Студопедия — МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 1 страница






– Организация Объединенных Наций по промышленному развитию, создана в 1966 г. для поощрения развития и ускорения индустриализации развивающихся стран, а также координации деятельности ООН в области промышленного развития. Объединяет около 160 государств. Местопребывание – Вена.

А

АВТОРИТЕТ (от лат. autoritas - власть, влияние) - 1) общепризнанное неформальное влияние какой-либо личности (группы людей, организации) на окружающих через устоявшуюся систему социально-психических отношений; 2) высокий статус личности в группе, коллективе. 3) влияние личности на окружающих людей без ее специальных действий, направленных на это влияние. Профессиональный а. выступает следствием общественного признания «акме» личности.

 

АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. autoritas - влияние, власть) черта личности, выражающаяся в ее стремлении безоговорочно подчинить себе окружающих, с которыми она взаимодействует. А. может выступать одной из причин негативной профессиональной особенности личности, проявляющейся в стремлении подчинить себе других людей, особенно если она занята управленческой деятельностью. Однако, в соответствии с личностно-ситуативной концепцией а. она не всегда играет негативную роль в структуре профессионализма личности.

 

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА - стиль деятельности по руководству людьми, связанный с безоговорочным подчинением руководимых людей, подавлением их инициативы, ущемлением демократизма во взаимоотношениях с ними. А. с. р. не всегда противоречит эффективности руководства и может выполнять конструктивные вспомогательные функции при доминировании продуктивных стилей руководства.

 

АДАПТАЦИЯ (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психологическую и социальную а. В рамках акмеологии можно говорить и о профессиональной адаптации личности.

 

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. А. п. необходимый компонент адаптации профессиональной, однако психическая адаптация включена в контур саморегуляции, а потому предполагает осуществление адаптации самой личностью.

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (от лат. socialis - общественный) - оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру. Успешная а с.-п. выступает важной предпосылкой при достижении высот профессионализма в видах деятельности типа «человек - человек».

 

АКМЕ (от греч. Akme) - вершина развития человека (имеется в виду его онтогенез) как индивида (природного существа), как личности (ансамбля отношений) и как субъекта деятельности (прежде всего как профессионала), которой присущ целый ряд существенных особенностей.

Так, исследованиями, проведенными в научной школе Б.Г.Ананьева, обнаружено, что развитие человека в течение его жизни как природного существа, как личности по преимуществу как продукта общественных отношений и как субъекта деятельности, достигающего наивысшего для него уровня профессионализма в главном для него виде труда, идет неравномерно. Поэтому можно говорить лишь об относительном совпадении времени наступления акме индивидного, личностного, и субъектнодеятельностного. Если же оценивать характеристики каждой из трех названных вершин развития по отдельности, то прослеживаются такие их признаки, как содержание акме, как "калибр" акме или уровень, которого достигает человек в общем состоянии своего здоровья как индивид, в социальной значимости своих поступков как личность, в своих деяниях как труженик - творец. Выделяются также широта акме, время его достижения, наконец, его продолжительность.

 

АКМЕОГРАММА – основной метод акмеографического подхода, есть система требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы.

 

АКМЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД – обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм специалистов (на уровне единичного).

С точки зрения акмеографического подхода, речь идет уже не о достижении субъектом общественно-приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие акмеографического подхода от профессиографического. С позиций акмеологии профессиография и профессиографический подход решают задачи начального этапа становления профессионализма и являются составной частью акмеографии.

Применение акмеографического подхода связано с определением условий и факторов, способствующих развитию профессионализма личности и деятельности спец иалиста. Такие условия и факторы названы акмеологическими.

 

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ - Общеметодологические принципы акмеологии: общеметодологические принципы и подходы, выработанные человечеством на рубеже ХХI века одновременно в их объяснительном для своего предмета значении. Кроме общих методологических принципов современного гуманитарного, естественного и точного знания, она включает специальные, более конкретные методологические принципы, выполняющие роль мета-теории, сближаясь с определением ее предмета.

К числу общих методологических принципов акмеологии относятся:

- комплексный подход;

- системный подход;

- принцип детерминизма;

- принцип социальной детерминации личности;

- субъектный подход (или принцип);

- принцип развития через разрешение противоречий;

- принцип гуманизма, ценности человеческого бытия.

Специальные методологические принципы акмеологии выявлены на основании соотнесения: 1) методологической модели предмета акмеологии, 2) сформировавшихся и ставших оперативно-исследовательскими принципов психологии, а также 3) некоторых обоснованно отобранных философско-психологических и общеоперациональных принципов современного системно-прикладного знания. В их число вошли:

- личностный принцип (К.А.Абульханова, Л.И.Анцыферова, В.Г. Асеев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

- субъектно-деятельностный подход (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и др.);

- принцип соотношения имплицитного и эксплицитного, потенциального и реального (Л.И.Анцыферова, Т.И.Артемьева, В.Г. Асеев, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн и др.);

- оптимизации (Р.Р.Блейк, А.А.Деркач, А.Л.Журавлев, Л.В.Любинская, Б.Ф.Ломов, А.А.Малиновский, Д.С.Моутон, В.Д.Шадриков и др.);

- операционально-технологический принцип (О.С.Анисимов, С.А.Анисимов, А.С.Гусева, В.П.Зинченко, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, Е.А.Климов, А.К.Маркова, И.Н.Семенов, В.А.Сластенин и др.);

- психосоциальный подход (К.А.Абульханова-Славская, В.Дуаз, Н.И.Лапин, С.Московичи и др.);

принцип обратной связи (К.А.Абульханова-Славская, П.К.Анохин, Н.И.Бернштейн, А.В.Брушлинский и др.).

 

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

- первая состоит в дифференциации ее предмета от смежных наук;

- вторая - в систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания;

- третья - в соотнесении индивидуального подхода с типизацией, типологизацией, факторизацией; анализе стратегий и методов;

- четвертая - во внутренней интеграции общей и специальных областей акмеологии, в частности жизненного пути и профессиональной деятельности личности, дифференциации ценностного, биографического и социологического и др. подходов к жизни;

- пятая - в разработке проблемы времени и задаче интеграции различных “времен” - временных характеристик жизни, производительности труда, режимов деятельности, “новообразований”, направленности развития и т.д.;

- шестая, только намеченная задача, особого соотнесения акмеологии с социальной, политической и этнической психологиями (а не только с общей психологией и психологией развития), поскольку в этих областях проводятся акмеологические исследования, служащие практическим целям данных наук.

 

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ - акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конституирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.

Естественнонаучная ориентация в акмеологии выражается в том, что, во-первых, она методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения к эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т.п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т.п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда.

Гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется в обращении к комплексу наук о человеке и особенно тем, которые выявляют его ценностно-направленное развитие, совершенствование и самосовершенствование.

До возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение мастерства, на культивирование его вершинных “акме”-форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем – к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентацияакмеологии проявляется не столько в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т.п.), сколько в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. С одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т.п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И.Н.Семенов, 1993), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики т.п.).

 

АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ выражаютосновные противоречия - между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированностью, критериальностью всех ее векторов и саморегуляций, саморазвитием, самосовершенствованием субъекта. Эти противоречия снимаются введенным в систему методологии акмеологии понятием “оптимальности” и ее направленностью на ее практическое достижение. Методологические проблемы отражают тенденции и противоречия ее развития, ее становления, обретения самостоятельности.

Специально выделены (А.А.Деркач, Г.С.Михайлов):

1) методологическая проблема взаимоотношений акмеологии с другими науками, перспективным способом решения которой обеспечивает то, что методология акмеологии представляет собой конструктивную смысловую систему, определяющую как критерии дифференциации от других наук, так и целевые, смысловые критерии использования в ней положений других наук в специфическом качестве;

2) методологическая проблема законов и закономерностей акмеологии. На основе критериев определения законов в психологии, и общих критериев законов в науке (Б.Ф.Ломов, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн) выделены характеристики законов в акмеологии как:

- проективно-целевых, моделирующих, ценностных;

- законов, предполагающих интеграцию объективного и субъективного, внешнего и внутреннего;

- критериальных, т.е. дающих систему критериев диагностического исследования, акмеологических средств и целевой эффективности;

- социоантропологических, т.е. раскрывающих переходы превращения природного качества человека в личностно-социальное (А.А.Деркач - “цивилизованная природность”);

- раскрывающих взаимосвязи онтологически разных реальностей, многопараметральных (по Б.Ф.Ломову);

- частных законов моделирования (О.С.Анисимов и др.);

- законов-тенденций (по Б.Ф.Ломову);

- законов-алгоритмов (А.А.Деркач) - как инвариантных способов деятельности - конструктивных, оптимальных и вариативно-стратегических (К.А.Абульханова-Славская);

3) методологически поставлена проблема закономерностей в акмеологии:

- закономерностей, определяющих смыслоцелевую систему каждого конкретного исследования, в которой основанием оказываются: “готовность”, “оптимизация управленческой деятельности”, “потенциал” или “рефлексивно-иновационный метод” его развития, а остальные составляющие системы выступают в роли средств, условий и факторов, обеспечивающих решение поставленной задачи;

- закономерностей, заложенных исследователями в классификацию разных видов деятельности, дифференцированных по разным основаниям (“человек-природа”, “человек-человек” и т.д. - Е.А.Климов) или в определение ее ведущих характеристик, таких как надежность, энергозатратность, устойчивость и т.д. (В.Д.Шадриков и др.);

4) методологическая проблема интерпретации проблемы развития в акмеологии, конструктивный подход к которой, позволяющий дифференцировать ее понимание от общей психологии и психологии развития, состоит в утверждении целевого, прогрессивного, восходящего характера развития и минимизации препятствующих этому развитию факторов и оптимизации процесса акмеологическими средствами.

 

АКМЕОЛОГИИ ПОНЯТИЯ ОСНОВНЫЕ:

- группа понятий, являющихся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик: “зрелость”, “компетентность”, “профессионализм”, “мастерство”, “культура” и само “акме”;

- понятий, выражающих разные характеристики изменяющейся системы, системообразующей которой является “оптимальность”, а парадигмальной - “субъект”, “организация”, “конструктивность”, “проектирование”, сюда же относятся “алгоритм” и “стратегия”;

- понятий, выражающих социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организменных ресурсов - “индивид”, “организм”, “работоспособность”, “трудоспособность”, “цена” деятельности, “профессиональное долголетие”;

- понятий личностно-ориентированных: “личность”, “личность как субъект деятельности”, “субъект деятельности”, “готовность”, “психические особенности”, выступающие в качестве средств, а также “ответственность”, “я”-концепция;

- примыкающих к ней понятий, обозначающих полноту самореализации личности в жизни - “самореализация”, “объективация”, “самовыражение”, “самоутверждение”, “самоопределение” (Е.П.Никитин, Н.Е.Харламенкова) и “подлинность” (Сартр, Кьеркегор, Хайдеггер и др.).

 

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИНВАРИАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА – это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

Акмеологические инварианты профессионализма бывают:

общими, то есть полностью не зависящими от специфики деятельности; акмеологические исследования показали, что таковыми являются развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения и устойчивая образная сфера (у профессионалов высокого уровня, независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов);

специфическими или особенными, в определенной мере отражающими специфику профессиональной деятельности (например, для профессий класса “человек-человек” и “человек-коллектив” таковыми, как показали исследования, помимо общих инвариант, являются проницательность (или дифференциально-психологическая компетентность), коммуникабельность и коммуникабельность и коммуникативные умения, умение оказывать психологические воздействия и др.).

Определение специфических акмеологических инвариант является основой развития профессионализма в конкретной деятельности. Основными методами определения акмеологических инвариант являются экспертные оценки признанных профессионалов в какой-либо области и сравнительный анализ высокопродуктивной и среднепродуктивной деятельности, а также психологический анализ качества и умений, способствующих высоким достижениям.

 

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности.

 

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – основные причины, имеющие характер движущих сил, главные детерминанты профессионализма.

Акмеологические условия и факторы, как следует из данных определений, близки по своему содержанию, но не тождественны. Акмеологические условия имеют скорее объективный характер по отношению к будущему профессионалу, в то время как значительное число акмеологических факторов субъективны. Таким образом, они обладают разной силой или степенью значимости на различных этапах становления и развития профессионализма.

В психолого-акмеологических исследованиях в качестве значимых акмеологических условий назывались задатки, общие и специальные способности субъекта труда, состояние общества в период его становления, условия семейного и школьного воспитания, возможность получения образования, доступ к культурным ценностям и пр., что составляет содержание условий так называемого предстартового периода развития профессионализма (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.).

Акмеологические факторы, как отмечалось, ближе к произвольному воздействию со стороны субъекта труда и бывают трех видов (Н.В.Кузьмина):

– объективные, проявляющиеся как внешняя заданность и связанные с реальной системой профессиональной деятельности;

– субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности – это мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту профессионализма;

– объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.

Данная типология обладает достаточной степенью общности, но в то же время возможно применение и других оснований для обобщения. В частности, если ориентироваться на системную методологию, акмеологические факторы могут быть общими, особенными и единичными.

Важнейшими общими акмеологическими факторами, как показали исследования, являются высокий уровень мотивации, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации. Общими акмеологическими факторами являются также высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации (А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина), а также престиж профессионального мастерства (В.Д.Шадриков).

Видное место среди особенных акмеологических факторов занимают те, которые в конкретных видах профессиональной деятельности способствуют достижению высоких показателей – точности, надежности, организованности и пр. Таковыми являются, например, стрессустойчивость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др., т.е. то, что называется психологическими профессионально важными качествами. Сюда же могут входить и специальные умения.

Единичные акмеологические факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности и профессиональном развитии.

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД - является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы. В то же время в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные преимущественно на опору на конкретные методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический.

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (АЗ) - это специфическое комплексное знание, имеющее научно-методологическую ориентацию и трехкомпонентную структуру, Оно интегрирует социальные, гуманитарные и естественнонаучные (технологические) закономерности бытия человека. АЗ является результатом познания действительности и ее отражением в сознании субъекта деятельности как профессионала. Социальный компоне нт АЗ связан с проблемой смысла и стратегии жизнедеятельности субъекта (Абульханова К.А.). Это знания, включающие социокультурную направленность, гуманистическое мировосприятие, научную логику социального познания. Данные сведения гуманистичны, поскольку заключают в себе гуманизм, гуманность, человечность по отношению к людям и их деятельности. В совокупности с естественнонаучными социокультурные сведения представляют общественно-научное человекознание, за счет привлечения сведений из философии, истории, культуры, политологии, экономики, этики, юриспруденции, экологии, антропологии, медицины, генетики. Гуманитарный компонент АЗ включает комплекс сведений о целостном человеке из психологии(общей, возрастной, педагогической, социальной, психологии личности, общения, познания, деятельности, творчества, развития), педагогики(возрастной, сотрудничества), социологии, управления и др. Интеграция знаний о человеке социокультурной направленности с физиологией, генетикой, андрогогикой, геронтологией, психосоматикой и др. дает приращенное гуманитарное знание об эволюционном развитии человека в его биологическом, историческом, индивидуальном становлении. Предметом гуманитарного познания становятся феноменология, закономерности, детерминанты, факторы, механизмы, условия, способы индивидуального и профессионального развития субъекта деятельности. Особенно важно, что восстанавливается феномен гуманитарии в первоначальном, широком смысле слова, поскольку гуманитарный компонент включает многообразные знания субъекта деятельности о самом себе, обществе за счет дифференциации, интеграции и технологизации фундаментальных отраслей человекознания. Технологический компонент АЗ приравнивается к искусству, мастерству, т.е. к такому виду знания, который у древних мыслителей относился к "магическому". Технологическое оснащение деятельности заключается в объективировании знаний и практического опыта субъекта деятельности. Их функциональное назначение - упорядочить все "частности" деятельности, перевести на уровень эффективного достижения поставленных целей. К подобному типу знаний обычно относят забытые(нераскрытые) ремесленные технологии, в которых важнее всего профессиональная тренировка специальных, особых навыков.

 

АКМЕОЛОГИЯ - теоретико-практического типа знание, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, имеющая своей целью оптимизацию положения личности в современном социуме и наиболее продуктивное использование в разных сферах общественной и личной жизни ее природного, психологического, личностного, профессионального потенциала; наука о достижении вершин развития, жизни, мастерства.

Основателем акмеологии, сформировавшим основную ее идею - изучения “вершин” - жизни - высших достижений личности является Борис Герасимович Ананьев. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками А.А.Бодалевым, А.А.Деркачем, Н.В.Кузьминой и др. была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.

Предметом акмеологии является процесс и механизмы совершенствования личности - и как индивида, и как индивидуальности - в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящий к оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному способу осуществления деятельности в качестве субъекта.

Методологически специфика предмета акмеологии раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных, целевых объектов). Предмет акмеологии представляет собой сложную модель, выявляющую изменение, развитие исходного состояния реального объекта (“оригинала” - по терминологии Вартофского), его переход от “стартового” к идеальному, “вершинному” состоянию. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение способа его организации от наличного к более оптимальному уровню (по М.И.Сетрову). Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А.Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и - одновременно - достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности - в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе - профессиональной (руководителя, преподавателя и т.д.) Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального “вершинного” качества.

Специфика предмета акмеологии - в нахождении оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания - ценностный, модельно-целевой, и вместе с тем - целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии.

Акмеологическая наука подлинно интегральна, она не может быть разделена как, например, психология на общую и прикладные, поскольку в акмеологии именно ее практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т.е. выполняют функцию, которую обычно выполняет теория, гипотезы. Структура исследования в акмеологии строится во встречных направлениях - и от практико-социального запроса, потребности, переформулированной акмеологом в проблему, и от теории - предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях. Интегральность акмеологии как науки задается и ее ценностным и практическим критерием - необходимостью оптимизации. Именно этот критерий определил - в конечном итоге - не стихийно-поисковое, эмпирическое “заимствование” понятий и принципов из других областей знаний, а целесмысловое, по принципу необходимого и достаточного.

Система акмеологии как типа знания уникальна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи (Шафф) о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного “гештальта”, функционально-смысловой и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки.

 

АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ - cвязи акмеологии с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической.

В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая. с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмет и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов, их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований и теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 488. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.035 сек.) русская версия | украинская версия