Студопедия — Примечания 9 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Примечания 9 страница






Т

ТАБУ - термин этот ввел известный мореплаватель и исследователь XVIIIв. капитан Кук из наблюдений над жизнью родовых общин в Полинезии. Т. -строжайший запрет, который как бы берет под защиту некоторые наиболеесущественные стороны общественной деятельности, общественного быта и личнойжизни людей. Т. охраняет важных лиц - властителей и священников, слабых -детей и женщин, охраняет от опасности, связанной с прикосновением к трупуили с употреблением отравленной пищи. Т. охраняет и важные жизненные события- роды, посвящение во взрослые, сексуальную деятельность, личную иобщественную собственность и т.д. Герман Мелвилл, в 1842 г. бежавший скитобойной шхуны и несколько месяцев проживший среди племени людоедов тайпина о. Нукузива (Маркизовы о.), рассказывает: "Нередко, гуляя по рощам, язамечал на каком-нибудь хлебном дереве или на кокосовой пальме особый венокиз листьев, обхватывающий ствол. Это был знак табу. Само дерево, его плоды идаже тень, им отбрасываемая, объявлялись неприкосновенными... Хитрыенеобъяснимые запреты - одно из примечательных черт табу. Перечислить их всебыло бы просто немыслимо. Черные кабаны, младенцы до определенного возраста,женщины в интересном положении, молодые люди во время татуировки их лица, атакже некоторые участки долины, пока идет дождь, равно огражденызапретительной силой табу". Мелвилл рассказывает, как один из подвыпившихкапитанов в ответ на предостережения товарищей ответил: "Пошли вы со своимтабу!" И стал стрелять священных птиц, рвать плоды запретного дерева и т.п.Индейцы с ужасом ждали, когда небо поразит осквернителя смертью, но этого неслучилось... Но когда уставший от буйствования капитан попытался напиться вручье - путь ему был прегражден, не пустили его и под навес, где оннамеревался укрыться от солнца... А бывали случаи, когда чужеземцев,нарушивших Т., просто убивали. 3. Фрейд приводит пример силы Т. Однажды наНовой Зеландии племенной вождь в пути бросил остатки своего обеда.Оказавшийся тут же голодный парень подобрал обед и съел его. Увидевший этодругой человек с ужасом сказал ему, что он съел табуированный обед вождя.Услышав это, здоровый и сильный человек упал в мучительных судорогах и квечеру следующего дня умер. Или вождь племени маори потерял зажигалку.Соплеменники нашли ее и попользовались ею. Но когда они узнали, что назажигалку было табу, умерли от страха. Женщина собирала плоды в месте,объявленном Т. Когда она узнала, что нарушила Т., то через сутки умерла отстраха. Ничего невероятного в этом нет. Современной медицине известно многослучаев смерти от страха. Один из таких случаев недавно описан в печати. Вбольницу легла на операцию 43-летняя женщина. Операция была легкой исовершенно неопасной. Но женщина испытывала ужасный страх, и пришлосьприменить легкий общий наркоз. Женщина проснулась еще в операционной впрекрасном состоянии, если не считать томившего ее страха и уверенности, чтос операционного стола ей не встать. Час спустя наступил конец. Вскрытие телапоказало, что все внутренние органы в полном порядке и лишь надпочечникисильно кровоточат от чрезмерной перегрузки. А усиленная работа надпочечниковнужна в часы величайшего физического и нервного напряжения. Оказывается,когда умершей было 6 лет, гадалка напророчила, что она умрет в возрасте 43лет. Суеверная женщина помнила это, ждала смерти, и, когда ей исполнилось 43года, но появилась нужда в операции, решила, что с операционного стола онане встанет. А страх перед смертью, перед потусторонним был, рос и вызвалнервное напряжение, приведшее к смерти. ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Сибири. Минусинская котловина. Железныйвек. VII-II вв. до н.э. ТАЗАБАГЬЯБКСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Средней Азии, низовья Амударьи.Сер. и вторая половина II тыс. до н.э. Поздняя бронза. ТАРДЕНУАЗ - культура Франции. Заключительная часть мезолита (VII-V тыс.до н.э.). Микролитическая техника, трапеции преобладают высокиесимметричные. Сменяет советерр. Предшественник неолита с производящимхозяйством. ТАРПАН (лошадь Гмелина) - дикая (или одичавшая?) лошадь, прирученаскифами. Истреблена к 1878 г. ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТОВИЧ (1686-1750) - видный государственный деятель,основатель Екатеринбурга, астраханский губернатор. Наряду с интенсивнойгосударственной деятельностью занимался большой научной работой. Т. создалмноготомную "Историю Российскую с самых древнейших времен". Многоисторических и этнографических сведений содержится в "Лексиконе Российском"- первом энциклопедическом словаре России, над которым он работал в1744-1745 г. Исключительный интерес представляет анкета, разосланная Т.местным чиновникам для сбора историко-географических сведений. Первый разэта анкета была разослана в 1734 г. и состояла из 92 вопросов. Во второй редакции 1737 г. она содержала уже198 вопросов. В том числе в ней были вопросы, касающиеся названий народов,их происхождения, прежней организации власти, ремесел, семейных и правовыхобычаев, обрядов, верований и т.п. Т. требовал такта при опросе населения:"Сии все обстоятельства испытывать без принуждения, но паче ласкою и чрезразных искусных людей, знающих силу сих вопросов и язык их основательно...Остерегать же и то, чтоб кто... умысленно в поношение или хвастание чеголишнего не прибавил, или истинного не убавил, дабы тем правости не повредил,понеже многие глупые люди лжами хотят себе честь или пользу приобрести, но втом всегда обманываются". Ответы на анкеты были использованы Татищевым в егоисторико-географических работах. Крупнейший труд Т. - "История Российская ссамых древнейших времен". Одним из первых в рус. историографии он попыталсясоздать собственную периодизацию рус. истории: господство единовластия(862-1132), нарушение единовластия (1132-1462), восстановление единовластия(с 1462 г.). Путешественник Лерхе, посетивший Россию, писал: "В Астраханигубернатором был известный ученый Василий Никитич Татищев... Он говорилпо-немецки, имел большую библиотеку и был сведущ в философии, математике иособенно в истории. В религии он придерживался особых убеждений". Татищевсчитал, что "разность вер великой в государстве беды не наносит... понежеумному до веры другого ничего не касаемо". ТАФОНОМИЯ - наука, изучающая закономерности и условия захоронениярастений и животных. ТАШБУЛАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - неолит Ю. Зауралья и Урало-Тобольскогомеждуречья. VI-V тыс. до н.э. Поселения с богатыми мастерскими по обработкеяшмы Ташбулатово I, Мурат I, Мысовая II, Сабакты III и VI и др.). Керамикана раннем этапе с тальком, декор - прочерченные линии, на позднем -гребенка. На раннем этапе - единичные геометрические микролиты янгельскоготипа. Кости овцы, козы, лошади. ТАШТЫКСКАЯ КУЛЬТУРА - культура В. Сибири, бассейн Енисея. Железный век(II в. до н.э. - V в. н.э.). ТЕЙЯК - культура 3. Европы. Средний палеолит. Предшествовала исосуществовала с мустье. Отщепы без ручных рубил. ТЕМПЕРАТУРНАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ - сейчас средняя температура воздуха Земли14,2, 3 млрд. лет назад была 71, 600 млн. лет назад 20. ТЕОТИУАКАНСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Мексики. Цивилизация (300 г. до н.э.- 1000 г. н.э.). Строительство пирамид. ТЕРМОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЙ МЕТОД - метод датировки по измерению свечениягорных пород при нагревании. Датируют от 1,5 млн. до 20 тыс. лет назад. ТЕРРАМАРЫ - свайные поселения на холмах из мегреля в речных поймахИталии. Долина р. По. Сер. II тыс. до н.э. - I тыс. до н.э. ТЕРРАСЫ РЕЧНЫЕ - ступени рельефа вдоль берега рек (см. Речные террасы). ТЕТИС - океан, существовавший от 500 до 25 млн. лет назад. Остатки его- Средиземное и Черное моря. ТЕШИК-ТАШ - палеолитический памятник на Памире. Дисковидные иподпризматические нуклеусы леваллуазского типа, пластины, скребла. В верхнемслое - погребение мальчика-неандертальца. Его могилу украшалиперекрещивающиеся рога горного козла. ТИЛЛЯ-ТЕПЕ - поселение эпохи бронзы и могильник кушанской эпохи вАфганистане. Исследовался в 70 - 80-е г. XX в. российскими археологами.Московский археолог В. И. Сарьяниди открыл могильник раннего железа ираскопал 2 погребения с 20 тыс. массивных золотых украшений,инкрустированных драгоценными камнями и сердоликом. Зарубежные изданиясравнивали открытия в Т.-Т. с открытием гробницы Тутанхамона. ТИПОЛОГИЯ - один из основных методов классификации и сравненияархеологических находок. ТОЛСТАЯ МОГИЛА - скифский царский курган в Днепропетровской области.Раскопан в 1971 г. У рва, окружавшего курган, много костей животных и битойпосуды - следы тризны. Найдены золотая пектораль, железные мечи в золотыхножнах. Рядом с центральной могилой - две конские гробницы с 6 конями и 3"конюхами". В боковой гробнице - погребение молодой женщины в золотомголовном уборе, с золотой гривной, браслетами, перстнями, подвесками. Рядомпогребения трех "слуг" и ребенка. У ребенка одежда покрыта золотымиукрашениями, около него лежали серебряные сосуды. ТОПОНИМИКА (от др. греч. "топос" - место, местность и "онома" - имя) -наука, которая занимается выяснением происхождения и развития географическихназваний. Интерес к происхождению географических названий возник оченьдавно. В "Книге Большому чертежу" и "Чертежной книге" С. Ремизова содержатсяважнейшие топографические данные. В трудах М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева,Г. Ф. Миллера и др. уже есть попытки аналитической трактовки топонимов.Важный вклад в Т. внесли А. X. Востоков, М. А. Кастерен, В. И. Даль. Основысибирско-тюркской и монгольской топонимики заложил известный рус. археологВ. В. Радлов. Видный историк того времени Н. И. Надеждин считал, чтоизучение истории должно начинаться с географической карты. Он писал:"Топонимика - это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческаязаписывается в географической номенклатуре". Рус. филолог Я. К. Грот считал,что "топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякогозначения. В нем по большей части выражается или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта местности,или намек на происхождение предмета, или, наконец, какое-нибудьобстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения". Терминология Т.: Антропоним - имя, фамилия, прозвище людей. Антропотопонимы - этоназвания, основу которых составляют имена (Ивановка, Вашингтон и т.п.). Ареал в Т. - область распространения тех или иных топонимическихфактов, повторяющихся моделей, однотипных географических терминов и т.д.Напр., ареал названий с окончанием на -ичи (Барановичи, Сухиничи). Гидроним - собственное название реки, озера, ручья, болота, источника,колодца. Иногда различают пелагонимы - названия морей, лимнонимы - названияозер, потамонимы - рек, гелонимы - болот. Детопонимизация - превращение собственного географического названия внарицательное (город Бостон, ткань бостон, государство Панама и шляпапанама, город во Франции Тюль и ткань для занавесок - тюль и т.д.). Изоглосса - линия на географической карте, показывающая границыраспространения отдельного языкового явления в разных его местных вариантах. Калька - переводная копия названия, меняющая форму названия, но не егосодержание и сохраняющая его этимологию (Белгород - турецкое АккерказахскоеДжетысу; Пятигорск - тюркское Бештау и т.д.). Метафорические названия - образные, иносказательные (скала Чертовпалец, ущелье Железные ворота). Для метафорических местных терминовиносказательно используют названия частей тела человека и животных, посуды,строительных деталей и т.д. Напр.: горло, гирло, тюрк, "богаз" - пролив,проход; подошва - низ горы; нем. "horn" - рог (острая вершина), монг. "ам" -рот, пасть (долина, падь, проход в горах), "ар" - спина (север, северная,задняя сторона). Микротопонимия - совокупность местных географических названий длянебольших объектов, известных только местным жителям. Народная этимология - объяснение по внешнему созвучию, по случайномуфонетическому сходству, что приводит к переосмыслению названия. Напр., отназвания речки Сарысу (тюрк. "Желтая вода") произошло название реки Царица иназвание города Царицын. Ороним - собственное название гор, холмов, гряд, межгорных котловин,ущелий и других орографических объектов. Первичный топоним - исходное, наиболее древнее географическое название,от которого со временем происходят идентичные, но уже вторичные названиядругих объектов. Имя реки Москвы дало вторичные названия городу Москве,Московской области и т.п. Посессионные названия - возникли из фамилий феодалов, помещиков,чиновников: Голицыне или Шереметево под Москвой. Спелеоним - собственное название пещер. Топоним - всякое собственное географическое название.; Топонимический спектр образуется географическими названиямиопределенной территории, по своему происхождению относящимися к разнымязыкам. Напр., на Урале такой спектр состоит из финно-угорских, самодийских,тюркских, славянских и иранских элементов. В топонимическом спектрегидронимов Молдовы 59% славянских названий, молдавских - 20%, венгерских -16%, тюркских - 5%. Хороним - название больших областей, стран, обширных пространств. Этимология географических названий - их происхождение, выяснениесодержания и отношений с подобными (например, рус. Новгород, ит. Неаполь,финикийский Карфаген, англ. Ньюкасл, таджикский Дженги-Шаар означают "Новыйгород"). ТОПОР - тяжелое рубящее орудие из камня или металла, в котором рабочеелезвие параллельно и симметрично оси топорища. Основное назначение топора -обработка дерева, но иногда он использовался как оружие. Каменное илиметаллическое орудие для обработки дерева с асимметричным в профиле лезвиемназывают теслом. Тесло использовалось до появления пилы для очистки дереваили долбления лодок, корыт и т.д. ТОРГОВЛЯ В КАМЕННОМ ВЕКЕ - на Ближнем и Среднем Востоке еще в древностибыли открыты месторождения обсидиана. Оба - в Анатолии (Турция). Одно из них- недалеко от оз. Ван, другое - в долине р. Конья. Еще в конце палеолитаобсидиан здесь добывали для обмена. В мезолите орудия из анатолийскогообсидиана распространяются на тысячи км. На стоянке Джармо в совр. Ираке 60%орудий было сделано из обсидиана, добытого почти в 500 км от этой стоянки. ВАли-Кош обсидиан приносили тоже из Анатолии. В Бейде (Иордания) орудиясделаны также из анатолийского обсидиана. В целом в 10000-5000 г. до н.э.выделяют 3 крупные зоны торговли обсидианом. Одна охватывает всю в. частьАнатолии - здесь снабжение обсидианом шло из Чатал-Гуюка (С. Турция). К этойже зоне примыкает и частично захватывает ее другая зона. Она охватывает всюв. часть Средиземноморья. Это тоже зона торговли чатал-гуюкским камнем.Третья зона охватывала территорию от в. берега Средиземного моря до горЗагроса, Армянского нагорья и до низовьев Тигра и Евфрата - почти доПерсидского залива. Иными словами, она охватывала совр. Сирию, Палестину,Иран и Ирак. В 5000-3000 г. до н.э. образуется новая зона торговлиобсидианом - с Армянского нагорья. Расширяется зона торговли в Ю.Месопотамии. Теперь торговля обсидианом из Закавказья идет по всему СреднемуВостоку: от ю. берега Каспийского моря до Саудовской Аравии и Пакистана,включая всю Месопотамию, побережье Персидского залива, Ю. Прикаспий. Значит,еще ок. 100 веков назад, в мезолите, в самом начале перехода к сельскомухозяйству, образовался огромный рынок обсидиана, которым были охваченытогдашние обитатели Турции, Иордании, Ирана и Ирака. Фр. археологи считают, что в Мергар (Пакистан) ок. 10 тыс. лет назад"пришли" микролиты из Средней Азии. Однако "рогатые" микролиты в Приаралье иПриуралье были более поздними, чем в Мергаре! Здесь более древние микролитыделали без выемок по верхнему основанию, рогатые появились позднее. ВМергаре же рогатые трапеции были самыми древними. Скорее всего, что не вПакистан пришли люди с с., а, напротив, ю. население пришло на с. Впрочем,несомненно одно - связи Приаралья и Приуралья в каменном веке были широкими.В шумерской поэме об Энмеркере богиня Инанна так напутствует посланца царя: Пусть поднимется он на горы, Пусть спустится с гор Перед Аншана, Пусть падет ниц, как юный певец, Устрашенный мощью великих гор, Пусть идет по дороге, попирая прах... С таким напутствованием богини посланцы, видимо, довольно частоотправлялись по торговым делам из городов Месопотамии в дальние страны. Иэто не удивительно - ведь города эти не могли жить без торговли, без обмена,ибо в Месопотамии не было ни камня, ни дерева, ни золота, ни серебра: всенужно было покупать в других странах. А ведь здесь строили превосходныедворцы, храмы. По многометровым стенам городов можно было проехать сразу надвух тройках лошадей. И все это украшалось и золотом, и драгоценнымикамнями, широко использовалось дерево и т.п. И все это получалимесопотамские города за счет торговли. Некоторые ученые полагают, что самипо себе эти первые города возникли из-за торговли. Мелкие общины, начавшиезаниматься сельским хозяйством в долине Тигра и Евфрата, нуждались во многихтоварах (дереве, камне, украшениях). Добыть это можно было только за сотни итысячи километров от них. Самим этим мелким общинам было не под силунаправлять так далеко экспедиции. И вот тогда они стали объединяться вокругхрамов и снаряжать общие отряды для похода на с. и за камнем, и за золотом,и за деревом. Это-то и объединяло эти мелкие общины. А уж потом они сталисроить большие плотины и города. По дошедшим до нас первым письменным документам 70 веков назад торговыепути в основном шли на с. Сейчас они изучены от Ю. Месопотамии до СреднейАзии. Однако не исключено, что эти торговые пути шли и дальше, вплоть до Ю.Урала, где было особенно много драгоценных камней и золота. Лишь ок. 50веков назад стали развиваться торговые пути в других направлениях. Накартах, составленных по древним материалам от 3350 до 3150 г. до н.э., самыйдлинный торговый путь идет из Месопотамии на с.-в. мимо ю. берега Каспия доСредней Азии и далее, видимо, вдоль восточного берега Каспийского моря доУрала. В 3050-2900 г. до н.э. прокладывается торговый путь в Афганистан итолько в период с 2750 до 2650 г. до н.э. торговый путь на с. забрасывается.Основывается морской путь в Индию. На островах Персидского залива строятсяспециальные морские порты для остановки судов на столь длительном пути.Возникают торговые города на с.-в. Аравийского полуострова. Торговые путипротягиваются в сторону Индии на 5 тыс. км и более. Морской путь в Индиюзаменил более короткий, но трудный и опасный сухопутный путь на с. до Урала. ТРАДИЦИЯ (от лат. "traditio" - передача) - явление материальной илидуховной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающеесяот поколения к поколению. В результате целенаправленной деятельности людейвозникают новые элементы культуры - инновации (от лат. "innovatio" -обновление), которые намеренно сохраняются и наследуются в пределах этноса.Инновация становится традицией. В ранней истории человечества традиции быличрезвычайно устойчивы. В наше время обновление жизни ведет к разрушениюмногих традиций, иногда не только отживших, но и прогрессивных. ТРБ - культура Ютландии..IV-III тыс. до н.э. Неолит. Поселки состоялипримерно из 50 прямоугольных домов. Внутри домов была мебель, сделанная изкаменных плит. Там же найдены остатки костей домашних животных и культурныхрастений. Это были поселки первых земледельцев и скотоводов С. Европы.Умерших в ТРБ хоронили в продолговатых курганах или каменных ящиках.Коллективные усыпальницы строили из камня, очень похожие на поселки скомнатами, коридорами и т.п. Но почему все из камня: ведь вокруг в изобилии росли деревья? Местноенаселение Европы всегда строило и свои дома, и усыпальницы из дерева. А туткамень, как в Египте и Месопотамии, где не было лесов. Случайно человекстроить дома из камня в лесу не будет. Вот если боги (т.е. традиция)прикажут. А может быть, люди ТРБ пришли на с. Европы с ю., из безлесных областей? И просто непривыкли еще строить дома и гробницы из дерева? Но каким путем пришли первыескотоводы и земледельцы в С. Европу? Оказалось, что самые древние поселкиТРБ появились на морском побережье Ютландии, Скандинавии и Европы. Позднее,через сотни лет, они стали распространяться и в глубь материка. Значит,первые земледельцы и скотоводы пришли по морю, обогнув всю Европу? Видимо,так. Известный американский ученый Р. Брейдвуд считает, что земледелие искотоводство шло в Европу не по суше, а по морю. Раскопки на Критеподтверждали это. Но как понять отсутствие в Европе крашеной керамики иследов в. культа быка? Значит, сельское хозяйство пришло в Европу до того,как на В. появились и крашеная керамика, и культ быка. Балканы, С. Причерноморье и Средняя Азия сохранили связи с В. ипозднее, когда появились крашеная керамика, всевозможные фигурки людей иживотных из глины и т.п. Более удаленные от В. области Европы эти связипотеряли раньше. Даже в Средиземноморье (за пределами Балкан) в неолите неделали крашеной керамики. Здесь повсеместно керамику, как и в Европе и наУрале, украшали выдавливанием узоров на сырой, глине. Однако и сюда по морюпришло земледелие и скотоводство с Ближнего и Среднего Востока. ТРЕНД - тенденции природных изменений (напр., склонность климата кпохолоданию и т.п.). ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА - операция вскрытия черепа живого человека длялечения опухолей и переломов. Следы таких операций прослежены в Европе еще вмезолите ок. 10-12 тыс. лет назад. Найден череп с двумя отверстиями,сделанными при жизни. После операции человек еще долго жил, и края раны начерепе хорошо зарубцевались. Видимо, Т. ч. избавила человека от опухоли.Данный череп найден при раскопках энеолитического погребения во Франции вместности Меннем ле Ви. ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА - энеолит Правобережной Украины, Молдовы (вРумынии называется культурой Кукутени). Названа по месту первого открытогопоселения у с. Триполье под Киевом. Происходит, как предполагают, от культурБоян, Кереш, линейно-ленточной керамики. Ранний этап (4000-3600 г. до н.э.)- керамика расписная, сходная с керамикой Ближнего и Среднего Востока (халафи другие культуры). Много статуэток из глины, изображающих женщину, сходны сглиняными фигурками Среднего и Ближнего Востока, Балкан. Модельки жилищ,украшения. Орудия преимущественно каменные. Средний этап (3600-3150 г. дон.э.). Поселения укрупняются, появляются огромные протогорода, укрепленныевалами и рвами. Строятся 2-этажные дома. Найдены мастерские по обработкекремня, увеличивается количество медных орудий, меняется форма статуэток. Напозднем этапе (3150-2350 г. до н.э.) происходит расселение трипольцев на с.и в. Исчезают города, население переселяется на низкие поймы. Преобладаютземлянки вместо крупных наземных домов. Уменьшается количество расписнойкерамики, увеличивается доля керамики, украшенной выдавливанием по сыройглине различных узоров. Женские статуэтки удлиненных пропорций сосхематизированной головкой. Сказывается, видимо, влияние экокризиса, к концукоторого Т. к. исчезает. Ряд ученых связывают Т. к. с предками славян. ТУТКАУЛ - многослойное поселение и культура мезолита Таджикистана.Выделяется несколько слоев. В нижнем, неолитическом слое найденыгеометрические микролиты.

У

УБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА - первая цивилизация Месопотамии. До VI тыс. до н.э.на ю. Месопотамии почти не было населения. Только в VI тыс. до н.э. здесьпоявляются первые поселки земледельцев. Их называют убейдскими по небольшомухолму Эль Убейд, недалеко от древнего г. Ура, к ю. от совр. Багдада. Древнееубейдских в Ю. Месопотамии поселений нет. Некоторые археологи предполагают,что вся Месопотамия к ю. от Багдада была затоплена водами Персидского заливаи потому здесь нет более ранних стоянок. Другие утверждают, что они здесьбыли, но их занесло многометровыми толщами. Однако штольни в дельте Тигра иЕвфрата никаких следов более ранних поселений не обнаружили. Очевидно, чтоэта область была впервые освоена только убейдцами между 4500 и 3500 г. дон.э. А раньше люди не селились здесь потому, что тут нездоровый, болотистыйклимат и нет никаких полезных ископаемых. Нет даже камня, а без него нет иорудий. Ведь это был каменный век. Откуда же появились убейдцы? Некоторые пытались найти их следы в Индиии Палестине, но не нашли. Не было их и в соседнем Иране. Одно время решили,что они пришли из Саудовской Аравии. Там были найдены следы убейдскихпоселений. Однако убейдские поселения в Аравии оказались более поздними, чеммесопотамские. Убейдцы сами пришли сюда из Месопотамии. Так и до сих порточно не известно, откуда пришли первые земледельцы в Ю. Месопотамию. Яснотолько одно, что, когда на с. Месопотамии расцветала халифская культура,убейдские земледельцы стали осваивать долину Тигра и Евфрата. Район был очень тяжелым для заселения. Здесь не было никаких животных,которых можно было бы одомашнить. Летом иссушающая жара, непредсказуемые иненадежные дожди. Зимой холода. Ни камня, ни дерева, годного для построек.Ни залежей металлических руд, ни драгоценных камней. Ничего. Условия дляжизни далеки от того, чтобы считать их райскими. И все же люди здесьпоселились. Они привели с собой крупный рогатый скот и принесли семенапшеницы и ячменя. Сеять можно было только по берегам крупных рек, лагун ипротоков. Прошла всего тысяча лет после появления первых убейдцев в дельтеМесопотамии, и здесь выросли богатейшие в мире города с дворцами, храмами ибиблиотеками. Хотя точно пока нельзя сказать, откуда пришли убейдцы, ясно, что онипоявились с с. Только там, в горах Загроса, в Анатолии, в С. Месопотамии иИране, были поселения древних земледельцев и скотоводов. Только тамнаучились люди строить храмы. Только там появился культ бога-быка, которыйтак пышно расцвел потом в Шумере и Вавилоне. Что заставило людейпереселиться в такой негостеприимный край? Видимо, ухудшение условий жизнина с. Очередная засуха, недород. Воды на горах мало, крупных рек не было.Кроме того - и истощение почв. Ведь сеяли хлеба уже 5 тыс. лет. 5 тыс. лет возделывали поля в предгорьях Загроса, в Иерихоне, вАнатолии. И каждый год взрыхляли поля на склонах гор и предгорий. Авзрыхленная земля легко смывается дождями. Под ударами одной дождевой капливзлетает в воздух количество земли в 600 раз больше ее диаметра. В среднем сматериков за 2500 лет смывается слой почвы толщиной 1 м. И все это идет вреки, а реки несут эту почву в дельту. Кроме твердых частиц, реки ежегодновыносят 320 млн. т кальция (0,1 км3), 560 млн. т кремния и много другихполезных для роста растений веществ. Потому-то пышно расцветает в дельтахрастительность и так богат животный мир. За первые 5 тыс. лет земледелия в среднем с пашни унесен слой 2 мтолщиной. Конечно, где-то его унесло больше, где-то меньше: больше - насклонах, меньше - на равнине. Земледелие и скотоводство впервые возникли насклонах гор Загроса и в других горных областях Ирана, Турции и Палестины.Здесь сносило почвы особенно сильно. Не случайно на Руси даже в XVII в.вырывали на склонах холмов рвы, собирали там почву, сносимую дождями, апотом на телегах перевозили ее на верхние участки. Может быть, так пыталисьделать и обитатели первых земледельческих деревень, мы пока этого не знаем.Пытались как-то регулировать полив - строили арыки, но реки были слишкоммалы. И пришлось первым земледельцам предгорий Загроса при глобальной засухев V - VI тыс. до н.э. переселиться в Ю. Месопотамию, туда, куда сносили Тигри Евфрат их плодородную почву. УКРАШЕНИЯ ДОИСТОРИЧЕСКИЕ - в палеолите, судя по раскопкам, чаще всегоизображались обнаженные женщины. Статуэтки обнаженных женщин - символдревнего человека в домашней обстановке, за плотной стеной из костей и шкур.В любой одежде у очага в таком жилище не усидишь. Европейскиепутешественники были шокированы обыкновением чукчей, коряков и эскимосовсидеть внутри своих жилищ совершенно голыми. Однако в тесном, безвентиляции, насыщенном испарениями тел и чадом жировой лампы жилище иначе иневозможно. Пот течет струйками, жарко, душно. В меховой одежде сидеть здесьнельзя еще и потому, что насыщенная влагой пота одежда на морозе гнется,ломается и не греет. Поэтому-то и изображали художники древнекаменного векаженщин с узким пояском или чаще всего совсем голых. Прически этих женщинроскошны. Волосы женщин из Мальты и Бурети (Сибирь) то падают на плечи, тоуложены параллельными друг другу горизонтальными рядами. В других случаяхони лежат зигзагообразными уступами. Палеолитические фигурки очень похожи на изображения богинь у с. народов- эскимосов, коряков, алеутов. Вероятно, и у палеолитических людей этифигурки имели религиозное, культовое назначение. В этом трудно сомневаться,глядя на подчеркнуто выраженную идею материнства, плодородия. Иногда эта жеидея воплощалась в изображении органа плодородия - вырезанных на кускемергеля ясных знаках женского начала. Такие "медальоны" найдены в КостенкахI и в палеолитических поселениях Франции. По понятиям эскимосов, в этихизображениях жили души умерших, переселявшиеся потом в новорожденных. Онислужили магическим средством для продолжения рода. Культ женщины-матери, судя по статуэткам и "медальонам", в позднемпалеолите был распространен широко - от берега Атлантики до Байкала (всяЕвропа, Сибирь). Конечно, у каждого племени были свои прародители и,конечно, свои моды. Украшения показывают стремление первобытного человекавыдвинуться чем-либо, проявить свою индивидуальность внешне, бытьзамеченным, иметь какое-то значение среди подобных ему людей. Кроме того,украшения, в особенности татуировка, - это своеобразный знак отличия, что-товроде наших погон, шевронов, кортиков. Ценность украшений была очень высока.Сколько раз злоупотребляли этим европейские купцы и мореплаватели! Но делотут не в том, что дикари были "наивны", "глупы" и т.п. Просто у европейцев инародов тропиков были разные понятия о ценности тех или иных предметов.Мореплаватель мог легко сбыть патагонцам кусочки шелковых лент, а кускидобротного сукна австралийцы хоть и уносили с собой в лес, но тамвыбрасывали их в кусты (европейцы потом их там находили). Одежда также возникла, вероятно, с одной стороны, из украшений (на ю.),а с другой стороны - из потребности защитить тело от холода (на с.).Первобытные люди украшения носят прямо на голом теле. В Европе сейчас этотобычай сохранился только у женщин. Мужчины уже нашивают украшения на одежду.Украшения имеют и магическое значение. Татуировка - широко распространенныйспособ раскраски тела у первобытных - знак рода, племени. Обрезание,возможно, тоже было вначале украшением и способом отличить соплеменника. Умногих племен татуироваться начинают с 12 лет и продолжают до старости.Татуируются зубами акулы, острыми камнями (микролитами), делая на коженадрезы, а потом заливая их сажей или краской. Североамериканские индейцыраскрашивали почти ежедневно свое лицо. Одни раскрашивали себе голову вкрасный цвет, другие - в черный, а некоторые - одну половину лица в красный,а другую в черный. Гуроны бегали за 20 миль, чтобы достать себе красящейземли. У обитателей Огненной Земли была мода разрисовывать себе лицо краснойи черной красками, а вокруг глаз обводить белой. Татуировка и раскраска, вероятно, имела и практическое назначение -удивлять, произвести впечатление на врага, испугать его. Брань, с которойлюбили начинать сражение гомеровские герои, вероятно, тоже относится к этомуже средству. "Вызывающие танцы" у новозеландцев с их ужаснейшими гримасами иугрозами тоже должны были внушить противнику страх. Тацит рассказывает ораскрашивании тела у одного из германских племен. У ботокудов знаком племени было прокалывание нижней губы. У другихплемен прокалывались уши, нос, щеки. Принимая подростка в свой семейныйсоюз, прокалывали ему уши и вдевали в отверстие кольца. У многих племенАвстралии, Полинезии, Америки был распространен обычай вставлять кольца иукрашения в нос и в уши. Некоторые австралийцы щеголяли большой костью,которую им мало-помалу удалось просунуть через нос. Австралийцы иполинезийцы любили носить большие кольца и на ногах. В Сунгире упалеолитического человека на ногах тоже были браслеты из бивней мамонта.Индейцы Гвианы втыкали себе в нос и уши бамбуковые палочки. Да и у нас,современников космического века, довольно часто можно встретить и серьги, иклипсы. Причем носят их не только женщины. А если взглянуть на молодежь, томожно встретить и другие первобытные украшения. Особенно хорошо видно сохранение древних обычаев в головных уборах.Знаменитые начесы - они и сегодня не вышли из моды. А ведь точно такие жепрически Б XIX в. носили женщины племен В. Африки. У всех первобытных племендля сохранения прически волосы покрывали и глиной, и маслом, и лаком (асовременные женщины применяют только лак, глина уже вышла из моды). При раскопках трипольских поселений часто находят какие-то непонятные"станки" из обожженной глины - с овальной выемкой в верхней части. Разгадкабыла найдена в Египте - точно такие же подставки, вырезанные из дерева ввиде полумесяца, на низком подножье употребляли вместо подушки, чтобы во снене испортить прическу. Сиамцы брили голову, оставляя только островок намакушке. По описаниям, и киевский князь Святослав имел бритую голову, скоторой свешивалась косичка, а в ушах у него были кольца. Древниегерманцы-свевы завязывали волосы узлом вокруг темени, оставляя свисать наспину "хвост", точно так же как еще недавно это делали модницы Парижа иМосквы. Древние кельты, как и современные новозеландцы, завязывали волосыузлом и втыкали в прическу гребень точно так, как это делали наши женщины в30 - 40-е г. XX в. У некоторых племен был обычай украшать себя, подпиливая или обламываяпередние зубы или окрашивая их в черный цвет. Древние аланы, жителиприуральских и предкавказских степей, в эпоху раннего средневековьяперебинтовывали в детском возрасте череп так, чтобы он вырос вытянутым,высоким. На таком черепе и редкие волосы создавали иллюзию высокой прически.Может быть, это связано с высоким уровнем радиации на Урале и в районестепей. Украшения обычно размещали на тех частях тела, которые создавалиестественную опору для подвязки: виски, шея, поясница, бедра, сочлененияверхней и нижней конечностей и верхней части руки. Самыми удобными былиплечи и бедра. УММ-ДАБАГИЯ - неолитическое поселение в С. Месопотамии. В У.-Д.обнаружено 4 слоя с остатками глинобитных домов. Вход в дома уже был не спотолка, а через двери. Глиняной обожженной посуды здесь было довольномного. Она была очень красивой, ее стенки были раскрашены яркой краской. Этакрашеная керамика вскоре широко распространяется по всему Ближнему иСреднему Востоку и заходит даже в Среднюю Азию и С. Причерноморье. Возможно,что такая яркая посуда с прочными стенками помогала надежно защитить запасыпищи от грызунов и позволяла делать настоящие двери, а не лазить в дом полестнице через потолок, как это делалось раньше. Дома в У.-Д. были более просторными, в них было уже несколько комнат.Ниши в стенах служили своеобразными буфетами, под полом делалисьоштукатуренные подполья для хранения запасов. В домах появились иоштукатуренные окна, вместо светового люка в чатал-гуюкских домах. Пол былпокрашен красной краской, стены - красным, черным и желтым цветом. Иногда настенах можно было найти росписи, изображающие охоту на онагров. Были и домас входом через потолок, их использовали как хранилища. Все это напоминалопредшествующие поселения Чатал-Гуюка. Население в основном жило за счет разведения овец, коз. Кости ихпреобладают в кухонных остатках У.-Д. Есть и кости крупного рогатого скота,свиньи и собаки. Очень много костей дикого онагра. Видимо, населениезанималось охотой на онагров особенно интенсивно. Некоторые исследователиполагают, что население У.-Д. выделывало шкуры онагра на продажу. Земледелиездесь, в сухой безлесной местности, было затруднительно. Видимо, горох, бобыи пшеница, найденные здесь при раскопках, завезены из других мест. В последние годы российские археологи нашли и исследовали новыепамятники культуры У.-Д. в С. Месопотамии. Они найдены в предгорьяхСинджарского хребта в Ираке. Среди новых памятников Синджара: телль Магзалия- пока единственное укрепленное поселение VII тыс. до н.э. в Месопотамии.Телли Сотто и Кюль-тепе - земледельческие поселения начала VI тыс. до н.э.Эти поселения говорят, что заселение С. Месопотамии началось еще в VII тыс.до н.э., однако население тогда здесь было немногочисленным. УНЕТИЦКАЯ КУЛЬТУРА - культура Центральной Европы. Бронзовый век. III-IIтыс. до н.э. УР - один из городов государств Ю. Месопотамии (в 160 км на з. отБасры). В 1922-1929 г. раскопки У. вел Вулли. Первое поселение основываетсяубейдцами (см. Убейд). Оно перекрыто 2,5 м речного ила и песка, которыеВулли считал следами потопа. Наиболее интересны раскопки царскогомогильника, в котором найдено много золотых и серебряных изделий,драгоценного камня, фигурок и т.д. Во времена III династии правителей городаУ. стал столицей Шумера. Тогда построен огромный зиккурат - ступенчатый храмв честь бога Луны Наннара. Город уничтожен в IV в. до н.э. УРАЛ И ДРЕВНИЙ ВОСТОК - связи между ними прослежены еще в мезолите. ВIX тыс. до н.э. население с Ю. Прикаспия принесло культуру геометрических.микролитов на Ю. Урал (янгельская культура). В неолите связи населения Ю.Урала и Среднего Востока видны по глиняным фигуркам. Фигурки человека иживотных из глины не делали нигде - ни в Европе, ни в Сибири. Однако онибыли в большой моде на Ближнем и Среднем Востоке. Их делали уже в Джармо, ноособенно много в VII тыс. до н.э. в Чатал-Гуюке, Хаджиляре и позднее - вМесопотамии. В Греции, на Балканах и на ю. Украины, куда в неолите довольнорано приходит из Ближнего Востока мода на крашеную ближневосточную керамику,также делали фигурки из глины. Уже в VI - V тыс. до н.э. в Чатал-Гуюкеизображались и мужчины, и женщины из глины. А в IV тыс. до н.э. в СреднейАзии изображались мужчины с бородами, ниспадающими на спину косами и сильновыступающими носами. Такие статуэтки были найдены и на Урале, напр, вСабактах III. Может быть, статуэтка Сабактов III - это подражаниесреднеазиатским образцам скульптуры? Но это не все. На о. Карабалыкты в неолитическом слое стоянки Мысовойнашли еще один любопытный предмет из обожженной глины. Это была катушкавеличиной со шпульку для ниток. И по форме она тоже напоминала шпульку,только в центре ее не было отверстия. Мы долго гадали, для чего бы мог бытьиспользован этот предмет. Однако такие конусы-"шпульки" из обожженной глиныделали опять же в Чатал-Гуюке и на других стоянках Ближнего и СреднегоВостока. И в большом числе. Есть они и на неолитических стоянках СреднейАзии (Джейтун). Там их тоже много. Они разные - то конусы, то шпульки, тоеще какие-то предметы. Специалисты по истории письменности считают, что этосамые древние письменные знаки. Каждый из них обозначал слово илипредложение. Их собирали в определенном порядке и посылали друг другу какписьма. Однако на Ю. Урале таких фишек единицы. Вряд ли здесь их делали дляписьма или еще для каких-то целей. Они сюда попали с ю. И ни о чем ином, како связях неолитического населения Ю. Урала с ю., с Ближним Востоком иСредней Азией, они нам пока не говорят. Более многочисленны на Уралеближневосточные "утюжки" - шлифованные камни с желобками и резныморнаментом. Итак, геометрические микролиты, человеческие фигурки из глины, шпулькииз обожженной глины, утюжки - все это материалы с Ближнего Востока. Значит,связи Урала и древнего Востока были устойчивые и длительные. Ведьгеометрические микролиты - это мезолит, а фигурка и фишки - неолит.Следовательно, с мезолита и до неолита связи были оживленными. Зачемприходили сюда люди с Ближнего Востока (а может быть, и из Месопотамии)?Видимо, их интересовал камень, которого здесь было в изобилии. Здесь ненужно было для его добычи сооружать шахты и карьеры. Он и сейчас, после 450тыс. лет его разработки, в изобилии валяется здесь повсюду, прямо наповерхности. Легче "добычи", чем здесь, пожалуй, не было нигде. Нужно былотолько прийти сюда и взять ее. И судя по геометрическим микролитам, фигурками фишкам, сюда за цветным камнем приходило в основном население из областейСреднего Востока. К сожалению, на промежуточной между Уралом и Ю. Прикаспием территориитакие следы связей пока прослежены только для мезолита. Позже, в эпохубронзы, уже строятся городки из глины (Аркаим) на Урале и встречаютсяклинописные надписи. Связи Среднего Востока и Урала существовали и позже. НаУрале найдено большое количество иранской серебряной посуды. УРАНОВЫЕ ПРОВИНЦИИ - большие скопления урановых руд в Ю. Африке. Этосамые богатые на земном шаре месторождения урана. Особенно выделяетсяместорождение Витватерсранд в Ю. Африке. В африканских урановых провинциях -ок. 70% мировых запасов урана. Уран - один из самых тяжелых элементов, которые открыты в естественномсостоянии. Он занимает 92-е место в таблице Менделеева. Важнейшее свойствоурана - его ярко выраженная естественная радиоактивность. В природесуществуют 3 изотопа урана: уран-238, уран-235, уран-234. Больше всегоурана-238. Уран постоянно распадается на торий, радон, радий и т.п. и вконце концов превращается в свинец и гелий. Скорость распада этих элементовразлична. Напр., радий распадается в 3 млн. раз быстрее, чем уран, и поэтомуна 3 т урана приходится всего 12 г радия. Все эти постоянные превращенияурана сопровождаются радиацией. И радиация эта довольно значительна. Онадействует на всех, кто находится поблизости. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе в павильоне Франциидемонстрировалась записная книжка Марии Кюри, которая, как известно, всюжизнь провела в работе с урановыми материалами. В эту записную книжку МарияКюри записывала наблюдения ок. 60 лет тому назад. Рядом с книжкой былпоставлен счетчик, который беспрерывно работал, лихорадочно отсчитываяогромное количество частиц, которые испускали соли радия, пропитавшиестраницы этой книжки. Прошло 60 лет (!) с того времени, как книжка былапоследний раз в руках работавшей с урановыми материалами исследовательницы,а счетчик продолжал отсчитывать радиацию, которую излучает книжка... Конечно, чем больше концентрация урановых руд, тем больше радиоактивноеизлучение. Ок. 20-10 млн. лет назад началось быстрое поднятие Африканскогоматерика, образовались рифты. В это время участились землетрясения. Они,видимо, обнажили урановые руды и усилили радиацию. Все это происходило незадолго до того, как появились здесь прямоходящиепредки человека - "бэби" из Таунга, австралопитеки, робустусы и др., т.е.тогда, когда среди обитавших там человекообразных обезьян стали появлятьсясущества, по своему внешнему виду ничем не отличающиеся от их потомков -людей. Там, где много урана, могут образовываться и естественные урановыекотлы. Один из таких "реакторов" обнаружен в Африке в местности Окло.История этого "реактора" выглядит примерно так. Сначала в дельте древнейреки образовался богатый урановой рудой слой песчаника толщиной до 10 м иболее и 0,5 км шириной. Покоилась урановая руда на крепком базальтовом ложе,и долгое время никаких чудес не происходило. Сигнал к действию был поданземлетрясением - обычным явлением в то время. Базальтовый фундамент будущего"реактора" опустился на несколько километров, потянув за собой урановуюжилу. Жила растрескалась, в трещины проникла грунтовая вода. Затем новоеземлетрясение подняло всю "установку" до современного уровня, как быпредлагая ее для осмотра. После спуска и подъема ничем не примечательныезалежи урановой руды стали ядерным "реактором"! В реакторах АЭС топливорасполагается компактными массами внутри замедлителя. Так получилось и вОкло. В руде появились глинистые "линзы", где концентрация урана от обычных0,5% повысилась до 40%. Видимо, их создали подземные воды, которые уносилиглину и сплачивали уран в единую массу. Как только масса и толщина слоев,обогащенных ураном, достигли критических размеров, в них возникла цепнаяреакция и "установка" начала работать. Ядерный реактор в некотором смыслепредставляет собой укрощенную атомную бомбу. "Реактор" в Окло был, конечно,не единственным. Видимо, были в Африке и другие. Естественно, что радиация взоне таких "реакторов" была высокой. Впрочем, залежи урана радиоактивны ибез урановых котлов. Следовательно, в Ю. Африке радиация в период появленияпрямоходящих предков человека была намного выше, чем где-либо на земномшаре. Итак, прародина человека отличается тем, что, перед тем как появилисьпрямоходящие предки человека, здесь участились землетрясения, образовалсяВеликий Африканский рифт. Усиление движений земной коры обнажило здесьурановые руды и создавало, видимо, естественные "реакторы". А радиация, какговорит генетика, вызывает мутации, т.е. изменение наследственных свойств,что и привело, видимо, к появлению прямоходящего предка человека -австралопитека. УРАРТСКАЯ КУЛЬТУРА - культура Армении и Турции. X-VI вв. до н.э.Города. Клинопись. Цивилизация. УРУК - город-государство в Шумере, в 60 км к с.-з. от Ура. УРУКАГИНА - в 1878 г. в Лагаше, шумерском городе, фр. археологи нашлилюбопытный клинописный документ, написанный в 2400 г. до н.э. В немрассказывается, что до этого времени по всей стране, "начиная с севернойграницы... до моря были поставлены надзиратели в качестве судей... Прикорабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был поставлен надзирательза пастухами, у овец был поставлен надзиратель за овчарнями. У рыболовныхсетей был поставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налогна поле перед начальниками закромов. Пастухи овец... должны были приотсутствии шерсти белых овец сдавать надзирателю соответствующее серебро.Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево, иплоды... Если труп погребался в могиле, то плата за похороны была... 7кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежда, 1 ложе, 1 кресло...". Чиновники богатели на поборах и грабежах. Земли и владения правителей(ишакку) сливались в сплошные огромные поместья. "Дома гарема, домадворцовой семьи и поля дворцовой семьи простирались от края до края". Но ок. 2400 г. до н.э. правитель Лагаша У. "установил царство в Лагашеи... среди 36000 людей... он восстановил древние правления и дал силуслову... От корабля он удалил надзирателя за кораблем. От ослов и овец онудалил надзирателя за пастухами. От рыболовных сетей он удалил надзирателяза рыбаками. От налогового зерна жреца он удалил начальника закрома. Отплатежа серебром... он удалил надзирателя... Начиная с северной границы...вплоть до моря не было больше судей надзирателей...". Жрец, заведующий складами, не имел права больше входить и выходить изсада воина... Большой человек не должен вымещать зло на простом человеке,"если у них не состоялась торговая сделка". Однако У. недолго усидел натроне. Чиновники позвали иностранцев и вместе с ними свергли У. УСАТОВО - поселение под Одессой с двумя курганами и двумя грунтовымимогильниками Энеолит. У. ряд ученых относят к позднему этапу трипольскойкультуры, другие считают отдельной культурой. УШКИ - стоянка на Камчатке, на берегу о. Ушковского, в среднем течениир. Камчатки. Ушки I - многослойное поселение на мысу, на высоте 3,5-4 м. 7культурных слоев, верхние 4 - неолит, 5 - финальный палеолит, слои 6-7 -поздний палеолит. В слое 7 очаги, жилые площадки, черешковые наконечникистрел, листовидные копья, резцы, скребки, все на ножевидных пластинках.Подвески из зубов хищников. Погребения датируются по C-14 13600-14300 летназад.






Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия