Студопедия — Примечания 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания 1 страница






Дендрохронология

Дерево

0-7000 лет

 

C-14

Органические остатки (дерево, кость, раковины)

0-40 000 лет

 

Соотношение уран- торий

Сталагмиты, кость, раковины

10000-250000 лет

 

Термолюминесценция

Керамика, обожженный камень (керамика, песчаник, гранит), сталагмиты

От 0 до нескольких сотен тысяч лет

 

Электронный

Сталагмиты, кость

От 1000 до нескольких миллионов лет

В стадии раз работки

Следы расщепления урана

Вулканическое стекло - обсидиан, богатые ураном минералы

От 0 до нескольких тысяч лет

 

Калиево-аргоновый

Вулканическая лава

1000-1 млрд. лет

 

Аминокислотный

Кость

 

В стадии разработки

Относительная Д. устанавливает последовательность тех или иных событий.Основные ее методы: стратиграфия, типология, перекрестная датировка (поаналогии) и др. Очень давно применяется метод Д. по стратиграфии.Стратиграфия значит "расположение слоев" (от "страто" - слой, "графо" -пишу). Если один слой с находками ископаемого человека или его орудий лежитвыше, а другой ниже его, то ясно, что тот, который лежит ниже, древнееверхнего. По этому принципу давно определяют относительную дату, инымисловами - узнают, какие находки были раньше, какие позднее. Есть ещетипологический метод. Тут сравнивают находки из разных мест. Если ониодинаковы, значит, и сделаны примерно в одно время. Много и других методовД. Кроме вышеприведенных методов Д., археологи определяют даты поинтенсивности солнечной радиации (астрофизический метод) и широко применяютметоды биогеологического датирования по ленточным глинам, спорам, пыльце.Ленточные глины образовались на дне водоемов за счет отложения летом светлой(ветер наносит песок и пыль) и широкой, а зимой темной (отмирание подо льдомводорослей, насекомых и рыб) и узкой полосок. Каждая пара полосок (летней изимней) означает год. Подсчет полосок дает возможность определить датупамятника, если культурный слой перекрыт слоем ленточных глин (см.варвохронология). Изучение древней пыльцы помогает археологу воссоздатьландшафт прошлого, восстановить историю климата. И здесь ученые выяснили,что в изменении климата наблюдаются строгие закономерности: влажные периодычередуются с сухими так же закономерно, как день следует за ночью. Былиустановлены и другие закономерности в изменении климата, а следовательно,появилась возможность не только датировать находки, но и предсказывать, какбудет меняться климат в ближайшие годы. ДЕЛЮВИЙ - различные породы выветривания - глины, пески, щебень, глыбы,перемещенные вниз по склону силой тяжести, плоскостным смывом и прочиескапливающиеся у подножия и в нижней части склона. ДЕНДРОХРОНОЛОГИЯ - метод датировки, основанный на подсчете годичныхколец древесных стволов. Им можно охватить периоды свыше 8 тыс. лет.Используется для проверки радиоуглеродного метода. В последние годыустановлено, что радиоуглеродное датирование омолаживает древние предметы,особенно возрастом более тысячи лет. Дело в том, что физики исходили изтого, что космические лучи, под воздействием которых образуется C-14,бомбардируют атмосферу с постоянной интенсивностью, однако вдействительности она колеблется. Это показала Д. Еще Леонардо да Винчиустановил, что каждый год на стволах деревьев нарастает одно кольцо. Каждоегодичное кольцо древесного ствола имеет свой особый рисунок, посколькувариации климата из года в год неодинаковы. По годичным кольцам остистойсосны, растущей в Калифорнии на высоте более 3 тыс. м (найдены деревья,которые растут уже 4900 лет), была составлена К. У. Фергюсоном шкала дат на8,5 тыс. лет. При сопоставлении шкалы Фергюсона со шкалой по C-14 быливыявлены расхождения. Разработаны поправки (калибровка) для дат по C-14. Д.позволяет с точностью до одного года определить возраст деревянных построек.Д. широко применяется для датировки мостовых в Новгороде (их сохранилось 28ярусов) и других рус. городах. ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА - постройки из древесины. Деревянные сооружениядревнекаменного века до нас не дошли. Они редко переживают два-три поколениялюдей, кроме того, часто гибнут при пожарах. Не случайно при раскопкахархеологи встречаются чаще всего с обгоревшими остатками деревянныхконструкций. Глинобитные же и каменные строения сохранились хорошо, поэтомуизучены полнее. На территории лесной полосы уже в каменном веке сооружались какпрямоугольные в плане наземные дома, так и округлые, земляночного типа сперекрытиями из бревен. Встречаются и остатки сооруженных из хвороста ижердей летних шалашевидных сооружений. На Урале землянка на стоянке энеолитаСуртанды была вырублена в скале и перекрыта бревнами. Наиболее мощный очагвнутри землянки расположен у входа. В каменном веке стали сооружать идеревянные тамбуры, способствовавшие сохранению тепла в помещении. Дерево,если оно находится постоянно в воде, напр., в торфяниках, сохраняетсятысячелетия. Именно поэтому в Горбуновском торфянике на Урале, в Сахтышскомна Верхней Волге, в Веретье у Каргополья сохранились остатки деревянныхстроений эпохи мезолита и неолита. В эпоху бронзы бревенчатые строениягосподствовали даже в степной зоне напр., одна из крупных культур II тыс. дон.э. называется срубной, поскольку для нее характерно преобладание срубныхсооружений (бревенчатые срубы тогда ставили даже внутри могил). На большей части территории нашей страны Д.А. господствовала вплоть доX в. почти безраздельно. Для др.-рус. традиционного крестьянского жилищабыло характерно соединение отдельных небольших срубов (избы, сени, клети) водно конструктивное целое. Напр., на с. возводились большие срубныесооружения, включавшие в единый комплекс жилье и хозяйственные постройки.Огромные с. дома ставились на высоком подклете, перекрывались двускатнойтесовой крышей и выходили торцовой стороной на улицу. В деревнях среднерус.полосы и подклет, и сами избы были ниже и меньше по размерам. Покрывалисьони не только тесовыми, но и соломенными крышами. Дворовые постройки,примыкавшие непосредственно к дому, здесь не составляли с ним единогоцелого. Еще больше отличался тип жилища южнорус. деревень черноземнойполосы. Прямые и широкие улицы были образованы здесь рядами низких рубленыхизб под четырехскатными, почти всегда соломенными крышами. Сзади к избампримыкали хозяйственные постройки, образовывавшие открытый сверху двор. ДЕСНИНСКИЙ МЕЗОЛИТ - по соотношению свидерских и аренсбургскихэлементов выделяют 4 типа: Смячка, Песочный Ров, Студенки, Кудлаевка. ДЖАРМО - поселение в горах Загроса, к в. от г. Киркука в С. Ираке.Раскопки Р. Брейдвуда 1948-1954 г. выявили 16 слоев. Земледелие. Керамика вверхних слоях. Микролиты и двусторонне обработанные орудия. Глинобитныеквадратные дома с очагами. 11,5-6 тыс. лет назад. Большая частьрадиоуглеродных дат ок. 6500 г. до н.э. ДЖЕЙТУН - памятник и культура Средней Азии. Неолит. VII-VI тыс. до н.э.Крашеная керамика, микролитические орудия. Земледелие и скотоводство. Входитв круг средневосточных культур, впервые перешедших к сельскому хозяйству. ДЖЕМДЕТ-НАСР - памятник, расположенный между Багдадом и Вавилоном.Керамика урукского типа, скульптура, клинописные документы. Предшествуетшумерской раннединастической культуре. С 3100 по 2900 г. до н.э. Д.-Н.становится ведущим центром Ю. Месопотамии. Этот период в истории Ю.Месопотамии называют протолитературным. Если урукские письмена до сих пор неразгаданы, то тексты этого периода уже свободно читаются. В это времяпоявляются и новые цивилизации по соседству с Месопотамией. ДЖХУКАР - культура XVI-XV вв. в совр. Пакистане (после культурыХараппа). ДЗ МОН (ДЖОМОН, ДЖЕМОН) - неолитическая культура Японии. 7000-3000 г.до н.э. Керамика, сельское хозяйство (домашний скот, просо, гречиха, овощи).Покойников хоронили в могилах в вытянутом или скорченном положении. Названиедано по веревочному орнаменту на керамике (дземон - веревочный узор).Керамика украшалась оттисками колотушки, обмотанной плетеными нитками.Наиболее ранний памятник Нацусима (на ю.-з. от Токио) датирован 7500-7290 г.до н.э. Выделяют 5 периодов развития культуры от сер. VIII тыс. до сер. Iтыс. до н.э. С поселениями нередко связаны раковинные кучи. Длина кучдостигает 200 м. Население питалось моллюсками. Жилища располагались на краютеррас, раковины моллюсков сбрасывали с кручи. Нарастая, кучи раковин частозакрывали жилища, которые были раньше брошены жителями. Для начальногопериода культуры Д. типичны остродонные сосуды, украшенные оттискамиверевки. Венчики некоторых сосудов походят на изукрашенные ладьи с высокоподнятой кормой и носом. Племена Д. занимались охотой и рыболовством. Назаключительном этапе развития они переходят к выращиванию риса, проса игречихи. При формировании населения культуры Д. участвовали айны и племенаиндонезийского и полинезийского происхождения. ДИНЦУН - культура раннего палеолита. Китай. Динцунский человек(архантроп, близкий к питекантропу) открыт в провинции Шаньси в 1954 г. ДИОНИСИЙ (ок. 1440-1508) - рус. художник. Продолжал традиции Рублева.Его привлекали легкие, радостные краски, певучий и плавный ритм линий. В егоиконах в лицах святых снижается психологическая выразительность, проявляетсятяга к полутонам, блеклости. Усиливается каноничность. Дионисию принадлежитроспись Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Его композицииразнообразны, краски светлы и нежны, удлиненные фигуры с маленькими головамиполны грации. Интересно "Распятие" Дионисия. На католических распятияхобычно изображаются муки Христа, видны гвозди, которыми прибиты руки, кровь.У Дионисия нет ни крови, ни судорог. Набедренная повязка сияет белизной,ступни ног не скрючены, как на готических распятиях, а непринужденно стоятна нижней перекладине креста. Ангелы вьются вокруг, как бабочки. Яркая гаммацветов говорит: Христос распят, но он жив. ДИСТАЛЬНАЯ СТОРОНА (ЧАСТЬ) - нижний или противоположный конец (сторона)орудия, предмета и т.п. (см. проксимальная сторона). ДИФФУЗИЯ - распространение культурного признака за пределы центра еговозникновения за счет миграций, воин или обмена. ДНЕПРОВСКОЕ ОЛЕДЕНЕНИЕ - максимальное оледенение Рус. равнины,соответствует риссу. ДНЕПРО-ДОНЕЦКАЯ КУЛЬТУРА - неолитическая культура Полесья. Рыболовство,охота, земледелие (найдены отпечатки зерен на керамике), скотоводство - бык,свинья. Керамика на раннем этапе - остродонные горшки с растительнойпримесью, украшенные гребенкой и прочерченными линиями. Микролиты, топоры. Всреднем периоде на-кольчатая керамика с плоским дном. Наконечники стрел,утюжки (човники). Крупные могильники: Дериевский - 161 погребение,Никольский - 83. Захоронения коллективные, от 2 до 13 в одной могиле, ввытянутом положении на спине, засыпаны красной охрой. В Никольскоммогильнике найдены медные вещи, золотая подвеска. Есть трипольские предметы.Предшествует среднестоговской культуре. V-III тыс. до н.э. ДОБРАН ИЧЕВКА - позднепалеолитическая стоянка на р. Суцой (притокДнепра). Жилища округлой формы с цоколем из черепов и костей ног мамонта,внутри - очаг. В центре поселка - пустое пространство, вокруг которогонайдены орудия из кремня и топаза, янтарные поделки. ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ - период истории до появления письменности.Предшествует протоисторическому, по которому имеются письменные источники,но основные данные дают археологические раскопки. ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - искусство древнейших людей. Оно зарождаетсяна первых ступенях развития человечества. Однако лишь от времени позднегопалеолита до нас дошли выразительные памятники живописи, скульптуры,прикладного искусства. Первые памятники первобытной живописи найдены более100 лет назад. В 1879 г. испанский археолог М. Саутола открываетмногокрасочные изображения палеолитической эпохи в пещере Альтамира(Испания). В 1895 г. были найдены рисунки первобытного человека в пещере ЛяМут во Франции. В 1901 г. во Франции А. Брейль обнаруживает рисунки мамонта,бизона, оленя, лошади, медведя в пещере Ле-Комбарелль в долине Везера.Рисунков здесь ок. 300, есть и изображения человека (в большинстве случаев вмасках). Недалеко от Ле-Комбарелля в том же году археолог Пейрони в пещереФон де Гом открывает целую "картинную галерею" - 40 диких лошадей, 23мамонта, 17 оленей. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секреткоторых не раскрыт и поныне. В эти годы фр. археологи Э. Картальяк и А.Брейль исследуют пещеру Альтамира. Длина ее составляет 280 м, 150изображений животных на потолке и стенах пещеры изумительны. Искусствоведысравнивают их с творениями Фидия, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Долгоевремя пещеры с палеолитическими рисунками находили только в Испании, воФранции и в Италии. В 1959 г. зоолог А. В. Рюмин открыл живопись в Каповойпещере на Урале. В раннеземледельческих обществах Ближнего и Среднего Востока былдостигнут высокий уровень архитектуры, развития земледелия и скотоводства.До нас дошли и удивительные памятники искусства, сделанные руками жителейэтих древних поселений. Изображение человеческой головы из обожженной глиныбыло найдено при раскопках стоянки Сабакты на Урале. Размеры головы невелики- высота ок. 3 см, ширина в профиль - ок. 2,5 см, в фас - менее 2 см. Тем неменее портрет получился весьма выразительным: чуть скуластое лицо, далековыступающий нос с горбинкой, высоко посаженные глаза, большой лоб, борода идлинные волосы, ниспадающие на шею. На макушке волос нет, но на затылке онипроцарапаны тщательно. Видимо, изображался человек в летах, лысый. Настоянках Горбуновского и Шигирского торфяников еще в XIX в. находили идоловиз дерева, изображения голов лося из рога, ковши в виде птиц. На стоянкеМысовая II найдены изделия из глины, напоминающие катушки, конусы и т.п.Предполагается, что они играли роль шахматных фигур. На Урале в большом количестве найдены сосуды каменного века, по которымхорошо видно, как первобытные охотники и рыболовы разрисовывали свою утварь.Рисунок покрывал всю наружную поверхность посуды без какого-либо просвета.Он состоял из всевозможных волнистых линий, зигзагов, оттисков зубчатогоштампа. Все рисунки были сделаны по сырой глине, а потом сосуд с выдавленнымна нем рисунком был обожжен. Обращает на себя внимание то, что узор размещеночень точно и хорошо гармонирует с яйцевидной формой горшков. В расположенииволнистых линий и других фигур соблюдается строгая ритмичность, а иногда ишахматное расположение рисунка. Видимо, законы симметрии 6 тыс. лет назадбыли уже хорошо известны. На одном из сосудов с Чебаркульской стоянкиизображена сложная композиция. По верхнему краю горшка плывет цепочка птиц,очень похожих на уток. Головки "уток" высоко подняты, лапки растопырены. Подними - волнистые линии, которыми древний художник, вероятно, стремилсяпередать воду. Под "водой" - зигзаги с бахромой, может быть, это водоросли,а может быть, и какие-то "подводные чудища" или "духи". Показаны они болеесхематично, чем птицы. "Утки" распространены по всему в. склону Урала. НаГорбуновском торфянике под Нижним Тагилом вместе с обломками сосудов найденыдеревянные изображения людей и животных, причем большинство из них - фигурки"уток". Особенно интересны ковши в виде птиц. Сделаны они с неподражаемыммастерством, очень просто, без лишних деталей и украшений и вместе с темудивительно реалистично. Туловище, шея, голова выдержаны в какой-тосвоеобразной пропорции - клюв и шея увеличены, а туловище (сам ковш)несколько уменьшено, отчего все изображение делается более выразительным.Бесподобно показан легкий грациозный поворот головы птицы (утки или лебедя).Создается впечатление, что она, слегка повернув голову, боковым зрениемнаблюдает за следующими за ней птенцами. Чаще всего рисунки выдавливались специальным штампом. Первоначальноштампами служили острые края раковин. Потом края раковин стали зазубривать.Однако раковины были хрупкими, видимо, поэтому их в конце неолита стализаменять специально сделанными из кости или из камня штампами. Они, какправило, изготовлялись из округлых, тщательно отшлифованных плоских галекжелтоватого или зеленоватого с блестками камня. По острым краям ихнаносились прорези. Штампы делались также из кости, дерева, раковин. Еслинадавить таким штампом на мокрую глину или пластилин, получится рисунок,сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа поэтому часто называютгребенчатым или зубчатым. С помощью комбинации различных оттисков штампов настенках сосудов создавался сложный декор. Искусно применяя штампы, древниемастера ухитрялись создавать удивительные картины. Интересно, что вода и"рыболовные" сюжеты встречаются чаще всего на тех стоянках, где археологипочти не находят орудий рыболовства. Таким образом, памятники Д. и. отражают как бывчерашний день жизни первобытного человека. В пользу этого говорит и то, чтона стоянках предшествующего периода, когда почти на протяжении 6 тыс. летлюди жили за счет рыболовства и охоты, ни разу не обнаружены на сосудахизображения рыб, водоплавающих птиц или диких животных. Только в пещерах,под надежной защитой каменных сводов, человек оставил превосходныереалистические рисунки животных. Может быть, то, чем жил человек в то время,он из суеверного страха боялся изображать? К памятникам Д. и. принято относить изделия из резного камня сорнаментом. Эти загадочные предметы сплошь покрыты резным геометрическимузором. Волнистые и прямые линии образуют сложные композиции, возможно,изображающие загоны для диких животных или расставленные в водоемах сети.Такие ладьевидные предметы, изготовленные, как правило, из мягкоготалькового камня, называли вначале "утюжками", потом пришли к выводу, чтоони представляют собой шлифовальники для древка стрел. Позже их сталиназывать копьеметалками. Предполагали даже, что это челноки - приспособлениядля изготовления тканей. Но богатая орнаментация таких предметов и их явнонезначительная утилитарность позволяют думать, что они играли еще и какую-торитуальную цель. К концу каменного века орнамент на таких "утюжках"исчезает, форма теряет ладьевидность и становится ромбовидной иликвадратной, но зато пришлифованная поперечная прорезь увеличивается. Видимо,в то время эти предметы теряли свое магическое значение и большеиспользовались в сугубо утилитарных целях. Многие произведения искусства найдены в курганах эпохи раннего металла.Любопытны рисунки птиц на сосудах, найденных в курганах II тыс. до н.э. наУрале. Так, на одном из сосудов из могильника Черняки очень точно изображеныутки или какие-то другие птицы из семейства утиных. У крайних двухподрисованы даже ножки, а следующие за ними даны схематичнее, последниевообще показаны зигзагом. Из таких же зигзагов на дне и стенках некоторыхсосудов рисовалась свастика - один из древнейших элементов орнамента.Схематизм, видимо, объяснялся тем, что погребенные в курганах люди былискотоводами, а не охотниками-рыболовами. На сосудах, найденных в курганах, изображены не только птицы. Прираскопках курганов II тыс. до н.э. были обнаружены сосуды, на которыхнарисована повозка с упряжью из двух лошадей. Хотя с художественной точкизрения рисунок был выполнен не на высоком уровне, он тем не менеепредставлял большой интерес, поскольку свидетельствовал, что люди тоговремени уже умели использовать лошадь в качестве тягловой силы. Богаты произведениями искусства курганы I тыс. до н.э., особеннокурганы предскифского и скифского времени. Обряд погребения у скифов хорошоописан Геродотом. В могилу царя клали не только убитых рабов, конюхов, жен,подстилки и лошадей, но и большое количество золотых и серебряных вещей.Раскопки скифских курганов дали возможность судить о развитии искусства всер. I тыс. до н.э. Скифы особенно любили изображать зверей, как бызастывших в движении. Часто изображался летящий в галопе олень - ноги егоподогнуты, голова приподнята. Такие фигурки "летящих оленей" встречаются прираскопках на широкой территории от Причерноморья до Сибири включительно. Онисоставляют наиболее характерную черту "скифского звериного стиля". Кромеоленей, скифские художники изображали козлов, баранов, лосей, барсов, львов,коней, медведей, орлов и т.п. Их мускулы, пасти, уши, глаза всегдачрезвычайно подчеркнуты. В скифских курганах довольно много найдено золотыхи серебряных сосудов и с изображениями различных сцен из жизни скифов,которые позволяют выяснить многие детали из жизни и быта населения степнойзоны. В то же время широко было развито ковроделие. Найденный на Алтае(Пазырыкские курганы) ковер V-IV вв. до н.э. площадью ок. 4 м2украшен сложным рисунком. На нем изображены фигуры фантастических грифонов,слоны, лошади с людьми. На другом ковре, изготовленном ок. 2,5 тыс. летназад (ширина его 4,5 м, длина 6,5 м), изображен всадник-мужчина передсидящим женским божеством. Круглая скульптура, барельеф, силуэтные иполихромные плоские рисунки вырезались из дерева или шились из войлока,кожи, меха, ниток, волоса, делались из листового золота и серебра, олова,минеральными красками. Интересны сцены борьбы зверей - нападения тигров илибарсов на оленей и быков, воспроизведенные аппликацией на седельныхпокрышках; изящны скульптурные фигурки оленей, стоящие на шарах, и т.п.Картины татуировались и на теле людей. Татуировались грудь, спина, обе ноги.Основной мотив татуировки - изображения фантастических животных. Большинствофигур изображено в стиле скифского звериного стиля. ДОКЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ (мезолит поздний) - период каменного века допоявления керамики, но с наличием бесспорных следов сельского хозяйства.Начало Иерихон - IX тыс. до н.э., конец Рас-Шамра - VI тыс. до н.э. Однакопараллельно с ним существовали и памятники с керамикой иземледельческо-скотоводческим хозяйством (Гандж-Даре, Джармо и др.). ДОЛИНА ЦАРЕЙ - пустынная равнина на берегу Нила напротив Фив. Гробницыфараонов с 1580 г. до н.э. В 1922 г. археолог Г. Картер нашел здесьнеразграбленную гробницу Тутанхамона. ДОЛЬМЕН - мегалитическое сооружение. Обычно состоят из вертикальнопоставленных каменных плит, перекрытых сверху плитой (Средиземноморье,Атлантическое побережье Европы, Кавказ, Крым). Д., обнаруженные на юге нашейстраны, были построены ок. 5 тыс. лет назад. Рус. население их называет"богатырскими хатами", адыгейцы и абхазы - "домами карликов (испун)", уменгрелов они - "дома великанов" и т.п. Это довольно сложные иногдасооружения из многотонных каменных плит. В простейшем виде это 4 крупныекаменные плиты, поставленные на ребро и перекрытые сверху плитой. Плиты этидовольно тяжелые, иногда каждая из них весит десятки тонн. Они, как правило,закрыты со всех сторон, лишь небольшое отверстие ведет внутрь этого большогокаменного ящика. Пролезть в него человеку обычно трудно, так как диаметр егоневелик, а между тем сам Д. имеет иногда размеры, не уступающие размерамдревнейших жилищ (2-3 м и более в длину и столько же в ширину). Напр., Д. уГеленджика имеет внутри размеры 2х1,7 м, а длина плиты 3,5 м. Бывают Д.,общая площадь которых превышает 70 м2. Внутренняя часть дольмена,как правило, трапециевидной формы, потолок высоко поднят над основанием.Известны и многогранные дольмены, сложенные из 11-16 плит в виде башни скровлей. В целом Д. довольно сложные архитектурные сооружения, строитькоторые древнейший человек научился, без сомнения, далеко не сразу.Назначение Д. точно не известно, но предполагается, что они служили длязахоронения костей человека. ДОЛЬНИ ВЕСТОНИЦЕ - позднепалеолитическая стоянка в Ю. Моравии.23650 170 г. до н.э. Найдены жилища, обложенные костями мамонта с орудиямииз кремня граветтского типа, украшения из кости мамонта, фигурки животных иженщин из обожженной глины. ДОМЕСТИКАЦИЯ (от англ, domesticated - одомашнивание) - приручениеживотных и разведение их человеком. Домашними животными считаются лишь те,которые способны размножаться в неволе. Доказательством этого могут бытьостатки упряжки, изображения животных в ситуации домашних или обнаруженныена костях животных изменения в скелете, появившиеся в результате жизнимногих поколений в домашних условиях. Соотношение костей взрослых имолодняка также показывает, были ли животные домашними. Охотники забивают вравной степени животных всех возрастов, ранние скотоводы предпочиталиотбирать для одомашнивания молодняк. Прирученные детенышами животныевыращивались и шли в пищу, не успев дать потомства. Стадо пополнялось новымидетенышами. Так делали недавно туземцы Больших Андаманских островов инегритосы Малайского полуострова. Они помещали пойманных на охоте молодыхкабанов в загоны внутри своих поселений и кормили их, пока те не вырастут.Малайцы на Никобарских островах держат полуручных кабанов, выпуская гулятьих по очереди. Древние бритты, по свидетельству Страбона, огородив обширноепространство поваленными деревьями, строили в нем хижины и размещали скот.Первыми были одомашнены собаки - в мезолите, потом овцы и козы, крупныйрогатый скот и несколько позднее - свиньи. Каждое из первых домашнихживотных было доместицировано в различной области: овца - на высокогорьеТурции и Ирака, коза - в Загросских горах в Иране, крупный рогатый скот - наАнатолийском плато в Турции. Период одомашнивания завершился между 9000-7000г. до н.э. На Ближнем и Среднем Востоке изучено 5 стоянок этого времени:Зави-Чеми Шанидар (в С. Ираке) - 9000 г. до н.э., Чайеню (в Ю.-З. Турции) -7000 г. до н.э., Гандж-Даре (8500 г. до н.э.) и Али-Кош (7000 г. до н.э.) в3. Иране и Мурейбит (в С. Сирии) - 8000 г. до н.э. На всех стоянках, кромеМурейбита, найдены останки домашних животных, в Зави-Чеми и Чайеню - овца, вГандж-Даре и Али-Кош - коза. В VII тыс. до н.э. доместицированы крупныйрогатый скот и свинья. Крупный рогатый скот мог быть самостоятельноодомашнен и в Европе. Кости крупного рогатого скота впервые найдены напоселении Чатал-Гуюк в Анатолии (6400 г. до н.э.). Около 6500 г. до н.э. вкостях всех домашних животных видны четкие следы изменения в их скелетах,появившиеся в результате Д. Лошадь была одомашнена в степях и лесостепях Ю.Приуралья и С. Понто-Каспия в VI тыс. до н.э. В IV-III тыс. до н.э. былиздесь уже коневодческие поселения (Ботай). На Ближнем и Среднем Востокелошадь появляется лишь во II тыс. до н.э. Переход от жизни за счет охоты ксельскому хозяйству ок. 11-12 тыс. лет назад называют неолитическойреволюцией. Когда на Среднем Востоке появились первые домашние животные, на с.умеренной зоны Европы обитали еще мамонты. Бивни мамонта из стоянки Кунда (вПрибалтике) датируются 7780 260 г. до н.э., в Берелехи (Сибирь) мясо мамонтадатируется 8370 90 г. до н.э., в Костенках (под Воронежем) кости мамонтадатируются 9000 200 г. до н.э. (см. табл. на с. 56-57). ДОМЕСТИКАЦИЯ СОБАКИ И КОШКИ - все домашние животные, кроме собаки икошки, снабжали человека мясом. Это были запасы мяса на копытах. Собакасопровождала человека на охоте и помогала найти домашних животных. Кошка,казалось бы, бесполезное животное, однако она в древности была окруженапочетом. Ок. 2500 лет назад Геродот посетил Египет и рассказывал: "Во времяпожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся отушении пожара, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те всеже успевают проскользнуть между людей и... бросаются в огонь. Это повергаетлюдей в великое горе. Если в дому околеет кошка, то все обитатели сбриваютсебе брови. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребаюттам в священных покоях". Самые древние останки домашней кошки найдены впоселках первых земледельцев 9-тысяче-летней давности. Вокруг этих поселенийвсе испещрено ходами грызунов. Мыши и крысы уничтожали хлеб - и немало. Дажесейчас в Англии ежегодно 5 крыс съедают столько же зерна, сколько хватитчеловеку на целый год. Грызуны приносят вред и посевам. К ядам онипривыкают, мышеловки обходят. Страшнее кошки для них до сих пор никого нет.Значит, кошка тоже немало послужила человеку. Не зря потомки египетскогокота давно завезены в Европу, видимо, вместе с земледелием. Правда, на с.Европы была приручена дикая европейская кошка. Потом кошки слились в одинвид. И сейчас еще можно встретить длинноухих, длинноногих потомковегипетского кота вместе с коротконогими, короткохвостыми, короткоухимиевропейскими кошками. ДОМИК МЕРТВЫХ - деревянная или каменная модель жилища, служившаягробницей и размещавшаяся обычно под курганом. ДОРИЙЦЫ - группа племен, которые, по данным др.-греч. литературы,вторглись с с. в Ю. Грецию после упадка микенской культуры. Археологическипрослеживаются плохо. ДРЕВЛЯНЕ (ДЕРЕВЛЯНЕ) - славянское племя, обитавшее в лесах к с.-з. отКиева ("зане седоша в лесехъ", - говорит летопись). Название племя иполучило от лесов. Д. имели полугосударственную организацию. В летописирассказывается о князьях и "лучших мужах", дружинниках. До сер. X в. междудревлянскими и киевскими князьями происходили военные столкновения. В связис этим автор Повести временных лет (киевлянин) старается описывать их вчерном цвете: "...Древляне живяху звериньскимъ образом, живуще скотъски:убиваху друг друга, ядаху вся нечисто, и брака у них не бываше, но умыкивахуу воды девицы". Древлянские курганы отличаются скоплениями золы и угольков внасыпях всегда выше трупоположений. Обычно это тонкая зольно-угольнаяпрослойка в центре кургана. На с. Д. соседствовали с дреговичами. Самыедревние курганы Д. были курганы с трупосожжениями и урнамипражско-корчаковского типа. ДРЕВНЕБЕРИНГОМОРСКАЯ КУЛЬТУРА - культура побережья Берингова моря. СIII в. до н.э. до первых веков н.э. ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО - искусство Древней Руси. Дохристианскоемировоззрение можно представить по рус. народным сказкам. Изображения богови богинь в то время большей частью делались из дерева и до нас не дошли.Кроме того, они уничтожались на протяжении веков. О скульптуредохристианской Руси можно судить лишь по их небольшим фрагментам и обломкам,найденным при раскопках в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и в других местах.До 80-х г. XX в. был известен всего один целый памятник др.-рус. каменнойскульптуры - Збручский идол, найденный в середине прошлого века и хранящийсяв музее Кракова. Идол с р. Збруч (приток Днестра) представляет собой высокий(2,7 м) 4-гранный столб, на каждой из 4 сторон которого изображены различныефигуры, расположенные 3 ярусами. Предполагается, что 3 горизонтальных ярусаизображений символизируют деление вселенной славянами на небо (мир богов),землю (мир людей) и подземный мир, таинственные обитатели которого держат насебе землю. Верхняя часть столба - общая для 4 богов шапка. Под ней в ростизображены 4 фигуры. На главной лицевой стороне - богиня плодородия. Околоидола располагался жертвенник - круг, сложенный из булыжников. Ров образует8 дугообразных лепестков. В каждом из них во время праздника горелритуальный огонь. Языческие капища в виде небольших (14-30 м) площадок со рвом и валомвстречаются во многих местах. Если в низменных местах такие святилищазанимали естественное или специально насыпанное возвышение, то в холмистыхони сооружались на главных вершинах возвышенности. Такое святилище в С.Буковине было обнаружено около ключей в Ржавинском лесу. Округлая площадкавершины холма была окружена валом диаметром 24, шириной 5 - 6 и высотой 1,5м. На вершине вала найдены специальные площадки из камней для жертвенныхогней и 4-гранный столб высотой 2,5 м без украшений, который в древностистоял в центре площадки. После принятия христианства он был сброшен в ров. Дохристианская Русь знала и литье, и чеканку, керамику и вышивку,владела тонким искусством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи -бронзовые амулеты и украшения: звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны(древние серьги и ожерелья), осыпанные зернью, увитые сканью. В узоры этихизделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры - славянскийвариант "звериного стиля". Традиции языческих времен сохранялись и после крещения Руси. Несмотряна запрещения изображать что-либо на стенах храмов, кроме орнамента иживописи, мастера-каменотесы при сооружении их ухитрялись вырубать из камняи запрещенную скульптуру. Недалеко от Владимира находится одно изпрекраснейших зданий всей др.-рус. архитектуры - церковь Покрова на Нерли,построенная в 1165 г. Сейчас она стоит уединенно на берегу р. Старицы ивоспринимается не только как памятник архитектуры, но и как скульптура. Какстатуя она вертикальна, устремлена ввысь. Высотность смягчена мотивомполукружия: полукружием закомар, перекрытий, декоративных арочек, дверей и,наконец, венчающим полушарием главы, которая раньше была шлемовидной. Стеныоживляет рельеф, который не ограничивается пилястрами и аркатурой: взакомарах сделаны лепные украшения. Посередине их - человеческая фигура смузыкальным инструментом, по бокам львы, грифоны, ниже загадочные женскиемаски. Аналогичная, но более богатая скульптура сплошь покрывает стеныДмитриевского собора во Владимире. К центральной фигуре Давида с обеихсторон тесными рядами идут всевозможные существа - ангелы, животные, птицы,языческие кентавры и грифоны. Здесь также представлены старые божества -олицетворения природных сил, те самые фантастические твари, которыевстречались еще на дохристианских украшениях "звериного стиля", которые ипотом, столетия спустя, вплетались в заставки и буквицы рукописныхевангелий. В XI в. строились богато украшенные храмы св. Софии в Киеве, Новгороде,Полоцке. Софийский храм в Киеве был украшен мозаиками и фресками греч.мастеров, но в них заметно и влияние рус. художников. Мозаика сохраняет всюкрасочность и линейную изысканность зрелого византийского стиля, но в нихменьше созерцательного спиритуализма, больше жизненной энергии, прямойобращенности к людям. Богородица в конце апсиды Киевской Софии, стоящая своздетыми руками - Оранта (молящаяся), считалась олицетворением "материгородов русских". По легенде - пока стоит эта "Нерушимая стена", будетстоять и Киев. Облик и поза Оранты, оберегающий жест поднятых рук напоминалиБерегиню славян. Фигура Оранты кажется живой: она как будто идет навстречу,смотрит в глаза всем, кто входит в храм; золотой нимб над ее головой яркосветит даже в сумерках. По сравнению с владимирскими новгородские церкви выглядят приземистыми,скупыми на украшения, но зато крепко сшитыми. Внутри они расписывались,снаружи их стены большей частью росписи и скульптуры не имели. Мозаичнаятехника развития не получила, но зато обрела жизнь фреска (живопись по сыройштукатурке). Наиболее интересная роспись конца XII в. была в разрушенномфашистами храме Спаса на Нередице. Сохранилась лишь незначительная часть егофресок. Они представляют собой целую галерею новгородских жителей воблачении христианских святых - мужественные, коренастые, суровые фигуры.Среди них много бородатых старцев: при родовом строе особо чтились старики -родоначальники большой семьи. Проявились здесь и образы "дедов-сказителей",которые позднее изображались как старцы русских монастырей, русскиеотшельники. Росписи Феофана Грека (XIV в.) продолжают традиции новгородскойфрески, но он вносит в нее динамичность: порывистые белые штришки - "движки"оживляют темно-терракотовые узкие лики, подобно молниям. Его "СтарецМакарий" на фреске Спасо-Преображенской церкви в Новгороде - человек,обуреваемый страстями. Традиции фресковой живописи продолжались в иконописи. ДРЕВНЕЯМНАЯ КУЛЬТУРА - культура, которую чаще называют просто ямной.Бронзовый век. Занимает территорию от Урала до Днестра. Названа по обрядупогребения в ямах под курганами. Покойники помещались в могилы на спине сподогнутыми ногами. Инвентарь беден - остродонные и круглодонные сосуды,топоры, медные ножи, изделия из камня редки. Встречаются повозки. ДРЕВНЯЯ СУША - существовавшие в палеозое два огромных материка: на с. -Лавразия, на ю. - Гондвана. Все современные материки были частями Лавразииили Гондваны. После распада их сформировались современные материки. ДРЕГОВИЧИ - восточнославянское племя. По Повести временных лет Д.занимали территорию между Припятью и Западной Двиной. В IX в. здесь былараспространена кремация покойников. В X-XI вв. хоронили уже по обрядутрупоположения в грунтовые могилы и реже в подкурганные насыпи. Характернысвоеобразные височные кольца, кольцеобразные перстни, металлические бусы,покрытые зернью. Археологические границы ограничены на с. верховьями Неманаи средним течением р. Березины. ДРИОПИТЕКИ - ископаемые человекообразные обезьяны. Предки современныхгориллы и шимпанзе. ДРОМОС - коридорный проход к погребальной камере коридорной гробницыили толоса. ДУЛЕБЫ - одно из древнейших племенных объединений славян. Упоминается вписьменных источниках с VII в. Нападение на Д. авар произошло при императореВизантии Ираклии (610-641). Повесть временных лет сообщает о Д. как опрежних жителях Волыни: "Дулебы живяху по Бугу, где ныне волыняне". К Д.относят памятники Луки-Райковецкой культуры и более ранниепражско-корчаковские памятники. Дулебское племенное образование распалось досложения древнерусского государства. Предполагается, что после распададулебского племенного союза образовались на его территории племенные союзыволынян (бужан), древлян, полян и отчасти дреговичей. ДУНАЙСКАЯ КУЛЬТУРА - первая земледельческая культура Центральной и В.Европы. Неолит и энеолит. V-III тыс. до н.э. Линейно-ленточная керамика. Напоселениях Биланы, Кельн-Лиденталь исследовано много больших бревенчатыхдомов. Сменилась культурами с накольчато-ленточной керамикой. ДУХ ТАМЕРЛАНА - археологическая легенда. Тамерлан (Тимур, Тимурленг,1336-1405) - среднеазиатский полководец. Захватил власть в Мавераннахре(область между Амударьей и Сырдарьей с городами Самарканд, Бухара, Ходжент).Совершал грабительские походы в Иран, Индию, Турцию, захватил Хорезм,разгромил Золотую Орду. Д. Т. - легенда о том, что война началась потому,что была вскрыта гробница Тамерлана в Самарканде и оттуда вышел дух войны.Миф основан на том, что раскопки гробницы Тамерлана начались 16 июня 1941 г.в связи с постройкой у мавзолея Гур-Эмир гостиницы "Интурист". Строителигостиницы перекрыли один из арыков, и вода пошла в гробницу и затопила весьсклеп. Стала разрушаться мумия, кости Тимура стали покрываться кристалликамигипса. Нависла угроза гибели захоронения древнего властителя. Раскопки велМ. М. Герасимов. При вскрытии герметизированного гроба 19 июня 1941 г.испарения ароматических веществ заполнили помещение гробницы, что послужилооснованием легенды о "духе Тамерлана". Через 2 дня началась ВеликаяОтечественная война. ДЬЯКОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Волго-Окского междуречья. Названа поДьякову городищу (Москва, Коломенское). "Текстильная" керамика. VIII-VIIвв. до н.э. - VII в. н.э. Скотоводство и охота, начало земледелия. Скифскиеукрашения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяютсяжелезными, а цветные металлы используются больше на украшения. Известныглиняные грузики. Считаются предками мери, муромы, веси (финно-угры?). ДЮКТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА - верхний палеолит С. Сибири. 35-12 тыс. лет назад.Наконечники копий имеют сходство с американскими палеолитическими.Предполагают в связи с этим, что именно дюктайцы заселили первыми Америку. ЕГИПТОПИТЕК - род ископаемых человекообразных обезьян (олигоцен,Египет). ЕЖМАНОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Польши, поздний палеолит. 38160 1250лет назад. ЕЛОВСКАЯ КУЛЬТУРА - культура 3. Сибири. Бронзовый век. Конец II тыс. дон.э. ЕРБАБА - поселение вблизи о. Вейзир в Турции, датированное ок. 6000 г.до н.э. Имеются довольно ранние останки домашних животных. Найдены костиовцы, козы, крупного рогатого скота, нет костей благородного оленя илисвиньи. Дома из булыжника, который привозился откуда-то издалека и былуникальным строительным материалом в этом регионе. Каменные орудиянаполовину изготовлены из анатолийского обсидиана. Есть орудия изполированного камня и керамика. Фигурки из глины изображают только человека,но не животных, как это было на других стоянках того же времени в Турции.Население жило за счет продуктов земледелия и животноводства. Овца, видимо,была главным источником мяса, тогда как коза и крупный рогатый скотсодержались для получения других продуктов.






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 338. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия