Студопедия — СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КНИГИ ПСАЛТИРЬ И ВХОДЯЩИХ В НЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПСАЛМОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННОЙ КНИГИ БИБЛЕЙСКОГО КАНОНА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КНИГИ ПСАЛТИРЬ И ВХОДЯЩИХ В НЕЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПСАЛМОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДАННОЙ КНИГИ БИБЛЕЙСКОГО КАНОНА






 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

 

Наблюдение за тем, как используется книга Псалтирь в церкви (в богословских исследованиях, на богослужениях и при личных духовных размышлениях) позволяет сделать вывод о том, какое малое значение придается особой природе данной книги. Выглядит парадоксальным то, что, с одной стороны, Псалтирь является чаще других цитируемой книгой, в частности, НЗ авторами, на литургии, мессе и богослужениях христианских церквей, а с другой стороны, именно в отношении этой книги библейского канона у верующих наблюдается наименьшая осведомленность.

 

Обычно в массовом сознании верующих книга Псалтирь ассоциируется с именем Давида, хотя ему принадлежит не более трети всех псалмов, знание ее фрагментарно и в основном сводится к заучиванию обетований. Почти что установившимся правилом является цитировать отдельные псалмы вне всякой их связи с контекстом, как если бы этого контекста вообще не было, при этом, например нередко Давиду приписываются слова, принадлежащие другим авторам. Все это говорит о настоятельной необходимости всестороннего изучения этой книги, в частности, таких ее аспектов, как структура, функция, богословие. Однако ввиду масштабности обозначенных параметров книги, в нашем исследовании мы ограничимся рассмотрением лишь первого из них. Таким образом, тему нашего исследования можно обозначить так: “Структурные особенности книги Псалтирь и входящих в нее псалмов и их значение при толковании данной книги библейского канона”.

 

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В данном исследовании на основе имеющейся справочной литературы мы намерены рассмотреть структуру как всей книги Псалтирь, так и отдельных ее псалмов. Также мы намерены показать, как знание структуры всей книги помогает более полному уяснению ее содержания.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для достижения поставленной цели мы будем опираться на имеющиеся комментарии и исследования, так или иначе относящиеся к нашей теме. В первой части мы подробно рассмотрим версию деления книги, предложенную исследователем Seybold. Во второй части нами будут рассмотрены такие параметры структуры отдельных псалмов, как макроструктура и микроструктура. В конце работу завершат выводы, а также будут намечены шаги для дальнейшего исследования.

 

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Данное исследование не столько претендует на поиск и обнаружение чего-то нового, сколько носит описательный характер. Другими словами, мы попытаемся в сжатой форме изложить то, что было наработано богословской наукой в отношении тех вопросов, которые мы обозначили в разделе “Цель исследования”. В этой связи границы нашего исследования обусловлены, во-первых, наличием источников по интересующей теме; во-вторых, ограниченным знанием исследователем древнееврейского языка; и, в-третьих, академическими требованиями.


ПЛАН

 

 

5. Структура книги Псалтирь.

 

А. Начало и конец книги.

 

Б. Деление книги на пять частей.

 

В. Структурное деление книги, предложенное Seybold[41].

 

6. Псалмы Давида и их значение для понимания структуры всей книги.

 

а. Давид как псалмопевец и основоположник нового этапа в развитии

религиозной лирики древнего Израиля;

б. концентрические круги в структурном делении книги Псалтирь.

 

II. Блок псалмов 3-40: первая Псалтирь Давида.

 

1. Блок псалмов 41-88.

 

а. псалмы 41-82: Псалтирь “Элохиста”;

б. псалмы 50-71: вторая Псалтирь Давида (молитвенник);

в. псалмы 41-48, 83, 84, 86, 87: сынов Кореевых;

г. псалмы 72-82: Асафа;

д. объединение первой и второй Псалтирей;

 

1. Блок псалмов 89-118.

 

а. псалмы 92-98: царственные псалмы;

б. псалмы 107-109: третья Псалтирь Давида;

в. псалмы 91 и 99, 102-106 и 110-113, 114-117: значение “приложений”;

г. объединение данного блока с двумя предыдущими коллекциями:

значение Псалмов 1 и 118.

 

(1) Блок псалмов 119-150.

 

а. псалмы 119-133: “песни восхождения”;

б. псалмы 137-144: пятая псалтирь Давида;

в. псалмы 145-150: значение “приложений”;

г. некоторые другие псалмы данного блока.

 

1. Выводы.

 

Г. Деление книги на стихи и главы в МТ и LXX.

 

2. Структура отдельных псалмов.

 

А. Макроструктура.

 

 

Б. Микроструктура.

 

3. Параллелизм и его виды.

 

а. грамматический;

б. семантический;

в. риторический.

 

2. Значение первого и последнего псалмов при толковании отдельного псалма.

 

3. Вывод.

 

Заключение.

 

Библиография.

 

А. Начало и конец книги Псалтирь

 

“Блажен человек...”(Пс. 1:1) - так начинается книга Псалтирь. Такое вступление является своего рода эпиграфом ко всей книге. Сборник древнееврейских псалмов начинается провозглашением благословения над теми, кто всецело предан глубокому размышлению над словами закона Яхве и их прилежному исполнению. С самого начала задается тон всей коллекции псалмов: только в законе Божьем счастье человека, только на вере в Яхве человек может безбоязненно строить свою жизнь, чего нельзя сказать о нечестивых, чья судьба уподобляется распыляемому ветром праху. На протяжении всей книги эта тема будет многократно варьироваться. “Блажен человек” - этими словами открываются врата

в книгу и начинается путь ее читателя.

 

Заканчивается книга вселенским литургическим призывом восхвалить Яхве: “все дышащее да хвалит Господа”. Надо заметить, что данный призыв обращен не только к читателям Псалтири, но и ко всему “дышащему”. Подчеркивается универсальная значимость прославления Господа как наивысшего выражения смысла всего сущего.

 

Таким образом, налицо “открытая структура” книги Псалтирь: стать блаженными в Яхве приглашаются все, ко всем обращен страстный призыв прославить своего Господа. Такое обрамление книги явно не случайно и показывает замысел ее составителя/ей.

 

В. Деление книги, предложенное исследователем Seybold[42]

 

4. Псалмы Давида и их значение для понимания структуры всей книги

 

а. Давид как псалмопевец и основоположник нового этапа в развитии религиозной лирики древнего Израиля

 

Как можно заключить из недвусмысленных утверждений Священного Писания, царь Давид был наделенным высоким даром поэтического творчества человеком. В 2Цар. 23:1 он назван “сладким певцом Израиля”. Помимо этого он был и музыкантом (Ам. 6:5; 1Цар. 16:15-23; 18:10 и др.). Но самая большая заслуга Давида была в том, что он стал основоположником нового этапа в развитии религиозной лирики Израиля.

 

Как известно, древнееврейская поэзия не начала своего существования во время Давида. Достаточно вспомнить такие поэтические отрывки Св. Писания до-Давидова времени, как, например, песнь Моисея и Мариам (Исх. 15:1-18), так называемая “песнь ковчега” (Числ. 10:35-36), пророческие изречения Валаама (Числ. 23-24), песнь Моисея (Втор. 32), песнь Деворы (Суд. 5) и песнь Анны (1Цар. 2:1-10). Однако именно Давиду израильтяне были обязаны тем, что все богатство поэтического дара их нации было материализовано в богослужебных формах религии Яхве.

 

Так, с именем Давида связывается учреждение сообществ храмовых певцов и музыкантов, для исполнения которыми предназначались написанные им псалмы (см.1Пар. 6:31-32; 15:16, 27; 25:1-31; 2Пар. 29:25-26). Кроме того, в среде именно этих сообществ появлялись новые шедевры поэтического искусства, о чем красноречиво говорят следующие свидетельства библейского текста: Неем. 12:44-47; Пс. 136, 125 и т.д.

 

Хотя существует немало оппонентов тому, что Давид был автором приписываемых ему псалмов (см. вторую часть данной работы), нельзя не принять во внимание свидетельств Нового Завета, согласно которым Давид был автором многих содержащихся в Псалтири псалмов[43]. Но кроме того, что он был их автором, ему принадлежит роль “канонизации” священной поэзии в богослужебной практике своего народа. Отныне храмовое служение евреев стало немыслимым не только без жертвоприношений и чтения Торы, но и без исполнения псалмов.

 


Г. Деление книги на стихи и главы в MT и LXX

 

Для всякого читателя синодального текста книги Псалтирь и ее англоязычных переводов очевидно несоответствие деления этой книги на стихи и главы. Вот как выглядит сводная таблица:

 

МТ   1-8 9-10 11-113 114-115 117-146 148-150 LXX   1-8 10-112 114-115 116-145 146-147 148-150
   

 

 

После того, как мы рассмотрели основные структурные особенности книги Псалтирь, мы можем приступить к следующему разделу нашего исследования и сосредоточить свое внимание на тех структурных особенностях, которые свойственны входящим в Псалтирь псалмам.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проделанного исследования мы могли убедиться в том, насколько это важно - толковать отдельные псалмы книги Псалтирь с учетом ее структурных особенностей. Помимо этого мы постарались показать, что не может быть адекватного изъяснения входящих в нее ста пятидесяти поэтических отрывков в случае, если игнорируются такие, присущие каждому из них черты, как параллелизм и арочная структура. В то же время необходимо заметить, что понимать и учитывать структурные особенности всей книги Псалтирь и отдельно входящих в нее псалмов вовсе недостаточно для действительно всестороннего изучения этой поэтической части Священного Писания. Не менее существенным нам видится исследование таких важнейших аспектов Псалтыря, какими бесспорно являются ее жанровые и богословские параметры. Однако эти темы уже лежат за пределами данного исследования, которое с полным основанием можно считать вводным.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

Seybold. Introducing the Psalms

 

VanGemern, W.A.. The Psalms. The Expositor`s Bible Commentary, v. 5. Grand Rapids, Mi: Zondervan Publishing House, 1991.

 

Briggs, C.A., and Briggs, E.G.: The International Critical and Exegetical Commentary on the Book of Psalms. Edinburgh: T. and T. Clark Limited, latest impression 1987.

 

Holladay, W.L. The Psalms Throu Three Thousand Years. Minneapolis: Fortress Press, 1993.

 

Keil, C.F., and Delitzsch, F. Commentary on the Old Testament. Psalms. Peaboy, Massachusetts: Hendrickson Publishers, v. 5, 1989.

 

Craigie, P.T. The Book of Psalms. Word Biblical Commentary. Waco, Texas: Word Book Publisher, v. 19, 1983.

 

Dahood, M. Psalms. The Anchor Bible Series. Garden City, New York: Doubleday and Company, v. 1, 1966; v. 2, 1968, v. 3, 1970.

 

Allen, Dr.L. WBC, v. 20, 1970.

 

Fishbane, M. Biblical Interpretation in Ancient Israel. Oxford: Clarendon Paperbacks, 1988.

 

LaRondelle, H.K. Deliverence in tne Psalms. Berrieng Springs, Mi: First Impressions, 1983.

 

Weiser, A. The Psalms. Philadelphia: The Wesminster Press, 1962.

 

Muilenburg, J. Form Criticism and Beyond. JBL, 88 (1969).

 

McCann, J.C. A Theological Introduction to the Book of Psalms. Nashville: Abingdon Press, 1993.

 

Kaiser, W. Toward an Exegetical Theology. Grand Rapids, Mi: Baker Book House, 1981.

 

The Book of Psalms. SDABC. Hagerstown: Review and Herald Publishing Association, v. 3, 1977.

 

Lewis, C.S. Reflections on Psalms. New York: Brace and Company, 1958.

 

Westermann, C. The Psalms. Structure, Content, and Message. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1980.

 

Gugliotto, L.J. Handbook to the Bible. Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1995.

 

Аверинцев, С.С. Риторика и истоки Европейской литературной традиции. Москва: Школа “Языки русской культуры”, 1995.

 

Фи, Г. и Стюарт, Д. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. С.-П.: Логос, 1993.

Библейские исследования. Сборник статей. Составитель - проф. Барух Шварц. М.: Центр славяно-иудаистских исследований, 1997.

 


Итак, рассмотрев вопрос о структуре всей книги Псалтирь, а также проанализировав основные структурные характеристики отдельных псалмов, мы теперь можем перейти ко второй части нашего исследования - функция всей книги и отдельных псалмов.

 

 

Жанры книги Псалтирь

Конечно, говоря о такой неоднородной по составу и богатейшей по содержанию книге, какой является книга Псалтирь, нельзя не заметить многообразие жанров, представленных в этой книге. К такому заключению можно придти, познакомившись с выводами следующих ведущих исследователей этой книги.

 

5. Hermann Gunkel, будучи основоположником form criticism, во-первых, определил и описал основные литературные жанры книги Псалтирь; во-вторых, он попытался определить и описать Sitz im Leben отдельных личностей и общества, благодаря чему появлялись те или иные жанры псалмов; в-третьих, он подчеркивал важность изучения псалмов не только в их библейском контексте, но и в контексте культурной и литературной жизни Ближневосточных цивилизаций.

 

6. Sigmund Mowinckel, основываясь на результатах исследования Псалтири своим предшественником, более настойчиво стал подчеркивать связь этой книги с культовой жизнью евреев. В частности, он говорил о необходимости толкования большой части псалмов в свете израильского новогоднего праздника, на котором ежегодно народ праздновал царственную власть Яхве над силами хаоса. Свои выводы он в значительной степени обосновывал Ближневосточными документальными источниками, в частности, сведениями о вавилонском празднике Akitu.

 

7. Arthur Weiser, его современник, связал празднуемый каждой осенью новогодний праздник культа Яхве (реконструкция Mowinckel) с идеей завета. Таким образом, согласно предположения данного исследователя толкование псалмов должно быть в контексте праздника завета, на котором народ подтверждал свою верность Яхве.

 

8. Peter Craigie, продолжая развивать основные тезисы вышеупомянутых исследователей и других ученых, еще больше стал подчеркивать необходимость функционального исследования большинства псалмов. В частности, он утверждал: “Главным общим местом принадлежащих тому или иному жанру псалмов является их функция, а не форма или структура” (Craigie, 48). Суть его метода сводится к следующему. Для более точного понимания смысла того или иного псалма, необходимо определить, как он использовался в общественной и религиозной жизни древнего Израиля. Именно это позволит во многом прояснить значение отдельных псалмов.

 

Мы разделяем ту точку зрения, согласно которой исследователем, где только возможно, должен быть восстановлен Sitz im Leben группы, к которой принадлежит псалом, и/или отдельного псалма. Очевидна недостаточность изучения только жанра того или иного псалма, поскольку одни и те же жанры, имея множество сходств в композиции и литературных приемах, в то же время могут содержать уникальные черты, ключ к пониманию которых сам псалом может и не содержать.Вместе с тем необходимо отметить, что жанровые характеристики псалма безусловно могут подсказать исследователю, каким был его Sitz im Leben.

Итак, в этой части мы должны будем рассмотреть, во-первых, основные жанры, в которых были написаны псалмы; и, во-вторых, те функции, которые они могли выполнять. Но прежде необходимо дать определение жанру. Вот что по пишет по этому поводу Дж. Альберто Соджин: “Устная традиция стремится зафиксировать себя в комплексах одной и той же формы и сходного содержания, называемых литературными жанрами. Сочинения, которые обнаруживают устойчивые характеристики формы (лексика, стиль и пр.), определенное содержание и место в жизни (культ, дворцовый церемониал, профетическая школа или школа словесности мудрых) и поэтому выполняет одну ту же социальную [44][45]функцию, принадлежат к одному литературному жанру” (Библейские исследования, 83).

 

Литературные жанры псалмов

 

Когда-то псалмы классифицировались на основе данных исторического, культового и др. значение, которые содержались в их заголовках. Первым, кто предложил иной способ классификации псалмов, стал G.Gunkel. Основываясь на изучении поэтических форм литературы древних евреем и других семитских народов, он предложил следующие основные и второстепенные жанры псалмов:

 

9. Гимны (Пс. 8;18;28;32;99;102;103;104;110;112;113;134;144;145;148;149;150);

10. Песни воцарения Яхве (Пс. 46;92;94-98; + псалмы Сиона 45;47;75;83;86;121);

11. Национальные литании (Пс. 43;59;73;78;79;82;84;88;89;136); + популярные во время пленения литании (Зах. 7:12;8:18) или ad hoc служения. Вероятно на таких служениях Господь давал Свой ответ в форме предсказаний/прорицаний (пс. 59:6-8), аргументация стиля...

1. Царские псалмы (Пс. 2;17;19;20;44;71;88 (?);100;119;131).

2. Литании отдельных личностей (Пс. 3;5;6;7;12;16;21;24;25;26;27;34;37;38;40;41-42;50;53;54;55;56;58;60;62;63;68;70;85;87;101;108;129;139;140;142) + “Псалмы уверенности” - 4;10;15;22;26;61. Не все псалмы поддаются точной классификации, ввиду особой истории написания каждого из них. Многообразие псалмов этой группы очень велико.

3. Благодарности отдельных личностей (Пс. 29;31;33;39;40;65;91;115;117;137). Их происхождение восходит к празднику благодарения, на котором иногда жертвоприношения заменялись исполнением псалма.

1. Пророчества в псалмах (?)

2. Мудрость в псалмах (Пс., написанные в форме акростиха + 1;18;48;72).

 

А также “меньшие” типы:

221.благословения и проклятия

222.песни восхождения (119-133)

223.песни победы

224.благодарение Израиля

225.исторические псалмы (77;104;105);

226.Тора?????

 

Какими же критериями пользовался данный исследователь?

 

3. Должно быть “определенное основание в богослужении”, куда своими корнями уходят тексты, своего рода униформа (нечто однородное и единообразное) культовой жизни;

4. Должно быть “общее богатство мысли и чувств”, своего рода униформа смысла/значения и настроения;

5. Должна быть “общая манера выражения мыслей, выбор слов, униформа стиля и структуры.

 

Псалмы, таким образом, есть некультовые рефлексии культовых моделей, которые так или иначе воссоздают культовый прототип. (Подробней см. Seybold).

 

Среди других предлагаемых классификаций (см., например, SDABC, v.3, c.623 и LaRondel, 15-23 и др.) особое внимание обращает на себя классификация Claus Westermann. Суть предложенного им принципа классифицировать псалмы состоит в следующем. Хвала и плач, радость и печаль, мажор и минор - это две основные тональности, которые аккомпанируют Божьи деяния на протяжении долгой истории избранного Им народа. Движения маятника между этими двумя полюсами шире, чем между просьбами и благодарением, которые образуют другие два полюса. Поэтому классифицируя псалмы по жанрам, необходимо отразить именно этот аспект. Вот как выглядит предложенная м классификация:

 

 

1. Общественные плачевные песни - Пс. 79;

2. Плачевные песни отдельных личностей - Пс. 12;

1. Общественные песни хвалы - Пс. 123;

2. Индивидуальные песни хвалы - Пс. 29;

Гимны (“описательная хвала”, т.е. прославление Бога в полноте Его бытия и деяний; основная структура такова: “Бог есть... Бог соделал...”) - Пс. 112.

 

К этим основным жанрам данный исследователь добавляет еще два второстепенных:

 

Литургии (сочетание слова и действия в событии богопоклонения) - Пс. 23;

Псалмы мудрости (тема противопоставления пути мудрых и нечестивых) - Пс. 36. (с. 21-28).

 

Таким образом, говоря о значении жанра отдельных псалмов при их истолковании, нельзя не согласиться с утверждением Claus Westermann, согласно которому “адекватно понять тот или иной псалом можно только (выделено нами - Ю.Д.) в контексте группы псалмов, к которой он принадлежит, то есть, путем сравнения отдельных псалмов одного и того же жанра” (28).

 

 

Молитва. Произносились вслух - 1Ц1:12ff, 141:1; 88:1; 77:1.

Молящийся обычно стоял - 1Ц1:26; сидел или стоял на коленах - Пс. 95:6; молился с поднятыми вверх руками - Ис. 1:15; Пс.28:2; 141:2; падал ниц - Пс. 5:7; 28:2; в определенном направлении - 43:3; 42:1 внутреннее приготовление к молитве. Было несколько возможностей для этого: Иов 1:20; Пс. 6:6f.

Вероятно, для молитв отводилось особое время: Пс. 55:17; 69:13; 88:13.

 

Интересно, что псалом-молитва мог сопровождать жертвоприношение животного или даже заменять его (Пс. 50:13f; 40:6f; 69:30f; 141:2).

 

Молитвы при входе через храмовые ворота - 15; 24; ритуальное покаяние - 6; 38; 69; 102...

Молитвы в разных обстоятельствах: 107:4 пустыня, 10: заключение, 17: болезнь, 23: шторм на море, чрево кита Ион 2.

 

В этих молитвах мы никогда не встретим то, что стало обычным и вполне естественным в наших молитвах - перечисление разного рода просьб.

 

Пс 123 есть пример того, что в ВЗ следует понимать под словом “Молитва”. Это ничто другое, как картина страдающего творения, распростершегося пред Творцом.

 

Песнь. Не просто текст, но под аккомпанемент музыкальных инструментов с ритмическим похлопыванием или плачем. Танцы, процессии также упоминаются...

 

Дидактическая поэма. Пс. 32 - песнь благодарности с сильным педагогическим уклоном. Свидетельства, переходящие в назидания - 127; 133; 131 + такие проблематичные, как 14;49;73.

 

Литургические псалмы. Их назначение - регулировать порядок чинопоследования. Вероятно самыми старыми из этой серии являются Пс. 2; 18;20; 21; (45); 72; 89; 101; 110, которые прямо или косвенно относятся к древним ритуалам святилища в Иерусалиме.

 

Конец псалма

 

Однако следует помнить о том, что окончания некоторых псалмов были добавлены позднее и выражают молитвенные просьбы уже других людей. Такие постскриптумы особенно очевидны в случае с псалмами, написанными в форме акростиха: 24:22; 33:22. А также и в других псалмах: 2:12b; 13:7; 19:14; 103:31ff; Однако не всегда возможно отличить окончание псалма от постскриптума. И это не играет решающей роли, важно другое: как понимался псалом теми, кто сделал постскриптум. В таком случае псалом может иметь несколько “последних слов”. При структурном анализе псалмов чрезвычайно важно увидеть замысел автора и ту модель, через которую этот замысел воплощается (подробней см. Seybold,?).

 

 

“ОСТАТКИ”

 

Кем же были “сыны Кореевы”? Что говорит Священное Писание о происхождении и виде их деятельности? Что касается родословной, то на основе книг Исход 6:21-24 и 1Пар. 6:22 можно увидеть следующую картину:

 

Иаков Левий Кааф Ицгар Корей

 

Что еще можно сказать о них? Сыны Кореевы -

 

227.сообщество храмовых певцов - “И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых - хвалить Господа, Бога Израилева, голосом весьма громким” (2Пар. 20:19);

228.привратники -“Кореяне, по делу служения своего, были стражами у порогов скинии, а отцы их охраняли вход в стан Господень” (1Пар. 9:19; 26:1,19);

229.хлебопеки - “Маттафии из левитов, - он первенец Селлума Кореянина, - вверено было приготовляемое на сковородах. Некоторым из братьев их, из сынов Каафовых, поручено было заготовление хлебов предложения, чтобы представлять их каждую субботу” (1Пар. 9:31,32);

230.потомки восставшего на Моисея и Аарона Корея (сообщники - Дафан и Авирон + 150 старейшин (Числ. 16 и 26:11));

231.находились в подчинении священников из потомков Аарона (Числ. 4:18-20).

 

 

Остатки

 

г. некоторые другие псалмы данного блока

 

Так, псалом/учение 87 (из сынов Кореевых) приписывается Еману Езрахиту. Кто он?

 

 

232.Один из мудрецов Соломона (3Ц.4:31);

233.Один из певцов/музыкантов Давида (“Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах” (1Пар.15:19));

234.“прозорливец царский, по словам Божиим, чтобы возвышать славу Его” (1Пар. 25:5).

 

Псалом 88 приписывается Ефаму Езрахиту. Кем был этот человек? Согласно 1Пар. 15:17-19 он был храмовым левитом-музыкантом.

 

Псалом/молитва Моисея - 89.

 

Псалом 127 приписывается Соломону.

 

ОСТАТКИ

 

Что касается названия, то есть три группы предположений на этот счет:

 

Предположения, сделанные на основе литературных особенностей этих псалмов:

 

235.“лестничный параллелизм”, отличающий структуру некоторых псалмов этой коллекции. Однако такой вид параллелизма можно встретить и в других псалмах, он не свойствен исключительно этой коллекции.

236.“превознесение, панегирик” - обозначение хвалебного характера этих псалмов (сделано М. Dahood на основе изучения кумранских текстов)[46]. Но и это по его же признанию не является характеристикой каждого псалма данной коллекции.

 

Предположение исторического характера. Песни восхождения - от слова “восходить” - см. Ездр.2:1 и 7:9 (см. др. переводы!). Их пели пленники или группы пленников, возвращавшихся из Вавилона[47].

 

предположения культового характера:

 

237.Мишна относит 15 песней восхождения к 15 ступеням, которые вели от двора для женщин непосредственно ко двору храма (Mid.2:5; Sukk.5:4)[48]. Ступени соотносятся с песнями. На этих ступенях левиты когда-то пели псалмы в первый день праздника Кущей.

238.Другая точка зрения была предложена для обсуждения исследователем L.J. Liebreich[49]. Он предложил толковать данную коллекцию как своего рода развитие ключевых слов благословения Аарона из Числ.6:24-26, которое согласно Tosepta, Sota 7:7 произносилось на ступенях храмового портика. Однако не все песни восхождения содержат такие слова. Так, в Пс. 123, 125 и 130 их нет. Тем не менее нельзя не заметить того, что в определенном отношении священническое благословение Аарона (Числ. 6:23-27) и содержание этих псалмов перекликаются. Скорее всего некоторое влияние было оказано на них.

239.По мнению Seybold данную коллекцию следует понимать в свете используемого в отношении пилигримов глагола “восходить” (Пс.23:3 “Кто взойдет на гору Господню...”; ср. Ис. 2:3). Данный исследователь отнес эти песни к собранию молитв и размышлений, используемых пилигримами в их путешествиях к святой горе Божьей. Вероятно, они исполнялись процессиями, восходящими в храм (2Ц.6:12, 15; 3Ц.13:33; 4Ц.23:2)[50]. Культовый язык данной коллекции, а также явное участие священников в торжественных процессиях, - все это добавляет вес данному предположению.

 

Как бы там ни было, ни одну из этих точек зрения не следует отвергать полностью. Каждая, казалось бы незначительная деталь, может пролить определенный свет на истолкование того или иного псалма из этой группы.

 

ОСТАТКИ

 

 

Кем был Асаф? Что можно узнать о нем из Ветхого Завета? Вот как выглядит его родословная на основе 1Пар. 6:39-43:

 

Иаков Левий Гирсон Иахаф Шимия Зимма Ефан

 

Адаия Зерах Ефний Малхия Ваасея Михаил Шима

 

Берехия Асаф

 

Помимо этого известно, что он был:

 

240.один из трех руководителей певцов и музыкантов - “Асаф, Еман, Идифун, и сыновья их, и братья их, - одетые в виссон, с кимвалами и псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними 120 священников, трубивших трубами...”(2Пар.5:12);

241.стал таковым по приказу Давида (1Пар. 15:16,17);

242.назван “прозорливцем” (2Пар. 29:30);

243.вместе с Еманом и Идифуном был поставлен Давидом “провещевать [что бы это ни значило] на цитрах, псалтирях и кимвалах” (1Пар.25:1);

в его дни и во дни Давида “были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные” (Неем.12:46).



 

ИСХОД ЛЕВИТ ЧИСЛА ВТОРОЗАК. И.НАВИН СУДЕЙ 1 ЦАРСТВ 2 ЦАРСТВ 3 ЦАРСТВ 4 ЦАРСТВ
  устав, закон, заповеди 15:25,26       законы, постановления 18:4,5   уставы, законы 19:37; 20:22   постановления, законы 25:18   уставы, заповеди 26:3   заповеди, постановления, законы 26:14,15   постановления, определения, законы 27:46   устав, закон 15:15,16   слово, заповедь 15:31     постановления, законы, заповеди 4:1,2... + 6:1,17;7:11; 8:11; 11:1;   постановления и заповеди 4:40; 10:13   закон, повеления, постановления, уставы 4:44,45   постановления и законы 5:1; 11:32; 12:1   уставы, постановления, законы 6:20   закон, постановления 17:19; 26:16;   пути, постановления, законы, глас, заповеди, слова 26:17,18; 28:13-15   Глас, заповеди, постановления 27:10; 28:45;30:10   заповеди, закон 22:5   постановления, закон 24:25   каждый делал то, что ему казалось справедливым 17:6; 8:1; 21:25   -----------------   -----------------   уставы, законы, заповеди 9:4-6   завет, уставы 11:11   пути, уставы, заповеди 11:33,34,38   уставы, учреждения, закон, заповеди, завет 17:37,38   завет, заповеди, откровения, уставы 23:3; 2 Пар.34:31

 

 


[1] Цитировано по: Willem A. VanGemeren. The Expositor`s Bible Commentary, v. 5. Grand Rapids, Mi: Zondervan Publishing House, 1991, p. 21.

[2] Briggs, C.A., and Briggs, E.G.: The International Critical and Exegetical Commentary on the Books of Psalms. Edinburgh: T. and T. Clark Limited, latest impression 1987, p. Lxxxviii.

[3] Holladay, W.L.: The Psalms Through Three Thousand Years. Minneapolis: Fortress Press, 1993, pp. 76-80.

[4] Доводы в пользу этого предположения см. в следующем разделе.

[5] Soggin, J. A.: Introduction to the Old Testament. - L., 1989, ch.6. The Pre-literary Development of the Biblical Matereal. The Genres, pp. 63-87. Цитировано по: Библейские исследования. Сборник статей. Составитель - Барух Шварц. М.: Центр славяно-иудаистких исследований, 1997, с. 84.

[6] Craigie, P.T. in WBC. Waco, Texas: Word Book Publisher, 1983, v. 19, p.35.

[7] Briggs, Lxxiv.

[8] Fishbane, M.: Biblical Interpretation in Ancient Israel. Oxford: Clarendon Paperbacks, 1988, p. 404.

[9] Цитировано по: Fishbane, M.: Biblical Interpretation in Ancient Israel, p. 404.

[10] Там же.

[11] Briggs, lxiii-lxiv.

[12] LaRondelle, H.K.: Deliverance in the Psalms. Berrien Springs, Mi: First Impressions, 1983, pp. 13-15.

[13] Psalms. The Anchor Bible Series, v. 1, pp. xxix-xxx.

[14] WBC, p. 35.

[15] Аверинцев, С.С.: Риторика и истоки Европейской литературной традиции. М.: Школа “Языки русской культуры”, 1995, сс. 78-81.

[16] Seybold, p.

[17] Briggs, lviii-lxix.

[18] Особенно примечательно в этой связи мнение A. Weiser. Так, он пишет, что выражение ledavid следует понимать как “[написанное] для Давида”, то есть, для правителя из династии Давида, выполняющего определенные функции при отправлении культа и выступающего в роли прародителя-носителя обетований, данных Давиду, и как реципиента “царственной благодати” (“милостей Давида”; ср. Пс. 17:50; 19:9; 20:3, 5ff; 88:1ff, 24ff, 49; Иер. 30:9, 21 и указание на Давида как “сладкого певца Израиля” в 2 Ц. 23:1)”. The Psalms. Philadelphia: The Westminster Press, 1962, p. 96.

[19] Muilenburg, J.: Form Criticism and Beyond. JBL, 88 (1969), p. 8.

[20] Гордон Д. Фи и Дуглас Стюарт. Как читать Библию и видеть всю ее ценность. С.-П: Логос, 1993, с. 168.

[21] Muilenburg, р. 9.

[22] Просодия - определенная система стихосложения, версификация.

[23] Muilenburg, р. 10.

[24] Там же, pp. 1-3.

[25] McCann, J.C.: A Theological Introduction to the Book of Psalms. Nashville: Abingdon Press, 1993, p. 18.

[26] Строфа - это часть текста в стихотворном произведении с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов. Еще одним определением может служить следующее: строфа - это серия бикол и трикол, имеющих начало и конец, а также единство мысли и структуры. В свою очередь бикола и трикола - это хорошо организованные части текста (как поэтического, так и прозаического), обладающие собственными характеристиками, отличающиеся целостностью и имеющие определенную структуру. Легче всего их определить тогда, когда они заканчиваются рефреном (Ам.4:6-11; Ис.9:7-20; Пс.41-42; 106).

[27] Подробнее о строфах см. Briggs, xlvi.

[28] Сведения, приводимые в данном разделе, взяты главным образом из WBC, p. 76-77.

[29] Kaiser, W.: Toward an Exegetical Theology. Grand Rapids, Mi: Baker Book House, 1981, p. 215.

[30] Craigie, p. 129.

[31] The Book of Psalms. SDABC. Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1977, v. 3, p. 625..

[32] Seybold, p

[33] “Это [ речь идет об изящно сложенных основных тезисах 118 псалма] не педантичность и даже не скрупулезность; это - язык человека, приведенного в восторг моральной красотой [Божественного порядка вещей]”. Lewis, C.S.: Reflections on Psalms. New York: Brace and Company, 1958, p. 59-60. Похожую точку зрения высказывает и C. Westermann: “Если человеку удастся прочесть 176 стихов этого псалма за один присест, то эффект будет ошеломляющим. Псалом открывает взору массивную горную гряду. У читателя возникает такое чувство, что данный псалом представляет собой границу между миром псалмов и другой реальностью - миром законопослушного благочестия”. См. The Psalms. Structure, Content and Message. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1980, pp. 117-118.

[34] Подробнее см. Craigie, 37; Seybold,; особенно Briggs, xxxviii-xlv.

[35] Lowth, R., Isaiah: A New Translation, with a Preliminary Dissertation and Notes, Critical, Philological, and Explanatory, 10th ed. (Boston: Peirce, 1834), p. ix. Цитировано по W. Kaiser, 212.

[36] Там же, но цитировано по Briggs, xxxv.

[37] Briggs, xxxv-xxxviii.

[38] Gugliotto, L.J.: HandBook to the Bible. Hagerstown, MD: Review and Herald Publishing Association, 1995, pp. 36-40; а также W. Kaiser, 218-227. Последний и, вероятно, первый, в значительной степени следуют классификации Geller, о чем можно догадаться из указания Kaiser.

[39] Kaiser, 219.

[40] H. LaRondelle, 27-28.

[41] Seybold, Introducing the Psalms

[42] Seybold, pp. 23-28.

[43] См. Мф. 22:43-45; Деян. 2:25-28; 4:25-26; Евр. 4:7.

[44]

[45]

[46] Dahood, M. in Psalms. The Anchor Bible Series. Garden City, New York: Doubleday and Company, 1970, v. 3, pp. xxxiv-xxxvii.

[47] Подробнее см. Allen, Dr.L. in WBC., v. 20, p. 219.

[48] Там же.

[49] Там же.

[50] Seybold, p.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 458. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия