Студопедия — ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛАРЕТ ДРОЗДОВ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ






(1782-1867 гг.)

«Я пишу по-человечески,

а Филарет по-ангельски»

митрополит Платон Левшин.

 

Святитель Московский Филарет Дроздов был виднейшим иерархом, крупнейшим и безупречным в своей ортодоксальности богословом, самым выдающимся и глубоким проповедником Русской Церкви позапрошлого столетия. Его «Слова и речи» остаются нестареющими шедеврами церковной проповеди и по форме, и по содержанию. Многие из них представляют собой проникнутые подлинным святоотеческим духом образцы богословского умозрения, богомыслия и созерцания. По мнению о. Георгия Флоровского, «эти «Слова и речи» – единственное нестареющее и ценное наследие их автора».

Будущий святитель Московский родился в 1762 г. в г. Коломне в семье диакона Михаила Дроздова и был назван при Крещении Василием. В 1791 г., девяти лет от роду, после домашнего воспитания он был отдан в Коломенскую семинарию, а по ее упразднении в 1799 г. поступил в Троицкую Лаврскую семинарию, где своими способностями обратил на себя внимание митрополита Платона. По окончании в 1803 г. курса был назначен преподавателем греческого и еврейского языков. Для переводов с греческого он избрал творения святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, но более сконцентрировал усилия на первом. Глубина мыслей в исследовании учения о Пресвятой Троице и строго определенный, точный в формулировках и терминах богословский язык святителя Григория оказали сильное воздействие на юного богослова и способствовали формированию из него такого же глубокого догматика, каким был его образец. Кроме того, глубина созерцания, спокойствие духа и даже самый язык творений Святителя Григория Богослова ни мало повлияли на склад мыслей и образ их выражения у митрополита Филарета. Это наиболее заметно в догматических словах, особенно первых лет проповеднического служения (см., например, Слова на Рождество Христово 1825 г., ч. II, 422), хотя признаки этого влияния есть и в нравственных словах.

С 1806 г. Василий Михайлович Дроздов делается известным и как проповедник. Первое слово было им произнесено 12 января, на день освобождения обители преподобного Сергия от нашествия поляков и литовцев в 1612 г. Проповедь эта по распоряжению митрополита Платона была напечатана, а автор ее был определен проповедником при Лавре, причем вскоре митрополит Платон открыто признал его превосходство пред собою.

16 ноября 1808 г. Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарета, а 21 ноября посвящен в иеродиакона.

В конце того же года Филарет был вызван в Петербург и назначен инспектором Петербургской семинарии, а затем (в 1812 г.) ректором Петербургской Духовной академии.

Своей проповедью при погребении М. И. Кутузова (1813 г.) Филарет, тогда уже архимандрит, обратил на себя внимание высшего столичного общества и как проповедник. В следующем году он был приглашен для служения и проповеди в дворцовую церковь, но своей проповедью «О любви к миру», в которой нелицеприятно обличил суетность придворной жизни, навсегда закрыл себе доступ ко дворцу.

В 1817 году Филарет был посвящен во епископа Ревельского викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в звании ректора Академии. Через два года он получил самостоятельную Тверскую кафедру, звание архиепископа и члена Священного Синода.

Наконец, в 1821 г. он был перемещен на кафедру первопрестольной Москвы, где, возведенный в 1825 г. в сан митрополита, и оставался до самой смерти в 1867 году.

Ученая, учебная, административная и общественная деятельность митрополита Филарета так широка и замечательна, что не только церковная, но и гражданская история России XIX века будет неполна без должного упоминания его имени. Он обращал неусыпное внимание на состояние духовенства, пристально опекал Духовную Академию, занимался вместе с другими учеными богословами переводом Священного Писания на русский язык, составил катехизис, положил начало водворению мира и единения московских старообрядцев с Православной Церковью и при всем том неустанно проповедовал. На этой последней стороне деятельности Московского святителя мы преимущественно и остановимся.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия