Студопедия — Джордано Бруно.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Джордано Бруно.






Идет дальше: Вселенная бесконечна со множеством солнц и планет вокруг них.

Центр — нигде и везде. Бесконечная Вселенная — порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природ­ным вещам. Разумная жизнь — не только на Земле. Человек — ко­нечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная без­личная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее


человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель — высшая ступень познания и совершенствова­ния — самоотверженность и подвижничество — состояние герои­ческого энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать беско­нечную вселенную.

В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени.

Эразм Роттердамский (1469—1536) — противник философии аристотелевско-схоластического типа с ее логикой, метафизи­кой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания жизни. Философия возрождения — христианская мудрость в Евангелиях и «Деяниях апостолов». Для того чтобы вернуться к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свобода воли. Христиан­ский гуманизм предварил идеи реформаторства.

Мартин Лютер (1483—1546) — вождь протестантизма, отвер­гавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу воли. Из-за этого — разрыв и полемика.

Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформации находились Томас Мор (1479—1555) — основатель утопического социализма; теоретики естественного права Ж. Боден (1530—1596), А. Альтрузий (1577— 1638), Г. Гроций (1583—1645), которые разделяли право Боже­ственное и человеческое, вытекающее из природы человека и по­стигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах.

Государство — может требовать от подданных лишь призна­ния общих религиозных идей. Это — естественная религия, по­стигаемая естественным разумом без вмешательства откровения.

Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии — Фрэнсис Бэкон (1561—1626), «Новая Атлантида» — познание при­роды и использование знания как основы социального благополу­чия. Возрождать — не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктив­ный метод (от частного к общему), которые способны дать пол­ную и полезную картину мира. Философия в широком смысле — система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история,


воображению — поэзия). Философия в узком смысле — учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъе­стественном откровении, строится на авторитете; философия — на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явле­ний указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии.

Мишель Монтень (1533—1592) « Опыты». Религия — обще­ственное установление для организации жизни народа, а не по­стигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания, скорее, зна­ния о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Зна­ние о незнании — ученое незнание — стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина — процесс. Есть положе­ния с высокой степенью вероятности (человек — не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опи­рающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей зна­ния о природе, самоценность жизни, естественные право и мо­раль, религию.

Утопия (от греч. «topos» — «место») — место, которого нет; по другой версии — благословенная страна: идеальный обществен­ный строй. Происхождение от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.).

Понятие «утопия» — нарицательное. В узком смысле — для описаний вымышленной страны с образцовым общественным строем; в широком — для нереальных планов социальных преоб­разований.

В истории утопии — своеобразная форма общественного соз­нания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначаль­но утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения уто­пия имела форму описания совершенных государств, якобы су­ществующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в XVII—XVIII вв. были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия превращается в специфический жанр полемической лите­ратуры, посвященный проблеме социального идеала и мораль­ных ценностей.


Томас Мор (1478—1535) — английский гуманист, государ­ственный деятель, писатель, основоположник утопического со­циализма, друг Э. Роттердамского. Наибольшую известность принес Т. Мору его диалог «Утопия» (1516 г.) — описание идеаль­ного строя фантастического острова Утопия: впервые в истории было показано общество, где:

1) ликвидированы частная и личная собственность, введено равенство потребления (как в ранних христианских общинах), обобществлены производство и быт;

2) труд — обязанность всех граждан, распределение — по по­требности, рабочий день — 6 ч; наиболее тяжелые работы вы­полняют преступники;

3) политический строй основан на выборности и старшин­стве. Семья — ячейка коммунистического быта, организован­ная не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления иде­ала, был противником народных движений как разрушительного начала и анархии.

Написана по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и прос­вещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.

Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) — в форме рассказа мо­реплавателя.

Эта утопия — программа всеобщего социального преобразо­вания на основе общности имущества в рамках всемирной тео­кратической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной об­щине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд — почетен и равно обязателен для всех, рабо­чий день — 4 ч: благодаря высокой производительности и облег­чению труда машинами; огромное внимание — науке («магиче­скому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию, руководство общиной — в руках учено-жреческой касты. Осу­ществление программы Т. Кампанелла возлагал на европейских государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного по его идеалам католи­цизма.

Влияние на реформаторов последующих столетий: Т. Мюнцер, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия