Студопедия — СВЯТИТЕЛЬ СЕРАПИОН, ЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВЯТИТЕЛЬ СЕРАПИОН, ЕПИСКОП ВЛАДИМИРСКИЙ






(1274-1275 гг.)

Сведений о епископе Серапионе сохранилось немного. Известно, что до 1274 г. он был архимандритом Киево-Печерского монастыря, а с 1274 по 1275 г. епископом Владимирским. На Владимирскую кафедру святитель Серапион был поставлен по инициативе митрополита Кирилла II, высокообразованного иерарха, принимавшего участие в составлении «Летописца Даниила Галицкого» и жития блаженного князя Александра Невского. И епископ Серапион, и митрополит Кирилл II относятся к кругу тех деятелей ХIII в., которые осуществляли связь духовных и культурных традиций Юго-Западной Руси с Русью Северо-восточной. Под 1275 г. летописи говорят уже о смерти святителя Серапиона, называя его «зело учительным и сильным в Божественном Писании».

До нас дошло пять «Слов епископа Серапиона, но из вышеприведенной характеристики летописца и из сочинений самого святителя Серапиона видно, что им было написано гораздо больше «Слов» и «Поучений». Основная тема «Слов» епископа Серапиона – бедствия, постигшие Русскую землю в результате нашествия монголо-татар, которое является Божией карой, возмездием за грехи людей. Святитель Серапион убеждает своих слушателей, что только покаяние, нравственное самоусовершенствование могут спасти Русь. Наглядность описанных в «Словах» бедствий, постигших Русскую землю, глубина душевной скорби автора, переживающего вместе со всей паствой тяготы своей родины, придавали «Словам» святителя Серапиона несомненную проповедническую убедительность и большую патриотическую значимость.

Первое «Слово» «о казнях Божиих и ратях» было составлено вероятнее всего вскоре после разгрома Киева Батыем в 1239-1240 гг., остальные четыре – во Владимире в 1274-1275 гг.

Все «Слова» епископа Серапиона представляют собой как бы единый цикл, в котором автор с болью в сердце описывает бедствия вражеского нашествия и призывает людей перед лицом такой напасти оставить междоусобные распри, освободиться через покаяние от собственных пороков и страстей. И общая центральная тема – нашествие иноплеменников, и частные вопросы, на которых владимирский епископ останавливается в своих «Словах», раскрываются им не в отвлеченных риторических рассуждениях, а в жизненно-убедительных картинах и образах. Вместе с тем везде видны высокая книжная культура святителя Серапиона, его писательское искусство и проповеднический талант, соединенные с глубокой церковной верой, простотой и непосредственностью. Святитель Серапион относится к категории тех писателей Северо-Восточной Руси ХIII в., которые, являясь соединительным звеном между северо-востоком и Киевом, придерживались традиций киевской школы, в частности поучений преподобного Феодосия Печорского, но жили новой жизнью, черпая из нее материал для своих сочинений.

Высокий нравственный пафос, торжественность, проповедническая убедительность достигаются в плане формы, чередованием синтаксически параллельных кратких предложений, составляющих длинный синонимический ряд, построением фраз в виде вопросов, что придает «Словам» особую ритмичность. Вот, например, как изображает епископ Серапион приход «языка немилостивого» в 1-м «Слове»: «... и землю нашу пусту сотвориша, и грады наши плениша, и церкви святыя разориша, отцы и братию нашу избиша, матери наши и сестры наши в поруганье быша».

Во 2-м «Слове» говорит о гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: «Не пленена ли бысть земля наша? Не взяты ли быша грады наши? Не вскоре ли падоша трупием на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощены ли быхом оставшем горькою си работою от иноплеменник?»

Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены и в 3-м «Слове», 4-е и 5-е «Слова» посвящены обличению народных суеверий, они направлены против испытания волхвов и ведьм водой и огнем и против откапывания из могил утопленников, которые по народному поверью вредили урожаю. Святитель Серапион убедительно, с обличительным пафосом показывает бессмысленность и богопротивность подобных действий: «Из каких книг или из какого писания узнали вы, что от волхования бывает голод на земле и снова волхованием умножаются жита? Если сему верите, то почему сжигаете волхвов? Молитесь им и чтите их и приносите им дары: пусть благоустрояют мир – пускают дождь, приводят тепло, повелевают земле давать плоды!».

«Слова» святителя Серапиона – образцы высокого гомилетического искусства, продолжающие традиции таких мастеров проповеди как митрополит Иларион и святитель Кирилл Туровский. Но в отличие от произведений этих проповедников ХI-ХII вв. в «Словах» святителя Серапиона Владимирского сильнее выражены непосредственные впечатления от событий его времени, они отличаются простотой и ясностью изложения.

Литература:

1. Петухов Е. Серапион Владимирский – русский проповедник ХIII века. СПб., 1888.

2. Гудзий Н. К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского? – «ИОЛЯ», т. XI. М., 1952. вып. 5.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия