Студопедия — Фундаментальная и прикладная культурология
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фундаментальная и прикладная культурология






Культурология как научная (и учебная) дисциплина входит в состав современного культурологического знания, включающего в себя также философию культуры, историю культуры, социологию культуры, социальную и культурную антропологию и некоторые другие дисциплины. Необходимо отграничить культурологию от родственных ей наук, хотя сделать это довольно трудно, потому что они очень близки по предмету и методам исследования, кроме того, процесс дифференциации ещё не закончен.

Философия культуры — это направление философии, изучающее культуру в контексте философских проблем — бытия, сознания, общества, личности и т.п. Поскольку философия, будучи наукой о всеобщем, об основах бытия и мышления, пытается дать «картину мира» в целом, то, соответственно, и философия культуры рассматривает культуру как специфически человеческий способ, бытия. В качестве научной дисциплины философия культуры — «культурфилософия» (автор термина немецкий учёный начала ХIХ в. А. Мюллер) сформировалась еще в Х — ХIХ вв, но вообще европейская традиция философского осмысления культуры берёт начало в Античности и продолжается в последующие эпохи.

Социология культуры изучает социальные закономерности функционирования и развития культуры, формы проявления этих закономерностей, социальные институты культуры и социальные факторы, которые способствуют накоплению и трансляции идей, норм и ценностей, технологий и т. п. Как особое направление социология культуры сложилась в западной социологии к началу ХХ в. в результате развития науки об обществе и месте человека в нём. Термин введён в социологическую науку М. Адлером. Сегодня это одно из ведущих направлений в западной культурологической науке.

Культурная антропология представляет собой современное крупное научное направление на Западе, понять её сущность поможет этимологический анализ терминов: «антропос» — человек, «логос» — мысль, учение, наука. Формированию культурантропологии способствовало развитие в 60-70 гг. ХIХв. этнографии (от слов «этнос» — народ, племя, «графо» — пишу). Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Культурантропологические исследования связаны со становлением человека как феномена культуры (возникновением норм, запретов и табу, возникающих в процессе социокультурных отношений; формированием мироощущения и мировоззрения человека и др.), с поставновкой вопросов динамики культуры и взаимодействия культур разных типов, подавления одной культуры другой.

В социальной антропологии, возникшей на Западе в конце ХIХ в., методом изучения является сравнение обществ разных типов с целью понять природу человеческого общества, законы его функционирования. При этом внимание социальных антропологов направлено на изучение различных аспектов социальной жизни, социальных отношений, механизмов социального контроля и т.п. Различия между культурной и социальной антропологией связаны с разными теоретическими подходами к изучению общества и культуры.

Культурная антропология интересуется прежде всего механизмами трансляции культурного опыта, проблемами динамики культуры, в то время как социальная антропология в основном изучает социальные структуры и процессы в архаических и традиционных обществах с учетом этнических особенностей их культур. Сторонники культурной антропологии и сторонники социальной антропологии исходят из разной оценки значимости культуры и общества. Культурантропологи считают первичным феноменом культуру, а общество рассматривают как ее подсистему. Социальные антропологи на первое место ставят общество, культуру определяют как его функцию. В настоящее время позиции социальных и культурных антропологов сближаются.

История культуры — научная дисциплина, с одной стороны, имеющая давние традиции изучения прошлого, с другой — не получившая в современной науке однозначного истолкования. Потребность в фиксации и изучении предшествующего опыта была и есть у всех обществ. Однако современная история как научная дисциплина со своим методом и категориальным аппаратом сформировалась в ХIХ в. и существует как история множества стран и народов мира. Вместе с тем, в современной науке выделяется история культуры как теоретическая интегративная дисциплина, анализирующая прошлое этих стран и народов на основе определённых обобщающих конструкций, например, культурно-исторических типов организации жизни различных человеческих сообществ от первобытной культуры до наших дней. Многие учёные включают её в состав культурологии, по мнению других специалистов, это самостоятельная научная дисциплина. Есть еще один, более узкий подход к истории культуры, согласно которому она рассматривается исключительно как история художественной культуры.

Обратимся теперь к культурологии. В зарубежной науке термин «culturology» связывается с именем американского антрополога Л. Уайта (1900-1975), хотя автором термина считается немецкий ученый В. Освальд, и это не случайно. Л. Уайт использовал данное понятие для обозначения науки, которая должна заниматься человеческим поведением, но не с психологической стороны (этим занимается психология), а со стороны его «экстрасоматической традиции», т. е. культурной, выходящей за рамки чисто телесной. Л.Уайт считал, что «предметы и явления, составляющие культуру, располагаются во времени и пространстве 1) в организме человека (идеи, верования, эмоции), 2) в процессах социального взаимодействия людей, 3) в материальных объектах (топоры, фабрики, глиняная посуда), находящихся вне организма, но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми» [3, с. 19]. Также Уайт особую роль в культуре отвел символам, в которые облекаются человеческие культурные реакции, и тем самым определил специфику культурологии как науки. Однако в дальнейшем культурология прошла сложный путь развития, ее объединяли с антропологией, и сам термин использовался крайне редко. Сегодня существует мнение, что «культурология на Западе как наука не существует» [1, c. 6].

В России до недавнего времени такой науки не было, различные культурные феномены изучались в рамках других наук, и только с конца 80-х – начала 90-х годов можно говорить о выделении культурологии в отдельную отрасль гуманитарного знания со своим объектом и предметом изучения. До сих пор нет единства в понимании культурологии как научной дисциплины. Существует, как минимум, три подхода к ее определению. Первый, интеграционистский, согласно которому культурология – это комплекс дисциплин, изучающих культуру, ведь культурология возникла на стыке многих наук – философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнологии, психологии культуры, социологии культуры, истории культуры, и в 90-е годы она такой и была по преимуществу. Второй, который трактует культурологию как раздел разных научных дисциплин, изучающих культуру. И третий, рассматривающий ее как самостоятельную, автономную научную дисциплину. К этой позиции присоединяются многие, мы также ее разделяем.

Есть и попытки свести культурологию к одной из близких ей дисциплин – к истории культуры, к философии культуры и т т.п., что делает культурологию более узкой дисциплиной. С.Я Левит возражает против такого подхода: «Существует мнение, что культурология – это только теория культуры, а история культуры соотносится с ней как конкретная историческая наука с теоретическим знанием, и если история культуры исследует прошлое, то культурология – знание о текущей культурной жизни, структуре культуры, ее функциях, перспективах развития. Культурология ориентирована на познание того общества, что связывает различные формы культурного существования людей. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве. Т.е., культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития» [2, с. 655].

Культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная рассматривает теоретические проблемы в их вневременном и историческом контексте (историческая культурология, базирующаяся на понятии «картина мира»). Она исследует общие закономерности протекания культурных процессов, изучает культурные явления, имеющие системный характер, и единичные, уникальные явления и события. На высшем уровне научного обобщения занимается проблемами общей теории культуры, т. е. проблемами категориального аппарата культурологии, ее методов исследования, разработкой и анализом общих концепций культуры как системы, типологии культуры, ее строения и функций. К сфере интересов культурологии относится также изучение исторических вариантов социокультурных систем с разными принципами социальной организации, разными ментальностями и «картинами мира», разными системами ценностей и норм, разными каналами коммуникации, разными способами накопления и трансляции культурного опыта и т.п., но вместе с тем и поиск не только уникальных, но и типологических черт, что позволяет видеть в конкретных культурах специфическое и универсальное. Культурология изучает проблемы введения человека в культуру и общество, обретения им культурной компетентности и идентичности. Она исследует также культурную семантику – т.е. языки и коды культуры, знаки и символы в их воплощении в конкретной культуре, в традициях и ритуалах, в мифологических образах и материальных памятниках и т.п.

Прикладная культурология изучает проблемы культурной политики, виды и возможности современных массовых коммуникаций и их роль в производстве культурных норм. Кроме того, прикладная культурология занимается вопросами выявления, исследования, популяризации и сохранения историко-культурных памятников. В круг интересов прикладной культурологии входит изучение основ моделирования социокультурных процессов, разработка видов проектной деятельности в сфере культуры. А.Я. Флиер выделяет в ней несколько основных исследовательских областей. Это общая теория культурной политики, связанная с выявлением социокультурных ценностных ориентиров общества и выработкой стратегии по их поддержанию, это теория и методика деятельности культурных институтов (библиотек, музеев, выставок, мемориальных сооружений, структур по проведению художественно-зрелищных мероприятий, театров, съемочных групп, творческих союзов, реставрационных мастерских и др.), реализующих «культурную политику по социализации и инкультурации личности целенаправленным и систематическим образом», это вопросы подготовки профессиональных кадров для работы в сфере культуры, в том числе и культурологов, это и теория внеинституциональных взаимодействий, связанная с изучением малых социальных групп. Прикладная культурология нужна для выработки научно обоснованных рекомендаций при решении важнейших проблем жизни современного общества и прогнозирования путей его развития [4, с.75-85].







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1433. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия