Студопедия — Митрополит Киевский Петр Могила
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Митрополит Киевский Петр Могила






 

(1530-1646)

Петр (Могила) родился в Молдавии в княжеской семье. Образование получил в Парижском Университете, где окончил факультет богословский и словесности. В 1625 г. постригся в Киево-Печерской Лавре в монахи, в следующем году был поставлен архимандритом, а в 1831 году посвящен в митрополита Киевского. Считая улучшение церковной проповеди необходимым для борьбы с католичеством и униатством, митрополит Петр Могила много содействовал ее развитию: распространением переводов Святоотеческих творений, учреждением Коллегии, где проповедничеству уделялось особое внимание, изданием Требника, содержащего семь поучений, и собственными проповедями.

В созданной митрополитом Петром богословской школе-коллегии (впоследствии получившей имя Киево-Могилянской Академии) проповедничество являлось обязательным для всех наставников, которые должны были произносить поучения в воскресные и праздничные дни. Кроме того, преподаватель риторики перед поздней литургией в классе последовательно изъяснял книги Священного Писания. При этих объяснениях, кроме воспитанников, присутствовали и богомольцы.

Чтобы поднять уровень церковной проповеди, митрополит Петр Могила издал в 1636 г. Учительное Евангелие, содержащее толкование на воскресные и праздничные чтения Патриарха Иерусалимского Каллиста, а в 1646 г. свой знаменитый Евхологион или Требник. Разъясняя в Требнике смысл и силу Таинств и церковных обрядов, Петр Могила стремился побудить пастырей к тому, чтобы они учили свою паству «како поносящим и насильствующим врагам видимым и невидимым о твердости артикулов (членов) веры православной отповедати». С этой целью перед каждым таинством помещаются наставления, таинства эти объясняющие. Кроме того, в конце 1-й части Требника помещены еще семь поучений общего характера (перед крещением, исповедью и т. д.). Поучения эти отличаются, как по изложению, так и по развитию мыслей, ясностью и простотой. Все они изложены автором в форме слов с точным делением на рубрики. Здесь уже можно заметить влияние схоластики, но никак не ее крайности (какие ниже увидим у Голятовского).

Мы приводим отрывки из «Поучения к вступающим в брак».

Литература:

1. Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, 2 т. СПб., 1883-1897.

2. Терновский Ф. Южно-русское проповедничество ХVI и ХVII вв. – «Руководство для сельских пастырей», 1869, № 21, 30, 34.

 

 

Архимандрит Иоанникий (Голятовский)

(1658-1688)

Тенденция к латинизации православной проповеди в юго-западных землях России, обнаруживающаяся у проповедников первой трети XVII в., завершилась в деятельности архимандрита Иоанникия (Голятовского) и архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича), авторов наиболее известных проповеднических сборников.

Ранняя биография архимандрита Иоанникия неизвестна. В 1640 г. он окончил Киево-Могилянскую коллегию. На Волыни принял монашество. Приехав в Киев во время ректорства Лазаря Барановича преподавал в Киево-Могилянской коллегии. В 1659 г. стал ее ректором и игуменом Киево-Братского монастыря. В 1668 г. покинул Киев, став настоятелем монастыря в Новгород-Северском. В 1670 г. посетил и произнес две речи в присутствии царя Алексея Михайловича (В. Эйнгорн. Речи, произнесенные Иоанникием Голятовским в Москве в 1670 г., М., 1895, – оттиск из «Чтений в Обществе истории и древностей российских», 1895, кн. 4). А затем по приглашению архиепископа Лазаря Барановича управлял Черниговским Елецким монастырем, где и умер в 1688 г.

Проповеднический сборник «Ключ разумения» (Киев, 1659; Киев, 1660, Львов, 1665, Киев, 1685), изданный им в период ректорства в коллегии, по названию и структуре задуман как руководство и собрание образцов. Его перу принадлежит богословско-полемическое сочинение «Мессия праведный, Иисус Христос, Сын Божий. Разговор христианина с евреем». (Киев, 1686), где в форме диалога приводятся ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе как Мессии. Земной жизни Божией Матери и ее чудесам посвящена его работа «Небо новое с новыми звездами или повествование о чудесах Богородицы, почерпнутое из достоверных преданий и древних летописей» (Львов, 1865 и 1666, последнее издание в сборнике «Ключ разумения», Киев, 1985). При написании этого сочинения архимандрит Иоанникий использовал наряду с каноническими источниками апокрифические книги (см. И.И. Огиенко. Легендарно-апокрифический элемент в «Небе новом» Иоанникия Голятовского, южно-русского проповедника ХVII в., Киев, 1913). Первая в России гомилетика была составлена архимандритом Иоанникием Голятовским по западным руководствам («Наука, альбо способ зложения казаня» опубликованная во 2 изд. кн. «Ключ разумения», Киев, 1660). Принципы ее не только были общезначимы для южно-русских проповедников, но и составили основание русских гомилетических пособий XIX в. Согласно гомилетике Иоанникия Голятовского фундамент проповеди составляет фема (тема), взятая из Священного Писания. Ф. Терновский, исследовавший проповедь в древней русской Церкви, а также деятельность юго-западных проповедников 16 в.,[10] отмечает отсутствие у древних проповедников правила о теме: оно порождено духом западной школы. Древний проповедник мог в кратком поучении высказать полный кодекс духовно-нравственных убеждений.

Собственно проповедь, согласно «Науке, албо способ...» имеет три части: екзордиум (позднейших гомилетиках – приступ), наррация (основная часть), конклюзия (заключение). В первой части говорит, о чем хочет сказать проповедь и «просит Бога албо Пречистую Деву о помоч и людей о слухане» (Ключ разумения, Киев, 1985, с. 211). Наибольшую часть составляет наррация. В ней следует разделить тему на части и каждую раскрыть особо. В конклюзии проповедник припоминает, что говорил в основной части и советует любить добро (если говорил о нем), а если говорил о зле, то оберегать себя от него. Почти вся гомилетика архимандрита Иоанникия состоит из многочисленных примеров и конкретных рекомендаций в соблюдении этих весьма простых правил. В разделе «Наука албо способ зложеня на погребе» он советует сказать о том, что никто не может избежать смерти, о краткости человеческой жизни, о скупости мира, которому люди служат. В наррации похвалить человека за добрые дела: был милосердным к убогим, жертвовал церкви, монастырям, больницам, принимал в доме странников и т. д. (идет длиннейший список добродетелей: был послушным, набожным, соблюдал посты, очищал свои грехи на исповеди). Архимандрит Иоанникий советует в проповеди на погребении использовать имя умершего: если его звали Моисей, сказать, что он взошел на гору небесную, как библейский Моисей на гору Синайскую. В разделе, посвященном способу построения проповеди на праздники Господские, Богородичные и на дни святых, архимандрит, дает конкретные советы как приспособить его проповеди из «Ключа разумения» к определенному случаю. Например, проповедь на святого великомученика Георгия, изменив наррацию и конклюзию использовать на дни св. Димитрия, св. Прокопия, св. Евстафия и др. мучеников.

Дошедшие до нас проповеднические сборники середины и второй половины XVII в. убеждают, что проповедники довольно точно следовали указанным в гомилетике архимандритом Иоанникием правилам и приемам. Этому способствовало возникновение Киево-Могилянской коллегии (соllegium), закрепившей польско-католическое влияние на проповедничество на юго-западе России и прежде всего в Киеве. В конце же XVI в. – начале XVII в. когда действовали братства, основной задачей которых была борьба с унией, проповедь меньше зависела от польско-католических образцов.

Библиография трудов Иоанникия Голятовского







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия