Студопедия — Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.






1. О днородными подчинение - придаточные имеют одинаковое значение и, как и однородные члены, произносятся тоном перечисления; между ними могут быть сочинительные союзы.

Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. [ ], (что…) и (что…).

2. Параллельное подчинение (неоднородные придаточные) имеют разные значения.

Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей.

(Когда…), [ мы увидели ], (что…).

3. Последовательное подчинение: придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Придаточные по значению разные.

Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. [ ], (когда…), (где…).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза. Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать. [ ], (что, (если...)...). При главном предложении имеется изъяснительное предложение, а при нём — придаточное условное, расположенное внутри первого придаточного.

 

 

В7. Связь предложений в тексте

Чтобы не допустить ошибки в определении средства связи, нужно убедиться в том, что данное слово (словосочетание) действительно отсылает к предыдущим предложениям, например, повторяет их элементы (лексический повтор, однокоренные слова), указывает на элементы предыдущих предложений (указательное или личное местоимение), вступает в отношения синонимии или антонимии с элементами предыдущих предложений (контекстные синонимы и антонимы) и т.п.

Например: Мальчик чувствовал себя неловко. Он считал себя виноватым в том, что произошло. В приведённом примере средством связи служит личное местоимение он, потому что оно указывает на лицо, названное в предыдущем предложении (мальчик). Указательное местоимение (в) том не является здесь средством связи предложений, а служит для связи частей сложноподчиненного предложения.
Перечислим основные языковые средства связи частей текста.

· Повторы лексического характера (повтор ключевых слов, наличие однокоренных слов, наличие слов, по-разному обозначающих одно понятие, наличие слов одной смысловой группы).

· Повторы грамматического характера (прежде всего повторы форм наклонения и времени сказуемых).

· Связь посредством местоимений (местоимение замещает имя, использованное в предыдущей части).

· Связь посредством союзов (союз в начале следующей части текста связывает её с предыдущей).

· Связь посредством вводных слов, которые указывают на порядок развёртывания мысли в тексте.

Рассмотрим на конкретном примере, как связаны предложения в тексте.

Один за другим появляются перед глазами читателя помещики —владельцы усадеб: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин. Такая последовательность в произведении не случайна. Автор «Мертвых душ» словно стремится представить своему читателю образцы всё более и более глубокого духовного падения русских помещиков. Изображая пороки этих людей, он от раза к разу, если можно так сказать, усиливает степень гротеска.

Укажем основные языковые средства, которые используются для связи предложений этого фрагмента.

Указательное местоимение такая связывает первое и второе предложения.

Контекстные синонимы произведение и «Мертвые души» служат для связи второго и третьего предложения (по-разному обозначающие одно и то же понятие).

Для связи предложений используется Указательное местоимение этих, личное местоимение он служат для связи третьего и четвёртого предложения.

 

 

В8. Средства выразительности

Тропы

Название определение примеры
1. Эпитет Художественное, образное определение; метафорическая характеристика лица, предмета, явления. Черная тоска Бродяга – ветер Что ты жадно глядишь на дорогу?.. Пятак упал, звеня и подпрыгивая.
2. Сравнение Сопоставление двух предметов или явлений по одному общему у них признаку, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. А. Мой кот, как радиоприёмник, Зеленым глазом ловит мир. (А.Вознесенский) Б. Под ним струя светлей лазури... (М.Ю.Лермонтов) В. Камнем упал. Г. На глаза осторожной кошки П охожи твои глаза. (А.Ахматова)
3. Метафора Троп, основанный на переносе по сходству; употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. Свернутое сравнение. Сладкий голос Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин) Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души. (Маяк.) Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М.Булгаков) Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)
4. Олицетворение Приписывание неодушевленным предметам, явлениям, понятиям признаков и свойств живых существ. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? (Ф.И.Тютчев)    
5. Метонимия Перенос по смежности (внутренняя или внешняя связь между предметами): А. материал и предмет из этого материала; Б. содержащее и содержимое; В. действие и орудие; Г. автор и произведение; Д. место и люди;   А.Не то на серебре, на золоте едал... Б.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. В. Перо его местию дышит. Г.Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. Д. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит...(А.С.Пушкин)
6. Синекдоха Перенос по количественному признаку: часть вместо целого, единственное число вместо множественного Белеет парус одинокий (парус = лодка) (М.Ю.Лермонтов) Все флаги в гости будут к нам (флаг – корабль) (А.С.Пушкин) И раб судьбу благословил или Отсель грозить мы будем шведу
7. Гипербола Явное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Тысяча извинений! В сто сорок солнц закат пылал. (Маяк.)
8. Литота    
9. Аллегория Иносказательное изо- бражение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Богиня Фемида, которую греческие и римские скульпторы изображали с завязанными глазами и весами в руке, навсегда осталась аллегорией правосудия. Змея и чаша – аллегория врачевания, медицины.
  Оксюморон Два понятия, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Люблю я пышное природы увяданье... (А.С.Пушкин) Живой труп. (Л.Н.Толстой)






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3845. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.056 сек.) русская версия | украинская версия