А. цель
Важность проповеди в значительной степени определяется природой самого человека. Люди общаются друг с другом посредством членораздельной речи. Творец наделил нас способностью произносить слова, слушать их и реагировать на них. Именно речь отличает человека от других творений и обязывает его самым ответственным образом использовать этот дар.
В слове есть сила. Когда оно произносится, то звуковые волны ударяют в мембраны наших ушей, быстро посылая импульсы в те или иные центры головного мозга. Подобно музыкальным инструментам человеческий голос обладает широким спектром интонационных оттенков. Фактически музыкальные инструменты были изобретены и для того, чтобы имитировать человеческий голос. Если же слово написано, тогда световые волны, влияя на сетчатку глазного яблока, через оптический нерв передают соответствующую информацию в клетки головного мозга.
Когда же эти информационные импульсы проходят через сложнейшую систему ощущений, мыслей, эмоций, суждений и воображения, они формируют то, что мы называем человеческой личностью. Другие слова, окрашиваясь, преломляясь, получая превратное толкование, видоизменяясь под влиянием того, что находится в цитадели личности, всплывают, чтобы вновь пуститься в свой бесконечный, все ширящийся круговой путь через глаза, уши, умы, голосовые связки, руки и движения тела других людей. Вот почему Fritz Kunkel называл слова “воспламеняющимся устройством”. Один ум влияет на другой посредством слов. Слова возбуждают эмоции и стимулируют действия.
Каждый выступающий публично человек должен знать, что его слова оказывают воздействие на умы слушателей. Он играет на том, что содержат в себе умы слушающих его людей, как пианист на клавишах. Это не может не таить в себе опасности. Бог пошел на риск, когда наделил человека способностью говорить. Отрицательных примеров того, как люди безответственно, коварно и нечистоплотно использовали свою речь, можно привести сколько угодно...
Проповедник должен нести ответственность за свою речь. Мудрость и благодать Божия должны пронизывать каждое его слово.
Важность проповеди также определяется природой Евангелия. “... пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелия Царствия Божия” (Мк. 1:14). Он призвал учеников, воспитывал и обучал их, а потом послал их на проповедь, говоря: “...идите... ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное” (Мф. 10:5-7). Ученики приняли Его повеление и пошли (Мф. 28:19), свидетельствуя проповедью. Терпя гонения, они проповедовали (Деян. 8:4). Проповедь - это не изящное искусство использования слов. Но:
Kerygma - весть об исторических событиях, связанных с Личностью Иисуса Христа: Его рождение, служение и учение, искупительная смерть, воскресение и присутствие на земле посредством Святого Духа, основание Церкви и обещание придти вновь. Это - факты, которые проповедовали апостолы. Это - Евангелие.
Didache - учение, направленное на созидание верующего во Христе, о том, как применять веру к жизни.
Важность проповеди определяется волеизъявлением Бога, который Сам избрал именно такой инструмент для спасения людей. Miller: “Проповедовать - это не просто сказать что-то, но сделать что-то, а именно: создать арену, на которой Христос лично встречается с людьми как Судья и Искупитель”. Служитель должен отчаянно стремиться к тому, чтобы всячески содействовать встрече Божественного ума и человеческого. Ни один человек не осмелится достичь этого, полагаясь лишь на себя, а не на помощь Святого Духа. Поэтому проповедь - это не эссе, лекция, богословская диссертация, дискуссия по политическим, социальным и другим вопросам, но средство спасения людей. И это вывод не наш, но взгляд Самого Бога, концепция Иисуса Христа и ранней церкви.
Человек, понимающий это, никогда не будет думать о проповеди как о чем-то второстепенном. Более того, он будет делать все со своей стороны для того, чтобы развиваться, расти и преуспевать как проповедник. Иисус сказал: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” (Мф. 12: 36, 37). Относится ли это утверждение к проповедникам? Привлечет ли их Христос к ответственности за небрежную, необдуманную, неряшливую манеру возвещения вечного Евангелия? Если да, то стоит хорошо задуматься...
Важность проповеди определяется и природой пасторского служения. Это - своего рода пасторское консультирование, которое проводится еженедельно. Так вы восстанавливаете психическое, эмоциональное и духовное здоровье человека. Работа пастора: посещения, встречи, молитвы... Люди начинают вам верить, исповедовать свои грехи, открывать сердца, делиться сомнениями... Но: все не увидишь, на всех времени не хватит, тогда выручает кафедра. К сожалению не всегда мы можем проследить “как слово наше отзовется”, тем не менее ясно то, что благодаря нашему слову меняются жизни людей, они преображаются, освобождаются от вины и укрепляются верой. Во дни Иоанна Златоуста люди говорили: “Скорее Константинополь перестанет существовать, чем перестанет проповедовать Иоанн Златоуст”. Могут ли сегодня люди, живущие в больших городах, сказать похожее о проповедниках этих городов?
|