Студопедия — МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 7 страница






КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЛИЧНОСТИ - средства определения профессионализма личности, достигшей высокого уровня квалификации, сознательно изменяющего и развивающего себя в ходе профессиональной деятельности, вносящего индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшего индивидуальное предназначение в профессии, ориентированного на высокие достижения, гармонично сочетающий личные интересы и интересы общества. (В.М.Дьячков, А.К.Маркова).

 

КУЛЬТУРА – достигнутый человечеством уровень развития и фонд лучших результатов этого развития, опредмеченный в формах искусства, науки, техники, становящийся условием дальнейшего развития поколений, обществ и отдельных личностей.

Ряд авторов (А.Кребер, Т.Парсонс, Р.Мертон и др.) рассматривают культуру как совокупность образов, систему ценностей, идей, детерминирующих упорядоченность и управляемость социальными системами, как средство организации и ориентации этих систем. Современные отечественные авторы (А.И.Арнольдов, С.Н.Иконникова, А.К.Уледов и др.) трактуют культуру как многоаспектное проявление активности субъекта в деятельности и общении, отмечая ее полифункциональный характер и гуманистическую направленность. Смысловые, моделирующие и регулирующие функции культуры анализируют Ю.М.Лотман, Э.Фромм, Л.Февр, Т.Тарановский, J.M. Jermier, J.W.Slocum, G.Foster и др.

Для акмеологии понятие культуры существенно как:

– достижение высшего уровня развития личностью, общностью, организацией, обществом, человечеством;

- профессиональная культура, обозначающая способность оптимальной реализации своих профессиональных знаний, умений, навыков в деятельности, профессиональное самоопределение и самореализация.

 

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - высший уровень и качество мышления человека, определяемое сознательным развитием способов мышления, соответствующих требованиям человеческой культуры. Культура мышления предполагает его организацию, оптимизацию и совершенствование. Она представляет собой способность оптимального использования знаний, интеллектуальных, научных достижений человечества, логическую последовательность мышления, его целенаправленность на решение актуальных проблем и задач. Культура мышления предполагает соединение субъектом способностей понимания, интерпретации, объяснения, доказательства (аргументации), рефлексии и диалога. Для выработки культуры мышления человеку необходима постоянная интеллектуальная работа, деятельность преодоления стихийного, ситуативного, стереотипного способа мышления. Особым, синтетическим вариантом культурного мыслительного процесса выступает рефлексия, совмещающая реконструкцию, критику и конструирование содержания мыслительной деятельности.

 

Л

ЛИДЕР (от англ. leader - ведущий) - член группы с наивысшим социометрическим статусом за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности. В психологии приняты различные классификации л.: 1) по содержанию деятельности (л. - организатор, л. - программист, л. - исполнитель); 2) по сфере проявления активности (л. универсальный, л. ситуативный); 3) по направленности деятельности (эмоциональный л., деловой л.) и т.д. Л бывает формальным (закрепленным юридически, назначенным) и неформальным (реально признаваемым коллективом).

 

ЛИЧНОСТИ СТРУКТУРА – совокупность психических качеств, состояний, особенностей и личностных образований, способ связи которых образует некоторую целостность. В зависимости от авторской концепции личности и ее определения, структура личности трактуется существенно по-разному, включая в разных вариантах направленность, характер, способности, типологические и индивидуальные особенности, а также темперамент, психогенетические и морфофункциональные задатки (а иногда исключая их из структуры личности). Многие авторы, рассматривая личность как чисто социальное образование, не включают в ее структуру биологически обусловленные образования. Одна из трактовок личности в рамках деятельностного подхода рассматривает не столько ее внутренние диспозиции в широком смысле слова, сколько сферы ее деятельностных взаимодействий с предметной и социальной действительностью (А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), признавая при этом ведущую роль социальной детерминации.

Наиболее распространена четко структурированная модель личности К.К.Платонова. Она включает четыре подструктуры: 1. Социально обусловленные качества личности (направленность, моральные качества, духовные потребности); 2. Биологически обусловленные качества (темперамент, задатки, патологические изменения); 3. Качества, обусловленные опытом (знания, навыки, умения, привычки); 4. Качества, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных психических процессов (тип памяти, степень эмоционально-моторной устойчивости и пр.).

Другая концепция личности (В.Н.Мясищева) преодолевает взгляд на структуру личности как ограничивающее ее “контур”, в известном смысле замкнутое образование. Согласно Мясищеву, преодолевающему дихотомию внешнего и внутреннего отношения, есть способы связи личности с миром (позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.). Эта концепция существенна как реализация системного подхода к личности, который методологически должен предшествовать рассмотрению структуры.

К.К.Платонов назвал свою структуру динамической, понимая, что нужно преодолевать в ее определении статику, но на современном этапе развития психологии очевидно, что к пониманию структуры личности можно подойти только исходя из функционирования личности, в системе ее связей с миром и ходе жизненного пути (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн). Личностная структура есть производная от способа ее функционирования, способа жизни. Одним из вариантов такой структуры может являться семантический интеграл – взаимосвязь притязаний, саморегуляции и удовлетворенности личности своими достижениями, в котором саморегуляция индивидуальным и динамическим образом регулирует соотношение приоритетов природных, психофизиологических, психических и др. составляющих.

Значительная часть зарубежных теорий личности в трактовке ее структуры исходят из положения об определяющей роли генетически ранних и структурно низших образований в регуляции поведения и по отношению к генетически более поздним новообразованиям (например, структура личности по З.Фрейду, включающая такие компоненты, как “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”). Отечественные теории личности в трактовке ее структуры исходят в основном из положения об определяющей роли генетически поздних и структурно более сложных новообразований личности (концепции личности С.Л.Рубинштейна, Л.И.Божович и др.).

С.Л.Рубинштейн рассматривал структуру личности как способ связи потребностей (направленности, мотивов), т.е. чего хочет человек, и характера – что есть он сам.

 

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях (А.А.Деркач, В.М.Дьячков).

Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе личностно-профессионального развития происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности:

1. Направленности личности:

– расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

– актуализация мотивов достижения;

– возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

– повышение компетентности;

– развитие и расширение умений и навыков;

– освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

– повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

7. Развитие акмеологических инвариант профессионализма.

 

ЛИЧНОСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ – понятие сложившееся в результате проведенных в последнее десятилетие теоретико-эмпирических исследований временных психофизиологических, психических, личностных временных особенностей, с одной стороны, временных требований, предъявляемых к человеку в разных видах деятельности (временных режимах), с другой, осознаваемых и неосознаваемых временных особенностей жизненного пути личности, с третьей. Интеграция этих разных временных модальностей (многоуровневой и многопараметральной временной организации личности, временных режимов деятельности и временных способов регуляции жизненного пути – временных перспектив, планирования времени и т.д.) позволила обнаружить разные временные способности (или ограничения) разных типов личностей в разных временных режимах деятельности, выявить разные личностные типологии представлений о времени жизни, жизненных перспектив. Была построена структурная модель личностной организации времени, включающая уровень осознания, переживания и практической регуляции времени, в которой у разных типов личностей выявились разные связи разных уровней, объясняющие оптимальность-неоптимальность, несвоевременность поведения личности во времени.

Полученные типологии доказывают наличие у личности особой способности, связанной с организацией времени деятельности и жизненного пути и могут быть использованы в практической психологии и акмеологии.

 

ЛИЧНОСТНЫЙ СТАТУС — положение личности в неофициальной структуре взаимоотношений. Он свидетельствует о ценности личности в рамках одной группы. Престиж — одна из характеристик статуса, своеобразная мера признания группой заслуг личности. Между интеллектом и личностным статусом, по данным исследования Р. Стогдилла, существует небольшая позитивная связь. Однако И. П. Волков получил отрицательные корреляции между показателями интеллекта студентов и их психологическим статусом в учебной группе. Эти (+–) корреляции и не могут иметь объяснительного значения, так как он достигается ценой совокупности особенностей личности, ее отношений к окружающим и поступков, носящих ценностный характер. Обычно отмечается статус того или иного из родителей в семье, ребенка в коллективе (в качестве лидера, исполнителя и т.д.) и т.д.

Для акмеологии понятие личностного статуса существенно в контексте ананьевского понимания – статус есть межличностное выражение определенного уровня достижений личности (как говорилось в России до революции – он достиг положения в обществе, в определенных кругах и т.д.).

ЛИЧНОСТЬ – индивидуальная форма, уровень бытия человека, индивидуальный способ существования и осуществления им себя в социальной и личной жизни. Личность является предметом изучения ряда наук и в их числе – акмеологии и психологии. В психологии личность определяется, во-первых, в контексте понятий “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”, во-вторых, в разных системах связей – с деятельностью, общением, познанием и жизненным путем в целом. В отечественной психологии общепринятым является определение личности как устойчивого психического склада человека и как одновременно проективной, динамической иерархической системы его организации, высшим уровнем которой является сознание.

Все зарубежные и отечественные концепции личности носят авторский характер и имеют разные основания ее определения. Соответственно различаются психоаналитические концепции личности (классические и современные), теория поля К.Левина, теория самоактуализации А.Маслоу, гуманистическая теория личности К.Роджерса, типологическое и генетическое определение личности К.Юнга и многие другие. В отечественной психологии Д.Н.Узнадзе определял личность на основе установки (и объективации), Л.С.Выготский – интеркоризации, А.Н.Леонтьев – деятельности, В.Н.Мясищев – отношений, В.С.Мерлин – интеграции, С.Л.Рубинштейн – диалектики внешнего и внутреннего и т.д.

В советский период отечественной психологии акцент ставился на методологическом определении личности – ее социальной детерминации и сущности, определяемой через общественные отношения, и на теоретических вариантах ее структуры. Преобладающим предметом изучения десятилетиями оставалась личность ребенка. Ничтожно мал в сравнении с теорией был удельный вес эмпирических и психосоциальных исследований реальной личности в конкретных социально-исторических условиях.

На современном этапе определением личности может служить несколько видоизмененная формула С.Л.Рубинштейна, определявшего личность через три моральности: “чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность, ценностно-мировоззренческая, духовная система личности), что может человек (его способности и дарования)) и, наконец, что есть он сам, т.е. что из его тенденций, установок, идеалов закрепилось в его характере”. Перефразируя это определение, личность есть способ реализации ее намерений, желаний (потребностей, мотивов и т.д.) ее способностями и возможностями в соответствии с ее характером и объективными жизненными условиями и требованиями. Этим подчеркивается интегральная и интегрирующая сущность личности, самореализация которой (и определение) осуществляется во времени и пространстве жизненного пути.

Высшими жизненными “способностями” личности являются сознание, активность (инициатива и ответственность) и способность к организации времени жизни и деятельности. В свою очередь, активность есть интеграл ее притязаний (обобщенных мотивов, направленности), саморегуляции и удовлетворенности (достижений), семантически связанных прямыми и обратными связями.

Одновременно актуально определение личности, предложенное В.Н.Мясищевым как совокупности отношений, которое, во-первых, снимает представление о личности как замкнутой структуре, во-вторых, позволяет объяснить все многообразие реально существующих личностей, поскольку отношения (согласно Мясищеву) носят или активный, или пассивный, или позитивный, или негативный характер. Это определение несет в своей основе принцип индивидуализации, позволяя преодолеть глобальную абстрактную модель личности. В свою очередь Б.Г.Ананьев конкретизировал это определение, рассмотрев личность как систему, вписанную в систему общества и развивающуюся в жизненном пути.

Развитие личности осуществляется в трех направлениях: 1) возрастном; 2) как индивидуальности; 3) в направлении совершенствования, т.е. достижения качества, отвечающего принципам человечности. Можно говорить о том, что личностью рождаются трижды, когда происходит: 1) становление ребенка личностью; 2) объективация ее как индивидуальности в жизни и деятельности; 3) достижение способа отношений к людям, отвечающего принципам человечности.

Личности как развивающейся системе присущи два способа организации – объективный (независящая от нее детерминация) и субъективный (саморекреация, самоопределение, самодетерминация). Выступая в качестве субъекта познания, субъекта общения, субъекта деятельности и жизненного пути, личность сама организует эти “интерактивные” пространства, разрешая противоречия между своей направленностью, притязаниями, ожиданиями и встречными детерминантами.

Ядерное личностное образование “Я-концепция”, по-разному определяемое разными психологами, связано с уровнем развития ее сознания и самосознания.

Акмеология, опираясь на психологические теории и исследования личности, имеет предметом своего изучения весь континиум ее качеств и реальных состояний, от регрессивных (деформаций и т.д.) до оптимальных (высшего уровня развития), теоретически обосновывая и практически осуществляя акмеологические способы содействия совершенствованию личности (нравственному, профессиональному и т.д.).

 

ЛИЧНОСТЬ ГОССЛУЖАЩЕГО - психолого-акмеологический или профессиональный портрет личности, объединяющий потребность самовыражения, самореализации и совокупность ее психолого-акмеологических и профессиональных характеристик, полученных на основе комплексных исследований, имеющих проективно-диагностическую, обучающую и развивающую направленность, включенных в контекст социальных, професиональных, гуманистических задач и целей деятельности.

Госслужащий стремится к самореализации, применению свох личных и профессиональных качеств. Самореализация - развитие своей индивидуальности, завоевание авторитета и общественного признания, успешная карьера. Способом именно такого проявления личности государственного служащего выступает его профессиональное самоутверждение. Профессиональное самоутверждение определяется степенью выраженности потребности госслужащего в данной профессиональной деятельности, его профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой и интернальностью в сфере профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоутверждения госслужащий стремится к выявлению зоны личностной ответственности средствами профессионального самоутверждения. При этом он стремится объединить потенциал своей личности с тем, что позитивно несет в себе его профессия для оптимального осуществления профессиональной деятельности.

Неудовлетворенность госслужащих характером реализации своих профессиональных притязаний и ограниченность социального пространства для самоутверждения влияет на функционирование ценностно-смысловой и мотивационной сферы, определяя тем самым специфические дефициты процесса профессионально деятельности.

Знание психологических особенностей в важнейшей сфере организации нашего общества - госслужбе - профессионального самоутверждения госслужащих позволяет моделировать, прогнозировать и управлять этим процессом, обеспечивая тем самым более эффективное профессионально-личностное развитие госслужащих. Сущность профессионального самоутверждения - мотивационный процесс реализации притязаний, направленный на достижение личностно-значимых результатов в профессиональной сфере, посредством актуализации “Я-концепции” госслужащего. В процессе профессионального самоутверждения происходит консолидация субъективно-престижных мотивов госслужащего с социально-гуманистическими мотивами его профессиональной деятельности.

 

ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ - рассматривается в системе связей “индивид”, “индивидуальность”, “субъект”, исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего развития и вершин жизни, “акме”. Однако акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности личности, но и регрессивные варианты развития и выявляет (диагносцирует) его наличное состояние и с помощью акмеологических средств содействует его оптимизации. Совершенствование возможностей личности профессионала, его становление субъектом деятельности достигается на основе научной разработки алгоритма деятельности и практического содействия профессионалу в наиболее оптимальном использовании всех своих индивидуальных возможностей, способностей, навыков, умений и знаний в деятельности в соответствии с алгоритмом.

 

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (от англ. longitude - долгота) длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути личности и на основе этого делать определенные выводы. Акмеология придает особое значение л. и. при комплексном изучении человека.

 

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – выражение познавательной потребности в интеллектуальном интересе, интеллектуальной активности, в способности искать, удивляться и переживать новое; в отличие от интеллектуальных потребностей, определяемых жизненными потребностями, любознательность отвечает потребности в самом познании, иногда даже в процессе познания безотносительно к получению конкретного результата, знания, истины. Любознательность – это первый спонтанный период развития интеллекта ребенка, его интеллектуальная активность, обычно блокируемая и утрачиваемая в процессе обучения. Однако и в период взрослости у некоторых типов личностей сохраняется любознательность, превращающаяся в интеллектуальную инициативу способность к творчеству. Особенно существенно определение любознательности как проявления личностной потребности в познании, поскольку интеллектуальная активность, как правило, связывается с мыслительными способностями, а не потребностями, которые реально являются механизмом актуализации, использования личностью своих способностей. Этот механизм, не раскрытый в психологии, становится проблемой акмеологической науки, которая стремится не только констатировать или развивать способности личности, но и выявлять собственные – потребностно-мотивационные причины их использования личностью.

 

М

МАНИПУЛЯТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - в отечественной психологической литературе определяется как психологическое воздействие с корыстными целями, неизвестными реципиенту, с намерением нанести ему какой-либо ущерб. В соответствием с подобным определением М.в. не имеет собственной психологической специфики, отличаясь от других видов психологического воздействия лишь по этическому параметру - как нравственно негативно оцениваемое, что может быть и при гипнотическом воздействии (непосредственно на подсознание), и при убеждающем воздействии, когда индуктор, влияя на сознание реципиента, стремится убедить его в чем-либо, преследуя при этом корыстную цель (выгоду для себя) с нанесением ему ущерба. В этом случае любое воздействие типа "здравствуйте, спасибо" могут быть оценены как М.в., если индуктор стремится через негласное расположение реципиента к себе таким образом, допустим, получить от него информацию для ее использования в ущерб психическому или физическому комфорту реципиента. В советской литературе М.в. использовалось, как правило, в выражениях типа: "манипулирование сознанием масс" и носило идеологическую окраску, поскольку относило его в основном к "буржуазному обществу" (см. "Краткий словарь по социологии", 1989, "Краткий политический словарь", 1988).

 

МАРГИНАЛЬНОСТЬ - комплекс личностных черт и соответствующие им особенности поведения, характеризующееся эмоциональной оторванностью от окружающих, «вытолкнутостью», порой на неосознаваемом уровне, из системы межличностных отношений, где личность (группа людей) реально функционирует, существует. В большинстве случаев психологические причины м. кроятся в несоответствии, в «несостыковке» личностного и коллективного бессознательного.

 

МАСТЕРСТВО - мастерством в психологии называется свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода (К.К.Платонов).

Как видно из данного определения, мастерство в содержательном отношении близко к категории профессионализма деятельности. Для того, чтобы достигнуть профессионального мастерства, необходимо обладать “стартовыми возможностями” – способностями, базовыми знаниями и умениями, техническими навыками, определенным уровнем квалификации, мотивацией достижения. Обретение мастерства является базовым этапом движения к АКМЕ на основе которого происходит формирование профессионализма личности.

Соотнесение признаков мастерства и профессионализма деятельности и личности позволяет предложить систему акмеологических показателей профессионализма. Таким образом, профессионализм может характеризоваться:

– высокой продуктивностью или эффективностью деятельности;

– высоким уровнем квалификации и профессиональной компетентности;

– оптимальной интенсивностью и напряженностью труда;

– высокой точностью и надежностью деятельности;

– высокой организованностью;

– низкой опосредованностью (как зависимостью от внешних факторов);

– владением современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

– стабильностью высоких показателей деятельности;

– возможностью развития субъекта труда как личности;

- направленностью на достижение положительных социально значимых целей.

 

МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности. М. п. - необходимый компонент профессионального «акме» личноcти.

 

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат medicus - врачебный, лечебный) отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и peaбилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является клиническая психология включающая патопсихологию, нейропшхологию и соматопсихологию. Интенсивно развиваются отрасли М. п. связанные с психокоррекционной работой: психогигиена, психофармако логия, ncuxoтерапия, психическая реабилитация. Среди важнейших проблем М. п. - взаимодействие психических и соматических (телесных, физиологических) процессов при возникновении и развитии болезни, закономерности формирования представления о своем зa6oлевании у больного, изучение динамики осознания болезни, формирования адекватных личностных установок, связанных с лечением, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств (медикаментов, процедур, клинических и аппаратурных исследований, хирургических вмешательств и др.) в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента. Существенное место среди исследуемых М. п. вопросов занимают психологические аспекты организации лечебной среды (стационара, санатория, поликлиник и т. д.), изучение отношений больных с родственниками, персоналом и друг с другом. В комплексе проблем организации лечебных мероприятий особое значение имеет изучение закономерностей психологического воздействия врача в ходе проведения им диагностической, лечебной, профилактической работы, рационального построения взаимоотношений участников лечебного процесса, предупреждение ятрогений.

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - массовидные социально-психические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находя-щихся в какой-либо гpyппe, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в xapaктере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Различают м. о. официальные и неофициальные; «по горизонтали» - между равными, и «по вертикали» - между подчиненными и начальниками. М. о. проявляются в психической совместимости-несовместимости.

 

МЕНТАЛИТЕТ – в настоящее время одно из наиболее остро дискутируемых понятий, различия в трактовке которого – в основном – проявляются у одних – в сведении или ограничении его содержания духовным, интеллектуальным, ментальным, нравственным, у других – в объяснении этим понятием всей совокупности жизненно-практических, бытовых форм бытия и образа жизни. Для одних – менталитет синоним общественного сознания в широком смысле слова в совокупности его национальных характеристик, традиционализмов, для других – культурно и национально-специфический уклад жизни. Обычно этим понятием обозначается культурно-специфические различия разных обществ и общин, эпох, или, минуя сравнения – раскрываются имманентные свойства именно данного менталитета. Вопрос о путях изменчивости менталитета не решен.

Акмеология и психология преодолевают крайности обоих позиций путем включения в понятие менталитета не только общественного, коллективного, но и индивидуального сознания. Благодаря раскрытой в акмеологии и психологии регуляторной способности индивидуального сознания, становится понятным, что в понятие менталитета включается связь идеальных, духовных, душевных форм с практическим традиционализмом, поведением, образом жизни. Сложность акмеолого-психологического определения менталитета заключается в необходимости учета не только его унифицирующих ту или иную общность форм, но и дифференцирующих, многообразия конкретных типов индивидуальных сознаний и способов душевно-духовного освоения бытия. Но индивидуальное сознание только тогда может рассматриваться как составляющая менталитета, когда речь идет о понимании, осмыслении им всеобщих форм жизни, общих категорий добра, зла, ума, т.е. о так называемых имплицитных концепциях.

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ.

Профессиональный менталитет госслужащего позволяет очертить целостность человеческого фактора в социально-правовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия “профессиональное сознание”, которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого-акмеологического аспекта, категория “профессиональный менталитет” интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем, не редуцируя их от политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 579. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия