Студопедия — Три выхода из состояния диаспоры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Три выхода из состояния диаспоры






Практически все этнические группы, живущие в рассеянии, ощущают своё положение как постоянное бедствие. Их этнические мифы объясняют такое положение грехами прародителей. Естественны в такой ситуации поиски выхода. Эти поиски в истории евреев Ю. Слёзкин (2005: 142) назвал «тремя Землями обетованными».

Первый вариант – создание своего «национального очага», в котором члены бывшей диаспоры могли бы жить так же, как все окружающие народы. Однако это очень редко бывает возможным: пустующих земель, готовых принять целый этнос, на планете нет. Такое возможно лишь в особых обстоятельствах. Можно предположить, что такие обстоятельства выпали в XIV в. волохам – до этого пастухам горной зоны: в середине XIV в. Трансильвания была опустошена чумой, а низменность между Дунаем и Днестром ускользнула из-под контроля слабеющей Золотой Орды. ( О сопорах по поводу этногенеза волохов ). Для евреев таким очагом в XX веке стал Израиль. Однако этот опыт по большому счёту нельзя признать успешным. Он обернулся почти непрерывной войной с прежними хозяевами страны – арабами. Кстати, арабы-палестинцы, покидая Палестину и превращаясь в диаспору «письменных меркурианцев», подпадают под её законы: уровень образованности среди них гораздо выше, чем среди других групп арабов, и во многих странах они составили заметный слой местной интеллигенции. Но этого мало: израильские евреи-«репатрианты» (олим) принесли в страну традиции гетто. До сих пор они делятся более чем на 80 групп – по странам, из которых прибыли, и наблюдатели отмечают, что отношения между, допустим, российскими и немецкими евреями в Израиле копируют отношения между русскими и немцами на данный момент. Это вряд ли выход – это появление новых проблем, для которых нет готового решения.

По выражению Ю. Слёзкина (2005: 10): «Сионизм, наиболее эксцентричная разновидность национализма, исходил из того, что лучший способ преодоления еврейской уязвимости состоит не в том, чтобы все стали как евреи, а в том, чтобы евреи стали как все». Но это как раз антисовременный путь, он ведёт не в мир будущего, а в мир гетто и межконфессиональных барьеров.

Второй выход – интернационалистический: создание общества, в котором не было бы национальных различий. В 1920‑х годах таким обществом казался СССР, и многие евреи из бывшей черты оседлости активно участвовали в социалистическом строительстве. Однако советский эксперимент кончился неудачей – по причинам, заслуживающим отдельного разговора.

Наконец, третий путь – демократическое общество, граждане которого юридически равноправны, религия же признаётся личным делом каждого и занимает лишь ту нишу, которую оставило для неё светское общенациональное мировоззрение. Такое общество уже сложилось в США, после войны на тот же путь встало большинство европейских стран – одни более, другие менее решительно.

Литература

Кекавмен 1881 – Советы и рассказы византийского боярина XI века. По неизданной рукописи // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 216. 1881. – http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/XI/Cecaumenos/text3.htm.

Слёзкин Ю. Эра Меркурия: Евреи в современном мире/ Авторизован­ный перевод с английского С. Б. Ильина. — М.: Новое ли­тературное обозрение, 2005. — 544 с.

Фирдоуси. 1984. Шахнаме. Т 5. От начала царствования Искендера до начала царствования Йездгерда, сына Бехрама Гура / Пер. Ц. Б. Бану-Лахути и В.Г. Берзнева. – М.: Наука, 1984. – 390 с. – («Литературные памятники»).


[1] Достаточно вспомнить судьбу некоторых основателей Одессы. Граф Ланжерон, например, вернулся во Францию вместе с Людовиком XVIII, но очень скоро решил, что это «не та Франция», и вновь выехал в Россию, где и прожил до самой смерти.

[2] Из лекции «Великая итальянская миграция», прочитанной в Высшей антропологической школе (Кишинёв) 13.05.2010.

[3] На это указывают многочисленные сказки, в которых кузнец общается с чёртом, а также особое внимание к этой профессии. В современных европейских языках самые частые фамилии – те, что связаны с кузнечной профессией: Кузнецов (русская), Коваль (украинская), Ковальский (польская), Ковач (венгерская), Шмидт (немецкая), Смит (английская) и т. д.

[4] Неталмудический иудаизм исповедуют тюркоязычные караимы Восточной Европы, считающие себя потомками хазар, и фалаша Эфиопии. Но караимы, хотя и живут замкнутыми общинами на пространстве от Крыма до Литвы, по своей социальной роли никогда не могли соперничать с евреями. Что же касается фалаша, это вообще не «кочевые посредники» в духе Ю. Слёзкина, а обычное крестьянское сообщество, ещё недавно (до репрессий 1990‑х годов) компактно населявшее области Бегемдер и Сымен на северо-западе страны.

[5] Мобеды (магупаты) – высший ранг зороастрийского духовенства.

[6] Ченг (чанг) – струнный музыкальный инструмент.

[7] Шенгол – у Фирдоуси царь Хинда (Индии), друг Бехрама.

[8] Бербет – музыкальный инструмент типа лиры (Фирдоуси 1984: 375).

[9] Харвар – ослиный вьюк.

[10] Руд – музыкальный инструмент типа лютни (Фирдоуси 1984: 375).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 317. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия