Студопедия — Развитие культуры в 50-80-е годы ХХ века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие культуры в 50-80-е годы ХХ века






 

Общая характеристика эпохи Существенное воздействие на культурное развитие в 50—80-е гг. оказали сложные и противоречивые процессы в общественно-политической и эконо­мической сферах. Это — период с временными оттепелями, возвратом к «ука­заниям» в культуре, арестами и высылками, время медленного, постепенно­го, подчас мучительного, с движениями вспять возврата к естественному для культуры полифоническому развитию. Культурный процесс был тесно свя­зан с историческим развитием страны, от которого зависели финансирова­ние культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искус­ства, приобщение к культурной жизни широких слоев населения. Период 50—80-х гг. отличался интенсивностью идинамизмом развития. По значимости общественно-политических и культурных процессов, проис­ходивших в стране, он в свою очередь условно подразделялся на два этапа: 1) 50—начало 60-х гг.; 2) середина 60—середина 80-х гг. Начавшийся после смерти Сталина процесс десталинизации затронул и сферу культуры. «Оттепель» (по названию повести И. Г. Эренбурга) дала толчок процессам обновления общества, положила начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов, означала разрешение «сверху» относительного стилевого разнообразия и многоголо­сья в литературе и искусстве. Особенно значимым этот период был для мо­лодого поколения, многие представители которого и позднее, в условиях брежневской консервативной политики, остались верны убеждениям, сформировавшимся в годы «оттепели». Однако в рассматриваемый период, как и прежде, основные решения в государстве принимались при участии и руководстве партии, в соответствии с «генеральной линией» ее политики. В июне 1962 г. в Новочеркасске состоялась демонстрация трудящихся, требовавшая улучшения жизненного уровня. Демонстрация была разогнана с помощью войск. Это был конец «оттепели», ознаменовавшийся первыми открытыми, хотя и весьма малочисленными и неорганизованными, протес­тами против политической системы в СССР. 1965—1985 гг. были двадцатилетием наиболее стабильного развития со­ветского общества (в историю эти годы вошли как «застойные»). В этот пери­од при советско-бюрократической системе государственного устройства были достигнуты определенные успехи в экономической, социальной и куль­турной областях. В то же время именно в этот период начался кризис Совет­ского государства и общества. Несмотря на увеличение количества общественных организаций, нарастал процесс их бюрократизации. Профессиональные союзы, ВЛКСМ, Комитет со­ветских женщин, Советский Красный Крест и многие другие не были по суще­ству общественными, они были бюджетными, ими руководили партийные орга­ны. Членство в этих организациях постепенно становилось насильственным: любой работник считался членом профсоюза. Общественные организации были поставлены под полный контроль партийных органов, что привело к потере к ним интереса со стороны общественности, и прежде всего молодежи. Полити­ка полного контроля проводилась и по отношению к церкви. В эти годы все еще давала о себе знать романтическая ориентированность на заветное «светлое будущее», возникала время от времени в центре обще­ственного внимания духовная ценность нашей истории — русская идея. Од­нако сужение культурного пространства, большие утраты в духовной жизни общества повторялись и во многом углублялись: продолжали закрываться и уничтожаться храмы (мощный пласт национальной культуры!) и памятни­ки, усилился запрет на знакомство массового читателя и зрителя с шедеврами отечественной и зарубежной культуры, в каждом крупном учреждении куль­туры существовали отделы специального хранения — спецхраны. Углубился духовный диктат над инакомыслием, увеличилось количество диссидентов. Все та же классовая концепция культуры, перенесенная властью в политику, оставила незаживающий след на развитии духовной культуры эпохи, когда литература, живопись, музыка, архитектура и многие другие стороны духов­ной жизни общества оценивались с позиций «социалистического реализма». В этих условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатель А. Солженицын, писатели В. Войнович, Г. Владими­ров, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, ху­дожник О. Целков, музыкант М. Рострапович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художни­ка М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались дея­тели культуры, науки, искусства, осмелившиеся мыслить неугодным «систе­ме» образом или проявлять свои взгляды. Но это, отнюдь, не означало, что вся наша культура заключалась только в этом. Жизнь была неизмеримо бога­че, богаче была и культура. Русский филолог М. М. Бахтин в одной из своих работ предложил обра­тить внимание на литературу как самостоятельную, самодвижущуюся и даже саморегулирующуюся систему. Этот взгляд можно применить при оценке культуры советского периода. Социалистический реализм как метод искусст­ва, как «модель сознания», фактор социально-культурной динамики, дей­ствовавший в течение всей советской истории, по мнению исследователей, если не способствовал, то, во всяком случае, не препятствовал созданию про­изведений в различных видах и жанрах искусства, ставших поистине гордо­стью нашей культуры. Культура советского периода — сложное, многообразное явление. По рос­сийской традиции поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла, несмотря на противоречивое развитие, много яркого и неповторимо­го в мировую культуру.
Образование Главным направлением в системе школьного образо­вания стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955/56 учебном году в средней школе были введены новые учебные планы, ориентированные на получение политехнического образования. С принятием Закона «Об укрепле­нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образо­вания в СССР» (1958 г.) вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образова­ние (вместо 7-летнего). Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет, при этом школьники старших классов дневных школ должны были совмещать учебу с работой на предприятии или на селе. Одновременно с ат­тестатом зрелости школьники получали свидетельство о приобретенной специальности. Реформа 1958 г. предусматривала вместо многочисленных ремесленных и фабрично-заводских школ и училищ единую сеть ПТУ (профессионально-технических училищ) со сроками обучения от 1 до 3 лет. В последующие годы намечаются меры по структурной перестройке сис­темы образования. Сессией Верховного Совета РСФСР в августе 1974 г. было принято постановление «О мерах по завершению перехода ко всеобщему средне­му образованию в РСФСР», где определялись три основных пути осуществле­ния среднего образования — средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища. В 1983—1984 гг. предпринимаются попытки проведения комплексной ре­формы школы. Специальным законом (апрель 1984 г.) было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования в соответствии с по­требностями экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кри­зисных явлений как в экономике, так и в образовании привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985—1986 гг. реформа была свернута. Падение интереса к учебе, формализм в учебной и воспитательной рабо­те, бюрократическая система управления народным образованием тормози­ли внедрение новых методов обучения, Тем не менее это время — период творческого отношения к делу таких учителей-новаторов, как В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили. Расширялась система высших учебных заведений. К 1985 г. в СССР насчи­тывалось уже 69 университетов. Вводились в действие новые учебные корпу­са и общежития, открывались новые специальности, существенно увеличил­ся выпуск специалистов, значительно вырос научный потенциал вузов. В то же время промышленность и сельское хозяйство страны испытывали потреб­ность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого было нера­циональное использование выпускников вузов, понизившийся уровень их подготовки, связанный соторванностью от практики, снижением престижа дипломированного специалиста.
Наука К началу 50-х гг. СССР в области науки и техники продолжал от­ставать от Запада. В первое послевоенное десятилетие успешно развивались такие научные направления, как ядерная физика, вычислительная техника, ядерная энергетика, квантовая электроника, космическая техника. Строились атомные подводные лодки, атомные электростанции, был спущен на воду атомный ледоход «Ленин», началась автоматизация производственных про­цессов. В системе военно-промышленного комплекса были хорошо осна­щенные закрытые научно-технические организации — «почтовые ящики» и целые научные городки. Складывались новые направления научных исследований. Входе изучения реакции ядерного синтеза сформировалось новое направление — физика высо­ких и сверхвысоких энергий. Всемирную известность получили работы Л. Д. Лан­дау, М. А. Леонтовича, А. Д. Сахарова, Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша и др. Ряд советских ученых получили Нобелевскую премию. 4 октября 1957 г. был запу­щен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 г. выведен на орби­ту космический корабль с человеком на борту. Опасность серьезного отставания отечественной науки от мировой заста­вила критически пересмотреть многие аспекты ее развития (осень 1955 г. — письмо «трехсот ученых» против Т. Д. Лысенко). НТР (научно-техническая революция) требовала серьезных структурных изменений, которые вводи­лись очень медленно. Для руководства процессом внедрения достижений науки в народное хозяйство в 1955 г. был восстановлен Государственный ко­митет по науке и технике. Создавались новые научные учреждения, расширялась сеть Академии наук СССР. Были предприняты попытки преодолеть научный монополизм Моск­вы и Ленинграда. В мае 1957 г. около Новосибирска началось строительство научного городка, который вскоре превратился в крупнейший научный центр — Сибирское отделение АН СССР. Были созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток). За десятилетие почти в 4 раза увеличились расходы на науку, более чем вдвое возросла численность научных работников. В 50—60-е гг. было сделано 80% всех научных открытий последних сорока лет. В 60—80-х гг. были выдвинуты задачи интенсификации научных исследова­ний и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, меж­ведомственные координационные научные советы. Начали формироваться научно-производственные объединения (Ленинградское оптико-механическое объединение), военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия») и др. Всего в СССР действовало 250 таких НПО. Реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электро­станций, проводилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Значительными были достижения советской науки в области теоретиче­ской и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техни­ка). Широкий размах получили исследования в химии и биологии — расшиф­рована структура белка, получены искусственные гены. Успехом советских ученых можно назвать работы в области лазерной медицины. Главным направ­лением государственной политики в области науки было развитие оборонной и космической техники и технологии. Активное вмешательство всферу научного творчества партийно-государ­ственных органов, применение жестких административных мер привели к значительным перекосам в планировании исследовательских работ. На­пример, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной тех­ники, принятая за основу в начале 70-х гг., привела к серьезному отставанию в области компьютеризации от большинства развитых индустриальных стран. Программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бес­смысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае ее реализации экологические последствия могли быть катастрофическими. Развитие обществоведения характеризуется противоречивыми процесса­ми. С одной стороны, перспективные исследования были сделаны в области экономики, социологии, социального прогнозирования. Значительных успе­хов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого достигла исто­рическая наука. В то же время большинство теоретических разработок в об­ласти экономического и социального развития оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологи­ческими рамками.
Литература Началом переосмысления основ художественного творчества явилась статья литературного критика В. Померанцева «Об искренности в литературе», опубликованная в журнале «Новый мир» в декабре 1953 г. На съезде Союза писателей в 1954 г. было реабилитировано творчество М. А. Бул­гакова и Ю. И. Тынянова, напечатаны произведения острой общественной на­правленности (роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым»); возникли новые, демократические по своему духу журналы («Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник»). Н. С. Хрущев поддержал публикацию по­вести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сло­жилось два направления: — демократическое, во главе с журналом «Новый мир» (особенно в пери­од, когда редактором был А. Т. Твардовский, 1958—1970 гг.); — консервативное, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редак­тор В. А. Кочетов). Хрущев лавировал между ними, со временем все больше склоняясь в сто­рону консерваторов. Тем не менее пробуждение общественного сознания, освобождение от официальных догм стало реальностью на рубеже 50-х гг. Дискуссии, борьба мнений постепенно захватывали общество. Наиболее зна­чительными произведениями стали романы В, Дудинцева, Д. Гранина, А. Яши­на, повести А. Гладилина, В. Семина, пьесы В. Пановой, В. Розова, Л. Зорина. Публикации этих авторов (как правило, в журнальных вариантах) вызывали дискуссии широкой читательской аудитории. Особенностью «оттепели» было появление так называемой «эстрадной» поэзии. В Москве чтение сти­хов авторами — молодыми поэтами, такими как Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, собирало большие аудитории в Политехническом музее, Луж­никах, на площади Маяковского. Однако инерция административных методов руководства искусством была велика. Так, например, был подвергнут несправедливой критике роман В. Дудинцева «Не хлебом единым». Негативную реакцию руководства СССР вызвал роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в Италии. Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии по литературе, а затем последовало его исключение из Союза писателей. Духовное раскрепощение людей в годы «оттепели» не было полным. Не­взирая на ужесточающиеся преследования на рубеже 50—60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих). Первые их выступления связаны с разоблачением культа личности Сталина и попытками по-новому осмыс­лить ленинизм. Появляются бесцензурные издания «самиздата» — «Синтак­сис», «Феникс» и т. д., кружки, молодежные организации. В рамках дисси­дентского движения начинается борьба за права человека в СССР. Несмотря на жесткую цензуру 70—начала 80-х гг. в целом для духовной ат­мосферы советского общества характерны напряженные поиски путей нрав­ственного самосовершенствования и глубокое переосмысление культурного наследия прошлого. Среди писателей этого периода можно отметить творче­ство А. Гельмана, Г. Бокарева, В. Распутина, Ю. Трифонова, А. Якубова, Л. Каре­лина, Ф. Искандера, В. Войновича, Ю. Бондарева, Ч. Айтматова, И. Стаднюка, В. Шукшина и др. Последовательно разрабатывал в своем творчестве тему исто­рического прошлого России В. Пикуль. Свыше двадцати романов создано им за тридцать семь лет упорного литературного труда.
Живопись и скульптура Визобразительном искусстве в 50—80-х гг. акти­визировалась деятельность творческих союзов, был создан Союз художни­ков. В живописи получили признание работы Б. Иогансона, Ю. Непринцева, А. Локтионова, В. Серова, Т. Яблонской, А. Пластова. В жанре скульптуры — Е. Вучетича, Н. Аникушина, С.Коненкова, А. Кибальникова. На международной выставке в Брюсселе в 1958 г. скульпторам Е. Вучетичу и С. Коненкову был присужден «Большой приз». Однако общие тенденции в развитии культуры сказались и в изобрази­тельном искусстве. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посеще­ние Н. С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончив­шееся разгромом руководимой Э. М. Билютиным творческой студии. В работах некоторых живописцев-авангардистов Хрущев увидел нарушение «зако­нов красоты» или просто «мазню». На состоявшейся позднее встрече с деяте­лями культуры были подвергнуты критике многие талантливые художники и скульпторы. В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами, среди которых И. Глазунов, М. Савицкий, Т.Салахов, А. Шилов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, И. Клычев и др.
Архитектура Поиски различных стилей и направлений характеризуют ар­хитектуру 50—80-х гг. В начале 50-х гг. архитекторы участвовали в строитель­стве и оформлении станций московского и ленинградского метрополитенов (А. В. Щусев, В. Д. Кокорин и др.). В те годы станции метро рассматривали как средство эстетического воспитания людей, для их оформления применялись скульптура и живопись. Художественное оформление многих станций мно­гократно увеличивало стоимость строительных работ. Архитектурные «изли­шества» применялись в некоторых жилых и административных зданиях. В конце 50-х гг. с переходом к типовому строительству «излишества» переста­ют иметь место в архитектуре. В архитектуре 60—80-х гг. характерным направлением стала массовая за­стройка (малогабаритные «хрущевки» и панельные однотипные дома). Но при этом были реализованы отдельные архитектурные проекты, не уступав­шие мировому уровню, например здание аэропорта «Пулково» в Ленинграде (архитекторы А. С. Жук, Ж. А. Вержбицкий).
Музыка Музыкальное искусство включало произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные в 50—80-х гг. произведения внесли определен­ный вклад в развитие музыкальной культуры. Д. Кабалевским была написана опера «Семья Тараса», С. Прокофьевым — Седьмая симфония, Д. Шостакови­чем — Десятая и Пятнадцатая симфонии, К. Данькевичем — опера «Богдан Хмельницкий», Н. Жигановым — опера «Джалиль». Стали классикой балеты К. Караева «Семь красавиц» и А. Хачатуряна «Спартак». Получили признание в нашей стране и за рубежом песни М. Блантера, И. Дунаевского, А. Новикова, А.Островскогб, А. Пахмутовой, В. Соловьева-Се­дого, О. Фельцмана. Популярными исполнителями этих песен стали Л. Утесов, К Шульженко, И. Кобзон, М. Магомаев, А. Пугачева, Э. Хиль. Голосом поколе­ния 70-х гг., выразившим его боль и надежду, стал артист и певец В. Высоцкий. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждени­ем культуры вокально-инструментальных ансамблей.
Театр Большой популярностью пользовались театральные постановки Москов­ского театра на Таганке, созданного режиссером Ю. Любимовым, Театра «Современник» (режиссеры О. Ефремов и Г. Волчек), Театра им. Ленинского Комсомола (М. Захаров), Ленинградского Большого драматического театра (Г. Товстоногов). Получили развитие театры в других городах страны. Каждый спектакль или кинокартина рождались в сложных условиях идео­логической цензуры.
Кино значительных успехов в период «оттепели» достиг кинематограф. Лучшие советские фильмы тех лет получили признание как у нас в стране, так и в мире. Премий международных кинофестивалей были удостоены фильмы, посвященные теме Великой Отечественной войны: «Летят журавли» (режиссер М. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (режиссер Г. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (режиссер С. Бондарчук, 1959) и другие.






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 401. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия