деятельности кинематогра­фии была тема героической борьбы советского народа против захватчиков. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника, которую снимали фронтовые киногруппы. Материалы хроники использовались для монтажа до­кументальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе». В художественных фильмах этих лет — «Секретарь рай­кома» (1942, режиссер И; А. Пырьев), «Два бойца» (1943 г., режиссер Л. Д. Лу­ков) и др. — снимались известные актеры и актрисы Е. А. Кузьмина, Б. Ф. Ан­дреев, М. Н. Бернес, М. А. Ладынина, Б. Н. Чирков, С. А. Мартинсон и др. В послевоенные годы одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В начале 50-х гг. началось строительство но­вых ирасширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ле­нинграда. Увеличился выпуск детских картин на «Ленфильме» и Централь­ной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949 г.).






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия